Главная / Физика / «Физика – основа развития техники»

«Физика – основа развития техники»

Управление образованияC:\Users\USER-4\Documents\Scanned Documents\Рисунок (10).jpg

Берёзовского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Станция юных техников»


Наш адрес: 652425, г. Берёзовский, пр. Ленина 66 «А»

Тел./факс 8-384-45-3-04-50

Наш сайт: http//stutbrz.ukoz.ru

Наш электронный ящик: sutbrz@mail.ru




«Физика – основа развития техники»

Сценарий познавательно – развлекательной

конкурсной программы



Составитель:

Вингерженская Татьяна Борисовна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории







Содержание

Пояснительная записка…..……………………………………………………...3

Сценарий познавательно – развлекательной конкурсной программы

«Физика – основа развития техники…………………………………………….4

Литература………………………………………………………………….……14

























Пояснительная записка

Общество нуждается в специалистах, которые имеют высокую квалификацию, проявляют творческую самостоятельность во всех сферах жизни, в людях с высокой профессиональной мобильностью. Необходима инициатива, нестандартное мышление, творчество в различных своих проявлениях. Очень важно развивать не только исполнительские способности, но и творческие способности детей.

Физика – один из самых трудных предметов школьной программы, но он и самый интересный предмет. Для того, чтобы физика стала любимым предметом, его надо сделать занимательным и увлекательным. Дополнительное образование позволяет увеличить объем информации, которую получают дети в связи с неограниченностью во времени, в отличие от школьных программ. Позволяет углубить и расширить знания основ физики в игровой и занимательной форме..

Организованная игровая деятельность – один из наиболее эффективных путей воспитания интереса детей к физике.

«Физика – основа развития техники» – авторская разработка, один из вариантов развития кругозора детей через игровую деятельность.

В данной конкурсной программе заложены большие воспитательные и образовательные возможности. В процессе игры обучающиеся приобретают разнообразные знания в области физики и истории ее развития. Все конкурсные задания распределены по различным видам заданий: занимательные опыты, загадки по физике, физические ребусы, физические приборы, задачи для мудрецов, великие физики, музыкальный конкурс. Сложные вопросы чередуются игровыми моментами. Игра в непринужденной форме оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их наблюдательность, любознательность, память, внимание и творческое воображение, пробуждает интерес к техническому творчеству.

Конкурсная программа сопровождается слайдовой презентацией. Слайдовая презентация – одно из современных средств активизации познавательной деятельности детей. На слайдах находится текстовая и визуальная информация. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия обучающихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Во время игры дети имеют возможность проявить свои знания, закрепить их и получить новые.

В процессе конкурсной программы формируется атмосфера взаимопомощи, уважения чужого мнения, коллективности, соревнования. Это является важным стимулом роста активности каждого ребенка.

Игровая программа «Физика – основа технического развития» предназначена для обучающихся 5 – 8 классов и может проводиться в учебных объединениях научно - технической направленности.

Мероприятие можно проводить как в полном объеме, так и отдельными конкурсами, и игровыми моментами во время занятий.

Данное познавательно-конкурсное мероприятие апробировано. Проведено для обучающихся 5 – 8 классов (обучающиеся смены «Юные техники – эрудиты»).


Сценарий познавательно – развлекательной конкурсной программы

«Физика – основа технического развития»

Цели и задачи игры:

  1. воспитывать интерес к физике, как основе всех технических наук;

  2. воспитывать у детей чувства уважения к другому человеку его выбору и мнению;

  3. расширить общий кругозор;

  4. закрепить у учащихся знания по физике и научить применять эти знания в нестандартных ситуациях.

Оборудование и материалы: компьютер, экран, заготовки жетонов, презентация, два стеклянных стакана, бутылка с узким горлом, расческа, шерстяная ткань, конфетти, бумага, спички, свечка с гвоздиком, вареное яйцо, картофелина, раствор соли, вода,

Участники игры: обучающиеся 5-8 классов.

Содержание игры:

  1. Организационный момент.

  2. Ход игры:

  • Занимательные опыты;

  • Разминка «Загадки по физике»;

  • Физические ребусы;

  • Физические вопросы и измерительные приборы;

  • Задачки для мудрецов;

  • Знаешь ли ты знаменитых физиков;

  • Музыкальный конкурс;

  • Подведение итогов.

Правила игры:

  • за каждый правильный ответ дети получают жетон «правильный ответ»;

  • по окончании игры подводится итог о количестве жетонов, у кого их больше, тот и победил.

Ведущий:

Физика! Какая емкость слова,
Физика! Для нас не просто звук,
Физика! Опора и основа
Всех без исключения наук!

Все явления, которые происходят в природе и вокруг нас , можно объяснить, только зная физику. Все машины, устройства, механизмы были созданы только благодаря ей. Поэтому физику заслуженно можно назвать царицей нашей жизни. О значении физики в жизни человека очень хорошо сказал Адам Мицкевич:

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей?

