Главная / История / Формирование функциональной грамотности на уроках истории через реализацию принципов личностно-ориентированного обучения.

Формирование функциональной грамотности на уроках истории через реализацию принципов личностно-ориентированного обучения.


Формирование функциональной грамотности на уроках истории через реализацию принципов личностно-ориентированного обучения.

Кульжанов Г.К.

Кенжекольская средняя общеобразовательная школа г. Павлодара

история


В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фактора становления и развития личности как индивидуальности. Оно является неотъемлемой частью той среды, в которой живет каждый человек. Образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповторимом разнообразии. Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, путь его собственного развития ему еще не ясен.[1]

Среди многочисленных забот учителя главная – это изучить со своим классом необходимый учебный материал. Наибольшее количество проверок школы направлены на выяснение степени освоения программного минимума или правильности заполнения отчетных документов. Добавим сюда тесты ВОУД, ЕНТ, которые, направлены на то, чтобы проверить память ученика. Складывается немного противоестественная картина: главным приоритетом нашего образования объявляется развитие личности средствами предметов. В государственных документах весь образовательный процесс характеризуется как личностно ориентированный, но ведь личностное развитие школьников никто и нигде не проверяет.

Хотя не все так трагично. Казахстанское педагогическое сообщество ясно осознает необходимость каждодневной кропотливой работы по выращиванию в учениках личностных качеств, без которых вступление во взрослую жизнь сильно затруднено. И родители наших учеников на вопрос, что, по-вашему, должна дать школа ребенку, с уверенностью отвечают, что школа должна научить ребенка быть успешным в окружающем нас мире, заложить умение жить среди людей, воспитать в нем характер и волю, сформировать умение учиться и многое другое, что необходимо в реальной жизни. Мы сегодня вряд ли услышим пожеланий родителей о том, чтобы их ребенка научили, скажем, химии или физике. Следовательно, социальный заказ нынешнего общества образовательным учреждениям – это помочь ребенку обнаружить и вырастить его личностные качества, то есть стать личностью.

Не стоит также забывать, что независимо от того, занимаются ли педагоги этим специально или нет, наши ученики сложатся в личности. Но без должного участия педагогов этот процесс будет неконтролируемым, а его последствия окажутся неожиданными и непредсказуемыми как для нас, так и для общества в целом, так как социализацию и выращивание подростка будет определять совокупность случайных факторов. И тогда никто не сможет гарантировать, что они не окажутся негативными.


Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Для этого нужна не изолированная, а единая для всех, но разнородная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе. [2]

Цель исследования: изучение особенностей личностно ориентированной технологии.

Задачи: 1. Изучить педагогическую литературу по данной теме.

2. Изучить технологию личностно ориентированного образовательного процесса.

3. Раскрыть принципы построения личностно ориентированной системы обучения.

4. Определить технологию личностно ориентированного образовательного процесса.

5. Изучить специфику проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: ученический коллектив.

Актуальность данной темы заключается в том, что личностно-ориентированное обучение применяется в педагогической практике нашего времени довольно часто. Основы личностно ориентированного развивающего обучения необходимо знать каждому педагогу.

Методы исследования:

1. Анализ педагогической литературы по данной теме.

2. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом.

База исследования: исследование проводилось на базе МО истории и обществознания ГУ. Кенжекольской СОШ города Павлодара.

Важность этой проблемы и возрастающая ее злободневность заставляет нас возвратиться к первостепенным положениям и понятиям личностно ориентированного образования, чтобы помочь учителям правильно в них сориентироваться и выработать личную позицию, сформированную на общих принципах.

Вашему вниманию я хочу продемонстрировать свой опыт работы в технологии личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской. .


Цели личностно-ориентированного обучения:

- развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка;

- максимально выявить, использовать индивидуальный опыт ребёнка

- помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства

Содержание в личностно-ориентированном обучении – не только предметные знания и умения, не только способы решения типовых предметных задач, но и способы, механизмы самоизменения, саморазвития учащихся; при этом важен сам процесс движения к саморазвитию учащихся, т.е. ценен процесс получения знаний и умений.

