Главная / Физкультура / Физкультурно - оздоровительный проект "Олимпийская карусель"

Физкультурно - оздоровительный проект "Олимпийская карусель"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»





















Физкультурно-оздоровительный проект

«Олимпийская карусель»



Методическая разработка











Автор: учитель физической культуры Баринов А.Е.



г. Саров-2014

Аннотация.



Методическая разработка направлена на решение проблемы недостаточного охвата учащихся физкультурно-оздоровительной деятельностью в образовательных учреждениях. В проекте делается акцент на участвующий контингент, имеющий среднюю и слабую техническую и физическую подготовку.

В работе освещен один из подходов по решению обозначенной проблемы посредством физкультурно-оздоровительного проекта «Олимпийская карусель», успешно реализованного МБОУ СОШ № 17 в 2013-2014 учебном году.

Представленный опыт будет полезен специалистам в области физической культуры, работающим с учащимися средней и слабой технической и физической подготовкой, в целях вовлечения их в физкультурно-оздоровительное движение.





































Введение.

Выбором темы методической разработки послужило имеющееся в общеобразовательных школах негативное явление относительно низкого охвата учащихся физкультурно-оздоровительной деятельностью. Проанализировав календарь спортивно-массовых мероприятий школ и учреждений дополнительного образования, невольно просматривается факт участия одних и тех же одаренных детей с хорошей технической и физической подготовкой на мероприятиях всех уровней: школьном, муниципальном, зональном, региональном и т.д. А так же участие этих же детей в соревнованиях от учреждений дополнительного образования: МБОУДОД ДЮЦ, ЦВР, Молодежный центр, ДЮСШ «Саров», СДЮШОР «Атом». Учащиеся, имеющие среднюю физическую и техническую подготовку, а их в общеобразовательных школах большинство, практически лишены возможности в участии физкультурно-оздоровительных мероприятиях и, по сути, исключены от социализации по физической культуре. Кроме того, учащиеся подготовительной группы, как правило, не допускаются до соревнований вообще. Исключение составляют такие массовые мероприятия как День здоровья, Кросс Наций, Лыжня России, лыжный мемориал им. Б.Г.Музрукова. На мой взгляд способными учащимися в области спорта должны заниматься детско-юношеские спортивные школы и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, а учащиеся со средней технической и физической подготовкой - сфера деятельности общеобразовательных школ.

В представленном опыте сделана попытка исправить существующую ситуацию в общеобразовательных школах по низкому охвату учащимися физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельностью.



















1 Раздел. Подготовительные мероприятия физкультурно – оздоровительного проекта «Олимпийская карусель»

1.1 Формирование базы данных.

Прежде чем провести данное мероприятие необходимо собрать базу данных о контингенте учащихся школы с информацией на предмет медицинского допуска на лёгкую физическую нагрузку в аэробной зоне с ЧСС не более 130 ударов в минуту. Эти учащиеся будут являться непосредственными участниками проекта. Кроме этого, необходима информация об освобождённых учащихся от вышеуказанной физической нагрузки, которые будут задействованы в судействе. Так же в базе данных для входной диагностики по контролю должна быть собрана информация по физическому и техническому состоянию учащихся. Имея три базы данных на учащихся:

- медицинские показания;

- уровень физической подготовки;

- уровень технической подготовки,

можно приступать к разработке положения о мероприятии. Для оперативного сбора информации данную работу проводят физорги классов и сдают председателю спортивно-массового сектора школьного объединения «Спортивный совет».

1.2 Разработка положения о физкультурно-оздоровительном проекте «Олимпийская карусель».

При составлении положения о физкультурно-оздоровительном проекте «Олимпийская карусель» необходимо учесть принцип максимально возможного охвата учащихся. Место проведения желательно запланировать на спортивной площадке с возможностью для прокладывания 12-14 параллельных лыжни на 500 метровом круге. Обязательно предусмотреть оформление стартового городка с радиофикацией. Дату проведения приурочить к общешкольному Дню здоровья. Участники делятся на группы: 2 - 3 классы, 4 - 5 классы, 6 - 7 классы, 8 - 9 классы, 10-11 классы. В программу мероприятия включаются двигательные действия из школьной программы, выполняемые в аэробном режиме с низкой интенсивностью и полным исключением скоростно-силовой работы и проявления выносливости. Форма соревнования заключается в техническом исполнении двигательных действий по строго регламентируемому порядку и ритму. Движение осуществляется шеренгами по 10 – 12 человек (класс - команда) или колоннами (класс – команда), расположенными в 20 метрах друг от друга на 500 метровом круге. Проект получил название «Карусель», так как движение осуществляется одновременно всеми классами - командами по кругу, а «Олимпийская» потому, что стартовал данный проект в МБОУ СОШ № 17 в преддверии ХХII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Основными критериями оценивания являются:

- техническое исполнение двигательного действия (задания формируются в соответствии со школьной программой по физической культуре);

- соблюдение строевых элементов (интервал, дистанция, равнение);

- эстетическая составляющая команды (форма одежды);

- синхронность выполнения двигательного действия (одновременность и красота исполнения двигательного действия);

- количественный состав команды – класса (за каждого отсутствующего без уважительной причины минус 0,5 балла).

Разработанное положение за один месяц до начала мероприятия распространяется по всем классам школы. За этот период времени проводится первый этап проекта между классами: 2 – 3 класс, 4 - 5 классы, 6 - 7 классы, 8 - 9 классы, 10-11 классы. Второй этап – общешкольный.

1.3 Судейский корпус мероприятия.

На школьном объединении «Спортивный совет» рассматривается вопрос о формировании судейского корпуса для проведения финального этапа физкультурно-оздоровительного проекта «Олимпийская карусель» и оказания помощи в организации первого этапа. За основу в состав судейского корпуса берутся учащиеся, имеющие медицинские противопоказания от непосредственного участия в соревнованиях. С судейским корпусом учителя физической культуры проводят учебу и принимают практический зачет по допуску до соревнований согласно критериям, обозначенным в положении. Для отличия от участников соревнований судьи должны иметь одинаковую яркую форму одежды. Примерный состав судейского корпуса состоит из 34 человек:

- главный судья 1 чел.,

- главный секретарь 1 чел.,

- судья – информатор 1 чел.,

- судейская бригада спортивной составляющей:

судья по технической оценке исполнения двигательного действия 2 чел..

судья по оценке строевых элементов 2 чел.,

судья по оценке эстетической составляющей 2 чел.,

судья по оценке синхронного выполнения двигательного действия 2 чел.,

- судейская бригада на контрольных этапах 15 чел.,

- судейская бригада по МТБ 5 чел.,

- судейская бригада по награждению 3 чел.,

- медицинский работник 1 чел.

1.4 Материально-техническая база.

Одним из главных факторов, влияющих на успешное проведение проекта, является подготовка материально-технической базы. План по подготовке включает в себя:

- подготовка замкнутого 500 метрового круга с проложенными 12 - 14 параллельными лыжнями под классический ход для проведения соревнований; круг разделен на 15 стартовых линий через 20 – 30 метров;

- подготовка замкнутого 400 метрового круга с 5 параллельными лыжнями под классический ход для проведения разминки и заминки;

- проверка технического состояния лыжного инвентаря и организация необходимых ремонтных работ;

- оформление стартового городка флагами расцвечивания;

- радиофикация стартового городка;

- оформление фотовыставки с предыдущего спортивного праздника;

- подготовка нагрудных номеров для участников соревнований;

- подготовка наградной атрибутики (грамоты, дипломы, кубки);

- подготовка мелкого инвентаря (сигнальная лента, сетка для ограждения, флажки);

- подготовка документации (карточки на каждый класс и сводную таблицу).

1.5 Информационная пропаганда.

Для вовлечения максимального количества участников в физкультурно-оздоровительном проекте «Спортивная карусель» необходимо провести агитационную работу на родительских собраниях, классных часах, по школьному радио, на школьном сайте. Для усиления мотивации участия в проекте запустить рекламу наградной атрибутики (эксклюзивная грамота, кубок) в панорамном изображении на афишах, буклета. Запустить видеоролик на школьном сайте. Физоргам классов проводить регулярно агитационную работу.

2 Раздел. Непосредственное проведение физкультурно-оздоровительного проекта «Олимпийская карусель».

2.1 Открытие мероприятия.

За один час до старта судейская бригада по материально-техническому обеспечению убывает на место проведения для выполнения подготовительных хозяйственных работ. Физорги классов получают нагрудные номера для своих команд по следующей раскладке:

2 классы ( с 20 по 29 номер);

3 классы ( с 30 по 39 номер);

4 классы (с 40 по 49 номер);

5 классы ( с 50 по 59 номер);

6 классы ( с 60 по 69 номер);

7 классы ( с 70 по 79 номер);

8 классы ( с 80 по 89 номер);

9 классы ( с 90 по 99 номер);

10 классы ( с 100 по 109 номер);

11 классы ( со 110 по 119 номер).

Участники получают со склада лыжи, надевают нагрудные номера и готовятся к построению на парад. Судья при участниках строит классы – команды перед школой для проведения торжественного открытия. Подает команды «становись», «равняйсь», «смирно», «равнение на середину». Сдает рапорт директору школы. Директор школы выступает с приветственным словом. Поздравляет участников спортивного праздника. Объявляется открытие спортивного праздника. Далее выступает главный судья соревнований, представляет судейский корпус и объявляет регламент соревнований.

2.2 Спортивная составляющая мероприятия.

Регламентом мероприятия предусмотрено пять возрастных групп:

1 группа 2 – 3 классы,

2 группа 4 - 5 классы,

3 группа 6 - 7 классы,

4 группа 8 - 9 классы,

5 группа 10-11 классы.

Первыми одновременно стартуют третьи, четвертые и пятые группы, время передвижения по кругу с демонстрацией двигательных действий 15 минут. Далее одновременно стартуют первая и вторая группы, время передвижения по кругу 10 минут. Во время соревнования третьей, четвертой и пятой групп, первая и вторая группы свободно катаются на разминочном круге и наоборот. Таким образом, осуществляется разминка и заминка учащихся. На соревновательном 500 метровом круге обозначен флажками расцвечивания 30 метровый контрольный коридор, при заезде на который происходит техническое оценивание всех двигательных действий и строевых элементов. Судья – информатор объявляет двигательное действие. и команда начинает одновременно его выполнять от первого до второго флажка расцвечивания. После контрольного отрезка участники передвигаются свободно, но обгонять переднюю шеренгу запрещено. На контрольном отрезке класс – команда демонстрирует двигательный навык и равнение в шеренге или дистанцию в колонне. При этом обгонять переднюю шеренгу или колонну запрещено. За каждый отрезок выставляется оценка по пятибалльной системе и выводится средняя. Таким же образом оценивается и строевая подготовка. В итоге получается сумма из пяти слагаемых:

- оценка за технику двигательного действия;

- оценка за строевую подготовку;

- оценка за синхронное выполнение двигательного действия;

- оценка за эстетическую составляющую (форма);

- оценка за количественный состав команды, за одного отсутствующего минус 0,5 балла.

2.3 Программа двигательных действий.

2 – 3 классы: 1. скользящий шаг

2. попеременный двухшажный ход

4 – 5 классы: 1. попеременный двухшажный ход

2. одновременный безшажный ход

6 – 7 классы: 1. попеременный двухшажный ход

2. одновременный безшажный ход

3. одновременный двухшажный ход

8 – 9 классы: 1. попеременный двухшажный ход

2. одновременный безшажный ход

3. одновременный двухшажный ход

4. одновременный одношажный ход

10 – 11 классы: 1. попеременный двухшажный ход

2. одновременный безшажный ход

3. одновременный двухшажный ход

4. одновременный одношажный ход

5. переход через один шаг

6. переход из наклона

7. переход со свободным движением рук

2.4 Техника двигательных действий.

Скользящий шаг это основа лыжного хода. Скользящий шаг состоит из скольжения и выпада. Скольжение на лыжах проходит с поочередным отталкиванием то левой, то правой ногой, стараясь делать широкие шаги и полностью выпрямлять ноги в коленном суставе. Например, при отталкивании левой ногой правая сгибается в колене и выносится вперед, на нее переносится вес тела и происходит скольжение на правой лыже. Затем этот же цикл повторяется, но уже скользит левая нога. Здесь важны согласованность движений рук и ног, отталкивание ногой и перемещение массы тела с толчковой ноги на маховую. Руки энергично двигаются, как при ходьбе.

Попеременный двухшажный. Этот ход - один из основных способов передвижения на лыжах, применяется на подъемах малой и средней крутизны, а также на равнине при плохих условиях скольжения. Цикл хода состоит из двух скользящих шагов, при которых лыжник дважды поочередно отталкивается руками. Длина цикла этого хода - 4-7 м, продолжительность - 0,8-1,5 с, средняя скорость - 4-7,5 м/с, темп - 50-70 циклов в 1 мин. В каждом шаге различают периоды скольжения и стояния лыжи и выделяют пять фаз. Фаза 1 - свободное одноопорное скольжение на левой лыже. Начинается оно с момента отрыва правой лыжни от снега и заканчивается постановкой правой палки на снег. Длительность фазы - 0,09-0,14 с. Цель лыжника в этой фазе - по возможности меньше терять скорость и подготовиться к отталкиванию рукой.

Правая нога после окончания отталкивания, сгибаясь в коленном суставе, с целью расслабления поднимается вместе с лыжей по инерции назад-вверх.
Вынос правой руки вперед-вверх заканчивается поднятием кисти до уровня головы. Лыжник начинает наклонять туловище вперед и разгибать правую руку в плечевом суставе, готовясь к постановке палки на снег. Левая рука в начале удерживает палку сзади, а затем начинает опускать ее вниз.

Фаза 2 - скольжение с выпрямлением опорной (левой) ноги в коленном суставе - длится от постановки палки на снег до начала сгибания левой ноги в коленном суставе. Продолжительность фазы 0,2-0,25 с.
В этой фазе лыжник должен поддержать, а по возможности и увеличить скорость скольжения. Левая палка ставится на снег не много впереди носка ботинка левой ноги под острым углом к направлению движения. Это позволяет сразу же начать отталкивание ею.
Правую ногу, согнутую в коленном суставе, лыжник начинает опускать и, сгибая ее в тазобедренном суставе, подводить к левой ноге. С постановкой правой ноги на снег ока подводится к левой при скольжении правой лыжи. Левая рука, слегка согнутая в локтевом суставе, опускается вниз.

Фаза 3 - скольжение с подседанием на левой ноге. Начинается она со сгибания опорной (левой) ноги в каленном суставе н заканчивается остановкой левой лыжи. Продолжительность фазы - 0,06-0,09 с. Цель фазы - ускорить перекат.
Левая нога сгибается в коленном суставе, голень ее наклоняется вперед. В этой фазе заканчивается подведение правой ноги к левой. Левой рукой лыжник начинает ускоренный вынос палки вперед.
В этой фазе необходимо быстро согнуть ногу в голеностопном суставе, ускорить мах ногой вперед, усилить давление рукой на палку.

Фаза 4 - выпад правой ногой с подседанием на левой ноге. Начинается фаза с остановки лыжи к заканчивается началом разгибания левой ноги в коленном суставе. Продолжительность фазы - 0,03-0,06 с. Цель лыжника в этой фазе - ускорить выпад.
С остановкой левой лыжи начинается ускоренный выпад правой ногой со скольжением лыжи.

Фаза 5 - отталкивание с выпрямлением толчковой (левой) ноги. Начинается она с разгибания толчковой ноги в коленном суставе и заканчивается отрывом левой лыжи от снега. Продолжительность фазы - 0,08-0,12 с. Цель фазы - ускорить перемещение массы тела вперед. В начале этой фазы завершается отталкивание правой рукой разгибанием ее в плечевом и локтевом суставах. Угол наклона палок в момент отрыва их от снега около 30°. С отрывом левой лыжи от снега начинается второй скользящий шаг, но уже на правой лыже, фазовая структура движений в котором такая же, как и при первом шаге.

Одновременный бесшажный.

Передвижение этим ходом осуществляется только за счет одновременного отталкивания руками. Применяется ход на пологих спусках, а также на равнине при хороших условиях скольжения. Цикл хода состоит из свободного скольжения на двух лыжах и одновременного отталкивания руками. Длина цикла - 5-9 м, продолжительность - 0,8-1,2 с. средняя скорость в цикле - 4-7 м/с. темп - 50-75 циклов в 1 мин.

В цикле хода выделяют две фазы: свободное скольжение на лыжах и скольжение на лыжах с одновременным отталкиванием.

Фаза 1 - свободное скольжение на двух лыжах. Начинается она с момента отрыва палок от снега и заканчивается постановкой их на опору.
Цель фазы - не допустить большой потери скорости скольжения лыж, приобретенной в результате отталкивания руками, и подготовиться к следующему отталкиванию руками.
В этой фазе не следует делать ускоренные движения рук вверх после окончания отталкивания, необходимо плавно разгибать туловище и выносить руки вперед-вверх. Постановка же палок на снег осуществляется за счет ускоренного наклона туловища.

