Главная / Физкультура / Физические упражнения, выполнение которых оказывает потенциально опасное воздействие на здоровье детей.

Физические упражнения, выполнение которых оказывает потенциально опасное воздействие на здоровье детей.

Характеристика структуры, предназначения и содержания частей и урока.


По своей педагогической направленности уроки носят комплексный характер и включают в себя три структурные части:

подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть урока в зависимости от возраста учащихся длится от 7 - 8 до 12-14 минут. Определяя продолжительность этой части уроков, необходимо руководствоваться тем, что период врабатывания организма у младших школьников значительно короче, чем у старших школьников, и, следовательно, для достижения оптимального уровня его работоспособности для старшеклассников необходимо выделять больший объем времени.

Основным содержанием подготовительной части уроков являются общеразвивающие упражнения, выполняемые в чередовании с дыхательными упражнениями.

Физическая нагрузка повышается постепенно, путем включения в работу все большего и большего количества мышечных групп и увеличения количества повторений каждого упражнения.

Выполняются строевые упражнения, упражнения в движении, дозированная ходьба и медленный бег с изменением темпа и направления движения, медленный бег в сочетании с ходьбой. Проводятся общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях с предметами и без предметов, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на формирование правильной осанки и профилактику нарушений органов зрения.

В начале обучения темп выполнения упражнений медленный, постепенно он увеличивается до среднего. Общеразвивающие упражнения выполняются без задержки дыхания и не должны вызывать утомления. При появлении признаков утомления необходимо снизить темп выполнения упражнений и увеличить паузу отдыха между ними. ЧСС в подготовительной части должна нарастать постепенно и к ее окончанию достигать 130-150 уд/мин.

Необходимо внимательно следить за правильностью выполнения упражнений и оперативно исправлять допускаемые обучающимися ошибки. Особое внимание следует обращать на правильное сочетание дыхания с различными видами движений.

Обучение дыханию следует начинать одновременно с разучиванием каждого нового физического упражнения, постоянно обращая внимание на сочетание дыхания с движениями туловища и конечностей. Во всех согнутых положениях должен следовать выдох, напротив, при выпрямленных положениях необходимо сделать вдох. Сочетанию движений с дыханием следует обучать в медленном темпе.

В начале обучения следует регулировать время вдоха и выдоха с помощью подсчета, контролировать диафрагмальное дыхание при помощи обхвата кистями рук нижних ребер, проводить дыхательные упражнения несколько раз в течение урока в положении стоя, лежа, во время ходьбы.

Для овладения смешанным дыханием используется следующий методический прием: правая рука кладется на живот и контролируется опускание диафрагмы (выпячивание живота) при глубоком вдохе, левая кладется на грудь и контролируется расширение грудной клетки.

Рекомендуется уделять особое внимание удлинению выдоха. Выдох должен быть приблизительно в два раза длиннее вдоха. Укорочение выдоха во время выполнения упражнения ведет к увеличению объема воздуха в легких, что неблагоприятно влияет на газообмен в альвеолах. Для удлинения выдоха целесообразно применять метод звуковой гимнастики с произношением на выдохе гласных и согласных звуков, а также их сочетаний. Необходимо приучать обучающихся делать вдох и выдох через нос, что способствует лучшей регуляции дыхания.

В подготовительной части следует уделять внимание формированию свободной походки с сохранением правильной осанки, особенно во время ходьбы.

Не рекомендуется форсировать активность систем организма за счет включения в подготовительную часть уроков упражнений повышенной интенсивности, т. е. выполняемых с большой скоростью и высоким темпом.

Средняя частота сердечных сокращений (пульс), отражающая функциональную активность организма и особенности динамики его врабатывания, должна нарастать постепенно и к окончанию подготовительной части достигать величин не более 140- 150 уд./мин. (при выполнении завершающих заключительную часть упражнений).

Основная часть урока предусматривает решение основных его задач и структурно подразделяется соответственно их количеству, т. е. на несколько базовых фрагментов.

Учитывая; что по своей педагогической направленности уроки физической культуры в специальной медицинской группе носят комплексный характер, в их основной части, как правило, выделяются три базовых фрагмента. Программируя содержание каждого фрагмента основной части, необходимо соблюдать определенную логику в последовательности решаемых задач.