Фундаментальная идея состоит в переходе к диалогу от монолога, к пониманию от объяснения, к развитию - от социального контроля, к самоуправлению - от управления. Ключевая установка педагога - не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» (К. Н. Вентцель) для творчества. Первостепенный способ существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования – это исследовательский поиск и творчество. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще невелики, чтобы самостоятельно справляться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку требуются педагогическая помощь и поддержка.

Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности, и сознание личной ответственности за детскую жизнь, эмоциональное самочувствие, здоровье, развитие. Поддержка основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили – любить ребенка; очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.

В. А. Сухомлинский считал:

- педагог должен сохранять в себе ощущение детства, чтобы поддерживать ребенка;

- развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит;

- к поступкам детей относиться мудро;

- верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом;

- защищать ребенка;

- не думать о нем плохо, несправедливо;

- не ломать детскую индивидуальность, а поправлять и направлять ее развитие, помня о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

Занимаясь по личностно-ориентированной системе обучения, ученик:

  • получает возможность взглянуть на самого себя " изнутри" и " извне", сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

  • вырабатывает силу воли, так как, иногда действуя вопреки своим желаниям и интересам, учится управлять собой через постоянное влияние на учебные (а значит и жизненные) ситуации, контролирует свои потребности, учится управлять своими мыслями и разумно пользоваться речью;

  • учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принятию волевого решения, требуют принуждения к делу;

  • развивает способность быстрого принятия решений, позволяющую концентрировать усилие воли не на том, чтобы выбрать одно перед другим, а на размышлении о положительных и отрицательных свойствах выбранного решения;

  • удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании, во власти, любви, безопасности, так как личностно-ориентированное обучение опирается на технику удовлетворения потребностей и побуждает учащегося к определенному поведению;

  • учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением;



Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию.

При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока - лекционный и практический.

На уроках-лекциях ведется объяснение нового материала учителем.

Лекция носит проблемный развивающий характер. По ходу лекции ставятся проблемы, задачи и задания, в результате решения которых ученики приходят к нужному выводу (под руководством учителя). Во время лекции учитель задает учащимся вопросы, ответами на которые является анализ, синтез, обобщение полученной информации. Лекция строится на основе взаимодействия учителя и ученика. Форму работы выбирает учитель: работа в парах, группах, индивидуальная работа. Виды деятельности учащихся также могут быть различными: хронологический диктант, тест, защита моделей, дидактические игры, игры – соревнования…

На практической части занятия учащиеся приступают к реализации своего личностно-ориентированного учебного плана.

Во всех случаях, при ответах учащихся, не используется оценка "неудовлетворительно", так как по данной технологии ученик имеет право на ошибку и возможность ее исправления.

Составляется личностно-ориентированный учебный план по предмету, в котором указываются:

- наименование тем или разделов курса;

- временные рамки изучения тем или разделов;

- понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать;

- индивидуальные дополнительные задания ученику с учетом зоны его ближайшего развития;

- учебные результаты, полученные учеником.

Каждый учащийся в зависимости от его способностей, желаний, самочувствия продвигается по учебному плану, проходя каждый уровень заданий, определяя свой темп усвоения учебного материала по предмету, согласно плану, тем самым, создаются условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям. [4]

Личностно – ориентированный урок состоит из нескольких этапов:

1. Мотивационно – целевой этап, который включат в себя эмоционально – психологический настрой, выявление базовых знаний, определение темы урока, целеполагание.

2.Операционный этап, который состоит из проверки теории, самостоятельной работы и рефлексии.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

Рассмотрим распределение заданий по уровням.

