Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыЭто была самая светлая жизнь...

Это была самая светлая жизнь...

Скачать материал

 

                                    «ЭТО БЫЛА САМАЯ СВЕТЛАЯ ЖИЗНЬ…»

(ОБРАЗЫ МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА)

                                                                                                 Матофонова Т.В. АСШ№2

 

ЦЕЛИ:   проследить, как развивается сюжетная линия  Мастер-Маргарита, раскрыть красоту, доброту и искренность чувств героев романа, сопоставить  с реальными прототипами, определить композиционную роль Мастера и Маргариты, помочь уяснить  смысл булгаковских слов «Рукописи не горят».

 

ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Тексты романа «Мастер и Маргарита».

                                   2.Папка «М.А.Булгаков»

                                  3.Отрывок из видеофильма о Е.С. Шиловской.

                                 4.Аудиозаписи(Бетховен, Лист, Штраус)

ЭПИГРАФЫ(на разных досках):1.За мной, читатель!Кто сказал тебе, что нет на свете

                                                         настоящей,верной, вечной любви?Да отрежут лгуну его

                                                        гнусный язык!

                                                           За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе

                                                       такую любовь!

                                                      2.»Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он

                                                         любит».

СЛОВО УЧИТЕЛЯ ( на фоне музыки                                )

Роман Булгакова – гордость и честь русской литературы. В нём воплотился глубокий духовный  путь, проделанный его автором в течение  двух с лишним тяжелейших  в истории его страны десятилетий.В этом романе действуют и Христос, и Дьявол, и жулики, и обыватели. Всё здесь есть: и смерть Га-Ноцри на кресте, и фантастический бал у Сатаны, и переполох, устроенный свитой Воланда в Москве!Великое и низкое, трагическое и смешное. Но главное – в романе описывается величайшая история любви Мастера и Маргариты, прошедшая  через все испытания и  выдержавшая  самые  сильные удары судьбы.

 

-О ЧЁМ ЖЕ БУЛГАКОВСКИЙ РОМАН?

 ( О Боге и Дьяволе, о трусости как об одном из главных человеческих пороков, несмываемом, страшном грехе предательства, о Добре и Зле, о репрессиях, об ужасе одиночества, о Москве и москвичах, о роли интеллигенции в обществе, по прежде всего  он о ВЕРНОЙ, ВСЕПОБЕЖДАЮЩЕЙ СИЛЕ ЛЮБВИ И ТВОРЧЕСТВА)

 

Зачитать эпиграфы,объяснить, что они относятся к героям романа и к прототипам – Булгакову и его жене.Отметить смелость  и  дар предвидения Булгакова: показать историю своей любви  и предсказать судьбу своего романа. В ком не живёт любовь, тот никогда не поймёт булгаковский роман и, посмеявшись над  похождениями кота Бегемота, зевнёт и отодвинет роман в сторону.

 

-«ИНЖЕНЕР С КОПЫТОМ»   -«САТАНА» – «ЧЁРНЫЙ БОГОСЛОВ» – «МАСТЕР И МАРГАРИТА». О ЧЁМ ГОВОРИТ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ НАЗВАНИЯ?

( Любовь сильнее всего, не было бы  Мастера и Маргариты, мир не узнал бы никогда этого романа.)

                                       МУЗЫКА______________________________

-ИТАК, ВПЕРЁД ЗА АВТОРОМ!ВСПОМНИМ НАЧАЛО ЛЮБОВНОЙ ИСТОРИИ. ГДЕ, КСТАТИ, МЫ СЛЫШИМ О ЕЁ ЗАВЯЗКЕ?

( В сумасшедшем доме о сумасшедшем романе двух  немолодых людей)

Подвигался к завершению роман Мастера: «Пилат летел к концу».Всё было ясно, определённо, хотя и мучили одиночество, скука. И он вышел погулять, вокруг были тысячи  людей и отвратительные жёлтые стены вокруг, и женщина несла отвратительные жёлтые цветы.

