Главная / История / Фактор семейных традиций как одно из средств формирования конкретно-исторических представлений.

Фактор семейных традиций как одно из средств формирования конкретно-исторических представлений.

Фактор семейных традицийкак одно из средств формированияконкретно-исторических представлений.

Жолтикова Н.В., учитель истории и обществознания, ГБОУ школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга, Россия.

«А пишу вам я слово для того, чтобы не перестала память родителей наших и наших, и свеча бы не погасла».

Эти слова принадлежат Великому князю Семену Ивановичу Гордому, 14 век (1340-1353 гг.). Судя по духовным грамотам первых московских князей, они любили выражение: «свеча бы не погасла». Это были заветные слова, пароль, своего рода семейный девиз созидательный. Московские князья собирали, а не расточали, строили, а не разрушали, крепко держались друг за друга, почитали родителей и заботились о чадах.Когда-то было привилегией аристократов иметь свою родословную, свое генеалогическое дерево. Но своими предками гордились и простые люди, любили рассказывать о замечательных умельцах в своем роду, гордились, что они мастера в седьмом колене.

Листая периодическую печать, в мои руки попала газетная заметка о 500-летней династии учителей Раменских. Основателем династии считается книгописец и переводчик Андриан Раменский (1418-1526 гг.). Это же, когда было? До царя Ивана Гроздного! В какие дали уводит нас цепочка имен, посвятивших свою жизнь учительскому делу (Илларион, Софроний, Матвей, Михайло…, всего полтора десятка имен – а в какие дали она уводит! В XIV век! И начинаешь понимать зачем человеку история. Прикосновение к ней раздвигает границы короткой нашей жизни. В наказе одного из Раменских своим детям и внукам содержится призыв «хранить родительскую славу» и поступать «по закону верно», ибо «закон внутри нас – это наша совесть». «Нет, никакие сокровища, кроме добродетели, не сильны установить душевной тишины. Деньги, чин – все это пустяки …О, юношество, залог благоденствия Отечества, бегите от пороков, трудолюбие прикрепит вас к истине», читаем мы в письме, приписываемом Радищеву.

Слова-то, какие умели люди находить! Родительская слава, добродетель, истина, благо, благоденствие Отечества…

Может быть, должны хоть изредка звучать и на сегодняшних уроках, эти старинные высокие слова? Как пробудить у ребят интерес к своим предкам, к прошлому своих семей? Как восстанавливать национальную культуру?

К сожалению, жертвами революций и войн ХХ века, прокатившихся по России, стали именно генетически богатые семейные линии и династии – из рабочих и крестьян, дворян и интеллигенции, торговых людей и предпринимателей. Как восстанавливать национальную культуру семейных и родственных отношений? С чего начать?

После длительных раздумий поняла, что необходимо обратиться к семейным традициям, корням; ко всему тому, что составляет духовную пищу растущего человека.

Фотографии и письма, дневники и документы, памятники материальной культуры должны стать источником изучения истории. Семья, ее устои и традиции должны стать одним из средств формирования конкретно-исторических представлений. Определился и круг потенциальных носителей социальной истории: родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.

Работая с анкетами, социологическая группа учащихся-энтузиастов 10-11-ых классов, сделала попытку: используя семейные архивы восстановить на всю возможную глубину, сохранившуюся историческую память семьи. Главный вывод был сделан. Проблема заинтересовала не только учащихся, но и родителей. В семьях хранят память о предках, чтут их. Хотя статистические цифры насторожили:

Смогли назвать прабабушек и прадедушек (предков четвертого поколения) – 74,5% учащихся. Сохранились вещи (фотографии, письма, посуда, вышитые полотенца, мебель и другие) и о них знают всё 10% учащихся, немногое – 30%,совсем не знают – 60%.Помнят и чтут предков – 50%, вспоминают, но редко – 35%, совсем не вспоминают – 15%.Генеалогическую ветвь смогли составить 5% учащихся.Конечно, на таком небольшом анализе трудно объективно подойти к рассматриваемому вопросу, но расставить акценты, планируя свою деятельность в курсе истории, можно.

Особенно ценными в этот момент мне показались сведения, относящиеся к началу ХХ века, связанные с жизнью и бытом Петербурга начала века. Началась поисковая работа по сбору сохранившихся предметов материальной культуры, фотографий, публикаций о жизни и быте Петербурга начала века. Анализируя анкеты, мы выяснили, что социальный состав Петербурга начала века был неоднороден. Из проанализированных анкет лишь в семнадцати встречается коренной петербуржец. В основном это были приезжие, устремляющиеся в город, прежде всего на заработки, преимущественно крестьяне (около 60%).

За получением дополнительной информации мы обратились к выставочным залам Петропавловской крепости, посетили выставки «Возвращение в Петербург», «Петербуржец путешествует», совершили автобусную и пешеходную экскурсии по теме: «Архитектура Петербурга конца XIX - начала ХХ века». И наконец, наша работа завершилась итоговым уроком по теме: «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века».

Эта кропотливая работа объединила родителей, учащихся и учителей. Собранная экспозиция, названная «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века» стала предметом интереса и тех учащихся, которые не принимали участия в работе. В своих отзывах дети отмечали: «Как же мне не вспоминать наших предков, если я ношу их фамилию и хочу, чтобы она осталась чистой, незапятнанной».

Я поняла для себя, насколько важно, особенно в настоящий момент оставить нашим детям не только материальное наследие – квартиру, дачу, машину. Главное – оставить им в наследие свою историю, память предков, высокую честь Рода (Фамилии), достоинство прожитой ими жизни. Цикл уроков стал продолжением кропотливой работы:

«Люди, годы, жизнь. 50-ые в зеркале истории» (11 класс); «Война - глазами ее современников» (9 класс); «Трудовой Петербург конца XIX – начала ХХ века» (9 класс); «Альбом истории открыт"(10 класс).

Таким образом, работая в направлении включения семейных традиций в курс истории Отечества, формируется целостная панорама семейных связей, традиций на разных исторических отрезках времени, происходит интеграция воспитательных пространств семьи, общества и государства при повышении гражданской ответственности всех участников образовательного процесса.

«Прошлое, - считает Дмитрий Сергеевич Лихачев, - должно служить современности».







Урок литературы с элементами интеграции

по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»

Блок истории

Учителя: Юлаева Ирина Алексеевна Класс: 11 Б

Лисютина Галина Николаевна

Жолтикова Наталья Владимировна


Необходимое оборудование:

  • выставка «Жить не по лжи, а по вековой мудрости»;

  • выставка «И дольше века длится день».


Слово учителя: Вот уже в течение длительного периода времени жизнь и судьба наших предков является предметом изучения истории, важное место занимает идея: «времен связующая нить». Изучение истории не только по научной и учебной литературе, через литературные произведения, но и по воспоминаниям родных и близких вам людей является важным источником изучения времени, эпохи.

На уроке: «Люди, годы, жизнь. 50-ые в зеркале истории» вы рассказывали о судьбе родных и близких, пытались понять их судьбу, донесли до нас их воспоминания, важные как свидетельства времени и эпохи, сохранившие тепло рук родных и близких людей, отражающих эту эпоху, время.

Проделанная вами работа даст вам возможность лучше понять героев нашего рассказа, воспринять образ Матрены, образ рассказчика. Итак, обратимся к тексту рассказа: «Летом 1956 года из пыльной … просто в Россию».

Вопросы к учащимся:

  • Часто ли мы встречаемся при изучении истории с датами?

  • А в литературных произведениях?

  • Почему автор обращает нас к точной дате?

  • Чем она важна для него?


  1. ХХ съезд КПСС.

  2. Герой возвращается после ГУЛАГа.

В марте 1956 года Анна Ахматова скажет:

«Теперь арестанты вернутся, и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили».

Я хочу предоставить слово группе, которая занималась социологическим изучением эпохи 50-х годов. Слово группе социологов.

Анализ анкет учащихся 8-11 классов о судьбе родственников, чьи судьбы затронули репрессии, кто прошел серьезные испытания.

Слово учителя: Люди прошли через серьезные испытания, но нашли в себе силы противостоять судьбе, истории.

Вопросы к учащимся:

  • Какие трудности встали у них на пути?

  • Что помогало им в этом?

  • В чем пытаются они найти силы?

  • Где наш герой пытается понять происшедшее с ним?

  • Куда направляется наш рассказчик, чтобы осмыслить, понять происшедшее? Почему?

Слово учителя: Как подходят строчки Эренбурга «Я лишний раз вижу насколько мы связаны в своем выборе историческими обстоятельствами, средой, чувством ответственности за других, той общественной атмосферой, которая неестественно повышает голос человека или, наоборот, глушит его, меняет все пропорции.».

ХХ век богат катаклизмами. А как судьба Матрены связана с историей? Обратимся к тексту.

Вопросы к классу:

  • Какие исторические события выпали на долю Матрены?

  • Какие еще?

«И шли годы, как плыла вода … И старела в ней беспритульная Матрена.»

  • Как история повлияла на ее судьбу?

  • Эта судьба одной Матрены?

  • В этой судьбе она одинока?

  • Что вы знаете о положении деревни к 1956 году?

Давайте обратимся к историческим фактам.

  • Как окружающее ее бытие влияет на ее жизнь?

Обратить внимание на текст.

