Главная / Начальные классы / Факультативный курс по экономике "Путешествие в страну Экономика"

Факультативный курс по экономике "Путешествие в страну Экономика"




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Лицей№ 4» г. Перми



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на научно-методическом совете Зам. директора по УВР Директор

протокол№ 1 __________/__________________/ ______________ /Иконникова Г.Ф./

от «29»августа 2014г. «30» августа 2014 г «12» сентября 2014г. пр. СЭД-01-07-226




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭКОНОМИКА»


Вид: дополнительная общеобразовательная программа

Направление: общекультурное развитие и воспитание



Составитель: Лунегова И.В., учитель начальных классов




Пермь2014

Пояснительная записка

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Отбор содержания спец курса подчиняется следующим

принципам:

1. Учет наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2. Ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.

С учетом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Для реализации поставленной цели предлагается спецкурс «Путешествие в страну Экономика» для учащихся 1 – 4 классов.

Общая характеристика курса

Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание факультатива «Путешествие в страну Экономика», ее изучение дает возможность:

формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

развивать основы потребительской культуры;

расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;

мотивировать младших школьников к учению средствами экономического материала;

способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;

формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.

показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики;

Описание места курса в учебном плане

Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю, со второго полугодия. Во 2-4 классах 1 ч в неделю. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использования игровой и практической

деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

Ценностные ориентиры содержания курса

В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.

Результаты изучения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

При изучении курса ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи).

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты обучения отражены в содержании программы

(раздел «Содержание обучения»).

Содержание курса



1 класс. Я и моя семья.

Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Дом, в котором мы живем – место для жизни семьи. Важность уюта,

целесообразного порядка. Хозяйство – все имущество, принадлежащее семье и ее членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

Универсальные учебные действия:

Сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином. Объяснять значение слов: «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».

Практическая и игровая деятельность: Игра «Генеральная уборка», «Я –

хозяин большого дома».

Мое и чужое.

Все, что принадлежит человеку – это его собственность. Личные вещи человека. Собственность - это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Универсальные учебные действия:

Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

Игровая и исследовательская деятельность: Тема исследований: «Как

становятся собственниками». Игра «Страна Обмения».

Почему люди трудятся .

3Труд – это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность – предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия – блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства. Учение – это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Универсальные учебные действия:

Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде.Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей.Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

Практическая и игровая деятельность: Экскурсия в школьную столовую. Экскурсия в библиотеку. Экскурсия в художественный музей. Сюжетно-ролевые игры. Темы проектов: «Как создается произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

Все работы хороши.

Каждый человек имеет профессию – работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер). Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом). Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

Универсальные учебные действия:

Уважать труд людей разных профессий. Классифицировать профессии по предмету труда.Рассказывать о профессиях.

Практическая и игровая деятельность: Встреча с человеком интересной профессии. Рисование на тему профессий. Темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

К концу обучения в первом классе ученик узнает:

- что такое собственность;

- почему все люди трудятся;

- какие бывают профессии;

- как нужно относиться к своей и чужой собственности.

К концу обучения в первом классе ученик сможет научиться

самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы



Календарно-тематическое планирование

«Путешествие в страну Экономика»

в 1 классе 33ч

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Я и моя семья.

1


Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи

1


Дом, в котором мы живем «Я – хозяин большого дома».

1


Хозяйство Экономика как правила ведения домашнего хозяйства

1


Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

1


Игра «Генеральная уборка»,

1


Мое и чужое.

1


Личные вещи человека.

1


Собственность. Как человек становится собственником

1


Как нужно относиться к своей и чужой собственности. Игра «Страна Обмения».

1


Тема исследований: «Как

становятся собственниками».

1


Почему люди трудятся . Пословиц ы и поговорки о труде.

1


Безделье, праздность, леность – предмет осуждения. Сюжетно-ролевые игры.

1


Ценность труда людей разных профессий. Экскурсия в школьную столовую.

1


Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. Экскурсия в библиотеку.

1


Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей. проект «Что и как производят на заводе»

1


проект «Что и как производят на заводе»

1


Экскурсия в художественный музей.

1


проект: «Как создается произведение искусства»,

1


Работа по проекту«Как создается произведение искусства»,

1


проект «Трудовые награды в моей семье

1


Работа по проекту«Трудовые награды в моей семье

1


Представление результатов по реализации проектов

1


Все работы хороши.

1


Какие бывают профессии по предмету труда Как люди выбирают профессию.

1


Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

1


Встреча с человеком интересной

профессии.

1


Рисование на тему профессий.

1


проект: «Профессии в моей семье»,

1


Реализация проекта

1


Представление результата по проекту

1


проект «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

1


Представление результата по проекту. Итоговое занятие

1




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Смирнова Т.В. Учебник. Белка и компания: экономика для детей в сказках, играх и задачках. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009

  2. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей: задачник-рабочая тетрадь по экономике. 1 класс в 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011

  3. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательcкий дом «Федоров», 2009

  4. Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2009

  5. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации, ответы и пояснения к задачнику-рабочей тетради по экономике «Путешествие в компании Белки и ее друзей». - Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2009

  6. Золотарева Т.В. Белка и компания. Экономическая настольная игра.


Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru

3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,

6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok


Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Интерактивная доска






Факультативный курс по экономике "Путешествие в страну Экономика"
  • Начальные классы
Описание:

 

Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает   младших   школьников   к   изучению   экономического компонента   предметов   «Обществознание»,   «География»,   «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

 

Программой   предусмотрено   проведение   занятий   по   экономике   во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю, со второго полугодия.  Во 2-4 классах 1 ч в неделю. Используются как групповая,  так и индивидуальная формы организации обучения.  Каждый раздел программы предусматривает использования игровой и практической

деятельности:   работа   с   текстами   и   иллюстрациями,   познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имит

Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных   линий.   Она   построена   таким   образом,   что   каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает   содержание   факультатива   «Путешествие в страну Экономика»,   ее изучение дает возможность:


• формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека,  связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;


• обеспечивать   осознание   младшими   школьниками   взаимосвязи труда   человека   с   его   результатами,   приложенных   усилий   с успешностью деятельности;


• развивать основы потребительской культуры;


• расширять   активный   словарь   учащихся,   включая   в   него экономические термины;


• мотивировать   младших   школьников   к   учению   средствами экономического материала;


• способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;


• формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.


• показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования   нового   информационного   общества   и   создания инновационной экономики;


 

 

Автор Лунегова Ирина Васильевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1280
Номер материала 1790
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