Главная / Другое / Философские взгляды Коста Левановича Хетагурова

Философские взгляды Коста Левановича Хетагурова













Философские взгляды К.Л.Хетагурова



Накусова Ирина











План

1.Введение

2.Формирование философских взглядов К.Л.Хетагурова

3.Религиозные воззрения Коста

4.Эстетические взгляды Коста



























Введение

Коста является одним из замечательнейших представителей демократического движения.Философские взгляды К.Хетагурова являются выражением осетинской действительности 80-90-х гг.19 века и глубокими корнями уходят в историю Осетии этого периода.

Другим источником философских взглядов Коста является то идейное влияние,которое оказали на формирование его мировоззрения представители передовой русской общественно-политической мысли 19 века.Философские взгляды Коста формировались под влиянием идей русских революционных демократов, гениальных представителей материалистической философии: Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова и др.

Для Коста философские вопросы не были вопросами отвлеченной теории. Философское мировоззрение Коста связано с жизненными задачами его эпохи, с жизненными задачами осетинской бедноты.

«Все помыслы и все мои желанья

Одну имели цель: снискать любовь твою…»-говорит поэт ,обращаясь к своему родному народу.

Отдельных философских работ у Коста нет. Но внимательное изучение всего творчества Коста дает нам полное основание считать, что в его лице мы имеем выдающегося поэта-мыслителя, занимавшего откровенно враждебное к идеализму позиции и стоявшего на позициях материализма.

Говоря о Хетагурове-философе, нужно иметь в виду, что общественно-политическая и философская линия в его произведениях -это линия борца-революционера, для которого первостепенное значение приобретает действительная материальная и духовная жизнь народа,борьба за его освобождение от социального порабощения.Этой идее посвящены творческие силы Коста .В своем творчестве он не уходит в абстрактные рассуждения,а отражает объективнуюжизнь ,объективное историческое положение,которое сложилось в Осетии в конце 19 и начале 20 вв.,притом это отражение жизни в его творчестве носит не стихийный ,а сознательный характер.

То,что он пишет ,пишет для народа,ему рассказывает он о правде жизни в обществе и,в первую очередь,о народном горе:

Если бы пел я как нарт вдохновленный,

Если б до неба мой голос взлетал.

Все бы созвал я народы вселенной,

Всем бы от горе большом рассказал.

В произведениях Хетагурова отсутствует призыв к пассивному подчинению существующему строю,наоборот,мы видим страстный протест против этого строя,протест,который сознательно мобилизует и направляет народные массы на борьбу.

Рассуждения о том,что К.Хетагуров является стихийным материалистом , неправильны .Они основаны лишь на некоторых его высказываниях о происхождении жизни.Коста не только понимал материальность мира,материализм егот носит действенный ,сознательный характер.Коста подходил к материальности мира ,как революционный борец.Он проповедовал не смирение,не подчинение алдарам-феодалам,а призывал народ к борьбе.Доказательством этого является его сборник стихотворений «Осетинская лира».

В изучении явлений природы Коста стоял на позициях сознательного материализма и разделял основные положения философского материализма русских революционных демократов.Он был материалистом по духу и убеждении.

В творчестве Коста основной вопрос философии ,вопрос об отношении мышления к бытию,духа к природе –решается правильно,но ограниченно.Коста считал,что объективный мир ,объективная реальность существуют независимо от человека и человеческого общества.Для него материал является первичной,вечной,непереходящей,неуничтожаемой,сознание же ,психическая жизнь человека ,зависит от материи и является вторичным.В своей поэме «Чердак» Коста пишнт:

Много протекло

Веков людского заблужденья…

Теперь наука уж не та,

И люди ищут наслажденья.

Лишь на земле.За облака

Они пролагают путь.

………………………

Мир независимо от нас

Существовал,как и сейчас,

И будет впредь существовать.



Уже из этих слов Коста ясно,что он отрицает идею создания мира богом,как это считали идеалисты..Он считает,что пнрирода вечна во времени и бесконечна в пространстве,что она не имеет ни начала,ни конца.

Коста как мыслитель,философ отрицает существование абсолютной идеи ,которая породила природу,человека.Он считает,что вне человека, вне природы нет никакой идеи,что истинное счастье человека существует на земле.В одном из своих незаконченных произведениях он пишет: «Я публично вызову всех философов и,утверждающих ,что на земле нет истинного счастья,старыми девами»

Подобно всякой религии,которая основана на вере в сверхъестественный силы,идеализм приходит к выводу,что рядом с миром материальным существует мир идеальный ,который лежит в основе материального мира.

Отрицая потусторонний мир и признавая только реальный ,действительный мир,Хетагуров утверждает,что «вне жизни-чушь»

Все это дает право считать ,что в решении первой стороны основного вопроса философии Хетагуров твердо стоял на материалистических позициях.

Как и первую сторону основного вопроса,Коста и вторую сторону –гносеологическую-разрешает материалистически.Он признает в человеке способность познать мир .Во всем своем творчестве Коста проводит принцип верного ,правдивого отражения объективной действительности,стремится глубоко познать объективно существующую действительность,выявить ее противоречия и показать их.

