Главная / Музыка / фольклорная программа " Радуга успеха"

фольклорная программа " Радуга успеха"

Управление образования Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»





Программа



Фольклорного ансамбля «Радуга успеха»






Автор программы: учитель музыки

МБОУ «Средняя общеобразовательная №5» Тимошкина Марина Владимировна

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Добронравова Ольга Владимировна

Рецензент: Абзалова Дания Гумерзяновна, методист,ст. преподаватель ИРО РТ















Содержание кружка ориентировано на младший школьный возраст детей. Срок реализации программы 1 год. Репертуар ансамбля может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей возрастной группы детей.























Пояснительная записка

Образовательная программа фольклорного ансамбля «Радуга успеха» ориентирована на воспитание ребёнка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Русские праздники и обряды представляют богатейший материал для изучения того, как именно во время массовых празднеств, хорового пения, хороводов, игр непосредственно выражаются коллективные эмоции людей, обеспечивается связь поколений, преемственность национальных традиций и т.д. Повышение духовной культуры народа в современных условиях очень актуально. В связи с этим возрастет необходимость обратиться к истокам русской народной культуры, ее традициям и праздникам, осознать национальные идеи, этические и эстетические нормы, способы художественного и морального воспитания человека, столь характерные для народной художественной культуры, ее праздников, обрядов, игрищ.

Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребёнка. Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребёнок может вырасти духовно здоровым. Фольклор является действенным средством воспитания нравственности, патриотизма, эстетического самосознания, развивает его сообразительность, умение внимательно слушать и даже чётко выговаривать слова. Когда ребёнок подрастёт, он уже не пройдёт мимо великой русской культуры, импульс к познанию который получил в самом раннем детстве. Что представляет собой песенный детский фольклор?
Интересно отметить, что целый пласт песен имеет чёткое выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребёнка к жизни. Традиции русского народа элементы крестьянского труда находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры-это как бы шуточное подражание трудовому фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру, исполнения. Песни могут исполнять соло, хором, с припляосм, проговариваться речетативом,в сопровождении народных инструментов. Игры, танцы, красочные костюмы делают их доступным для понимания и исполнения детьми разного возраста.
В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание. Несмотря на общеизвестную значимость русской народной музыки в воспитании детей, большинство учащихся, особенно городских, воспринимают народную музыку, как некую экзотику: непонятный речевой диалект, чуждая эстетика звукоизвлечения нередко вызывают у ребят реакцию неприятия, так как у современных детей сформировался стереотип музыкального мышления на восприятия массовой музыкальной культуры.



Актуальность программы.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику . Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своей Родине, уважения к истории и традициям своего народа . В наши дни мы испытываем потребность в духовности и нравственности, т. к на уроках музыки мы мало затрагиваем тему фольклора и поэтому обращение к фольклору положительно влияет на развитие нравственных качеств, поэтому тема фольклора очень актуальна, т.к она даёт возможность передать дух нации, чувства и переживания людей, через исполнение народных песен .

Программа « Радуга успеха» даёт возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений , через приобщение учащихся к народному творчеству, а также способствует развитию моральных и патриотических качеств личности:

  • воспитание уважения к русской народной музыке

  • воспитание чувства патриотизма

  • воспитание всесторонних духовных качеств


Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к фольклору, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства через широкое использование фольклора (частушки ,песни, игры, хороводы)

Задачи программы:


  • обучающие: научить детей ценить культуру своих предков посредством ознакомления с различными видами фольклора, в опоре на народное песенное творчество.
    развивающие: развить творческие способности детей, мышление, воображение, эстетический вкус, музыкальность (музыкальный слух, чувство ритма, умение импровизировать, ориентироваться в музыкальных традициях, жанрах вокально-хорового творчества.
    воспитательные: воспитывать нравственные качества личности учащихся - патриотизм, чувство любви к Родине, уважения к старшим, формировать характер посредством постижения народной мудрости.

Содержание кружка ориентировано на младший школьный возраст детей. Срок реализации программы 1 год. Оптимальное количество детей на занятиях - не более 10-12человек. Занятия проводятся 1 раза в неделю -35 часов в год.


Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

- личностно ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту ученика, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ребёнка);

- природосообразности;

- культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);

- сотрудничества и ответственности;

- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.

- работа над развитием каждого ребёнка.