Итак, ваше мнение. Что такая жизнь и судьба могли сделать с человеком? Что помогало человеку выстоять под ударами судьбы, помогало Матрене?

Вывод: Да, действительно, все, что вы назвали, - это категории, составляющие важный внутренний закон. Какой? (Закон совести).

И подводя итоги всему сказанному, я хочу воспользоваться словами самого Солженицына: «Жить не по лжи, а по вековой мудрости».




















Тема урока: Люди и вещи. Картинки быта Петербурга

конца XIX начала ХХ века.

«Откроем бабушкин сундук …»


Учитель: Жолтикова Наталья Владимировна Класс: 10 Б


Время проведения урока: два учебных часа.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Целевая установка урока:

  • Создать необходимые условия для освещения нравственной проблемы, дать почувствовать времен связующую нить, чтобы предметом разговора о предках стала семья, возникли чувства преемственности поколений, воспоминания о традициях, семейных устоях. Семья – друзья – город – мир, вот, непрерывно складывающаяся мучительно долго и больно нить, которая не должна порваться, камень в фундамент должен быть положен.

  • Познакомиться с бытом Петербурга не по художественной, публицистической литературе, как обычно, а через вещи, предметы, фотографии, которые так заботливо сохранили для нас предшествующие поколения.


Источники изучения:

  • Выставки музея Петропавловской крепости «Возвращение в Петербург», «Петербуржец путешествует».

  • Собранная силами учителей и учащихся экспозиция «Откроем бабушкин сундук …».

  • Автобусная экскурсия «Петербург конца XIX начала ХХ века».

  • Социологическое обследование учащихся 9-11 классов путем анкетирования.

  • Дополнительная художественная и публицистическая литература по теме.

Необходимое оборудование:

  • Выставка «Ах, эта изменчивая мода». Выдержки из журналов мод Петербурга и парижские моды начала века.

  • Выставка «Горжусь своими предками». Представлены детские анкеты, генеалогические семейные древа, семейные фотографии.

  • Выставка предметов материальной культуры (посуда, одежда …)

  • Выставка художественной и публицистической литературы.


Основные понятия и термины: урбанизация, миграция, быт,

поколение, преемственность, фамилия.

  1. Подготовительный этап.

Класс получает опережающие задания по группам:

1 группа – Город. Жилище. Интерьер.

2 группа – Деньги. Рынки. Вещи.

3 группа – Образование.

4 группа – Ах, эта изменчивая мода.

5 группа – Аналитическая (проведение социологического опроса, анализ

и подведение итогов).


  1. Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя.

Петербург конца XIX начала ХХ века превратился в крупный

индустриальный центр и одновременно продолжал играть роль центра духовной жизни, продолжал быть столицей морально-духовных ценностей, духовно-нравственных традиций. Судьбы людей, как они складываются? Из чего складывается их жизнь, быт? Что их окружает? Учитель называет тему урока и обращает внимание учащихся на эпиграф: «Прошлое должно служить современности» (Д.С.Лихачев).


Логические задания учащимся:

  • Согласны ли вы с этой мыслью, попытайтесь аргументировать.

  • На каком слове вы бы сделали смысловой акцент?


2. Слово предоставляется первой группе.

Учащиеся рассказывают о Петербурге. Основная мысль выступления ребят показать особенности города этого времени, особенно личные ощущения от посещения группой дворов старого Петербурга, подъездов, лестниц.

Дополнительный вопрос:

  • Какие чувства вы испытывали знакомясь и работая над этой темой?


  1. Слово предоставляется второй группе.

Ребята показывают и рассказывают о денежных знаках России,

ценах на различные товары, показывают сохранившиеся фотографии и гравюры рынков города, магазинов, показывают вещи, сделанные на заводах и фабриках, рассказывают историю этих вещей.

Дополнительный вопрос:

  • Какие чувства вы испытывали прикасаясь к этим вещам?

  • Как относились ваши родители, родственники, когда вы задавали им вопросы, расспрашивали их?


  1. Слово предоставляется третьей группе.

Учащиеся по фотографиям описывают внешний облик учащихся

гимназий, реальных училищ, духовных семинарий. Ребята повествуют о их учебной жизни, обязанностях, свободном времени, предлагают посмотреть собранные для экспозиции учебные книги, художественную и научную литературу.

Дополнительный вопрос:

  • Что нового вы увидели для себя работая над этой проблемой, что интересное вам больше всего запомнилось?


  1. Слово предоставляется четвертой группе.

Ребята показывают, что «одежда – это зеркало, в котором отражается

история.» Используя журналы мод начала века, ребята показывают и рассказывают о фасонах, тканях петербуржцев разных социальных групп. Показывают и демонстрируют модели коллекции собранной в экспозиции (палантин, набивные и кисейные платки, манишки, воротнички). Все экспонаты сохранились и бережно хранятся для потомков.

Дополнительный вопрос:

  • Надо ли хранить эти вещи несмотря на их старомодность, испорченность временем?


  1. Слово предоставляется социологической группе.

Зачитываются факты и цифры социологического обследования.

Слово предоставляется учащейся класса Марине Кутателадзе. Девочка рассказывает историю своей семьи. Ее прадедушка и прабабушка – коренные петербуржцы. В семье бережно хранятся вещи переданные ими: посуда, одежда, письма, фотографии.


  1. Заключительный этап.

  1. Подведение итогов задания данного в начале урока.

  2. Организационный этап выставления оценок.

  3. Заключительное слово учителя: Мне бы хотелось чтобы

сегодняшний разговор стал бы для вас ощущение того, что вы положили камень в фундамент семейной, народной, а значит и исторической памяти. Пусть времен связующая нить будет с уверенностью вами проложена в будущее.


























Тема урока: Буржуазия и пролетариат -

основные классы российского общества.

(Трудовой Петербург конца XIX начала ХХ веков)


Учитель: Жолтикова Наталья Владимировна Класс: 10 А


Время проведения урока: два учебных часа


Тип урока: урок изучения нового материала


Целевая установка:

  • Создать условия для усвоения учащимися, что традиционное для Российской Империи сословное деление стало началом модернизации все больше отходить на второй план и шел процесс формирования новой общественной структуры, основанной на иных принципах, шло формирование новых классов и новых общественных противоречий.

  • Показать, что новые классы, формировались в сложных условиях социальной действительности, имели свои особенности.

  • Продолжить работу по формированию у учащихся оценочных суждений, умений анализировать работать с понятиями, таблицами, статистическими данными.

  • Продолжить формирование «времен связующую нить …».


Источники изучения:

  • Выставка музея Петропавловской крепости «Старый Петербург».

  • Экспозиция музея политической истории «Деловая Россия».

  • Поисковая исследовательская работа учащихся по изучению проблемы формирования семейных традиций на разных отрезках исторического времени.

  • Учебник Долуцкого И.И.


Необходимое оборудование:

  • Экспозиция «Деловой Петербург»

  • Экспозиция «Откроем бабушкин сундук…»

  • Разноцветная мозаика сословий и классов


Основные понятия: модернизация, классы, сословия, пролетариат,

буржуазия, маргиналы.

  1. Подготовительный этап.

Индивидуальные задания классу: подготовить индивидуальные

сообщения о жизни и быте рабочего класса и буржуазии.


  1. Ход урока.

  1. Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:

  • Назовите традиционный способ деления Российского общества по Основным законам Российской империи. (Деление на сословия).

  • Что такое сословия? Назовите и охарактеризуйте основные сословия.(Ответ сопровождается показом на разноцветной мозаике).

  • Как изменилась традиционное деление Российского общества с началом процесса модернизации?

  • Дайте определение термина «классы». Назовите и охарактеризуйте принцип деления на классы в конце XIX начале ХХ веков.

  • Что собой представляет Петербург в конце XIX начале ХХ веков?

  • Назовите новые формы организации труда, появившиеся в связи с модернизацией?


  1. Слово учителя.

Объявляется тема урока и задание: составить социальный портрет новых классов России, используя знания, полученные опережающим заданием в ходе подготовительного этапа.


  1. На доске с помощью учеников составляется таблица «Социальный портрет класса».


Критерии сравнения

Пролетариат

Буржуазия

  1. Происхождение.

  2. Условия работы.

  3. Условия жизни и быта.

  4. Личные и политические права.




  1. Задание классу.

В ходе обсуждения заполнить таблицу. (Учитель по ходу изложения

материала основные выводы выписывает на доску.)


  1. Выступления учащихся, дающих характеристику классу пролетариата,


  1. Индивидуальное задание классу.

Проведите социальное обследование: определите суточную стоимость потребительской корзины рабочей семьи (семья из трех человек). Сделайте выводы.

Задания выполняются при помощи раздаточного материала.

  1. Подведение итогов работы класса после заполнения первой графы таблицы.


  1. Выступления учащихся, дающих характеристику классу буржуазии.


  1. Индивидуальные задания классу. Работа с документом «Русские капиталисты. Прохоровы.».

  • А каких новых явлениях в жизни русского общества свидетельствует этот пример?

  • Был ли он типичным для России?

Задание выполняется с помощью раздаточного материала.

  1. Подведение итогов работы класса после заполнения второй графы таблицы.

  2. Беседа с классом:

  • В чем особенности социально-классовой структуры российского общества.


III. Заключительный этап урока.

1. Слово учителя: социальная и экономическая нестабильность

формировали ощущение недовольства и тягу к переменам между буржуазией и рабочими.

