Главная / Начальные классы / Факультативное занятие "Придумывание сказок"

Факультативное занятие "Придумывание сказок"

ПРИДУМЫВАНИЕ СКАЗОК

Цель: при помощи приема «Морфологический анализ» учить придумывать сказки.

Задачи:

  • Активизировать мышление учащихся;

  • Систематизировать знания о составных частях объекта и их вариантах;

  • Развивать воображение, образное мышление и умение фантазировать.


Ход занятия

1. Организационный момент

Посылай хорошие чувства”

- Улыбнитесь друг другу.

- У нас хорошее настроение.

2. Проверка домашнего задания

- С каким приемом фантазирования мы познакомились на прошлом занятии? (Морфологический анализ)

- Что предполагает этот прием?

- Покажите и расскажите, каких фантастических животных вы придумали используя «Морфологический анализ»?

3. Сообщение цели и задач занятия

- Любите ли вы сказки?

- Назовите ваши любимые сказки?

- Сегодня мы продолжим фантазировать используя «Морфологический анализ».

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

Игра на внимание «Герои сказок» (3 минуты)

Сказки стародавние
Грустные, забавные,
Добрые, серьёзные,
Лунные и звёздные.
Мы любим их слушать
Любим их читать
С ними можно даже
Просто поиграть!

- Когда я буду называть положительного сказочного персонажа (героя) — надо хлопнуть, когда отрицательного (злодея) — закрыть ладонями лицо.

(Примеры героев и злодеев для игры: Белоснежка, Снежная Королева, Иван-царевич, Кот в сапогах, Людоед, Кощей, Айболит, Змей-Горыныч, Золушка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Буратино, Чебурашка, мачеха, Дед Мороз, Баба Яга.)

4. Беседа «Структура сказки» (10 минут)

Сейчас мы называли сказочных героев и злодеев. А зачем в сказках нужны злодеи? Может, было бы лучше, если бы остались только герои?

Итак, вы считаете, что если бы в сказках были только герои, было бы неинтересно. А наоборот, если бы в сказке действовали только злодеи, такие сказки были бы гораздо интереснее, не так ли?

Значит, чтобы сказка была действительно интересной, нужны и добрые, и злые персонажи.

(Слова «герои» и «злодеи» записываются на доске.)

В сказках у главного героя есть какая-то цель, которой он хочет достигнуть, а злодеи ему мешают. Давайте вспомним сказки и подумаем: какая цель была у Красной Шапочки? (У Кота в сапогах, у Золушки, у Буратино?)

(После ответов слово «цель» записывается на доске.)

А еще в сказках бывает волшебство. Какие волшебные предметы вы знаете и какое волшебство они могли совершать? (Волшебные предметы: шапка-невидимка, волшебная палочка, цветик-семицветик, скатерть-самобранка, огниво, золотой ключик, серебряные башмачки, волшебная лампа, сапоги-скороходы)

(Слова «волшебные предметы» и «волшебство» записываются на доске.)

Очень часто сказочные герои могут превращаться в другие существа. Приведите примеры превращений из сказки «Золушка». (Из сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот в сапогах», «Аленький цветочек», «Гуси-лебеди».)

Вы видите, что превращения могут происходить как по воле сказочного героя, так и против его воли (героя заколдовывают).

(Слово «превращения» записывается.)

Действия в сказках обычно происходят не в реальной жизни, а в сказочных городах и странах. Какие необыкновенные страны вы знаете? (Волшебные страны: Страна Лжецов, Королевство Кривых Зеркал, Лилипутия, Страна Дураков, Изумрудный город, Страна Вечных Каникул, Страна Невыученных Уроков, Страна Чудес...)

(Слова «волшебная страна» записываются на доске.)

Таким образом, получается, что сказка отличается характерными признаками:

1) герои;

2) злодеи;

3) цель, к которой герой стремится, а злодей мешает ее достичь;

4) волшебные предметы;

5) волшебство, которое эти предметы совершают;

6) превращения героев;

7) волшебные места.

5. Физкультминутка

Игра "Найди свою сказку" (детям раздаются названия сказок. На стенах в разных местах развешаны иллюстрации к этим сказкам. Под музыку дети ходят по классу и ищут иллюстрации к своей сказки. После окончания музыки детям нужно найти «свою сказку» и кратко рассказать к какому отрывку из сказки иллюстрация.)

6. Работа в парах «Ваши варианты» (5 минут)

Все пары получают карточки, которые нужно заполнить.

