Главная / Музыка / фольклорный музыкально-образователььный проект Народа русского душа

фольклорный музыкально-образователььный проект Народа русского душа


Фольклорный музыкально-образовательный проект

«Красна песня ладом»


«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия. В народе, не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

К.Д.Сухомлинский

   

 

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:

преподаватель музыки высшей категории Снежкова Татьяна Владимировна.

Актуальность:

интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения молодежи к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с традициями, обычаями  и верованиями.

 Новизна проекта:

весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации фольклорного музыкально-образовательного проекта «Народа русского душа» найдет свое место в дальнейшей работе будущих учителей начальных классов во внеурочной работе, в организации воспитательного процесса.

К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь колледжа. Ведь, приобщая студентов к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным,  общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании молодежи. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для молодежи.

Обоснование проекта: воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

  В непосредственной образовательной деятельности со студентами возможно и необходимо использовать русское народное творчество.

Инновационная направленность:  формирование  у студентов устойчивого интереса к народному творчеству,   желание  знакомиться с разнообразными жанрами фольклора. 

Сроки реализации проекта: 1 год.

Вид проекта: творческий, групповой, комплексный. 

Участники: студенты ГБОУ СПО

РО «Шахтинский педагогический колледж».

Продукт совместной деятельности: календарные и народные праздники, вокальное исполнение и сочинительство, танцевальное и игровое  творчество.

Постановка проблемы

  Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании трудно переоценить.   Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения положительно отражается на участниках проекта – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за участниками проекта во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, музыкально-литературными композициями, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность.

Народные праздники помогают почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.

Эти праздники дают представление  о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У них рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи студентов, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи  присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, поговорки, скороговорки ,прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас человека.


Краткое описание проекта.

Целью данного проекта является освоение фольклорного наследия русского народа, как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности. Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии, воспитания.

Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. «Праздник русской каши», «Здравствуй, гостья зима!», «Дымковские игрушки», посиделки с играми, плясками

частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти

праздники не сложно придумать и  провести, используя уже знакомый, 

и новый фольклорный материал.  Минимум подготовки, максимум

желания – и в ответ получим творчество студентов.  Для полноценного

изучения русской народной культуры, конечно, одних музыкальных

занятий, праздников и музыкально-литературных композиций на материале

русского фольклора, несомненно, недостаточно.

Необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности

студентов. Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на

здоровье обучающихся.

Различные виды народного творчества – музыка, танец,  пение, подвижные

народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус

человека. Исполнение народных песен способствует постановке

правильного голосового аппарата способствует развитию мышечного

чувства и координации движений.

Студенты осваивают традиционные стили общения.

Данный проект является необходимым, т.к. студенты нашего колледжа

проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и

музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в

театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют

навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках,

хороводах, что доставляет им большую творческую радость.

В результате реализации проекта будут сформированы навыки актерского

мастерства будут развиваться импровизационные способности,

коммуникативная деятельность , через обыгрывание произведений

музыкального фольклора. И уже как вершина, творческого достижения –

их участие в постановке театрализованного представления, где в

совокупности представлены различные жанры народного песенного и

поэтического творчества.

      Будущие педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для своих учеников желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также, приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества.

      Проект будет реализовываться, через систему групповых и индивидуальных занятий со студентами, через презентацию для родителей, через участие   в театрализованных представлениях.

      Основной принцип проекта – принцип взаимодействия участников с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Цель проекта: 

- приобщить студентов к истокам русской культуры,  воспитывать способность и умения эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.

- духовно-нравственное воспитание участников проекта через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского народа. 

 

Задачи:

- развивать умение разыгрывать театральные  представления, основанные на русском фольклоре;

- развивать воображение, творческие и актерские способности;

- воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

- развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах

музыкальнойдеятельности;

- знакомить студентов со звучанием и внешним видом русских народных

инструментов (жалейка, рожок, гусли, балалайка, гармонь, баян, ансамбль русских народных инструментов и т.п.).