Признавать объективность существующего мира ,его независимость от человека и человеческого сознания и в то же время признавая способность человека познать этот мир. Коста большое значение придает науке в деле познания человеком объективной действительности. Он убежден, что при помощи знаний человек может познать жизнь.

В науке поэт ,как и в своем творчестве,ратует за свободное развитие мысли.Он ненавидит царский режим,который жестоко подавляет всякую свободную мысль.

В одном из своих писем к Цаликовой он пишет: «Когда способное к деятельности мыслящее существо посредством возмутительного насилия и произвола лишается господствующими каннибалами всякой возможности применения разумных сил и энергии ,то это хуже всякой пытки,тюрьмы ,каторги и ,может быть,даже самой смерти на виселице».

Хетагуров верит в великую прогрессивную силу науки и отводит ей огромную роль в познавательной деятельности человека.

С помощью науки человек не только познает прошлое,но может и «жизнь вперед прозреть далеко»,и Коста призывает молодежь любить и чтить науки и искусства-это поможет ей в борьбе за «великое честное дело».

Коста стремился проникнуть в сущность явлений,понять их связь,уловить их типические черты.Особенно интересны в этом отношении его картины.,в которых он стремится реалистически изобразить объективную жизнь.Он не идеализирует действительность,а правдиво воспроизводит в своих картинах своеобразие родной природы,отдельные момнты из осетинской жизни.

Правдивое изображение жизни с глубоким анализом и осмыслением ее присуще всем произведениям Коста.Особенно примечательны в этом отношении произведения,вошедшие в «Ирон фандыр»







Философские взгляды Коста Левановича Хетагурова
  • Другое
Описание:

 Коста является одним из замечательнейших представителей демократического движения. Философские взгляды К.Хетагурова являются выражением осетинской действительности 80-90-х гг.19 века и глубокими корнями уходят в историю Осетии этого периода.

      Другим источником философских взглядов Коста  является то идейное влияние,которое оказали на формирование его мировоззрения представители передовой русской общественно-политической мысли 19 века. Философские взгляды Коста формировались под влиянием идей русских революционных демократов, гениальных представителей материалистической философии: Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова и др.

    Для Коста философские вопросы не были вопросами отвлеченной теории. Философское мировоззрение Коста связано с жизненными задачами его эпохи,  с жизненными задачами осетинской бедноты.

    «Все помыслы и все мои желанья

    Одну имели цель: снискать любовь твою…»-говорит поэт ,обращаясь к своему родному народу.

Отдельных философских работ у Коста нет. Но внимательное изучение всего творчества Коста дает нам полное основание  считать, что в его лице мы имеем выдающегося поэта-мыслителя, занимавшего откровенно враждебное к идеализму позиции и стоявшего на позициях материализма.

   Говоря о Хетагурове-философе, нужно иметь в виду, что общественно-политическая и философская линия в его произведениях  -это линия  борца-революционера, для которого первостепенное значение приобретает действительная материальная и духовная жизнь народа, борьба за его освобождение от социального порабощения. Этой идее посвящены творческие силы  Коста .В своем творчестве он не уходит в абстрактные рассуждения, а отражает объективную жизнь ,объективное историческое положение, которое сложилось в Осетии в конце 19 и начале 20 вв., притом это отражение жизни в его творчестве носит не стихийный ,а сознательный характер.

   То ,что он пишет ,пишет для народа, ему рассказывает он о правде жизни в обществе и,в первую очередь,о народном горе:

      Если бы пел я как нарт вдохновленный,

     Если б до неба мой голос взлетал.

    Все бы созвал я народы вселенной,                                                  

     Всем бы от горе большом рассказал.

В произведениях Хетагурова отсутствует  призыв  к пассивному подчинению существующему строю, наоборот, мы видим страстный протест против этого строя, протест, который сознательно мобилизует и направляет народные массы на борьбу.

   Рассуждения о том, что К.Хетагуров является стихийным материалистом  , неправильны .Они основаны лишь на некоторых его высказываниях о происхождении жизни. Коста не только понимал материальность мира, материализм егот носит действенный ,сознательный характер. Коста подходил к материальности мира ,как революционный борец.Он проповедовал не смирение, не подчинение алдарам-феодалам, а  призывал народ к борьбе. Доказательством этого является его сборник стихотворений «Осетинская лира».

     В изучении явлений природы Коста стоял на позициях сознательного материализма и разделял основные положения философского материализма  русских революционных демократов. Он был материалистом по духу и убеждении.

   В творчестве Коста основной  вопрос философии  ,вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе –решается правильно, но ограниченно. Коста считал, что объективный мир ,объективная реальность  существуют независимо от человека и человеческого общества. Для него материал является  первичной, вечной, непереходящей, неуничтожаемой, сознание же ,психическая жизнь человека ,зависит от материи и является вторичным. В своей поэме «Чердак» Коста пишет:

…Много протекло

Веков людского заблужденья…

Теперь наука уж не та,

И люди ищут наслажденья.

