Главная / Русский язык и литература / «Фейная сказка в музыке» по творчеству К. Бальмонта, анализ стихотворений «Фея», « Чары Феи», « У чудищ»

«Фейная сказка в музыке» по творчеству К. Бальмонта, анализ стихотворений «Фея», « Чары Феи», « У чудищ»

Учитель русского языка и литературы Рахматулина Рашида Минишеевна.

Учитель музыки Красильникова Мария Борисовна.

г. Семипалатинск

Интегрированный урок по русской словесности и музыки для 5 класса.


Интегрированный урок «Фейная сказка в музыке» по творчеству К. Бальмонта, анализ стихотворений «Фея», « Чары Феи», « У чудищ» .

Цели: Обнаружение фольклорных истоков стихотворений К. Бальмонта;

Закрепление и углубление стиховедческих понятий «рифма», « аллитерация»;

Воспитание эстетических чувств.

«В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной напевной. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку».

(Учитель литературы) В. Брюсов.

  1. Опрос домашнего задания:

    • В какие годы жил и творил К. Бальмонт?

    • Когда он написал свои первые стихи?

    • Назовите основных героев из его детской книжки « Фейные сказки»?

    • Назовите художественное средство, которому поэт уделял в своем творчестве особое внимание? /звукопись, аллитерация/

  • Слово учителя литературы: Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1910) является одним из самых знаменитых поэтов начала 20 века. Он родился в маленькой скромной деревенской усадьбе, в «красивом милом царстве уюта и тишины». По семейному преданию, предки его по отцу были шотландскими моряками, а по матери - из знаменитого татарского рода, родоначальником которого был князь Белый Лебедь Золотой орды. Этим, видимо, и объясняется интерес пота к другим национальным культурам и любовь к путешествиям.

В детстве будущий поэт слушал русские народные сказки, песни. В 5 лет самостоятельно научился читать и в 10 лет сочинил своё первое стихотворение. Всего же за свою жизнь он написал более 10000 стихотворных строк. И прославился благодаря необычному таланту и трудолюбию. Поэт К.Бальмонт был очень необычным человеком и внешне, и внутренне. Также необычна была и его поэзия. Его стихи переносят нас в мир сказок, фантазий, грёз, загадочных стран. Поэтому он так любил кругосветные путешествия – они были источником его интернационального по содержанию творчества.

Путешествия подтолкнули Бальмонта к созданию детских « Фейных сказок», ведь феи, букашки, комары, мошки и пауки – герои скандинавских, южнославянских фольклорных произведений. В 1905 была напечатана книжка Бальмонта « Фейные сказки», посвященная дочери поэта. Эта книга изящных детских песенок – нежных, воздушных, музыкальных. Их наивность создана во многом благодаря звуковым повторам внутри стихотворной строки- аллитерации. В « Фейных сказках» поэт создал мир феи, где бессмертной жизнью живут её друзья: жучки и светлячки, стрекозы и муравьи, улитки, ромашки и лилии. Поэзия К. Бальмонта всегда была светла и оптимистична. А.Блок писал: « Когда слушаешь Бальмонта - всегда слушаешь весну».


2.Повторение: - Что такое аллитерация? /Повтор согласных звуков внутри стихотворной строчки называется аллитерацией./

(учитель музыки)

  • Мне бы хотелось сейчас, чтобы вы прислушались и услышали, что происходит сейчас вокруг нас. Мы слышим какие-то звуки? Скажите мне, какие звуки вокруг себя мы часто слышим? / Пение птиц, гул машин, звуки летящего самолета-поезда и т. д./

  • Перечислите звуки, которые мы можем отнести к музыкальным звукам: / пение птиц, пение человека, игра на инструментах и т. д./

  • Итак, теперь мы можем сказать, что звуковой мир, окружающий нас, очень многообразен!

  • Сегодня на уроке мы будем говорить о стихотворениях К. Бальмонта. Давайте прочитаем эпиграф к уроку. О чем в нем говорится?

  • Как вы думаете, в мире сказок существуют ли какие- либо звуки или не существуют? Давайте в этом убедимся.

  • А сейчас мы с вами совершим путешествие в мир сказочных звуков./звучит музыка: «Марш Черномора»- средняя часть./

  • Что вы почувствовали, услышав эту музыку? /загадочная, таинственная, необычная, сказочная./

  • Какие образы у вас возникли?

Анализ музыкальных произведений и стихотворений.

(Учитель музыки)

Звучит музыка « Весна и Осень» Свиридова, одновременно учитель литературы читает стихотворение К. Бальмонта « Фея».

Задание для детей: составить 5 – стишие – Фея.

Анализ музыкального произведения:

  • Что вы услышали в музыке?

  • Что почувствовали?

  • Как вы думаете, соответствует ли музыка названию стихотворения?

  • Как в музыке передается образ Феи? /музыка нежная, спокойная, мелодичная, добрая/

  • Послушав музыку, услышав стихотворение, попробуйте словесно создать образ самой Феи…

/Показ рисунка, где изображена Фея./

( учитель литературы)


Беседа. – Опишите главную героиню стихотворение.

  • В чем состоит её богатство? / Главное качество нежность, богатство – в прекрасных поэтических снах, воздушных творческих фантазиях, которые её образ навевает автору./

  • Найдите пары слов, которые рифмуются. Как вы думаете, зачем нужна рифма в поэтическом тексте? / Рифма обозначает соразмерность, созвучие в конце стихотворной строчки.