- знакомить с русскими народными песнями различных жанров: календарные,трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные,

хороводные ;

- расширять знания о народных праздниках, обычаях и традициях русского

народа.

- формировать творческие проявления при инсценировании песен,   в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.

- расширение диапазона голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты

интонирования средствами народного фольклора.

- создавать необходимую предметно–развивающую среду.

 

Формы организации музыкальной деятельности.

Проведение совместной образовательной деятельности педагога с участниками различного типа;

Проведение народных праздников русского крестьянства: Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Сороки, Пасха и пр.

Проведение развлечений на материале русского фольклора: «Веселая ярмарка», «Посиделки», «Зимний вечер», «Капустник», и другие.

Организация самостоятельной музыкальной деятельности .

Организация праздников, совместных с родителями

 Предполагаемый результат: 

В результате реализации проекта:

- студенты познакомятся: с устным народным творчеством , с разными видами

- народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми;

- будут сформировано умение  свободно и  непринужденно  общаться, 

- умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету:

-  выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение  сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам;

- разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность;

- будет сформирована выразительная,  красочная, полная ярких сравнений речь.

 

Оценка результатов:

      Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям:

Участники проекта, педагоги и родители.

      Определение уровня сформированности знаний, умений, навыков будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы по музыкальной  деятельности, через просмотр театрализованных представлений и

фольклорных праздников.

     По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участков с целью подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства его участников.

План реализации проекта

Реализация данного проекта рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (1 месяц – сентябрь). На этапе создается

информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется

рекламно-информационная кампания.

2 этап – основной (7  месяцев – октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – заключительный (1 месяц – май). Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

 Взаимодействие педагогов и родителей

1. Преподаватель музыки – преподаватели педагогики, литературы, истории, ИЗО, МХК;

2. Руководитель проекта – родители студентов;

3. Родители – участники проекта

Взаимодействие с семьей

1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания студентов».

2. Изготовление родителями и студентами костюмов и атрибутов к народным праздникам.

3. Создание мини-музея «Русская изба».

4. Консультация для студентов-практикантов «Музыкатерапия»

Оборудование и оснащение педагогического процесса.

1.Доклады, консультации,  конспекты занятий, сценарии праздничных мероприятий, методические  рекомендации для  студентов и родителей, практический материал, фотоматериалы, наглядные и дидактические пособия, презентации.

2. Организовать в педагогическом коллективе тематическую выставку «Мастерская шумовые инструментов»

3. Создать фонотеку фольклорных произведений для прослушивания в свободной деятельности.


















Тематический план проекта


п/п

Названия тем


Количество

часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.


10.


11.

12.

13.

14.

15.

16.


17.

18.


19.


20.

21.

22.

23.

24.

25.


26.


27.

28.

29.

30.

31.


Фольклор как особый вид культуры

Особенности русского музыкально-поэтического фольклора

Жанровая классификация музыкального фольклора

Средства выразительности народной песни

Эпическая традиция восточных славян. Былины

Исторические песни

Военно-исторические песни донских казаков

Ритуалы календарного цикла в культуре Донского края

Цикл календарных праздников на Дону. Обрядовые песни календарного круга

Семейно-бытовые обряды на Дону и песни их сопровождающие

Казачья свадьба на Дону

Свадебные песни донских казаков и их особенности

Песни, связанные с движением. Хороводные казачьи песни

Гулебные, шуточно-плясовые казачьи песни

Старинные лирические песни

Связь поэтического и музыкального образов в лирических песнях

Классификация лирических песен

Казачья протяжная песня как удивительный феномен народной культуры

Слушание и анализ лирических песен в исполнении ансамбля «Донские казаки»

Русские народные музыкальные инструменты

Инструменты обрядовой практики

Инструменты пастушеской практики

Ансамбли и оркестры народных инструментов

Фольклорные ансамбли Ростовской области. Анализ и слушание казачьих песен в исполнении фольклорных ансамблей

Детский музыкальный фольклор. Песни, обращенные к детям

Детское творчество

Городская народная песня 18 -19 в.в.