Фаза 2 - скольжение на двух лыжах с одновременным отталкиванием руками. Начинается она с момента постановки палок на снег и заканчивается отрывом их от опоры по окончании отталкивания руками. Цель лыжника в этой фазе - увеличить скорость скольжения.

В настоящее время применяется вариант одновременного бесшажного хода. в котором имеет место движение ног вперед-назад относительно друг друга. В фазе свободного скольжения с выносом рук вперед одна из ног отводится несколько назад, масса тела переносится на другую ногу, а при отталкивании руками свободная нога движется вперед к опорной ноге. Вместе с тем лыжник делает подседание с перераспределением массы тела на обе согнутые ноги. При этом стопу опорной ноги он выдвигает несколько вперед.

Одновременный одношажный (основной и скоростной варианты). Основной вариант одновременного одношажного хода

В цикле основного варианта этого хода те же фазы, что и в цикле скоростного варианта, но в согласовании работы ног, рук н туловища есть отличия. В основном варианте хода после окончания одновременного отталкивания палками лыжник. Перейдя к свободному скольжению на двух лыжах, разгибает туловище и выносит руки вперед, не делая выпад ногой, как в скоростном варианте. Сделав шаг, лыжник выводит палки из положения кольцами к себе в положение кольцами от себя, а оттолкнувшись ногой, он должен вновь расположить их кольцами к себе. Постановка палок на снег и отталкивание ими осуществляются под острым углом. Весь период от окончания отталкивания руками до начала следующего отталкивания ими значительно продолжительнее, чем в скоростном варианте.

Длительность цикла основного варианта одновременного одношажного хода - 1,2-1,6 с, длина цикла - 5-7 м. Ход может быть применен при хороших условиях скольжения на пологих спусках (1-3°), а также на равнинных участках местности при отличных условиях скольжения (обледеневшая лыжня, крупнозернистый снег и т.д.).

Скоростной вариант одновременного одношажного хода

Этот ход применяется на равнинных участках местности и на пологих подъемах при хороших и отличных условиях скольжения.
Цикл состоит из одного отталкивания ногой. Одновременного отталкивания руками и свободного скольжения на двух лыжах. Длина цикла - 7-9 м, продолжительность - 0,8-1,2 с, скорость - 6-8 м/с, темп - 50-70 циклов в 1 мин., продолжительность отталкивания ногой - 0,08-0,12 с, руками - 0,25-0,3с.

В цикле скоростного варианта хода выделено шесть фаз, анализ движений начинается с окончания отталкивания руками.

Фаза 1 - свободное скольжения на двух лыжах. Начинается фаза с отрыва палок от снега и заканчивается началом сгибания правой ноги, которая будет толчковой, в коленном суставе. Продолжительность фазы - 0,25-0,3 с.
Если в начале свободного скольжения масса тела равномерно распределена на обе ноги, то в дальнейшем лыжник отводит маховую (левую) ногу почти на стопу назад, сгибает ее в коленном суставе и начинает подводит к опорной (правой) ноге. Массу тела лыжник переносит на правую ногу, руки опускает прямыми вниз.

Фаза 2 - скольжение с подседанием. Начинается фаза со сгибания опорной (правой) ноги в коленном суставе и заканчивается в момент остановки правой лыжи. Продолжительность фазы - 0,06-0,09 с.
За это время лыжник сгибает правую ногу в коленном суставе на 20°,отклоненную голень приводит в положение наклоненной вперед под углом 85°. Маховая нога лыжника догоняет опорную (стопы вместе), туловище он наклоняет, сгибая в тазобедренном суставе на 5-7с. Руки лыжник начинает выносить вперед, сгибая в локтевых суставах.

Фаза 3 - выпад с подседанием. Начинается фаза с момента остановки правой лыжи и заканчивается началом выпрямления правой ноги в коленном суставе. Продолжительность фазы - 0,03-0,06 с.
Выпад левой ногой лыжник может начать до остановки правой лыжи (слишком рано), в момент остановки (своевременно) или после остановки ее (с запозданием).
В этой фазе лыжник, сгибая правую ногу в каленном и голеностопном суставах, заканчивает подседание. Проекция центра массы тела его сосредоточивается на передней части столы. Сгибая руки в локтевых суставах, лыжник продолжает ускоренно выносить палки вперед.

Фаза 4 - отталкивание с выпрямлением толчковой (правой) ноги - от начала разгибания правой ноги в коленном суставе и до отрыва правой лыжи от снега. Продолжительность фазы - 0,09-0,12 с.
В этой фазе лыжник активно выпрямляет правую ногу: в тазобедренном суставе - на 65°, в коленном - на 55°. Отталкивание заканчивается под углом 45-55° разгибанием в голеностопном суставе. Лыжник продолжает выносить палки вперед-вверх, поднимая кисти рук до уровня глаз. Туловище его за это время разгибается приблизительно на 10° и образует с толчковой ногой прямую линию.

Фаза 5 - свободное одноопорное скольжение на левой лыже. Начинается фаза с отрыва правой лыжи от снега и заканчивается постановкой палок на опору. Продолжительность фазы 0,2-0,3 с.
Окончив отталкивание, лыжник продолжает отводить правую ногу по инерции назад-вверх, сгибая ее с целью расслабления в коленном суставе. Опорную (левую) ногу он начинает плавно разгибать в коленном суставе, а голень, наклоненную вперед, приводит в вертикальное положение. Палки лыжник продолжает выносить вверх, а кисти рук его поднимаются выше головы.

Фаза 6 - скольжении с одновременным отталкиванием руками. Продолжительность фазы - 0,2-0,25 с.
Маховая (правая) нога не полностью подводится к опорной, а остается на полстопы сзади нее. Стопа левой ноги выдвинута вперед, голень ее отклонена назад на 5-10° от вертикали, чем обеспечивается жесткая (без амортизации) передача усилия, развиваемого при отталкивании туловищем и руками, на скользящие лыжи. Отрывом палок от снега заканчивается цикл скоростного варианта одновременного одношажного хода.

Одновременный двухшажный .

Этот ход применяется на равнинных участках местности при хороших и отличных условияхскольжения.
Цикл одновременного двухшажного хода состоит из двух скользящих шагов, одновременного отталкивания руками и свободного скольжения на двух лыжах.
Продолжительность цикла - 1,7-2,1 с, длина - 8-10 м, средняя скорость - 5,0-6,5 м/с.
Анализ движений в цикле хода начинается с момента отрыва лыжных палок от снега после окончания отталкивания руками. Лыжник начинает активно и ускоренно подводить маховую ногу к опорной с таким расчетом, чтобы подведение завершилось до окончания отталкивания и руками. Моментом отрыва лыжных палок от снега заканчивается цикл одновременного двухшажного хода.
В настоящее время этот ход квалифицированные лыжники применяют редко.

Переход через один шаг.

Применяется наиболее часто. Он позволяет сохранить высокую скорость передвижения при переходе с попеременного двухшажного хода на одновременные. Технику этого способа рассмотрим с позы одноупорного скольжения на левой (проката) в попеременном двухшажном ходе. В этой позе туловище наклонено, масса тела сосредоточена на слегка согнутой левой ноге, прямая правая поднята над снегом на 10 -15 см, чуть согнутая правая рука впереди, кисть на уровне глаз держит палку по диагонали кольцом назад, прямая левая рука сзади, кисть за бедром держит палку двумя – тремя пальцами, рука и палка образуют прямую линию. При переходе из этой позы делается шаг правой, кисть правой руки начинает перемещать палку кольцом вперед, левая рука выносит палку кольцом назад. Во время проката на левой лыже кисть правой руки останавливает перемещение палки кольцом вперед и быстро переводит в такое положение, чтобы поставить ее на снег под острым углом к направлению движения одновременно с левой палкой. После постановки палок на снег движением туловища «ударом» начинается отталкивание руками. Вначале давление на палки возрастает за счет навала туловища (часть массы тела передается на палку). Во второй половине происходит быстрое разгибание рук с отведением кистей за бедра. При отталкивании руками туловище наклоняется до горизонтального положения, правая нога опускается и приставляется к левой. Принимается поза окончания отталкивания руками, присущая всем одновременным ходам. Из этой позы может начинаться любой одновременный ход.





Переход из наклона.