Если в уроке не предполагается обучение новым упражнениям, то сразу же после подготовительной части учащиеся приступают к выполнению индивидуальных учебных заданий с соответствующей корригирующей направленностью

Первый фрагмент основной части связан с решением оздоровительных задач, и его содержание соотносится с индивидуальными медицинскими показаниями занимающихся (с соответствующей их патологией):

учащиеся вначале осваивают выполнение новых упражнений или комплексов упражнений с соответствующей корригирующей направленностью.

Объясняются способы контроля за физической нагрузкой, учащиеся определяют ее индивидуальную дозировку в зависимости от медицинских показаний.

Далее в содержание этого фрагмента включаются учебные задания, которые состоят из выполнения ранее освоенных, индивидуально подобранных упражнений и комплексов.

При этом учащиеся на основе приобретенных знаний и разученных способов деятельности самостоятельно осуществляют регулирование величины нагрузки и время отдыха между упражнениями.

Второй фрагмент включает в себя задачи по обучению школьников новым упражнениям и двигательным действиям, и данный фрагмент соотносится с программным содержанием.

Во втором базовом фрагменте основной части логика планирования учебных задач выстраивается соответственно этапам обучения: задачи начального обучения; задачи углубленного разучивания; задачи совершенствования.

Если в соответствии с урочным планом-графиком на данном конкретном уроке не предусматривается, например, решение задачи углубленного разучивания, то последовательность планируемых задач будет выстраиваться следующим образом: задачи начального обучения; задачи совершенствования.

Третий фрагмент определяется решением задач, связанных с развитием основных физических качеств, его содержание подбирается в первую очередь исходя из задач обеспечения физической готовности учащихся к освоению новых упражнений и двигательных действий.

В третьем фрагменте, предусматривающем развитие основных физических качеств, также соблюдается определенная логика в последовательности планирования учебных задач:

развитие координации; развитие быстроты; развитие гибкости; развития силы; развития выносливости.

Используемые для развития физических качеств физические упражнения должны быть хорошо освоены учащимися и выполняться ими под самостоятельным контролем за величиной физической нагрузки.

При этом учитель осуществляет наблюдение за деятельностью учащихся, контролируя их функциональное состояние по внешним признакам и выборочным показаниям частоты сердечных сокращений.

Особое внимание уделяется играм, которые проводят за 12-15 минут до окончания урока продолжительностью 5-7 мин. После игры выполняется медленная ходьба и дыхательные упражнения. ЧСС в основной части урока не должна превышать 150 уд/мин.

В основной части занятия выполняются контрольные упражнения с целью получения объективных данных о степени развития физических качеств и уровне ФП обучающихся, которые играют большую роль в выборе средств физического воспитания и дозировании нагрузки

В заключительной части урока, длительность которой определяется исходя из интегральной физической нагрузки (от 5 до 7 мин.), вводятся упражнения на восстановление организма и предусматривается время на объяснение домашних заданий.

В качестве учебного содержания для восстановления организма используются упражнения релаксации (на расслабление), внимание: спокойная ходьба с выполнением дыхательных и общеразвивающих упражнений.

Объяснение содержания домашних заданий (как формы самостоятельной работы) осуществляется с непосредственной их демонстрацией и последующим выполнением учащимися.

Пример: в качестве домашнего задания дается комплекс упражнений на гибкость.

Учитель, объясняя, выполняет его и затем вновь выполняет вместе с учащимися. Если есть необходимость, учитель осуществляет индивидуальную коррекцию предлагаемого задания.

На каждом уроке физической культуры должны выполняться комплексы физических упражнений оздоровительной и корригирующей гимнастики с увеличением от урока к уроку количества повторений каждого упражнения от 4 до 12 раз. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений способствует длительному поддержанию высокого уровня деятельности органов дыхания и кровообращения. Однако слишком большое количество повторений приводит к потере интереса и снижению качества выполнения упражнения обучающимися.

Комплексы физических упражнений должны содержать не менее 20 упражнений в следующем соотношении:

общеразвивающие упражнения – 50 %;

упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата – 30 %;

упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений органов зрения – 10 %;

дыхательные упражнения – 10 %.

В процессе занятий необходимо включать упражнения, вовлекающие в работу как можно больше мышц, что способствует развитию и совершенствованию систем организма. Особое внимание уделяется упражнениям, направленным на развитие силы мышц правой и левой сторон туловища.


«Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья».


Физические упражнения, выполнение которых оказывает потенциально опасное воздействие на здоровье детей


Физические упражнения

Потенциально опасное воздействие
на организм ребенка

Кувырки через голову вперед и назад

Избыточное давление на шейный отдел позвоночника:

компрессия межпозвонковых дисков, нервов и сосудов шеи; повышение внутричерепного давления.

