Главная / Начальные классы / «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах (на примере УМК для начальной школы «Перспектива»)»

«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах (на примере УМК для начальной школы «Перспектива»)»







«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

и его реализация

в учебно-методических комплектах

(на примере УМК для начальной школы «Перспектива»)»


по теме: «Как основные положения ФГОС начального общего образования отражены в УМК по литературному чтению (УМК «Перспектива»).









Выполнила: Ковалева Елена Николаевна

учитель начальных классов

МОУ «Табулгинская СОШ

Чистоозерного района

Новосибирской области



Март, 2011 г.

Содержание.

1. Введение. Актуальность выбранной темы.

2.Основная часть.

2.1.Основы построения курса «Литературного чтения в контексте требований ФГОС:

- приоритетная цель литературного чтения в контексте ФГОС;

- задачи курса;

- ключевые направления литературного чтения;

2.2 Отражение основных положений ФГОС начального общего образования в УМК по литературному чтению (УМК «Перспектива»).

3. Заключение. Самооценка учебной деятельности в рамках курса.

4. Приложения:

- моя работа по теме: «Интерес к чтению: как его пробудить?»

- презентация к работе: «Пути формирования интереса к чтению».

5. Ресурсы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Материалы курса «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах (на примере УМК для начальной школы «Перспектива»).

  • Программы «Перспектива».

  • Планируемые результаты начального общего образования. Г. С. Ковалёва.

  • Сайт издательства «Просвещения» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=25564


Сегодня в школу пришло поколение детей, которые с дошкольного детства формировались под воздействием компьютерных игр, телевизионных развлекательных программ, мультипликационных фильмов и ярких рекламных роликов. Поэтому в последнее время отношение к чтению, к книге изменилось. В России стали читать меньше. Особенно сильно этот процесс проявляется в падении интереса к чтению и книжной культуре детей и подростков. С усилением роли телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли совсем необязательно читать. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека.

Меня, как учителя начальных классов, волнуют вопросы: Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал? И что делать, если младшие школьники не хотят читать.

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учителя. Главной задачей начальной школы является формирование полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова. Еще В.А.Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивая их мышление, воображение, речь. Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая как и всякое искусство полифункциональна: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно - мировоззренческие вопросы, расширяет познавательные горизонты читателя. Очевидно, что все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках чтения.

Но, несмотря на господство в нашем мире телевидения, радио и компьютерных технологий, мы, учителя, должны сделать все возможное, чтобы ребенок не потерял интерес к чтению книг, которые обогащают внутренний мир человека, дают знания о жизни и окружающем мире, развивают мышление и доставляют читателю художественное наслаждение. Ведь истинное чтение – это чтение, которое, по словам М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». И в этом отношении новый УМК « Перспектива» (Литературное чтение) - союзник учителя и его единомышленник.

Так как я работаю учителем начальных классов, проблема детского чтения мне небезразлична, поэтому я выбрала данную тему.

Цели и задачи моей работы.

1.Изучить и проанализировать литературу по теме.

2.Исследовать, как УМК «Перспектива» влияет на достижение планируемых результатов ФГОС начального общего образования.

3.Как отражены основные положения ФГОС начального общего образования в УМК «Перспектива» по литературному чтению.

4. . Выяснить, как курс литературного чтения УМК «Перспектива» влияет на развитие художественно-творческих, познавательных способностей, а также читательской компетентности младшего школьника.

Практическая направленность работы.

1.Данная работа поможет учителям начальных классов понять содержание и структуру курса литературного чтения УМК «Перспектива».

2.Моя работа является связующим звеном по распространению опыта по работе с ФГОС. В этой работе рассматриваются преимущества УМК «Перспектива» по литературному чтению.

«Литературное чтение» в начальной школе - это уникальный предмет, название которого указывает на основные направления его программы, связанные с развитием навыка чтения, формированием «читательской компетентности» и умением понимать и знать художественную литературу, играющую значительную роль в становлении личности ребенка, в развитии его души, ума и сердца. В силу специфики своего содержания этому учебному предмету приходится целенаправленно и активно решать задачи образования, воспитания и формирования универсальных учебных действий.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной школе, так и в основной.