Этот переход дает возможность без потери скорости перейти с одновременных на попеременный двухшажный ход. Он выполняется из позы окончания отталкивания руками. Туловище наклонено до горизонтального положения, взгляд устремлен за передние концы лыж, ноги чуть-чуть согнуты (почти в естественном положении), руки сзади, кисти за бедрами держат палки двумя-тремя пальцами или на петле. Переход начинается с шага левой ногой, правая в это время делает подседание и быстрое разгибание (отталкивание правой ногой), в конце шага масса тела переносится на левую ногу, правая поднимается над снегом на 10-15 см. Левая рука остается сзади, правая выносит палку кольцом назад. Принимается поза одноопорного скольжения на левой. Дальнейшее передвижение продолжается попеременным двухшажным ходом.

Переход со свободным движением рук.

Переход выполняется из позы проката на двух лыжах, в которой лыжник оказывается при передвижении одновременными ходами после отталкивания руками и выпрямления туловища. Туловище в этой позе прямое, ноги слегка согнуты, руки внизу держат палки кольцами назад, поднятыми над снегом. Переход начинается с перемещения массы тела на толчковую (правую) ногу, она сгибается в коленном суставе, делается шаг левой с наклоном туловища и отталкивание правой ногой, в это время правя рука выносит палку кольцом назад, а левая остается сзади. Принимается поза одноупорного скольжения на левой. Из этой позы продолжается передвижение попеременным двухшажным ходом.

2.5 Критерии оценки за технику двигательных действий.

Критерии оценки техники выполнения скользящего шага:

5 – четкая согласованность движений рук и ног, есть наклон туловища, маховая нога поднимается над снегом;

4 – наличие согласованности движений рук и ног, недостаточный наклон туловища, непостоянный отрыв лыж от снега;

3 – заметна согласованность движений рук и ног, очень малый наклон туловища, почти нет отрыва лыж от снега.

Критерии оценки техники выполнения попеременного двухшажного хода:

5 – наличие согласованности движений рук и ног, туловище наклонено, имеется отрыв лыжи от снега;

4 – появление нарушений согласованности движений рук и ног, туловище недостаточно наклонено, маховая нога не всегда поднимается над снегом;

3 – значительные нарушения согласованности движений рук и ног, туловище почти прямое. Отсутствует скольжение на одной лыже.

Критерии оценки техники выполнения одновременного бесшажного хода:

5 – движение туловища по полной амплитуде, постановка палок на снег «ударом», просматривается образование жесткой системы «руки – туловище», окончание отталкивания руками за бедрами;

4 – неполная амплитуда движения туловища, небольшое сгибание в коленных суставах, руки при отталкивании останавливаются около бедер;

3 – малая амплитуда движения туловища, ноги в коленях согнуты, палки ставятся вертикально, нет разгибания рук при отталкивании.

Критерии оценки техники выполнения одновременного двухшажного хода:

5 – четкая согласованность движений рук и ног, при выполнении скользящих шагов имеется наклон туловища, отсутствует двухопорное скольжение, при окончании отталкивания руками туловище наклонено до горизонтального положения, руки разгибаются за бедрами;

4 – наличие согласованности движений рук и ног, туловище наклонено недостаточно, при окончании отталкиваний руками недостаточный наклон туловища, руки разгибаются около бедра;

3 – имеется нарушение согласованности движений рук и ног, нет наклона туловища, появление двухопорного скольжения, отсутствует разгибание рук.

Критерии оценки техники выполнения одновременного одношажного хода:

5 – четкая согласованность движений рук и ног, скользящий шаг выполняется с наклоном туловища, отсутствует двухопорное скольжение, при окончании отталкивания руками туловище наклонено до горизонтального положения, руки разгибаются с движением кистей за бедра;

4 – наличие согласованности движений рук и ног, скользящий шаг выполняется с недостаточным наклоном туловища, при окончании отталкивания руками нет наклона туловища, разгибание рук неполное, кисти около бедер;

3 – имеется нарушение согласованности движений рук и ног, скользящий шаг выполняется без наклона туловища, появляется двухопорное скольжение, при отталкивании руки не разгибаются, кисти впереди бедер.

