Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыФакультативное занятие "Придумывание сказок"

Факультативное занятие "Придумывание сказок"

Скачать материал

ПРИДУМЫВАНИЕ СКАЗОК

Цель: при помощи приема «Морфологический анализ» учить придумывать сказки.

Задачи:

s  Активизировать мышление учащихся;

s  Систематизировать знания о составных частях объекта и их вариантах;

s  Развивать воображение, образное мышление и умение фантазировать.

 

Ход занятия

1. Организационный момент

“Посылай хорошие чувства”

- Улыбнитесь друг другу.

- У нас хорошее настроение.

2. Проверка домашнего задания

- С каким приемом фантазирования мы познакомились на прошлом занятии? (Морфологический анализ)

- Что предполагает этот прием?

- Покажите и расскажите, каких фантастических животных вы придумали используя «Морфологический анализ»?

3. Сообщение цели и задач занятия

- Любите ли вы сказки?

- Назовите ваши любимые сказки?

- Сегодня мы продолжим фантазировать используя «Морфологический анализ».

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

Игра на внимание «Герои сказок» (3 минуты)

Сказки стародавние
Грустные, забавные,
Добрые, серьёзные,
Лунные и звёздные.
Мы любим их слушать
Любим их читать
С ними можно даже
Просто поиграть!

 - Когда я буду называть положительного сказочного персонажа (героя) — надо хлопнуть, когда отрицательного (злодея) — закрыть ладонями лицо.

(Примеры героев и злодеев для игры: Белоснежка, Снежная Королева, Иван-царевич, Кот в сапогах, Людоед, Кощей, Айболит, Змей-Горыныч, Золушка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Буратино, Чебу­рашка, мачеха, Дед Мороз, Баба Яга.)

4.   Беседа «Структура сказки» (10 минут)

—   Сейчас мы называли сказочных героев и злодеев. А зачем в сказках нужны злодеи? Может, было бы лучше, если бы остались только герои?

—   Итак, вы считаете, что если бы в сказках были только герои, было бы неинтересно. А наоборот, если бы в сказке действовали только злодеи, — такие сказки были бы го­раздо интереснее, не так ли?

—   Значит, чтобы сказка была действительно интересной, нужны и добрые, и злые персонажи.

(Слова «герои» и «злодеи» записываются на доске.)

—   В сказках у главного героя есть какая-то цель, которой он хочет достигнуть, а злодеи ему мешают. Давайте вспом­ним сказки и подумаем: какая цель была у Красной Шапочки? (У Кота в сапогах, у Золушки, у Буратино?)

(После ответов слово «цель» записывается на доске.)

—   А еще в сказках бывает волшебство. Какие волшебные пред­меты вы знаете и какое волшебство они могли совершать? (Волшебные предметы: шапка-невидимка, волшебная палочка, цветик-семицветик, скатерть-само­бранка, огниво, золотой ключик, серебряные башмачки, волшебная лампа, сапоги-скороходы)

(Слова «волшебные предметы» и «волшебство» записываются на доске.)

—   Очень часто сказочные герои могут превращаться в дру­гие существа. Приведите примеры превращений из сказ­ки «Золушка». (Из сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот в сапогах», «Аленький цветочек», «Гуси-лебеди».)

—   Вы видите, что превращения могут происходить как по воле сказочного героя, так и против его воли (героя закол­довывают).

(Слово «превращения» записывается.)

—  Действия в сказках обычно происходят не в реальной жиз­ни, а в сказочных городах и странах. Какие необыкновен­ные страны вы знаете? (Волшебные страны: Страна Лжецов, Королевство Кривых Зеркал, Лилипутия, Страна Дураков, Изумрудный город, Страна Вечных Каникул, Страна Невыученных Уроков, Страна Чудес...)

(Слова «волшебная страна» записываются на доске.)

—   Таким образом, получается, что сказка отличается харак­терными признаками:

1) герои;

2) злодеи;

3)  цель, к которой герой стремится, а злодей мешает ее достичь;

4)  волшебные предметы;

5)  волшебство, которое эти предметы совершают;

6)  превращения героев;

7)  волшебные места.

5. Физкультминутка

Игра "Найди свою сказку" (детям раздаются названия сказок. На стенах в разных местах развешаны иллюстрации к этим сказкам. Под музыку дети ходят  по классу и ищут иллюстрации к своей сказки. После окончания музыки детям нужно найти «свою сказку» и кратко рассказать к какому отрывку из сказки иллюстрация.)

6.   Работа в парах «Ваши варианты» (5 минут)

Все пары получают карточки, которые нужно заполнить.

