Главная / Начальные классы / Формативное оценивание на уроках

Формативное оценивание на уроках

г. Темиртау КГУ ОСШ №10

учитель-дефектолог

Телегина Татьяна Николаевна

Эссе


Формативное оценивание на уроках в начальных классах.


Побывав на курсах, я полностью пересмотрела всю свою педагогическую деятельность и поняла, что внедрение идей семи модулей помогут обновить и усовершенствовать учебно-воспитательный процесс. И это оказалось действительно так. Я увидела, как стали меняться в лучшую сторону мои ученики, как они оживились в ожидании на уроках, что-то новенького. Особенно хочу отметить, такой модуль как – оценивание для обучения и оценивание обучения. Благодаря этому модулю я стала использовать формативное оценивание.

Оценивание обучающихся играет огромную роль и для учителя, и для самих учеников. Без оценивания не возможен учебный процесс. Я раньше никогда не задумывалась над этим вопросом, думала, что только с помощью оценок я могу оценить работу учащихся, но оказалось, что это не так. В своей практике я использовала только суммативное оценивание, но сейчас я большое внимание уделяю формативному оцениванию .

Формативное оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением обучающегося поурочно, ежедневно.

Формативное оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием на основе устного оценочного суждения и текущего оценивания в рамках урока. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.

Так как, я работаю в начальных классах и дети младшего школьного возраста не всегда могут сдержать свои эмоции, при получении плохих оценок, они сильно переживают, могут даже заплакать. Это было при суммативном оценивании. А вот при использовании формативного оценивания, всё происходит по-другому. Ребята видят конкретно, что они знают, а что нужно ещё поучить, над чем нужно поработать, что нужно сделать, чтобы улучшить свой результат.

Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения тесно связано со всеми новыми подходами в преподавании и обучении. Поэтому кроме суммативного оценивания на уроках использую и формативное оценивание, для этого составляю карты результативности, на которых чётко прописаны критерии по которым, каждый ученик должен оценить свою работу, выяснить причину допущенных ошибок и поставить

перед собой задачи для исправления данных ошибок.

Так, например, на уроке русского языка по теме «Имя существительное как часть речи» во время написании словарных слов использую для формативного оценивания карту результативности. С помощью дидактических карточек, ребята самостоятельно, опираясь на наглядность, записывают слова, ставят ударение, подчёркивали орфограммы. Всю свою проделанную работу каждый ученик оценивает сам с помощью карт результативности, на которых написаны следующие критерии: правильное написание букв, верное написание орфограмм, постановка ударения, соблюдение правильного письма. Каждый ребёнок оценивает сам себя по данным критериям, ставит плюс в той графе, где его работа совпадает с данным критерием. Затем, ребята чётко проговаривают что у них получилось и говорят свои минусы, где не совпадает данный из критериев. И каждый из ребят ставит перед собой цель, как исправить свои ошибки, написание каких словарных слов им нужно запомнить. На следующих уроках русского языка я продолжаю работу со словарными словами, где учитываю ошибки, которые были допущены на предыдущем уроке. Таким образом, я вижу как каждый ученик запомнил написание словарных слов.

При использовании разноуровневых заданий я так же использую формативное оценивание, для этого заранее составляю критерии, по которым буду оценивать учащихся. Но чтобы заинтересовать учеников, я делаю карточки разноцветными. Цвет карточки обозначает выполнение определённых критериев. Так например, по теме «Склонение имён существительных» зелёный цвет обозначает выполнение критерия – определение и нахождение имён существительных, желтый - определение женского, мужского и среднего рода у имён существительных, розовый – правильное определение склонений у имён существительных. Это задание проходит в игровой форме: ученики украшают вазу с помощью цветов, но все начинают с зелёных, ещё не распустивших цветов. Затем переходят к карточке жёлтого цвета и заканчивают работу карточкой розового цвета. После того , как ученики выполнили работу , я даю задание каждой группе –проверить несколько количество карточек по данным критериям, те карточки , которые не соответствуют данным критериям, ребята кладут в конверт , который называется «Что ты должен запомнить!». Затем мы вместе с детьми работаем с теми карточками, которые находятся в конверте, проговариваем, кому нужно из детей повторить правила и убираем те цветы с вазы, чьи цвета соответствуют карточке, в которой были допущены ошибки. И смотрим какой у нас получился букет цветов. Данную работу провожу на нескольких уроках, пока цветы в вазе не станут розового цвета. Ребята с удовольствием работают с такими разноцветными карточками, стараются правильно выполнить задания и каждый из учеников хочет своими цветами украсить

