Главная / Русский язык и литература / Факультативный курс "Правильнее, точнее, выразительнее" по русскому языку для учащихся 10-11 классов общественно-гуманитарного направления

Факультативный курс "Правильнее, точнее, выразительнее" по русскому языку для учащихся 10-11 классов общественно-гуманитарного направления

КГУ "Жалаулинская СШ имени Н.Алшинова"




ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ.


hello_html_m2fde3d48.gif



Составила:

учитель русского языка и литературы Жалаулинской СШ имени Н.Алшинова

Назымбекова Самал Аманжоловна


Жалаулы, 2014г.

пояснительная записка

Цели филологического образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы и русского языка как школьных предметов в ряду других гуманитарных наук.

Предложенный факультативный курс объединяет знания по фонетике, лексике, стилистике, грамматике, синтаксису, развитию речи и литературе. В занятия включены вопросы теории, сведения об особенностях создания творческих работ различных жанрово-ситуативных стилей, способах наиболее продуктивного общения в различных речевых ситуациях.

Основные цели курса:

-углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающей системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, её функциях; функционально- стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учётом их различных интерпретаций; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

-развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Курс позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность учащихся в литературном творчестве. Данный курс сориентирован на формирование навыков коррекции стилистических недочётов в письменной и устной речи учащихся, умения употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, их порядок, отношения между ними, определять тему работы, выбирать жанр своего произведения, отбирать и логически излагать материал, использовать различные изобразительно-выразительные средства языка.

В результате изучения ученик должен

знать/понимать:

-компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

-основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;


уметь:

-разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

-оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов;

-применять на практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Курс рассчитан на 68 часов и предназначен учащимся 10-11 классов общественно-гуманитарного профиля, основной вид деятельности- практикум, предполагает использование нестандартных форм проведения занятий.

Форма контроля, предусмотренная курсом: презентация переговоров по указанной теме, составление речи на предложенную тему, подготовка резюме.




























Учебно-тематический план факультативного курса для 10-11 классов с казахским языком обучения общественно-гуманитарного направления. Всего: 68 часов.

п.п

Тема занятия.

Вид деятельности

Форма контроля.

Кол/во часов

Сроки

По норме

По факту

1

"Правильно расставить буквы...".


Лекция с элементами эвристической беседы, ролевая игра.

Опрос по материалам лекции, моделирование речевых ситуаций.

1

03.09


2

Язык и речь.

Лекция с элементами эвристической беседы, ролевая игра.

Опрос по материалам лекции, практикум по развитию речи.


10.09


3

Речь. Коммуникативные качества речи.

Лекция эвристическая беседа.

Опрос по материалам лекции, составление плана лекции.


17.09


4

Речевая ситуация в деловом общении

Лекция, ролевая игра.

Опрос по материалам лекции, моделирование речевых ситуаций.


24.09


5

"В начале было слово..."

Лекция с элементами эвристической беседы, практикум.

Опрос по материалам лекции, практический анализ текста.


01.10

08.10


6

Сочетаемость звуков в русском языке.

Лекция учителя, анализ предложенных учителем текстов с точки зрения фонетической организации.

Опрос по материалам лекции.


15.10

22.10

29.10


7

Стилистические приёмы усиления звуковой выразительности речи.

Сообщения групп учащихся, обучающая игра.

Семинар, практикум по развитию речи.


12.11

19.11


8

Устранение случайных звуковых повторов при стилистической правке текста.

Лекция с элементами эвристической беседы, стилистический эксперимент в ходе правки примеров.

Опрос по материалам лекции, практический анализ текста.


26.11


9

Стилистическое использование книжных и разговорно-просторечных словообразовательных средств писателями.

Лекция с элементами эвристической беседы.

Опрос по материалам лекции, составление плана лекции.




10

Расширяйте словарный запас.

Лекция преподавателя, практическая работа.

Опрос по материалам лекции, практический анализ текста.




11

Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Смешение стилей.

Лекция преподавателя, практическая работа.

Опрос по материалам лекции, практический анализ текста.




12

Стилистически окрашенная лексика в художественно речи.

Семинар.

Самостоятельная работа учащихся, обсуждение выступлений.




13

Берегись канцелярита!

Беседа, практическая работа, стилистический эксперимент.

Обсуждение материалов беседы, практический анализ текста.




14

Канцеляризмы и речевые штампы.

Лекция преподавателя.

Опрос по материалам лекции, составление плана лекции.




15

Жечь или сушить?

Беседа, практическая работа учащихся в группах.

Обсуждение материалов беседы, практический анализ текста.




16

Устранение морфолога- стилистических ошибок при употреблении глагола.

Лекция преподавателя, практическая работа.

Опрос по материалам лекции, творческая работа учащихся.




17

Словесная алгебра или о переводе с иностранного...

Беседа, практикум.

Обсуждение материалов беседы, практическая работа по совершенствованию переводов (по материалу изучаемого иностранного языка).




18

Золота никогда не бывает слишком много (речевая избыточность).

Аналитическая беседа, практикум.

Обсуждение материалов беседы, анализ примеров, составление рассказов.




19

Лексические образные средства.

Семинар, подготовка сообщений в группах.

Обсуждение сообщений.




20

Традиции хвалебной речи.

Лекция, практическая работа по составлению речи.

Опрос по материалам лекции, творческая работа учащихся.




21

"Давайте говорить друг другу комплименты..."

Беседа, сообщения учащихся, ролевая игра.

Обсуждение материалов занятия, моделирование речевых ситуаций.




22

Как написать удачный текст для выступления?

Лекция, практическая работа.

Опрос по материалам лекции, творческая работа учащихся.




23

Правила составления (написания) резюме.

Беседа, сообщения подготовленных учащихся.

Обсуждение материалов беседы, творческая работа.




24

Зачет. Правильнее, точнее, выразительнее...

Презентация и защита составленной речи, статьи, резюме.

Творческая работа учащихся.














Литература.

1. М.И. Воротынова. Азбука поведения.- Алма-Ата, 1990.

2. Антология русской риторики.- М., 1995.

3. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждение.- М., 1996.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- Изд. 3, испр. и доп.- М., 1974.

5. Интернет ресурсы

Факультативный курс "Правильнее, точнее, выразительнее" по русскому языку для учащихся 10-11 классов общественно-гуманитарного направления
  • Русский язык и литература
Описание:

Курс позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность учащихся в литературном творчестве.      Данный курс сориентирован на формирование навыков коррекции стилистических недочётов в письменной и устной речи учащихся, умения употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, их порядок, отношения между ними, определять тему работы, выбирать жанр своего произведения, отбирать и логически излагать материал, использовать различные изобразительно-выразительные средства языка.

         В результате изучения ученик должен

знать/понимать:

-компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

-основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

 

уметь:

-разграничивать варианты норм, преднамеренные  и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

-оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов;

-применять на практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

         Курс рассчитан на 68 часов и предназначен учащимся 10-11 классов общественно-гуманитарного профиля, основной вид деятельности- практикум, предполагает использование нестандартных форм проведения занятий.

         Форма контроля, предусмотренная курсом: презентация переговоров по указанной теме, составление речи на предложенную тему, подготовка резюме. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Назымбекова Самал Аманжоловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 965
Номер материала 38698
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