Учитель называет каждой группе один из признаков сказки, нужно придумать или вспомнить, какими вариантами он может быть представлен (количество вариантов должно быть равно числу карточек).

Характерные признаки сказки:

герои;

злодеи;

цель;

волшебные предметы;

волшебство;

превращения;

место действия.

Пары записывают варианты на карточках. По окончании зачитываются записанные варианты.

Предлагаю детям создать "Сказочный салат".

- Сложите свои карточки в мешочки. Выберите из каждого мешочка одну карточку и составьте  сказку используя характерные признаки. Потом расскажите свою сказку.

- Прежде чем вы начнете придумывать сказку вспомните, как чаще всего начинаются сказки? (Присказка: «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве»)

- Как называется самая интересная часть сказки, в которой происходят все сказочные события? (Зачин и сюжет)

- Чем заканчивается сказка? (Концовка: «Стали жить, поживатьдобра наживать».)

( При помощи "Сказочного салата" создаются различные комбинации основных характеристик сказки, вывешиваются на доске)

6. Работа в парах «Придумывание сказки» (15 минут)

- Сейчас в группах вы должны придумать сказку, используя характерные признаки выбранные вами. Озаглавьте сказку.

7. Проверка выполнения задания

Каждая группа рассказывает свою сказку.

Самооценка. Оценка.

8. Рефлексия

По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

- Выберите любое начало предложения и закончите его самостоятельно.

Мне было интересно…..

Мне было трудно….

Теперь я могу….

Я научился….

У меня получилось…

У меня не получилось…






























5. Домашнее задание (3-5 минут)

Учитель рассказывает о способе сочинения сказки, когда в известную сказку вносятся дополнения, которых раньше в ней не было.

В домашнем задании нужно «переписать» любую известную сказку, включив в нее самого себя.

При этом ученики сами выбирают, что именно они будут делать в сказке, как они могут повлиять на ход событий, что изменится в конце. (Можно вспомнить мультфильм «Петя и Красная Шапочка», описывающий подобную ситуацию.)

6. Подведение итогов занятия (3-4 минуты)

Можно предложить высказать свое мнение об уроке с точки зрения сказочного героя (как положительного, так и отрицательного), с обоснованием, что именно понравилось и что не понравилось.

Сказка – это устный занимательный рассказ о невероятных волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.


Сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных.



В сказках есть присказка, зачин и содержание, концовка.




ПРИЛОЖЕНИЕ Названия сказок:


«По щучьему веленью», «Конек-Горбунок», «Али-Баба и 40 разбойников», «Цветик-семицветик», « Айболит», «Мойдодыр», «Приключения Незнайки», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Пиноккио» «Приключения Чиполлино», «Волшебник Изумрудного города», «Старик Хотта-быч», «Аленький цветочек», «Приключения капитана Врунгеля», «Золушка»,«Дюймовочка», «Винни-Пух и все-все-все», «Крокодил Гена и его друзья», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Маугли», «Пеппи Длинный-чулок», «Путешествия Гулливера», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Мэри Поппинс», «Щелкунчик»...


Волшебные предметы: шапка-невидимка, волшебная палочка, цветик-семицветик, скатерть-самобранка, огниво, золотой ключик, серебряные башмачки, волшебная лампа, сапоги-скороходы...

Превращения: Князь Гвидон (в комара, муху, шмеля), Великан-людоед ( в льва, мышку), Якоб (в карлика), братья-принцы ( в диких лебедей), ослы (в коротышек)...

Волшебные страны: Страна Лжецов, Королевство Кривых Зеркал, Лилипутия, Страна Дураков, Изумрудный город, Страна Вечных Каникул, Страна Невыученных Уроков, Страна Чудес...














КОММЕНТАРИЙ К УРОКУ

Сказка может получиться гораздо лучше, если соблюсти характерный для волшебной сказки порядок действий. Этот порядок оказывается практически одним и тем же для различных волшебных сказок всех времен и народов.

Сложность для сочинителя состоит в том, что этих действий должно быть не менее двадцати.

На освоение этой процедуры — коллективное сочинение волшебной сказки—требуется несколько занятий.

Описание процедуры сочинения сказки — см. приложение в конце книги.




КАК СОЧИНИТЬ СКАЗКУ?'

Часть 1. Открываем секрет.

Как сочинить сказку? Спросите об этом у знаменитого Оле-Лу-койе, и, если вы ему понравитесь, он откроет великую тайну: сказки, как и сны, сочиняются с помощью волшебного зонтика. Зонтик этот с секретом: его можно разобрать на отдельные лоскутки-карты, и каждая карта обозначает одно сказочное действие — событие, происходящее с героем. Сказки разные, герои разные, а действия — одни и те же. Образцы карт — в конце приложения

Часть 2. Раскроем карты, господа!32

ДЕЙСТВИЕ 1. Предписание или запрет.

Некто, имеющий власть, что-то запрещает герою.

Говорящий Сверчок запрещает Буратино заглядывать за холст; Синяя Борода запрещает очередной жене отпирать секретную комнату; Бог запрещает Адаму и Еве есть известное яблоко.

ДЕЙСТВИЕ 2. Нарушение запрета.

Герой нарушает запрет, и это приводит ко многим неприятностям: происходит...

ДЕЙСТВИЕ 3. Беда (вредительство или недостача).

Братец Иванушка становится козленочком; Царевну похищает Змей; Буратино попадает в немыслимые переделки; Бог впадает в праведный гнев из-за грехопадения Евы и Адама.

После того как беда произошла, герой должен уехать из дома. Наступает...

ДЕЙСТВИЕ 4.

Отъезд.

Герой уезжает из дома: Дон-Кихот седлает своего Росинанта; Иван-царевич отправляется на поиски Царевны-Лягушки; Адама и Еву изгоняют из рая.4

И встает перед героем...5


ДЕЙСТВИЕ 5. Задача.

Привезти То, Не Знаю Что — волшебное средство, которое поможет справиться с бедой: живую воду, волшебное кольцо или там золотое руно.

В пути случается...






6


ДЕЙСТВИЕ 6. Встреча с Дарителем.7

Иван-царевич встречает Бабу Ягу; Буратино — Черепаху Тортил-лу.

И Герою вручаются...

Волшебные дары (ДЕЙСТВИЕ 7).

Одному — клубок, который приведет в тридесятое царство; другому — золотой ключик, третьему — волшебная лампа, четвертому — меч-кладенец.

После этого происходит...

ДЕЙСТВИЕ 8. Появление героя.

Герой — кто раньше, кто позже — появляется на сцене, где произойдут главные события: Иван-царевич появляется на калиновом мосту; Дон-Кихот — перед ветряной мельницей; Давид — перед Голиафом. В общем, маленький Комарик лезет в паутину и кричит что есть мочи: «Где убийца, где злодей?»8

Тут же появляется и злодей — антигерой, вооруженный до зубов: у него «из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит»; или этот злодей — тролль, швыряющий направо и налево вредоносные осколки волшебного зеркала; а может, это колдунья, которая принесла угощение — отравленные яблоки.9

Исполнилось...

ДЕЙСТВИЕ 9. Магические свойства антигероя.11

Тут, конечно, у героя со злодеем завязывается жестокая...10

Борьба

(ДЕЙСТВИЕ 10).13

Победить злодея нелегко: то у него отрастают новые головы, то ему помогает всякая нечисть, но герой, если он, конечно, настоящий герой, рано или поздно побеждает, хотя и сам бывает крепко побит. Это вершина сказки -...


Победа

(ДЕЙСТВИЕ 11).

Герой, отдышавшись после драки, может теперь забрать То, Не Знаю Что: живую воду, золотое руно и прочее, и прочее, и прочее — и потихоньку собираться домой. Наступает...



ДЕЙСТВИЕ 12.

Возвращение.12

Герой отправляется в обратный путь, иногда за ним бывает погоня.

А потом происходит...




ДЕЙСТВИЕ 13.

Прибытие домой.

Буратино возвращается в родную каморку, Илья-Муромец — в стольный Киев-град.

Герой уже готов избыть беду — ведь он привез волшебное средство. Но во многих сказках ему мешает...






14


Ложный герой 15

(ДЕЙСТВИЕ 14).

Ложный герой выдает себя за друга: «Подойди сюда, моя крошка, потому что я и есть Крокодил». Ложный герой может обманом выкрасть волшебное средство и выдать себя за героя.16

Так что герою предстоят...


Трудные испытания

(ДЕЙСТВИЕ 15).

Крокодил вытягивает Слоненку нос в хобот; Лиса Алиса и Кот Базилио ведут Буратино в Страну Дураков; Иван-дурак должен поплавать в кипящем молоке.

Наконец, усилиями Героя...


