Главная / Начальные классы / Факультативное занятие "Игры со словами"

Факультативное занятие "Игры со словами"

7


hello_html_72fd5729.gifhello_html_40838eaa.gifФакультативное занятие «Развитие творческих способностей»

Тема «Игры со словами»

Цель:

  • учить анализировать структуру слова, чувствовать слово, вырабатывать умение мыслить нестандартно;

  • развивать творческое мышление, речь, внимание, сообразительность память;

  • обогащать словарный запас слов;

  • воспитывать коллективизм

Оборудование: ноутбуки, презентация «Ребусы», карточки со словами и числами, раздаточный материал «Круговые слова», мяч.


Ход занятия

  1. Организационный момент (1 – 2 мин)

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Мне приятно видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Я думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам радость общения друг с другом.

  1. Подведение к теме занятия (3 мин)

- Чтобы узнать тему нашего занятия, вам надо разгадать анаграмму.

- Знаете ли вы значение слова «анаграмма»? (Выслушиваю предположения)

- Давайте, ребята, заглянем в толковый словарь и найдем разъяснение значения этого слова.

(АНАГРА'ММА [греч. anagramma] - игра буквами, задача: образование из одних и тех же букв различных слов или словосочетаний).

- Поменяйте местами буквы так, чтобы получилось название нашей темы.

и р ы г ос о в и с а л м (Игры со словами)

- Вы любите играть?

- А знаете ли вы, какие либо игры со словами? (Выслушиваю детей)

- Существует огромное количество игр со словами все они очень интересны и познавательны.

- Для чего надо уметь играть со словами? (выслушиваю высказывания детей)

- Не секрет, в любом виде деятельности – в игре, труде или учебе – человеку постоянно нужны сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать, логически мыслить. Эти важные качества нужно воспитывать и постепенно развивать решениями различных задач, в том числе и играя со словами.

  1. Игра на внимание «Мальчики или девочки?» (3 мин)

- Наша первая игра называется «Мальчики или девочки», я буду читать строчки стихотворения, а вы должны их правильно закончить словом «мальчики» или «девочки», будьте очень внимательны, чтобы не попасть в «ловушку».

Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только … (девочки)
Болты, шурупы, шестеренки
Найдешь в кармане у … (мальчиков)
Коньки на льду чертили стрелочки,
Весь день в хоккей играли … (мальчики)
Болтали час без передышки
В цветастых платьицах … (девчонки)
При всех померяться силенкой
Не прочь всегда одни … (мальчишки)
Бояться темноты трусишки
Все как один, одни … (девчонки)


- Понравилась вам игра?

- Какими следует быть, чтобы не ошибаться в этой игре? (Надо быть внимательными)

- А надо ли быть всегда внимательными? Почему? (Чтобы правильно выполнять задания, при объяснении учителя, при соблюдении ПДД и т.д.)

- Какой можно сделать из этого вывод? (Быть внимательным необходимо каждому человеку.)

  1. Упражнение «Имена и числа в словах» (5 мин)

- Есть в русском языке слова, внутри которых прячутся другие слова. Это могут быть имена, числа и просто маленькие слова. Например, в слове «аквариум» спрятано слово «ум», в слове «поляна» - «пол». Мы привыкли к этим словам и не замечаем других слов внутри. Эти слова похожи на матрешки, когда внутри большой матрешки прячутся маленькие. С такими словами – матрешками можно поиграть.

- Прошу вниманья, тишина:

Из слов сбежали имена!

Вы только посмотрите –

Их больше нет внутри.

Слова вы отыщите,

На место их верните!

(На доске карточки со словами и именами, из которых «убежали» имена. Следует их восстановить, вставив соответствующие имена.)

- Соедините линиями слово и пропущенное имя.

С….р, п…т, ав….т, ….шка, ж…ф, ав….шина, кастр…, кварт…, сере…., п…на, ма….

Толя, Ира, Оля, Тома, Рома, Дина, Юля, Лина.

(Ответы: столяр, пират, автомат, ромашка, жираф, автомашина, длина, кастрюля, квартира, середина, поляна, малина)

- Молодцы! Вы справились с заданиями.


  1. Упражнение «Математический диктант» (3 мин)

- Мы начинаем поиск снова,

Без чисел – непонятно слово.