Высокий риск травмы шейного отдела позвоночника.

Упражнение «мостик»

Переразгибание в шейном и поясничном отделе позвоночника с патологическим раздражением рецепторов; повышение внутричерепного давления.

Высокий риск компрессии корешков спинномозговых нервов и сосудистых нарушений.

Стойка на голове, на руках.

Упражнение «березка», «плуг» – из исходного положения (далее – и.п.) лежа на спине поднимание выпрямленных ног и опускание их за голову

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника, повышение артериального и внутричерепного давления.

Риск нарушения кровообращения, травмы шейного отдела позвоночника и возникновения грыжи.

Высокоамплитудные и (или) резкие движения головой: круговые движения, повороты в стороны, наклоны, особенно запрокидывание головы назад

Переразгибание в шейном отделе позвоночника с патологическим раздражением рецепторов.

Высокий риск компрессии корешков спинномозговых нервов и сосудов шеи с последующими неврологическими и сосудистыми нарушениями.

Высокоамплитудные и (или) резкие движения туловища (круговые, наклоны), особенно с отягощением (утяжеленный мяч, гантели)

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника, повышение внутрибрюшного давления, особенно при резком глубоком наклоне вперед с выпрямленными ногами.

Риск смещения межпозвонковых дисков и возникновения грыжи.

Глубокий прогиб туловища назад, в том числе из и.п. лежа на животе: упражнения «качалка», «лодочка», «лук».

Разгибательная перегрузка шейного и поясничного отдела позвоночника, компрессия корешков спинномозговых нервов.

Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, возникновения неврологических и сосудистых нарушений.

Висы без опоры,

подтягивание на перекладине

и др. спортивных снарядах.

Лазанье по канату

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника и верхних конечностей, повышение внутрибрюшного давления, большая нагрузка на сердечно-сосудистую систему.

Риск травмы плеча, возникновения грыжи, опущения внутренних органов.

Высокоамплитудные и (или) резкие маховые движения ногой, особенно махи назад с прогибом туловища из и.п. сидя с опорой на голени и кисти

Избыточная нагрузка на поясничный отдел позвоночника: значительное растяжение связочно-мышечного аппарата позвоночника, сдавливание межпозвонковых дисков; повышение внутрибрюшного давления.

Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, возникновения грыжи.

Многократно повторяющееся

в быстром темпе одновременное поднимание выпрямленных ног из и.п. лежа на спине

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат нижней половины туловища и нижних конечностей, повышение внутрибрюшного давления.

Риск возникновения грыжи и патологической подвижности почек.

Многократно повторяющийся

в быстром темпе подъем туловища из положения лежа на спине в положение сидя, особенно при фиксации выпрямленных ног и из и.п. сидя на скамейке опускание и поднимание туловища с глубоким прогибом назад

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат шейного и поясничного отдела позвоночника, повышение артериального и внутрибрюшного давления.

Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, возникновения грыжи и патологической подвижности почек.

Высокоамплитудные и (или) резкие повороты туловища (скручивающие) из разных и.п., в том числе из и.п. лежа на спине опускание согнутых ног вправо-влево до касания пола

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника, повышение внутрибрюшного давления.

Риск травмы связочно-мышечного аппарата позвоночника, смещения межпозвонковых дисков, ущемления спинномозговых нервов, возникновения грыжи.

Упражнения:

- «удержать угол»

- «ножницы»

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат нижней половины туловища и нижних конечностей, повышение внутрибрюшного давления.

Риск повреждения связок в паховой области, возникновения грыжи, патологической подвижности почек и сосудистых нарушений (в т.ч. варикозного расширения вен).

Глубокий выпад с сильным

сгибанием в коленном суставе,

сед в «полушпагат»

Риск повреждения связок в паховой области.

Риск повреждения связок коленного сустава, смещения надколенника.

Бег в быстром темпе, особенно на средние и длинные дистанции

Значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему.

Риск травмы связочно-мышечного аппарата нижних конечностей, прогрессирования отклонений костно-мышечной системы.

Риск возникновения острой сердечной недостаточности, обострения хронических заболеваний.

Прыжки в быстром темпе продолжительное время (особенно асимметричные, с поворотами); спрыгивание на твердую поверхность

Значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, повышение внутричерепного давления.

Риск травмы связочно-мышечного аппарата нижних конечностей, прогрессирования отклонений костно-мышечной системы, обострения хронических заболеваний.