Учитель называет каждой группе один из признаков сказки, нужно придумать или вспомнить, какими вариантами он может быть пред­ставлен (количество вариантов должно быть равно числу карточек).

Характерные признаки сказки:

— герои;

— злодеи;

— цель;

— волшебные предметы;

— волшебство;

— превращения;

—  место действия.

Пары записывают варианты на карточках. По окончании зачитываются записанные варианты.

Предлагаю детям создать  "Сказочный салат".

- Сложите свои карточки в мешочки. Выберите из каждого мешочка одну карточку и составьте  сказку используя характерные признаки. Потом расскажите свою сказку.

- Прежде чем вы начнете придумывать сказку вспомните, как чаще всего начинаются сказки? (Присказка: «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве»)

- Как называется самая интересная часть сказки, в которой происходят все сказочные события? (Зачин и сюжет)

- Чем заканчивается сказка? (Концовка: «Стали жить, поживатьдобра наживать».)

( При помощи "Сказочного салата"  создаются различные комби­нации основных характеристик сказки, вывешиваются на доске)

6. Работа в парах «Придумывание сказки» (15 минут)

- Сейчас в группах вы должны придумать сказку, используя характерные признаки выбранные вами. Озаглавьте сказку.

7. Проверка выполнения задания

Каждая группа рассказывает свою сказку.

Самооценка. Оценка.

8. Рефлексия

По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

- Выберите любое начало предложения и закончите его самостоятельно.

Мне было интересно…..

Мне было трудно….

Теперь я могу….

Я научился….

У меня получилось…

У меня не получилось…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.   Домашнее задание (3-5 минут)

Учитель рассказывает о способе сочинения сказки, когда в извест­ную сказку вносятся дополнения, которых раньше в ней не было.

В домашнем задании нужно «переписать» любую известную сказку, включив в нее самого себя.

При этом ученики сами выбирают, что именно они будут делать в сказке, как они могут повлиять на ход событий, что изменится в кон­це. (Можно вспомнить мультфильм «Петя и Красная Шапочка», опи­сывающий подобную ситуацию.)

6.   Подведение итогов занятия (3-4 минуты)

Можно предложить высказать свое мнение об уроке с точки зре­ния сказочного героя (как положительного, так и отрицательного), с обоснованием, что именно понравилось и что не понравилось.

Сказка – это устный занимательный рассказ о невероятных волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.

 

Сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных.

В сказках есть присказка, зачин и содержание,  концовка.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Названия сказок:

 

«По щучьему веленью», «Конек-Горбунок», «Али-Баба и 40 разбойни­ков», «Цветик-семицветик», « Айболит», «Мойдодыр», «Приключения Не­знайки», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Пиноккио» «При­ключения Чиполлино», «Волшебник Изумрудного города», «Старик Хотта-быч», «Аленький цветочек», «Приключения капитана Врунгеля», «Золушка»,«Дюймовочка», «Винни-Пух и все-все-все», «Крокодил Гена и его друзья», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Маугли», «Пеппи Длинный-чулок», «Путешествия Гулливера», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Мэри Поппинс», «Щелкунчик»...

 

Волшебные предметы: шапка-невидимка, волшебная палочка, цветик-семицветик, скатерть-само­бранка, огниво, золотой ключик, серебряные башмачки, волшебная лампа, сапоги-скороходы...

Превращения: Князь Гвидон (в комара, муху, шмеля), Великан-людоед ( в льва, мыш­ку), Якоб (в карлика), братья-принцы ( в диких лебедей), ослы (в короты­шек)...

Волшебные страны: Страна Лжецов, Королевство Кривых Зеркал, Лилипутия, Страна Дураков, Изумрудный город, Страна Вечных Каникул, Страна Невыученных Уроков, Страна Чудес...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОММЕНТАРИЙ К УРОКУ

Сказка может получиться гораздо лучше, если соблюсти характерный для волшебной сказки порядок действий. Этот порядок оказывается практически одним и тем же для различных волшебных сказок всех времен и народов.

Сложность для сочинителя состоит в том, что этих действий должно быть не менее двадцати.

На освоение этой процедуры — коллективное сочинение волшебной сказ­ки—требуется несколько занятий.

Описание процедуры сочинения сказки — см. приложение в конце книги.

 

 

 

КАК СОЧИНИТЬ СКАЗКУ?'

Часть 1. Открываем секрет.

Как сочинить сказку? Спросите об этом у знаменитого Оле-Лу-койе, и, если вы ему понравитесь, он откроет великую тайну: сказки, как и сны, сочиняются с помощью волшебного зонтика. Зонтик этот с секретом: его можно разобрать на отдельные лоскутки-карты, и каж­дая карта обозначает одно сказочное действие — событие, происхо­дящее с героем. Сказки разные, герои разные, а действия — одни и те же. Образцы карт — в конце приложения

32Часть 2. Раскроем карты, господа!