вазу.Формативное оценивание помогает применять на уроках активные методы обучения.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Очень важным является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как “Дерево ожиданий”, “Поляна снежинок”, “Разноцветные листы”, “Фруктовый сад”, позволяют лучше понять класс и каждого ученика, оценить каждого ученика с помощью критерий, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Такие методы , как “Мозговой штурм” «Станция –Угадайка», «Собери слово» позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Для работы над темой урока использую работу в группах, в парах, где ребята выполняют такие задания, как «Убери лишнее», «Составь примеры». Хочу остановиться на конкретном примере, так на уроках математике активную методику «Магазин», использую для формативного оценивания. Для этого предлагаю ученикам игру в магазин. Ребята с удовольствием играют в эту игру. В этом необычном магазине ученики обменивают свои знания на критерии. Так по теме «Решение уравнений» использую такие критерии, как: правильное нахождение неизвестного слагаемого, правильное нахождение уменьшаемого, правильное нахождение вычитаемого, верное вычисление, верная проверка. Данные критерии продаются в нашем магазине, а ребята , правильно решённые уравнения обменивают на те критерии, которые им подходят. В конце этой игры мы с ребятами подсчитываем количество критерий, которые им удалось приобрести в данном магазине. А так же каждый ученик, ставит себе цель, что ему нужно сделать , для того , чтобы на следующем уроке у него было больше количество данных критерий. Эта игра переходит в соревнование, у ребят появляется интерес к знаниям, повышается мотивация. Эту игру провожу и по другим темам, и не только на уроках математике, но и на уроках русского языка, литературного чтения, познания мира, трудового обучения, изобразительного искусства. Для этого заранее разрабатываю определённые критерии, по которым каждый ученик может себя оценить, увидеть свои ошибки и поставить перед собой цель для исправления данных ошибок.

Ещё хочу рассказать о том, как ученики сами себя оценивают по данным критериям на уроках литературного чтения. Для этого мы с ребятами на уроке трудового обучения сделали карточки с «окошечками». На данных карточках написали единые критерии, как должны читать ученики. У нас получились такие критерии: чтение целыми словами, соблюдение пауз, правильная постановка ударения, безошибочное чтение. И на каждом уроке ребята работают с этими индивидуальными картами. Они сами себе в «окошечко» ставят полюс или минус. А в конце урока показывают свои карточки и говорят, что им нужно сделать, чтобы вместо минуса появился плюс. Я для себя веду специальную тетрадь, в которой отмечаю все плюсы и минусы. Эта тетрадь мне помогает видеть, как улучшается навык чтения у каждого ученика. Какую помощь нужно оказать каждому ребёнку индивидуально для улучшения техники чтения.

Таким образом, можно прийти к такому выводу, что подходы к критериальному оцениванию, рассмотренные в Программе играют важную роль и для учителей, и для детей, которые помогают понять, что должны знать ученики, чего они пытаются достичь, что требует понимания критериев достижения. Вся моя педагогическая работа с детьми, даёт возможность использования формативного оценивания на уроках. Хочу отметить положительные стороны формативного оценивания – ребята перестали бояться плохих оценок, они увидели, что свои пробелы в знаниях, могут сами исправить, но для этого нужно приложить усилия, старания, желание научиться чему-либо. Учащиеся стали критично относиться к себе и к своим товарищам, более требовательно. Высказывать свою точку зрения. У них появился интерес к предметам, повысилась мотивация. На уроках стали работать активнее, оказывать помощь друг другу во время групповой работы при обсуждении критериев. Что лично для меня дало формативное оценивание, так это то, что я увидела детей другими глазами. Оказывается ребята не только могут радоваться хорошим оценкам, но и похвалу учителя, похвалу других ребят, а так же свои недочёты, они воспринимают положительно. Особенно хочу отметить ценность формативного оценивания, то что я и мои дети чётко видят свои плюсы и минусы. Они видят, что они знают, что у них получается, над чем нужно ещё поработать, что нужно сделать, чтобы не допускать подобные ошибки. Это оценивание даёт мне возможность отслеживать весь учебный процесс каждого ребёнка. Со стороны родителей я увидела проявление интереса к учёбе своего ребёнка. На родительских собраниях я показываю работы учащихся. Это карты результативности, индивидуальные карты по правильному чтению. Благодаря критериям родители видят, что хорошо знает их ребёнок и над чем нужно ещё поработать. Большинство стали обращаться ко мне за консультацией, как помочь своему ребёнку усвоить данный материал. Отрицательные стороны формативного оценивания я не вижу. Но у меня на уроках появляется трудность, в том что ученики не всегда правильно могут оценить себя по данным критериям, у них завышена самооценка и приходиться тратить время на объяснение понимания критериев. В дальнейшей своей работе планирую более углубленно использовать формативное оценивание, более чётко и правильно подбирать критерии, по которым было бы легко оценить свою работу ученикам. И чтобы на моих уроках, формативное оценивание было направлено на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей.



Формативное оценивание на уроках
  • Начальные классы
Описание:

Формативное оценивание на уроках в начальных классах позволяет учителю точно отследить, как ученики усвоили данную тему. Для этого преподаватель должен на каждом уроке составлять критерии, по которым ученики должны себя оценить и поставить перед собой цель дальнейшего обучения. Это не только повышает качество успеваемости, но и мотивацию обучения.

Автор Телегина Татьяна Николаевна
Дата добавления 18.06.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 3456
Номер материала 60079
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