Фея- милая, богата - аромата, ….- нарядиться, не может – поможет, нежно – прилежно, фей – моей. Аллитерирующие звуки, составляющие слова « нежность» - н, е , ж – как бы растворены во всем тексте, гармонизируют его одной музыкальной темой./

(учитель музыки)


Звучит концертная симфония для арфы из сборника для 5 класса (музыка колдовская, необычная). Учитель литературы читает стихотворение « Чары Феи»

Анализ музыки:

-Сравните образы «Феи» и «Чары Феи». Какой инструмент вы услышали в музыке? /арфа/

-Что вы себе представляете, слушая эту музыку?

-Как звуки арфы характеризуют чары Феи?

(учитель литературы)


  • В чем смысл сравнения состояния, настроения человека и мира природы, « зачарованного леса»? / Все: и человек, и лес, и природа - переполнены любовью и нежностью, так как одухотворены присутствием Феи./

  • Назовите основные художественные образы стихотворения? /Я – лирический герой, человек, лес, природа./

Звукоцвет: е – светло-зеленый.

Звукоподражание: услышать, как течет река, журчит ручей.

Звукоцвет – светлый, прозрачный, блестящий, переливающийся.

  • Сравните два стихотворения «Фея», «Чары феи», какое качество Феи описывается в стихотворении. / Нежность, разнеженные облака жемчужины, нежный луч, лес зачарован, и почему ручью река/.

(учитель музыки)

Звучит музыка « В пещере горного короля», одновременно учитель литературы читает стихотворение « У чудищ».

Анализ музыки: / сравнить с образом Феи/.

  • Как звучит музыка?

  • Какие музыкальные инструменты вы услышали?

  • Как начинается музыка? Тихо или громко?

  • Происходит ли кульминация в музыке?

  • Какие образы возникают у вас перед глазами?

  • Какие цвета вы бы подобрали для этого произведения?

  • Сравните музыку « Феи» и « У чудищ».

(учитель литературы)

  • Каких сказочных героев и сказочные персонажи вы узнаете в этом стихотворении?

/ Баба-Яга, Кощей, Змей, избушка на курьих ножках, шапка-невидимка/.

  • Что в построении стихотворения общего со сказкой?

/ герой-повествователь встречается со сказочными персонажами/

  • Какие звуки чаще всего повторяются в стихотворениях?

/Шипящие, глухие, свистящие, угрожающие звуки. Звукоподражание- пищали мыши и рылись в крошках./

  • Зачем герой проникает в сказочный мир?

/ чтобы найти жемчугов для песен, т.е. в поисках фольклорных сказочных образов, чудесных персонажей и ситуаций, в поисках вдохновения./

(учитель музыки)


  • Вы услышали в нашей сказочной музыке звуки одного инструмента или нескольких?

  • С понятием «оркестр» мы с вами знакомы. Это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

Симфонический оркестр включает в себя разные группы инструментов:

1.струнные смычковые.

2.ударные.

3.духовые (деревянные и медные)

Учитель показывает иллюстрации, где изображены оркестр и все инструменты.

Разучивание песни: « Давайте верить в чудо»

1.Исполнение.

2.Обсуждение исполнительских приемов:

-Есть ли в песни вступление и заключение?

-Сколько в песне куплетов?

-Есть ли между куплетами «связка»?

-Что составляет запев и припев, вместе взятые? /Куплет/

3.Давайте выделим и обозначим условными значками следующие элементы песни.


-вступление к песне.


-запев.


-припев.


-«Связка» между куплетами.


-заключение.


Рефлексия: - Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Сегодня на уроке, мы с вами совершили путешествие в сказочный мир звуков. Познакомились с творчеством знаменитого поэта России 20 века К.Бальмонтом, с его поэзией, с циклом стихотворений «Фейные сказки». Благодаря музыке, мы раскрыли образы в стихотворениях «Фея», « У чудищ», « Чары Феи». Полностью погрузились в сказочный мир звуков. Познакомились с симфоническим оркестром, с его составом инструментов. При разучивании песни, мы опирались на её элементы и обозначили их.

Вспомнили, что такое аллитерация, звукопись

Весь этот драгоценный материал для строительства мира фантазий и мечты самого К. Бальмонта. Его поэтический мир светел, прекрасен, нежен и совершенно не страшен. Даже его чудища - безобидны, они не могут ничего сделать плохого, ведь это только сказочные грезы.


Домашнее задание: выучить одно из стихотворений, для тех, кто рисует: нарисовать сказочный мир Феи, выучить песню, нарисовать понравившийся образ, составить кроссворд на тему « Симфонический оркестр»


«Фейная сказка в музыке» по творчеству К. Бальмонта, анализ стихотворений «Фея», « Чары Феи», « У чудищ»
  • Русский язык и литература
Описание:

Учитель русского языка и литературы Рахматулина Рашида Минишеевна.

Учитель музыки Красильникова Мария Борисовна.

г. Семипалатинск

Интегрированный урок по русской словесности и музыки  для 5 класса.

 

 Интегрированный урок «Фейная сказка в музыке» по творчеству  К. Бальмонта,  анализ стихотворений «Фея», « Чары Феи», « У чудищ» .

Цели:  Обнаружение фольклорных истоков стихотворений К. Бальмонта;

            Закрепление и углубление стиховедческих понятий «рифма», « аллитерация»;

 

             Воспитание эстетических чувств.

Автор Рахматулина Рашида Минишеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2869
Номер материала 30151
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