Главная / Музыка / Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках народного творчества в ДШИ

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках народного творчества в ДШИ

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках народного творчества в ДШИ


Михайлова Светлана Борисовна,

преподаватель МОУ ДОД «Новомичуринская детская школа искусств»,

г. Новомичуринск, Рязанская область, Пронский район


В новых образовательных программах для ДШИ огромным положительным моментом стало долгожданное появление нового предмета «Народное творчество», который дал преподавателям еще больше возможностей для приобщения детей и подростков к национальным корням и предоставил мощный арсенал разнообразных средств для их духовно-нравственного воспитания.

Национальное возрождение России невозможно без обращения к своим истокам, без глубинного осмысления ценностей отечественной культуры. В русской народной культуре заложены ценнейшие пласты народной мудрости. Испокон веков русский народ выражал в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Они были основаны на многовековом жизненном опыте и мудрости, и передавались из поколения в поколение в своеобразной художественной форме [7].

Традиционная народная педагогика воспитывала детей, развивая в них чувство прекрасного, прививая честность, трудолюбие, гуманизм, преданность духовным идеалам. К сожалению, в нашей стране на протяжении многих лет формирование основ духовной и эстетической культуры детей и подростков было сферой исключительно идеологической. Фольклор детьми глубоко и систематически не изучался, не культивировалось отношение к нему как к бесценному сокровищу.

Оторванность молодежи от подлинной национальной культуры, от общественно-исторического опыта ушедших поколений можно назвать одной из самых болезненных проблем современности. Происходит потеря духовно-нравственных ориентиров, неприятие традиционных взглядов наших предков, навязывание массовой культуры, активное внедрение чуждых русским людям образа мышления, жизни и поведения. Политические, социально-экономические проблемы страны, отсутствие непрерывной связи поколений обернулись для России резким падением уровня духовности общества. Все то, что копилось и сохранялось в народе веками, сбросили с «парохода современности», как некогда «горячие головы» пытались сбросить с этого же парохода и классическую русскую литературу. К большому счастью, этого так и не случилось, а вот народные традиции и обряды целенаправленно искореняли, как когда-то бездумно сбрасывали кресты с церквей, как безжалостно уничтожали старинные иконы, рукописи и старопечатные книги.

Сегодня, когда в российском обществе происходит глобальная переоценка многих нравственных ценностей, идет активный поиск новых, более эффективных методов образования и воспитания подрастающего поколения, художественное и эстетическое воспитание не может и не должно развиваться без такой необходимой составляющей, как русская народная национальная культура. В этой связи особо важными становятся следующие задачи воспитания:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства личной сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование глубокого чувства национального достоинства;

- формирование духовно развитой личности с устойчивыми нравственными принципами.

Следует помнить, что приверженность народным традициям должна учитывать реальный уровень развития современного общества, новые веяния времени. Современный учитель должен обладать обширными знаниями русских национальных традиций художественной культуры. Его задача ненавязчиво и бережно вводить своих учеников в мир фольклора.

Русский народ накопил огромный багаж: это премудрые пословицы и хитроумные загадки, веселые и печальные обрядовые песни, величавые былины, поучительные сказки. Национальная культура всегда способствовала становлению и укреплению нравственного облика народа, была его исторической памятью, наполняла глубоким содержанием всю его жизнь, текущую по древним обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием предков.

Сегодня к нам постепенно возвращается наша национальная память. Мы по-новому и с огромным интересом относимся к старинным праздникам, традициям, обрядам, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ сохранил для нас свои самые ценные культурные достижения. Русское народное творчество - самый чистый, вечный и неисчерпаемый источник духовных сил. Ведь в чем бы ни выражал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке, ясно одно - это идет из самой глубины русской души.

Фольклорное богатство русского народа - это, собственно говоря, и есть его духовное богатство. В нем не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его великой непобедимой силы. Народное творчество чрезвычайно многогранно. Его произведения веками тщательно отбирались и отшлифовывались мастерам умельцами [9].

Кроме того, русский фольклор - это, по сути, подлинная азбука нравственности, ведь вся его сущность - это пожелание окружающим здоровья, добра и удачи. Не случайно олицетворением самых лучших человеческих желаний и стремлений у наших далеких предков были Солнце, Земля-матушка и кормилица, хлеб-батюшка, воспетые русским народом с такой любовью.

Национальный фольклор очень генетически близок нашим детям. Загадки, считалки, скороговорки, песни - неотъемлемая и наиболее органичная часть детского быта. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые окружаем его заботой, любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является народное творчество. Именно оно способно разбудить в детях самые лучшие чувства, богатое воображение и фантазию [8].

Произведения устного народного творчества помогают проводить на уроках фольклорные праздники и драматизации русских народных сказок. Важно также познакомить детей с тем, как зарождались сказки в народе, как бережно их собирали и записывали.

Учащиеся нашей школы с удовольствием посещают занятия фольклорного ансамбля «Желаннушка» и ансамбля русской песни «Сударики», где разучивают народные песни. Сверхзадача фольклора состоит в том, чтобы делать чище душу современного человека. Это значит, что если наши дети с раннего возраста слышат и поют народные песни, играют и танцуют под эту музыку, их слух осваивает фольклорные мелодические интонации и ритмические особенности. Позднее этот бесценный музыкальный опыт обязательно скажется и на их отношении к миру, повлияет на формирование нравственности.

Русские народные песни, обряды, игры, праздники расширяют общий кругозор и повышают культурный уровень наших детей. 

Народный фольклор - мощное средство нравственного и патриотического воспитания. Народная мудрость, заключенная в сказках, прибаутках, загадках и поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа. Использование в работе небылиц, частушек развивает у детей подлинное чувство юмора, формирует логическое мышление [7].