ДЕЙСТВИЕ 1. Предписание или запрет.

Некто, имеющий власть, что-то запрещает герою.

Говорящий Сверчок запрещает Буратино заглядывать за холст; Синяя Борода запрещает очередной жене отпирать секретную ком­нату; Бог запрещает Адаму и Еве есть известное яблоко.

ДЕЙСТВИЕ 2. Нарушение запрета.

Герой нарушает запрет, и это приводит ко многим неприятностям: происходит...

ДЕЙСТВИЕ 3. Беда (вредительство или недостача).

Братец Иванушка становится козленочком; Царевну похищает Змей; Буратино попадает в немыслимые переделки; Бог впадает в праведный гнев из-за грехопадения Евы и Адама.

После того как беда произошла, герой должен уехать из дома. Наступает...

ДЕЙСТВИЕ 4.

                   Отъезд.

4Герой уезжает из дома: Дон-Кихот седлает своего Росинанта; Иван-царевич отправляется на поиски Царевны-Лягушки; Адама и Еву изгоняют из рая.

5И встает перед героем...

 

   ДЕЙСТВИЕ 5. Задача.

Привезти То, Не Знаю Что — волшебное средство, которое помо­жет справиться с бедой: живую воду, волшебное кольцо или там золо­тое руно.

В пути случается...

 

 

 

 

 

6

 

7              ДЕЙСТВИЕ 6. Встреча с Дарителем.

Иван-царевич встречает Бабу Ягу; Буратино — Черепаху Тортил-лу.

И Герою вручаются...

              Волшебные дары (ДЕЙСТВИЕ 7).

Одному — клубок, который приведет в тридесятое царство; дру­гому — золотой ключик, третьему — волшебная лампа, четверто­му — меч-кладенец.

После этого происходит...

         ДЕЙСТВИЕ 8. Появление героя.

8Герой — кто раньше, кто позже — появляется на сцене, где про­изойдут главные события: Иван-царевич появляется на калиновом мосту; Дон-Кихот — перед ветряной мельницей; Давид — перед Го­лиафом. В общем, маленький Комарик лезет в паутину и кричит что есть мочи: «Где убийца, где злодей?»

9Тут же появляется и злодей — антигерой, вооруженный до зубов: у него «из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит»; или этот злодей — тролль, швыряющий направо и налево вредоносные осколки волшебного зеркала; а может, это колдунья, которая принес­ла угощение — отравленные яблоки.

Исполнилось...

11ДЕЙСТВИЕ 9. Магические свойства антигероя.

10Тут, конечно, у героя со злодеем завязывается жестокая...

         Борьба

13(ДЕЙСТВИЕ 10).

Победить злодея нелегко: то у него отрастают новые головы, то ему помогает всякая нечисть, но герой, если он, конечно, настоящий герой, рано или поздно побеждает, хотя и сам бывает крепко побит. Это вершина сказки -...

 

  Победа

(ДЕЙСТВИЕ 11).

Герой, отдышавшись после драки, может теперь забрать То, Не Знаю Что: живую воду, золотое руно и прочее, и прочее, и прочее — и потихоньку собираться домой.   Наступает...

 

 

ДЕЙСТВИЕ 12.

12Возвращение.

Герой отправляется в обратный путь, иногда за ним бывает погоня.

А потом происходит...

 

 

 

ДЕЙСТВИЕ 13.

Прибытие домой.

Буратино возвращается в родную каморку, Илья-Муромец — в стольный Киев-град.

Герой уже готов избыть беду — ведь он привез волшебное сред­ство. Но во многих сказках ему мешает...

 

 

 

 

 

14

 

15Ложный герой

(ДЕЙСТВИЕ 14).

16Ложный герой выдает себя за друга: «Подойди сюда, моя крошка, потому что я и есть Крокодил». Ложный герой может обманом вык­расть волшебное средство и выдать себя за героя.

Так что герою предстоят...

 

          Трудные испытания

            (ДЕЙСТВИЕ 15).

Крокодил вытягивает Слоненку нос в хобот; Лиса Алиса и Кот Базилио ведут Буратино в Страну Дураков; Иван-дурак должен по­плавать в кипящем молоке.

Наконец, усилиями Героя...

 

    Беда ликвидируется

         (ДЕЙСТВИЕ 16).

17После этого героя признают. Происходит...

 

       ДЕЙСТВИЕ 17.

        Узнавание героя.