Задачи курса «Литературное чтение».

1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной действительности.

4.Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

«Литературное чтение» в УМК «Перспектива» — это предмет, задачей которого является знакомство с произведениями словесного искусства, развитие интеллектуальных и художественно-эстетических способностей, осмысление и получение жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность и др.), которые даются в доступной для них эмоционально-образной форме.

Отмеченные особенности нового курса литературного чтения определяют его ключевые направления:

  • формирование навыков сознательного, правильного и выразительного чтения; чтения вслух и про себя; развитие коммуникативно-речевых умений на текстовой основе, связывающей уроки русского языка и литературного чтения;

  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и ее нравственно-духовным и эстетическим ценностям; формирование у них нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру через чтение подлинно художественных классических произведений.

  • введение учащихся в мир большой литературы, формирование у начинающего читателя интереса к книге, к истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, разнообразных по жанру и тематике, расширяющих кругозор юных читателей и формирующих познавательные интересы школьников.

Исходя из требований, предъявляемых к литературному чтению, а также требований к результату основной образовательной программе ФГОС начального образования, была разработана линия УМК по литературному чтению Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого и др., которая включает:

  1. Программу по литературному чтению. Автор: Л.Ф. Климанова.

  2. Учебники. Литературное чтение. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. Авторы: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.

  3. Творческую тетрадь. Литературное чтение. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. Авторы: Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти.

  4. Тетрадь для формирования навыка чтения «Читалочка». Автор: Л.Ф. Климанова.

  5. Тетрадь по формированию культуры речи «Волшебная сила слов». Авторы: Т.Ю. Коти, Л.Ф. Климанова.

Методические рекомендации. Уроки чтения. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. Авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.

Как отражены основные положения ФГОС начального общего образования по литературному чтению УМК «Перспектива»?

Одной из важнейших задач курса «Литературное чтение», которую ставит перед школой ФГОС НОО, является понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Литературное чтение несет богатейший потенциал для воспитания у младших школьников «ценностного отношения». Любой отрывок в учебнике по литературному чтению должен иметь нравственно - эстетический контекст – главная цель авторов учебника. В данном курсе выстроена система введения младших школьников в мир литературы.

Начиная с 1 класса, учебники знакомят учащихся с лучшими произведениями русской и зарубежной классической литературы, а также с произведениями устного народного творчества. Уже в 1 классе в разделе «Радуга-дуга» дети, читая пословицы и поговорки разных народов (татарские, чеченские, ингушские, калмыкские и др.), осознают ценности, которые важны для каждого народа (дружба, любовь к Родине и др.). Во 2 классе в разделе «Мир народной сказки» дети, знакомясь со сказками разных народов (русскими, корякскими, хантыйскими и др.), понимают, что сказка отражает представления древних людей о мире, и эти представления очень сходны между собой. Подбор материала и система заданий в учебниках 3 класса помогает осмыслить нравственные ценности, представленные в произведениях великих русских писателей (А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова и др.). Учебник 4 класса знакомит с книгой как предметом мировой культуры. Приводятся высказывания известных русских и зарубежных классиков о книге, пословицы и поговорки о книге разных народов, очерки о книгах, рассказано об истории создания книги у разных народов.

Кроме того, в разделы литературного чтения введена рубрика «Семейное чтение». Отрадно, что введением этого раздела реализуется идея семейного чтения, принадлежащая В. Г. Горецкому, о возрождении в России традиции семейного чтения.

Эти знания являются интеллектуальным богатством растущего гражданина России, его культурологическим запасом, способствующим пониманию фольклорных корней отечественной литературы, принятию литературы других народов.

Следующей важной задачей, которая согласно ФГОС НОО, поставлена перед литературным чтением является осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

Учебники 1—4 классов построены на лучших литературных произведениях российских и зарубежных авторов, что позволяет формировать у детей интерес и любовь к чтению.

