Главная / Музыка / Фольклор - народная мудрость

Фольклор - народная мудрость

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»

































«Музыка в народном стиле»



разработка урока музыки во втором классе





















учитель музыки

Бузунова Наталия Михайловна

2013/14 учебный год

















Музыка в народном стиле





Цель: углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.

Задачи:

  1. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки;

  2. воспитание исполнительской и слушательской культуры;

  3. развитие чувства метроритма в системе ритмической работы;

  4. развитие навыка устной речи, памяти, логического мышления, внимания4

  5. знакомство с музыкой в народном стиле, созданной П.И.Чайковским, сравнение авторской музыки с плясовой “Светит месяц” с целью нахождения точек соприкосновения и общего начала.

Музыкальный материал к уроку:

1. Светит месяц – русская народная плясовая (слушание и исполнение).

  1. Камаринская” – из “Детского альбома” П.И.Чайковского (слушание).

Ход урока

1. Вступительная беседа

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Мы продолжаем разговор о русской народной музыке и народных инструментах, который начали на прошлых уроках. Начали мы его со строк стихотворения Г.Серебрякова “Ты откуда, русская, зародилась музыка?..” Вспомните, что автор говорит о появлении музыкальных инструментов на Руси.

Д.:– Пролетели утки – уронили дудки. Пролетели гуси – уронили гусли.



Совершенно верно. А что говорит автор о появлении песни на Руси?

Д.: Говорит, что с песней на Руси родились.

  • Верно. И наша с вами сегодняшняя задача убедиться в этом.



2. Вокально-ритмическая работа над фрагментом плясовой “Светит месяц”

И начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним, как называются две разновидности русского танца, известные нам?

Д.: Хоровод и плясовая.

Чем они отличаются?

Д.: Хоровод – медленный, плавный, лирический танец.

Плясовая – подвижный, задорный, парный танец.



Сегодня мы встретимся с одной из этих танцевальных разновидностей. А с какой – вы скажете сами в ходе работы.

Работу мы начнем с начала.

Вспомните, с первого класса мы с вами говорим об основе музыки, которая важна так же как сердце для человека.

Что это?

Д.:– Это ритм.

И мы продолжаем с вами разбирать ритм нашего танца. Вспоминаем, из каких долей состоит наш ритмический рисунок?

Д.: Из долей ТА и ТИ.

Верно. Именно чередование этих долей и составляет основу ритма. Что означает цифра в начале ритмической записи?

Д.:– Количество долей ТА в такте.

На доске у нас ритмическая партитура, с которой познакомились на прошлом уроке. Сохраняя деление на группы, вспомните свои рисунки.

Давайте повторим отдельно с каждой группой с названиями.

На доске запись ритмической партитуры плясовой “Светит месяц”

А теперь объединяемся в ансамбль и хлопаем, считая и называя доли про себя.

Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему?

Д.: Для плясовой, потому что ритм передает ощущение подвижного движения.

Хорошо. Давайте проверим ваши ощущения. Давайте вспомним мелодию, которую мы с вами разучивали и споем ее в сложном варианте: с названиями ступеней.

Исполнение мелодии плясовой “Светит месяц” с использованием ручных знаков относительной сольмизации и названиями ступеней.

Это мелодия и ритм русской народной плясовой “Светит месяц”. И прозвучит она в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Вспомните известные вам русские инструменты.

Д.:– Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещетки, ложки, свистульки…



Во время слушания присоединимся к оркестру: в начале вместе с моей помощью прохлопываем сложный вариант ритмического рисунка, а затем, когда я опущу руки, вы изображаете игру на русских народных музыкальных инструментах.

3. Слушание плясовой “Светит месяц” с ритмопластическим сопровождением

Что ж, я рада, что вам удалось услышать такое разнообразие инструментов.

Продолжаем наше музыкальное путешествие. В первом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора…?

Детям показывается портрет. Они называют имя композитора

Д.: Из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

  • И среди этих произведений нам встретились три танца разных народов. Вспомните их названия.



Д.: Это были Вальс, Полька и Камаринская.

  • Какой же из этих танцев родился в России?



Д.: Камаринская.

Верно. И уже тогда я вам сказала, что эта музыка сочинена композитором в народном стиле.

Что же означают слова “в народном стиле”? Как вы их понимаете?



Д.:Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настроению, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она композитором должна быть обработана, изменена.



Что ж, давайте проверим, правильны ли ваши предположения.

Слушаем и определяем: близка ли она по духу к народной музыке, которая звучит у нас на последних уроках. Если же близка, то к какой разновидности русских танцев ее можно отнести: к плясовой или хороводу?

4. Слушание “Камаринской” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

Д.:– Она близка к русской плясовой.

Согласна с вами. И мелодию “Камаринской” П.И.Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой!

Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных, и, одновременно, столь похожих музыкальных произведения. Назовите их.

