Форма
проведения: Лекция с
применением информационно- коммуникационных технологий, предназначена для
родителей учащихся младшего и среднего школьного возраста.
Задачи: способствовать единению, сплочению семьи,
установлению взаимопонимания родителей и детей.
Подготовительная
работа: до лекции провести
опрос учащихся класса попросив ответить их на вопрос: « Какие советы вы бы дали
своим родителям по правильному воспитанию вас?» Подготовить памятки родителям
(приложение 1). Подготовка мультимедийной презентации с фотографиями детей, музыкальное
сопровождение( песня LOVE)
Ожидаемый
результат: создание
комфортных условий для ребенка в семье, развитие педагогического такта
родителей при общении с ребенком.
Звучит песня
«Любовь», через проектор демонстрируются слайды с фотографиями детей.
Лекция
Почему вы проснулись, ослепленные солнцем? Почему
за окном серебрилась роса? Почему её капельки как зеркала отражали
повсюду вашу улыбку? Почему вы проснулись с предвкушением счастья?
Потому, что настало утро нового дня. Дня волшебных
общений с вашим ребенком, постижения непостижимой поэзии. Вы проснулись
факиром, всемогущим факиром. И ведь это не грёзы, а это реальность, потому что
Вам, будничным и прозаичным, удалось сотворить чудо. Удалось сотворить. Что
творил раньше Бог. Вы земные, неожиданно создали божественное …..
лучезарного, солнечного малыша.
Скажите,
пожалуйста, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребенка?
Кто-то говорит,
что любить своего ребенка – значит заботиться о нем, интересоваться его жизнью,
возить его отдыхать, покупать еду, вещи …… А в последнее время я все чаще
слышу, что любить своего ребенка – это говорить ему: «Я тебя люблю»
Готовясь к
сегодняшнему собранию, я провела анкетирование и 92 % ребят не хватает слов
любви.
Да, именно эти
слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Они питают все
существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки.
Родительскую любовь впоследствии они переносят на вновь созданные семьи.
Слайды
детей и их родителей.
Для того, чтобы
повторить Вас в потомках. Вашу мимику, жесты, улыбку и смех… Ваши думы и мысли,
надежды и чаяния. Цвет волос, разрез глаз… даже вашу курносость.… Или, может
быть, правильный греческий нос. Ослепительность солнечных капель веснушек….
Он…. повторит, что кажется неповторимым, и сумеет продлить вашу жизнь.
Что значит
принимать ребенка, безусловно? Это значит любить его просто потому, что он
есть. Ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали.
Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему,
качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда ему это было
необходимо.
А сейчас он
подрос, и отношение к нему изменилось, бывает так, что трудно поверить, что для
родителей он по-прежнему в радость.
Я предлагаю
разыграть сценку, в которой возможно кто-то увидит себя или своего ребёнка.
Обратите внимание, как меняется смысл и тон произносимых слов.
Я прошу выйти
одного желающего, который сыграет роль ребенка.
Выберите,
пожалуйста, среди присутствующих любого человека, в котором вы видите
поддержку.
Встаньте,
пожалуйста, за спиной «моего ребенка», приложите руки к его спине и ни в коем
случае не отпускайте его, что бы ни случилось.
Давайте
представим, что это моя маленькая дочь, первоклассница. Это очень подвижный,
любознательный ребенок, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы
спешим на автобус. Я беру тебя за руку, и мы побежали.
Мама,
а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
1 –
Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на
дорогу. Перестань глазеть по сторонам!
И в этот момент,
как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально –
он закрывает глаза, как приказала мама. ( Я завязываю ребенку глаза).
Мы дальше спешим в
школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней
обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:
–
Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?
– Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты
чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой уши!
(Завязываю
ребенку уши).
Мы выходим из
автобуса, распрощавшись с подругой, бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю
на часы, чтобы не опоздать.
–
Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей ластик
пообещала принести, тот что..
– Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы
опаздываем. Да можешь ты в конце концов, помолчать! Быстро закрой рот!