Отличительной особенностью данной программы является создание следующих приоритетов:

1.Создание атмосферы национального быта.

2.Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок)

3.Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

4.Знакомство с русскими народными играми





Методические рекомендации:


Методические рекомендации.

Развивая на занятиях различные формы приобщения школьников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.
Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда учащиеся научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней.
Учитель должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только  спустя некоторое время, задать им вопросы. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие у них вопросы.
Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере  исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.
Занятия должны проводиться в различных формах. Это и теоретические занятия, и практические занятия, и уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д.








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».

Раздел 2. «Хоровод». . «Игровой фольклор».

Раздел 3. «Календарные народные праздники и обряды»

Раздел 4. «Народная песня







Первая четверть

«Детский музыкальный фольклор».. Детский фольклор (заклички, приговорки, дразнилки, считалочки, скороговорки, колыбельные).

Цель и задачи: Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

Тема первой четверти « Детский музыкальный фольклор»


Фолькло́р (англ. folklore) — народное творчество.

Разучивание заклички « Осень, осень в гости просим».3. Игра « Капуста», « Огородная»

1

0,5

0,5


Прибаутка малый фольклорный юмористический жанр, забавное сочетание слов (часто бессмысленное), которое используется, чтобы придать речи шутливый оттенок.

Прибаутка « Ладушки, ладушки» Показать ритмический рисунок при помощи народых инструментов (бубен, трещётки, свистульки).

1

0,5

0,5


Скороговорки- "Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение текста. Комплекс упражнений на дыхание: « Пушинки»-(лёгкий выдох, как-будто сдуваем пушинку). «Маленький хомячок» -(надуть щёки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух. Разучивание песни « Говорят у нас вот так».

1

0,5

0,5


Потешка- произведение устного народного творчества. Потешка « Иванушка». Разучивание песни « Вдоль по улице ребятушки идут». Исполнение заклички « Осень, осень в гости просим». Игра « Мельница

1

0,5

0,5


Дразнилки-Насмешливая прибаутка, обычно рифмованная, употр. детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь, напр. "Борис - на ниточке повис".

1

0,5

0,5


Колыбельные песни-. Разучивание песни « Гули» « Баю- бюшки». Дальнейшее разучивание песни « Вдоль по улице ребятушки идут». Игра « Горшок

1

1



Частушка- как вид народного устного творчества. частушек. Игра « Мельница». Подготовка к фольклорному празднику « Русская ярмарка»


1

0,5

0,5


Проведение фольклорного праздника «Русская ярмарка»

1

1



Итого: 8 часов











Тема 2 четверти: « Хоровод»



«Игровой фольклор»

Разнообразие игр в фольклорной традиции, существующих, практически, на все случаи жизни, позволяет существенно активизировать процесс восприятия фольклора. Музыкально-фольклорные игры развивают чувство ритма, пластику, творческую инициативу, импровизацию, коммуникабельность. Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ




Хоровод(карагод, танок, круг, улица) — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия. Виды хороводов

1

0,5

0,5



Наборный хоровод « Мимо саду- винограду». Игровой хоровод « Кострома»

1

0,5

0,5


Разборный хоровод «Шла коза по бору,бору! Игровой хоровод « У нас по кругу»

1

0,5

0,5


Обрядовый хоровод «Шла коза по бору,бору». Игровой хоровод « Яша»

1

0,5

0,5


Разучивание хоровода « Растим Мак»

1

1



Разучивание хоровода «Овёс» Игра « Дедушка Сысой»

1

1



Разучивание хоровода « Со цветком хожу». Игра « Баба- яга»

1

1



Разучивание хоровода « Заинька». Игра « Капустка». Повторение и закрепление хороводных песен

1

1



Итого: 8 часов


Тема 3 четверти: « Календарные народные праздники и обряды



Рассмотреть значение старинных народных календарных праздников, их роль в отношении человека с природой, сохранение и передача их поколение в поколение. 
Рассмотреть характерные черты календарных народных праздников и обрядов на Руси; 
Изучить традиционный народный праздник как комплекс магических обрядов, ритуалов; 

Святки. От рождества до крещения- обряды проводившие в эти дни. Рождественские колядки. Разучивание хоровода « Ой, ты зимушка, зима». Повторение

1

1

0,5

Колядки на рождество. Колядки — святочные народные песни

Разучивание колядки « К нам приходит коляда, накануне Рождества» « Колядуем, колядуем,от семьи к семье кочуем»

1

1


Кликание, Закликание весны- обрядовое действие сопровождавшееся пением весенних песен. «Жаворонок, жаворонок, выгляни

1

0,5


Заклички о весне.Разучивание песни « Шёл Ванюша». « Как повадился коток». Игра « Сковорода

1

1

0,5

Праздник «Масленица» -традиции, обряды. Разучивание приговорок « Подай, тётенька, блина», «Блин- блиночек». Игра « Горшок».

1

1


Хоровод « А мы масленицу провожали» Прибаутки о масленице. Игра « Горшок»

театральные элементы праздника: масленичные комедии, шествия и «заигрыши» ряженых.

1

0,5

0,5

Беседа о празднике « Пасха». Знакомство с обрядами и обычаями. Разучивание пасхальных приговорок. Игра « Ручеёк» Возрождение традиций всенародного празднования Пасхи в современных условиях. Красная горка.

1

1


Фольклорный праздник « Пасха Христова

1

0,5

0,5

. Праздник поклонения матушке природе. Праздник Троица Слушание колокольного звона. Слушание « Троицкие песни

театральные элементы праздника - шествия с «березкой», театрализованные игры «Березка», «Колосок» и др.

1

0,5

0,5

Иван Купала-Купальский праздник издревле был одним из самых ярких и почитаемых у восточных славян. Песни Псковской земли «.Как на Ивана Солнце» . театральные элементы праздника - «изгнание русалок», театрализованная игра «Кострома»и др.


1

0,5

0,5

Итого: 10 часов

Тема 4 четверти: « Без песен мир тесен» - Русские народные песни

«Народные песни»

Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно-мужественные).Развивать умение детей свободно и непринуждённо вести мелодическую линию. Тренировка дыхания. Учить петь, выразиельно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, чётким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.







Разучивание и исполнение песен «Каравай», «Дуня- тонкопряха».Игра «

1

1


Разучивание и исполнение песен « Уж как шла коляда», «Пошла млада за водой». Игра

1

1


Разучивание и исполнение песен « Как пойду я на быстру речку» «Ах, вы сени, мои сени». Игра

1

1


Разучивание и исполнение песен « Дуня тонкопряха» «Было у матушки 12 дочерей» .Игра

1

1


Разучивание и исполнение песен «Мишка косолапый» «Бояре».Игра

1

1


Разучивание и исполнение песен « Котя, котя. Коток». « А мы сеяли лён»

1

1


Разучивание и исполнение песен «Пошла млада за водой» «Я по луженьке хожу»

1

1


Повторение и закрепление пройденных песен

1

1


Проведение фольклорного праздника





Итого: 9 часов


Требования к уровню подготовки воспитанников.

Требования к уровню освоения содержания.

К окончанию данного курса обучающиеся должны знать и уметь:

-название народных праздников;

-название христианских праздников;

-название разных жанровых видов народной песни;

-название инструментов народного оркестра;
-отличительные особенности русского национального костюма;

-различные виды народных промыслов России

Жанры фольклора:- колыбельные песенки, пестушки, считалки, заклички, загадки, сказки, пословицы;

Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни

Импровизировать по индивидуальному заданию в играх, сценках, песнях, на народных музыкальных инструментах.

Основные требования к уровню подготовки детей.

В результате изучения данной программы учащиеся должны уметь:

-находить черты сходства и различия в музыкальном произведениях разных жанров;

-исполнять простейшие движения народного танца;

-исполнять народные мелодии разного жанра;

-исполнять фольклорные произведения в ансамбле, оркестре.



Техническое оснащение:

  1. сцена.

  2. Костюмерная.

  3. Проектор, мультимедиа, музыкальный центр,микрофоны

  4. Наглядные пособия :медиотека, видеотека, клипы


Литература:

  1. Анисимов В.П. «Диагностика музыкальных способностей детей».

Учебное пособие для высших учебных заведений.-М., 2004

  1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковкина Е.Н., «Музыка и движение» (упражнения, игры и пляски для детей 6-7).-М.,1984

  2. Вербовская Н.П., Головина О.М., Уранов В.В. Искусство речи.-М.,1977

  3. Емельянов В.В. «Развитие голоса» Координация и тренинг.-СПБ.,2000

  4. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей». Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль 1997

  5. Табачков Н.В. Сценическая подготовка и режиссура народной песни.-М.,2002.

