КГУ "Жалаулинская СШ имени Н.Алшинова"
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ
10-11 КЛАССОВ ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ.
Составила:
учитель русского языка и литературы Жалаулинской СШ
имени Н.Алшинова
Назымбекова Самал Аманжоловна
Жалаулы, 2014г.
пояснительная записка
Цели
филологического образования в школе значительны и разнообразны. Именно они
определяют особую роль литературы и русского языка как школьных предметов в
ряду других гуманитарных наук.
Предложенный
факультативный курс объединяет знания по фонетике, лексике, стилистике,
грамматике, синтаксису, развитию речи и литературе. В занятия включены вопросы
теории, сведения об особенностях создания творческих работ различных
жанрово-ситуативных стилей, способах наиболее продуктивного общения в различных
речевых ситуациях.
Основные
цели курса:
-углубление
знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной
развивающей системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой
норме, её функциях; функционально- стилистической системе русского языка;
нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение
умениями опознавать,
анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учётом
их различных интерпретаций; оценивать языковые явления и факты с точки зрения
нормативности, соответствие сфере и ситуации общения; разграничивать варианты
норм и речевые нарушения;
-применение полученных знаний и умений в собственной
речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения;
совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в
различных сферах и ситуациях общения.
-развитие и
совершенствование
способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; навыков
самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к
получению высшего гуманитарного образования.
Достижение указанных
целей осуществляется в процессе совершенствования языковой и лингвистической
(языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Курс
позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую
деятельность учащихся в литературном творчестве. Данный курс сориентирован
на формирование навыков коррекции стилистических недочётов в письменной и
устной речи учащихся, умения употреблять с наибольшей художественной
выразительностью слова, формы слов, их порядок, отношения между ними,
определять тему работы, выбирать жанр своего произведения, отбирать и логически
излагать материал, использовать различные изобразительно-выразительные средства
языка.
В
результате изучения ученик должен
знать/понимать:
-компоненты речевой
ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
-основные аспекты
культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных
жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой
сферах общения;
уметь:
-разграничивать варианты
норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
-оценивать устные
и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
-создавать устные
и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов;
-применять на
практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические
нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать нормы
речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Курс
рассчитан на 68 часов и предназначен учащимся 10-11 классов
общественно-гуманитарного профиля, основной вид деятельности- практикум,
предполагает использование нестандартных форм проведения занятий.
Форма
контроля, предусмотренная курсом: презентация переговоров по указанной
теме, составление речи на предложенную тему, подготовка резюме.
Учебно-тематический план факультативного курса для
10-11 классов с казахским языком обучения общественно-гуманитарного
направления. Всего: 68 часов.
№ п.п
|
Тема занятия.
|
Вид деятельности
|
Форма контроля.
|
Кол/во часов
|
Сроки
|
По норме
|
По факту
|
1
|
"Правильно
расставить буквы...".
|
Лекция с элементами
эвристической беседы, ролевая игра.
|
Опрос по материалам
лекции, моделирование речевых ситуаций.
|
1
|
03.09
|
|
2
|
Язык и речь.
|
Лекция с элементами
эвристической беседы, ролевая игра.
|
Опрос по материалам
лекции, практикум по развитию речи.
|
|
10.09
|
|
3
|
Речь.
Коммуникативные качества речи.
|
Лекция
эвристическая беседа.
|
Опрос по материалам
лекции, составление плана лекции.
|
|
17.09
|
|
4
|
Речевая ситуация в
деловом общении
|
Лекция, ролевая
игра.
|
Опрос по материалам
лекции, моделирование речевых ситуаций.
|
|
24.09
|
|
5
|
"В начале было
слово..."
|
Лекция с элементами
эвристической беседы, практикум.
|
Опрос по материалам
лекции, практический анализ текста.
|
|
01.10
08.10
|
|
6
|
Сочетаемость звуков
в русском языке.
|
Лекция учителя,
анализ предложенных учителем текстов с точки зрения фонетической организации.
|
Опрос по материалам
лекции.
|
|
15.10
22.10
29.10
|
|
7
|
Стилистические
приёмы усиления звуковой выразительности речи.
|
Сообщения групп
учащихся, обучающая игра.
|
Семинар, практикум
по развитию речи.
|
|
12.11
19.11
|
|
8
|
Устранение
случайных звуковых повторов при стилистической правке текста.
|
Лекция с элементами
эвристической беседы, стилистический эксперимент в ходе правки примеров.
|
Опрос по материалам
лекции, практический анализ текста.
|
|
26.11
|
|
9
|
Стилистическое
использование книжных и разговорно-просторечных словообразовательных средств
писателями.
|
Лекция с элементами
эвристической беседы.
|
Опрос по материалам
лекции, составление плана лекции.
|
|
|
|
10
|
Расширяйте
словарный запас.
|
Лекция преподавателя,
практическая работа.
|
Опрос по материалам
лекции, практический анализ текста.
|
|
|
|
11
|
Неоправданное
употребление слов с различной стилистической окраской. Смешение стилей.
|
Лекция
преподавателя, практическая работа.
|
Опрос по материалам
лекции, практический анализ текста.
|
|
|
|
12
|
Стилистически
окрашенная лексика в художественно речи.
|
Семинар.
|
Самостоятельная
работа учащихся, обсуждение выступлений.
|
|
|
|
13
|
Берегись канцелярита!
|
Беседа,
практическая работа, стилистический эксперимент.
|
Обсуждение
материалов беседы, практический анализ текста.
|
|
|
|
14
|
Канцеляризмы и
речевые штампы.
|
Лекция
преподавателя.
|
Опрос по материалам
лекции, составление плана лекции.
|
|
|
|
15
|
Жечь или сушить?
|
Беседа,
практическая работа учащихся в группах.
|
Обсуждение
материалов беседы, практический анализ текста.
|
|
|
|
16
|
Устранение морфолога-
стилистических ошибок при употреблении глагола.
|
Лекция
преподавателя, практическая работа.
|
Опрос по материалам
лекции, творческая работа учащихся.
|
|
|
|
17
|
Словесная алгебра
или о переводе с иностранного...
|
Беседа, практикум.
|
Обсуждение
материалов беседы, практическая работа по совершенствованию переводов (по
материалу изучаемого иностранного языка).
|
|
|
|
18
|
Золота никогда не
бывает слишком много (речевая избыточность).
|
Аналитическая
беседа, практикум.
|
Обсуждение
материалов беседы, анализ примеров, составление рассказов.
|
|
|
|
19
|
Лексические
образные средства.
|
Семинар, подготовка
сообщений в группах.
|
Обсуждение
сообщений.
|
|
|
|
20
|
Традиции хвалебной
речи.
|
Лекция,
практическая работа по составлению речи.
|
Опрос по материалам
лекции, творческая работа учащихся.
|
|
|
|
21
|
"Давайте
говорить друг другу комплименты..."
|
Беседа, сообщения
учащихся, ролевая игра.
|
Обсуждение
материалов занятия, моделирование речевых ситуаций.
|
|
|
|
22
|
Как написать
удачный текст для выступления?
|
Лекция,
практическая работа.
|
Опрос по материалам
лекции, творческая работа учащихся.
|
|
|
|
23
|
Правила составления
(написания) резюме.
|
Беседа, сообщения
подготовленных учащихся.
|
Обсуждение
материалов беседы, творческая работа.
|
|
|
|
24
|
Зачет. Правильнее,
точнее, выразительнее...
|
Презентация и
защита составленной речи, статьи, резюме.
|
Творческая работа
учащихся.
|
|
|
|
Литература.
1. М.И. Воротынова. Азбука поведения.- Алма-Ата,
1990.
2. Антология русской
риторики.- М., 1995.
3. Михальская А.К.
Основы риторики. Мысль и слово. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов
общеобразовательных учреждение.- М., 1996.
4. Розенталь Д.Э.
Практическая стилистика русского языка.- Изд. 3, испр. и доп.- М., 1974.
5. Интернет ресурсы
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.