«Формы
работы школы - интерната по социальной адаптации и успешности школьников в
современном обществе».
Учитель ничего не производит, кроме будущего…
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил
Н.А.Заболоцкий
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые
отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за
собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых
выпускников школ. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы
VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно
отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к
условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм,
правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной
основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок,
ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и
усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно
поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней
свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного,
благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная
адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно
отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом
социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно
направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и
программно-методического
Сегодня
главным социальным институтом для ребенка является ШКОЛА. Поэтому именно
она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации
личности.
В каждой стране есть дети с ограниченными интеллектуальными возможностями,
возможно, скоро восприятие таких детей в нашем обществе станет нормой.
Но трудности восприятия общества возникают у ребенка. Имеющийся дефект,
приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития.
Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования.
В
соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом «Об образовании»
дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование.
Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды,
обеспечивающей адекватное условие и равные возможности для получения
образования, лечения и оздоровления Для успешной социальной адаптации
рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями
интеллекта. При попадании ребенка в школу - интернат любого вида дети
переживают адаптационный стресс, так как отсутствие привычного контакта со взрослыми
(родителями, родственниками), общения с новыми людьми и незнакомая обстановка
лишают ребенка ощущение защищенности.
Адаптация ребенка, его здоровье и развитие зависит не только от правильного
питания, режима дня и т.п., но и психологического комфорта, индивидуального
подхода к ребёнку с учётом его психологических, личностных особенностей.
Педагог чаще всего первый, кто сталкивается с дезадаптированным ребёнком. И от
того, какую педагогическую позицию он займёт, во многом зависит процесс
адаптации ребёнка к обучению, к жизни в школе интернатного типа. Необходимы и
умения для успешной адаптации:
-умение осознать требования педагогов и соответствовать им;
-умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
-умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы-интерната;
-умение общения и достойного поведения с одноклассниками.
Многие умения не присущи умственно-отсталому ребёнку. Личностные и деловые
отношения между детьми и педагогами складываются весьма трудно и медленно. Эти
дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность
реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими,
соотнести свои конкретные личностные интересы с общими интересами коллектива.
Умственно-отсталым трудно общаться с незнакомыми и даже знакомыми людьми.
Сравнительно легко вступив в контакт, они затрудняются в построении вопроса,
просьбы т.к. бедный словарный запас, дефекты произношения затрудняют общение
детей, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе адаптации,
формируются отрицательные черты характера. В коррекционной школе в связи с известными
особенностями развития личности умственно-отсталого школьника, в частности
такими как снижение инициативы, самостоятельности, нарушение иерархии
потребностей и интересов, осознания общественно значимых мотивов деятельности,
объективно возрастает необходимость усиления педагогического руководства
поведением и деятельностью учащихся. Адаптировать ребёнка к условиям жизни в
школе-интернате педагогу поможет индивидуальный подход к каждому из них.
Оказание доверия ученику, положительная оценка извне, поощрение - сильный
воспитательный приём во вспомогательной школе. Весьма полезно специально
организованное общение с работниками школы, при посещении служб школы. Эти
мероприятия следует проводить так, чтобы у школьников воспитывалось умение
оценивать ситуацию, определять нужного собеседника, вступать с ним в беседу,
правильно формулировать вопросы и ответы, находить выход из затруднительных
положений. При обучении детей с нарушением интеллекта рекомендуется включать их
в процесс активной практической деятельности . Усвоение предметных действий
будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального,
ситуативно-делового общения со взрослым .И сейчас задача педагогов и
психологов, помочь особому ребенку без труда влиться в общество, найти работу,
и быть социально полезным гражданином нашей страны. Для этого нужно видеть
лучшие качества ребенка, развивать его коммуникативную сферу,
диалогическую речь, и научить его взаимодействию в том микроклимате, в
котором он сейчас находится
Задача педагогов специального (коррекционного) учреждения – оказать
профессиональную помощь таким детям и их родителям, сделать все возможное,
чтобы « золотая пора» маленького человека была « временем радости и мира, игр,
учебы и роста».
Современный этап развития системы специального (коррекционного)
образования характеризуется гуманизацией. Ее принцип, несомненно,
предполагает существенные изменения в отношении к обучающемуся. Личность
ученика с его потребностями и интересами должна быть в центре воспитательного и
образовательного процесса и положены в основу функционирования и организации
системы специального образования. Внимание, уделяемое проблемам, связанным
с поиском новых путей оптимизации воспитания и обучения детей с
недостатками физического и умственного развития, в конечном итоге,
ориентировано на реабилитацию этой категории лиц, на последующую интеграцию их.
В этом заключается социальная значимость и направленность всего специального
образования.
Коррекция
развития детей специальной школы, особенно младшего возраста, должна
осуществляться преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для
детей раннего и дошкольного возраста. Основным методом обучения должна стать
организация постоянной активной предметно – практической деятельности умственно
отсталых детей на всех уроках. В предметно – практической деятельности дети
коррекционной школы могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы
были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения.
Задачами коррекционно – воспитательной работы в школе
–интернате для детей с ОВ является:
-
Необходимость социальной адаптации детей коррекционной школы, общение со средой
нормальных людей ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи
нравственного воспитания, выработки у них общепринятых норм поведения.
-
Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в
бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;
-
Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи
в хозяйственно – бытовом труде в семье или специальном учреждении умение
выполнять несложные виды этого труда;
-По
индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной
знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций
последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками) и складывание
готовой продукции в определенном порядке;
-Научить
работать совместно с товарищами по поточной – бригадной системе, соблюдая
принятые нормы и правила поведения.
В
программу обучения в нашей школе и после её окончания введена дисциплина
«Социально – бытовая ориентировка». Необходимость и важность введения этого
предмета вызвана тем, что умственно отсталые дети испытывают большие трудности
в приспособлении к окружающей жизни, они плохо ориентируются в общественных
местах, не имеют навыков общения и в результате этого, как правило,
несамостоятельны, беспомощны в практической жизни.
Задача этого предмета – не только дать детям знания и представления о различных
учреждениях окружающей их жизни (транспорт, магазин и т.д.), но и научить их
практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться ими, дать
подросткам твердые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе.
Результаты этой работы будут в значительной степени определять уровень
социальной адаптации умственно- отсталых в их дальнейшей жизни.
Вопросы защиты прав детей и гуманного к ним отношения всегда были в
центре внимания педагогического коллектива специальной
(коррекционной) школы-интерната.
Проанализировав
наши возможности и определив, какой должна быть деятельность школы-интерната,
чтобы максимально обеспечивать развитие нашего учреждения в полезном для детей
направлении. И пришли к выводу, что необходимо укреплять
личностно-ориентированный подход и всеми силами стремиться сохранять здоровье
воспитанников. Иными словами, школа-интернат должна стать для детей данной
категории - оплотом мира и согласия на фоне ухудшающихся экономических
условий и наступления низкопробной культуры.
У коллектива есть желание в сложившейся ситуации работать на благо всех детей,
чтобы каждый из воспитанников получил тот объем знаний, который он может
усвоить и использовать во взрослой жизни.
Педагогами школы разработаны разно вариантные модели коррекционно-развивающих
занятий по творчеству, бесед, экскурсий, праздников. В разработке занятий
принимали участие педагоги и воспитатели. Педагоги нашей школы - интерната
глубоко изучают индивидуальные особенности детей, апробируют в своей
деятельности гуманистические идеи новаторской педагогики,
педагогики коррекционно - развивающего обучения, активно внедряют в
практику работы.
Воспитательная работа в нашей школе направлена на формирование
социально-адаптированной личности посредством создания единого
реабилитационно-развивающего и культурного пространства. Педагоги
школы-интерната организовали практическую подготовку воспитанников путём
реализации творческих способностей ребёнка в сфере дополнительного образования.
В школе-интернате организованы мастерские: «Волшебный резец», «Резьба по
дереву», «Мастерица», «Бисероплетение», «Очумелые ручки», «Лоскуток»,
«Квилинг», и т.д.
Для развития творческих способностей обучающихся, воспитанников, а также
для последовательного формирования целостной системы воспитательного
воздействия педагогическим коллективом школы используются формы работы,
способствующие разностороннему развитию личности детей в быту.
Углубленное усвоение одного из видов декоративного искусства в сочетании
с практической деятельностью способствовало решению целого ряда вопросов
социализации детей:
- формирование навыков и потребности в труде, потребности занимать достойное
место в обществе;
-управление личностными мотивами поведения;
- расширение и совершенствование круга культурных потребностей;
- формирование стремления добиваться результатов и доводить начатое дело до
конца.
Результаты проводимых педагогических наблюдений и обследований обнадёживает –
дети стали заметно добрее, грубость и злоба уходит из их взаимоотношений. Воспитывая
доброго, ответственного и коммуникативного человека, мы воспитываем хорошего
гражданина и хорошего семьянина, что и составляет конечную цель всего
воспитательного процесса..
Применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более
целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Обращение к
личности ученика, стремление его понять, поиски вместе с ним самостоятельных
решений, новых форм в работе - вот составляющие воспитательного процесса в
нашей школе.
Итак, какие же формы работы в этом направлении используются в нашем коллективе
Социальная
адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем
усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения,
принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального
благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в
состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур,
которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной
среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели, он лишен основы
самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме.
Поэтому социальная адаптация является важнейшей задачей обучения и воспитания
умственно отсталого ребенка и средством компенсации первичного дефекта. На
предметах общеобразовательного цикла рекомендуется по возможности приближать
учебный процесс к реальным, жизненным условиям, моделировать жизненные и
производственные ситуации. При обучении рекомендуется включать их в процесс
активной практической деятельности. Усвоение предметных действий будет наиболее
эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового
общения со взрослым . Помочь ребенку без труда влиться в общество, найти
работу, и быть социально полезным гражданином нашей страны. Для этого нужно,
развивать его коммуникативную сферу, диалогическую речь, и научить
его взаимодействию в том микроклимате, в котором он сейчас находится.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.