Главная / Начальные классы / Факультативное занятие по развитию осязания и мелкой моторики на тему "Медведи в гостях" (3 класс).

Факультативное занятие по развитию осязания и мелкой моторики на тему "Медведи в гостях" (3 класс).

Факультативное занятие 3 класс.

Ломакина Галина Михайловна,

МБОУ СОШ №5, учитель начальных классов,

г. Архангельск.


Тема: Развитие осязания и мелкой моторики.

(И.Кант «Рука – это вышедший наружу мозг человека»)

«Медведи в гостях»

Цель: развитие двигательных и познавательных способностей, совершенствуя моторное развитие тонкой ручной моторики и осязания.

Задачи:

- формирование мелкой моторики через сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев с речью;

- развитие и активизация мышления, внимания, фантазии, пространственного воображения;

- развитие тактильных ощущений и осязательного восприятия предметов;

- развивать умение общаться, работать в парах и микрогруппах;

Оборудование:

1. Корзина и ягоды.

2. На партах: карандаши, листы в клетку, снежки из ваты, счётные палочки, тренажёрный мячик,

3. Картинки медведей: белый и бурый.

4. Таблички слов: всеяден, шатун, берлога, белый, гризли,
малайский, панда, коала.

5. Мягкие игрушки: бурый мишка, белый мишка, маленький мишка.

6. Таблички для физкультминутки «изобрази движение».

7. Светящиеся снежинки на стенах.

8. Крупные части для снеговика.

9.Трафареты для слепых: ягод, медведя, снеговика.

10. Тренажёр “Гвоздики».

11. Маски медведя.

12. Книги: энциклопедии из серии «Обитатели Земли»:«Животный мир Америки», «Животный мир Европы», «Животный мир Азии», «Животный мир Австралии».

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент:

- Поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу и начнём работать….

1) Стих: В зимний день мы на прогулку
Собраемся пойти.

Праздник к нам спешит сегодня

Нужно путь к нему пройти!

2) Дыхательная гимнастика. Наполним лёгкие кислородом:

-вдох - выдох

-вдох - выдох (порциями)

- вдох (задержка) – выдох

3) Разогреем пальчики для работы:

«Пальчики здороваются»

Здравствуй, зима!

Здравствуй, снежок!

Здравствуй, холодный ветерок!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, солнце!

Мы живём в родном краю,

Всех я вас приветствую!

«Как живёте?»

- Как живёте в краю родном?

- Вот так! (большой палец)

- Как идёте?

- Вот так! (двумя пальцами одной руки «шагаем» по другой руке)

- Как бежите?

- Вот так! (локтями двигаем, как при беге)

- Ночью спите?

- Вот так! (ладони соединить вместе и кладём на них голову)

- Как берёте?

- Вот так! (руки вперёд, кисти вниз)

- Как даёте?

- Вот так! (руки вперёд, ладони вверх)

- Как шалите?

- Вот так! (надуть щёчки и кулачками легко ударить по ним)

- Как грозите?

- Вот так! (пальчиком друг другу)

II. Практические упражнения:

  1. На доске тема «Развитие осязания и мелкой моторики рук»

- Зачем нам нужны занятия по развитию моторики и осязания?

2) Загадка: Кто в лесу огромней всех?

У кого богатый мех?

Кто в берлоге до весны

Днём и ночью видит сны? (бурый медведь)

(Вывешивается таблички - слов и картинка медведя на доску)

- Где живёт? - Как проводит зиму?

- Как называется жилище? (берлога)

- Чем питается? (ягоды, рыбу, сладкие корешки, мёд) (всеяден)

- Кто такой медведь – шатун?

- Каких медведей ещё знаете? (белый, гризли, бурый,
малайский, панда, коала
)

3) - Какие сказки знаете, где встречается медведь?

- А мультфильмы?

К нам тоже в гости пришёл медвежонок (мягкая игрушка).

Поздоровайтесь с ним (тактильно).

Физкультминутка: (про медвежат – два ребёнка в масках, изображают движения).

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали,

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Лапы выше поднимали

4) ( Подготовим руку) Упражнение для рук с карандашом:

- покатать между ладонями;

- вставить между пальцами черед один и сжать кулак;

- покрутить карандаш между двумя пальцами;

- покатать карандаш на парте.

5) Медвежонок принёс вам задания: (Под Новый год совершаются чудеса и карандаш превращается в волшебный, который нарисует портрет. А кого, увидите сами). - Возьмите листок в клетку и карандаш. (Дети хором читают стишок о правильном положении листка при работе и правильном держании карандаша.)