Все неприятности, «как в сказке», исчезают. Спящая красавица просыпается, мертвая царевна оживает, царь Салтан обнимается с Князем Гвидоном.

Теперь самое время для...

 

 

 

 

 

18

                                  ДЕЙСТВИЯ 18.

                          Разоблачения ложного героя.

Лиса Алиса и Кот Базилио больше никого не обманут. Кроме того, неплохо...

19

 

Наказать Злодея, если он еще жив (ДЕЙСТВИЕ 19).

 

У Карабаса-Барабаса отнимают кукол; любопытный Слоненок, испытывая хобот, с удовольствием швыряет дядюшку Павиана в ко­лючие кусты.

20И на закуску...

 

 

 

 

 

 

ДЕЙСТВИЕ 20. Свадьба.

 

Королевич Елисей женится на ожившей царевне, Иван-царевич обретает Царевну-Лягушку; маленький Комарик и Муха-Цокотуха тоже находят свое насекомое счастье: будут они «жить-поживать и добра наживать».

Впрочем, некоторые сказки заканчиваются не свадьбой, а другим торжеством (Буратино с друзьями открывают театр «Молния», экс­педицию Знайки торжественно встречают в Цветочном городе).

Часть 3. Как это делается?

1. Сочинители садятся за стол и выкладывают на него все карты картинкой вверх, соблюдая порядок действий.

2. Группа заранее называет главного героя сказки (их может быть и несколько). Главным героем может быть известный сказочный пер­сонаж (Винни-Пух, Карлсон, Иванушка-дурачок). Это может бытьлюбой другой литературный герой (Шерлок Холмс, Дон Кихот, Манька Облигация). Подходят также знаменитости всех времен и народов (Петр Первый, Алла Пугачева, Билл Гейтс и т. д.)- И, наконец, герой может быть новоиспеченный: его рождает группа.

Примечани е. Если на роль героя предлагается участник груп­пы Петя Иванов, он должен пройти «ритуал крещения» и в сказке фигурировать под новым именем (к примеру, «Хитрый Петр»).

3. Каждый участник, поднимая очередную карту, «исполняет» обо­значенное на ней действие: сочиняет и рассказывает доставшийся ему эпизод, иногда с помощью группы. Когда эпизод закончили — слово берет другой участник и исполняет следующее действие. Нуж­но стремиться к тому, чтобы действия увязывались друг с другом.

Труднее всего тем участникам, кто сочиняет начало и конец.

4. Когда все действия будут разыграны, кто-нибудь из группы рас­сказывает всю сказку с начала до конца. Кроме всего прочего, это отличная тренировка памяти. При этом в сказке могут произойти изменения: что-то добавится, что-то, напротив, исчезнет.

5.  Хорошо, если кто-то запишет сказку, придуманную группой. Очень интересно, если это сделают независимо друг от друга несколько участников. При этом сказка тоже может измениться.

6. Полезно проследить, все ли действия были разыграны в полу­чившейся сказке. Иногда, заметив пропущенное действие, можно сказ­ку удачно дополнить. Но бывает, что никакие дополнения «не лезут», и тогда нужно оставить, как есть: все действия в одной сказке появ­ляться могут, но не обязаны. Не нужно бояться, если в сказке появят­ся события, которые нельзя отнести ни к одному из разыгранных дей­ствий. Возможно также повторение по ходу сказки одного и того же действия: скажем, герой несколько раз вступает в борьбу, несколько раз проходит трудные испытания, несколько раз играет свадьбу.

7. Не нужно бояться, что первые сказки, сочиненные группой, бу­дут не очень удачными. Если не прекращать попыток, отмечая при этом удачные находки и слабости (критикуя работу, а не участников!), можно добиться приличного уровня: сказки становятся интересными не только участникам группы, но и посторонним слушателям.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Факультативное занятие "Придумывание сказок""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Патентовед

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

На данном факультативном занятии дети при помощи приема "Морфологический анализ" придумывают сказки. Все занятие проводится в занимательной игровой форме. У детей активизируется мышление, систематизируются знания о составных частях объекта и их вариантах,развивается воображение, образное мышление, умение фантазировать. Учащиеся погружаются в мир сказок, пытаются сами придумать волшебные сказки. В конце занятия получается свой оригинальный "продукт". Надеюсь, что этот материал факультативного занятия будет использоваться учителями в работе с учениками начальных классов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 120 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 659
    • DOCX 1.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фомичева Ирина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фомичева Ирина Михайловна
    Фомичева Ирина Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 5619
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 952 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 702 человека

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 306 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 613 человек

Мини-курс

Технологии и автоматизация в машиностроении

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек