Нуридинов
Валерий Владимирович
учитель
истории и обществознания МОАУ СОШ № 17 г. Кореновск.
Конспект урока истории в 5 классе
Образовательная
система «Школа 2100». Базовый учебник: В.И.Уколова. Древний мир. 5 класс. 2010.
Издательство «Сфера», тетрадь-тренажер И.Е.Уколовой. История. Древний мир. 5
класс. М. 2012
Тема урока:. Религия древних
греков
Цель урока -
формирование учебных действий учащихся:
изучить культы основных древнегреческих богов
и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию
общих закономерностей религиозных верований возникших вследствие зависимости
людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом
учебника и его иллюстрациями,умение выделять главное.
Метапредметные УУД
- Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически
обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию;
систематизировать её и представлять в виде плана урока.
- Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами,
выдвигая контраргументы в дискуссии.
3 Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности
Предметные УУД – ознакомление с пантеоном древнегреческих богов и
основами возникновения политеистических религий,понимание значения роли
религии в жизни древнегреческого общества.
Личностные УУД - уважение к прошлому своей страны,воспринимаемое
сквозь призму всемирного цивилизационного процесса , аргументированное
оценивание поступков, с опорой на общечеловеческие нравственные ценности
Тип урока: проблемно-диалогический
Межпредметные
связи: анализ письменных источников (+
литература),составление логических цепочек (+геометрия), работа с картой
(+география),
Учебное
оборудование:компьютер,проектор,DVD,видеомагнитофон,телевизор
Использование
информационно-коммуникативных технологий: показ фрагмента
«экранной» лекции из УЭИ «Всеобщая история»(ООО «Кордис&Медиа»
Е-meil:sales@cordis.ru),отрывки из в/ф «Древняя Греция»,интерактивная игра
«Герои Эллады» (ЛОИ 2010г)
Интеллектуальный
продукт урока: таблица соотнесения богов греческого
пантеона с силами природы,их олицетворяющими и с занятиями древних греков
Тип урока: проблемно-диалогический
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
учащихся по теме «Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"»
1.
Подготовка устного ответа
по карточке.
2.
Дифференцированная работа
с учащимися письменно на листочках (3-5 человек).
В зависимости от уровня развития детей учитель
выбирает задание сам.
а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 9 (с.
8).
б) Прочитайте отрывки из поэмы и ответьте на
вопросы. Вздулся кровавый синяк полосой на спине от удара. Сжался Терсит, из
очей его брызнули крупные слезы.
Муж великанского роста в пещере той жил,
одиноко. Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился,
Мачту поднявши и белый на мачте расправили
парус, Все мы взошли на корабль и пустились в открытое море...
Определите, из каких литературных произведений
приведены эти отрывки. Расскажите об одном из описанных здесь эпизодов. Что
можно узнать из этих отрывков о жизни греков в это время?
3. Работа с классом.
а) О каких героях вы узнали из игры «Герои
Эллады»?Какие подвиги они совершили?
ГОМЕР
|
ИКАР
|
АХИЛЛЕС
|
ПЕРСЕЙ
|
ОДИССЕЙ
|
|
б) Решите задачу.
- Почему поэмы Гомера
были сложены гораздо позже Троянской войны? Было ли что-нибудь подобное в
русской истории и литературе?
(Русские былины о богатырях были сложены в XV-XVI вв., когда Россия стала великой державой, хотя герои былин жили в XI-XIII вв.
Разница во времени их создания почти такая же, как между Троянской войной и
поэмами Гомера.)
4.
Устный ответ ученика по
карточке и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
-
Учитель.
Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Посмотрите внимательно на
доску, как вы думаете, какой вопрос нам предстоит выяснить на сегодняшнем
уроке?
-
-
Ответы учащихся.
III. Переход к изучению новой темы
1. Беседа с учащимися.
- Дайте определение понятию
«религия». (Религия - это
вера человека в сверхъестественное.)
Почему
появляются религиозные верования? (Потому, что человек не мог объяснить явления природы.) Учитель показывает классу
слайды с изображениями, именами древнегреческих богов-олимпийцев, приглашая к
доске учащихся, которые дают комментарии к изображениям
Примечание: учащиеся должны быть знакомы с изображениями, именами
богов греческого пантеона. В зависимости от подготовки класса отдельные слайды
на доске уже могут содержать какую-либо частичную информацию о персонаже. В
случае затруднения выполнения учащимися задания возможны подсказки со стороны
учителя
ПОСЕЙДОН
|
АФРОДИТА
|
АИД
|
АФИНА
|
ЗЕВС
|
2. Рассказ учителя.
Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в
содержании их встречаются названия различных древнегреческих богов, которые либо
помогают, либо, наоборот, не помогают героям его произведений. Сегодня на уроке
мы познакомимся с разными греческими богами.
- Ознакомимся с мифами о древнегреческих богах.
IV.
Изучение
новой темы
План
1) Боги Греции.Просмотр фрагмента в/ф «Древняя
Греция».
2) Миф о Деметре, Дионисе, Прометее.
На доске:
тема
урока, новые слова: гора
Олимп, боги: Зевс, Аид', Деметра, Дионис, Гефест, Цербер - пес с тремя головами
и змеиным хвостом
1.
Рассказ учителя.
Греки верили, что главные боги живут большой
семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Главным богом у греков был
Зевс, это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной
средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой - удары грома
раскатываются по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя. Один раз в
четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса. По
преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.
Крону сказали о том, что его дети отнимут у
него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды,
когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый и пеленку. Так
и получилось, что Зевс остался жить, и когда он вырос - победил своего отца.
2.
Работа с иллюстрацией
«Боги и богини Греции», с. 133 Вигасина.
3.
Заполнение таблицы в ходе
изучения материала (в тетрадях).
ИИмена
богов
|
Какие силы природы
они отражали
|
Покровителями каких
занятий они считались
|
|
|
|
4. Самостоятельная работа учащихся с текстом
учебника. Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее,стр. 134-135
Вигасина.
5. Учащиеся работают с карандашом, устанавливая
следующие значки:
• V – уже знал;
• + новое;
• - думал иначе
• ? не понял, есть вопрос
Беседа по прочитанному.
-
Какие
боги были покровителями некоторых занятий древних греков? (Гефест - покровитель кузнечного дела,
Деметра - покровительница земледелия, Дионис - покровитель виноделия...)
-
Почему
греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе
ни бога грома и молний, ни бога моря? (Это связано с разными природными климатическими
условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте почти не бывает дождей,
Средиземное море не играло в их жизни большой роли. В Греции же нет реки,
подобной Нилу, от которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны.)
-
Почему
древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека.)
- Какой народ в отличие от древних греков верил
только в одного бога, создавшего весь мир? (Евреи.)
V. Закрепление
изученного материала
-
Никто
не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов
остались только легенды
и мифы. Однако ученые и мы с вами изучаем мифы
древних греков. Почему древние греки верили в существование олимпийских богов? (Они не могли объяснить явления природы, от
которых зависела порой их жизнь...)
- Почему сейчас люди
не верят в них? (Потому
что наука может объяснить многие сложные явления, происходящие в природе.)
- Объясните, почему
ученые изучают легенды и мифы? (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором
жили древние греки.)
VI. Подведение
итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 28 Вигасина; подготовить
развернутый ответ на вопрос: «Какие религиозные верования существовали у
древних греков?»; какие
подвиги совершил Геракл?Продолжить работу по интерактивной игре «Герои Эллады»
Дополнительный материал: Подвиги Геракла
В греческой
мифологии Геракл считался сыном Зевса и царевны Алкмены. С первого дня жизни
Геракла преследовала жена Зевса - богиня Гера. В припадке безумия, которое
наслала на него богиня, Геракл убил свою жену и детей. За это он должен был
совершить двенадцать подвигов, находясь на службе у трусливого микенского царя
Эврисфея. О первых двух подвигах рассказано в учебнике.
Третий подвиг -
уничтожение и изгнание стимфалийских птиц (жили возле города Стимфала). Птицы
имели медные когти и клювы, а перья у них были из бронзы. Роняя перья, они
убивали людей и животных, словно стрелами.
Гераклу помогла
богиня Афина. Она дала ему два медных тимпана, которые выковал бог Гефест. По указанию
Афины герой встал на высоком холме у леса, где гнездились птицы, и ударил в
тимпаны, а когда птицы в испуге взмыли ввысь, перестрелял их из лука.
Четвертый подвиг
- поимка керинейской лани, которую богиня Артемида отправила в наказание людям
опустошать поля. У лани были золотые рога и медные, не знавшие усталости ноги.
Геракл гонялся за ланью целый год, ранил стрелой, поймал и отнес Эврисфею в
Микены.
Пятый подвиг -
поимка кабана, обладавшего чудовищной силон и жившего на горе Эриманфе. Геракл
криком выгнал кабана из чащи, долго преследовал и наконец загнал в глубокий
снег на вершине горы Кабан увяз в снегу, Геракл связал его и отнес в Микены.
Увидев кабана Эврисфей от страха спрятался в огромный бронзовый сосуд.
Пятый подвиг -
поимка кабана, обладавшего чудовищной силон и жившего на горе Эриманфе. Геракл
криком выгнал кабана из чащи, долго преследовал и наконец загнал в глубокий
снег на вершине горы Кабан увяз в снегу, Геракл связал его и отнес в Микены.
Увидев кабана Эврисфей от страха спрятался в огромный бронзовый сосуд.
Седьмой подвиг - укрощение огнедышащего критского быка. Бог Посейдон
послал для жертвоприношения царю Миносу быка, но царь оставил его в стаде, а в
жертву принес другое животное. Тогда Посейдон наслал на быка бешенство, и бык
стал опустошать остров. Геракл поймал и укротил быка, а затем переплыл на нем
море.
Девятый подвиг - поход в страну амазонок за
поясом царицы Ипполиты. Этот пояс являлся знаком власти над всеми амазонками, и
его очень хотела иметь дочь Эврисфея. Геракл собрал отряд героев (в нем был и
Тесей), переплыл Черное море и победил амазонок. Плененную Ипполиту герой
отпустил, но забрал у нее пояс.
Десятый подвиг - поход за коровами великана
Гериона на край земли, к берегам Атлантического океана. Гераклу пришлось
переправиться на остров, где жил великан-чудовище (у Гериона было три туловища,
три головы, шесть рук и шесть ног), и победить его в битве.
Дополнительный
материал :интерактивная игра «Герои Эллады».(см.приложение)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.