В личностно-ориентированном обучении предусматривается три уровня заданий:

-репродуктивный (воспроизведение)- 1 уровень

-продуктивный (применение) - 2 уровень

-творческий – 3 уровень и дополнительное задание.

После выполнения задания каждого уровня проводится качественная и количественная рефлексия, направленная на выявление эмоционального состояния учащихся и уровня их знаний.

Задания первого уровня – это базовый стандарт. Это уровень воспроизведения, выделения главного, действия по образцу, по алгоритму, многократного повторения . Задания репродуктивного уровня обеспечивают обязательное усвоение учебного материала, соответствующего оценке "удовлетворительно". Содержание такого уровня заданий включают в себя вопросы: кто? что? где? когда? и описание, пересказ, формулировку теоремы или понятия, работу с картой или справочником, выполнение практических упражнений. Задания данного уровня должен выполнить каждый ученик и перейти к заданиям второго, более высокого уровня.


Задания второго уровня направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять и соответствуют оценке "хорошо". Типовыми для данного уровня являются вопросы: почему? зачем? как? в чем суть? как использовать? и задания, содержащие возможности приведения примеров, составления опорного конспекта и т. д.

Для составления заданий учитель, прежде всего, использует вопросы и задания, помещенные к параграфу или теме в учебном пособии. При этом не обязательно задания переписывать в план, а достаточно ограничиться указанием номера заданий и упражнений, а также страницы учебного пособия, где они помещены.

Взаимодействуя с учениками в ходе урока, учитель не опасается неправильных ответов; привлекает к работе всех учеников (а не только хорошо успевающих); обсуждает все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знания. Однако, необходимо помнить о том, что одно и то же задание по-разному воспринимается отдельными учениками. И то, что является лёгким для одного, может вызвать затруднения у другого. Как быть в этом случае? Необходимо заранее продумать этот вопрос и подготовить для учеников специальную каточку – помощь, в которой может быть алгоритм работы над заданием, указано нужное правило. При этом не следует отчаиваться, если дети вначале не принимают таких карточек-консультаций. Здесь нужно время для адаптации к помощи, нужно научить детей пользоваться вспомогательными средствами.

Вместе с тем следует соблюдать меру в оказании помощи, чтобы не выработать у учащихся чувства иждивенчества.[4]

Задания творческого уровня направлены на развитие у школьников самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствовать оценке "отлично". Это могут быть задания сравнить, систематизировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, обосновать свое отношение, доказать почему, действительно ли, перечислить преимущества или недостатки, привести аргументы или контраргументы, составить проверочный тест по теме, написать и защитить реферат по проблеме, подготовить и провести беседу или лекцию и т. д.

Оценивание заданий первого и второго уровня заданий предусматривают самопроверку, взаимопроверку по ключу: выполнение заданий третьего уровня проверяет учитель. Оценивание складывается

по следующим критериям:


  • полнота проверки обязательного уровня подготовки;

  • открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;

  • оценка методом сложения (общая оценка = сумме оценок за каждый уровень);

  • повышение оценки за достижения сверх базового уровня;

  • отсутствие отрицательной оценки;

  • возможность доработать и сдать материал;

  • предусматривается резерв времени для доработки;

  • возможна помощь учителя во время выполнения самостоятельной работы;

  • ученику дается «ключ» к проверочному заданию;


3 этап - Рефлексия. Как уже было отмечено, рефлексия проходит после проверки каждого выполненного уровня. В конце урока дети сами анализируют свою работу, выявляют трудности и недочёты, ставят цель на следующий урок, дают рекомендации тем, кто не справлялся с предложенными заданиями или допускал ошибки при их выполнении, отмечают своё настроение на уроке, используя цветограмму.

На этом же этапе дети выбирают домашнее задание.

Домашняя работа – это такая же форма организации учебно-воспитательного процесса, как и урок, а не приложение к уроку. При выполнении домашнего задания учащиеся имеют право выбора уровня задания.

