Главная / Химия / Физико–химическая игра «Перекрестки наук»

Физико–химическая игра «Перекрестки наук»

Уважаемая редакция республиканской учебно-методической газеты «Мұғалим.KZ. Физика. Химия. Биология. География», хотим поделиться опытом проведения дидактической игры на страницах вашей газеты. Верим, что коллеги найдут полезный для себя материал в данной разработке

Игру подготовили и провели в рамках недели естественно-математических наук в Профессиональном лицее № 7 Акмолинской области, г. Есиль:


Шульга Людмила Владимировна – преподаватель химии и биологии

Клименко Галина Анатольевна – преподаватель физики

Лебедева Светлана Михайловна - преподаватель химии и биологии


Физико–химическая игра «Перекрестки наук»

Цели и задачи:

образовательные:

  • способствовать получению и закреплению учащимися новых знаний;

  • научить применять свои знания в нестандартных ситуациях;

  • стимулировать желание самостоятельно работать с дополнительной литературой;

  • формировать логическое мышление, умение анализировать и объяснять явления;

  • пробуждать любознательность учащихся.

развивающие:

развить:

  • умение применять теорию на практике;

  • культуру умственного труда;

  • наблюдательность, самостоятельность;

  • интерес к наукам;

  • умение отстаивать свои убеждения, прислушиваться к мнению других;

  • быстроту реакции.

воспитательные:

  • содействовать формированию чувства ответственности, культуры общения;

  • продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи наук;

  • содействовать дальнейшему расширению кругозора учащихся;

  • воспитывать стремление к победе, умение работать в команде.

Форма занятия: дидактическая игра.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки, кроссворды.

Методы: словесные, наглядные, практические, проблемные.

Межпредметные связи: физика, химия, география, математика, литература, искусство.

Эпиграф игры:

Владея опытом всех наук,

Изучим все, что есть в подлунном мире

Тогда лишь станет ясным все вокруг,

И понимание человеческое шире.

Ход игры

  1. Приветственное слово преподавателей

Презентация «Перекрестки наук»

- Мы очень рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре «Перекрестки наук».

В нашей игре принимают участие 2 команды. «Физики» и «Химики». Давайте знакомиться:

1-я команда «Физики»: 2-я команда «Химики»:

Есть о физике и химии молва, Вы нам физика и химия даете

Что они в порядок ум приводят. Для победы трудностей закалку.

Потому хорошие слова Учится с вами молодежь

Часто говорят о них в народе. Развивать и волю, и смекалку


Сегодня в этом зале мы физиками и химиками станем,

Задачи не из легких придется нам решать.

Пусть победят всезнайки, пытливые ребята,

Кто учится серьезно, стремится много знать!


Наша игра состоит из 4-х туров

Условия игры такие же, как и на шоу 10 миллионов. Только вместо денег у нас конфеты. Напоминаем: предлагаются 4 варианта ответов, и задается вопрос. Вам надо разложить Ваш капитал (конфеты) так, чтобы один поднос оставался пустым. Чтобы не проиграть свои миллионы, вам нужно правильно отвечать, т.е. использовать минимальное количество подносов. Во 2-м туре – из четырех ответов необходимо выбрать правильный; в 3-м – из трех ответов выбрать верный; в 4-м из 2-х ответов – верный.

Каждый вопрос и далее правильный ответ проецируются на экране в виде презентации Microsoft Power Point

А кто будет начинать игру, решит 1-й тур - « Угадай чайнворд» - в них зашифрованы очень известные понятия физики и химии. Ваша задача – быстро и правильно прочитать шифровку. Вы знаете, что чайнворд не прерывается Небольшая подсказка:

Для первой команды – движение по кругу, от клетки со звездой

Для -2-й команды – движение диагональное, от клетки со звездой.

Какая команда первой справится, та и начинает играть.