  6. Величкина О.В., Краноперцова Е.А. «Проект детской школы народного творчества» (сохранение и возрождение фольклорных традиций.Сборник НИИ культуры).-М.,1990

  7. Минёна «Фольклорный театр филологического факультета МГУ» (Сборник научных трудов НИИ культуры).-М.,1990

  8. Каргин «Самодеятельное художественное творчество» (история, теория, практика). Учебное пособие.-1998

  9. Каргин «Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе»

  10. Смирнова «Теория и методика организации самодеятельного творчества».-Просвящение.-М.,1993

  11. Журналы «Народное творчество»

  12. Мерзлякова С.И. «Фольклор-музыка-театр». Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками.-М.,1999

  13. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Санкт-Петербург, 2006.

«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

Список литературы для детей:

1. Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. М.: Современник, 1991.

2. Науменко Г.М. Фольклорная азбука: Учебное пособие.

3. Покровский Е.А. Детские игры. СПб., 1994.

4. Фёдорова Г.П. На золотом крыльце сидели… Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста.СПб.,2006.

Список нотных сборников.

1. Мерзляков С. Гармошечка-говорушечка, Вып.2. М.,1982.

2. Науменко Г. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры. 1977-1988.

3.Науменко Г.М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах Ч.1,2.1999.

4. Науменко Г.М.Фольклорный праздник в детском саду и школе.Песни, игры, загадки, театрализованные представления 2000.

5. Помазкина Н.Ф. Поёт фольклорный ансамбль «Перепёлушки» вып.1,2, 1992.

6.Рытов Д. На родимой на сторонке Ярославль, 2002.

7.Савастру К. Заинька, попляши Киев, 1983.

8.Сорокин П. Плыла лебедь. М.,1987.

9.Чаморова Н. Сорока-белобока: любимые игровые песни с нотами, Донецк 2006.

10. Чаморова Н. Жил был у бабушки серенький козлик: любимые игровые песни с нотами Донецк 2006.

11.Широков А. Русские народные песни,М.,1988.







Методический материал для проведения занятий



Приложение



Заклички

Вихрь, вихрь, не на меня,
Крути злого лешака!
Он в мышиной норе,
На медвежьей тропе!

*****

Дождик, дождик, пуще!
Наварю я гущи,
Наварю гороху,-
Покормлю Терёху!

*****

Дождик, лей! Дождик, лей!
На меня и на людей!
На меня по ложке,
На людей по плошке,
А на лешего в бору -
Лей по целому ведру!

*****

Осень, осень,
В гости просим.
Птицы в лесу: шуг-шуг,
Улетают с севера на юг;
Курлы-сИ, курлы-сИ -
Улетают до весны,
Улетают до весны,
По Руси! По Руси!

Приложение

Игра «Солим капусту» (с музыкальными инструментами)

Мы капусту рубим, рубим - ложки

Мы капусту мнем, мнем - рубель

Мы капусту солим, солим - бубенцы

Мы морковку трем, трем - трещотки

4-й (мальчик) : Ноябрь — Синицин день!

Ребенок: Люди птичку прославляют,

Люди синичку привечают.

2-й: Крошат хлебушка немножко.

Кладут сало за окошко.

Ведь зимующим птицам люди помогать должны-

Голодно и холодно птицам с приходом зимы.

4-й (мальчик) : В ноябре с солнцем прощайся.

Ближе к печке подбирайся!

Ребенок: Полна горница гостей,

Стало в горнице светлей!

. ИГРА «КОЛЕЧКО»

Цель: знакомство с народными играми.

Ход игры: Дети стоят по кругу, вытянув руки вперед и сложив ладони «лодочкой». Выбираются двое ведущих: один будет кольцо прятать, а второй соответственно искать. Все дети поют припевку:

«Уж я золото хороню, хороню

  То в высоком терему, то у галки на кону,

  То на лысой на горе, то у лисоньки в норе,

  Может в Ванином кафтане, иль у Даши в сарафане.

  Всем, … (имя ведущего, ищущего кольцо), расскажи!

  Где колечко, покажи!»