Все более обострялись противоречия, которые могли бы быть смягчены более выгодными условиями продажи рабочей силы, изменение статусов классов. Это было одно из первых противоречий, подготовивших первую русскую революцию.

  1. Домашнее задание.

Учебник Л.Н.Жарова, И.А.Мишина «История Отечества» 10 класс, параграф 4.

Подготовиться к составлению социальных портретов класса помещиков и крестьян.

Проанализировав материалы урока, письменно ответить на вопрос:

  • В чем особенности социально-классовой структуры российского общества? Сравнить со странами Запада.


  1. Оценка учителя индивидуальной работы учащихся.



Методическое обеспечение урока прилагается.



























Информационная карта учителя.


Жолтикова Наталья

Владимировна


1958 года рождения


Окончила в 1980 году Воронежский педагогический институт и получила квалификацию учителя истории и обществове –

дения, методиста по воспитательной работе.


Стаж работы на

1 сентября 1998 г –

13 лет 4 месяца 26 дней.


13 мая 1994 года районной аттестационной комиссией Приморского РОНО присвоена первая квалификационная категория.


В 1994/95 учебном году закончила целевые годичные курс в Университете Педмастерства.


В 1994/95 учебном году проведен открытый урок по теме: «Откроем бабушкин сундук …»

В !995/96 учебном году – открытый урок с элементами интеграции по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор».

В 1996/97 учебном году – открытый урок для участников Межрайонной конференции по проблемам воспитания.

В 1996/97 учебном году:

  • выступление на педагогическом совете школы по методической теме опытно-экспериментальной работе: «Фактор семейных традиций как одно из средств формирования конкретно-исторических представлений.»;

  • выступление на семинаре директоров Приморского района, проводимого на базе школы №580;

  • организация выставки «Петербург конца XIX начала ХХ века»


Награждена почетной грамотой Приморского района и денежной премией за высокие результаты в подготовке учащихся к «Олимпиаде-98».


Неоднократно отмечена письменными благодарностями в трудовой книжке за большую работу по обучению и воспитанию детей.




































hello_html_38985939.gif



Муниципальное общеобразовательное учреждение среднего (полного)

общего образования «Школа социального развития личности» №580

Приморского района

г. Санкт-Петербурга




1998 год






Итоги выпускных экзаменов 11 Б класса

за 1997/98 учебный год



История Отечества:


Количество учащихся, сдававших экзамен в школе – 19 чел.

Из них: оценка «отлично» – 10 человек

оценка «хорошо» – 5 человек

оценка «удовлетворительно» – 4 человека


Все сдали экзамен по истории при поступлении в ВУЗы.


Гуманистические ценности европейских цивилизаций:


Количество учащихся, сдававших экзамен в школе – 5 чел.

Из них: оценка «отлично» – 4 человека

оценка «хорошо» – 1 человек





Фактор семейных традиций как одно из средств формирования конкретно-исторических представлений.
  • История
Описание:

Фактор семейных традиций играет большую роль в процессе изучения истории.«А пишу вам я слово для того, чтобы не перестала память родителей наших и наших, и свеча бы не погасла».

Эти слова принадлежат Великому князю Семену Ивановичу Гордому, 14 век (1340-1353 гг.). Судя по духовным грамотам первых московских князей, они любили выражение: «свеча бы не погасла». Это были заветные слова, пароль, своего рода семейный девиз созидательный. Московские князья собирали, а не расточали, строили, а не разрушали, крепко держались друг за друга, почитали родителей и заботились о чадах.Когда-то было привилегией аристократов иметь свою родословную, свое генеалогическое дерево. Но своими предками гордились и простые люди, любили рассказывать о замечательных умельцах в своем роду, гордились, что они мастера в седьмом колене.

        Листая периодическую печать, в мои руки попала газетная заметка о 500-летней династии учителей Раменских. Основателем династии считается книгописец и переводчик Андриан Раменский (1418-1526 гг.). Это же, когда было? До царя Ивана Гроздного! В какие дали уводит нас цепочка имен, посвятивших свою жизнь учительскому делу (Илларион, Софроний, Матвей, Михайло…, всего полтора десятка имен – а в какие дали она уводит! В XIV век! И начинаешь понимать зачем человеку история. Прикосновение к ней раздвигает границы короткой нашей жизни. В наказе одного из Раменских своим детям и внукам содержится призыв «хранить родительскую славу» и поступать «по закону верно», ибо «закон внутри нас – это наша совесть». «Нет, никакие сокровища, кроме добродетели, не сильны установить душевной тишины. Деньги, чин – все это пустяки …О, юношество, залог благоденствия Отечества, бегите от пороков, трудолюбие прикрепит вас к истине», читаем мы в письме, приписываемом Радищеву.

Слова-то, какие умели люди находить! Родительская слава, добродетель, истина, благо, благоденствие Отечества…

Может быть, должны хоть изредка звучать и на сегодняшних уроках, эти старинные высокие слова? Как пробудить у ребят интерес к своим предкам, к прошлому своих семей? Как восстанавливать национальную культуру?

        К сожалению, жертвами революций и войн ХХ века, прокатившихся по России, стали именно генетически богатые семейные линии и династии – из рабочих и крестьян, дворян и интеллигенции, торговых людей и предпринимателей. Как восстанавливать национальную культуру семейных и родственных отношений? С чего начать?

                После длительных раздумий  поняла, что необходимо обратиться к семейным традициям, корням; ко всему тому, что составляет духовную пищу растущего человека.

Фотографии и письма, дневники и документы, памятники материальной культуры должны стать источником изучения истории. Семья, ее устои и традиции должны стать одним из средств формирования конкретно-исторических представлений. Определился и круг потенциальных носителей социальной истории: родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.

Работая с анкетами, социологическая группа учащихся-энтузиастов 10-11-ых классов, сделала попытку: используя семейные архивы восстановить на всю возможную глубину, сохранившуюся историческую память семьи. Главный вывод был сделан. Проблема заинтересовала не только учащихся, но и родителей. В семьях хранят память о предках, чтут их. Хотя статистические цифры насторожили:

Смогли назвать прабабушек и прадедушек (предков четвертого поколения) – 74,5% учащихся. Сохранились вещи (фотографии, письма, посуда, вышитые полотенца, мебель и другие) и о них знают всё 10% учащихся, немногое – 30%,совсем не знают – 60%.Помнят и чтут предков – 50%, вспоминают, но редко – 35%, совсем не вспоминают – 15%.Генеалогическую ветвь смогли составить 5% учащихся.Конечно, на таком небольшом анализе трудно объективно подойти к рассматриваемому вопросу, но расставить акценты, планируя свою деятельность в курсе истории, можно.

        Особенно ценными в этот момент мне показались сведения, относящиеся к началу ХХ века, связанные с жизнью и бытом Петербурга начала века.  Началась поисковая работа по сбору сохранившихся предметов материальной культуры, фотографий, публикаций о жизни и быте Петербурга начала века. Анализируя анкеты, мы выяснили, что социальный состав Петербурга начала века был неоднороден. Из проанализированных анкет лишь в семнадцати встречается коренной петербуржец. В основном это были приезжие, устремляющиеся в город, прежде всего на заработки, преимущественно крестьяне (около 60%).

        За получением дополнительной информации мы обратились к выставочным залам Петропавловской крепости, посетили выставки «Возвращение в Петербург», «Петербуржец путешествует», совершили автобусную и пешеходную экскурсии по теме: «Архитектура Петербурга конца XIX - начала ХХ века». И наконец, наша работа завершилась итоговым уроком по теме: «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века».

        Эта кропотливая работа объединила родителей, учащихся и учителей. Собранная экспозиция, названная «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века» стала предметом интереса и тех учащихся, которые не принимали участия в работе. В своих отзывах дети отмечали: «Как же мне не вспоминать наших предков, если я ношу их фамилию и хочу, чтобы она осталась чистой, незапятнанной».

Я поняла для себя, насколько важно, особенно в настоящий момент оставить нашим детям не только материальное наследие – квартиру, дачу, машину. Главное – оставить им в наследие свою историю, память предков, высокую честь Рода (Фамилии), достоинство прожитой ими жизни. Цикл уроков стал продолжением кропотливой работы:

 «Люди, годы, жизнь. 50-ые в зеркале истории» (11 класс); «Война - глазами ее современников» (9 класс); «Трудовой Петербург конца XIX – начала ХХ века» (9 класс); «Альбом истории открыт"(10 класс).

Таким образом,       работая в направлении включения семейных традиций в курс истории Отечества, формируется целостная панорама семейных связей, традиций на разных исторических отрезках времени, происходит интеграция воспитательных пространств семьи, общества и государства при повышении гражданской ответственности всех участников образовательного процесса.

 «Прошлое, - считает Дмитрий Сергеевич Лихачев, - должно служить современности».

 

 

«А пишу вам я слово для того, чтобы не перестала память родителей наших и наших, и свеча бы не погасла».

Эти слова принадлежат Великому князю Семену Ивановичу Гордому, 14 век (1340-1353 гг.). Судя по духовным грамотам первых московских князей, они любили выражение: «свеча бы не погасла». Это были заветные слова, пароль, своего рода семейный девиз созидательный. Московские князья собирали, а не расточали, строили, а не разрушали, крепко держались друг за друга, почитали родителей и заботились о чадах.Когда-то было привилегией аристократов иметь свою родословную, свое генеалогическое дерево. Но своими предками гордились и простые люди, любили рассказывать о замечательных умельцах в своем роду, гордились, что они мастера в седьмом колене.