Число пропавшее найдите,

В слова обратно приведите!

- В словах спрятались числа, их нужно услышать и показать карточку с правильным числом.

Называю слова: смородина, просто, столица, стриж, смотри, пустота, господин, ухитрится, столько, семья, подвал, сороки.

- Молодцы!

- Какие знания и умения вы применили, играя в эту игру? (Умение читать, знание чисел, правила правописания)

- Чему еще можно научиться, играя в «словесные матрешки»? (Расширить словарный запас, грамотно писать, при решении математических задач, правильном счете

Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка. Игра «Замени букву» (3 мин)

- Я буду называть слово и бросать мяч одному из вас, а вы должны заменить одну букву в этом слове так, чтобы получилось новое слово. Например: соль – моль и т.д.

Букву можно заменить в любом месте: в начале слова, середине или в конце. Тот, кто не сможет назвать слово – считается проигравшим и должен отвернуться.

( зубдуб; дочьночь, дичь; винтбинт; щука - щека, мука; норка - горка, ножка; вёзвоз; делодепо, село)

  1. Работа в парах. Игра «Круговые слова» (7 мин)

- Давайте поработаем в парах. Я раздам каждой паре карточку, где по кругу будут записаны буквы. Каждая пара должна будет найти как можно больше слов и записать их, но следует соблюдать условие: буквы нельзя переставлять, читать слова можно в любом направлении, начиная с любой буквы.


(Сок, кол, колесо, лес, лесок, село, око, сокол, осел и т.д.)

Проверяем получившиеся слова.

- Трудно ли было вам находить слова? Почему было легко? (Мы работали в паре и могли друг другу помочь, подсказать)

- Как вы считаете, ребята, нужно ли играть в подобные игры? Почему? (игра учит грамотному письму, развивает внимание, память, расширяет словарный запас)

- Где нам могут пригодиться все эти умения? (на уроках русского языка, литературного чтения, математики)

  1. Шарады (7 мин)

- Вы чудесно справились со всеми заданиями. И сейчас я хочу предложить вашему вниманию еще одну игру. Мы будем разгадывать шарады.

- Знаете ли вы, что означает слово «шарада»? (Выслушиваю предположения)

Давайте найдем в толковом словаре объяснение значения этого слова.

(ШАРАДА - это одна из распространенных игр со словами, загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей — отдельных слов; сначала предстоит отгадать эти слова, а потом составить из них новое, более длинное. Как правило, такая загадка поэтическая. Например, из слов «приз» и «рак» получается слово «призрак», из ноты «фа» и слова «фасон» получается слово «фасон» и т.д.)

Начало  — буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое всегда жужжит
И над полянами кружит. (
Ш  — мель)

Мое начало  — голос птицы,
Конец лежит на дне пруда,
А всю меня, коль захотите,
В музее встретите всегда. (
Кар  — тина)

На первом часовой стоит,
Второе вечно зеленеет.
Ну а на целом каждый спит,
Как только за окном стемнеет. (
Пост  — ель)

Начало слова  — это нота,
Затем  — оленя украшенье,
А вместе  — место поворотов
И оживленного движенья. (
До  — рога)

Первое слово над чайником тает,
Второе - у папы растет над губой.
А целое - ветер морской надувает
И в плаванье нас приглашает с тобой. (
Пар – ус)

- Как вы считаете, надо ли уметь разгадывать шарады? Почему? (Развивают внимание, сообразительность, обогащают словарный запас, учат логически мыслить)

- Где нам могут пригодиться эти навыки?

  1. Работа в группах. Отгадывание ребусов (10 мин)

- Вы очень хорошо разгадывали шарады. А можете ли вы разгадывать ребусы?

- Поясните значение этого слова. (Выслушиваю детей)

- Давайте обратимся к толковому словарю и найдем там объяснение значения этого слова.

(РЕБУС – это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.)

- Знаете, ребята, что ребусы очень полезно разгадывать. Они развивают логическое образное мышление, учат вас нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание. И в это вы сейчас убедитесь.

Разгадывать ребусы мы будем в группах.

- Для чего нам нужно работать в группе? (Учимся общаться, работать дружно, помогать друг другу.)

- Правильно, работая в группе, вы в первую очередь учитесь взаимодействовать друг с другом.