- Графический диктант. (слепые обводят трафареты)

1↓, 1 ←, 6 ↓, 2 →, 1 ↓, 3 ←, 2 ↓, 3 ←, 2 ↓,

3 →, 7 ↓, 1 →, 3 ↓, 1 ←, 1 ↓, 4 →, 4 ↑, 2 →,

4 ↓, 4 →, 1 ↑, 1 ←, 3 ↑, 1 →, 7 ↑, 3 →, 2 ↑,

3 ←, 2 ↑, 3 ←, 1 ↑, 2 →, 6 ↑, 1 ←, 1 ↑,

2 ←, 1 ↓, 2 ←, 1 ↑, 2 ←.

Получается медвежонок. Дорисовать глазки, носик, воздушный шарик.

- Повести свой портрет Мишки на доску.

6) Дети стоят кружком.

- Какими ягодами любят лакомиться медведи?

Массаж пальцев «Малина»:

С веток ягоды снимаю, (левая рука согнута и поднята)

Ягод очень много! (кисть опущена – это ветка с ягодами)

Соберу их понемногу (правой рукой: пальцы собраны в

щепотку, собираем ягодки)

И попробую…

- Найдите ягодки по классу и положите в корзину.

Дети собирают ягоды в корзиночку. Дарят её мишке.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под музыку «Где – то на белом свете»):

- двигательная (изображаются движения)

7) Игра на честность (закрытые глаза - ощупывание):

Учитель подносит игрушку каждому ученику и задаёт различные вопросы по частям тела:

- Какой предмет: большой или маленький?

- Из каких частей состоит?

- Сравни по размеру голову и туловище…

- Чем покрыто тело?

- Сколько ног?

- Какие лапки?

- Есть ли хвост?

- Найди ушки. Какие они?

- Найди глазки.

- Есть ли хвост? Найди его.

- Найди носик.

- Что на шее?

- На что похоже?

Дети отвечают и ощупывают игрушку.

- Кого представили? (белый медведь)

- Где он живёт, чем питается? (рыба, котики, тюлени…)

8) Белый Мишка приготовил тоже задание:

Работа со счётными палочками. Выложить на парте ёлочку, ведь скоро самый красивый праздник.

Физкультминутка для глаз: Найдите глазками снежинки, которые белый Мишка развесил по классу (светящиеся снежинки, выключить свет).

9) Тренажёр «Гвоздики».

- Выложить с помощью резинок узор СНЕЖИНКУ.

10) Белый медведь привёл с собой маленького медвежонка.

- Как его зовут? (Умка)

Умка любит игра в снежки:

- скатать снежок;

- перекладывание из правой руки в левую;

- крепко сжать в кулаке;

- положить на парту и катнуть к соседу (и наоборот);

- положить на парту и попытаться поднять его локтями;

- КОМАНДЫ «Белые» и «Бурые»: бросить в цель на доске.

11) Погреем руки после снежков игольчатым шариком.

12) Работа коллективная: (Слепые ощупывают пластмассовых снеговиков)

Из больших частей (на полу) сложить снеговиков на фланелеграфе.

III.Итог:

  1. Дети встают в круг:

Возьмёмся за руки

И встанем все по кругу,

Чтоб передать своё тепло друг другу.

И пусть частичка вашего тепла

Вас греет всюду и всегда

  1. Попрощайтесь с медведями.

- Что вы хотите пожелать всем на Новый год? (Дети говорят по одному слову и передают медвежонка соседу)

3) Рефлексия:

- Встаньте, кому понравилось работать на занятии.

- На столе лежат вырезанные ладошки детей (заранее) разного цвета. Сложить из них ёлочку на фланелеграфе (или с помощью магнитиков)

Зелёная – было легко и интересно;

Жёлтая – было немного сложно;

Красная – было трудно.


Спасибо за работу!









Факультативное занятие по развитию осязания и мелкой моторики на тему "Медведи в гостях" (3 класс).
  • Начальные классы
Описание:

Конспект факультативного занятия нацелен на развитие двигательных и познавательных способностей, тонкой ручной моторики и осязания, на активизацию мышления, внимания, фантазии, пространственного воображения.  Для этого занятие построила в форме игрового познавательного путешествия. Использовала загадки, знание сказок, графический диктант, различные игровые упражнения: на массаж пальчиков, с карандашами, со счетными палочками, с мячом, тактильные, дыхательные. Сочетала игры и упражнения для тренировки пальцев с речью, учила работать  парах и  микрогруппах.

 

Автор Ломакина Галина Михайловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 752
Номер материала 24215
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