Пока идет пение, первый ведущий, пройдя по кругу, должен спрятать колечко в ладони кого- либо из детей. После окончания припевки, второй ведущий угадывает, у кого из играющих оказалось кольцо.







Русская народная игра «Огородник».

Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковкой, редиской и др. Все встают в круг. Один из участников игры-»огородник»-выходит на середину круга и стучит палкой по земле.
Его спрашивают:

-Кто там?
-Огородник!
-За чем пришел?
-За репой!

После этого ответа все ведут хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена,
Посерёдке толста,
К концу востра,
Прячет хвост под себя.
Кто к ней ни подойдет,
Всяк за вихор возьмет.

«Огородник» должен отгадать, кто из ребят назвал себя «репой». Если он угадывает верно, «репа» должна убегать, иначе огородник поймает и оттреплет за вихор.

Игра «Ручеёк».



1.Капельки-крошки

Скачут по дорожке.

Прыг да скок! Прыг да скок!

Вот уже и ручеек!

 

2.Птички летели,

У ручья присели.

Буль-буль-буль – три глотка –

Вот и нет ручейка.

 

Роль Капелек и Птичек исполняют дети.

Вступление. Капельки выбегают на «дорожку».

1-й куплет. Скачут  «по дорожке». С окончанием куплета присаживаются, изображая ручеек.

Вступление. Летят Птички.

2-й куплет. Птички присаживаются у «ручейка» и пьют «водичку».

Вступление. Все убегают на места

Хоровод «Всем, Надюша, расскажи» (музыка И. Лученка).

Дети идут по кругу и поют, в середине круга ведущая (Надюша), которая показывает, что просят дети:

Всем, Надюша, расскажи

Да проворно покажи,

Как бабуси пляшут.

Вот и так, вот и так, —

Так бабуси пляшут.


Всем, Надюша, расскажи

Да проворно покажи,

Как дедуси пляшут.

Вот и так, вот и так, —

Так дедуси пляшут.


Всем, Надюша, расскажи

Да проворно покажи,

Как подружки пляшут.

Вот и так, вот и так, —

Так подружки пляшут.


Всем, Надюша, расскажи

Да проворно покажи,

Как ребята пляшут.

Вот и так, вот и так, —

Так ребята пляшут.


Всем, Надюша, расскажи

Да проворно покажи,

Как козлята скачут!

В конце ведущая, изображая козленка, пытается «рожками» забодать детей. Дети убегают, «козленок» догоняет.


ИГРА «КОМУ ПИРОГ?»

 Цель: знакомить детей с фольклорными детскими играми; развитие ловкости, сообразительности.

Ход игры: В центре зала на стул садится ребенок- «пирог». Остальные дети, разделившись на две группы, встают по разным сторонам от «пирога», вытянувшись «цепочкой» по длине зала. Все поют, изображая в жестах содержание песенки

«Бабушка Ненила пирог затворила,

  В печку ставила, дожидать заставила.

  Когда, пирог, зарумянишься?

  Кому, пирог, ты достанешься?»

Двое детей, стоящие последними в разных цепочках, кричат: «МНЕ!» и бегут к «пирогу». Тот из них, кто быстрее дотронется до пирога и станет следующим «пирогом». Предыдущий «пирог» и проигравший ребенок становятся в начало «цепочек» рядом с «пирогом».



ИГРА «ТЕТЁРА»

Цель: знакомить детей с фольклорными детскими играми;

Ход игры: Двое детей образуют в центре комнаты /зала/ «воротики», остальные дети образуют «цепочку» и друг за другом проходят под «воротиками» с пением

«Тетёра шла, моховая шла по каменью, по раменью.

  Сама прошла, всех детей перевела,

  Самолучшего дитёночка оставила»

Как только заканчивается песенка, «воротики» захлопываются. Дети, оказавшиеся в «воротиках», при следующем проведении игры становятся новыми «воротиками».



.ИГРА: «УТИЦА» /ВЫВОРОТНОЙ ХОРОВОД/

Цель: знакомство детей с фольклорными детскими играми; учить перестроению хоровода из лицом в круг- спиной в круг через «воротики»;  выполнять ритмические движения с речевой подсказкой.

Ход игры: дети становятся в круг лицом, с началом песенки водят хоровод в ритме шаг- слог:

«Идет утица по распутице, ведет ребят- малых утят».

