Главная / Физкультура / Физическое развитие детей в специальных ( коррекционных ) классах.

Физическое развитие детей в специальных ( коррекционных ) классах.

Глебов Антон Александрович

учитель физической культуры

МБОУ «СШ № 5» города Смоленска

anton.glebov.2014@inbox.ru


Физическое развитие детей в специальных (коррекционных)

классах

Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания – это комплексное воздействие на личность умственно отсталого школьника с целью формирования у него жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такой комплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостью всесторонней помощи лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии.

Основными нормативными документами, рекомендующими систему физического воспитания в коррекционной школе, являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

методические рекомендации к организации занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе.

Физические упражнения сгруппированы с учетом направленности и воздействия на функциональное состояние учащихся и представлены целостной системой, позволяющей корригировать нарушения физического развития, формировать определенные умения и навыки и развивать двигательные качества.

Упражнения в программах представлены:

общеразвивающими и корригирующими упражнениями с предметами и без предметов;

общеразвивающими и корригирующими упражнениями с элементами бега, метания, прыжков, бросания и ловли мячей;

корригирующими упражнениями специальной направленности (развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, силы, ловкости и точности движений);

подвижными и спортивными играми;

катанием на лыжах и коньках;

плаванием.

Любое физическое упражнение характеризуется внутренней и внешней структурами своих проявлений. Внутренняя структура указывает на взаимосвязь различных процессов функционирования организма (отдых, утомление, релаксации и т. д.). Внешняя сторона – это результат проявления упражнения в различных соотношениях (пространственных, временных, силовых).

Состав учащихся в конкретном учебном классе, группе разнороден по своим психофизическим особенностям. В настоящее время в коррекционных классах любой школы могут обучаться дети с умственной и физической отсталостью различной степени тяжести. В МБОУ «СШ № 5» имеются подобного рода классы, в частности это 2 В,4 В и 8 В классы. Будучи учителем физической культуры, я работаю во 2 В классе. Как молодой специалист в этом году я столкнулся с такой проблемой, что дети в таких классах по своему физическому развитию порой сильно отличаются от остальных детей.

Формирование здорового образа жизни обучающихся  через развитие физической культуры и спорта  имеют исключительно важное значение. Статистические данные и оценки, характеризующие здоровье населения и  складывающуюся в настоящее время демографическую ситуацию в России, показывают серьезность положения. Не является исключением   и школьники Отрицательная динамика состояния здоровья обучающихся связана главным образом с низким уровнем двигательной активности.  Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм обучающихся в связи с усложнением общественной жизни, учебным процессом, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

В связи с этим очень важно содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья учащихся,  содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций. Оценивание обучающихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. Целью физического воспитания в специальных (коррекционных) классах (для детей с ограниченными возможностями здоровья) является содействие всестороннему развитию личности школьника. Достижение этой цели обеспечивается решением  основных задач:

  • укрепление здоровья,

  • содействие нормальному физическому развитию;

  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам

  • развитие двигательных (координационных) способностей;

Решение задач физического воспитания учащихся направлено на: 

  • выработку представлений о ФК личности и приёмах самоконтроля;   

  • углубление представлений об основных видах спорта,

  • соблюдение правил ТБ.   

На уроках физкультуры применяются традиционные дидактические методы:

  • словесные (беседа, лекция)

  • наглядные (имитация действий учителя, дидактические материалы)

  • практические упражнения (в зависимости от темы урока).

Уроки физической культуры должны быть эмоциональными, вызывать интерес к двигательной деятельности. Показывая упражнения, чередуя их, учитель может вызвать интерес к их выполнению, предлагая игры, в которых эти упражнения используются. В III–IV классах можно практиковать упражнения в форме соревнований, типа «Кто самый находчивый!», «Кто точнее и быстрее!», в старших – спортивные игры.

Учитель должен серьезно готовиться к уроку: знать состав учащихся класса, их уровень физического развития, двигательной подготовленности, интеллектуальные особенности; познакомиться с учениками, посетив уроки математики, письма, трудового обучения; проконсультироваться с классным руководителем, врачом школы. Только тогда можно надеяться, что задачи урока будут реализованы.

Готовясь к уроку, учитель должен учитывать результаты предыдущих уроков, отношение детей к занятиям, что дети не могли успешно выполнить и почему. Необходимо уделить серьезное внимание подбору физических упражнений и даже игр. Определить место построения детей в зале, свое место, перемещения, как и в какой последовательности выполнять упражнения, ожидаемый результат.

Композиционно урок физической культуры состоит из 4 частей в отличие от уроков в классах общеобразовательной школы. Каждая из этих частей выполняет свои организационно дидактические задачи и помогает учителю приучить учащихся самостоятельно готовиться к уроку, решать задачи обучения.