        Листая периодическую печать, в мои руки попала газетная заметка о 500-летней династии учителей Раменских. Основателем династии считается книгописец и переводчик Андриан Раменский (1418-1526 гг.). Это же, когда было? До царя Ивана Гроздного! В какие дали уводит нас цепочка имен, посвятивших свою жизнь учительскому делу (Илларион, Софроний, Матвей, Михайло…, всего полтора десятка имен – а в какие дали она уводит! В XIV век! И начинаешь понимать зачем человеку история. Прикосновение к ней раздвигает границы короткой нашей жизни. В наказе одного из Раменских своим детям и внукам содержится призыв «хранить родительскую славу» и поступать «по закону верно», ибо «закон внутри нас – это наша совесть». «Нет, никакие сокровища, кроме добродетели, не сильны установить душевной тишины. Деньги, чин – все это пустяки …О, юношество, залог благоденствия Отечества, бегите от пороков, трудолюбие прикрепит вас к истине», читаем мы в письме, приписываемом Радищеву.

Слова-то, какие умели люди находить! Родительская слава, добродетель, истина, благо, благоденствие Отечества…

Может быть, должны хоть изредка звучать и на сегодняшних уроках, эти старинные высокие слова? Как пробудить у ребят интерес к своим предкам, к прошлому своих семей? Как восстанавливать национальную культуру?

        К сожалению, жертвами революций и войн ХХ века, прокатившихся по России, стали именно генетически богатые семейные линии и династии – из рабочих и крестьян, дворян и интеллигенции, торговых людей и предпринимателей. Как восстанавливать национальную культуру семейных и родственных отношений? С чего начать?

                После длительных раздумий  поняла, что необходимо обратиться к семейным традициям, корням; ко всему тому, что составляет духовную пищу растущего человека.

Фотографии и письма, дневники и документы, памятники материальной культуры должны стать источником изучения истории. Семья, ее устои и традиции должны стать одним из средств формирования конкретно-исторических представлений. Определился и круг потенциальных носителей социальной истории: родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.

Работая с анкетами, социологическая группа учащихся-энтузиастов 10-11-ых классов, сделала попытку: используя семейные архивы восстановить на всю возможную глубину, сохранившуюся историческую память семьи. Главный вывод был сделан. Проблема заинтересовала не только учащихся, но и родителей. В семьях хранят память о предках, чтут их. Хотя статистические цифры насторожили:

Смогли назвать прабабушек и прадедушек (предков четвертого поколения) – 74,5% учащихся. Сохранились вещи (фотографии, письма, посуда, вышитые полотенца, мебель и другие) и о них знают всё 10% учащихся, немногое – 30%,совсем не знают – 60%.Помнят и чтут предков – 50%, вспоминают, но редко – 35%, совсем не вспоминают – 15%.Генеалогическую ветвь смогли составить 5% учащихся.Конечно, на таком небольшом анализе трудно объективно подойти к рассматриваемому вопросу, но расставить акценты, планируя свою деятельность в курсе истории, можно.

        Особенно ценными в этот момент мне показались сведения, относящиеся к началу ХХ века, связанные с жизнью и бытом Петербурга начала века.  Началась поисковая работа по сбору сохранившихся предметов материальной культуры, фотографий, публикаций о жизни и быте Петербурга начала века. Анализируя анкеты, мы выяснили, что социальный состав Петербурга начала века был неоднороден. Из проанализированных анкет лишь в семнадцати встречается коренной петербуржец. В основном это были приезжие, устремляющиеся в город, прежде всего на заработки, преимущественно крестьяне (около 60%).

        За получением дополнительной информации мы обратились к выставочным залам Петропавловской крепости, посетили выставки «Возвращение в Петербург», «Петербуржец путешествует», совершили автобусную и пешеходную экскурсии по теме: «Архитектура Петербурга конца XIX - начала ХХ века». И наконец, наша работа завершилась итоговым уроком по теме: «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века».

        Эта кропотливая работа объединила родителей, учащихся и учителей. Собранная экспозиция, названная «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века» стала предметом интереса и тех учащихся, которые не принимали участия в работе. В своих отзывах дети отмечали: «Как же мне не вспоминать наших предков, если я ношу их фамилию и хочу, чтобы она осталась чистой, незапятнанной».

Я поняла для себя, насколько важно, особенно в настоящий момент оставить нашим детям не только материальное наследие – квартиру, дачу, машину. Главное – оставить им в наследие свою историю, память предков, высокую честь Рода (Фамилии), достоинство прожитой ими жизни. Цикл уроков стал продолжением кропотливой работы:

 «Люди, годы, жизнь. 50-ые в зеркале истории» (11 класс); «Война - глазами ее современников» (9 класс); «Трудовой Петербург конца XIX – начала ХХ века» (9 класс); «Альбом истории открыт"(10 класс).

Таким образом,       работая в направлении включения семейных традиций в курс истории Отечества, формируется целостная панорама семейных связей, традиций на разных исторических отрезках времени, происходит интеграция воспитательных пространств семьи, общества и государства при повышении гражданской ответственности всех участников образовательного процесса.

 «Прошлое, - считает Дмитрий Сергеевич Лихачев, - должно служить современности».

 

 

«А пишу вам я слово для того, чтобы не перестала память родителей наших и наших, и свеча бы не погасла».

Эти слова принадлежат Великому князю Семену Ивановичу Гордому, 14 век (1340-1353 гг.). Судя по духовным грамотам первых московских князей, они любили выражение: «свеча бы не погасла». Это были заветные слова, пароль, своего рода семейный девиз созидательный. Московские князья собирали, а не расточали, строили, а не разрушали, крепко держались друг за друга, почитали родителей и заботились о чадах.Когда-то было привилегией аристократов иметь свою родословную, свое генеалогическое дерево. Но своими предками гордились и простые люди, любили рассказывать о замечательных умельцах в своем роду, гордились, что они мастера в седьмом колене.

        Листая периодическую печать, в мои руки попала газетная заметка о 500-летней династии учителей Раменских. Основателем династии считается книгописец и переводчик Андриан Раменский (1418-1526 гг.). Это же, когда было? До царя Ивана Гроздного! В какие дали уводит нас цепочка имен, посвятивших свою жизнь учительскому делу (Илларион, Софроний, Матвей, Михайло…, всего полтора десятка имен – а в какие дали она уводит! В XIV век! И начинаешь понимать зачем человеку история. Прикосновение к ней раздвигает границы короткой нашей жизни. В наказе одного из Раменских своим детям и внукам содержится призыв «хранить родительскую славу» и поступать «по закону верно», ибо «закон внутри нас – это наша совесть». «Нет, никакие сокровища, кроме добродетели, не сильны установить душевной тишины. Деньги, чин – все это пустяки …О, юношество, залог благоденствия Отечества, бегите от пороков, трудолюбие прикрепит вас к истине», читаем мы в письме, приписываемом Радищеву.

Слова-то, какие умели люди находить! Родительская слава, добродетель, истина, благо, благоденствие Отечества…

Может быть, должны хоть изредка звучать и на сегодняшних уроках, эти старинные высокие слова? Как пробудить у ребят интерес к своим предкам, к прошлому своих семей? Как восстанавливать национальную культуру?

        К сожалению, жертвами революций и войн ХХ века, прокатившихся по России, стали именно генетически богатые семейные линии и династии – из рабочих и крестьян, дворян и интеллигенции, торговых людей и предпринимателей. Как восстанавливать национальную культуру семейных и родственных отношений? С чего начать?

                После длительных раздумий  поняла, что необходимо обратиться к семейным традициям, корням; ко всему тому, что составляет духовную пищу растущего человека.

Фотографии и письма, дневники и документы, памятники материальной культуры должны стать источником изучения истории. Семья, ее устои и традиции должны стать одним из средств формирования конкретно-исторических представлений. Определился и круг потенциальных носителей социальной истории: родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.

Работая с анкетами, социологическая группа учащихся-энтузиастов 10-11-ых классов, сделала попытку: используя семейные архивы восстановить на всю возможную глубину, сохранившуюся историческую память семьи. Главный вывод был сделан. Проблема заинтересовала не только учащихся, но и родителей. В семьях хранят память о предках, чтут их. Хотя статистические цифры насторожили:

Смогли назвать прабабушек и прадедушек (предков четвертого поколения) – 74,5% учащихся. Сохранились вещи (фотографии, письма, посуда, вышитые полотенца, мебель и другие) и о них знают всё 10% учащихся, немногое – 30%,совсем не знают – 60%.Помнят и чтут предков – 50%, вспоминают, но редко – 35%, совсем не вспоминают – 15%.Генеалогическую ветвь смогли составить 5% учащихся.Конечно, на таком небольшом анализе трудно объективно подойти к рассматриваемому вопросу, но расставить акценты, планируя свою деятельность в курсе истории, можно.