Следующее движение по хороводу в обратную сторону- шаг с притопом:

«Раз шагнет- споткнется, второй- сковырнется,

  Третий- закачается, четвертый – в воду свалится»

Последнее движение: ребенок ( выбранный перед началом игры) находит глазами «воротики»- двух детей на противоположной от него стороне круга и ведет через «воротики» всех детей (выворачивает хоровод наизнанку



Приложение

Праздник Масленица

. Ма́сленица  — народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. На Руси название Мясопуст, Мясопустная и Сырная неделя употребляются только в Святцах как «церковное» название Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы (сродни «жирному вторнику», см. раздел Аналоги Масленицы в др. странах). В календаре Русской православной церкви, этот период называется Сырной седмицей, — неделя (седмица), следующая за Пёстрой неделей. В её продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов), причём обычный пост в среду и пятницу отменяется; в среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.











  • Пасхальный праздник

Действующие лица:
1-й скоморох
2-й скоморох
Солнышко
Курочка и цыплята / Репертуар
1. Хоровод «Весна-Красна праздник принесла«
2. Песня «Дин-дон»
3. Песня «Весна идет«
4. Хоровод-игра «Идет матушка Весна...«
5. Игра «Капельки-ручейки»
6. Игра «Как из-под горы«
7. «Весенний хоровод«
8. Закличка «Выйди, солнышко!«
9. Сценка «Красное яичко«
10. Хоровод «Пасха»
11. Игра «Пронеси яйцо«
12. Игра «Горка»
13. Русский танец «Светит месяц ...«

Атрибуты:
1. Надо сделать красное яйцо /пасхальное/.
2. 4 кубика, яйца деревянные, 2 скамейки, 2 стульчика.
3. Костюм для «Солнышка».
4. Костюм для «Курочки» и «цыплят».

1-й скоморох:
Здравствуйте, ребята дорогие!
Маленькие и большие!

2-й скоморох:
Здравствуйте, гости, милости просим!
Пасху открываем, праздник начинаем!

Ребенок:
Вот и Пасха к нам пришла -
Праздник милый для меня!
Сколько радости принёс,
И печали он унёс.

Ребенок:
Над лугами и полями
Светит солнышко над нами,
Долгожданная весна
Нам день Пасхи принесла.

Дети исполняют хоровод «Пасха».
1-я часть каждого куплета — дети стоят возле стульчиков;
2-я часть — взявшись за руки над головой воротиками, дети идут к центру и отходят назад спиной к своим стульчикам. Садятся.

1-й скоморох:
Пришла желанная весна,
Ушла зима в седые дали.
Земля воспрянула от сна,
И голубая даль ясна,
И не терзают нас печали.

2-й скоморох:
И светит солнышко с небес
Лучом весеннего привета,
Шумит вдали зеленый лес,
И гимн звучит: «Христос Воскрес!«

Дети:
Воистину Воскрес!

Аудиозапись «Колокольный звон».

1-й скоморох:
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.

2-й скоморох:
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон,
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон!

Дети 9 гр. берут треугольники и колокольчики, становятся полукругом.
Исполняют песню «Дин-дон».

Динь-дон! Динь-дон!
Раздаётся звон, звон!
Он со всех сторон — звон.
На пасху всех зовёт он.
Идите, спешите,
Радость всем несите,
На пасху собирайтесь,
Чуду удивляйтесь!
Христос воскрес!
Воистину воскрес!
Динь-дон! Динь-дон!
Динь-дон! Звон-н-н!

Треугольники и колокольчики передать детям 7 группы.

1-й скоморох:
Христос воскрес! Весна идёт,
Капель журчит, звенит, поет,
Цветы и травы появляются,
Весной природа просыпается.

Дети 7 гр. берут инструменты, становятся полукругом.
Исполняют песню «Снова Весна идет».
Садятся.

2-й скоморох:
А теперь давайте золотые ворота для матушки-весны открывать!

Под музыку 1 подгруппа детей 10 гр. цепочкой становятся в полукруг, повернувшись лицом к зрителям.

