Главная / Русский язык и литература / Факультативное занятие "Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке" 9-10 классы

Факультативное занятие "Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке" 9-10 классы




План факультативного занятия по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке» в 9-10 классе Учитель – Силаева Т.О. (Москва, ГБОУ СОШ № 664)



  1. Определение темы занятия.

Выполняем задание!

Выписать из предложения словосочетания и разобрать их.

Слова, как и звезды, не терпят одиночества, они тоже соединяются в своеобразные созвездия: тематические, синонимические, антонимические (Н. Матвеева).

  1. Вступительное слово учителя (обозначение темы занятия и цели: закрепить сведения о нормах построения словосочетаний и предложений; разобрать задания ЕГЭ – № 7, ОГЭ № 7: словосочетание и типы связи слов в словосочетаниях; обобщить сведения об особенностях развития системы подчинительной связи).



  1. Обобщающее повторение.

Беседа:

а/ Назовите основные единицы синтаксиса (словосочетание и предложение)

б/ В чем отличие предложения от словосочетания? (функция, структура, интонационное оформление)

в/ Назовите основные виды словосочетаний. Приведите примеры. Какие виды связи между словами в словосочетаниях вы знаете?

г/ В чем отличие простого предложения от сложного? Какие виды связи между частями сложного предложения вы знаете?



Сообщение учителя. Презентация.

Вспомним!

1.Роль в языке

называет предмет, действие, признаки (красивый вид, визжать от восторга, бежал быстро)

2.Строение

связь подчинительная

(главное слово и зависимое слово)

3.Способ связи слов в словосочетании

- по смыслу и при помощи окончания зависимого слова: трудолюбивый мальчик (мальчик – главное слово, какой? трудолюбивый – зависимое слово, окончание – ый);

- по смыслу и при помощи окончания зависимого слова и предлога: учится в школе (где? в школе – зависимое слово, предлог – в, окончание – е);

- только смысловая (зависимое слово – неизменяемая часть речи): учится танцевать (танцевать – зависимое слово, инфинитив, неизменяемое).

4.Виды словосочетаний (в зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово)

- именные (главное слово – существительное, прилагательное, причастие, местоимение): листья дерева, красный от холода, мы с тобой, пораженный красотой;

- глагольные (главное слово – глагол, деепричастие): идти по дороге, думая о нем;

- наречные (главное слово – наречие): оченьхорошо



Слова в словосочетании могут соединяться разными способами. Существует три способа связи слов в словосочетания: согласование, управление, примыкание.

При согласовании зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, т.е. согласуется с ним в роде, числе и падеже. При изменении главного слова аналогично изменяется и зависимое слово. Как правило, главным словом в словосочетаниях с согласованием бывает существительное, а зависимым – причастие, прилагательное, порядковое числительное или некоторые местоимения: русская литература, гуманитарное образование.

При управлении главное слово требует определенной падежной формы от зависимого слова.В таких словосочетаниях главным словом бываетобычно глагол или существительное, а зависимым – существительное в косвенном падеже. Зависимость слова при этом типе связи выражается с помощью окончания или предлога:противоядие (чему?) пошлости (д.п.), превращалось (во что?) в информацию (в.п.).

Примыкание – это такой тип связи, при котором зависимое слово (а это обязательно неизменяемая часть речи или форма глагола: наречие, деепричастие или неопределенная форма глагола) связано с главным только по смыслу.



  1. Тренировочные упражнения (раздаточный материал или использование медиапроектора).

1. Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания:

1 а/ зеленой листвой

б/ корабль отплыл

в/ прыгнули с моста

г/ громко смеялся

2 а/ постучать в окно

б/ жить по-старому

в/ сирень зацвела

г/ в последнем ряду

3 а/ платье в клетку

б/ проснуться утром

в/ пропущенный урок

г/ он радовался

4 а/ несмотря на обиду

б/ сидел молча

в/ сомневаться в сказанном

г/ с неразговорчивым соседом



2. Укажите неправильный вариант ответа.

1.Согласование

а/ думать о будущем

б/ думающий ученик

в/ к будущему понедельнику

г/ от горьких дум

2.Управление

а/ праздник весны

б/ солнечным днем

в/ летая над головой

г/ заснувший в саду

3.Примыкание

а/ очень приятно

б/ разговаривать стоя

в/ открыв глаза

г/ решил тренироваться

4.Согласование

а/в сиреневом облаке

б/ с огромным букетом

в/ цветущую сирень

г/ цветет в саду

5.Управление

а/ все кончилось

б/ работа над ошибками

в/ смеясь над собой

г/ рассказанная в классе

  1. Примыкание

  2. а/ сделать по-своему

  3. б/ громко засмеялся

  4. в/ пришел заранее

  5. г/ уехал в деревню



5.1.Повторение. Нормы управления. (Основные теоретические сведения). (Презентация).

Слово учителя.

Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:

1.Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции (пример: разъяснение о смысле указа вместоразъяснение смысла указа).

2.Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания (пример: потребность средств для производства вместопотребность в средствах производства).

3.В предложной конструкции используется неверный предлог (указал о том вместо указал на то). Необходимо обратить внимание на особенности управленияследующих слов (в презентации).