Подбор произведений дает возможность воспитывать первоначальные этические представления. Эта работа начинается уже на первых уроках литературного чтения, когда дети знакомятся с понятиями « добро», « зло», благодаря сказкам разных народов и работе с ними («Хитрая лиса» — корякская сказка; «Айога» — нанайская сказка и другие).

Учебники содержат материалы о российской истории и культуре, причем зачастую литературные произведения иллюстрируются слайдами произведений изобразительного искусства и народного творчества, что расширяет кругозор учащихся. Например, раздел «Веселый хоровод» (2 класс, часть 1), который знакомит учащихся с литературными произведениями народного творчества, иллюстрирован фотографиями поделок традиционных народных промыслов: Гжели, Дымково и др.

В 3 и 4 классе учащиеся знакомятся с книгой как с объектом мировой культуры. В разделе «Книги — мои друзья» (3 класс, часть 1, с. 4) дети узнают о первопечатнике Иване Федорове и посещают виртуальный музей (с. 10 и др.). В экспозиции представлены иллюстрации, на которых изображен первый печатный станок, необходимые для печатания средства, образцы первых печатных и рукописных книг. В 4 классе (часть 1, с. 4 и др.) в разделе «Книга в мировой культуре» подобраны пословицы, поговорки, высказывания известных людей, отрывки из очерков и выдержки из энциклопедий, а также художественные тексты, которые показывают значимость книг в жизни людей.

Таким образом, содержание учебника направлено на литературное развитие ученика, поэтому главным на уроке является текст как эстетическая ценность. На основе художественных произведений формируется система духовно-нравственных ценностей, что и отражается в основных положениях ФГОС.

Программа и учебно-методический комплект УМК «Перспектива» по литературному чтению создают условия для реализации основных требований не только нового стандарта по литературному чтению, но и Концепции национальной образовательной политики, приобщая младших школьников к литературе как источнику национальной культуры, нравственных и духовных ценностей.

Третье положение ФГОС - понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Особое внимание по литературному чтению уделяется развитию творческой деятельности учащихся посредством работы с текстом. Работа с художественным произведением, которая занимает центральную часть урока, тесно связана с развитием коммуникативно-речевых умений, с различными видами перечитывания текста: выборочным, повторным, индивидуальным, групповым и хоровым чтением. Перечитывание текста является одновременно и важнейшим приёмом погружения ребёнка в смысловую ткань текста, и способом отработки навыка чтения. Развивать творческую деятельность учащихся помогает и творческая тетрадь Т. Ю. Коти. Данное пособие способствует глубокому усвоению изучаемого жанра и обогащению читательского опыта младшего школьника. Задания творческой тетради позволяют учащимся развивать грамотную устную и письменную речь, внимание к слову, обогащать лексику.

Как формируется умение работать с текстом по литературному чтению УМК «Перспектива»?

В 1 классе от учащегося требуется научиться вычерпывать фактуальную информацию (ответы на вопросы по содержанию текста), осуществлять пересказ сказки. Во 2 классе учащийся овладевает подробным и выборочным пересказом, осуществляет деление текста на части, определяет главную мысль текста. В 3 классе учащийся выполняет эту работу самостоятельно. В 4 классе реализуются умения работы с текстом полностью и работа по составлению собственных текстов на основе прочитанных художественных текстов.
Методический аппарат учебников формирует умение отбирать необходимую информацию из текста, интерпретировать ее, давать адекватную оценку. В 1 классе предусмотрены задания, которые побуждают ученика назвать героя и дать ему на основе представленного в учебнике словаря простейшую характеристику: (веселый, добрый, хитрый и т.д.). Во 2 классе учащимся предлагается самостоятельно назвать героя и дать его характеристику . Задания в 3 и 4 классе направлены на то, чтобы учащиеся могли самостоятельно характеризовать героя, сравнить его с другими героями, рассказать о нем.

В учебниках предусмотрены задания, в которых предлагается обсудить ту или иную позицию (героя, читателя, автора). Обсуждение предлагается организовать не только с товарищами по классу, но и с родителями (такие задания отмечены значками «работаем в паре», «работаем в группе», «работаем вместе со взрослыми») .

Таким образом, вырабатывается определенное отношение учащихся к прочитанным произведениям.