ЧТЕНИЕ ЭПИЗОДА от слов «Она несла в руках…» до « никем не виданное одиночествов глазах».

-В ЧЁМ ОСОБЕННОСТЬ ЗАВЯЗАВШЕГОСЯ РАЗГОВОРА?ЧЕМ НЕОБЫЧНА ВСПЫХНУВШАЯ ЛЮБОВЬ?

(Незнакомка хороша. Но не телесное притяжение поразило мастера насмерть. Но всё ж таки не он – она  заговорила первой, робкий он был, этот Мастер, а она ведьмой, что, впрочем, станет ясно позднее.Разговор самый обыкновенный, нет в нём ничего необычного, но мастер неожиданно понял, что « всю жизнь любил эту женщину».Любовь поражает героев не как прекрасное мгновеньеЮ а как молния.Это – роман, ведь только в романе бывает любовь с первого взгляда.

Но вот уже не роман, а документ:

«Это было в 29-м году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, который почему-то решил , что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом  приглашённых его и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились , и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь».

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТОВ ВИДЕОФИЛЬМА.

-Да, почти 80 лет назад в феврале встретились двое: он был женат, а она замужем; между ними возник роман, вначале тайный, как водится; затем всё ,по извечной схеме , выплыло наружу, и слёзы были, и револьвер ревнивого мужа замелькал, но всё кончилось благополучно, и слава богу.

Конечно, могут сказать, что её привлекла писательская слава  Мастера. Но ни славы, ни богатства, ни положения в обществе, ни даже надежды не мог ей дать Булгаков: он был беден и – хуже того- проклят, слава его закатилась, оставив  ненависть  и кличку «белогвардейца». Сверкнули и забылись его ранние фельетоны, недопечанной осталась его «Белая гвардия», разгромлены его пьесы,, замалчивается «Собачье сердце», и только по личной прихоти Сталина идёт в единственном театре страны –МХАТе- единственная его пьеса «Дни Турбиных». Какая там слава!

 Выжить бы, просто выжить! А пролетарских писателей  шокировали его нечищенные ботинки, монокль, строгая тройка, нетерпимость к фамильярности, и не знали они (а если бы знали, только бы обрадовались скорее  всего), что он и в дворники нанимался, но и в дворники не брали человека с такой «белогвардейской» славой. Что он, Мастер, мог дать? Ничего! Ничего? Да  что вы – всё, всё!

Что вообще человеку надо?

(ЗВУЧИТ МУЗЫКА___________________________________).

-КАКОВЫ САМЫЕ СЧАСТЛИВЫЕ СТРАНИЦЫ РОМАНА?

(ЗАЧИТ.  ОТРЫВОК  от слов «Она приходила и первым делом…» до «…любимые розы».

-В чём заключается счастье? Ведь это проза жизни:фартук, керосинка, подворотня какая-то. Ведь почти нищета. О возможности быть счастливым с любимым человеком в любых условиях, даже самых неблагоприятных, убеждает жизнь(«С милым рай и в шалаше», «Альпийская баллада» и др.)

-ЭТО В ПОСЛОВИЦЕ И В РОМАНАХ, А В ЖИЗНИ?

Михаил Афанасьевич  с благодарностью говорил Елене Сергеевне:»Против меня был целый  мир –  и я один. Теперь мы вдвоём, и мне ничего не страшно».

СЧАСТЬЕ – НЕ В БОГАТСТВЕ. КАКИЕ СТРАНИЦЫ РОМАНА УБЕЖДАЮТ НАС В ЭТОМ?

(Зачит. От «Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу» до « она говорила правду»)(гл.19).

В романе много биографических штрихов:шапочка ,сшитя руками Е.С, потому что у Булгакова были мягкие, рассыпающиеся волосы.ЗАЧИТАТЬ от слов «Получив свободу»  до « карточка мастера».