Критерии оценки техники выполнения перехода через один шаг:

5 – четкая согласованность движений рук и ног, туловище при окончании отталкивания руками принимает горизонтальное положение, ноги в естественном состоянии, кисти отводятся за бедра;

4 – есть согласованность движений рук и ног, недостаточный наклон туловища при отталкивании руками, ноги прямые или значительно согнуты, кисти останавливаются около бедер;

3 – нарушение согласованности движений рук и ног, туловище при отталкивании руками почти прямое, ноги совершенно прямые или слишком согнуты, кисти останавливаются перед бедрами.

Критерии оценки техники выполнения перехода из наклона:

5 – четкая согласованность движений рук и ног, своевременно принимается необходимый для попеременного двухшажного хода наклон туловища, рука заканчивает отталкивание за бедром;

4 – несвоевременное начало перехода, нет стабильности в наклоне туловища, незначительное нарушение согласованности движений рук и ног, рука заканчивает отталкивание около бедра;

3 – нарушена согласованность движений рук и ног, есть недостатки в наклоне туловища, рука заканчивает отталкивание впереди бедра.

Критерии оценки техники выполнения перехода со свободным движением рук:

5 – четкая согласованность движений рук и ног с необходимым для попеременного двухшажного хода наклоном туловища, рука заканчивает отталкивание за бедром;

4 – есть незначительные нарушения согласованности движений рук и ног, недостаточный наклон туловища, рука заканчивает отталкивание около бедра;

3 – нарушена согласованность движений рук и ног, слишком мал наклон туловища, отталкивание рукой заканчивается впереди бедра.

3 Раздел.

3.1 Церемония награждения.

Церемония награждения проводится после подведения итогов. Награждаются команды – классы, занявшие 1, 2, 3 места, кубками и дипломами в общекомандном зачете и грамотами за 1, 2, 3 места в своих группах: : 2 – 3 класс, 4 - 5 классы, 6 - 7 классы, 8 - 9 классы, 10-11 классы (15 грамот, 3 диплома, 3 кубка) с обязательным фотографированием.

3.2 Фотоколлаж мероприятия.

При проведении мероприятия делаются фотоснимки, которые в последствии оформляются в фотоколлаж в агитационных целях.

3.3 Подготовка радиорепортажа.

Во время проведения мероприятия монтируется интервью с учащимися. Учащиеся делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы корреспондента – учащегося. Обработанный и смонтированный материал освещается в школьной радиопередаче.

3.4 Освещение в СМИ.

Обобщенные материалы по мероприятию с интересными фактами и результатами публикуются в средствах массовой информации.

3.5 Освещение на школьном сайте.

Информация о прошедшем мероприятии, сопровождающаяся фотоматериалом, и о его результатах выкладываются на школьный сайт.

3.6 Информирование на педагогическом совете.

На педагогическом совете необходимо в обязательном порядке довести результаты мероприятия до классных руководителей и сделать соответствующие выводы для дальнейшей работы по агитации и привлечению максимально возможного количества учащихся.







































Литература.





  1. Осинцев В.В. Лыжная подготовка в школе. – М., 2001



  1. Баталов А.Г., Раменская Т.И., Головкин В.П. и др. Лыжный спорт.

Краткий курс. – М., 1996



  1. Донской Д.Д., Гросс Х.Х. Техника лыжника – гонщика. – М., 1971



  1. Ермаков Е.Е. Техника лыжных ходов. – Смоленск, 1989



  1. Кальюсто Ю.Х.-А. Основы техники лыжных ходов. – Тарту, 1990



  1. Манжосов В.Н., Огольцов И.Г., Смирнов Г.А. Лыжные гонки. – М., 1979



  1. Раменская Т.И. Техника лыжных ходов, определение спортивных результатов. – М., 1996



  1. www.zloy-fizruk.narod.ru

















Физкультурно - оздоровительный проект "Олимпийская карусель"
  • Физкультура
Описание:

Методическая разработка направлена на решение проблемы недостаточного охвата учащихся физкультурно - оздоровительной деятельностью в образовательных учреждениях.В проекте делается акцент на учавствующий контингент, имеющий среднюю и слабую техническую и физическую подготовку.                                                       В работе освещён один из подходов по решению обозначенной проблемы посредством физкультурно - оздоровительного проекта "Олимпийская карусель" успешно реализованного МБОУ СОШ №17 г Сарова Нижегородской области в 2013 - 2014 учебном году.

Автор Баринов Александр Евгеньевич
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 419
Номер материала 8436
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