Современные Донские песни

Казачьи песни в исполнении современных эстрадных певцов

Итоговый урок-концерт

1

1

1

2

1

1

2

1


3


1

1

1

1

2

1


1

1


1


1

1

1

1

1



2


1

2

2

1

1

1


Всего

38



Фольклор как особый вид культуры

Фольклор как синкретичное искусство, существующее в устной форме и неразрывно связанное с обрядом, мировоззрением и соответствующим укладом жизни человека традиционного общества. Бифункциональность народного искусства, неразрывное единство прикладной и эстетической функций фольклора. Идейно-художественное богатство и глубина поэтических образов. Народное творчество как основа русской классической музыки.


Особенности русского музыкального фольклора


Исполнительство и авторство в устном фольклорном процессе. Преемственность опыта и системы ценностей народной культуры через уклад жизни человека традиционного общества. Коллективность творческого процесса. Многовариантность народных песенных текстов и напевов. Варианты и версии фольклорных произведений. Необходимость изучения произведения по совокупности всех его вариантов. Ценность каждого варианта.


Примерный музыкальный репертуар

Примеры многовариантности народных песенных текстов:

  1. Во поле береза стояла.

  2. Вдоль да по речке.


Жанровая классификация музыкального фольклора.

Жанр в народном творчестве как исторически сложившаяся взаимосвязь фольклорного произведения с его жизненным назначением. Две основные группы песенных и инструментальных жанров: приуроченные и неприуроченные песни и инструментальные наигрыши. Приуроченные: обрядовые песни, семейно-бытовые песни, хороводы и игры, лирические песни. Неприуроченные: эпические песни, плясовые песни, детский фольклор.



Средства выразительности народной песни.


История теоретического осмысления народной песни. Народная песня как целостное, синкретичное явление. Тесная взаимосвязь всех элементов музыкально-поэтического текста.

Народное стихосложение. Ритмика стиховедения. Тонический стих. Песенная строфа. Строфические формы поэтического текста. Повторение одного стиха как самый простой вариант строфической формы напевов.

Формы с рефреном. Начальный малый рефрен и начальный большой, концевой малый и концевой большой рефрены, обрамляющий малый и обрамляющий большой рефрены.

Музыкально- ритмическая организация народных песен. Слоговая музыкально-ритмическая форма.

Ладовое строение народных песен. Типы фактуры народной песни. Пение с подводкой и пение с дишкантом как певческие стили, характерные для жанра казачьих лирических протяжных песен.


Эпическая традиция восточных славян. Былины


Русский эпос как ценнейшее наследство древнерусской культуры. Особенности отображения истории в былинах Исторические прототипы. Поэтика былин. Напев и текст.

Географическое распространение былин, исполнительские традиции. Выдающиеся сказители былин.

Былинный эпос на Дону. Характерные черты южнороссийских былин: краткость и ясность, хоровое исполнение. Использование словообрыва с последующим допеванием слов, внутрислоговые распевы в былинах казаков.

Примерный музыкально-поэтический репертуар:

  1. Былинная песня Дона «Илья Муромец у ворот Киева».

  2. «Агафонушка». («А и на Дону, Дону»).

  3. «Ай, во славным было во городе» (Цимлянский р-н, ст. Кагальницкая)

Исторические песни.

Исторические песни как особый жанр народных лирико- эпических песен, посвященных историческим событиям и лицам XIV – начала XIX веков. Выделение её в самостоятельную форму в середине 16 века. Отличие от былины: более точное, конкретное отражение исторических фактов, отсутствие фантастики, большая интенсивность и сжатость в развертывании действия. Сочетание былинно-эпической и лирической традиций. Темы и герои. Отражение в содержании исторических песен идеи единства и независимости земли русской, борьбы с иноземными захватчиками.

Примерный музыкальный репертуар

  1. Как за речкою

  2. Как казаки турок били.

  3. Ой да, ты кормилец наш, славный тихий Дон.

  4. Как на вольных степях.

  5. Как в столице Петербурге.

  6. Солдатушки, браво ребятушки.