Дети:
Ай, люли, ай, люли,
Наши руки мы сплели.
(Произнося эти строки, дети качают сцепленными руками вперед назад).
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
(Выполняют 4 шага, одновременно поднимая руки и не разъединяя их).
Получились не простые,
Золотые ворота!
(Дети, продолжая ходьбу, образуют круг.
Далее 1 подгруппа детей 10 группы движется по кругу против часовой стрелки, продолжая петь, а дети 2 подгруппы, цепочкой обходят детей 1 подгруппы по часовой стрелке).
Ходит матушка Весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается,
Другой раз воспрещается.
(Дети обеих групп останавливаются: 1 подгруппа— поднимают руки вверх, образуя воротики, а дети 2 подгруппы под звуки песни, которую поют дети 1 подгруппы, пробегают в эти «воротца»).
Ходит матушка Весна,
Ищет детушек она.
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается.
А на третий раз не пропустим вас.
(С окончанием песни воротики захлопываются. Садятся).

1-й скоморох:
Весной птицы поют, солнышко пригревает все сильней, снег тает все быстрее и быстрей. Появилось много ручейков, а начались ручейки с капелек. Сейчас вы, ребята (обращается к детям 9-й группы), превратитесь в маленькие капельки на полянке.

Под музыку выбегают дети 9 гр., становятся врассыпную.

2-й скоморох:
Каждая капелька нашла себе место на полянке греется на солнышке. Но вот она соединилась с другой капелькой, с третьей, с четвертой, и это уже не капельки, а ручейки.

Под музыку дети 9 гр. свободно двигаются по залу, не задевая друг друга, на сигнал капелька увеличилась — уже двигаются по двое, на очередной сигнал по трое...

1-й скоморох:
Как много у нас появилось маленьких ручейков, пора им соединиться в один большой ручей и поиграть в игру «Как — из-под горы».

Дети 9 группы образуют круг, а дети 7 группы встают цепочкой. Дети 9 группы — это гора, а дети 7 гр. — ручьи. Под звуки песни цепочка детей 7 гр., как бы прошивает «гору».

Как из-под горы
Все бегут ручьи.
Ручьи, вы куда?
Закрывайте ворота!

Кто не успел выскочить из круга, уходит в гору, которая таким образом увеличивается. Когда останется двое детей, которых никак не могут поймать, игра прекращается.

2-й скоморох:
Идет матушка — весна,
Отворяй — ка ворота.
Первый март прошел,
Всех детей провел,
А за ним — апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как придет май,
Сколько хочешь гуляй.

Звучит вступление к весеннему хороводу, выбегают дети 10 гр., образуя круг.

Ребенок:
В день апрельский мы с весною
Пасху красную встречаем
И на волю всей семьей
Божьих птичек выпускаем.

Ребенок:
Птички радостно взлетают,
Птичью песенку поют,
Нас с весною поздравляют
И приветы с неба шлют.

Дети 10 группы исполняют «Весенний хоровод» — любой. Садятся.

2-й скоморох:
Зима красна белыми снегами,
Лето — ягодой, грибами,
Осень — житом и снопами,
А Весняночка-Весна,
Теплым солнышком красна!

1-й скоморох:
Так давайте же солнышко разбудим!

Под музыку дети 7 и 9 гр. становятся в круг. Ребенок-Солнце садится на стульчик в центре круга, в руках у него пасхальное красное яйцо. Дети исполняют закличку «Солнышко».

Дети:
Солнышко, солнышко, выйди скорее,
Будь к нам подобрее.
(стоят)
А то детки плачут,
(руки сложить на груди)
По камушкам скачут,
(прыгают, поворачиваясь на месте)
Они скачут за селом,
Руки, ноги колесом.
(берутся за руки и раскручивают круг, пока он не разорвется).

Дети садятся, а Солнышко остается в центре зала.

Солнышко:
Я солнце ясное! Я солнце красное!
Землю я обогреваю
С Пасхой всех поздравляю!
Счастья всем желаю
И яйцом пасхальным угощаю!
Вот оно какое: большое-пребольшое!

Солнце передает яйцо Скомороху, садится.

2-й скоморох:
А что у него внутри? Что же это за штука такая — ЯЙЦО?!

1-й скоморох:
Яйцо — символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Хотите, я вам раскрою маленькую, но очень важную тайну?
Из яйца, из нижней части
Вышла мать-Земля сырая.
Из яйца, из верхней части.
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось,
Из белка, из верхней части.
Ясный месяц появился.
Из яйца, из пестрой части,
Звезда сделались на небе!

2-й скоморох:
Вот какая интересная легенда! Но почему яйцо красное?

1-й скоморох:
А об этом мы сейчас узнаем.

Под музыку выбегает девочка-Курочка из 10 группы, останавливается, повернувшись лицом к гостям.

Курочка:
Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.
Подходите, собирайтесь
И вокруг располагайтесь.
Расскажу я вам сейчас
Замечательный рассказ.
Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Под музыку выбегают цыплята (дети 10 группы), становятся в полукруг.

Цыплята:
Мы яички несем,
Всем в подарок их даем:
Белые-пребелые,
Круглые и целые.

Курочка:
Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.
Давно это было,
Прабабушка говорила,
Как Мария Магдалина
Яйцо царю подарила.
Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Цыпленок:
Оно было все бело,
Оно было все кругло.
Подносила, подарила,
«Христос Воскрес», — говорила.

Курочка:
Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.
А Тиберий принимал,
Подарок не отвергал,
Говорил, что верить буду,
Если сам увижу чудо.
Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Цыпленок:
Он яйцо в руках держал,
Сам с собою размышлял:
«Пусть яичко покраснеет -
В Воскресенье я поверю».

Курочка:
Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.
Яйцо будто услыхало,
АЛЫМ ЦВЕТКОМ ЗАПЫЛАЛО
У Тиберия в руках, -
Ужас был в его глазах.
Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Цыпленок:
Вот так чудо! Вот так чудо!
Спорить я с тобой не буду.
Это чудо из чудес!
Христос воистину воскрес!

Курочка:
Цып, цып, цып. Цып, цып, цып.

Все:
Радуйтесь! Христос воскрес!

Звучит вступление к песне «Пасха». Дети 10 группы образуют внутренний круг — движение по часовой стрелке. Дети 9 — 7 гр. образуют внешний круг — движение против часовой стрелки.
Исполняется хоровод «Пасха». Садятся.

2-й скоморох:
Здорово! А играть мы будем?

1-й скоморох:
Самые быстрые! Самые ловкие!
Ну-ка, похвалитесь своею сноровкою!
Наше задание очень несложное.
Для любого вполне возможное.

2-й скоморох:
Берешь яйцо, кладешь в ложку
И пробежишь с ним немножко.

1-й скоморох:
Кто первый прибежал,
Тот победителем стал!

Проводится игра «Бег с яйцом». Играют дети 10 группы: 2 команды. Приготовить 2 яйца, 2 ложки, 4 кубика.

2-й скоморох:
А теперь, другой народ, не зевай,
К нам на «горку» поспевай!

1-й скоморох:
Не ударьте в грязь лицом,
Поспевайте за яйцом.

Проводится игра «Горка». Поставить 2 скамейки, 2 стульчика и приготовить 2 яйца. Один конец скамейки поставить на стульчик. Играющий катит яйцо по «горке», подхватывает его и передает следующему игроку и т.д. Играют дети 7-9 гр., девочки, затем мальчики.

1-й скоморох:
Хорошо весной гулять -
Пасху красную встречать.

2-й скоморох:
На весенний выйдем луг,
Становитесь, дети, в круг!

1-й скоморох:
Ты мой друг!

2-й скоморох:
И я твой друг!

Скоморохи.
Заплясало все вокруг!

Под музыку дети 10, 7, 9 гр. парами становятся в круг.
Исполняют русский народный танец «Светит месяц, светит ясный!».

1-й скоморох:
Ай, тари, тари, тари,
Вам яички принесли!

2-й скоморох:
Желтые, красные, яйца — то все разные!
Вы яйца съедайте,
Пасху нашу вспоминайте!

Угощение.


























фольклорная программа " Радуга успеха"
  • Музыка
Описание:

Программа "Радуга успеха"даёт возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений ,через приобщениуе учащихся к народному творчеству,

  а также способствует моральных и патриотических качеств личности: воспитание чувства патриотизма, воспитание всесторонних  духовных качеств

Цель программы; через активную музыкально- творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к фольклору, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально- песенного искусства, через широкое использование фольклора ( частушки, прибаутки. песни, хороводы). Содержание кружка ориентировано на младший школьный возраст. Срок реализации программы 1 год.

Автор Тимошкина Марина Владимировна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 2399
Номер материала 1915
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