        Особенно ценными в этот момент мне показались сведения, относящиеся к началу ХХ века, связанные с жизнью и бытом Петербурга начала века.  Началась поисковая работа по сбору сохранившихся предметов материальной культуры, фотографий, публикаций о жизни и быте Петербурга начала века. Анализируя анкеты, мы выяснили, что социальный состав Петербурга начала века был неоднороден. Из проанализированных анкет лишь в семнадцати встречается коренной петербуржец. В основном это были приезжие, устремляющиеся в город, прежде всего на заработки, преимущественно крестьяне (около 60%).

        За получением дополнительной информации мы обратились к выставочным залам Петропавловской крепости, посетили выставки «Возвращение в Петербург», «Петербуржец путешествует», совершили автобусную и пешеходную экскурсии по теме: «Архитектура Петербурга конца XIX - начала ХХ века». И наконец, наша работа завершилась итоговым уроком по теме: «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века».

        Эта кропотливая работа объединила родителей, учащихся и учителей. Собранная экспозиция, названная «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века» стала предметом интереса и тех учащихся, которые не принимали участия в работе. В своих отзывах дети отмечали: «Как же мне не вспоминать наших предков, если я ношу их фамилию и хочу, чтобы она осталась чистой, незапятнанной».

Я поняла для себя, насколько важно, особенно в настоящий момент оставить нашим детям не только материальное наследие – квартиру, дачу, машину. Главное – оставить им в наследие свою историю, память предков, высокую честь Рода (Фамилии), достоинство прожитой ими жизни. Цикл уроков стал продолжением кропотливой работы:

 «Люди, годы, жизнь. 50-ые в зеркале истории» (11 класс); «Война - глазами ее современников» (9 класс); «Трудовой Петербург конца XIX – начала ХХ века» (9 класс); «Альбом истории открыт"(10 класс).

Таким образом,       работая в направлении включения семейных традиций в курс истории Отечества, формируется целостная панорама семейных связей, традиций на разных исторических отрезках времени, происходит интеграция воспитательных пространств семьи, общества и государства при повышении гражданской ответственности всех участников образовательного процесса.

 «Прошлое, - считает Дмитрий Сергеевич Лихачев, - должно служить современности».

 

 

«А пишу вам я слово для того, чтобы не перестала память родителей наших и наших, и свеча бы не погасла».

Эти слова принадлежат Великому князю Семену Ивановичу Гордому, 14 век (1340-1353 гг.). Судя по духовным грамотам первых московских князей, они любили выражение: «свеча бы не погасла». Это были заветные слова, пароль, своего рода семейный девиз созидательный. Московские князья собирали, а не расточали, строили, а не разрушали, крепко держались друг за друга, почитали родителей и заботились о чадах.Когда-то было привилегией аристократов иметь свою родословную, свое генеалогическое дерево. Но своими предками гордились и простые люди, любили рассказывать о замечательных умельцах в своем роду, гордились, что они мастера в седьмом колене.

        Листая периодическую печать, в мои руки попала газетная заметка о 500-летней династии учителей Раменских. Основателем династии считается книгописец и переводчик Андриан Раменский (1418-1526 гг.). Это же, когда было? До царя Ивана Гроздного! В какие дали уводит нас цепочка имен, посвятивших свою жизнь учительскому делу (Илларион, Софроний, Матвей, Михайло…, всего полтора десятка имен – а в какие дали она уводит! В XIV век! И начинаешь понимать зачем человеку история. Прикосновение к ней раздвигает границы короткой нашей жизни. В наказе одного из Раменских своим детям и внукам содержится призыв «хранить родительскую славу» и поступать «по закону верно», ибо «закон внутри нас – это наша совесть». «Нет, никакие сокровища, кроме добродетели, не сильны установить душевной тишины. Деньги, чин – все это пустяки …О, юношество, залог благоденствия Отечества, бегите от пороков, трудолюбие прикрепит вас к истине», читаем мы в письме, приписываемом Радищеву.

Слова-то, какие умели люди находить! Родительская слава, добродетель, истина, благо, благоденствие Отечества…

Может быть, должны хоть изредка звучать и на сегодняшних уроках, эти старинные высокие слова? Как пробудить у ребят интерес к своим предкам, к прошлому своих семей? Как восстанавливать национальную культуру?

        К сожалению, жертвами революций и войн ХХ века, прокатившихся по России, стали именно генетически богатые семейные линии и династии – из рабочих и крестьян, дворян и интеллигенции, торговых людей и предпринимателей. Как восстанавливать национальную культуру семейных и родственных отношений? С чего начать?

                После длительных раздумий  поняла, что необходимо обратиться к семейным традициям, корням; ко всему тому, что составляет духовную пищу растущего человека.

Фотографии и письма, дневники и документы, памятники материальной культуры должны стать источником изучения истории. Семья, ее устои и традиции должны стать одним из средств формирования конкретно-исторических представлений. Определился и круг потенциальных носителей социальной истории: родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.

Работая с анкетами, социологическая группа учащихся-энтузиастов 10-11-ых классов, сделала попытку: используя семейные архивы восстановить на всю возможную глубину, сохранившуюся историческую память семьи. Главный вывод был сделан. Проблема заинтересовала не только учащихся, но и родителей. В семьях хранят память о предках, чтут их. Хотя статистические цифры насторожили:

Смогли назвать прабабушек и прадедушек (предков четвертого поколения) – 74,5% учащихся. Сохранились вещи (фотографии, письма, посуда, вышитые полотенца, мебель и другие) и о них знают всё 10% учащихся, немногое – 30%,совсем не знают – 60%.Помнят и чтут предков – 50%, вспоминают, но редко – 35%, совсем не вспоминают – 15%.Генеалогическую ветвь смогли составить 5% учащихся.Конечно, на таком небольшом анализе трудно объективно подойти к рассматриваемому вопросу, но расставить акценты, планируя свою деятельность в курсе истории, можно.

        Особенно ценными в этот момент мне показались сведения, относящиеся к началу ХХ века, связанные с жизнью и бытом Петербурга начала века.  Началась поисковая работа по сбору сохранившихся предметов материальной культуры, фотографий, публикаций о жизни и быте Петербурга начала века. Анализируя анкеты, мы выяснили, что социальный состав Петербурга начала века был неоднороден. Из проанализированных анкет лишь в семнадцати встречается коренной петербуржец. В основном это были приезжие, устремляющиеся в город, прежде всего на заработки, преимущественно крестьяне (около 60%).

        За получением дополнительной информации мы обратились к выставочным залам Петропавловской крепости, посетили выставки «Возвращение в Петербург», «Петербуржец путешествует», совершили автобусную и пешеходную экскурсии по теме: «Архитектура Петербурга конца XIX - начала ХХ века». И наконец, наша работа завершилась итоговым уроком по теме: «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века».

        Эта кропотливая работа объединила родителей, учащихся и учителей. Собранная экспозиция, названная «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века» стала предметом интереса и тех учащихся, которые не принимали участия в работе. В своих отзывах дети отмечали: «Как же мне не вспоминать наших предков, если я ношу их фамилию и хочу, чтобы она осталась чистой, незапятнанной».

Я поняла для себя, насколько важно, особенно в настоящий момент оставить нашим детям не только материальное наследие – квартиру, дачу, машину. Главное – оставить им в наследие свою историю, память предков, высокую честь Рода (Фамилии), достоинство прожитой ими жизни. Цикл уроков стал продолжением кропотливой работы:

 «Люди, годы, жизнь. 50-ые в зеркале истории» (11 класс); «Война - глазами ее современников» (9 класс); «Трудовой Петербург конца XIX – начала ХХ века» (9 класс); «Альбом истории открыт"(10 класс).

Таким образом,       работая в направлении включения семейных традиций в курс истории Отечества, формируется целостная панорама семейных связей, традиций на разных исторических отрезках времени, происходит интеграция воспитательных пространств семьи, общества и государства при повышении гражданской ответственности всех участников образовательного процесса.

 «Прошлое, - считает Дмитрий Сергеевич Лихачев, - должно служить современности».

 

 

 

