Инфоурок Биология Другие методич. материалыФизиологические основы адаптации учащихся в условиях своременного образовательного процесса

Физиологические основы адаптации учащихся в условиях своременного образовательного процесса

Скачать материал

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ  В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

PHYSIOLOGIC BASE OF ADAPTATION PUPILS IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

Ю.Н,Борисова 1 , М.О.Училькина2

J.N.Borisova, M.O.Uchilkina

МБОУ «Мотовиловская СОШ»

учитель биологии 1 квалификационной категории 1, ученица 11 класса 2

Россия, 607204, Нижегородская область, с. Мотовилово, ул. Молодежная, д. 21

Тел: 8 (83147) 5-68-30; m56830@yandex.ru

 

Данная статья представляет результаты исследований функциональной адаптации сердечно-сосудистой системы учащихся в условия современного образовательного процесса. Показано увеличение влияния симпатического отдела на сердечную деятельность.

Ключевые слова: учебная нагрузка, здоровье, адаптация, современный образовательный процесс, сердечная деятельность.

This article represents the analysis of functional adaptation of heart. Adaptive reactions are closely related with school and academic load. Increasing of influence of simpatic system on heart activity in the learning process is showed.

Key words: academic load, health, adaptation, modern educational process, heart activity.

 

         В настоящее время в сложной системе социальных ценностей все большее место занимает здоровье человека. В  многочисленных физиолого-гигиенических исследованиях, проведенных в последние годы, отмечается ухудшение функционального состояния организма подростков в процессе адаптации к учебной деятельности [2,3,9]. Оценка текущего состояния организма может заключаться в определении степени его адаптации к условиям окружающей среды. При предъявлении организму более значительных воздействий, особенно субэкстремальных и экстремальных, вступает в действие механизм, обеспечивающий общую неспецифическую реакцию организма – общий адаптационный синдром с включением соответствующих звеньев регуляции [6]. При этом развитие всех систем организма предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой системе, как системе жизнеобеспечения [12].

         Сердечно-сосудистая система, в сущности, обеспечивает физическую и умственную работоспособность человека и лимитирует ее при нарушениях функционального состояния [5]. Работ, посвященных изучению сердечно-сосудистой системы подростков мало: при этом в основном рассматриваются изменения при физических нагрузках, в возрастном аспекте и в экстремальных условиях. С.П.Аникина [1], исследовав возрастную динамику активности  симпато-адреналовой системы, отмечает значительное повышение активности симпато-адреналовой системы у девочек в возрасте 12 лет, а у мальчиков – в 14 лет. У девочек к 15-17 годам становление системы в основном заканчивается, а у мальчиков к 17-летнему возрасту процесс еще не завершен. Установлены возрастные изменения в реакции симпато-адреналовой системы на умственную нагрузку [8]. А.С.Голенко (1988) представил результаты педагогического эксперимента, проводившегося с целью контроля за изменением статических параметров сердечного ритма в состоянии относительного покоя до и после нагрузки. Данные результаты свидетельствовали о том, что изменение симпатических и парасимпатических влияний на синусовый узел и ослабление централизации в управлении сердечным ритмом к концу эксперимента у девочек имели менее выраженный характер, чем у мальчиков.

         В настоящее время наиболее информативным, неинвазивным методом изучения функционального состояния организма является метод анализа сердечного ритма. Согласно концепции В.В.Парина и Р.М.Баевского [9], особенности адаптивных реакций можно оценить с помощью анализа механизмов регуляции частоты сокращения миокарда (включая динамику изменения частоты сердечных сокращений), потому что его специфика дает возможность получения прогностической информации о функциональном состоянии всего организма [4].

         Результат адаптационно-приспособительных реакций организма подростка в ответ на учебную нагрузку определяется субъективными факторами. В качестве одного из таких факторов можно рассматривать особенности функциональной организации систем вегетативной регуляции, определяющие характер физиологического реагирования на средовые воздействия.

         Материал и методы:

         Исследование было выполнено среди учащихся 9 классов МБОУ «Мотовиловская СОШ» и «Чернухинская СОШ» (18 мальчиков и 18 девочек).

         В настоящее время наиболее информативным, неинвазивным методом изучения функционального состояния организма является метод пальпационной  пульсометрии –  в нашем случае анализа изменений ЧСС. Весь цифровой материал был проанализирован с помощью вариационной статистики  с использованием  «EXCEL 2003», «BIOSTAT». Определяли средние величины показателей, среднеквадратическое отклонение и достоверность различия (по Стьюденту). Достоверными считались различия при р < 0,05.

         Результаты исследования и обсуждение

В данной работе нами была предпринята попытка выявить и  охарактеризовать динамику изменений показателей ЧСС под влиянием учебной нагрузки, а также дать интерпретацию полученных данных в зависимости от степени утомления, развивающегося у учащихся в процессе учебной деятельности.

         Мы проводили анализ среднестатистических показателей ЧСС школьников в условиях обычного учебного дня – конец первой четверти. Полученные данные для некоторых испытуемых  свидетельствуют о выраженном влиянии парасимпатического отдела нервной системы на сердечный ритм, что связывается нами с утомлением их организма в ответ на увеличение учебной нагрузки. Повторное измерение частоты сердечных сокращений (в начале четвертой четверти выявило динамические сдвиги (табл. 1).

Таблица 1

Среднестатистические показатели ЧСС учащихся 9-х классов (M ± m)

классы

N

Сентябрь

Май

ЧСС уд./мин.

вт

ЧСС уд./мин.

пятн

ЧСС уд./мин.

вт

ЧСС уд./мин.

пятн

Девочки _ Чернухинская СОШ

11

75,3 ±1,52

77,7 ±1,61

78,0 ±1,51*

80,1 ±1,56*

Девочки _ Мотовиловская СОШ

7

80,0 ±3,55

80,3 ±3,83

82,0 ±4,91

79,6 ±3,48

Мальчики_Чернухинская СОШ

13

76,5 ±1,44

78,9 ±1,23

79,2 ±1,39*

80,2 ±1,48*

Мальчики _Мотовиловская СОШ

5

68,4 ±2,01

67,0 ±1,01

73,4 ±1,61

71,0 ±1,82*

* - достоверные различия между измерениями (р<0,05).

Полученные данные можно интерпретировать следующим образом: после проведения первого исследования для некоторых учащихся наблюдалось преобладание вагусного влияния на деятельность сердца, что связывалось с высокой степенью утомления учащихся, а после каникул (повторное исследование в начале четвертой четверти) адаптационные механизмы способствовали  выравниванию вегетативного статуса учащихся и усилению влияния симпатической нервной системы на сердечный ритм (что проявилось в учащении пульса). Также следует отметить, что сердечно-сосудистая система девушек 9 классов  находилась под более выраженным влиянием симпатической нервной системы. Такой вывод можно сделать из анализа средних частот сердечных сокращений, которые выше у девушек, чем у юношей, что совпадает с результатами, полученными Г.Ф.Беренштейном с соавторами [6]. В динамике учебного года нами отмечается тенденция к учащению пульса у испытуемых, причем у мальчиков разница между результатами измерений была несколько больше, чем у девочек. Однако достоверных различий нами выявлено не было. (табл. 2).

Таблица 2

Динамика абсолютных значений ЧСС у школьников в течение учебного года

 

 

Сентябрь

Май

 

Темперамент

N=36

Вторник

Пятница

Вторник

Пятница

 

 

 

M ± m

18

74,28±1,5

75,61±1,6

77,56±1,2

77,67±1,5

 

18

77,1±1,7

78,7±1,7

79,56±2,1

79,9±1,6

 

Статистика

P =

♂/♀

 

0,28

0,23

0,48

0,27

 

        

         Выводы

           В современных условиях резкого обострения экологических проблем одной из важнейших задач, стоящих перед человеческим обществом, является улучшение состояния здоровья населения, и в первую очередь детей, подростков и молодежи.

         Согласно современной литературе, основными причинами ухудшения здоровья являются не только неблагоприятные изменения окружающей среды, но и чрезмерные психоэмоциональные нагрузки.  Среди современных методологических подходов к оценке функционального состояния организма в целом существенное место принадлежит анализу изменений некоторых гемодинамических показателей.

         Анализируя среднестатистические значения ЧСС, мы отмечаем тенденцию нарастания влияния симпатического отдела на показатели ЧСС у подростков в динамике учебного года. Нами было выявлено преобладание у некоторых школьников парасимпатической регуляции сердечной деятельности в конце первой четверти. Это, по нашему мнению, связано с утомлением, развивающимися под влиянием умственной и статической нагрузки, а также более низким функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы учащихся, что согласуется с некоторыми литературными данными [11,13]. Следует отметить более выраженные изменения ЧСС у мальчиков в течение учебного года, что также подтверждается экспериментальными данными [10].

В связи со все возрастающим вниманием к здоровью подрастающего поколения проведение дальнейших исследований представляется достаточно обоснованным.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Бабейко Р.В. Состояние физиологических и психофизиологических свойств 16-17-летних школьников при общеобразовательном и инновационном обучении: Дис. …канд. биол. наук: 03.00.13 /Р.В.Бабейко. – М.: РГБ, 2005. – 176 с.

2. Безруких М.М. Регуляция хронотропной функции сердца у школьников 1-4 классов в процессе учебных занятий // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. - М., 1981. – С.58-62.

3. Беренштейн Г.Ф., Нурбаева М.Н. Состояние системы кровообращения учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе учебной деятельности // Гигиена и санитария, 1988. - №9. – С.80-81.

4. Галеев А.Р. Использование показателей сердечного ритма для оценки функционального состояния школьников с учетом их возрастных особенностей и уровня двигательной активности: Автореф. дис. … канд. биол. наук: 03.00.13 / А.Р.Галеев. - Новосибирск,1999. – 16 с.

5. Калюжная Р.А. Актуальные вопросы возрастной кардиологии // Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М.: Медицина,1980. – С.3-17.

6. Лабораторные опыты большого практикума по физиологии человека и животных. Раздел: Физиология сердечно-сосудистой системы. Кардиоинтервалография. Сост. В.Н.Крылов, Л.В.Ошевенский, А.В.Дворников. Н.Новгород: ННГУ,1999. – 36 с.

7. Новоселова Е.И., Субхангулова Г.Г. Оценка адаптационных возможностей школьников к учебным нагрузкам по психофизиологическим показателям / Е.И.Новоселова, Г.Г.Субхангулова // Вестник Башкирского университета. - 2000. - № 1. – С.101-105.

8. Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы // Физиология человека. - 2001. - № 6. – С. 95–101.

9. Парин В.В., Баевский Р.М. Введение  в медицинскую кибернетику. - М.: Медицина, 1966. – 342 с.

10. Пляскина И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида / И.В.Пляскина // Гигиена и санитария. - 2000. - №1. – С.62-65.

11. Тарасова О.Л. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у подростков с различным типом вегетативной регуляции: Автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.17/О.Л.Тарасова. - Томск, 1998. – 22 с.

12. Фарбер Д.А. Физиология подростка. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.

13. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: Педагогика, 1990. – 319 с.

@ Ю.Н.Борисова, М.О. Училькина

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Физиологические основы адаптации учащихся в условиях своременного образовательного процесса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагаю вашему вниманию научную статью, посвященную физиологическим основам адаптации учащихся в условиях современного образовательного процесса. Учебная нагрузка сопровождает ребенка в течение длительного периода времени и является мощным стрессовым фактором. В условиях введения федеральных образовательных стандартов  все большее внимание стало уделяться здоровью подрастающего поколения. Данная статья представляет результаты исследования состояния организма школьников при применении простейших методик.

Думаю, она будет полезна не только учителям-предметникам, а также завучам и методистам , ответственным за организацию учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 508 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 301
    • DOCX 53 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Челышева Юлия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Челышева Юлия Николаевна
    Челышева Юлия Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66238
    • Всего материалов: 44

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 395 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 324 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 138 человек

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Мини-курс

Современные технологии в образовании (робототехника)

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инклюзивное образование: нормативное регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе