Характеристика структуры,
предназначения и содержания частей и урока.
По своей
педагогической направленности уроки носят комплексный характер и включают в
себя три структурные части:
подготовительную, основную и
заключительную.
Подготовительная
часть урока в
зависимости от возраста учащихся длится от 7 - 8 до 12-14 минут. Определяя
продолжительность этой части уроков, необходимо руководствоваться тем, что
период врабатывания организма у младших школьников значительно короче, чем у
старших школьников, и, следовательно, для достижения оптимального уровня его
работоспособности для старшеклассников необходимо выделять больший объем
времени.
Основным содержанием
подготовительной части уроков являются общеразвивающие упражнения, выполняемые
в чередовании с дыхательными упражнениями.
Физическая нагрузка
повышается постепенно, путем включения в работу все большего и большего
количества мышечных групп и увеличения количества повторений каждого
упражнения.
Выполняются
строевые упражнения, упражнения в движении, дозированная ходьба и медленный бег
с изменением темпа и направления движения, медленный бег в сочетании с
ходьбой. Проводятся общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях
с предметами и без предметов, дыхательные упражнения, упражнения,
направленные на формирование правильной осанки и профилактику нарушений органов
зрения.
В начале обучения
темп выполнения упражнений медленный, постепенно он увеличивается до среднего. Общеразвивающие
упражнения выполняются без задержки дыхания и не должны вызывать утомления. При появлении
признаков утомления необходимо снизить темп выполнения упражнений и увеличить
паузу отдыха между ними. ЧСС в подготовительной части должна нарастать
постепенно и к ее окончанию достигать 130-150 уд/мин.
Необходимо
внимательно следить за правильностью выполнения упражнений и оперативно
исправлять допускаемые обучающимися ошибки. Особое внимание следует обращать на
правильное сочетание дыхания с различными видами движений.
Обучение дыханию следует начинать
одновременно с разучиванием каждого нового физического упражнения, постоянно
обращая внимание на сочетание дыхания с движениями туловища и конечностей. Во
всех согнутых положениях должен следовать выдох, напротив, при выпрямленных
положениях необходимо сделать вдох. Сочетанию движений с дыханием следует
обучать в медленном темпе.
В начале обучения следует
регулировать время вдоха и выдоха с помощью подсчета, контролировать
диафрагмальное дыхание при помощи обхвата кистями рук нижних ребер, проводить
дыхательные упражнения несколько раз в течение урока в положении стоя, лежа, во
время ходьбы.
Для овладения смешанным дыханием
используется следующий методический прием: правая рука кладется на живот и
контролируется опускание диафрагмы (выпячивание живота) при глубоком вдохе,
левая кладется на грудь и контролируется расширение грудной клетки.
Рекомендуется уделять особое
внимание удлинению выдоха. Выдох должен быть приблизительно в два раза длиннее
вдоха. Укорочение выдоха во время выполнения упражнения ведет к увеличению
объема воздуха в легких, что неблагоприятно влияет на газообмен в
альвеолах. Для удлинения выдоха целесообразно применять метод звуковой
гимнастики с произношением на выдохе гласных и согласных звуков, а также их
сочетаний. Необходимо приучать обучающихся делать вдох и выдох через нос, что
способствует лучшей регуляции дыхания.
В
подготовительной части следует уделять внимание формированию свободной походки
с сохранением правильной осанки, особенно во время ходьбы.
Не рекомендуется
форсировать активность систем организма за счет включения в подготовительную
часть уроков упражнений повышенной интенсивности, т. е. выполняемых с большой
скоростью и высоким темпом.
Средняя частота сердечных сокращений
(пульс), отражающая функциональную активность организма и особенности динамики
его врабатывания, должна нарастать постепенно и к окончанию подготовительной
части достигать величин не более 140- 150 уд./мин. (при выполнении завершающих
заключительную часть упражнений).
Основная часть урока предусматривает решение основных
его задач и структурно подразделяется соответственно их количеству, т. е. на
несколько базовых фрагментов.
Учитывая; что по своей педагогической
направленности уроки физической культуры в специальной медицинской группе носят
комплексный характер, в их основной части, как правило, выделяются три базовых
фрагмента. Программируя содержание каждого фрагмента основной части, необходимо
соблюдать определенную логику в последовательности решаемых задач.
Если в уроке не предполагается
обучение новым упражнениям, то сразу же после подготовительной части учащиеся
приступают к выполнению индивидуальных учебных заданий с соответствующей
корригирующей направленностью
Первый фрагмент основной части связан с решением
оздоровительных задач, и его содержание соотносится с индивидуальными
медицинскими показаниями занимающихся (с соответствующей их патологией):
учащиеся вначале осваивают выполнение
новых упражнений или комплексов упражнений с соответствующей корригирующей
направленностью.
Объясняются способы контроля за физической
нагрузкой, учащиеся определяют ее индивидуальную дозировку в зависимости от
медицинских показаний.
Далее в содержание этого фрагмента
включаются учебные задания, которые состоят из выполнения ранее освоенных,
индивидуально подобранных упражнений и комплексов.
При этом учащиеся на основе приобретенных
знаний и разученных способов деятельности самостоятельно осуществляют
регулирование величины нагрузки и время отдыха между упражнениями.
Второй фрагмент включает в себя задачи по
обучению школьников новым упражнениям и двигательным действиям, и данный
фрагмент соотносится с программным содержанием.
Во втором базовом фрагменте основной части
логика планирования учебных задач выстраивается соответственно этапам обучения:
задачи начального обучения; задачи углубленного разучивания; задачи
совершенствования.
Если в соответствии с
урочным планом-графиком на данном конкретном уроке не предусматривается,
например, решение задачи углубленного разучивания, то последовательность
планируемых задач будет выстраиваться следующим образом: задачи начального
обучения; задачи совершенствования.
Третий фрагмент определяется решением задач,
связанных с развитием основных физических качеств, его содержание подбирается в
первую очередь исходя из задач обеспечения физической готовности учащихся к
освоению новых упражнений и двигательных действий.
В третьем фрагменте, предусматривающем
развитие основных физических качеств, также соблюдается определенная логика в
последовательности планирования учебных задач:
развитие координации; развитие быстроты;
развитие гибкости; развития силы; развития выносливости.
Используемые для развития физических
качеств физические упражнения должны быть хорошо освоены учащимися и
выполняться ими под самостоятельным контролем за величиной физической нагрузки.
При этом учитель осуществляет наблюдение
за деятельностью учащихся, контролируя их функциональное состояние по внешним
признакам и выборочным показаниям частоты сердечных сокращений.
Особое внимание уделяется играм,
которые проводят за 12-15 минут до окончания урока продолжительностью 5-7 мин.
После игры выполняется медленная ходьба и дыхательные упражнения. ЧСС в
основной части урока не должна превышать 150 уд/мин.
В основной части занятия выполняются
контрольные упражнения с целью получения объективных данных о степени развития
физических качеств и уровне ФП обучающихся, которые играют большую роль в
выборе средств физического воспитания и дозировании нагрузки
В заключительной
части урока,
длительность которой определяется исходя из интегральной физической нагрузки
(от 5 до 7 мин.), вводятся упражнения на восстановление организма и
предусматривается время на объяснение домашних заданий.
В качестве учебного
содержания для восстановления организма используются упражнения релаксации (на
расслабление), внимание: спокойная ходьба с выполнением дыхательных и
общеразвивающих упражнений.
Объяснение содержания
домашних заданий (как формы самостоятельной работы) осуществляется с
непосредственной их демонстрацией и последующим выполнением учащимися.
Пример: в качестве
домашнего задания дается комплекс упражнений на гибкость.
Учитель, объясняя, выполняет его и затем
вновь выполняет вместе с учащимися. Если есть необходимость, учитель
осуществляет индивидуальную коррекцию предлагаемого задания.
На каждом уроке
физической культуры должны выполняться комплексы физических упражнений оздоровительной
и корригирующей гимнастики с увеличением от урока к уроку количества
повторений каждого упражнения от 4 до 12 раз. При работе в
аэробных условиях увеличение числа повторений способствует длительному
поддержанию высокого уровня деятельности органов дыхания и кровообращения.
Однако слишком большое количество повторений приводит к потере интереса и
снижению качества выполнения упражнения обучающимися.
Комплексы физических
упражнений должны содержать не менее 20 упражнений в следующем
соотношении:
общеразвивающие
упражнения – 50 %;
упражнения, направленные
на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата – 30 %;
упражнения, направленные
на профилактику и коррекцию нарушений органов зрения – 10 %;
дыхательные упражнения –
10 %.
В процессе занятий необходимо
включать упражнения, вовлекающие в работу как можно больше мышц, что
способствует развитию и совершенствованию систем организма. Особое внимание
уделяется упражнениям, направленным на развитие силы мышц правой и левой сторон
туловища.
«Медико-педагогический контроль за организацией
занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья».
Физические упражнения, выполнение которых оказывает
потенциально опасное воздействие на здоровье детей
Физические упражнения
|
Потенциально опасное воздействие
на организм ребенка
|
Кувырки через
голову вперед и назад
|
Избыточное давление на шейный отдел позвоночника:
компрессия межпозвонковых дисков, нервов и сосудов шеи; повышение
внутричерепного давления.
Высокий риск травмы шейного отдела позвоночника.
|
Упражнение «мостик»
|
Переразгибание в шейном и поясничном отделе позвоночника с
патологическим раздражением рецепторов; повышение внутричерепного давления.
Высокий риск компрессии корешков спинномозговых нервов и сосудистых
нарушений.
|
Стойка на голове,
на руках.
Упражнение
«березка», «плуг» – из исходного положения (далее – и.п.) лежа на спине
поднимание выпрямленных ног и опускание их за голову
|
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника,
повышение артериального и внутричерепного давления.
Риск нарушения кровообращения, травмы шейного отдела позвоночника и
возникновения грыжи.
|
Высокоамплитудные и
(или) резкие движения головой: круговые движения, повороты в стороны,
наклоны, особенно запрокидывание головы назад
|
Переразгибание в шейном отделе позвоночника с патологическим раздражением
рецепторов.
Высокий риск компрессии корешков спинномозговых нервов и сосудов шеи
с последующими неврологическими и сосудистыми нарушениями.
|
Высокоамплитудные и
(или) резкие движения туловища (круговые, наклоны), особенно с отягощением
(утяжеленный мяч, гантели)
|
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника,
повышение внутрибрюшного давления, особенно при резком глубоком наклоне
вперед с выпрямленными ногами.
Риск смещения межпозвонковых дисков и возникновения грыжи.
|
Глубокий прогиб
туловища назад, в том числе из и.п. лежа на животе: упражнения
«качалка», «лодочка», «лук».
|
Разгибательная перегрузка шейного и поясничного отдела позвоночника,
компрессия корешков спинномозговых нервов.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, возникновения
неврологических и сосудистых нарушений.
|
Висы без опоры,
подтягивание на
перекладине
и др. спортивных
снарядах.
Лазанье по канату
|
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника и
верхних конечностей, повышение внутрибрюшного давления, большая нагрузка
на сердечно-сосудистую систему.
Риск травмы плеча, возникновения грыжи, опущения внутренних органов.
|
Высокоамплитудные и
(или) резкие маховые движения ногой, особенно махи назад с прогибом туловища
из и.п. сидя с опорой на голени и кисти
|
Избыточная нагрузка на поясничный отдел позвоночника: значительное
растяжение связочно-мышечного аппарата позвоночника, сдавливание
межпозвонковых дисков; повышение внутрибрюшного давления.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, возникновения
грыжи.
|
Многократно
повторяющееся
в быстром темпе
одновременное поднимание выпрямленных ног из и.п. лежа на спине
|
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат нижней половины
туловища и нижних конечностей, повышение внутрибрюшного давления.
Риск возникновения грыжи и патологической подвижности почек.
|
Многократно
повторяющийся
в быстром темпе
подъем туловища из положения лежа на спине в положение сидя,
особенно при фиксации выпрямленных ног и из и.п. сидя на скамейке
опускание и поднимание туловища с глубоким прогибом назад
|
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат шейного и
поясничного отдела позвоночника, повышение артериального и внутрибрюшного
давления.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, возникновения
грыжи и патологической подвижности почек.
|
Высокоамплитудные и
(или) резкие повороты туловища (скручивающие) из разных и.п., в том числе из
и.п. лежа на спине опускание согнутых ног вправо-влево до касания пола
|
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника,
повышение внутрибрюшного давления.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, смещения
межпозвонковых дисков, ущемления спинномозговых нервов, возникновения грыжи.
|
Упражнения:
- «удержать угол»
- «ножницы»
|
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат нижней половины
туловища и нижних конечностей, повышение внутрибрюшного давления.
Риск повреждения связок в паховой области, возникновения грыжи,
патологической подвижности почек и сосудистых нарушений (в т.ч. варикозного
расширения вен).
|
Глубокий выпад с
сильным
сгибанием в
коленном суставе,
сед в «полушпагат»
|
Риск повреждения связок в паховой области.
Риск повреждения связок коленного сустава, смещения надколенника.
|
Бег в быстром
темпе, особенно на средние и длинные дистанции
|
Значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат,
сердечно-сосудистую и дыхательную систему.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата нижних конечностей,
прогрессирования отклонений костно-мышечной системы.
Риск возникновения острой сердечной недостаточности, обострения
хронических заболеваний.
|
Прыжки в быстром
темпе продолжительное время (особенно асимметричные, с поворотами);
спрыгивание на твердую поверхность
|
Значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат,
сердечно-сосудистую систему, повышение внутричерепного давления.
Риск травмы связочно-мышечного аппарата нижних конечностей,
прогрессирования отклонений костно-мышечной системы, обострения хронических
заболеваний.
|
Прыжки через
спортивные
снаряды (через
коня, козла)
|
Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника и
конечностей, повышение внутрибрюшного давления.
Риск травмы позвоночника (особенно копчика), повреждения связок в
паховой области, возникновения грыжи.
|
Противопоказания и ограничения к выполнению физических
упражнений с учетом заболевания
Болезни
органов
и систем организма
|
Противопоказания
|
Ограничения
|
Органы
кровообращения
(артериальная гипертензия,
компенсированные пороки сердца и др.)
|
1. Физические нагрузки высокой интенсивности (бег в быстром темпе,
прыжки в быстром темпе, эстафеты и др.).
2. Акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, «мостик»,
«березка», стойка на руках и на голове и др.)
3. Упражнения на гимнастических снарядах, в том числе висы без опоры,
подтягивание на перекладине, прыжки через коня (козла), упражнения на брусьях
и кольцах и др.
4. Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой
дыхания, натуживанием
|
1. Продолжительные физические нагрузки средней интенсивности (бег
трусцой, бег в умеренном темпе, подвижные игры и др.)
2. Физические упражнения, направленные на развитие общей и локальной
выносливости, скоростно-силовых качеств.
3. Физические упражнения с длительным статическим напряжением
мышц.
4. Физические упражнения на тренажерах (необходим индивидуальный
подбор тренажера со строгим дозированием физических нагрузок).
5. Физические упражнения, вызывающие нервное перенапряжение
|
Органы дыхания
(хронический бронхит, бронхиальная астма,
рецидивирующие носовые кровотечения и др.)
|
1-4
см. противопоказания при болезнях органов кровообращения
|
1-5
см. ограничения при болезнях органов кровообращения
|
Мочеполовая система
(пиелонефрит, цистит, нарушения
менструальной функции и др.)
|
1-3
см. противопоказания при болезнях органов кровообращения
4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением
мышц брюшного пресса, натуживанием.
5. Переохлаждение тела
|
1-4
см. ограничения при болезнях органов кровообращения
5. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела.
6. Занятия плаванием
|
Органы пищеварения
(хронический гастрит, хронический
гастродуоденит, язвенная болезнь, пупочная грыжа и др.)
|
1-3
см. противопоказания при болезнях органов кровообращения
4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением
мышц брюшного пресса, натуживанием
|
1-5
см. ограничения при болезнях органов кровообращения
6. Круговые движения туловища и наклоны, особенно вперед.
7. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела
|
Нервная система
(эпилепсия, внутричерепная гипертензия, гипертензионно-гидроцефальный
синдром и др.)
|
1-3
см. противопоказания при болезнях органов кровообращения
4. Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой
дыхания, натуживанием и значительным наклоном головы
|
1-5
см. ограничения при болезнях органов кровообращения
6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела.
7. Круговые движения головой, наклоны головы
|
Костно-мышечная система
(плоскостопие, сколиоз, лордоз, кифоз,
выраженные нарушения осанки, в том числе кифосколиотическая, плоская
спина и др.)
|
1-3
см. противопоказания при болезнях органов кровообращения
|
1-4
см. ограничения при болезнях органов кровообращения
5. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела
|
Органы зрения
(миопия средней и высокой степени,
гиперметропия средней и высокой степени, астигматизм и др.)
|
1-3
см. противопоказания при болезнях органов кровообращения
4. Упражнения, выполнение которых связано с запрокидыванием и значительным
наклоном головы, натуживанием, резким изменением положения тела.
5. Упражнения, требующие напряжения органов зрения (упражнения в
равновесии на повышенной опоре и др.)
|
1-5
см. ограничения при болезнях органов кровообращения
6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела (прыжки
в высоту, с разбега, спрыгивания и др.)
|
Эндокринная система
(ожирение, сахарный диабет и др.)
|
1-3
см. противопоказания при болезнях органов кровообращения.
4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением
мышц брюшного пресса, натуживанием
|
1-5
см. ограничения при болезнях органов кровообращения.
6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела (прыжки
в высоту, с разбега, спрыгивания и др.)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.