  7. Когда мы были на войне

Военно-исторические песни донских казаков

16 век – образование особого цикла исторических казачьих песен, центральными образами которых выступали русский народ и его герои. Казачий атаман Ермак - любимейший герой казачьего исторического эпоса. Цикл песен о крестьянской войне под предводительством Степана Разина.


Примерный музыкальный репертуар


  1. Ермак.

  2. Утес Стеньки Разина.

  3. Ой, то не вечор.

  4. Славим Платова-героя.

  5. Из-за острова на стрежень.

  6. Грянул внезапно гром над Москвою.

  7. Поехал казак на чужбину.


Ритуалы календарного цикла в культуре Донского края


Понятие «календарные песни». Практическое назначение календарных песен, направленное на достижение контакта с природными силами. Основные элементы календарных обрядов, связанные с культом природы, огня, воды, еды, предков-родителей, ритуальным смехом, гаданием.

Система календарных праздников донских казаков. Сочетание в донских обрядах русских и украинских элементов. Круг как традиционная форма обряда донских казаков. Торжественная суровость и простота обрядовых форм. Религия. Казачья веротерпимость. Монастыри на Дону. Церковные праздники.

Обряды, сопровождающие сельскохозяйственные работы и церковные праздники.


Цикл календарных праздников на Дону. Обрядовые песни календарного круга


Обзор календарных песен в порядке следования календарных дат. Структура календарного ритуала. Основная идея – установление при помощи ряда ритуальных действий нового миропорядка.

Жанровое многообразие, своеобразие и стилистические особенности календарных песен.

Рождественско-новогодние праздники (святки). Славление Рождества Иисуса Христа. Связь новогодних обрядов и поэзии с зимним солнцестоянием. Крещение. Обряд колядования и обиходные песни (колядки, овсёни, щедровки, виноградья). Особенности музыкального и поэтического текста.

Масленица. Обрядовые действия в честь солнца. Чествование и проводы чучела Масленицы. Показательные скачки и стрельбы на масленичной неделе. Обряд «колодки». Масленичные песни.

Весенние обряды. Обряд встречи Весны. Песни веснянки.

Пасха. Исполнение волочёбных и величальных-въюнишных песен.

Троицко-купальские обряды и песни их сопровождающие. Культ расцветающей, входящей в силу растительности, его связь с ярко выраженными женскими обрядами. Казачьи хороводы с песнями: «вождение чернеца», «плетень». Троицкие и купальские песни.

Осенние праздники на Дону. Жнивная обрядность. Почитание первого и последнего снопа. Жатвенные песни. Покрова Пресвятой Богородицы как Войсковой праздник казаков.


Примерный музыкальный репертуар

  1. Колядки-колядки.

  2. Овсень-коляда.

  3. Слава (подблюдная).

  4. Сею- вею, посеваю (щедровка).

  5. Коляда-моляда (В Новый год).

  6. Ой вы, морозы.

  7. Овсень-овсень.

  8. А мы масленицу дожидали.

  9. Катилася колодочка с печи.

  10. Блины.

  11. Закликание весны.

  12. Как ишол чернец по над Доном

  13. Селезень, мой, селезень.

  14. Семицкая



Семейно-бытовые обряды на Дону и песни их сопровождающие


Своеобразие казачьих обрядов. Обрядовые формы. Круг как традиционная форма сбора казаков.

Предопределенность круга семейных обрядов. Важнейшие обряды – родильный, свадебный, похоронный. Жанровое разнообразие семейно-бытовых и обрядовых песен. Плачи и причитания. Песни, сопровождающие свадебную игру.






Казачья свадьба на Дону


Проявление черт южновеликорусской и украинской свадьбы в традиционной донской свадьбе. Казачья свадебная «игра» как сложный, красочный и выразительный ритуал.

Брак по воле старших как традиционный тип русской свадьбы. Основные этапы казачьей свадебной «игры»: сватовство, рукобитие, сговор (смотрины), свод, девишник, обряд «подушки», встреча свадебного поезда в доме невесты, вечёра, приезд свадебного поезда, передача невесты жениху (торг, выкуп, благословение), венчание, свадебный пир в доме жениха, обряд повивания, одаривание молодых, гуляния.