Беда ликвидируется

(ДЕЙСТВИЕ 16).

После этого героя признают. Происходит...17


ДЕЙСТВИЕ 17.

Узнавание героя.

Все неприятности, «как в сказке», исчезают. Спящая красавица просыпается, мертвая царевна оживает, царь Салтан обнимается с Князем Гвидоном.

Теперь самое время для...






18

ДЕЙСТВИЯ 18.

Разоблачения ложного героя.

Лиса Алиса и Кот Базилио больше никого не обманут. Кроме того, неплохо...

19


Наказать Злодея, если он еще жив (ДЕЙСТВИЕ 19).


У Карабаса-Барабаса отнимают кукол; любопытный Слоненок, испытывая хобот, с удовольствием швыряет дядюшку Павиана в колючие кусты.

И на закуску...20







ДЕЙСТВИЕ 20. Свадьба.


Королевич Елисей женится на ожившей царевне, Иван-царевич обретает Царевну-Лягушку; маленький Комарик и Муха-Цокотуха тоже находят свое насекомое счастье: будут они «жить-поживать и добра наживать».

Впрочем, некоторые сказки заканчиваются не свадьбой, а другим торжеством (Буратино с друзьями открывают театр «Молния», экспедицию Знайки торжественно встречают в Цветочном городе).

Часть 3. Как это делается?

1. Сочинители садятся за стол и выкладывают на него все карты картинкой вверх, соблюдая порядок действий.

2. Группа заранее называет главного героя сказки (их может быть и несколько). Главным героем может быть известный сказочный персонаж (Винни-Пух, Карлсон, Иванушка-дурачок). Это может бытьлюбой другой литературный герой (Шерлок Холмс, Дон Кихот, Манька Облигация). Подходят также знаменитости всех времен и народов (Петр Первый, Алла Пугачева, Билл Гейтс и т. д.)- И, наконец, герой может быть новоиспеченный: его рождает группа.

Примечани е. Если на роль героя предлагается участник группы Петя Иванов, он должен пройти «ритуал крещения» и в сказке фигурировать под новым именем (к примеру, «Хитрый Петр»).

3. Каждый участник, поднимая очередную карту, «исполняет» обозначенное на ней действие: сочиняет и рассказывает доставшийся ему эпизод, иногда с помощью группы. Когда эпизод закончили — слово берет другой участник и исполняет следующее действие. Нужно стремиться к тому, чтобы действия увязывались друг с другом.

Труднее всего тем участникам, кто сочиняет начало и конец.

4. Когда все действия будут разыграны, кто-нибудь из группы рассказывает всю сказку с начала до конца. Кроме всего прочего, это отличная тренировка памяти. При этом в сказке могут произойти изменения: что-то добавится, что-то, напротив, исчезнет.

5. Хорошо, если кто-то запишет сказку, придуманную группой. Очень интересно, если это сделают независимо друг от друга несколько участников. При этом сказка тоже может измениться.

6. Полезно проследить, все ли действия были разыграны в получившейся сказке. Иногда, заметив пропущенное действие, можно сказку удачно дополнить. Но бывает, что никакие дополнения «не лезут», и тогда нужно оставить, как есть: все действия в одной сказке появляться могут, но не обязаны. Не нужно бояться, если в сказке появятся события, которые нельзя отнести ни к одному из разыгранных действий. Возможно также повторение по ходу сказки одного и того же действия: скажем, герой несколько раз вступает в борьбу, несколько раз проходит трудные испытания, несколько раз играет свадьбу.

7. Не нужно бояться, что первые сказки, сочиненные группой, будут не очень удачными. Если не прекращать попыток, отмечая при этом удачные находки и слабости (критикуя работу, а не участников!), можно добиться приличного уровня: сказки становятся интересными не только участникам группы, но и посторонним слушателям.


Факультативное занятие "Придумывание сказок"
  • Начальные классы
Описание:

На данном факультативном занятии дети при помощи приема "Морфологический анализ" придумывают сказки. Все занятие проводится в занимательной игровой форме. У детей активизируется мышление, систематизируются знания о составных частях объекта и их вариантах,развивается воображение, образное мышление, умение фантазировать. Учащиеся погружаются в мир сказок, пытаются сами придумать волшебные сказки. В конце занятия получается свой оригинальный "продукт". Надеюсь, что этот материал факультативного занятия будет использоваться учителями в работе с учениками начальных классов.

Автор Фомичева Ирина Михайловна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 703
Номер материала 46828
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