 «А пишу вам я слово для того, чтобы не перестала память родителей наших и наших, и свеча бы не погасла».  Эти слова принадлежат Великому князю Семену Ивановичу Гордому, 14 век (1340-1353 гг.). Судя по духовным грамотам первых московских князей, они любили выражение: «свеча бы не погасла». Это были заветные слова, пароль, своего рода семейный девиз созидательный. Московские князья собирали, а не расточали, строили, а не разрушали, крепко держались друг за друга, почитали родителей и заботились о чадах.Когда-то было привилегией аристократов иметь свою родословную, свое генеалогическое дерево. Но своими предками гордились и простые люди, любили рассказывать о замечательных умельцах в своем роду, гордились, что они мастера в седьмом колене. Листая периодическую печать, в мои руки попала газетная заметка о 500-летней династии учителей Раменских. Основателем династии считается книгописец и переводчик Андриан Раменский (1418-1526 гг.). Это же, когда было? До царя Ивана Гроздного! В какие дали уводит нас цепочка имен, посвятивших свою жизнь учительскому делу (Илларион, Софроний, Матвей, Михайло…, всего полтора десятка имен – а в какие дали она уводит! В XIV век! И начинаешь понимать зачем человеку история. Прикосновение к ней раздвигает границы короткой нашей жизни. В наказе одного из Раменских своим детям и внукам содержится призыв «хранить родительскую славу» и поступать «по закону верно», ибо «закон внутри нас – это наша совесть». «Нет, никакие сокровища, кроме добродетели, не сильны установить душевной тишины. Деньги, чин – все это пустяки …О, юношество, залог благоденствия Отечества, бегите от пороков, трудолюбие прикрепит вас к истине», читаем мы в письме, приписываемом Радищеву. Слова-то, какие умели люди находить! Родительская слава, добродетель, истина, благо, благоденствие Отечества… Может быть, должны хоть изредка звучать и на сегодняшних уроках, эти старинные высокие слова? Как пробудить у ребят интерес к своим предкам, к прошлому своих семей? Как восстанавливать национальную культуру? К сожалению, жертвами революций и войн ХХ века, прокатившихся по России, стали именно генетически богатые семейные линии и династии – из рабочих и крестьян, дворян и интеллигенции, торговых людей и предпринимателей. Как восстанавливать национальную культуру семейных и родственных отношений? С чего начать? После длительных раздумий  поняла, что необходимо обратиться к семейным традициям, корням; ко всему тому, что составляет духовную пищу растущего человека. Фотографии и письма, дневники и документы, памятники материальной культуры должны стать источником изучения истории. Семья, ее устои и традиции должны стать одним из средств формирования конкретно-исторических представлений. Определился и круг потенциальных носителей социальной истории: родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки. Работая с анкетами, социологическая группа учащихся-энтузиастов 10-11-ых классов, сделала попытку: используя семейные архивы восстановить на всю возможную глубину, сохранившуюся историческую память семьи. Главный вывод был сделан. Проблема заинтересовала не только учащихся, но и родителей. В семьях хранят память о предках, чтут их. Хотя статистические цифры насторожили:  Смогли назвать прабабушек и прадедушек (предков четвертого поколения) – 74,5% учащихся. Сохранились вещи (фотографии, письма, посуда, вышитые полотенца, мебель и другие) и о них знают всё 10% учащихся, немногое – 30%,совсем не знают – 60%.Помнят и чтут предков – 50%, вспоминают, но редко – 35%, совсем не вспоминают – 15%.Генеалогическую ветвь смогли составить 5% учащихся.Конечно, на таком небольшом анализе трудно объективно подойти к рассматриваемому вопросу, но расставить акценты, планируя свою деятельность в курсе истории, можно. Особенно ценными в этот момент мне показались сведения, относящиеся к началу ХХ века, связанные с жизнью и бытом Петербурга начала века.  Началась поисковая работа по сбору сохранившихся предметов материальной культуры, фотографий, публикаций о жизни и быте Петербурга начала века. Анализируя анкеты, мы выяснили, что социальный состав Петербурга начала века был неоднороден. Из проанализированных анкет лишь в семнадцати встречается коренной петербуржец. В основном это были приезжие, устремляющиеся в город, прежде всего на заработки, преимущественно крестьяне (около 60%).  За получением дополнительной информации мы обратились к выставочным залам Петропавловской крепости, посетили выставки «Возвращение в Петербург», «Петербуржец путешествует», совершили автобусную и пешеходную экскурсии по теме: «Архитектура Петербурга конца XIX - начала ХХ века». И наконец, наша работа завершилась итоговым уроком по теме: «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века». Эта кропотливая работа объединила родителей, учащихся и учителей. Собранная экспозиция, названная «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века» стала предметом интереса и тех учащихся, которые не принимали участия в работе. В своих отзывах дети отмечали: «Как же мне не вспоминать наших предков, если я ношу их фамилию и хочу, чтобы она осталась чистой, незапятнанной». Я поняла для себя, насколько важно, особенно в настоящий момент оставить нашим детям не только материальное наследие – квартиру, дачу, машину. Главное – оставить им в наследие свою историю, память предков, высокую честь Рода (Фамилии), достоинство прожитой ими жизни. Цикл уроков стал продолжением кропотливой работы:  «Люди, годы, жизнь. 50-ые в зеркале истории» (11 класс); «Война - глазами ее современников» (9 класс); «Трудовой Петербург конца XIX – начала ХХ века» (9 класс); «Альбом истории открыт"(10 класс). Таким образом, работая в направлении включения семейных традиций в курс истории Отечества, формируется целостная панорама семейных связей, традиций на разных исторических отрезках времени, происходит интеграция воспитательных пространств семьи, общества и государства при повышении гражданской ответственности всех участников образовательного процесса.  «Прошлое, - считает Дмитрий Сергеевич Лихачев, - должно служить современности».     «А пишу вам я слово для того, чтобы не перестала память родителей наших и наших, и свеча бы не погасла».  Эти слова принадлежат Великому князю Семену Ивановичу Гордому, 14 век (1340-1353 гг.). Судя по духовным грамотам первых московских князей, они любили выражение: «свеча бы не погасла». Это были заветные слова, пароль, своего рода семейный девиз созидательный. Московские князья собирали, а не расточали, строили, а не разрушали, крепко держались друг за друга, почитали родителей и заботились о чадах.Когда-то было привилегией аристократов иметь свою родословную, свое генеалогическое дерево. Но своими предками гордились и простые люди, любили рассказывать о замечательных умельцах в своем роду, гордились, что они мастера в седьмом колене. Листая периодическую печать, в мои руки попала газетная заметка о 500-летней династии учителей Раменских. Основателем династии считается книгописец и переводчик Андриан Раменский (1418-1526 гг.). Это же, когда было? До царя Ивана Гроздного! В какие дали уводит нас цепочка имен, посвятивших свою жизнь учительскому делу (Илларион, Софроний, Матвей, Михайло…, всего полтора десятка имен – а в какие дали она уводит! В XIV век! И начинаешь понимать зачем человеку история. Прикосновение к ней раздвигает границы короткой нашей жизни. В наказе одного из Раменских своим детям и внукам содержится призыв «хранить родительскую славу» и поступать «по закону верно», ибо «закон внутри нас – это наша совесть». «Нет, никакие сокровища, кроме добродетели, не сильны установить душевной тишины. Деньги, чин – все это пустяки …О, юношество, залог благоденствия Отечества, бегите от пороков, трудолюбие прикрепит вас к истине», читаем мы в письме, приписываемом Радищеву. Слова-то, какие умели люди находить! Родительская слава, добродетель, истина, благо, благоденствие Отечества… Может быть, должны хоть изредка звучать и на сегодняшних уроках, эти старинные высокие слова? Как пробудить у ребят интерес к своим предкам, к прошлому своих семей? Как восстанавливать национальную культуру? К сожалению, жертвами революций и войн ХХ века, прокатившихся по России, стали именно генетически богатые семейные линии и династии – из рабочих и крестьян, дворян и интеллигенции, торговых людей и предпринимателей. Как восстанавливать национальную культуру семейных и родственных отношений? С чего начать? После длительных раздумий  поняла, что необходимо обратиться к семейным традициям, корням; ко всему тому, что составляет духовную пищу растущего человека. Фотографии и письма, дневники и документы, памятники материальной культуры должны стать источником изучения истории. Семья, ее устои и традиции должны стать одним из средств формирования конкретно-исторических представлений. Определился и круг потенциальных носителей социальной истории: родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки. Работая с анкетами, социологическая группа учащихся-энтузиастов 10-11-ых классов, сделала попытку: используя семейные архивы восстановить на всю возможную глубину, сохранившуюся историческую память семьи. Главный вывод был сделан. Проблема заинтересовала не только учащихся, но и родителей. В семьях хранят память о предках, чтут их. Хотя статистические цифры насторожили:  Смогли назвать прабабушек и прадедушек (предков четвертого поколения) – 74,5% учащихся. Сохранились вещи (фотографии, письма, посуда, вышитые полотенца, мебель и другие) и о них знают всё 10% учащихся, немногое – 30%,совсем не знают – 60%.Помнят и чтут предков – 50%, вспоминают, но редко – 35%, совсем не вспоминают – 15%.Генеалогическую ветвь смогли составить 5% учащихся.Конечно, на таком небольшом анализе трудно объективно подойти к рассматриваемому вопросу, но расставить акценты, планируя свою деятельность в курсе истории, можно. Особенно ценными в этот момент мне показались сведения, относящиеся к началу ХХ века, связанные с жизнью и бытом Петербурга начала века.  Началась поисковая работа по сбору сохранившихся предметов материальной культуры, фотографий, публикаций о жизни и быте Петербурга начала века. Анализируя анкеты, мы выяснили, что социальный состав Петербурга начала века был неоднороден. Из проанализированных анкет лишь в семнадцати встречается коренной петербуржец. В основном это были приезжие, устремляющиеся в город, прежде всего на заработки, преимущественно крестьяне (около 60%).  За получением дополнительной информации мы обратились к выставочным залам Петропавловской крепости, посетили выставки «Возвращение в Петербург», «Петербуржец путешествует», совершили автобусную и пешеходную экскурсии по теме: «Архитектура Петербурга конца XIX - начала ХХ века». И наконец, наша работа завершилась итоговым уроком по теме: «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века». Эта кропотливая работа объединила родителей, учащихся и учителей. Собранная экспозиция, названная «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века» стала предметом интереса и тех учащихся, которые не принимали участия в работе. В своих отзывах дети отмечали: «Как же мне не вспоминать наших предков, если я ношу их фамилию и хочу, чтобы она осталась чистой, незапятнанной». Я поняла для себя, насколько важно, особенно в настоящий момент оставить нашим детям не только материальное наследие – квартиру, дачу, машину. Главное – оставить им в наследие свою историю, память предков, высокую честь Рода (Фамилии), достоинство прожитой ими жизни. Цикл уроков стал продолжением кропотливой работы:  «Люди, годы, жизнь. 50-ые в зеркале истории» (11 класс); «Война - глазами ее современников» (9 класс); «Трудовой Петербург конца XIX – начала ХХ века» (9 класс); «Альбом истории открыт"(10 класс). Таким образом, работая в направлении включения семейных традиций в курс истории Отечества, формируется целостная панорама семейных связей, традиций на разных исторических отрезках времени, происходит интеграция воспитательных пространств семьи, общества и государства при повышении гражданской ответственности всех участников образовательного процесса.  «Прошлое, - считает Дмитрий Сергеевич Лихачев, - должно служить современности».        

«А пишу вам я слово для того, чтобы не перестала память родителей наших и наших, и свеча бы не погасла».

Эти слова принадлежат Великому князю Семену Ивановичу Гордому, 14 век (1340-1353 гг.). Судя по духовным грамотам первых московских князей, они любили выражение: «свеча бы не погасла». Это были заветные слова, пароль, своего рода семейный девиз созидательный. Московские князья собирали, а не расточали, строили, а не разрушали, крепко держались друг за друга, почитали родителей и заботились о чадах.Когда-то было привилегией аристократов иметь свою родословную, свое генеалогическое дерево. Но своими предками гордились и простые люди, любили рассказывать о замечательных умельцах в своем роду, гордились, что они мастера в седьмом колене.

        Листая периодическую печать, в мои руки попала газетная заметка о 500-летней династии учителей Раменских. Основателем династии считается книгописец и переводчик Андриан Раменский (1418-1526 гг.). Это же, когда было? До царя Ивана Гроздного! В какие дали уводит нас цепочка имен, посвятивших свою жизнь учительскому делу (Илларион, Софроний, Матвей, Михайло…, всего полтора десятка имен – а в какие дали она уводит! В XIV век! И начинаешь понимать зачем человеку история. Прикосновение к ней раздвигает границы короткой нашей жизни. В наказе одного из Раменских своим детям и внукам содержится призыв «хранить родительскую славу» и поступать «по закону верно», ибо «закон внутри нас – это наша совесть». «Нет, никакие сокровища, кроме добродетели, не сильны установить душевной тишины. Деньги, чин – все это пустяки …О, юношество, залог благоденствия Отечества, бегите от пороков, трудолюбие прикрепит вас к истине», читаем мы в письме, приписываемом Радищеву.

Слова-то, какие умели люди находить! Родительская слава, добродетель, истина, благо, благоденствие Отечества…

Может быть, должны хоть изредка звучать и на сегодняшних уроках, эти старинные высокие слова? Как пробудить у ребят интерес к своим предкам, к прошлому своих семей? Как восстанавливать национальную культуру?

        К сожалению, жертвами революций и войн ХХ века, прокатившихся по России, стали именно генетически богатые семейные линии и династии – из рабочих и крестьян, дворян и интеллигенции, торговых людей и предпринимателей. Как восстанавливать национальную культуру семейных и родственных отношений? С чего начать?

                После длительных раздумий  поняла, что необходимо обратиться к семейным традициям, корням; ко всему тому, что составляет духовную пищу растущего человека.

Фотографии и письма, дневники и документы, памятники материальной культуры должны стать источником изучения истории. Семья, ее устои и традиции должны стать одним из средств формирования конкретно-исторических представлений. Определился и круг потенциальных носителей социальной истории: родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.

Работая с анкетами, социологическая группа учащихся-энтузиастов 10-11-ых классов, сделала попытку: используя семейные архивы восстановить на всю возможную глубину, сохранившуюся историческую память семьи. Главный вывод был сделан. Проблема заинтересовала не только учащихся, но и родителей. В семьях хранят память о предках, чтут их. Хотя статистические цифры насторожили:

Смогли назвать прабабушек и прадедушек (предков четвертого поколения) – 74,5% учащихся. Сохранились вещи (фотографии, письма, посуда, вышитые полотенца, мебель и другие) и о них знают всё 10% учащихся, немногое – 30%,совсем не знают – 60%.Помнят и чтут предков – 50%, вспоминают, но редко – 35%, совсем не вспоминают – 15%.Генеалогическую ветвь смогли составить 5% учащихся.Конечно, на таком небольшом анализе трудно объективно подойти к рассматриваемому вопросу, но расставить акценты, планируя свою деятельность в курсе истории, можно.

        Особенно ценными в этот момент мне показались сведения, относящиеся к началу ХХ века, связанные с жизнью и бытом Петербурга начала века.  Началась поисковая работа по сбору сохранившихся предметов материальной культуры, фотографий, публикаций о жизни и быте Петербурга начала века. Анализируя анкеты, мы выяснили, что социальный состав Петербурга начала века был неоднороден. Из проанализированных анкет лишь в семнадцати встречается коренной петербуржец. В основном это были приезжие, устремляющиеся в город, прежде всего на заработки, преимущественно крестьяне (около 60%).

        За получением дополнительной информации мы обратились к выставочным залам Петропавловской крепости, посетили выставки «Возвращение в Петербург», «Петербуржец путешествует», совершили автобусную и пешеходную экскурсии по теме: «Архитектура Петербурга конца XIX - начала ХХ века». И наконец, наша работа завершилась итоговым уроком по теме: «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века».

        Эта кропотливая работа объединила родителей, учащихся и учителей. Собранная экспозиция, названная «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века» стала предметом интереса и тех учащихся, которые не принимали участия в работе. В своих отзывах дети отмечали: «Как же мне не вспоминать наших предков, если я ношу их фамилию и хочу, чтобы она осталась чистой, незапятнанной».

Я поняла для себя, насколько важно, особенно в настоящий момент оставить нашим детям не только материальное наследие – квартиру, дачу, машину. Главное – оставить им в наследие свою историю, память предков, высокую честь Рода (Фамилии), достоинство прожитой ими жизни. Цикл уроков стал продолжением кропотливой работы:

 «Люди, годы, жизнь. 50-ые в зеркале истории» (11 класс); «Война - глазами ее современников» (9 класс); «Трудовой Петербург конца XIX – начала ХХ века» (9 класс); «Альбом истории открыт"(10 класс).

Таким образом,       работая в направлении включения семейных традиций в курс истории Отечества, формируется целостная панорама семейных связей, традиций на разных исторических отрезках времени, происходит интеграция воспитательных пространств семьи, общества и государства при повышении гражданской ответственности всех участников образовательного процесса.

 «Прошлое, - считает Дмитрий Сергеевич Лихачев, - должно служить современности».

 

 

 

 «А пишу вам я слово для того, чтобы не перестала память родителей наших и наших, и свеча бы не погасла».

Эти слова принадлежат Великому князю Семену Ивановичу Гордому, 14 век (1340-1353 гг.). Судя по духовным грамотам первых московских князей, они любили выражение: «свеча бы не погасла». Это были заветные слова, пароль, своего рода семейный девиз созидательный. Московские князья собирали, а не расточали, строили, а не разрушали, крепко держались друг за друга, почитали родителей и заботились о чадах.Когда-то было привилегией аристократов иметь свою родословную, свое генеалогическое дерево. Но своими предками гордились и простые люди, любили рассказывать о замечательных умельцах в своем роду, гордились, что они мастера в седьмом колене.

        Листая периодическую печать, в мои руки попала газетная заметка о 500-летней династии учителей Раменских. Основателем династии считается книгописец и переводчик Андриан Раменский (1418-1526 гг.). Это же, когда было? До царя Ивана Гроздного! В какие дали уводит нас цепочка имен, посвятивших свою жизнь учительскому делу (Илларион, Софроний, Матвей, Михайло…, всего полтора десятка имен – а в какие дали она уводит! В XIV век! И начинаешь понимать зачем человеку история. Прикосновение к ней раздвигает границы короткой нашей жизни. В наказе одного из Раменских своим детям и внукам содержится призыв «хранить родительскую славу» и поступать «по закону верно», ибо «закон внутри нас – это наша совесть». «Нет, никакие сокровища, кроме добродетели, не сильны установить душевной тишины. Деньги, чин – все это пустяки …О, юношество, залог благоденствия Отечества, бегите от пороков, трудолюбие прикрепит вас к истине», читаем мы в письме, приписываемом Радищеву.

Слова-то, какие умели люди находить! Родительская слава, добродетель, истина, благо, благоденствие Отечества…

Может быть, должны хоть изредка звучать и на сегодняшних уроках, эти старинные высокие слова? Как пробудить у ребят интерес к своим предкам, к прошлому своих семей? Как восстанавливать национальную культуру?

        К сожалению, жертвами революций и войн ХХ века, прокатившихся по России, стали именно генетически богатые семейные линии и династии – из рабочих и крестьян, дворян и интеллигенции, торговых людей и предпринимателей. Как восстанавливать национальную культуру семейных и родственных отношений? С чего начать?

                После длительных раздумий  поняла, что необходимо обратиться к семейным традициям, корням; ко всему тому, что составляет духовную пищу растущего человека.