Ход игры

Конкурс №1. Занимательные опыты

Опыт 1 «Загадочная картофелина»

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

Опыт 2 « Как быстро погаснет свеча»

Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.

Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд  с водой. Как быстро погаснет свеча?

Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет.

Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает.

Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.

Опыт 3 «Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом.
При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.

Опыт 4 «Яйцо в графине»

Сварите вкрутую яйцо, очистите его от скорлупы. Возьмите листок бумаги размером 80х80 мм, сверните его гармошкой и подожгите. Затем опустите горящую бумагу в графин. Через 1-2 с горлышко графина накройте яйцом. Горение бумаги прекратится, и яйцо начнет втягиваться в графин.

(При горении бумаги воздух нагревается, давление увеличивается, часть воздуха выходит. После того как графин закроем яйцом, горение бумаги прекратится, воздух охладится и там возникнет разрежение. Под действием атмосферного давления яйцо начнет втягиваться в графин.)

Опыт 5 «Магнит для конфетти»

Насыпь на стол немного конфетти. Если у тебя нет конфетти, можешь нарезать салфетку на мелкие кусочки или опорожнить дырокол.

Энергично натри пластиковую палочку шерстяной тряпочкой или шалью. Теперь поднеси палочку к конфетти. Как по волшебству, конфетти начнут подпрыгивать и прилипать к палочке.

Конкурс №2. Разминка «Загадки по физике»

Загадки о природных явлениях и средствах передвижения

  1. Сперва – блеск, за блеском – треск, за треском – плеск. (Молния, гром, дождь.)

  2. Кто со всеми говорит, а его не видно? (Эхо)

  3. То черное полотно, то белое полотно закрывает окно. (День и ночь)

  4. Чего в комнате не видишь? (Воздух)

  5. Летит, как птица жужжит, а крыльями не машет. (Самолет)

  6. Бегут по дорожке доски, да ножки. Что это? (Лыжи)

  7. Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед)

  8. Льётся речка – мы лежим, лёд на речке – мы бежим. (Коньки)

  9. Плывет белый гусь – брюхо деревянное, крыло полотняное. (Яхта)

  10. Бывают ли у дождика четыре колеса? Скажи, как называются такие чудеса? (Поливальная машина)

  11. Два брата родных – одного всякий видит, да не слышит; другого все слышат, да не видят. (Молния, гром.)

  12. В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (Поезд)

Конкурс №3. Физические ребусы

hello_html_m54113562.png(тело)

hello_html_m2f12219a.png

(энергия)

ребусы по физике с ответами

(Ньютон)

hello_html_5ab3462a.png

(вольт)


Конкурс №4. Физические вопросы и измерительные приборы.

  1. Наука, изучающая природные явления? (физика)

  2. Что упало Ньютону на голову? (яблоко)

  3. Величина, характеризующая быстроту движения? (скорость)

  4. Что тяжелее пуд железа или пуд соломы? (масса одинакова)

  5. Почему нельзя сварить мясо высоко в горах? (Из-за низкого атмосферного давления, температура кипения воды, в которой варится мясо, ниже 1000 С)

  6. Почему нельзя тушить горящий бензин водой? (Плотность бензина меньше плотности воды, бензин всплывает над водой)

  7. Что быстрее потушит пламя: кипяток или холодная вода? (Кипяток, так как он превращается в пар быстрее, чем холодная вода, а пар прекращает доступ кислорода к горящему телу)

  8. Из чего состоят все тела? (из молекул и атомов)

  9. Прибор для измерения массы тела? (весы)

  10. Прибор для измерения электрического напряжения? (вольтметр)

  11. Прибор для измерения атмосферного давления? (барометр)

  12. Прибор для измерения температуры тела? (термометр).


Конкурс №5. Задачки для мудрецов

  1. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? (слайд 5).

Ответ: Толя наблюдал, а Коля ставил опыты.

  1. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (слайд 6)

Ответ: Взаимное притяжение молекул.

  1. Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался - дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться? (слайд 7)

Ответ: Инерция движения и покоя.

  1. Четырехлетняя Маша подкралась у мамы за спиной к зеркалу и, действуя совершенно бесшумно, вылила себе на голову три флакона французских духов. Как мама, сидя к Маше спиной, догадалась о случившемся? (слайд 8)

Ответ: По запаху. Случилась диффузия. Молекулы французских духов молча расползлись по комнате и заплыли маме в ноздри.

  1. Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов- братьев Мити и Вити одинаковы? (слайд 9)

Ответ: Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов- братьев Мити и Вити одинаковы?

Конкурс №6. Знаешь ли ты великих физиков?

Это — историческая викторина. Вначале дается об ученом первая информация. Если поступил верный ответ (отгадана фамилия) дается два жетона. Если ответа нет, дается вторая информация и при правильном ответе дается один жетон.

В конце показывается портрет ученого.