При планировании уроков учитель должен учитывать:

где будет проводиться урок – в зале или на улице;

в каком состоянии предполагаемое место занятий;

обеспечение урока оборудованием, спортивным инвентарем;

какое место в учебном расписании занимает данный урок, его тип;

готовность детей к предложенным нагрузкам на уроке;

интерес детей к занятиям на уроке.

Четкое распределение подобранных упражнений по частям, методическое выполнение их обеспечит спокойное проведение урока.

Физическое развитие детей в специальных ( коррекционных ) классах.
  • Физкультура
Описание:

Коррекционные классы общеобразовательных школ

Специальный (коррекционный) класс - форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии объединены в отдельный класс общеобразовательного учреждения. В специальном классе реализуются общеобразовательные программы (основные и дополнительные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии соответствующего вида. Специальные классы открываются преимущественно для детей с выраженными или осложненными нарушениями или как начальный этап для последующего перевода детей в интегрированный класс в случаях, если дети не получали необходимую коррекционную помощь на более ранних ступенях образования. В последнем случае дети переводятся в интегрированный класс сразу по мере готовности.

Прием детей с отклонениями в развитии в общеобразовательное учреждение, в котором организованыинтегрированные классы и (или) специальные классы, осуществляется на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии (ПМПК), содержащего рекомендации по выбору образовательной программы.

Зачисление (перевод) ребенка с отклонениями в развитии в специальные классы и в интегрированные классы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.

Образование в специальном и интегрированном классе осуществляется по индивидуально ориентированным учебным планам и программам, разрабатываемым совместно педагогами класса и членами Консилиума на основании общеобразовательных программ, рекомендованных ПМПК, и данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования.

Для коррекции недостатков развития, обеспечения освоения общеобразовательных программ для детей с отклонениями в развитии организуются фронтальные и индивидуальные занятия коррекционно-развивающей и предметной направленности. Такие занятия включаются в сетку занятий и проводятся специалистами образовательного учреждения или привлеченными специалистами в соответствии с видом нарушенного развития ребенка (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, психологом, сурдопедагогом и т.д.)  

       Комплекс упражнений  для профилактики и лечения плоскостопия:

Общеразвивающие упражнения при плоскостопии

И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтевых суставах, кисти на предплечьях, кисти сжаты в кулак. 1 — руки вверх, подняться на носки; 2 — и.п. (Повторить 5— 6 раз.)

И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, кисти на коленных суставах. В положении полуприседания, не ниже 90° делать вращательные движения в коленных и голеностопных суставах. (Движения в одну и в другую сторону, в медленном темпе.)

И.п. — о.с: руки на затылке в «замке». Поднять руки вверх, развернув ладони от себя, ногу отвести назад максимально, упор пружинистый на носок — вдох, прогнуться, вернуться в и.п. — выдох. ( Повторить 6 раз.)

И.п. — о.с: руки на шее в «замке», ноги на ширине плеч. Наклон вперед с разведением локтей и максимальным разгибанием шеи. При наклоне голова и локти на одном уровне, ноги прямые, носки внутрь на 15°, выполнять медленно. (Повторить 6—8 раз.)

И.п. — о.с: руки опущены, ноги на ширине плеч, носки внутрь на 15°. Наклон вперед на прямых ногах, руки развести в стороны, сжав в кулак. Голову не опускать, смотреть перед собой, хорошо прогнуться в пояснице.  (Повторить 6—8 раз.)

И.п.: сидя, упор руками сзади. Ноги согнуты в коленях. 1 — левую вперед, носок тянуть; 2 — и.п.; 3—4 то же правой ногой. (Повторить 8 раз.)

      И.п. — о.с: стоя на наружных сводах стоп. Подниматься на носки.(Повторить 6—8 раз.

      И.п. — о.с: стоя на носках. Поворачивать пятки наружу. (Повторить 8 раз).

И.п. — о.с: стопы параллельны на расстоянии ширины ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы. ( Повторить 6—8 раз.)

И.п.: лежа на спине, руки в «замке» на шее, ноги вытянуты. Скользящие движения стопой правой по голени левой ноги (подошвенной поверхностью стопы пытаться охватить голень). Движения ног чередовать. ( Повторить 8— 10 раз.)

И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах с упором на стопы, локти и кисти. Поочередное отрывание пяток от пола, начиная с более ослабленной стопы. (Повторить 10 раз.)

И.п.: сидя. Подошвенное сгибание с поворотом стопы внутрь.(Повторить 8—10 раз).

И.п. — о.с: руки на поясе. Ходьба на носках с полусогнутыми коленными суставами в течения 1 мин.

Автор Глебов Антон Александрович
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Физкультура
Подраздел Другое
Просмотров 639
Номер материала 3494
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