Чайнворд для команды «Физики» - движение по кругу, от клетки со

звездой


Л

О

,

Н

А

З

Ы

В

А

А

Е

Я

Ч

А

С

Т

И

Ц

Ю

Л

Т

И

Е

Н

И

Я

И

,

Т

Е

Т

В

Ж

Н

Е

Р

В

И

В

Т

И

Т

И

Э*


Г

З

З

Н

Й

О

С

В

Д

Я

И

А

К

У

Е

Т

Й

Е

Д

О

М

И

О

Т

И

С

О

С

Х

Ы

Р

О

Т

Р

Г

Р

Е

Н

Э

Й

Е

Н

Н

Е












(Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называют внутренней энергией тела.)

Чайнворд для команды «Химики» - движение диагональное, от клетки со звездой.




Е

Р

Д

А

Н

Е

Г

О

Е

Т


Н

Г

У

Н

И

С

Е

,

А

С

У

Э*

И

К

Е

Т

О

Ч

О

Щ

Я

Р

Г

Я

И

И

Е

З

И

Н

А

И

Д

О

Т

Н

С

А

Д

Н

А

Р

З

В

Й

И

О

Ч

З

А

З

Т

В

О

А

И

Д

Т

Л

Е

Е

И

О

Е

Д

Д

Л

О

О

Е

А

Т

Я

Л

Р

Н

И

И

Х

Д

Т

К

О

С

Ь

П

О

В

П

Е

Н

О

Д

Г

М

К

О

Г

О

Е

Р

О

Г

Р

У

У



(Энергия никуда не исчезает и не создается из ничего, она только превращается из одного вида в другой или переходит от одного тела к другому) – знаменитый закон сохранения энергии

Ко 2-му туру допускается команда «1или 2»


I тур- «Разминка» (для 1 команды)

1 вопрос - Килограмм воды занимает объем…

(1,2 литра, 1,5 литра,1 литр, 2 литра)

2 вопрос- Какой газ, отнюдь не принадлежащий к числу боевых отравляющих веществ, тем не менее, является иногда причиной гибели сотен человеческих жизней?

(Метан, Этан, этилен, Ацетилен)

3 вопрос - Какой воздух плотнее? (Полусухой, влажный, сухой, сырой)

4 вопрос - Каким спиртом нужно лечить отравившегося алкоголем? (метиловым спиртом, этиловым спиртом, пропиловым спиртом, нашатырным спиртом)

5 вопрос - Из какого металла делают самолеты? (Медь, железо, алюминий, серебро)

6 вопрос - В клетках животных и человека отсутствуют (хромосомы, митохондрии,

хлоропласты, рибосомы)

7 вопрос - Какой ученый сказал: «Хороша наука физика, только жизнь коротка»? (Курчатов, А. Эйнштейн, М.В. Ломоносов, Я.И. Френкель)

8 вопрос - Что видно, если ничего не видно? (Дождь, снег, град, туман)

9 вопрос - Можно ли на Луне ориентироваться с помощью компаса?

(Да, там есть магнитное поле; Да, там есть электрическое поле; Нет, там отсутствует

электрическое поле; Нет, там отсутствует магнитное поле)

II тур- «Поэтические секреты» (для 1 команды)

1 вопрос - Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар.

Китайский чайник нагревая,

Под ним клубился легкий пар

Какие физические явления описываются в

романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

(Отвердевание и плавление; нагревание и испарение; испарение и конденсация; нагревание и испарение)

2 вопрос - Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зноя,

И застывает ввечеру

Густой прозрачной смолою.

Какие физические явления описываются в

романе А.С. Пушкина «Анчар»?

(Испарение и конденсация; сублимация и отвердевание; плавление и отвердевание; испарение и кристаллизация)

3 вопрос – В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент ...

(Углерод, водород, кислород, азот )

4 вопрос - Первым БУТЛЕРОВ сумеет код молекулы понять,
Доказать: соседи могут свойства атома менять.
В доказательство приводит убедительный пример -
Взял БУТАН, сменил порядок, получает …

( Изомер, гомолог, радикал, ряд гомологический)

Логические цепочки (для 1 команды)

Предлагаем задания, в которых два варианта ответа нужно поменять местами.