(Завязываю ребенку рот)
Хватаю ребенка за
руку, и мы двигаемся дальше.
Моя дочка уже
молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и
говорю:
–
Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси,
я тебе сказала! Убери руки! (Завязываю
ребенку руки)
Тут дочь начинает
скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на неё:
– Ты
где этому научилась? Что это ещё такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю ребенку ноги)
Я смотрю на час,
нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребёнка:
– Что ты тянешься, копуша? Делай шаг шире! Ты что, ходить
разучилась? Иди быстрей! Дай руку! Не руки, а крюки – не писать нормально, ни
держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец
идёшь! Да не молчи же ты, я с тобой разговариваю! Ты что, оглохла?
Ребёнок,
естественно начинает плакать.
А я продолжаю
пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет делать, забыв о том, что сама
же всё ей запретила: смотреть, слышать, говорить, бегать, трогать, да ещё и
плакать нельзя, т.е. наложили запрет даже на чувства.
Ребёнку это
труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует.
Но родители часто способны отобрать и это право.
А не кажется ли
вам, что эту сцену вы уже где-то видели.
Развязываю ей всё.
Давайте спросим у нашего помощника, какие чувства она испытывала? О чём думала?
– Что являлось поддерживающим моментом, что помогало
вынести несправедливые слова матери? (Ты ощущала поддержку человека, стоящего
сзади?)
– А
что чувствовали вы? (спрашиваю
того человека, который стоял сзади)
– Поблагодари, пожалуйста, за оказанную помощь того, кто
тебя поддерживал.
Очень часто в
жизни бывает, что этой поддержкой является посторонний человек и хорошо, если
он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребёнку, у которого даже
такой поддержки нет?
Благодарю
помощников, прошу занять место в зале.
«Вот в такое
состояние мы вгоняем своих детей и при этом преследуем благородные цели
воспитания. Ребёнку невыносимо слышать такие слова от родных, он может
замкнуться. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?
Если вы видите
своего ребёнка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать – это
обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребёнку.
Когда ему будет достаточно, он сам отойдёт. При этом вы ни в коем случае не
похлопываете его по спине и не поглаживаете, будто бы произошедшее – мелочи,
что «до свадьбы заживёт». Если это подросток, и он уже не даёт себя обнять, то
можно посидеть рядом, подержав его за руку. Говорят, что руку ребёнка надо
держать до тех пор, пока он е сам не обнимет.
Известный семейный
терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день.
Она считает, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания,
а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! Для того, чтобы
ребёнок развивался интеллектуально, – 12 раз в день! Ребёнок должен знать, что
родители его всегда поймут и примут, что бы с ним не случилось. Это питает его
эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает
должных знаков, то появляются отклонения в поведении, а то и нервно-психические
заболевания. Оказывается, детям, да и вообще любому взрослому необходимы
объятия для того, чтобы почувствовать свою нужность.
Психологами
доказано, что потребность в любви – одна из фундаментальных человеческих
потребностей. Её удовлетворение – условие нормального развития ребёнка. Поэтому
я вам сегодня даю домашнее задание – обнять всех, кто живёт с вами в доме и
проследить за реакцией домашних, а также за своими чувствами. Можете что-нибудь
сказать каждому, если захочется.
А пока –
наслаждайтесь общением с Чудом. Берегите его и колдуйте над ним!
Совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним. Дайте руку ему, совою крепкую руку.
Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни, её лабиринтам, словно
гид – гид, который осилил уже этот путь. Будьте другом его, станьте Верой,
Надеждой…. А с любовью к вам он сам пришёл в этот мир.
Раздаются памятки
родителям (приложение 1)
Приложение 1
Памятка для родителей
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ
Помните: от того,
как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь
день.
Время для ночного
отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один — чтобы ребенок
выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
Если у родителей
есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная
дорога — это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь
встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты
сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в
школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
Радуйтесь успехам
ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с
интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Ребенок должен
чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые
интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.