Каждой группе, а их сегодня будет 3, следует разгадать по четыре ребуса, ответы – записать под ребусом. Работать мы будем с ноутбуками. Когда вы разгадаете первый ребус и руководитель группы запишет ответ, следует нажать на клавиатуре стрелку , для перехода к следующему ребусу. После выполнения задания каждая группа назовет отгаданные слова. Ребусы будут одинаковыми для всех групп, поэтому работаем тихо, чтобы группы не услышали ваши решения.

- Перед тем как приступить к работе, давайте повторим алгоритм разгадывания ребусов:

1. Названия всех изображенных предметов следует читать в начальной форме (кот, дом и т.д.)

2. Изображенный предмет может иметь несколько названий (глаз – око, нога – лапа и т.д.)

3. Расшифровывать ребус следует по частям.

4. Запятая слева от слова – надо убрать букву вначале слова, справа – букву убираем в конце. Сколько запятых, столько букв и надо убрать.

5. Для замены букв используют равенство: например, с=п – значит надо букву с заменить на п

6. Перевернутое изображение означает, что слово следует читать справа налево. (кот – ток)

(Делю на 3 группы, назначаю руководителей групп. После работы проверяем полученные слова, сравниваем результаты, если есть ошибки – анализируем, доказываем правильность ответов)

  1. Итог занятия. Рефлексия ( 2 мин)

- Зачем нужно играть со словами? (Играть со словами интересно, полезно, они развивают нашу речь, расширяют словарный запас, учат нас грамотному письму, развивают логическое мышление, сообразительность.)

- Если наше занятие было для вас интересным, полезным, познавательным – прикрепите на доску под синим большим кругом ваши маленькие синие кружки.

- Если занятие вам показалось не очень интересным и занимательным – прикрепите желтые кружки под большим желтым кругом.

- Ну, а если вам было не интересно, скучно и занятие вам совсем не понравилось, то прикрепите красные кружки под большим красным кругом.

















(АНАГРА'ММА [греч. anagramma] - игра буквами, задача: образование

из одних и тех же букв различных слов или словосочетаний).

________________________________________________________________________

(АНАГРА'ММА [греч. anagramma] - игра буквами, задача: образование

из одних и тех же букв различных слов или словосочетаний).

_________________________________________________________________________

(АНАГРА'ММА [греч. anagramma] - игра буквами, задача: образование

из одних и тех же букв различных слов или словосочетаний).

_________________________________________________________________________

РЕБУС – это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены

комбинацией фигур, букв или знаков.

_________________________________________________________________________

РЕБУС – это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены

комбинацией фигур, букв или знаков.

_________________________________________________________________________

РЕБУС – это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены

комбинацией фигур, букв или знаков.

____________________________________________________________________________________________

ШАРАДА - это одна из распространенных игр со словами, загадка, в

которой загаданное слово делится на несколько частей — отдельных слов;

сначала предстоит отгадать эти слова, а потом составить из них новое, более длинное. Как правило, такая загадка поэтическая.

________________________________________________________________________

ШАРАДА - это одна из распространенных игр со словами, загадка, в

которой загаданное слово делится на несколько частей — отдельных слов;

сначала предстоит отгадать эти слова, а потом составить из них новое, более длинное. Как правило, такая загадка поэтическая.

________________________________________________________________________

ШАРАДА - это одна из распространенных игр со словами, загадка, в

которой загаданное слово делится на несколько частей — отдельных слов;

сначала предстоит отгадать эти слова, а потом составить из них новое, более длинное. Как правило, такая загадка поэтическая.

________________________________________________________________________



Факультативное занятие "Игры со словами"
  • Начальные классы
Описание:

д   Данное факультативное занятие проводится с целью:

üучить анализировать структуру  слова,чувствовать слово, вырабатывать умение мыслить нестандартно;

ü развивать творческое  мышление, речь, внимание, сообразительность память;

üобогащать  словарный запас слов.

     Занятие проводится в игровой форме. Дети с удовольствием разгадывают ребусы, анаграммы, шарады, выполняют различные упражнения. После проведения таких занятий у детей значительно повышается интерес к предметам, в данном случае к русскому языку.

ü

у

Автор Фомичева Ирина Михайловна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 861
Номер материала 46749
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