Фотографией, хранимой далеко от чужих глаз, стал для Елены Сергеевны снимок, некогда вклеенный в  томик “Белой гвардии”- навсегда с  особой нежностью любимый ею фотопортрет.

-РОМАН И ЖИЗНЬ…А КАК ЖЕ БЫЛО В ЖИЗНИ, ЧТО ОБ ЭТОМ ВСПОМИНАЕТ ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА?

«Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти  из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и  осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не  приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, всё-таки это была судьба.Потому что, когда я  первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже».И мы решили соединиться, несмотря ни на что. Но тогда же он сказал мне то, что я не знаю почему, но приняла со смехом.Он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у  тебя на руках».Если представить, что это говорит человек неполных сорока лет, здоровый, с весёлыми голубыми глазами, сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело очень странно.И я ответила, смеясь: «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на…»Он сказал :»Я говорю очень серьёзно, поклянись». И в результате я поклялась.

И началось счастье. 10 лет немыслимого, непредставимого обоими счастья.

Все дальнейшие радости и невзгоды они делили пополам. В феврале Михаил Афанасьевич встречает Елену Сергеевну, а в  мае начинает роман, в декабре ему официально сообщают, что все его пьесы запрещены к « публичному исполнению»(«Дни Турбиных» тоже).В марте запрещена его пьеса о Мольере. В конце этого же месяца он пишет письмо правительству, исполненное чести, достоинства и отчаяния.Это письмо совпало с  трагической гибелью и похоронами Маяковского. Булгаков писал:

«Я прошусь на штатную должность статиста.Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены, если же это невозможно, я прошу Советское правительство поступить со мной как оно найдёт нужным, но как – нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей,налицо в данный момент – нищета, улица и гибель.Я обращаюсь к гуманности Советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя в отечестве, великодушно отпустить на свободу».

18 апреля 1930 года Сталин позвонил Булгакову. Лишь после этого разговора ему была предоставлена работа во МХАТе, и только после этого он выбрасывает револьвер в пруд  у Новодевичьего монастыря.

              

 «ГРЁЗЫ ЛЮБВИ» ФЕРЕНЦА ЛИСТА.)

Писатель решает жить и работать.Любовь помогает Мастеру выйти из больницы, Елена Сергеевна помогает Булгакову побороть отчаяние, и вскоре на  рукописи появятся  две  надписи: «Дописать, прежде,чем умереть» и – « На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне».

 А теперь представьте Ташкент времён войны, эвакуация, крохотную комнатку, ночь и двух женщин: одна в постели, другая на полу – больше нет места, и Анна Андреевна Ахматова читает Фаине Георгиевне Раневской «Мастера и Маргариту» и восхищённо приговаривает : «Фаина, ведь это гениально, он гений!»

 В подвальчике мастера  Маргарита испытала счастье большой любви, отказавшись во имя неё от всех соблазнов света, погрузившись вместе с Мастером в мысли о завершении книги, которая вошла в плоть и кровь, стала  и её смыслом.

-В чём выразилось соучастие Маргариты в делах Мастера?

Задумаемся о роли подруги, жены, от чьих же стараний зависит «погода в доме».Маргарита- ангел-хранитель автора романа о Понтии Пилате.Это чувствуется особенно тогда, когда после разгрома романа критиками, мастер, поддавшись отчаянию,  падает духом, отказывается от своего романа и исчезает.

-Почему исчез мастер? В чём причина такого поступка?

(Он просто не мог видеть любимую несчастной, не мог  принять её жертвы. Он растерян, отрекается от своего романа, сжигает его.Маргарита остаётся в неведении, чувства переполняют её: она сожалеет о сожжённой рукописи, болеет душой за здоровье любимого, надеется вылечить его, спасти. Отчаяние, растерянность сменяются решительностью и надеждой.Ситуация требует поступка.