Четвертое важное положение – достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Умение читать является универсальным учебным умением. Чтение как вид речевой деятельности является важным учебным умением не только для изучения курса литературного чтения, но и для освоения других учебных предметов. Формирование умения читать вслух имеет важное значение, особенно в 1-2 классах, для развития артикуляции, фонематического слуха, выразительности речи. Это умение отрабатывается в течение всего периода обучения в начальной школе. Во втором классе осваивается прием чтения про себя. Со способами чтения дети знакомятся в букварный период, а на уроках литературного чтения овладевают рациональными способами чтения. Чтение молча – универсальное умение, востребованное на протяжении всей жизни, средство для получения информации из книги и других источников.

В литературном чтении УМК «Перспектива навык чтения формируется от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя. Развитие навыка чтения также идёт постепенно: на первом году обучения активно формируются целостные, синтетические приёмы в пределах слова, учащиеся учатся интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое лучше обеспечивает лучшее понимание прочитанного; на втором году обучения овладевают приёмами чтения целыми словами и словосочетаниями, увеличивается скорость чтения, постепенно осваивается приём чтения про себя, развивается смысловое чтение; на третьем и четвёртом годах обучения наращивается скорость чтения (беглое чтение), идёт овладение рациональными приёмами чтения вслух и про себя, формируется выразительное чтение. Формированию навыка чтения способствует и дополнительное пособие «Читалочка».

Таким образом, для формирования читательской компетентности в указанном УМК по литературному чтению (УМК «Перспектива») представлена вся система работ: умение читать, умение работать с текстом, умение работать с книгой.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации - тоже является одним из главных умений литературного чтения.

Невозможно стать квалифицированным читателем, не обладая навыком ориентировки в отдельной книге и в книжном мире. Целенаправленное рассматривание книги перед чтением помогает понять, о чём она, в каком жанре написана, какова эмоциональная окраска произведения и, наконец, та ли это книга, которая нужна читателю в данный момент.

В конце каждого раздела во всех учебниках (1—4 классы) предлагается тема «Мы идем в библиотеку». Ее цель — познакомить учащихся с тем, какие интересные произведения и книги по тематике раздела они могут прочитать (1 класс, часть 1, с. 42 и др.). Задания этого раздела направлены на то, чтобы научить детей ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию с помощью каталогов (2 класс, часть 2, с. 30 и др.). Этот раздел знакомит с различными видами печатной продукции: справочниками, энциклопедиями и т.д., учит ими пользоваться в соответствии с выбранной целью. Например, во 2 классе (часть 1, с. 15) учащиеся узнают, что такое энциклопедия.

В учебниках приводятся научно-познавательные тексты об известных писателях. Например, из учебника для 4 класса дети узнают о жизни и творчестве Г.-Х. Андерсена (часть 2, с. 6), братьев Гримм (часть 2, с. 34) и др., показаны разные способы получения информации. 
Учебники «Литературное чтение» для 1—4 классов обеспечивают развитие речевой и читательской компетенции, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности, освоение литературоведческих понятий.
Кроме того, в литературном чтении УМК «Перспектива» заложена возможность формирования УУД, т.е. совокупности действий учащихся, обеспечивающих их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, организацию этого процесса.

К окончанию начальной школы будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению , достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

В заключение своей работы хочу сказать о том, что пройденные курсы помогли мне ответить на многие вопросы организации педагогической деятельности относительно ФГОС и УМК «Перспектива» в своей школе. Оценивая свою работу на курсах, могу сказать, что получила достаточный уровень подготовки к комплексному анализу ФГОС общего образования второго поколения.

Не сомневаюсь, представленный курс откроет младшим школьникам мир литературы, поможет мне формировать у детей необходимые универсальные учебные умения и реализовывать ФГОС НОО по литературному чтению.








14


«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах (на примере УМК для начальной школы «Перспектива»)»
  • Начальные классы
Описание:

умк "Перспектива" «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

 и его реализация

 в учебно-методических комплектах

(на примере УМК для начальной школы «Перспектива»)»

 

по теме: «Как  основные положения ФГОС начального  общего образования отражены в УМК по литературному чтению (УМК «Перспектива»).

 

 

                                               

 

 

 

                                               

 

 

 

 

  Выполнила:           Ковалева Елена Николаевна

                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                   МОУ «Табулгинская СОШ

                                                                                   Чистоозерного района

                                                                                   Новосибирской области

 

 

Март, 2011 г.

Содержание.

1. Введение.  Актуальность выбранной темы.

2.Основная часть.

2.1.Основы построения курса «Литературного чтения в контексте требований ФГОС:

- приоритетная цель литературного чтения в контексте ФГОС;

- задачи курса;

- ключевые направления литературного чтения;

2.2 Отражение основных положений ФГОС начального общего образования в УМК по литературному чтению (УМК «Перспектива»).

3. Заключение. Самооценка учебной деятельности в рамках курса.

4. Приложения:

- моя работа по теме: «Интерес к чтению: как его пробудить?»

- презентация к работе: «Пути формирования интереса к чтению».

5. Ресурсы:

·        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

·         Материалы курса «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах (на примере УМК для начальной школы «Перспектива»).

·         Программы «Перспектива».

·        Планируемые результаты начального общего образования. Г. С. Ковалёва.

·         Сайт издательства «Просвещения» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=25564

    

 

Сегодня в школу пришло поколение детей, которые с дошкольного детства формировались под воздействием компьютерных игр, телевизионных развлекательных программ, мультипликационных  фильмов и ярких рекламных роликов. Поэтому в последнее время отношение к чтению,  к книге изменилось. В России стали читать меньше. Особенно сильно этот процесс проявляется в падении интереса к чтению и книжной культуре детей и подростков. С усилением роли телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли совсем необязательно читать. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека.

 Меня, как учителя начальных классов, волнуют вопросы: Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал? И что делать, если младшие школьники не хотят читать.

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учителя. Главной задачей начальной школы является формирование полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова. Еще В.А.Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивая их мышление, воображение, речь. Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая как и всякое искусство полифункциональна: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком  нравственно - мировоззренческие  вопросы, расширяет познавательные горизонты читателя. Очевидно, что все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках чтения.

 Но, несмотря на господство в нашем мире телевидения, радио и компьютерных технологий,  мы, учителя, должны сделать все возможное, чтобы ребенок не потерял интерес к чтению книг, которые обогащают внутренний мир человека, дают знания о жизни и окружающем мире, развивают мышление и доставляют читателю художественное наслаждение. Ведь истинное чтение – это чтение, которое, по словам М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». И в этом отношении новый УМК « Перспектива» (Литературное чтение) - союзник учителя и его единомышленник.

Так как я работаю учителем начальных классов, проблема детского чтения мне небезразлична, поэтому я выбрала данную тему.

Цели и задачи моей работы.

1.Изучить и проанализировать литературу по теме.

2.Исследовать, как УМК «Перспектива» влияет на достижение планируемых результатов ФГОС начального общего образования.

3.Как отражены основные положения ФГОС начального общего образования в УМК «Перспектива» по литературному чтению.

4. . Выяснить, как курс литературного чтения УМК «Перспектива» влияет на развитие художественно-творческих, познавательных способностей, а также читательской компетентности младшего школьника.

Практическая направленность работы.

1.Данная работа поможет учителям начальных классов понять содержание и структуру курса литературного чтения УМК «Перспектива».

2.Моя работа является связующим звеном по распространению опыта по работе с ФГОС. В этой работе рассматриваются преимущества УМК «Перспектива» по литературному чтению.

«Литературное чтение» в начальной школе - это уникальный предмет,  название  которого указывает на основные направления его программы, связанные с развитием навыка чтения, формированием «читательской компетентности» и умением  понимать и  знать  художественную литературу, играющую значительную роль  в становлении личности  ребенка,  в развитии  его души, ума и сердца. В силу специфики   своего содержания  этому учебному  предмету приходится    целенаправленно и активно  решать  задачи   образования,   воспитания и формирования универсальных учебных действий.

 Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как в  начальной школе, так и в основной.

Задачи курса «Литературное чтение».

1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной действительности.

4.Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

«Литературное  чтение» в УМК «Перспектива» — это предмет,  задачей которого является    знакомство с произведениями  словесного  искусства,  развитие  интеллектуальных и художественно-эстетических способностей, осмысление и  получение жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность,  дружба, справедливость, красота поступка, ответственность и др.), которые даются в  доступной для них эмоционально-образной форме.

 Отмеченные особенности   нового курса   литературного чтения определяют   его ключевые  направления:

¾   формирование  навыков сознательного, правильного   и выразительного чтения; чтения  вслух и про себя; развитие  коммуникативно-речевых умений на  текстовой основе, связывающей  уроки  русского языка и литературного чтения;

¾   приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и   ее  нравственно-духовным   и  эстетическим ценностям;  формирование  у  них нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру через чтение подлинно художественных классических произведений.

¾   введение учащихся  в мир  большой литературы, формирование у начинающего читателя интереса к книге, к истории  её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, разнообразных по жанру и тематике, расширяющих  кругозор  юных читателей и формирующих    познавательные  интересы школьников.

   Исходя из требований, предъявляемых к литературному чтению, а также требований к результату основной образовательной программе ФГОС начального образования, была разработана  линия УМК по литературному чтению Л.Ф. Климановой,    Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого и др., которая включает:

1.     Программу по литературному чтению. Автор: Л.Ф. Климанова.

2.     Учебники. Литературное чтение. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. Авторы: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.

3.     Творческую тетрадь. Литературное чтение. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. Авторы: Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти.

4.     Тетрадь для формирования навыка чтения «Читалочка». Автор: Л.Ф. Климанова.

5.     Тетрадь по формированию культуры речи «Волшебная сила слов». Авторы: Т.Ю. Коти, Л.Ф. Климанова.

Методические рекомендации. Уроки чтения. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. Авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.

Как отражены основные положения ФГОС начального общего образования по литературному чтению УМК «Перспектива»?

 Одной из важнейших задач курса «Литературное чтение», которую ставит перед школой ФГОС НОО, является понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

  Литературное чтение несет богатейший потенциал для воспитания у младших школьников «ценностного отношения». Любой отрывок в учебнике по литературному чтению должен иметь нравственно - эстетический контекст – главная цель авторов учебника. В данном курсе выстроена система введения младших школьников в мир литературы.

Начиная с 1 класса, учебники знакомят учащихся с лучшими произведениями русской и зарубежной классической литературы, а также с произведениями устного народного творчества. Уже в 1 классе в разделе «Радуга-дуга» дети, читая пословицы и поговорки разных народов (татарские, чеченские, ингушские, калмыкские и др.), осознают ценности, которые важны для каждого народа (дружба, любовь к Родине и др.). Во 2 классе в разделе «Мир народной сказки»  дети, знакомясь со сказками разных народов (русскими, корякскими, хантыйскими и др.), понимают, что сказка отражает представления древних людей о мире, и эти представления очень сходны между собой. Подбор материала и система заданий в учебниках 3 класса помогает осмыслить нравственные ценности, представленные в произведениях великих русских писателей (А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова и др.). Учебник 4 класса знакомит с книгой как предметом мировой культуры. Приводятся высказывания известных русских и зарубежных классиков о книге, пословицы и поговорки о книге разных народов, очерки о книгах, рассказано об истории создания книги у разных народов.

Кроме того, в разделы литературного чтения введена рубрика «Семейное чтение». Отрадно, что введением этого раздела реализуется идея семейного чтения, принадлежащая В. Г. Горецкому, о возрождении в России традиции семейного чтения.

 Эти знания являются интеллектуальным богатством растущего гражданина России, его культурологическим запасом, способствующим пониманию фольклорных корней отечественной литературы, принятию литературы других народов.

Следующей важной задачей, которая согласно  ФГОС НОО, поставлена перед литературным чтением является осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем  учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

 Учебники 1—4 классов построены на лучших литературных произведениях российских и зарубежных авторов, что позволяет формировать у детей интерес и любовь к чтению.