1 вопрос - Эти дроби расположены в порядке убывания.

2 вопрос - Эти вещества расположены в порядке возрастания их плотности.

(бензин, вода, керосин, ртуть)

3 вопрос - Предложенные жидкости расположены в порядке возрастания их

температуры кипения (Бутадиен -1,3; Бензол; Этиленгликоль; Глицерин)

4 вопрос - Углеводороды расположены в порядке убывания их валентных углов

(Алкены, Алкины, Алканы)


III тур- «Тестовые задания» ( для 1 команды)


1 вопрос - Какую водку не станет пить даже самый горький пьяница? (Русскую, сакэ,

«царскую»)

Название "Царская водка" сохранилось ещё со времён алхимиков это смесь азотной и соляной кислот. Такое "почётное" название эта жидкость получила потому, что она растворяет самого "царя металлов" – золота

2 вопрос - Какую долю в среднем составляет в клетке вода? (50%, 70%, 90%)

3 вопрос - Какое существует соотношение между температурами по шкале Цельсия и Кельвина? (Т = t + 273;Т = 273 + t; t = 273 + Т )

4 вопрос - Основоположник теории химического строения органических веществ (Бутлеров, Ломоносов, Менделеев)

5 вопрос - В молекулах алканов возникает гибридизация (sp – гибридизация, sp 2 – гибридизация, sp 3 -гибридизация)

6 вопрос - Температура у любых тел, находящихся в состоянии теплового равновесия:

(Неодинакова; Одинакова; Может быть одинакова или нет в зависимости от теплоемкости тела)

7вопрос - На каком рисунке изображено последовательное соединение лампочек? hello_html_2960efe9.pnghello_html_m2835f6db.pnghello_html_1caf11a6.png

8 вопрос - Как обозначается молярная масса тела? (1. m; 2. Мґ; 3 М)

9 вопрос - Укажите формулу основного уравнения МКТ идеального газа

(PV=mRT/M; _ 2 P1V1=P2V2

Р = 1/3monv)

10 вопрос - Какими носителями электрических зарядов создается электрический

ток в металлах?(Электронами, нейтронами, протонами)


Найди ошибку (для 1 команды)

Среди трех вариантов ответов найдите неверный

1 вопрос - Все эти приборы служат для измерения физических величин

(Стакан, весы, мензурка)

2 вопрос - Все это физические явления: (Диффузия, плотность, молния)

3 вопрос - Все эти утверждения относятся к метану

(1.Является составной частью природного газа; 2. Способствует выпадению кислотных осадков; 3 Бывает причиной взрывов в шахтах)

4 вопрос - Что не является топливом, получаемым перегонкой нефти (Глицерин, керосин,

мазут)

Кот в мешке- (для 1 команды)

1 вопрос - Под окошком гармонь

Горяча, как огонь (батарея)

2 вопрос - Дерево даешь – съедает,

От воды – умирает (огонь)

3 вопрос - Что за чудо – синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином? (автобус)

4 вопрос - Под острым гребнем из металла

Сосна и липа застонали (пила)

5 вопрос - Вырос лес, белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не въехать (морозный рисунок на окне)

6 вопрос - Гладит все, что касается,

А дотронешься, кусается (утюг)

7 вопрос - Летит птица орел,

Несет в зубах огонь,

Огневые стрелы пускает,

Никто ее не поймает (молния)

8 вопрос - Очень строгий контролер

Со стены глядит в упор,

Смотрит, не моргает:

Стоит только свет зажечь,

Иль включить в розетку печь –

Все на ус мотает (электросчетчик)


IV тур «Спектр» (для 1 команды)

1 вопрос - Сходные между собой вещества, отличающиеся на одну или

несколько групп СН2 (гомологи, изомеры)