-Что же делает Маргарита во имя спасения любви?

(Маргарита готова идти  за помощью к самому дьяволу. Истинная любовь всегда жертвенна, всегда героична. Недаром о ней создано столько легенд, столько пишут поэты.Обратим внимание на мелодичность и созвучие имён героев:Мастер и Маргарита. Этот дуэт продолжает классические пары:Тристан и Изольда(«Не желаете ли , добрые люди, послушать прекрасную повесть о любви и смерти?»), Ромео и Джульетту(«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»)и булгаковское  «За мной, мой читатель! Силою любви скульптор Пигмалион оживил созданную им  статую-Галатею. Граф Калиостро всю свою бесконечную жизнь выводил формулу любви.Силою любви отбивают любимых у болезни, спасают от смерти.Вот и Маргарита принимает решение любой ценой постоять за своё счастье.

-Как вела себя Маргарита на балу у Сатаны?

(Отметим необычность этого бала, так как сюда собрались отъявленные негодяи.Поднимаясь по лестнице, они целуют колено у королевы бала  - это Марго.Ей пришлось вытерпеть много испытаний, не раз вздрогнуть, видя гробы и виселицы.Среди негодяев героиня видит  молодую женщину с беспокойными и назойливыми глазами. Слугам дьявола она кажется скучной; преступление её слишком банально: когда-то она служила в кафе, её соблазнил хозяин, она родила и задушила ребёнка платком. И с тех пор, вот уже 300 лет, каждое утро, просыпаясь, она видит на столике тот носовой  с синей каёмочкой платок.Нет ей спасения, веки вечные суждены ей видеть его.

-Чем же потрясён дьявол после бала?

(Необычностью просьбы Маргариты. Он знал наверняка, что она попросит  о встрече с Мастером.А Маргарита неожиданно не только для дьявольского отродья, но и для себя , вздохнув, твёрдо потребовала: «Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок».И всеведущий дьявол был потрясён.Он, дьявол, очень многое знает, он присутствовал на казни Христа, беседовал с философом Кантом, он даже знает, что рукописи не горят, не знает и не может знать мира любви. Мастер ему понятен: сломлен муками и ,значит, уже не вполне человек, а Маргарита… красивая, весёлая, столь преданная Мастеру, гениальному и жалкому… что это с ней?

-Почему же просит за Фриду, а не за Мастера?

Для этой молодой женщины есть нечто, что выше любви, это нечто-милосердие.Фриде ведь хуже, страшнее, чем ей, и что уж тут поделаешь, жаль, что так вышло, но как же иначе.Это же милосердие сочетается в ней с ненавистью к гонителям Мастера. Так, разгромив квартиру Латунского и перепугав взрослых обитателей, Маргарита успокаивает  заплакавшего ребёнка.

                       (ЗВУЧИТ  «ИСТОРИЯ ЛЮБВИ»)

Мастер и Маргарита появились в романе поздно,  в последних редакциях, появились , зажили и превратили блестящую сатиру в роман о бессмысленности сопротивления любви.Так что быть Елене Сергеевне вечным соавтором  Мастера. Но мрачные стороны романа всё больше вторгаются в  жизнь. Булгаков начал терять зрение, речь.Он умирал. Он был врач и мог тпредсказать течение болезни.Но он был Булгаков и поэтому он говорил:

«Вот я скоро умру, меня всюду начнут печатать, театры будут вырывать друг у друга мои пьесы и тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне.  Ты выйдешь на сцену в чёрном платье с красивым вырезом на груди, заломишь руки и скажешь: «Отлетел мой ангел».И они начинали хохотать.            

Ещё недавно многоопытный врач сказал ему : «У вас такие  фонды, такие данные для  абсолютного и прочного здоровья!» А теперь в тёмной комнате он лежал с какой-то набедренной повязкой, потому что любая одежда причиняла боль, так похожий на распятого героя своего романа.И будто сбывалось главное, предсказаноое Богом и Дьяволом: «Он не заслужил света, он заслужил покой».Света не было в прямом смысле, он был слеп. Шёл 39-й год ХХ века и  49-й год жизни великого Мастера Булгакова. Он работал над романом: Елена Сергеевна читает, он слушает и исправляет.

«-Он мне ненавистен, этот роман,-ответил Мастер,-я слишком много испытал  из-за него.

-Я умоляю тебя,-жалобно попросила Маргарита,- не говори так. За что же ты меня терзаешь?Ведь ты же знаешь, что я всю жизнь вложила в эту  твою работу».

А света оставалось всё меньше.

Елена Сергеевна дочитывала последние главы.Мастер ещё бы работал над романом, но не было сил.Последнее, что услышал угасающий Мастер, была клятва жены: «Я даю тебе честное слово, что я перепишу роман, что я подам его, тебя будут печатать!»

Аон ответил: «Чтобы знали… чтобы знали…»

Он заслужил покой, он закончил роман.Но роман не был напечатан, и не было покоя её. Она проживёт ещё 30 лет и сделает всё, что обещала мужу, и увидит роман напечатанным, и будет гладить обложки журнала «Москва», где журнал впервые увидел свет.А ещё:

« Вот я хочу  вам сказать, что , несмотря на  то, что  бывали всякие моменты чёрные, совершенно страшные, не тоски, а ужаса перед  неудавшейся литературной жизнью, но если вы мне скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу: нет! Ни одной секунды!Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая.Счастливее женщины, какой я тогда была, не было…»

Ведь и Ахматова, если помните, говорила об этом сочетании трагедии и счастья.Через шесть дней после смерти Булгакова она придёт к Елене Сергеевне и отдаст последний долг –стихи:

             Вот это я тебе, взамен

                                                Могильных роз,

           Взамен кадильного куренья;

          Ты так сурово жил и до конца

                                                             Донёс

         Великолепное презренье…

-Вернёмся к роману.Почему нет портрета? Почему нет имени?

В нём главное-талант, прозрение.Он описал события далёкого прошлого так, как  это было на самом деле: «О, как я угадал! О, как я всй угадал!»- восклицал он.

Главное его назначение –творчество.Слова «мастер» обозначает лицо, достигшее высшей степени в овладении каким-нибудь  искусством, а также (в древности) –магистра,причастного высшей власти и тайны.

          Как и имя, внешность героя не  значима для Булгакова, ибо  не она главное в судьбе Мастера. Но часто описываются глаза: «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет 38»,   И далее:»…карие и очень беспокойные глаза пришельца».

Глаза Мастера отражают тот внутренний  свет, которым полна его душа, для автора важна его  любовь, его вера, по которой « каждому будет дано».

А как создаётся образ Маргариты?

В романе тоже нет её подробного портрета( только в начале- красавица с одиночеством в глазах, да под действием чудодейственного  крема Азазелло: «Ощипанные в ниточку по краям пинцетом брови сгустились и чёрными ровными дугами легли под зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, появившаяся тогда,  в октябре, когда пропал мастер, бесследно пропала. Исчезли и жёлтенькие тени у висков, и две чуть заметные сеточки у наружных углов глаз.Кожа щёк налилась ровным розовым цветом, лоб смтал бел и чист , а парикмахерская завивка   волос развилась.

 На 30-тилетнюю Маргариту  из зеркала  глядела от природы кудрявая черноволосая женщина  лет 20-ти, безудержно хохочущая, скалящая зубы.».

Описываются её поступки, которые характеризуют её как преданную, решительную женщину, не лишённую сострадания.

Что основное в Маргарите?

Любовь и гордость. Ради любви она хозяйка бала Сатаны, но гордость не позволяет ей просить о помощи, готова закончить жизнь, если с ней рядом нет Мастера. Именно это покоряет в ней Воланда, который возвращает ей возл.бленного, это покоряет читателей, её самоотверженность покоряет и Иешуа.

