Главная / Директору-завучу / Этнокультурное образование. Концептупальные основы модульного курса

Этнокультурное образование. Концептупальные основы модульного курса

Концептуальные основы модульного курса «Наш дом - Югра».


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Этнокультурный компонент является важной составляющей образовательного процесса в условиях реализации стандарта, он обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования, становление их гражданской идентичности; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.

Модульный курс «Югра – наш дом» на ступени основного общего образования занимает особое место и призван обеспечить сквозную надпредметную и межпредметную логику познания обучающимися своего жизненного пространства, его природной, социо - культурной специфики, формирования ценностных мировоззренческих взглядов, элементов гражданской ответственности, экологической культуры. Особую актуальность приобретает проблема приобретения знаний, воспитание уважения к истории, традициям, культуре народов, проживающих на территории родного края. Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени позволяют ребенку почувствовать себя индивидуумом, личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, понимать его проблемы. Программа модульного курса ориентируется на поликультурный контингент учащихся и родителей. Поэтому на всех предметах и во внеурочной деятельности осуществляется диалог культур, реализуемый через содержание программного материала, уклад школьной жизни, организацию полноценного поликультурного общения. Следовательно, к первостепенным концептуальным основам курса следует отнести:

  1. обоснование особого содержания этнокультурного образования, обеспечивающее личности возможность самоиндентификации как представителю той или иной этнической культуры, подготовить к вступлению в равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением, способствовать включению в современные мировые общецивилизационные процессы, приобщиться к наиболее универсальным знаниям, охватывающим глобальные изменения в жизни мирового сообщества;

  2. определение вариативности этнокультурной составляющей образования, которая может реализовываться в форме основных и дополнительных занятий, в урочной и внеурочной деятельности, предметных и интегрированных курсах, с использованием всего разнообразия современных образовательных технологий;

  3. признание необходимости разработок учебных планов и программ по предметам этнокультурного образования как перспективного направления достижения реального разнообразия и вариативности содержания основного общего образования.

Цель курса: обеспечить познание обучающимся своего жизненного пространства, его природной, социо - культурной специфики, формирования ценностных мировоззренческих взглядов, элементов гражданской ответственности, эколого -этнической культуры.

Особенности курса: модульный курс «Наш дом - Югра» является авторским трудом учителей МКОУ «Нижне – Нарыкарской СОШ» учитывает региональные особенности и представляет собой совокупность образовательных модульных программ, созданных на основе этнолингвистического и этнокультурологического подходов и ориентированных на формирование целостной картины истории языка и культуры. На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели решаются следующие задачи.

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения, социальноориентирован-ной и общественно полезной деятельности;

• формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

• развитие патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;

• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• укрепление отношения к семье как основе российского общества;

• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Раскрывая концептуальные основы курса, мы говорим о широком применении принципов поликультурности, что открывает возможности обновления и интеграции различных содержательных линий общего образования:

филология – сфера и средство межкультурного общения;

естествознание – физические и природные, территориальные и географические факторы культурного разнообразия;

история – исторические факторы культурного разнообразия; традиции и обычаи народов Севера;

искусство - эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;

обществознание – социальные факторы усиления культурного и этнического разнообразия современной России. Соответственно в реализации инвариантной части БУПа по основным образовательным программам по предметам реализуем программы – модули с этнокультурной составляющей путём интеграции тем:

Русский язык

(Модуль региональной составляющей 17 ч.)или этносоставляющей???

Литература (Модуль региональной составляющей 9 ч.)

Иностранный язык (английский) (Модуль региональной составляющей 9 ч.)

Математика (Модуль региональной составляющей 6 ч.)

Информатика и ИКТ(Модуль региональной составляющей 6 ч.)

Обществознание (Модуль региональной составляющей 12ч.)

История (Модуль региональной составляющей 10 ч.)

География(Модуль региональной составляющей 10 ч.)

Биология (Модуль региональной составляющей 9ч.)

Химия

Физика(Модуль региональной составляющей 6ч.)

Музыка (Модуль региональной составляющей 17ч.)

Изобразительное искусство (Модуль региональной составляющей 17 ч.)

Физкультура (Модуль региональной составляющей «Национальные виды спорта» в 5-9 кл. не менее 1 ч.)

Технология (труд) ( Модули «ДПИ» и «Охотоведение и рыболовство» не менее 1 ч.)

Примерные модульные программы:

  • Образовательная область филология

Учебный предмет Английский язык

Модульная программа по английскому языку с этнокультурной составляющей «Наследие Югры»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Современное российское общество характеризуется ростом национального самосознания, суверенизацией субъектов Российской Федерации, что с одной стороны, является естественным результатом общественных перемен, а, с другой - стремлением осмыслить ценности и цели этнического развития.

ХМАО – многоязычный полиэтический округ, и особенность образования и воспитания подрастающего поколения тесно связана с диалогом и трансляцией национальных культур.

В условиях современного активного возрождения культуры этносов, развития национального самосознания проблема углубления взаимосвязей народов и культур становится все более актуальной.

Воспитание национальной памяти означает формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. На этой основе возникает понимание культурно-исторического единства развития всего человечества.

Знание культурных корней своего народа необходимо, прежде всего, потому, что оно позволяет по-настоящему уважать и ценить общечеловеческие этические и этнические нормы. Все напряженнее становится ритм жизни, и вместе с тем все острее ощущается потребность окунуться в нравственный мир наших предков, почерпнуть в прошлом знания, мудрость, обогатиться правилами и заветами, проверенными жизнью многих поколений.

Данная программа составлена на основе: примерной программы начального образования по иностранным языкам (английский язык); рабочей программы по английскому языку во 2-11 классах.

Данный учебный модуль состоит из интегрированных уроков с этнокультурной составляющей, ценность которого обусловлена острой необходимостью развития национального самосознания народов, традиционно проживающих на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа.

Учебная программа составлена для реализации на ступени основного общего образования классах в МКОУ «Нижне-Нарыкарская СОШ», в которой 65% обучающихся принадлежат к коренным народам Севера, а, следовательно, должны знать и любить культуру и язык своего народа.

Также учебный модуль составлен с учетом ФГОС так, как, огромное внимание уделяется формированию универсальных учебных действий (планирование собственной деятельности, контроль и оценка свои действий, умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач, навыки групповой работы и т.д.)

Цель программы обучения:

Обогатить учащихся знаниями о культуре и традициях коренных народов севера (ханты и манси), проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа и составляющих большинство населения поселка.

Задачи программы обучения:

- ознакомить обучающихся с культурой народов ханты и манси (традиции, обряды, пища, рукоделие, одежда, жилище);

- воспитывать интерес учащихся к своей родословной, к жизни своих предков;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к малой родине, своему народу;

- прививать чувство толерантности и уважения к людям другой национальности, вероисповедания;

- ознакомить обучающихся с фауной ХМАО-Югры, дать представление о видах промыслов народов севера, связанных с животными (охота, рыбалка, работа с мехом, костью);

- дать представление о различных сферах труда, необходимых для народного хозяйства округа;

- сформировать представление о природе родного края;

-учить видеть красоту природы родного края

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 КЛАСС

Тема 1. МОЯ ДЕРЕВНЯ

Отдых в деревне, работа в деревне.

Тема 2. МОЙ ОКРУГ

Город и деревня, достопримечательности ХМАО-ЮГРЫ, мой округ.



6 КЛАСС

Тема 1. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЮГРЫ

Музеи Ханты-Мансийска.

Тема 2. ЖИВОТНЫЕ ЮГРЫ

Домашние животные, оленеводство, дикие животные: жители тайги, животные Югры, Красная Книга Югры.

Тема 3. СЕМЬЯ

Проект «моя семья», мои корни, что любим мы? (традиционная кухня народов севера).

7 КЛАСС

Тема 1. ТАЙГА

Флора и фауна тайги, заповедники Югры, проект «экологическая тропа».

Тема 2. ЭКОЛОГИЯ ХМАО-ЮГРЫ

Загрязнение природы, браконьерство, правила поведения в лесу, проект «помоги природе».



8 КЛАСС

Тема 1. ФИННЫ И УГРЫ

Классификация финны –угорских народностей.

Тема 2. РОДНОЙ ЯЗЫК

Родной язык (мансийский и хантыйский), национальная школа, проект №паспорт моего языка».

Тема 3. ФИННО-УГОРСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ

Классификация языков и место финно-угорской языковой семьи в ней.







9 КЛАСС

Тема 1. КУХНЯ НАРОДОВ СЕВЕРА

Традиционные блюда народов ханты и манси, старинные рецепты в вашей семье.

Тема 2. ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ

Вороний день, Медвежьи игрища

Тема 3. СИМВОЛИКА ХМАО-ЮГРЫ

История возникновения флага и герба округа.

Тема 4. ПРОФОРИЕНТИРОВАНИЕ

Работа округе, анализ рынка вакансий ХМАО-ЮГРЫ, традиционные ремесла народов севера.

Тематическое планирование

5 класс


Тема урока английского языка

Тема

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

Летний отдых

Лето в деревне

Ознакомить с традиционными летними занятиями ханты и манси

2

Летний отдых

Лето в деревне

Ознакомить с традиционными летними занятиями ханты и манси

3

Будущая профессия

Работа в деревне

Ознакомить с традиционными ремеслами ханты и манси

4

Будущая профессия

Работа в деревне

Ознакомить с традиционными ремеслами ханты и манси

5

Город и деревня

Моя малая родина

Описывать свою деревню/город, составить буклет

6

Город и деревня

Моя малая родина

Описывать свою деревню/город, составить буклет

7

Реклама

Достопримечательности округа

Ознакомить с интересными местами ХМАО

8

Реклама


Достопримечательности округа

Уметь описывать достопримечательности округа

9

Добро пожаловать в Югру

Добро пожаловать в Югру

Составить рекламный проспект о Югорском крае

10

Проект «наша Родина»

Проект «наша Родина»

Представить рекламный проспект о Югорском крае на английском языке







6 класс


Тема урока английского языка

Тема

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

Музей стоит посетить

Музеи Ханты-Мансийска

Ознакомить с традиционными летними занятиями ханты и манси

2

Домашние животные

Оленеводство

Ознакомить с традиционными летними занятиями ханты и манси

3

Дикие животные

Жители тайги

Знать животных Югры

4

Дикие животные

Жители тайги

Описывать животных Югры

5

Животные Югры

Животные Югры

Защищать исследовательскую работу по животным Югры

6

Красная книга Югры

Красная книга Югры

Ознакомить с редкими животными Югры

7

Проект «Моя семья»

Мои корни

Составить свое генеалогическое древо

8

Проект «Моя семья»

Мои корни

Представить свою семью

9

Что любят британцы?

Что любим мы?

Ознакомить с традиционными блюдами ханты и манси

10

Что любят британцы?

Что любим мы?

Знать традиционные блюда ханты и манси









7 класс


Тема урока английского языка

Тема

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

Мы идем в поход

Тайга

Ознакомить с флорой и фауной тайги

2

Мы идем в поход

Тайга

Ознакомить с Югорскими заповедниками

3

Проект «экологическая тропа»

Проект «экологическая тропа»

Составить сообщение о флоре и фауне своей местности

4

Мы не можем пить эту воду

Загрязнение природы

Рассказать о жизни ученика в национальной школе

5

Мусор хранится дольше нас

Загрязнение природы

Рассказать о родном языке, о необходимости его изучения

6

Мы не должны убивать животных

Браконьерство

Рассказать о родном языке, о необходимости его изучения

7

Экология в Британии

О Югре

Рассказать об истории возникновения и развития родного языка

8

Они, бывало, ходили в поход

Правила поведения в лесу

Ознакомить с правилами поведения в дикой природе

9

Они, бывало, ходили в поход

Правила поведения в лесу

Составить свои правила поведения в дикой природе

10

Проект «Помоги природе»

Проект «Помоги природе»

Разработать и представить экологический проект для своей деревни, района



8 класс


Тема урока английского языка

Тема

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

Встречая старых друзей

Финны и Угры

Ознакомить с понятиями: народ, нация, Финны и Угры

2

Встречая старых друзей

Финны и Угры

Ознакомить с понятиями: народ, нация, Финны и Угры

3

Новости из школы

Национальная школа

Составить расписание уроков и внеклассной работы в национальной школе

4

Новости из школы

Национальная школа

Рассказать о жизни ученика в национальной школе

5

Я изучаю английский язык чтобы…

Родной язык

Рассказать о родном языке, о необходимости его изучения

6

Твой английский достаточно хорош?

Родной язык

Рассказать о родном языке, о необходимости его изучения

7

Откуда появился русский язык?

Родной язык

Рассказать об истории возникновения и развития родного языка

8

Проект «паспорт моего языка»

Проект «паспорт моего языка»

Представить проект о своем родном языке

9

Мы семья, не так ли?

Финно-угорская языковая семья

Ознакомить с языками, принадлежащими к финно-угорской языковой семье

10

Мы семья, не так ли?

Финно-угорская языковая семья

Ознакомить с языками, принадлежащими к финно-угорской языковой семье

9 класс



Тема урока английского языка

Тема

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

Вы когда-нибудь пробовали блины?

Традиции Севера

Ознакомить с традиционными блюдами ханты и манси

2

Мое любимое блюдо

Бабушкин рецепт

Ознакомить с традиционными блюдами ханты и манси

3

Проект «день Благодарения»

Вороний День

Сравнить американский и мансийский праздники

4

Согласование времен

Медвежьи игрища

Ознакомить с традиционным праздником ханты и манси

5

Согласование времен

Медвежьи игрища

Ознакомить с традиционным праздником ханты и манси

6

Проект «Клуб киноманов»

Кинофестиваль «Дух огня»

Представить фильм

7

История Американского флага

Югорский флаг

Ознакомить с историей флага ХМАО-Югры

8

История Американского флага

Югорский флаг

Ознакомить с историей флага ХМАО-Югры

9

Работа для тебя

Рынок вакансий в Округе

Ознакомить с профессиями, наиболее востребованными в Округе на сегодняшний день

10

Работа для тебя

Рынок вакансий в Округе

Ознакомить с профессиями, наиболее востребованными в Округе на сегодняшний день


Литература:

  1. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. Учебное пособие/ Мар. Гос. Ун-т. – Йошкар-Ола. – 2000.

  2. Интегрированный курс краеведения «Мы- дети природы»: Книга для учтителя начальных классов, Авт. – сост.: Т.К. Орлова, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаева, Л.Н. Нечаева; Под ред. Т.К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003. – 180 с.

  3. Использование мансийского фольклора на уроках русского языка в начальной школе/ Сметанин Н.И. – Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ.

  4. Программа по декоративно-прикладному искусству манси. 5-11 классы/ под ред. Т.А. Полуниной. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001

  5. Этномир: Образование и культура/ Сборник научно-методических работ. – Вып. 1. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.


Учебный предмет Литература

Приложение

к рабочей программе по литературе для 7 класса

МОДУЛЬНЫЙ КУРС «ДИАЛОГ КУЛЬТУР»

Пояснительная записка



Современная эпоха ставит исключительно высокие требования к развитию творческого потенциала человека, повышению его общей мировоззренческой культуры, а значит к уровню образования. Образование имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, разносторонне развитой личности, уважающей права и свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству.

Эти задачи невозможно решить, если не учитывать особенности региона, в котором проживает гражданин. Поэтому характер изменения содержания образования предопределяет региональное образование в качестве ведущей и долговременной стратегии становления и развития регионального образовательного пространства.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важнейших вопросов является формирование его региональной составляющей.

Закон РФ об образовании, Закон Ханты-Мансийского автономного округа «Об основах системы образования Ханты-Мансийского автономного округа», а также нормативно-правовые документы Ханты-Мансийского автономного округа по национальным образовательным учреждениям заложили прочную правовую основу функционирования не только родных языков, но и введение этносоставляющей в другие предметы, такие, как литература.

Модульный курс «Диалог культур» создан на основе Федерального образовательного стандарта и входит в Базисный учебный план как региональная составляющая. Содержательной основой опыта является изучение родного края, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Деревня Нижние Нарыкары, Октябрьского района, Ханты-Мансийского автономного округа уникальна не только своей древней историей, богатством и разнообразием природных ресурсов, но и тем, что является самым населённым представителем коренных малочисленных народов Севера: ханты, манси. Здесь сохранились семьи, где коренные жители ведут традиционный образ жизни и сохраняют язык и культуру манси. Контингент учащихся из числа этих народов составляет более 70 %. Дети должны знать как страну изучаемого языка, так и свой край, в котором живут.

Данная программа разработана на основе компилятивности как Модуль для основной программы по литературе в 7 классе.

Модульный курс «Диалог культур» - региональная составляющая является «Приложением к рабочей программе по литературе в 7 классе» и содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.

В основу Модуля положен методический принцип соотнесения произведений школьного курса русской литературы и краеведческих текстов. Возможность такого соотнесения видится в близости жанра, тем и проблем, стиля. Учитываются соположенность произведений во времени. Темы, рассмотренные на курсе, расширяют представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала народов Севера, обогатившего культуру общенациональную.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» и Модуль «Диалог культур» тесно связан с предметом «Русский язык». Интеграция этих дисциплин направлена на формирование лингвистических, языковых и коммуникативных навыков.

Изучение Модуля «Диалог культур» на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 14 часов и реализуется в течение

1 года.

Модульный курс «Диалог культур» (приложение к рабочей программе по литературе для 7 класса) представляет собой целостный документ и включает следующую структуру:

1. Пояснительную записку;

2. Тематический план;

3. Содержание Модульного курса «Диалог культур»;

4. Требования к уровню подготовки учащихся;

5. Учебно-методическое обеспечение;

6. Список содержания.



Изучение данного Модуля «Диалог культур» в рамках предмета «Литература» направлено на достижение следующей цели:



- дать учащимся более глубокую информацию о духовном наследии хантыйского и мансийского народа, показать богатство и красоту литературы Югры, привить любовь к ней.



Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:



  1. Формирование практических навыков успешного, эффективного общения в важнейших жизненных ситуациях, развитие таких качеств речи, как логичность, последовательность, образность.

  2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся, способности к взаимопомощи и сотрудничеству через использование групповых форм обучения.

  3. Развитие творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образного мышления подростков, познавательного интереса учащихся.

  4. Обогащение словарного запаса ученика.

  5. Формирование навыков исследовательской работы и проектирования.

  6. Формирование национального самосознания, патриотизма, уважения к историческому прошлому Югры.

  7. Воспитание толерантного отношения к окружающему миру, бережному отношению к культуре народов ханты и манси.

  8. Пользование словарями и справочной литературой.



Основные формы занятий данного курса:

- урок-беседа;

- исследование текстов;

- редактирование;

- уроки-практикумы;

- самостоятельная работа;

- коллективное обсуждение;

- презентации;

- экскурсии в краеведческий музей;

- уроки-концерты;

- интегрированные уроки;

- конференции;

- работа в группах, в парах;

- работа с Интернет-ресурсами.



Основные направления деятельности:

Учебная – получение школьниками новых знаний о ХМАО – Югре.

Развивающая – умение работать с дополнительной литературой, высказывать гипотезы и уметь их доказывать.

Воспитательная – через формирование психологической устойчивости воспитание воли, нравственно-этических ценностей подростка.



Способы выявления промежуточных и конечных результатов:

- участие в районной краеведческой конференции;

- решение олимпиадных заданий творческого характера;

- тестирование;

- редактирование;

- статьи в СМИ и газету «Школьный калейдоскоп»;

- участие в фестивале исследовательских и творческих работ;

- проектирование.

Прогнозируемые результаты

Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через занятия по изучению литературы родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (14 часов)



п/п

Содержание разделов и тем по литературе

Тематика Модульного курса «Диалог культур»

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1-2.

Устное народное творчество

Развитие понятия о фольклоризме литературы.

Фольклор народов ханты и манси

(2 ч.)

Е.И. Р о м б а н д е е в а «Кукушка-Женщина» (переводы и комментарии).

Предания народов ханты.

Е.Д. А й п и н. «Птичка на голове».

Пословицы, поговорки.

Практические работы.

Различение пословиц и поговорок, выявление смысловых особенностей. Сопоставительный анализ мансийских и хантыйских пословиц.

Сопоставительный анализ сюжетов и героев эпоса обско-угорских народов, мифологических представлений о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества.

Проекты:

Составление электронных иллюстрированных сборников «Пословицы обско-угорских народов на общую тему».

Объяснение специфики происхождения, жанрового своеобразия фольклора.

Выразительное чтение сказок, преданий, пословиц и поговорок.

Выявление сюжетов в фольклоре.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Устный рассказ о собирателях пословиц на основе самостоятельного поиска материалов о них.

Иллюстрирование.















Работа над коллективным учебным проектом.

3.

Из древнерусской литературы

Жанры поучения и жития.

Прошлое и настоящее северного края (1 ч.)

Т и м о ф е й М о л д а н о в. «Земля Кошачьего Локотка».

Характеристика сборника: тексты записаны от носителей фольклорной традиции хантов, живущих в бассейне реки Казым.

Произведения относятся к трём жанрам:

- ал монсь (простая сказка № 1-14);

- ворт монсь (о божествах сказка, т. е. сказки про становление духов-покровителей;

- йис путар (старинный рассказ)

Ю в а н Ш е с т а л о в. «Поучение оленевода».

Практические работы.

Сопоставление древнерусской литературы с хантыйским и мансийским фольклором, рассказывающим о древних событиях.

Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы.

Определение композиции, жанрового своеобразия произведения.

Выразительное чтение фрагментов.

Поиск в тексте незнакомых слов и их определение (перевод).

Составление устного плана о герое.

Характеристика героя.

Формулирование вопросов по тексту.

Устный ответ на вопрос.

4.

Из русской литературы XVIII века

Л о м о н о с о в М.В. «К статуе Петра Великого», Д е р ж а в и н Г.Р.

«Река времён».

Понятие о жанре оды.

Связь времён (1 ч.)

А.С. Т а р х а н о в. «Лиственница Меньшикова».

Г.И. М а к а р о в а. «Югорский край».

Сопоставление национальной самобытной поэзии XVIII и XX веков. Духовно-историческое единство Большой земли (России) и Малой (Сибири).

Устные рассказы о поэте на основе самостоятельного поиска материалов о них с использованием справочной литературы.

Выразительное чтение стихов.

Выявление характерных тем, приёмов и образов изображения человека.


5.

Из русской литературы XIX века.

«Песнь о вещем Олеге».

Развитие понятия о балладе».

Р.П. Р у г и н. «Баллада об орле» (1 ч.)

Практическая работа.

Сопоставительный анализ баллады.

Выявление черт баллады. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих литературоведческие понятия «баллада», «повесть».

Краткий рассказ о поэте. Выразительное чтение.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

6.

Ч е х о в А.П.

«Хамелеон», «Злоумышленник» и другие рассказы.

Развитие понятия о юморе и сатире.

Смешное рядом

А.С. Т а р х а н о в. (1 ч.)

«Приключения сибирского комара» (трилогия-шутка)

Развитие понятия о юморе.

Практические работы.

Подбор цитат, иллюстрирующих понятия «комическое», «юмор».

Характеристика ритмико-метрических особенностей стихотворения.

Выявление художественно-значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтическая лексика, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в стихотворении.

Практическая работа.

Исследовательский проект «Роль олицетворений в поэзии А.С. Тарханова»

Выразительное чтение стихотворения.

Устное рецензирование чтения одноклассников.

Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Письменная работа.























Работа по группам.

7-8.

«Край ты мой, родимый край…»

«И во имя России ночь несёт Красоту…» (2 ч.)

Стихотворения о родной природе

А.С. Т а р х а н о в «Снежный танец»,

Ю в а н Ш е с т а л о в «Зима»,

М. Ш у л ь г и н «Зимний лес»,

В.С. В о л д и н «Тайга».

Практическая работа.

Письменный анализ одного стихотворения.

Определение видов рифм и способов рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сравнение» и «метафора».

Контрольная работа.