 Подбор произведений дает возможность воспитывать первоначальные этические представления. Эта работа начинается уже на первых уроках литературного чтения, когда дети знакомятся с понятиями « добро», « зло»,  благодаря сказкам разных народов и работе с ними («Хитрая лиса» — корякская сказка; «Айога» — нанайская сказка и другие).

 Учебники содержат материалы о российской истории и культуре, причем зачастую литературные произведения иллюстрируются слайдами произведений изобразительного искусства и народного творчества, что расширяет кругозор учащихся. Например, раздел «Веселый хоровод» (2 класс, часть 1), который знакомит учащихся с литературными произведениями народного творчества, иллюстрирован фотографиями поделок традиционных народных промыслов: Гжели, Дымково и др.

В 3 и 4 классе учащиеся знакомятся с книгой как с объектом мировой культуры. В разделе «Книги — мои друзья» (3 класс, часть 1, с. 4) дети узнают о первопечатнике Иване Федорове и посещают виртуальный музей (с. 10 и др.). В экспозиции представлены иллюстрации, на которых изображен первый печатный станок, необходимые для печатания средства, образцы первых печатных и рукописных книг. В 4 классе (часть 1, с. 4 и др.) в разделе «Книга в мировой культуре» подобраны пословицы, поговорки, высказывания известных людей, отрывки из очерков и выдержки из энциклопедий, а также художественные тексты, которые показывают значимость книг в жизни людей.

Таким образом, содержание учебника направлено на литературное развитие ученика, поэтому главным на уроке является текст как эстетическая ценность. На основе художественных произведений формируется система духовно-нравственных ценностей, что и отражается в основных положениях ФГОС.

 Программа и учебно-методический комплект УМК «Перспектива» по литературному чтению создают условия для реализации основных требований не только нового стандарта по литературному чтению, но и Концепции национальной образовательной политики,  приобщая младших школьников к литературе  как источнику национальной культуры, нравственных и духовных ценностей.

Третье положение ФГОС - понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

 Особое внимание  по литературному чтению уделяется развитию творческой деятельности учащихся посредством работы с текстом. Работа с художественным произведением, которая занимает центральную часть урока, тесно связана с развитием коммуникативно-речевых умений, с различными видами перечитывания текста: выборочным, повторным, индивидуальным, групповым и хоровым чтением. Перечитывание текста является одновременно и важнейшим приёмом погружения ребёнка в смысловую ткань текста, и способом отработки навыка чтения. Развивать творческую деятельность учащихся помогает и творческая тетрадь Т. Ю. Коти. Данное пособие способствует глубокому усвоению изучаемого жанра и обогащению читательского опыта младшего школьника. Задания творческой тетради позволяют учащимся развивать грамотную устную и письменную речь, внимание к слову, обогащать лексику.

Как формируется умение работать с текстом по литературному чтению УМК «Перспектива»?

 В 1 классе от учащегося требуется научиться вычерпывать фактуальную информацию (ответы на вопросы по содержанию текста), осуществлять пересказ сказки. Во 2 классе учащийся овладевает подробным и выборочным пересказом, осуществляет деление текста на части, определяет главную мысль текста. В 3 классе учащийся выполняет эту работу самостоятельно. В 4 классе реализуются умения работы с текстом полностью и работа по составлению собственных текстов на основе прочитанных художественных текстов.
Методический аппарат учебников формирует умение отбирать необходимую информацию из текста, интерпретировать ее, давать адекватную оценку. В 1 классе предусмотрены задания, которые побуждают ученика назвать героя и дать ему на основе представленного в учебнике словаря простейшую характеристику: (веселый, добрый, хитрый и т.д.). Во 2 классе учащимся предлагается самостоятельно назвать героя и дать его характеристику . Задания в 3 и 4 классе направлены на то, чтобы учащиеся могли самостоятельно характеризовать героя, сравнить его с другими героями, рассказать о нем.  

В учебниках предусмотрены задания, в которых предлагается обсудить ту или иную позицию (героя, читателя, автора). Обсуждение предлагается организовать не только с товарищами по классу, но и с родителями (такие задания отмечены значками «работаем в паре», «работаем в группе», «работаем вместе со взрослыми») .