Д.:– Русская народная плясовая “Светит месяц” и “Камаринская” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

Чем они отличаются?

Д.:– Плясовая – исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов.

Камаринская” – это народная мелодия, обработанная композитором. И прозвучала она в фортепианном исполнении.

  • Что же их тогда объединяет?

Д.:– Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе – плясовые. Характер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу.

Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали – откуда мы родом и не теряли нашу культуру.

Спасибо! Вы сегодня хорошо поработали! До скорой встречи!


Фольклор - народная мудрость
  • Музыка
Описание:

Фольклор – народная мудрость

Цели:

  • Расширить кругозор учащихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.

  • Познакомить с развлечением молодежи на Руси - деревенские посиделки.

Задачи:

  • учить исполнять народные потешки и песни в сопровождении шумовых инструментов, с движениями. Определять на слух жанры народной музыки - пляску, хоровод, колыбельную;

  • развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух;

  • содействовать формированию уважения и интереса к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами перенесёмся на несколько веков назад и станем участниками деревенских посиделок. Ведь тема нашего урока: " Фольклор - народная мудрость".

Прибаутки, считалки, дразнилки - это фольклор. Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk - народ, lore - учение.

Вместе эти слова - "фольклор" - переводятся как "народная мудрость". Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость.

Музыкальный фольклор - это народные песни и былины, танцы и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому. "Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа", - писал в свое время А.Н.Серов.

Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки -
Были праздником души.

У: Чем же занималась молодежь на посиделках?

Д: Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры.

У: При этом девушки приносили прялки, либо шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. Девушки приходили па посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: "Здравствуйте, красные девушки!" В ответ раздавалось:   "Здравствуйте, молодцы хорошие!" (Разыгрываем приветствие).

Представьте, что вы сидите в деревянной избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Девушки и юноши одеты в русские народные костюмы. (Обратить внимание на эскизы русской народной одежды). Все в сборе. Можно начинать наши посиделки.

4. У:

А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

- Теперь вы загадайте друг другу загадки.

5. А какие песенки - потешки и песенки - дразнилки вы знаете?

Д: Дождик, сорока, горошины, петушок, дон-дон, солнышко.

У: Исполним эти песенки.

Солнышко, солнышко,
Посвети в окошечко.
Пойдем в поле, во лужок.
Соберемся там в кружок. (Поют с транспонированием).

Сорока, сорока,
Где была? - Далеко.
Кашку варила.
Детушек кормила. (Поют с дирижированием).

По дороге Петя шел, он горошину нашел.
А горошина упала, покатилась и пропала.
Ох! Ох! Ох! Ох! Где-то вырастет горох! (Пение с показом руками движения мелодии).

Дон-дон-дон. Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила.
Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом. (Пение с хлопками. Хором и по одному).

6. У: Молодежь очень любила играть в игры - лапту, горелки, жмурки, прятки, кошки-мышки, отгадышки. Затевали "веревочку".

Какие игры знаете вы? (Дети называют известные им игры.)

А я предлагаю вам игру на внимание. Я буду играть разные мелодии, а вы исполнять под них движения. (Пляска - танцуют вприсядку. Хоровод - кружатся или выполняют плавные движения руками. Марш - маршируют. Колыбельная - садятся на стулья).

У: Назовите жанры народной музыки, которые прозвучали в игре?

Д: Пляска, хоровод и колыбельная.

У: Какой танец вы называете хороводом, а какой пляской? - (Ответы детей).

7. У:

Та-ра-ра, та-ра-ра,
Идут девки со двора.
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять.

Дети исполняют и разыгрывают песню " Выходили красны девицы".

Задания:

1. Спой песню, представив себя: красной девицей, добрым молодцем, бабушкой, дедушкой.

2. Каким голосом и с какой интонацией они будут петь? Впишите слова, определяющие характер исполнения, в творческую тетрадь.

8. У:

Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши.
В руки брали только ложки
И играли от души!

Одна группа детей украшает мелодию "Камаринской" звучанием шумовых инструментов.

Вторая группа - выполняет танцевальные движения под музыку.

У:

Вот замолкли инструменты.
И тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты.
Все выходят на поклон.

9. Понравились вам наши посиделки?

Что интересного узнали на уроке? -

Д: Узнали о развлечении молодежи на Руси. Чем молодежь занималась на посиделках, в какие игры играла, какие песни пела? Что такое фольклор?

У: Потешки, песни, загадки, пословицы и поговорки - это жанры русского фольклора. А фольклор - это народное творчество. Фольклор - это мудрость народа.

10. Подошли к концу наши посиделки. Подошел к концу наш урок. Пора прощаться.

У: Снова прозвенел звонок и закончился урок. До свиданья.

Д: До свиданья.

11. Дети выходят из класса под плясовые наигрыши.

 

 

Автор Бузунова Наталия Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1319
Номер материала 24580
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