Главная / Другое / «Формы работы школы - интерната по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе».

«Формы работы школы - интерната по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе».


«Формы работы школы - интерната по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе».

Учитель ничего не производит, кроме будущего…

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы до века

Творим по мере наших сил

Н.А.Заболоцкий


Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического

Сегодня главным социальным институтом для ребенка является ШКОЛА. Поэтому именно она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности.
В каждой стране есть дети с ограниченными интеллектуальными возможностями, возможно, скоро восприятие таких детей в нашем обществе станет нормой. 
Но трудности восприятия общества возникают у ребенка. Имеющийся дефект, приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватное условие и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления Для успешной социальной адаптации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта. При попадании ребенка в школу - интернат любого вида дети переживают адаптационный стресс, так как отсутствие привычного контакта со взрослыми (родителями, родственниками), общения с новыми людьми и незнакомая обстановка лишают ребенка ощущение защищенности. 
Адаптация ребенка, его здоровье и развитие зависит не только от правильного питания, режима дня и т.п., но и психологического комфорта, индивидуального подхода к ребёнку с учётом его психологических, личностных особенностей. Педагог чаще всего первый, кто сталкивается с дезадаптированным ребёнком. И от того, какую педагогическую позицию он займёт, во многом зависит процесс адаптации ребёнка к обучению, к жизни в школе интернатного типа. Необходимы и умения для успешной адаптации:

-умение осознать требования педагогов и соответствовать им;
-умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
-умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы-интерната;
-умение общения и достойного поведения с одноклассниками.
Многие умения не присущи умственно-отсталому ребёнку. Личностные и деловые отношения между детьми и педагогами складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими, соотнести свои конкретные личностные интересы с общими интересами коллектива. Умственно-отсталым трудно общаться с незнакомыми и даже знакомыми людьми. Сравнительно легко вступив в контакт, они затрудняются в построении вопроса, просьбы т.к. бедный словарный запас, дефекты произношения затрудняют общение детей, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе адаптации, формируются отрицательные черты характера. В коррекционной школе в связи с известными особенностями развития личности умственно-отсталого школьника, в частности такими как снижение инициативы, самостоятельности, нарушение иерархии потребностей и интересов, осознания общественно значимых мотивов деятельности, объективно возрастает необходимость усиления педагогического руководства поведением и деятельностью учащихся. Адаптировать ребёнка к условиям жизни в школе-интернате педагогу поможет индивидуальный подход к каждому из них. Оказание доверия ученику, положительная оценка извне, поощрение - сильный воспитательный приём во вспомогательной школе. Весьма полезно специально организованное общение с работниками школы, при посещении служб школы. Эти мероприятия следует проводить так, чтобы у школьников воспитывалось умение оценивать ситуацию, определять нужного собеседника, вступать с ним в беседу, правильно формулировать вопросы и ответы, находить выход из затруднительных положений. При обучении детей с нарушением интеллекта рекомендуется включать их в процесс активной практической деятельности . Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового общения со взрослым .И сейчас задача педагогов и психологов, помочь особому ребенку без труда влиться в общество, найти работу, и быть социально полезным гражданином нашей страны. Для этого нужно видеть лучшие качества ребенка, развивать его коммуникативную  сферу, диалогическую речь, и  научить его взаимодействию в том микроклимате, в котором он сейчас находится 

  Задача педагогов специального (коррекционного) учреждения – оказать профессиональную помощь таким детям и их родителям, сделать все возможное, чтобы « золотая пора» маленького человека была « временем радости и мира, игр, учебы и роста».
Современный этап развития системы специального (коррекционного) образования характеризуется гуманизацией. Ее принцип, несомненно, предполагает существенные изменения в отношении к обучающемуся. Личность ученика с его потребностями и интересами должна быть в центре воспитательного и образовательного процесса и положены в основу функционирования и организации системы специального образования. Внимание, уделяемое проблемам, связанным с поиском новых путей оптимизации воспитания и обучения детей с недостатками физического и умственного развития, в конечном итоге, ориентировано на реабилитацию этой категории лиц, на последующую интеграцию их. В этом заключается социальная значимость и направленность всего специального образования.

Коррекция развития детей специальной школы, особенно младшего возраста, должна осуществляться преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего и дошкольного возраста. Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно – практической деятельности умственно отсталых детей на всех уроках. В предметно – практической деятельности дети коррекционной школы могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения.

Задачами коррекционно – воспитательной работы в школе –интернате для детей с ОВ является:

- Необходимость социальной адаптации детей коррекционной школы, общение со средой нормальных людей ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи нравственного воспитания, выработки у них общепринятых норм поведения.

- Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;

- Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье или специальном учреждении умение выполнять несложные виды этого труда;

-По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками) и складывание готовой продукции в определенном порядке;

-Научить работать совместно с товарищами по поточной – бригадной системе, соблюдая принятые нормы и правила поведения.

В программу обучения в нашей школе и после её окончания введена дисциплина «Социально – бытовая ориентировка». Необходимость и важность введения этого предмета вызвана тем, что умственно отсталые дети испытывают большие трудности в приспособлении к окружающей жизни, они плохо ориентируются в общественных местах, не имеют навыков общения и в результате этого, как правило, несамостоятельны, беспомощны в практической жизни.
Задача этого предмета – не только дать детям знания и представления о различных учреждениях окружающей их жизни (транспорт, магазин и т.д.), но и научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться ими, дать подросткам твердые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе. Результаты этой работы будут в значительной степени определять уровень социальной адаптации умственно- отсталых в их дальнейшей жизни.
Вопросы защиты прав детей и гуманного к ним отношения всегда были в центре внимания педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы-интерната. 

Проанализировав наши возможности и определив, какой должна быть деятельность школы-интерната, чтобы максимально обеспечивать развитие нашего учреждения в полезном для детей направлении. И пришли к выводу, что необходимо укреплять личностно-ориентированный подход и всеми силами стремиться сохранять здоровье воспитанников. Иными словами, школа-интернат должна стать для детей данной категории - оплотом мира и согласия на фоне ухудшающихся экономических условий и наступления низкопробной культуры.
У коллектива есть желание в сложившейся ситуации работать на благо всех детей, чтобы каждый из воспитанников получил тот объем знаний, который он может усвоить и использовать во взрослой жизни.
Педагогами школы разработаны разно вариантные модели коррекционно-развивающих занятий по творчеству, бесед, экскурсий, праздников. В разработке занятий принимали участие педагоги и воспитатели. Педагоги нашей школы - интерната глубоко изучают индивидуальные особенности детей, апробируют в своей деятельности гуманистические идеи новаторской педагогики, педагогики коррекционно - развивающего обучения, активно внедряют в практику работы. 
Воспитательная работа в нашей школе направлена на формирование социально-адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно-развивающего и культурного пространства.  Педагоги школы-интерната организовали практическую подготовку воспитанников путём реализации творческих способностей ребёнка в сфере дополнительного образования. В школе-интернате организованы мастерские: «Волшебный резец», «Резьба по дереву», «Мастерица», «Бисероплетение», «Очумелые ручки», «Лоскуток», «Квилинг», и т.д. 
 Для развития творческих способностей обучающихся, воспитанников, а также для последовательного формирования целостной системы воспитательного воздействия педагогическим коллективом школы используются формы работы, способствующие разностороннему развитию личности детей в быту. 
 Углубленное усвоение одного из видов декоративного искусства в сочетании с практической деятельностью способствовало решению целого ряда вопросов социализации детей:
- формирование навыков и потребности в труде, потребности занимать достойное место в обществе;
-управление личностными мотивами поведения;
- расширение и совершенствование круга культурных потребностей;
- формирование стремления добиваться результатов и доводить начатое дело до конца.
Результаты проводимых педагогических наблюдений и обследований обнадёживает – дети стали заметно добрее, грубость и злоба уходит из их взаимоотношений. Воспитывая доброго, ответственного и коммуникативного человека, мы воспитываем хорошего гражданина и хорошего семьянина, что и составляет конечную цель всего воспитательного процесса..
Применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Обращение к личности ученика, стремление его понять, поиски вместе с ним самостоятельных решений, новых форм в работе - вот составляющие воспитательного процесса в нашей школе.
Итак, какие же формы работы в этом направлении используются в нашем коллективе

Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка и средством компенсации первичного дефекта. На предметах общеобразовательного цикла рекомендуется по возможности приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям, моделировать жизненные и производственные ситуации. При обучении рекомендуется включать их в процесс активной практической деятельности. Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового общения со взрослым . Помочь ребенку без труда влиться в общество, найти работу, и быть социально полезным гражданином нашей страны. Для этого нужно, развивать его коммуникативную  сферу, диалогическую речь, и научить его взаимодействию в том микроклимате, в котором он сейчас находится. 



«Формы работы школы - интерната по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе».
  • Другое
Описание:

Сегодня главным социальным институтом для ребенка является ШКОЛА. Поэтому именно она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности.В каждой стране есть дети с ограниченными интеллектуальными возможностями, возможно, скоро восприятие таких детей в нашем обществе станет нормой. Но трудности восприятия общества возникают у ребенка. Имеющийся дефект, приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования.

Автор Косарик Василий Васильевич
Дата добавления 16.11.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 68
Номер материала MA-068553
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