Фотографии и письма, дневники и документы, памятники материальной культуры должны стать источником изучения истории. Семья, ее устои и традиции должны стать одним из средств формирования конкретно-исторических представлений. Определился и круг потенциальных носителей социальной истории: родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.

Работая с анкетами, социологическая группа учащихся-энтузиастов 10-11-ых классов, сделала попытку: используя семейные архивы восстановить на всю возможную глубину, сохранившуюся историческую память семьи. Главный вывод был сделан. Проблема заинтересовала не только учащихся, но и родителей. В семьях хранят память о предках, чтут их. Хотя статистические цифры насторожили:

Смогли назвать прабабушек и прадедушек (предков четвертого поколения) – 74,5% учащихся. Сохранились вещи (фотографии, письма, посуда, вышитые полотенца, мебель и другие) и о них знают всё 10% учащихся, немногое – 30%,совсем не знают – 60%.Помнят и чтут предков – 50%, вспоминают, но редко – 35%, совсем не вспоминают – 15%.Генеалогическую ветвь смогли составить 5% учащихся.Конечно, на таком небольшом анализе трудно объективно подойти к рассматриваемому вопросу, но расставить акценты, планируя свою деятельность в курсе истории, можно.

        Особенно ценными в этот момент мне показались сведения, относящиеся к началу ХХ века, связанные с жизнью и бытом Петербурга начала века.  Началась поисковая работа по сбору сохранившихся предметов материальной культуры, фотографий, публикаций о жизни и быте Петербурга начала века. Анализируя анкеты, мы выяснили, что социальный состав Петербурга начала века был неоднороден. Из проанализированных анкет лишь в семнадцати встречается коренной петербуржец. В основном это были приезжие, устремляющиеся в город, прежде всего на заработки, преимущественно крестьяне (около 60%).

        За получением дополнительной информации мы обратились к выставочным залам Петропавловской крепости, посетили выставки «Возвращение в Петербург», «Петербуржец путешествует», совершили автобусную и пешеходную экскурсии по теме: «Архитектура Петербурга конца XIX - начала ХХ века». И наконец, наша работа завершилась итоговым уроком по теме: «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века».

        Эта кропотливая работа объединила родителей, учащихся и учителей. Собранная экспозиция, названная «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века» стала предметом интереса и тех учащихся, которые не принимали участия в работе. В своих отзывах дети отмечали: «Как же мне не вспоминать наших предков, если я ношу их фамилию и хочу, чтобы она осталась чистой, незапятнанной».

Я поняла для себя, насколько важно, особенно в настоящий момент оставить нашим детям не только материальное наследие – квартиру, дачу, машину. Главное – оставить им в наследие свою историю, память предков, высокую честь Рода (Фамилии), достоинство прожитой ими жизни. Цикл уроков стал продолжением кропотливой работы:

 «Люди, годы, жизнь. 50-ые в зеркале истории» (11 класс); «Война - глазами ее современников» (9 класс); «Трудовой Петербург конца XIX – начала ХХ века» (9 класс); «Альбом истории открыт"(10 класс).

Таким образом,       работая в направлении включения семейных традиций в курс истории Отечества, формируется целостная панорама семейных связей, традиций на разных исторических отрезках времени, происходит интеграция воспитательных пространств семьи, общества и государства при повышении гражданской ответственности всех участников образовательного процесса.

 «Прошлое, - считает Дмитрий Сергеевич Лихачев, - должно служить современности».

 

 

 

 «А пишу вам я слово для того, чтобы не перестала память родителей наших и наших, и свеча бы не погасла».

Эти слова принадлежат Великому князю Семену Ивановичу Гордому, 14 век (1340-1353 гг.). Судя по духовным грамотам первых московских князей, они любили выражение: «свеча бы не погасла». Это были заветные слова, пароль, своего рода семейный девиз созидательный. Московские князья собирали, а не расточали, строили, а не разрушали, крепко держались друг за друга, почитали родителей и заботились о чадах.Когда-то было привилегией аристократов иметь свою родословную, свое генеалогическое дерево. Но своими предками гордились и простые люди, любили рассказывать о замечательных умельцах в своем роду, гордились, что они мастера в седьмом колене.

        Листая периодическую печать, в мои руки попала газетная заметка о 500-летней династии учителей Раменских. Основателем династии считается книгописец и переводчик Андриан Раменский (1418-1526 гг.). Это же, когда было? До царя Ивана Гроздного! В какие дали уводит нас цепочка имен, посвятивших свою жизнь учительскому делу (Илларион, Софроний, Матвей, Михайло…, всего полтора десятка имен – а в какие дали она уводит! В XIV век! И начинаешь понимать зачем человеку история. Прикосновение к ней раздвигает границы короткой нашей жизни. В наказе одного из Раменских своим детям и внукам содержится призыв «хранить родительскую славу» и поступать «по закону верно», ибо «закон внутри нас – это наша совесть». «Нет, никакие сокровища, кроме добродетели, не сильны установить душевной тишины. Деньги, чин – все это пустяки …О, юношество, залог благоденствия Отечества, бегите от пороков, трудолюбие прикрепит вас к истине», читаем мы в письме, приписываемом Радищеву.

Слова-то, какие умели люди находить! Родительская слава, добродетель, истина, благо, благоденствие Отечества…

Может быть, должны хоть изредка звучать и на сегодняшних уроках, эти старинные высокие слова? Как пробудить у ребят интерес к своим предкам, к прошлому своих семей? Как восстанавливать национальную культуру?

        К сожалению, жертвами революций и войн ХХ века, прокатившихся по России, стали именно генетически богатые семейные линии и династии – из рабочих и крестьян, дворян и интеллигенции, торговых людей и предпринимателей. Как восстанавливать национальную культуру семейных и родственных отношений? С чего начать?

                После длительных раздумий  поняла, что необходимо обратиться к семейным традициям, корням; ко всему тому, что составляет духовную пищу растущего человека.

Фотографии и письма, дневники и документы, памятники материальной культуры должны стать источником изучения истории. Семья, ее устои и традиции должны стать одним из средств формирования конкретно-исторических представлений. Определился и круг потенциальных носителей социальной истории: родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.

Работая с анкетами, социологическая группа учащихся-энтузиастов 10-11-ых классов, сделала попытку: используя семейные архивы восстановить на всю возможную глубину, сохранившуюся историческую память семьи. Главный вывод был сделан. Проблема заинтересовала не только учащихся, но и родителей. В семьях хранят память о предках, чтут их. Хотя статистические цифры насторожили:

Смогли назвать прабабушек и прадедушек (предков четвертого поколения) – 74,5% учащихся. Сохранились вещи (фотографии, письма, посуда, вышитые полотенца, мебель и другие) и о них знают всё 10% учащихся, немногое – 30%,совсем не знают – 60%.Помнят и чтут предков – 50%, вспоминают, но редко – 35%, совсем не вспоминают – 15%.Генеалогическую ветвь смогли составить 5% учащихся.Конечно, на таком небольшом анализе трудно объективно подойти к рассматриваемому вопросу, но расставить акценты, планируя свою деятельность в курсе истории, можно.

        Особенно ценными в этот момент мне показались сведения, относящиеся к началу ХХ века, связанные с жизнью и бытом Петербурга начала века.  Началась поисковая работа по сбору сохранившихся предметов материальной культуры, фотографий, публикаций о жизни и быте Петербурга начала века. Анализируя анкеты, мы выяснили, что социальный состав Петербурга начала века был неоднороден. Из проанализированных анкет лишь в семнадцати встречается коренной петербуржец. В основном это были приезжие, устремляющиеся в город, прежде всего на заработки, преимущественно крестьяне (около 60%).

        За получением дополнительной информации мы обратились к выставочным залам Петропавловской крепости, посетили выставки «Возвращение в Петербург», «Петербуржец путешествует», совершили автобусную и пешеходную экскурсии по теме: «Архитектура Петербурга конца XIX - начала ХХ века». И наконец, наша работа завершилась итоговым уроком по теме: «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века».

        Эта кропотливая работа объединила родителей, учащихся и учителей. Собранная экспозиция, названная «Откроем бабушкин сундук: люди и вещи, картинки быта Петербурга конца XIX – начала ХХ века» стала предметом интереса и тех учащихся, которые не принимали участия в работе. В своих отзывах дети отмечали: «Как же мне не вспоминать наших предков, если я ношу их фамилию и хочу, чтобы она осталась чистой, незапятнанной».

Я поняла для себя, насколько важно, особенно в настоящий момент оставить нашим детям не только материальное наследие – квартиру, дачу, машину. Главное – оставить им в наследие свою историю, память предков, высокую честь Рода (Фамилии), достоинство прожитой ими жизни. Цикл уроков стал продолжением кропотливой работы:

 «Люди, годы, жизнь. 50-ые в зеркале истории» (11 класс); «Война - глазами ее современников» (9 класс); «Трудовой Петербург конца XIX – начала ХХ века» (9 класс); «Альбом истории открыт"(10 класс).

Таким образом,       работая в направлении включения семейных традиций в курс истории Отечества, формируется целостная панорама семейных связей, традиций на разных исторических отрезках времени, происходит интеграция воспитательных пространств семьи, общества и государства при повышении гражданской ответственности всех участников образовательного процесса.

 «Прошлое, - считает Дмитрий Сергеевич Лихачев, - должно служить современности».

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 
Автор Жолтикова Наталья Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 330
Номер материала 31230
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