Задание 1 из серии «Кто он?»

  1. Этот английский ученый свои первые открытия в области математики и физики сделал в 24 года.

В 1695 г. он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года стал его директором. Ему была поручена чеканка всех монет страны.

  1. Он стал профессором в 26 лет.

Он открыл три важных закона механики.

По легенде яблоко помогло ему открыть важный физический закон. [Ответ. Исаак Ньютон.]

Задание 2 из серии «Кто он?»

  1. Этот ученый свой трудовой путь начал в качестве школьного учителя.

Нобелевскую премию он получил в 1921 г. за физико-математические исследования законов фотоэффекта.

Его письмо президенту США в 1940 г. стимулировало организацию ядерных исследований в стране.

  1. Он искал ответ на вопрос: «Что такое гравитация?»

Он создал теорию относительности.

[Ответ. Альберт Эйнштейн.]

Задание 3 из серии «Кто он?»

  1. Он — один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.

Годы его жизни — «... до н.э.».

  1. Ему принадлежат слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!»

Широко известен его возглас: «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием.

[Ответ. Архимед.]

Задание 4 из серии «Кто он?»

  1. Он обнаружил, что высота столба ртути в перевернутой вверх дном трубке не зависит ни от формы трубки, ни от ее наклона.

Он выяснил, что на уровне моря высота ртутного столба всегда около 760 мм.

  1. Он предположил, что столб жидкости в перевернутой вверх дном трубке уравновешивается давлением воздуха снизу вверх.

Он открыл атмосферное давление.

Ему принадлежит изобретение барометра. 

[Ответ. Торричелли.]

Конкурс №7. Музыкальный конкурс

Вспомнить куплеты песен о физических явлениях, агрегатных состояниях веществ. Пропеть (можно рассказать) и объяснить какое физическое явление упоминается в песне.

Пример: 1.Облака, белогривые лошадки,

Облака, что вы мчитесь без оглядки?

(облака газообразное состояние воды)

2. И нет нам покоя , гори, но живи.

Погоня, погоня в горячей крови

(движение )

Подведение итогов

Победители – учащиеся, получившие большее количество жетонов «правильные ответы».












Литература

  1. Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика! М. Детская литература, 1973.

  2. Гуревич А.Е. Физика 5-6 класс М. Дрофа, 2001.

  3. Горев А.А. Занимательные опыты по физике. М.Просвещение, 1977.

  4. Галагузова М.А. Первые шаги в электротехнику. М. Просвещение,2000.

  5. Ольгин О.М. Чудеса на выбор. М. Детская литература, 1986.

  6. Золотов А.В. Большая энциклопедия техники М.ЗАО Росмэн, 2006.









«Физика – основа развития техники»
  • Физика
Описание:

 Сценарий познавательно – развлекательной  конкурсной программы.

Физика – один из самых трудных предметов  школьной программы, но он и самый интересный предмет.  Для того, чтобы физика стала любимым предметом, его надо сделать занимательным и увлекательным. Дополнительное образование позволяет  увеличить объем информации, которую получают дети в связи с  неограниченностью во времени, в отличие от  школьных программ. Позволяет углубить и расширить знания основ физики в игровой и занимательной форме..

         Организованная игровая деятельность – один из наиболее эффективных путей воспитания интереса детей к физике.

         «Физика – основа развития техники» – авторская разработка, один из вариантов развития  кругозора детей через игровую деятельность.

         В данной конкурсной программе заложены большие воспитательные и образовательные возможности. В процессе игры обучающиеся приобретают разнообразные знания в области физики и истории ее развития. Все конкурсные задания распределены по различным видам заданий: занимательные опыты, загадки по физике, физические ребусы, физические приборы, задачи для мудрецов, великие физики, музыкальный конкурс. Сложные вопросы чередуются игровыми моментами. Игра в непринужденной форме оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их наблюдательность, любознательность, память, внимание и творческое воображение, пробуждает интерес к техническому творчеству.

Конкурсная программа сопровождается слайдовой презентацией. Слайдовая презентация – одно из современных средств активизации познавательной деятельности детей. На слайдах находится текстовая и визуальная информация. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия обучающихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Во время игры дети имеют возможность проявить свои знания, закрепить их и получить новые.

В процессе конкурсной программы формируется атмосфера взаимопомощи, уважения чужого мнения, коллективности, соревнования. Это является важным стимулом роста активности каждого ребенка.

         Игровая программа «Физика – основа технического развития» предназначена для обучающихся 5 – 8 классов и может проводиться в учебных объединениях научно - технической направленности.

         Мероприятие можно проводить как в полном объеме, так и отдельными конкурсами, и игровыми моментами во время занятий.

 

         Данное познавательно-конкурсное мероприятие  апробировано.  Проведено для обучающихся 5 – 8 классов (обучающиеся смены «Юные техники – эрудиты»).

Автор Вингерженская Татьяна Борисовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 793
Номер материала 47260
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