Свадебные песни донских казаков и их особенности


Жанровое разнообразие и особенности свадебных казачьих песен. Песни-приговоры, плачи-причитания, карагодные свадебные песни, лирические песни-жалобы, «поезжанские» песни, гостевые, застольные, поздравительные величания, песни-здравицы, шуточные и сатирические пародийные величания, плясовые свадебные песни.

Примерный музыкальный репертуар


  1. Плач-причитание - «Да кукуй, кукушка, не вмолкай».

  2. Плач - «Ой, да милаи мои, любимаи».

  3. Хороводная – «Ой, по Дону, Дону).

  4. Величальная - «Виноград в саду цветет».

  5. Плясовая - «Пойду ль я».

  6. Егорушка.


Песни, связанные с движением. Хороводные казачьи песни


Особенности хороводных песен. Органическая связь с игрой. Соединение песен с разнообразными движениями, театрально-драматическими элементами. Формы хороводов. Содержание хороводных песен, воспроизведение в них народного быта. «Улицы».

Круговые и некруговые хороводы-игры, хороводы-шествия.


Примерный музыкальный репертуар

  1. Ходила я, девочка, по борочку.

  2. Плетень, заплетень.

  3. Ай, во поле травушка горела.

  4. А мы пашню пахали.

  5. Как на горе мак.

  6. Ты воспой в саду, соловейко.

Гулебные, шуточно-плясовые казачьи песни


Близость плясовых и хороводных песен. Неприуроченность, безотносительность плясовой песни к каким-либо датам и праздникам. Наличие инструментального или вокального сопровождения в плясовой песне. Равносегментность музыкальной ритмики – отличительный признак плясовых казачьих песен.


Примерный музыкальный репертуар

  1. Молодая молода.

  2. Эх, донские казаки.

  3. Посею лебеду на берегу.

  4. Головка болела.

  5. Как за нашим, за двором.

  6. Как за Доном за рекой.

  7. Пчелочка.

  8. Раз-два, люблю тебя.

  9. Трава моя, травушка.


Старинные лирические песни


Русская протяжная лирическая песня как один из ведущих жанров русской народной музыки. Расцвет жанра в XVI – XVII в.в. Содержание и тематика лирических песен. Выражение в лирической песне различных душевных переживаний русского народа.

Примерный музыкальный репертуар

  1. Степь.

  2. Не бела-то березонька.

  3. Волюшка.



Связь поэтического и музыкального образов в лирических песнях


Приемы поэтического параллелизма. Принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека. Связь поэтического и музыкального образов.

Мелодическое богатство, внутрислоговая распевность, ритмическая свобода. Своеобразие хорового многоголосия, вариационность развития, импровизационность. Роль запевалы. Подголосок как вариант основного напева.

Примерный музыкальный репертуар

  1. Спор коня с соколом.

  2. Уж ты, поле мое

Классификация лирических песен


Многообразие вариантов лирических песен. Основные темы традиционной крестьянской лирики. Песни бытового цикла: любовные, семейные. Песни социального цикла: солдатские, рекрутские, разбойничьи. Песни крестьянских отхожих промыслов: ямщицкие, чумацкие, бурлацкие.


Примерный музыкальный репертуар

  1. Лучина.

  2. Степь.

  3. Ах ты, степь широкая.

  4. Не белы снеги забелелися.

  5. Ой, да ты, калинушка.

  6. Черный ворон.

  7. Спускается солнце за степи.



Казачья протяжная песня как удивительный феномен народной культуры


Региональные особенности донской лирической песни. Своеобразие хорового многоголосия. Пение с дишкантом, с подводкой. Сложность и многосоставность фактуры. Развитость подголосочной полифонии. Исполнительский состав.


Примерный музыкальный репертуар

  1. Эх ты, батюшка, православный наш тихий Дон.

  2. Шел со службы казак молодой.

  3. Сохнет, вянет во поле ковылушка.

  4. По Дону гуляет казак молодой.

  5. Ой, при лужку.



Слушание и анализ лирических песен в исполнении ансамбля «Донские казаки»


Песенное творчество донских казаков. Ярко выраженный стиль, особая манера исполнения, своеобразное многоголосие. Пропаганда подлинного народного творчества. Концертная деятельность ансамбля «Донские Казаки».

Примерный музыкальный репертуар


  1. Былина.

  2. Полно вам, снежочки.

  3. Туман яром.

  4. Кто Отчизну свою любит.


Русские народные музыкальные инструменты


Общность черт инструментального фольклора с песенным - устность бытования, возрастное распределение инструментария и репертуара, вариативность. Классификация русских народных инструментов по источнику звука и по способу звукоизвлечения.


Примерный музыкальный репертуар

  1. Морозов В. «Плясовая» (гармонь – ливенка).

  2. «Трепак» - р.н.т. (балалайка).

  3. Пойду ль, выйду ль я (балалайка, баян)

  4. Лошкин Д. «Плясовой наигрыш» (гусли).

  5. «У зари то у зореньки» - р.н.п. (гусли).

  6. «Не будите молоду» - р.н.п. (анс. Рожечников).

  7. Сурков А. «Как у наших у ворот» (баян).


Инструменты обрядовой практики


Инструменты обрядово-приуроченной практики. «Инструменты», взятые из природы: рог животного, кусок бересты, лист дерева. «Инструменты»- предметы быта и труда: гребень, коса, ложки, самоварная труба. Обрядовые инструменты: пищалки, трещетки, колокольчики-обереги, тростниковые дудки. Глиняные свистульки – окарины.


Примерный музыкальный репертуар

  1. Г. Касатов. Саратовская плясовая (береста).



Инструменты пастушеской практики


Полифункциональность инструментов пастушеской практики. Разнообразие видов: труба, рожок, жалейка, пастушья баранка.


Примерный музыкальный репертуар

  1. Сгонный сигнал (рожок).

  2. Во кузнице (трио рожечников).

  3. Пастуший наигрыш (жалейка).




Ансамбли и оркестры народных инструментов.


Инструментальный состав ансамблей и оркестров русских народных инструментов. Инструментальные наигрыши. Жанры русских инструментальных наигрышей: пастушьи, плясовые, хороводные, лирические. В.В. Андреев – создатель и первый руководитель Великорусского оркестра народных инструментов. Н.И. Белобородов – создатель первого оркестра гармоник. Современные русские народные оркестры. Государственный Русский Народный Оркестр им. Н.П. Осипова под управлением Николая Калинина.

Примерный музыкальный репертуар

  1. «Я с комариком плясала»

  2. «У ворот ворот» - обр. р.н.п. Фомина

  1. «Рассыпуха» (оркестр гармоник).

  2. Плясовые наигрыши (береста, гармоника, гусли, жалейка, баян).

  3. «Коробейники» (оркестр рус. нар. инстр.).

  4. «Светит месяц» (оркестр рус. нар. инстр.).



Фольклорные ансамбли Ростовской области. Анализ и слушание казачьих песен в исполнении фольклорных ансамблей


Фольклорные ансамбли Донского края: «Казаки», «Казачья воля», «Россияне», «Лазорик», «Азовские казаки», «Служба-матушка», «Белый день», «Сладка ягода», «Русский стиль», «Солнцеворот», «Православный Дон», ансамбли песни и пляски «Донские казаки», «Надежда». Связь русской инструментальной музыки с песней.

Особенности музыкального стиля, манеры исполнения. Аранжировка казачьих песен.

Примерный музыкальный репертуар

  1. Гимн войска Донского.

  2. Вы казачки, казачки.

  3. Уж ты черный, чернобровый.

  4. Ой ты, Россия – матушка.

  5. Донской казачок.

  6. Дон ты вольный.

  7. Любо, братцы любо.




Детский музыкальный фольклор

Песни, обращенные к детям


Детский фольклор как часть народной педагогики. Классификация произведений детского фольклора.

Материнский фольклор, его основные жанры. Происхождение, содержание, утилитарная направленность колыбельных песен. Пестушки, прибаутки, небылицы-перевертыши, потешки – жанровое своеобразие и поэтика.

Сказки с песнями как особый жанр эпоса. Сочетание устного поэтического и музыкального творчества.


Примерный музыкальный репертуар

Колыбельные песни:

  1. Баю, баюшки, баю.

  2. Уж ты, котенька-коток.

Потешки:

  1. Качики, качки.

  2. Тяги, тяги, потягушки.

Пестушки:

  1. Ладушки.

  2. Сорока, сорока.

Прибаутки, небылицы-перевертыши:

  1. Лиса по лесу бежала.

  2. Раз ежиха с базара шла.

  3. А где ж это видано.


Детское творчество


Поэзия подвижных игр. Считалки (жеребьевки), игровые припевки. Их источники, связь с игрой, содержание.

Детская сатира. Дразнилки, мирилки, «птичьи» припевки. Их мелодика.

Поэзия словесных игр. Скороговорки, заклички, голосянки.

Приуроченные формы детского фольклора. Календарные песни, заклички.

Примерный музыкальный репертуар

  1. Русалка-царица (семичная).

  2. Дождик, дождик, пуще (закличка).

  3. Андрей-воробей (дразнилка).

  4. Уж ты, Коля-Николай (дразнилка).

  5. Носит Сеня в сени сено (скороговорка).

  6. Шла кукушка мимо клетки (считалка).


Городская народная песня 18-19 века


Жанровое многообразие: романс, баллада, солдатская народная песня. Новые мелодические обороты из современных бытовых танцев: вальса, полонеза, менуэта. Четкая ритмическая трактовка городских песен (четкое маршевое движение, мягкий плавный вальсообразный ритм).

Отражение славного исторического прошлого в героико-патриотических песнях XIX века. «Жестокий» романс.

Песни позднего формирования. Сближение устного народного песенного творчества с творчеством поэтов, песенно-романсовым творчеством русских композиторов. Песни на слова А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Сурикова, М. Ожегова и др. Ямщицкие песни.


Примерный музыкальный репертуар


  1. Уж как пал туман.

  2. Среди лесов дремучих.

  3. Не бил барабан перед смутным полком.

  4. Живет моя отрада.

  5. Коробейники.

  6. Мой костер.

  7. Тонкая рябина.

  8. Среди долины ровныя».

  9. Ямщик, не гони лошадей.

  10. Пара гнедых.

  11. Степь да степь кругом.


Современные донские песни


Тематика современных народных казачьих песен. Жанровое многообразие. Героико-патриотическая тематика песен времен Великой Отечественной войны. Тема любви к Родине, расцвета родной сторонушки –ведущая тема в песенном творчестве послевоенных лет. Интонационно-мелодические источники казачьих песен XX в.

Гитарная песня. Музыкально-поэтическое творчество городской молодежи, песни студентов, певцов-поэтов из среды молодых специалистов различных профессий. Авторский характер молодежных гитарных песен.


Примерный музыкальный репертуар


  1. Расставалася казачка.

  2. Ой, ты, степь.

  3. Сторонушка.

  4. На коне вороном выезжал партизан.

  5. Солнце село за горою дальней.

  6. Широкие степи по Дону легли.

  7. Приезжайте к нам на Дон.



Казачьи песни в исполнении современных эстрадных певцов


Песни в исполнении А. Розенбаума, М. Шуфутинского, Л. Долиной, А. Барыкина, Варвары и др. современных эстрадных певцов. Музыкально- ритмическая организация народных песен, аранжировка в стиле исполнителя. Классика шансона. Новое прочтение казачьих песен в творчестве эстрадных исполнителей.


Примерный музыкальный репертуар


  1. Бравый атаман.

  2. За Уралом на, на Кубани и на Тихом Дону.

  3. Казачья.

  4. Хорунжий.

  5. На Дону на Доне.

  6. Когда мы были на войне.

  7. Славьтесь, славьтесь казачки.















Литература



1.Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1994.

2. Бачинская Н.М. Русские хороводы и хороводные песни. – Л.; М., 1951.

3. Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество.

Хрестоматия. – М., 1974.

  1. Беляев В. Связь ритма текста и ритма мелодии в народных песнях. – М., 1971.

  2. Богатырев П. Фольклор как особая форма творчества. Вопросы теории

народного искусства. – М., 1971.

  1. Василенко В. Детский фольклор // Русское народное творчество. – М., 1986.

  2. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. – М., 1986.

  3. Вертков К. Русские народные инструменты. – Л., 1975.

  4. Дмитриева С. Географическое распространение былин. – М., 1975.

  5. Ефименкова Б. Ритмика русских традиционных песен. – М., 1993.

  6. Земцовский И. Русская протяжная песня. – Л., 1967.

  7. Земцовский И. Мелодика календарных песен. – Л., 1975.

  8. Исторические песни XVII в. – Л., 1966.

  9. Исторические песни XVIII вв. – Л., 1971.

  10. Исторические песни XIX в. – Л., 1973

  11. Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество. Учебное пособие. – М., 2005.

  12. Капица О.И. Детский фольклор: песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. – Л., 1928.

  13. Квитка К. Песни украинских зимних обрядовых празднеств // Избр. Труды в 2т. – М., 1971. Т. 1.

  14. Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т. I – V; - М., - Л., 1949 -1954.

  15. Листопадов А.М. О складе былин северных и донских казаков // Песни донских казаков. Т. 1. – М., 1949.

  16. Литвин Э. Песенные жанры русского детского фольклора // Советская этнография. – М., 1972. - №1.

  17. Максимов Е.И. Ансамбли и оркестры гармоник. – М., 1979.

  18. Мартынова А.Н. Детский поэтический фольклор: Антология. СПб., 1997.

  19. Науменко Г.М. Жаворонушки // Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. – М., 1977 – 1988 (вып. 1 – 5).

  20. Новак Л.А., Фрадкина Н.Г. Обряды и праздники донских казаков // Обряды и праздники на Дону. – Ростов на Дону, 1979.

  21. Остапенко М.П. Хрестоматия по истории донского казачества. – Р., 1994.

  22. Пашина О. Календарно-песенный цикл у восточных славян. – М., 1998.

  23. Песни казачьей станицы. Ред. Толоченко В.Б. – Р., 1990.

  24. Попова Т.В. Городская народная песня XVII – XIX в.в. // Русское музыкальное творчество. – М., 1964. Т.2.

  25. Попова Т.В. Основы русской народной песни. – М., 1977.

  26. Популярные русские народные песни // для вокальных народных ансамблей. – М., 1989.

  27. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. – СПб., 1994.

  28. Путилов Б.Н. Народные исторические песни. – Л.; - М., 1962.

  29. Русские народные песни. Песенник. Сост. Зацарный Ю. Вып. 3. – М., 1981.

  30. Русские народные песни. Мелодии итексты. – М., 1987.

  31. Русские частушки, страданья, припевки. Сост. Котикова Н. – Л., 1961.

  32. 50 русских народных песен. Сост. Зацарный Ю. – М., 1984.

  33. Сухорев Ю.Ф. Лазоревый цвет. Чапаевск, 2001.

  34. Щуров В. Принципы жанровой классификации русского музыкального фольклора. – М., 1987.

  35. Щуров В. Южнорусская песенная традиция. – М., 1987.





























hello_html_m5f61483d.gifhello_html_m40524050.gif

22



фольклорный музыкально-образователььный проект Народа русского душа
  • Музыка
Описание:

Актуальность:

 интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в  последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения молодежи к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с  традициями, обычаями  и верованиями.

 Новизна проекта:

 весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации фольклорного музыкально-образовательного проекта «Народа русского душа» найдет свое место в дальнейшей работе будущих  учителей начальных классов во внеурочной работе, в организации воспитательного процесса.

 К сожалению,  у нас оказалась прерванной связь  поколений,  потеряны традиции празднования народных календарных   праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно  вошли в жизнь колледжа. Ведь, приобщая студентов к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным,  общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

 

Автор снежкова татьяна владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1779
Номер материала 34118
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