2 вопрос – На рисунках изображены несколько пар шариков, подвешенных на нитях. На каком из рисунков изображены шарики, заряженные разноименно?

hello_html_6789f748.pnghello_html_430621b3.png

3 вопрос- Из какого многоатомного спирта можно приготовить и нежную косметику и динамит? (глицерин, этиленгликоль)

4 вопрос - В руках у химика крупинка, как для ленивого дубинка (Катализатор, ингибитор)

5 вопрос - Сорвав некоторые дикорастущие цветы, мы не только губим

природу, но и губим напрямую себя. Почему?

(Они выделяют ядовитые газы, Они выделяют ядовитые газы)

6 вопрос - Название какого элемента совпадает с названием земной коры? (магний, литий)

7 вопрос - Кто такой Тохтар Аубакиров? (Космонавт, физик)

«Хитрые опыты»


Ткань смочить сначала водой, потом спиртом и внести пламя горелки.

Что произошло и почему?

«Знаменитые люди»


Используя подсказки необходимо отгадать , о каком ученом идет речь

1 подсказка - В детстве он ходил с отцом в дальние плавания – к Новой Земле и Шпицбергену. Учился в Германии. Был рекрутом в гвардии короля Фридриха Вильгельма I, но сумел бежать и вернуться на родину.

2 подсказка

В 1749 году он создал химическую лабораторию. Он имел мастерскую, в которой изготавливал мозаичные картины из цветного стекла, которые сам производил

3 подсказка

Его считают основоположником механической теории теплоты и кинетической теории газов, физической химии, одним из основоположником атомно-молекулярного учения, одним из авторов закона сохранения массы и энергии.

(М.В. Ломоносов)

I тур- «Разминка» (для 2 команды)


1 вопрос - Изменится ли масса сена, если его спрессовать в тюк? (И да и нет, немного, нет,

да)

2 вопрос - Какой металл самый легкоплавкий? (Железо, Ртуть, Золото, Серебро)

3 вопрос - С помощью какого газа легко превратить зелёные томаты в красные? (метан, этан,

этилен, ацетилен)

4 вопрос - Реакция присоединения воды, называется…(гидратация, гидрирование, гидролиз,

хлорирование)

5 вопрос - Кто из русских композиторов сделал несколько важных открытий в химии?

(Бородин А.П., А.М. Бутлеров, Д.И.Менделеев, М.В. Ломоносов)

6 вопрос - Кто изобрел лампу накаливания? (А.Н. Лодыгин, Б.С. Якоби, П.Н. Яблочков, А.С.

Попов)

7 вопрос - Каким прибором измеряют высоту полета самолета? (Психрометр, Альтиметр,

Амперметр, Динамометр)

8 вопрос - В одной из старинных рукописей есть упоминание о том, что арабский алхимик попробовал на вкус спирт, полученный им при нагревании сухой древесины, и мгновенно ослеп. О какой одноатомном спирте идет речь? (Метанол, этанол, пропанол, бутанол)

9 вопрос - Автор клеточной теории? (Шлейден, Вирхов, Гук, Линней)


II тур- «Поэтические секреты» - (для 2 команды)

1 вопрос - Татьяна пред окном стояла,

На стекла хладные дыша,

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О и Е

Какое физическое явление описывается в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

(Парообразование; Конденсация водяного пара; Испарение воды; Охлаждение

жидкости)

2 вопрос - Раскрыты окна, веет теплый ветер,

И легкий пар клубится у реки,

И шумно дети радуются солнцу,

И думают о жизни старики.

Какое физическое явление описывается в стихотворении М. Исаковского?

(Конденсация; Нагревание; Плавление; Испарение)

3 вопрос – ОНА – источник жизни, огромнейшая сила в ней заключена,
¾ поверхности планеты себе во власть взяла она.
Взяла себе и тело человека, и разум человеческий взяла,
И даже человеческий зародыш на 95% заняла.
Мы без НЕЁ и дня прожить не сможем,
Умрем от жажды без НЕЁ,
И охранять нам это нужно
Во избежание беды

(Кислота, пища, земля, вода)

4 вопрос - Удивить готов он нас -
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он - графит.
Грамотный народ поймет
То, что это ...

(Углерод, водород, кислород, азот )

Логические цепочки (для 2 команды)

1 вопрос - Эти значения силы расположены в порядке возрастания

( 30 Н; 3 •102 Н;. 30 кН; 0,3 •104Н)

2 вопрос - При мейозе (делении половых клеток) фазы деления расположены в порядке их

прохождения

(профаза, матафаза, телофаза, анафаза)

3 вопрос - Эти единицы измерения информации расположены в порядке убывания

(1 Тб; 1 Гб; 1 Мб; 1 кб)

4 вопрос - Данные предельные углеводороды расположены в порядке возрастания молекулярной массы (пентан, бутан, гексан, гептан)


III тур- Тестовые задания (для 2 команды)

1 вопрос - Какими носителями электрического заряда создается электрический

ток в газах? (Электронами; «+» и «–» ионами; электронами, «+» и «-» ионами)

2 вопрос - В каких единицах измеряется давление?

(моль-1; м3; Па)

3 вопрос - Один из многоатомных спиртов используется для приготовления антифризов – жидкостей, замерзающих при низкой температуре. Антифризы используются в зимнее время для охлаждения двигателей автомобилей

(Этиленгликоль, глицерин, рибит)

4 вопрос - На какой из изображенных схем вольтметр включен не правильно?

hello_html_m44baf460.pnghello_html_m101b9d3c.pnghello_html_1569d01b.png

5 вопрос - После очередного взрыва в гимназической лаборатории учитель в

качестве наказания повесил этому ученику на шею табличку «Великий химик» и поставил перед всем классом. Пророчество учителя сбылось. Имя этого ученика знает весь мир, он является основоположником целой науки, изучающей соединения углерода. Назовите этого ученого. ( А.М. Бутлеров, Д.И.Менделеев, Н.В.Лебедев)

6 вопрос - Укажите закон Менделеева-Клапейрона (P1V1 = P2V2; V1/T1 = V2/T2;

PV = mRT/M)

7 вопрос - Вещества, имеющие один молекулярный состав, но разное расположение атомов в молекуле, называют…(Гомологи, изомеры, радикалы)

8 вопрос - В молекулах алкинов возникает гибридизация

(sp – гибридизация, sp 2 – гибридизация, sp 3 -гибридизация)

9 вопрос - Какой температуре по абсолютной шкале Кельвина соответствует температура 27°С

(246, 300, 273)

10 вопрос - Какими эффектами в газе можно пренебречь для того, чтобы газ

считался идеальным?

(Взаимодействием между молекулами; Объемом молекул; Кинетической энергией)

«Найди ошибку» (для 2 команды)

Среди трех вариантов ответов найдите неверный


1 вопрос -Какой углеводород не относится к алкенам?(ацетилен, этилен, пропилен)

2 вопрос - Все приведенные двигатели являются тепловыми? (Двигатель внутреннего сгорания, Генератор переменного тока, Дизель)

3 вопрос-В состав клетки входят органические вещества (белки, жиры, углеводы, вода)

4 вопрос - Предложенные жиры растительного происхождения по агрегатному состоянию являются жидкими (Подсолнечное, кокосовое, льняное)


«Кот в мешке»- (для 2 команды)

1 вопрос- Свет пропускает,

А тепло не выпускает (стекло)

2 вопрос - Два арапа – родные братья,

Ростом по колено,

Везде с нами гуляют,

От мороза защищают (сапоги)

3 вопрос - Зимой нет теплее,

Летом нет холоднее (погреб)

4 вопрос - Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем (воздух)

5 вопрос - На дворе – камень,

В доме - вода (лед)

6 вопрос - По тропинкам я бегу,

Без тропинок не могу.

Где меня, ребята, нет

Не зажжется в доме свет (электрический ток)

7 вопрос - Дом – стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек!

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется (лампочка)

8 вопрос - В полотняной стране

По реке – простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

То назад, то вперед,

Проплывет пароход.

Остановишь – горе

Продырявишь – море (утюг)

9 вопрос - Сидит Пахом на коне верхом,

Книги читает, а грамоты не знает (очки)

10 вопрос - И сияет и блестит,

Никому оно не льстит.

А любому правду скажет, -

Все, как есть, ему покажет (зеркало)

IV тур –«Спектр» (для 2 команды)

1 вопрос - Валентный угол в молекулах предельных углеводородах?(109º 28', 180º)

2 вопрос – На рисунках изображены несколько пар легких шариков, подвешенных

на нитях. На каком из рисунков изображены шарики, заряженные

одноименными зарядами?

hello_html_m22b72db1.pnghello_html_m27c8cd54.png

3 вопрос - Как называют признаки гибрида, проявляющиеся в первом поколении?

(Доминантный, рецессивный)

3 вопрос - Цепочка сильно удлинилась и по асфальту покатилась (каучук, полиэтилен)

4 вопрос- Немецкий математик, труды которого оказали огромное влияние на

развитие алгебры, теории чисел, геодезии, астрономии. Он получил

негласный титул «короля математики» (Декарт, Гаусс)

5 вопрос - негласный титул «короля математики

( Метан, входящий в состав атмосфер, Железо, оно содержалось в

метеоритах)


«Хитрые опыты»


  • Гвоздь плотно обмотать длиной и тонкой плоской бумагой, внести пламя спиртовки.

Что произошло и почему?


«Знаменитые люди»

Используя подсказки необходимо отгадать, о каком ученом идет речь

1 подсказка -

В августе 1887 года он в одиночку совершил полет на воздушном шаре около города Клин с целью наблюдения солнечной короны во время солнечного затмения

2 подсказка -

С 1863 года он уделяет особое внимание изучению нефти, создает химическую теорию происхождения нефти. Он был сторонником экономного использования нефти, выступал против того, чтобы использовать нефть как топливо.

3 подсказка -

Считается, что свое самое главное открытие он совершил во сне.

(Д.И.Менделеев)

9


Физико–химическая игра «Перекрестки наук»
  • Химия
Описание:

Игру  подготовили и провели в рамках недели естественно-математических наук в Профессиональном лицее № 7 Акмолинской области, г. Есиль:

 

Шульга Людмила Владимировна – преподаватель химии и  биологии

Клименко Галина Анатольевна – преподаватель физики

Лебедева Светлана Михайловна - преподаватель химии и  биологии

 

Физико–химическая игра «Перекрестки наук»

Цели и задачи:

образовательные:

  • способствовать получению и закреплению учащимися новых знаний;
  • научить применять свои знания в нестандартных ситуациях;
  • стимулировать желание самостоятельно работать с дополнительной литературой;
  • формировать логическое мышление, умение анализировать и объяснять явления;
  • пробуждать любознательность учащихся.

развивающие:

развить:

  • умение применять теорию на практике;
  • культуру умственного труда;
  • наблюдательность, самостоятельность;
  • интерес к наукам;
  • умение отстаивать свои убеждения, прислушиваться к мнению других;
  • быстроту реакции.

воспитательные:

  • содействовать формированию чувства ответственности, культуры общения;
  • продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи наук;
  • содействовать дальнейшему расширению кругозора учащихся;
  • воспитывать стремление к победе, умение работать в команде.

Форма занятия: дидактическая игра.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки, кроссворды.

Методы: словесные, наглядные, практические, проблемные.

Межпредметные связи: физика, химия, география, математика, литература, искусство.

Автор Шульга Людмила Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 358
Номер материала 44296
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