4.Неправильное использование предлогов ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно – следственных отношений. Необходимо запомнить (см. презентацию).

5.Неправильное использование конструкций со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного употребления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь. Запомнить (см. презентацию).

5.2. Повторение о согласовании сказуемого с подлежащим. Раздаточный материал (приложение 1).

Задание: используя данные ниже примеры, составить связный рассказ о согласовании подлежащего со сказуемым.

1/Ряд столов стоял… посреди комнаты. 2/Пять учеников подошл… к экзаменационному столу. 3/Двадцать две тетради лежал… на столе. 4/Тысяча солдат бросил…сь в атаку. 5/Прошл…два месяца. 6/На экскурсию пошл… всего десять учеников. 7/Много выпускников школы пошл… учиться в вузы. 8/Установлен… три новых мировых рекорда. 9/Такси стоял… у дома. 10/МХАТ выехал… на гастроли.

6. Тренировочные упражнения. Карточки.

1. Найдите ошибки в употреблении следующих словосочетаний. Исправьте их.

1/Отчитаться в израсходовании полученного аванса. 2/Отзыв на статью. 3/Уделять внимание на каждую мелочь. 4/Превосходство новой техники перед старой. 5/Примириться перед неумолимой судьбой. 6/Рассержен за выходку приятеля. 7/Уверенность в торжество справедливости.

2. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

1/Об этом мы познакомим вас позже. 2/Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 3/Высказывается критика о том, что мы делаем. 4/решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 5/магазин, ориентированный специально для школьников. 6/Уверенность каждого за свой завтрашний день. 7/Контролировать за ходом лечения. 8/Озабоченность за безопасность границ. 9/Вчера брат приехал с Москвы. 10/В журнале опубликована рецензия о книге. 11/По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление.

3. Исправьте ошибки, вызванные несоответствием нормам управления.

1/В отделе критики и библиографии толстых журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы. 2/Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 3/Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 4/Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 5/Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 6/Он учился в школе хорошо благодаря своих способностей. 7/На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города. 8/Он выехал из города согласно предписания.

4. Исправьте ошибки в следующих предложениях.

1/Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2/Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3/Двадцать человек стояли в стороне. 4/Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5/Большая часть домов на нашей улице каменная. 6/Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. 7/Десять студентов окончило институт с отличием.

5. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного согласования сказуемого с подлежащим. Исправьте предложения.

1/Большинство избирателей проголосовали до двенадцати часов дня. 2/Кафе-закусочная, которая недавно открылась, рассчитана на девяносто мест. 3/Призерами соревнований стали ряд лыжников-сибиряков. 4/Замок-молния вшита непрочно.5/Музей-квартира писателя будет открыта для посетителей в конце года. 6/Большая часть студентов и преподавателей института летом отдыхали на реке Воронеж. 7/Были сэкономлены большое количество дорогостоящих материалов и деталей. 8/Более семидесяти выпускников школы получило дипломы шоферов третьего класса.



7. Разбор заданий (алгоритм действия, приложение 2).

1. Из предложения выписать словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Каждый может продолжить этот ряд.

2. Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были, сохранились отцовские библиотеки.

3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании МУЧИТЕЛЬНО ЖАЛЬ.



8. Подведение итогов. Творческое задание.

А.С. Пушкин писал: «Язык неистощим в соединении слов». Доказать правомерность этих слов.







ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вспомним! Согласование подлежащего со сказуемым

  1. При подлежащем, выраженном собирательным существительным (ряд, большинство, меньшинство и др.) в сочетании с существительным в Р.п., а также сочетанием количественного числительного и неопределенного местоимения (несколько) с существительным в Р.п., сказуемое ставится во мн.ч., если речь идет о предметах одушевленных, и в ед.ч., если подлежащее – предмет неодушевленный.

  2. При числительных два, три, четыре сказуемые стоят во мн.ч.

  3. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемые стоят в ед.ч.

  4. При слове все глагол стоит во мн.ч.

  5. При словах много, мало, немного, немало – в ед.ч.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Для выполнения задания ОГЭ № 7 используйте следующий алгоритм:

  1. При определении нужного словосочетания посмотрите, как связаны между собой слова:

- если оба слова изменяются – согласование;

- если одно слово требует от другого употребления в каком-либо падеже – управление;

- если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога или окончания, - примыкание.

2. Проанализируйте зависимые слова:

- если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное – это согласование;

- если зависимым словом является существительное или местоимение, употребленное в том или ином падеже, - это управление;

- если зависимым словом является деепричастие, неопределенная форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного – это примыкание.








Факультативное занятие "Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке" 9-10 классы
  • Русский язык и литература
Описание:

План и содержание факультативного занятия направлены на оказание помощи учителю в подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ в 2015 году, а также самим учащимся повторить и систематизировать материал по теме "Подчинительная связь" из раздела грамматики "Синтаксис".

В ОГЭ-2015 по данной теме необходимо разобрать задание № 7: заменить словосочетание синонимичным с указанием вида подчинительной связи. А в ЕГЭ-2015 - задание № 7: установить соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками; выявить нарушение связи между подлежащим и сказуемым, неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Автор Силаева Татьяна Олеговна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 797
Номер материала 9414
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