Следует выделить основные формы приобщения детей к национальному культурному наследию, используемые на уроках народного творчества: 

- знакомство с малыми формами устного народного творчества;

- праздничные посиделки;

- познавательные беседы;

- творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

- знакомство с экспозицией местного краеведческого музея;

- выразительное чтение и драматизация русских народных сказок;

- проведение календарных народных праздников;

- знакомство с традиционными народными промыслами.

Необходимым условием формирования духовно-нравственного отношения к национальному культурному наследию прошлого является знакомство детей с традициями крестьянской культуры и быта. 

Известно, что посиделки на Руси начинались осенью сразу после уборки урожая, по вечерам. Парни и девушки играли в игры, водили хороводы. Любили на посиделках и загадки загадывать и сказки послушать. Отсюда и появилась известная присказка «Посидим рядком - поговорим ладком». Дети с большим удовольствием принимают участие в праздничных посиделках. Там ребята знакомятся с народными пословицами и загадками, обрядовыми песнями, частушками. Это не только замечательно тренирует их память, но и способствуют активному мышлению. В известных пословицах народ всегда осуждал злобу, глупость, лень, хвастовство и восхвалял доброту, ум, находчивость, трудолюбие.

Особое внимание на уроках народного творчества следует уделять подготовке и проведению народных праздников. Наши предки любили и хорошо умели веселиться. Под балалайку, под гармонь они водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Каждый праздник народного календаря имеет свои устоявшиеся многовековые традиции и обряды, с которыми подробно знакомятся дети на уроках народного творчества в детской школе искусств.

С детьми на уроках народного творчества мы проводили «Осенины», «Святки», «Масленицу», где дети, одетые в русские народные костюмы, с удовольствием пели песни, разыгрывали сценки. Праздник - это естественное состояние детской души, без него окружающий мир для ребенка становится серым, тусклым и неинтересным.

Дети очень любят играть - это аксиома. В народных играх очень много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения всегда точны и образны, часто сопровождаются веселыми прибаутками, считалками, потешками. Они сохраняют свое эстетическое значение и составляют игровой фольклор. Игры воспитывают в детях честность, ловкость, способствуют развитию у них напевности и красоты русской речи. На уроках мы часто проводим игры с руками, которые развивают внимание, воображение, а также мелкую моторику. Особенно детям нравятся игры, в которых проявляются такие нравственные качества как доброта, товарищество, умение уступить, умение жить в коллективе. Совместные игры - огромное удовольствие для детей, а на уроке благодаря этому создается атмосфера радостного праздника [8].

На уроках народного творчества важно познакомить детей с народным костюмом, потому что это позволяет на деле показать неразрывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Дети всегда с огромной радостью наряжаются в народные костюмы, полностью входят в образ. Русский костюм является важным средством духовного единения ребенка с далекими предками. В своих рисунках и аппликациях дети с выдумкой и фантазией украшают узором сарафан, рубаху, фартук полотенце.

Учащиеся на занятиях знакомятся с разнообразными видами декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву, гончарные изделия из глины, шитье, вышивка, плетение. Преподаватель может показать детям росписи узоров, предметы, изготовленные народными умельцами. Рассказы о народных промыслах привлекают внимание детей, вызывают у них желание добиваться такого же мастерства.

Дети на уроках народного творчества сами придумывают узоры для росписи деревянной и глиняной посуды. Девочки знакомятся с народными узорами для вышивки. Ребята с удовольствием рисуют эскизы игрушек, поделок на основе традиционных русских народных промыслов, из которых оформляются выставки.

Посещение местного краеведческого музея - важное средство развития эмоционально-чувственного восприятия русской старины. В музее дети не только знакомятся с уникальными старинными предметами, декоративно-прикладным искусством, промысловой деятельностью предков, что само по себе обладает огромной воспитательной силой, но и напрямую соприкасаются с ними. Богатство живого материала возбуждает творческое воображение, сильно воздействует на чувства детей. Поэтому краеведческий музей - поистине бесценный источник положительных эмоций, эффективное средство развития эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

Эта постоянная и кропотливая работа помогает учителю формировать у детей чувство любви к Родине, к русскому народу, к народному творчеству. Древние мудрецы говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Самый благодарный путь к этому - возрождение забытых национальных ценностей.

Литература:

1. Басаргина, А. А. Народные праздники в школе. Белгород, 2005 г.

2. Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры. Волгоград: «Учитель», 2007 г.

3. Ворошилова, О. В. Русские фольклорные традиции. Волгоград: «Учитель», 2007 г.

4. Жукова, Р. А. Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей. Волгоград: «Корифей», 2006 г.

5. Картушина, М. Ю. Русские народные праздники. Москва: ТЦ «Сфера», 2006 г.

6. Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание детей на культурных традициях своего народа. М., «Современник», 1998 г.

7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/11/25/ispolzovanie-traditsiy-narodnoy-kultury-kak-sredstvo

8. http://education.simcat.ru/dou225/about10.html

9. http://www.ivalex.vistcom.ru/metod83.html

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках народного творчества в ДШИ
  • Музыка
Описание:

В новых образовательных программах для ДШИ огромным положительным моментом стало долгожданное появление нового предмета «Народное творчество», который дал преподавателям еще больше возможностей для приобщения детей и подростков к национальным корням и предоставил мощный арсенал разнообразных средств для их духовно-нравственного воспитания.

Национальное возрождение России невозможно без обращения к своим истокам, без глубинного осмысления ценностей отечественной культуры. В русской народной культуре заложены ценнейшие пласты народной мудрости. Испокон веков русский народ выражал в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Они были основаны на многовековом жизненном опыте и мудрости, и передавались из поколения в поколение в своеобразной художественной форме. 

Автор Михайлова Светлана Борисовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1375
Номер материала 29406
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