На кого из героинь классической литературы похожа Маргарита?

В ней есть смелость Татьяны Лариной, безрассудство Анны Карениной,  способность к самоотречению Сони Мармеладовой.

Почему Мастер не заслужил света, а заслужил покой?

В какой-то момент он испугался жизни, отказался от любви, от Маргариты., заставил её страдать, возненавидел свой роман, захотел избегнуть той чаши, которую ему предназначено было испить.Истерзанный Мастер отказывается от своего призвания художника: «У меня больше нет  никаких мечтаний и вдохновения тоже нет. Ничто меня вокруг не интересует, кроме неё… Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал. Он мне ненавистен, этот роман…Я слишком много испытал из-за него.»

Никто из людей не смеет упрекнуть замученного человека за подобную капитуляцию, но он « не заслужил света, он заслужил покой»,-печальным голосом проговорил Левий.

Ведь Мастер предал любовь – высшую ценность для Булгакова.И он не свободен от  обиды и раздражения по отношению к когорте  литераторов, он не хочет больше писать.Мастер поддался усталости.Маргарита сильнее,именно её любовь возвращает Мастера, она живёт его жизнью, она способна нести на своих плечах бремя общих забот, поддерживать своего возлюбленного.

Что символизирует свет?

Свет-это высшая награда в мире Иешуа. Булгаков не даёт пояснений, рассчитывая на  думающего читателя. Свет – это вера до конца, это преданность своим убеждениям, это беззаветная любовь и самоотречение.

Кто из героев достоин света?

Маргарита, которая до конца борется за свою любовь, но , как говорит Воланд, « Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит».

 Маргарита получает награду «по своей вере»-вечность рядом с Мастером.

«Я верую! – шептала Маргарита торжественно,- я верую! Что-то произойдёт! Не может не произойти, потому что за что же , в самом деле, мне послана пожизненная мука?»

Есть в романе и нота трагизма:  покой и независимость дарованы героям Там, в ином мире. Роман Мастера не оценили современники, его прозрение оказалось им ненужным, он сам не нужен, оказывается отвергнутым своим временем и современниками, как и Иешуа.Но любовь торжествует в романе.

Заключительное слово учителя ( на фоне музыки)

Роман Булгакова прежде всего хорош тем, что это плод свободного труда, вольного творческого полёта. Неразгаданный до конца роман говорит о  вере писателя в торжество  творческого начала, в неизбежность победы над злом.Проникнемся чувством безграничной благодарности к выдающемуся художнику –Мастеру, утвердившему высшие идеалы нравственной справедливости.

Итог урока.

Домашнее задание.

1. Изготовить постер на одну из тем:

 А)Рукописи не горят(Трагизм судьбы Булгакова)

Б)Силы добра и зла в романе.

В) «По вере вашей да будет вам»(кто, как и за что наказан в романе)

Г)Понтий Пилат и Иешуа.

Д) «Любовь-это жизнь».

2.Подготовить ответы на вопросы по творчеству Булгакова(см. приложение)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Это была самая светлая жизнь..."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок проводился в 11 классе при изучении романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". На данном уроке рассматривалась тема любви в романе. Урок сопровождался музыкой Листа, Поля Мориа.  Также использовались видеофрагменты из  одноимённого кинофильма.  Урок проводится в форме урока-рассуждения, урока-размышления. В свободной форме учащиеся высказывают свои мнения, делятся мыслями о романе. Изучению романа предшествовал просмотр кинофильма, что способствовало более глубокому усвоению проблематики романа. В качестве домашнего задания  ребята писали эссе и изготавливали постеры на заданные темы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 136 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 326
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 612
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 420
    • DOCX 74.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Матофонова Тамара Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3975
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов

Мини-курс

Реклама для роста бизнеса: эффективные стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 20 регионов