Прыжки через спортивные

снаряды (через коня, козла)

Избыточная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника и конечностей, повышение внутрибрюшного давления.

Риск травмы позвоночника (особенно копчика), повреждения связок в паховой области, возникновения грыжи.





Противопоказания и ограничения к выполнению физических

упражнений с учетом заболевания


Болезни

органов и систем организма

Противопоказания

Ограничения

Органы

кровообращения

(артериальная гипертензия,

компенсированные пороки сердца и др.)


1. Физические нагрузки высокой интенсивности (бег в быстром темпе, прыжки в быстром темпе, эстафеты и др.).

2. Акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, «мостик», «березка», стойка на руках и на голове и др.)

3. Упражнения на гимнастических снарядах, в том числе висы без опоры, подтягивание на перекладине, прыжки через коня (козла), упражнения на брусьях и кольцах и др.

4. Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, натуживанием

1. Продолжительные физические нагрузки средней интенсивности (бег трусцой, бег в умеренном темпе, подвижные игры и др.)

2. Физические упражнения, направленные на развитие общей и локальной выносливости, скоростно-силовых качеств.

3. Физические упражнения с длительным статическим напряжением мышц.

4. Физические упражнения на тренажерах (необходим индивидуальный подбор тренажера со строгим дозированием физических нагрузок).

5. Физические упражнения, вызывающие нервное перенапряжение

Органы дыхания

(хронический бронхит, бронхиальная астма, рецидивирующие носовые кровотечения и др.)

1-4

см. противопоказания при болезнях органов кровообращения

1-5

см. ограничения при болезнях органов кровообращения

Мочеполовая система

(пиелонефрит, цистит, нарушения менструальной функции и др.)

1-3

см. противопоказания при болезнях органов кровообращения

4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием.

5. Переохлаждение тела

1-4

см. ограничения при болезнях органов кровообращения

5. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела.

6. Занятия плаванием

Органы пищеварения

(хронический гастрит, хронический гастродуоденит, язвенная болезнь, пупочная грыжа и др.)

1-3

см. противопоказания при болезнях органов кровообращения

4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием

1-5

см. ограничения при болезнях органов кровообращения

6. Круговые движения туловища и наклоны, особенно вперед.

7. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела

Нервная система

(эпилепсия, внутричерепная гипертензия, гипертензионно-гидроцефальный синдром и др.)

1-3

см. противопоказания при болезнях органов кровообращения

4. Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, натуживанием и значительным наклоном головы

1-5

см. ограничения при болезнях органов кровообращения

6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела.

7. Круговые движения головой, наклоны головы

Костно-мышечная система

(плоскостопие, сколиоз, лордоз, кифоз, выраженные нарушения осанки, в том числе кифосколиотическая, плоская спина и др.)

1-3

см. противопоказания при болезнях органов кровообращения


1-4

см. ограничения при болезнях органов кровообращения

5. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела


Органы зрения

(миопия средней и высокой степени, гиперметропия средней и высокой степени, астигматизм и др.)

1-3

см. противопоказания при болезнях органов кровообращения

4. Упражнения, выполнение которых связано с запрокидыванием и значительным наклоном головы, натуживанием, резким изменением положения тела.

5. Упражнения, требующие напряжения органов зрения (упражнения в равновесии на повышенной опоре и др.)

1-5

см. ограничения при болезнях органов кровообращения

6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела (прыжки в высоту, с разбега, спрыгивания и др.)


Эндокринная система

(ожирение, сахарный диабет и др.)

1-3

см. противопоказания при болезнях органов кровообращения.

4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием

1-5

см. ограничения при болезнях органов кровообращения.

6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела (прыжки в высоту, с разбега, спрыгивания и др.)



Физические упражнения, выполнение которых оказывает потенциально опасное воздействие на здоровье детей.
  • Физкультура
Описание:

Характеристика структуры, предназначения и содержания частей урока, т.к. по своей педагогической направленности уроки носят комплексный характер и включают в себя три структурные части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть урока в зависимости от возраста учащихся длится от 7-8 минут до 12-14 минут. Основная часть часть длится от 20 до 25 минут, и заключительная 7-8 минут. В каждой части урока решаются определенные задачи. В этой же разработке представлены физические упражнения, выполнение которых оказывает опасное воздействие на здоровье детей. Противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений с учетом заболевания.

 

 

Автор Коробейникова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 649
Номер материала 28293
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