Главная / Другое / Философия и образования ответы на вопросы

Философия и образования ответы на вопросы

Тема: Философия образования

  1. Согласна ли я с тезисом: «Философия – это наука и мировоззрение?

И да согласна, и нет.

Философия – это мировоззрение. Философские вопросы - это прежде всего мировоззренческие вопросы, ответ на которые цивилизованный, культурный человек ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума. И даже когда философ критикует разум, делает это он с помощью разума. Всякая философия (иррационалистическая в том числе) есть рациональное построение человеческого духа, так как иначе философские вопросы не могли бы стать предметом споров и критики Рациональным (и новейшим) построением человеческого духа является и наука. Научное и философское знание во многом совпадают (требованием к обоснованности, доказательности выдвигаемых ими положений). Но есть и различие. Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание - ценностное знание, т.е. знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно, императивно (т.е. обязывает к определенному образу жизни и действия). Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни. Философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность "живет" в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур, древние греки или средневековые мыслители, или философы эпохи Просвещения и т.д. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос - что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек.



  1. Объект и предмет философии образования.

Философия образования имеет один единствен­ный целостный объект — образование во всех его ценностных, сис­темных, процессуальных и результативных характеристиках, учи­тывающих, естественно, и междисциплинарные, фоновые параметры и факторы, так или иначе влияющие на функциониро­вание и развитие сферы образования.


Что же касается собственного предмета философии образования как науки, то им (в качестве рабочего определения) можно считать наиболее общие, фундаментальные основания функционирования и развития образования, определяющие, в свою очередь, критериаль­ные основы оценки тоже достаточно общих, междисциплинарных теорий, законов, закономерностей, категорий, понятий, терминов, прин­ципов, постулатов, правил, методов, гипотез, идей и фактов, относя­щихся к образованию и, в силу интегративной сущности, оснований, также имеющих интегративную природу.

Так, при сколь угодно многочисленных частных теориях,

Важно подчеркнуть, что к философии образования, как и к любой науке, вполне приложим науковедческий подход, позволяющий реализовать функции рефлексии данной науки, «запустить» меха­низм ее самопознания. В этом смысле весьма продуктивна идея П. В. Копнина, который в свое время предложил структурно-ана­литический подход к исследованию статуса любой научной систе­мы знаний.Именно в этом подходе заложена идея о наличии в любой науке (коль скоро она действительно наука, а не произволь­ное нагромождение гипотез, идей и фактов обыденного, «житей­ского» происхождения) логической структуры в виде уже упомяну­тых выше компонентов:

оснований — наиболее общих, фундаментальных положений. определяющих исходные, базовые знания в рассматриваемой науке;

теорий, обобщающих знания о сущем и объектах данной науки;

законов, закономерностей, принципов, правил и постулатов, обес­печивающих связь сущего и должного в изучаемой предметной об­ласти с выходом в нормативную сферу;

категорий, понятий и терминов, специфичных для данной нау­ки и используемых для однозначной (по возможности) трактовки рассматриваемых объектов, процессов, явлений;

методов, с помощью которых данная междисциплинарная нау­ка способна добывать качественно новое интегративное знание, а следовательно, непрерывно обогащаться и совершенствоваться;

гипотез и идей, отражающих проблемные ситуации в науке и намечающих пути решения этих проблем;

фактов, составляющих эмпирический базис науки, необхо­димый для объективизации научного знания, обоснования и про­верки достоверности этих знаний практикой.


  1. Понятия доктрин «Образование как ценность» и «Ценности в образовании»




Согласно
Федеральному Закону "Об образовании в Российской Федерации" (2012), "образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов".

Основные аспекты образования. раскрывает три ключевых аспекта понятия образование:

  • образование как ценность и общественное благо;

  • образование как процесс, объединяющий воспитание и обучение человека;

  • образование как результат воспитания, обучения, развития человека, реализации его интересов и потребностей.

Реализация ценностного, процессуального и результативного аспектов образования осуществляется в их единстве.

Образование как социальное явление существует с древнейших времён, оно обусловлено социальной потребностью передавать новым поколениям опыт, накопленный предыдущими поколениями, создавать предпосылки для совершенствования и развития этого опыта, для стабильности общества. Образование воспроизводится и развивается в течение многих веков, современный уровень образования - лишь очередная ступень его развития. Воспроизводство и развитие образования требует больших ресурсов, оно осуществляется в деятельности многих людей, учреждений, организаций, при использовании разнообразных средств.

Поэтому среди значений термина образование существует ещё одно: образование как сложная система взаимодействий субъектов и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности. Этот аспект образования отражает понятие система образования.

hello_html_m6635ff15.jpg

Доктрины «Образование как ценность» и «Ценности в образовании» могут и должны быть объектами изучения именно в философии образования.






  1. Проблемы взаимоотношений образования и социума.

Существенное значение для обоснования стратегии развития образования имеет осмысление философское состояния и перспектив развития социально- экономической среды, социума.


«Состыковка» параметров развития социума и образования- актуальная проблема , нерешенность которой стала вполне очевидной лишь в наши дни, когда гласность, пусть даже относительная, неумолимо высветила отнюдь не самые лучшие и привлекательные черты существенно деформированного российского общества, а рассогласование идеалов и ценностей социума и образования оказалось близким к критическому порогу.

Именно на философском уровне должны быть решены весьма сложные взаимоотношения образования и социума.





Философия и образования ответы на вопросы
  • Другое
Описание:

Тема: Философия образования

   

  1. Согласна ли я с тезисом: «Философия – это наука и мировоззрение?

    И да согласна, и нет.

    Философия – это мировоззрение. Философские вопросы - это прежде всего мировоззренческие вопросы, ответ на которые цивилизованный, культурный человек ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума. И даже когда философ критикует разум, делает это он с помощью разума. Всякая философия (иррационалистическая в том числе) есть рациональное построение человеческого духа, так как иначе философские вопросы не могли бы стать предметом споров и критики Рациональным (и новейшим) построением человеческого духа является и наука. Научное и философское знание во многом совпадают (требованием к обоснованности, доказательности выдвигаемых ими положений). Но есть и различие. Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание - ценностное знание, т.е. знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно, императивно (т.е. обязывает к определенному образу жизни и действия). Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни. Философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность "живет" в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур, древние греки или средневековые мыслители, или философы эпохи Просвещения и т.д. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос - что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек.

     

     

  1.  Объект и предмет философии образования.

Философия образования имеет один единствен­ный целостный объект — образование во всех его ценностных, сис­темных, процессуальных и результативных характеристиках, учи­тывающих, естественно, и междисциплинарные, фоновые параметры и факторы, так или иначе влияющие на функциониро­вание и развитие сферы образования.

 

Что же касается собственного предмета философии образования как науки, то им (в качестве рабочего определения) можно считать наиболее общие, фундаментальные основания функционирования и развития образования, определяющие, в свою очередь, критериаль­ные основы оценки тоже достаточно общих, междисциплинарных теорий, законов, закономерностей, категорий, понятий, терминов, прин­ципов, постулатов, правил, методов, гипотез, идей и фактов, относя­щихся к образованию и, в силу интегративной сущности, оснований, также имеющих интегративную природу.

Так, при сколь угодно многочисленных частных теориях,

Важно подчеркнуть, что к философии образования, как и к любой науке, вполне приложим науковедческий подход, позволяющий реализовать функции рефлексии данной науки, «запустить» меха­низм ее самопознания. В этом смысле весьма продуктивна идея П. В. Копнина, который в свое время предложил структурно-ана­литический подход к исследованию статуса любой научной систе­мы знаний.Именно в этом подходе заложена идея о наличии в любой науке (коль скоро она действительно наука, а не произволь­ное нагромождение гипотез, идей и фактов обыденного, «житей­ского» происхождения) логической структуры в виде уже упомяну­тых выше компонентов:

— оснований — наиболее общих, фундаментальных положений. определяющих исходные, базовые знания в рассматриваемой науке;

— теорий, обобщающих знания о сущем и объектах данной науки;

— законов, закономерностей, принципов, правил и постулатов, обес­печивающих связь сущего и должного в изучаемой предметной об­ласти с выходом в нормативную сферу;

— категорий, понятий и терминов, специфичных для данной нау­ки и используемых для однозначной (по возможности) трактовки рассматриваемых объектов, процессов, явлений;

— методов, с помощью которых данная междисциплинарная нау­ка способна добывать качественно новое интегративное знание, а следовательно, непрерывно обогащаться и совершенствоваться;

— гипотез и идей, отражающих проблемные ситуации в науке и намечающих пути решения этих проблем;

— фактов, составляющих эмпирический базис науки, необхо­димый для объективизации научного знания, обоснования и про­верки достоверности этих знаний практикой.

 

  1. Понятия доктрин «Образование как ценность» и «Ценности в образовании»

     

     


    Согласно
    Федеральному Закону "Об образовании в Российской Федерации" (2012), "образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов".

    Основные аспекты образования. раскрывает три ключевых аспекта понятия образование:

  • образование как ценность и общественное благо;
  • образование как процесс, объединяющий воспитание и обучение человека;
  • образование как результат воспитания, обучения, развития человека, реализации его интересов и потребностей.

Реализация ценностного, процессуального и результативного аспектов образования осуществляется в их единстве.

Образование как социальное явление существует с древнейших времён, оно обусловлено социальной потребностью передавать новым поколениям опыт, накопленный предыдущими поколениями, создавать предпосылки для совершенствования и развития этого опыта, для стабильности общества. Образование воспроизводится и развивается в течение многих веков, современный уровень образования - лишь очередная ступень его развития. Воспроизводство и развитие образования требует больших ресурсов, оно осуществляется в деятельности многих людей, учреждений, организаций, при использовании разнообразных средств.


Автор Бродникова Юлия Маркелловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1405
Номер материала 38616
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