Лишь на земле.За облака

Они пролагают путь.

………………………

Мир независимо от нас

Существовал, как и сейчас,

И будет впредь существовать.

 

Уже из этих слов Коста ясно, что он отрицает идею создания мира богом, как это считали идеалисты..Он считает,  что природа вечна во времени и бесконечна в пространстве, что она не имеет ни начала, ни конца.

   Коста как мыслитель, философ отрицает существование абсолютной идеи ,которая породила природу,человека.  Он считает,что вне человека, вне природы нет никакой идеи,что истинное счастье человека существует на земле. В одном из своих незаконченных произведениях он пишет:  «Я публично вызову  всех философов и,  утверждающих ,что на земле нет истинного счастья, старыми девами»

   Подобно всякой религии,которая основана на вере в сверхъестественный силы,идеализм приходит к выводу,что рядом с миром материальным существует мир идеальный ,который лежит в основе материального мира.

   Отрицая потусторонний мир  и признавая только реальный ,действительный мир,Хетагуров утверждает,что  «вне жизни-чушь»

  Все это дает право считать ,что в решении первой стороны основного вопроса философии Хетагуров твердо стоял на материалистических позициях.

   Как и первую сторону основного вопроса,Коста и вторую сторону –гносеологическую-разрешает материалистически.Он признает в человеке  способность познать мир .Во всем своем творчестве Коста проводит  принцип верного ,правдивого отражения объективной действительности,стремится глубоко познать объективно существующую действительность,выявить ее противоречия и показать их.

   Признавать объективность существующего мира ,его независимость от человека и человеческого сознания  и  в то же время  признавая способность человека познать этот мир. Коста большое значение придает науке в деле познания человеком объективной действительности. Он убежден, что при помощи знаний человек может познать жизнь.

    В науке  поэт ,как  и в своем творчестве,ратует за свободное развитие мысли.Он ненавидит царский режим,который жестоко подавляет всякую свободную мысль.

    В одном из своих писем к Цаликовой он пишет: «Когда способное к деятельности мыслящее существо посредством возмутительного насилия и произвола лишается господствующими  каннибалами всякой возможности применения  разумных сил  и энергии ,то это хуже всякой пытки,тюрьмы ,каторги и ,может быть,даже самой смерти на виселице».

   Хетагуров верит в великую прогрессивную силу науки и отводит ей огромную роль в познавательной деятельности человека.

  С помощью науки человек не только познает прошлое,но может  и  «жизнь вперед прозреть далеко»,и Коста призывает молодежь  любить и чтить науки  и искусства-это поможет ей в борьбе за «великое честное дело».

   Коста стремился проникнуть в сущность явлений,понять их связь,уловить их типические черты.Особенно интересны в этом отношении его картины.,в которых он стремится реалистически изобразить объективную жизнь.Он не идеализирует действительность,а правдиво воспроизводит в своих картинах  своеобразие родной природы,отдельные момнты из осетинской жизни.

   Правдивое изображение жизни с глубоким анализом и осмыслением ее присуще всем произведениям Коста.Особенно примечательны в этом отношении произведения,вошедшие в «Ирон фандыр»

Атеизм Хетагурова носит революционно-демократический характер.В этом отличие его от всех остальных философов.Коста видит в религии идеологическую опору господствующих классов и понимает необходимость активной борьбы с нею,связывая ее с борьбой против царизма и местных феодалов.

Многие считали Коста религиозным человеком,но это не так.Еоста был атеистом,воинствующим атеистом.Он ясно видел и хорошо понимал наглую эксплуатацию религией ,видел лицемерие и ложь ,на которых была основана религия.

    Творчество Коста носит  в целом оптимистический характер ,несмотря на отдельные пессимистические нотки .Коста выступил на арену политической и общественной жизни в 80-0-х гг. 19 века.Это была мрачная эпоха беспрсветной реакции,когда правительство всеми силами стремилось,отправить народные массыядом национализма,шовинизма и православия.Лучшие сыны народов России преследовались царским правительством .Ссылкам и гонениям со стороны царских ставленников на Севернгом Кавказе и со стороны реакционной части  местного,осетинского дворянства подвергся и Коста.Под этим влиянием и появляютя  грустные нотки ,пессимистическое настроение.

  «Иссякла мысль,тускнеют очи.

  Остыла кровь,изныла грудь,

  Душа мрачней осенней ночи…

  Замолкла песнь…Утерян путь»-писал Коста в своем стихотворении.

И ,наконец,такие сугубо личные переживания ,как тяжелая болезнь Коста,его беззаветная любовь к А.Цаликовой ,-тоже отразились на его настроении.Однако пессимизм Коста носит не философский,а частный эмпирический характер.Не он определяет общий всего творчества Коста.Наоборот,он выходил из этой полосы духовного кризиса еще более окрепшим и закаленным,и с новой силой раздавался   его страстный призыв к борьбе за  «правое,честное дело»,за дело «обиженных и униженных».

 

   

 

Автор Накусова Ирина Ахсарбековна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 430
Номер материала 23361
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