Таким образом, вырабатывается определенное отношение учащихся к прочитанным произведениям.

Четвертое важное положение – достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Умение читать является универсальным учебным умением. Чтение как вид речевой деятельности является важным учебным умением не только для изучения курса литературного чтения, но и для освоения других учебных предметов. Формирование умения читать вслух имеет важное  значение, особенно в 1-2 классах, для развития артикуляции, фонематического слуха, выразительности речи. Это умение отрабатывается в течение всего периода обучения в начальной школе. Во втором классе осваивается прием чтения про себя. Со способами чтения дети знакомятся в букварный период, а на уроках литературного чтения овладевают рациональными способами чтения. Чтение молча – универсальное умение, востребованное на протяжении всей жизни, средство для получения информации из книги и других источников.

В литературном чтении УМК «Перспектива  навык чтения формируется от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя. Развитие навыка чтения также идёт постепенно: на первом году обучения активно формируются целостные, синтетические приёмы в пределах слова, учащиеся учатся интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое лучше обеспечивает лучшее понимание прочитанного; на втором году обучения овладевают приёмами чтения целыми словами и словосочетаниями, увеличивается скорость чтения, постепенно осваивается приём чтения про себя, развивается смысловое чтение; на третьем и четвёртом годах обучения наращивается скорость чтения (беглое чтение), идёт овладение рациональными приёмами чтения вслух и про себя, формируется выразительное чтение. Формированию навыка чтения способствует и дополнительное пособие «Читалочка».

Таким образом, для формирования читательской компетентности в указанном УМК по литературному чтению (УМК «Перспектива») представлена вся система работ: умение читать, умение работать с текстом, умение работать с книгой.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации - тоже является одним из главных умений литературного чтения.

Невозможно стать квалифицированным читателем, не обладая навыком ориентировки в отдельной книге и в книжном мире. Целенаправленное рассматривание книги перед чтением помогает понять, о чём она, в каком жанре написана, какова эмоциональная окраска произведения и, наконец, та ли это книга, которая нужна читателю в данный момент.

В конце каждого раздела во всех учебниках (1—4 классы) предлагается тема «Мы идем в библиотеку». Ее цель — познакомить учащихся с тем, какие интересные произведения и книги по тематике раздела они могут прочитать (1 класс, часть 1, с. 42 и др.). Задания этого раздела направлены на то, чтобы научить детей ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию с помощью каталогов (2 класс, часть 2, с. 30 и др.).  Этот раздел знакомит с различными видами печатной продукции: справочниками, энциклопедиями и т.д., учит ими пользоваться в соответствии с выбранной целью. Например, во 2 классе (часть 1, с. 15) учащиеся узнают, что такое энциклопедия.

В учебниках приводятся научно-познавательные тексты об известных писателях. Например, из учебника для 4 класса дети узнают о жизни и творчестве Г.-Х. Андерсена (часть 2, с. 6), братьев Гримм (часть 2, с. 34) и др., показаны разные способы получения информации. 
Учебники «Литературное чтение» для 1—4 классов обеспечивают развитие речевой и читательской компетенции, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности, освоение литературоведческих понятий.
Кроме того, в литературном чтении УМК «Перспектива» заложена возможность формирования УУД, т.е. совокупности действий учащихся, обеспечивающих их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, организацию этого процесса.

К окончанию  начальной школы будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению ,  достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

В заключение  своей работы хочу сказать о том, что пройденные курсы помогли мне ответить на многие вопросы организации педагогической деятельности относительно ФГОС и УМК «Перспектива» в своей школе. Оценивая свою работу на курсах, могу сказать, что получила достаточный уровень подготовки к комплексному анализу ФГОС общего образования второго поколения.

Не сомневаюсь, представленный курс откроет младшим школьникам мир литературы, поможет мне формировать у детей необходимые универсальные учебные умения и реализовывать ФГОС НОО по литературному чтению.

 

 

 

 

 

 

 

Автор Ковалева Елена Николаевна
Дата добавления 19.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1623
Номер материала 56719
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