Не секрет, что в школу приходят дети с разным уровнем подготовленности, развития, возможностей… По Блуму, всех обучаемых можно разделить на несколько категорий: малоспособные (10%), талантливые (5%) и учащиеся, чьи успехи зависят от затрат времени и усилий. Как мы видим, именно эти учащиеся составляют большинство.[3]

Оригинальность парадигмы целей личностно-ориентированных технологий содержится в ориентации на свойства личности, ее воспитание и развитие не по заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования – это своего рода среда, где происходит становление и формирование личности ребенка, для которой свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.

Система работы учителя и школы в целом, которая обращена на раскрытие и выращивание личностных качеств любого ребенкаэто и есть личностно ориентированное образование. Учебный материал выступает как средство и инструмент, которые создают условия для полновесного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса, а не как самоцель. Личностно ориентированное образование – это не комплект приемов, а своего рода философия, которая кардинально отличается от стандартной системы ценностей репродуктивной образовательной парадигмы.

«Отношения достоинства» и уважения между всеми субъектами образовательного процесса являются ядром этой философии. Целью образования становится формирование свободной, творческой, универсальной личности.

Определяющие положения этой философии можно выразить для учителя и ученика так:

1) признание приоритета личности перед коллективом;

2) гарантами возможности осуществления личностных качеств каждого должны выступать ученический коллектив и педагоги;

3) образование в учебном сообществе гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ученик должен осмыслить себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность в других;

4) признание того, что ученик располагает установленными правами, которые священны для учителя;

5) признание, что учитель такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с направляющими функциями; его мнение является в дискуссии одним из многих;

6) отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» учеников, понимание того, что все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других;

7) следование правилу «минимум отметок – максимум оценок»;

8) осознание учителем того, что учебный процесс проходит результативнее тогда, когда он меньше говорит на уроке сам и больше дает высказаться ученикам;

9) переход к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о …» от формулы «я тебя учу»;

10) не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать; признание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя;

11) осознание того, что ученик имеет право на личную образовательную траекторию и что учится ребенок не для учителя и родителей, а для того, чтобы уже сейчас занимать и тем более занять в будущем свое достойное место в жизни общества[1].

Однако простого привнесения этих принципов в школьный учебный процесс будет недостаточно. Для полноценной реализации личностно ориентированного образования необходимо преломление своего собственного жизненного и профессионального учительского опыта через эту философию. Требуется смена преподавательской стратегии и каждодневного урочного алгоритма. Нужны учебники и пособия, которые были бы написаны в рамках личностно ориентированного подхода. Они облегчат достижение назначенной цели, сориентируют правильно использовать развивающие технологии. Изменятся формы и методы организации классно-урочной и внеурочной деятельности, станет другой и образовательная среда класса.









Литература:


  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990

  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.,1995

  3. Горелик И.Ф. Характерные черты личностно-ориентированного урока. Завуч, 2000, № 6 с. 130-137

  4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.,2000 с. 94



Формирование функциональной грамотности на уроках истории через реализацию принципов личностно-ориентированного обучения.
  • История
Описание:

В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фактора становления и развития личности как индивидуальности. Оно является неотъемлемой частью той среды, в которой живет каждый человек. Образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповторимом разнообразии. Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, путь его собственного развития ему еще не ясен.[1]

Среди многочисленных забот учителя главная – это изучить со своим классом необходимый учебный материал. Наибольшее количество проверок школы направлены на выяснение степени освоения программного минимума или правильности заполнения отчетных документов. Добавим сюда тесты ВОУД, ЕНТ, которые, направлены на то, чтобы проверить память ученика. Складывается немного противоестественная картина: главным приоритетом нашего образования объявляется развитие личности средствами предметов. В государственных документах весь образовательный процесс характеризуется как личностно ориентированный, но ведь личностное развитие школьников никто и нигде не проверяет.

Автор Кульжанов Гамал Каиргельдинович
Дата добавления 28.04.2015
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 524
Номер материала 58533
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