Письменный ответ на проблемный вопрос: «Что особенно дорого читателю в поэзии обско-угорских народов о Родине и родной природе?»

Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Выразительное чтение стихотворений.

Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве обско-угорских поэтов.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Составление плана и письменный анализ стихотворения.

Письменный ответ на проблемный вопрос.

Работа со словарём лингвистических терминов.

9.

Из русской литературы XX века.

А н д р е е в Л.Н. «Кусака»

Развитие понятия об эпосе.

Тема, идея произведения.

Собака в жизни человека (1 ч.)

А.С. Т а р х а н о в «Забытый щенок»,

П.С. Б а х л ы к о в «Семья Ефимовых ждёт сына»,

Ю в а н Ш е с т а л о в «Старый пёс».

Практическая работа.

Проект:

Образы собак в русской литературе и в литературе югорских писателей и поэтов.

Контрольная работа.

Письменный ответ на вопрос: «Почему в жизни людей необходимо сострадание?»

Краткий рассказ о писателях и поэтах.



Выразительное чтение фрагментов рассказа.

Выразительное чтение наизусть эпизодов рассказа и стихотворений.







Составление плана и письменная характеристика героя.

10.

На дорогах войны Интервью как жанр публицистики.


«Ради жизни на земле…» (1 ч.)

А.С. Т а р х а н о в «Вечный бой».

Н.Е. У р в а н ц е в «Землякам», «Малая Родина».

Г.И. М а к а р о в а «Отец».

Практические работы.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэтов (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведении.

Сопоставительный анализ стихотворений.

Конкурс на лучшее чтение стихотворения о войне.

Выразительное чтение стихотворений.



Найти материалы о воинах-земляках.

Посещение краеведческого музея.



Анализ различных форм выражения авторской позиции в произведении.

Участие в коллективном диалоге.

Нравственная оценка героев.



Конкурсы, викторины.


11-12.

«Тихая моя Родина»

Развитие понятия о лирическом герое.

«Ни звука. Пьёт малиновый настой Земля». (2 ч.)

Р. П. Р у г и н «Берёза»,

Ю в а н Ш е с т а л о в «Женщина, идущая навстречу»

М а р и я В а г а т о в а «В моём сердце вся природа».

Н.Е. У р в а н ц е в. «Весенняя прелюдия».

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэтов (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведении.

Сопоставительный анализ стихотворений.

Творческая работа.

Написание статьи в газету «Школьный калейдоскоп» на тему ответственного отношения к природе, используя пословицы.

Краткий рассказ о поэтах и писателях.

Выразительное чтение стихотворений.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.





Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в стихах русских и Югорских поэтов.



Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Нравственная оценка героев.



Письменная работа.

13-14.

Уроки итогового контроля

Работа по итогам изученного (2 ч.)

Практическая работа.

Проект:

Литературный праздник «Путешествие на родину поэтов Югры»

Контрольная работа.

Выразительное чтение стихотворений, выученных наизусть.

Устные и письменные пересказы произведений.

Сообщения о произведениях и литературных героях.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Тестирование.

Выразительное чтение, пересказы, монологические ответы.

Составление плана и текста собственного высказывания.

Письменный ответ на проблемный вопрос.



Решение тестов.

Отчёт о самостоятельных учебных проектах.







СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОГО КУРСА «ДИАЛОГ КУЛЬТУР»



СЕДЬМОЙ КЛАСС



Введение



Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Позиция писателя, стремление к нравственному и эстетическому идеалу.



ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ

Предания. Отражение народной педагогики манси (вогулов) и ханты (остяков) – воспитание, становление человека. Знакомство с нравами, обычаями своего народа, с окружающим миром.

Евдокия Ивановна Ромбандеева. Краткий рассказ о писателе. «Кукушка-Женщина» (переводы и комментарии).

Еремей Данилович Айпин. Краткий рассказ о писателе. Предание «Птичка на голове». Поэтическая биография народа. Устный рассказ об истории жизни народа ханты.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка манси и ханты.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Предания (начальные представления). Пословицы и поговорки (развитие представлений).



ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ СЕВЕРНОГО КРАЯ



Тимофей Алексеевич Молданов. Краткий рассказ о писателе. «Земля Кошачьего Локотка» (Обзор).

Характеристика сборника: тексты записаны от носителей фольклорной традиции хантов, живущих в бассейне реки Казым.

Три жанра произведения:

- ал монсь (простая сказка № 1-14);

- ворт монсь (о божествах сказка, т. е. сказки про становление духов-покровителей);

- йис путар (старинный рассказ). Особенность песен. Предания, отправленные божеством своим потомкам. Семь этапов становления человека. Смысл жизни. Конечной целью жизни является сам ЧЕЛОВЕК – ХАНТЫ, который становится ДУХОМ, личностью, прокладывающей путь для следующих поколений.

Юван (Иван) Николаевич Шесталов. Краткий рассказ об авторе. «Поучение оленевода». Особенности поэтики. Выражение стремления уберечь людей от зла.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Поучение (начальные представления).

Формирование традиции уважительного отношения к животным, птицам, человеку, к окружающему миру.

СВЯЗЬ ВРЕМЁН



Андрей Семёнович Тарханов. Краткий рассказ о поэте. «Лиственница Меньшикова».

Интерес А.С. Тарханова к историческим лицам. Особенности композиции стихотворения. Воспоминание об идеальной гармонии человека с природой, полноты жизненных сил.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклоризм литературы (развитие понятия).

Галина Илларионовна Макарова. Краткий рассказ о поэте. «Югорский край».

Поэтическое размышление о родном крае.

Роман Прокопьевич Ругин. Краткий рассказ о писателе. «Баллада об орле».

Выявление черт баллады. Особенности композиции. Своеобразие языка. Гуманизм. Сострадание.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (развитие представлений).



СМЕШНОЕ РЯДОМ



Андрей Семёнович Тарханов. «Приключения сибирского комара» (трилогия-шутка). Своеобразие тархановской музы. Смысл названия. Диалог как средство юмористической характеристики стихотворения. Олицетворения и метафоры в художественном мире поэта.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).



«И ВО ИМЯ РОССИИ НОЧЬ НЕСЁТ КРАСОТУ…»



Стихотворения югорских поэтов о родной природе

А.С. Тарханов «Снежный танец»; Юван Шесталов «Зима»;

М. Шульгин «Зимний лес»; В.С. Волдин «Тайга». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.



СОБАКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА



А.С. Тарханов «Забытый щенок; П.С. Бахлыков «Семья Ефимовых ждёт сына»; Юван (Иван) Шесталов «Старый пёс». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представления).



РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ



А.С. Тарханов. «Вечный бой»; Г.И. Макарова. «Отец»; Н.Е. Урванцев. Землякам», «Малая Родина». Краткий рассказ о местных поэтах. «Героизм, патриотизм, самоотверженность грозных лет войны в стихотворении поэтов. Горечь утраты и гордость за наших солдат, любовь к землякам, неподдельная искренность к малой родине.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).



«НИ ЗВУКА, ПЬЁТ МАЛИНОВЫЙ НАСТОЙ ЗЕМЛЯ»



Р.П. Ругин. «Берёза»; Юван Шесталов. «Женщина, идущая навстречу»;

Мария (Волдина) Вагатова. «В моём сердце вся природа»; Н.Е. Урванцев. «Весенняя прелюдия». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Лирический герой (развитие понятия).





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения Модульного курса «Диалог культур» ученик должен

знать/понимать:



- образную природу словесного искусства писателей Югры;

- содержание изученных произведений;

- основные факты жизни и творчества обско-угорских писателей;

- ключевые проблемы изученных произведений народов ханты и манси;

- духовно-нравственные ценности обско-угорских народов;

- основные закономерности историко-литературного процесса;



уметь:



- определять в произведении элементы сюжета, композиции, их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- анализировать литературное произведение: определять принадлежность к одному из родов и жанров; формулировать тему, идею; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- сопоставлять духовно-нравственные ценности обско-угорских народов с духовно-нравственными ценностями русского народа;

- формулировать собственное положительное отношение к произведениям югорских писателей;

- выявлять авторскую позицию и интерпретировать своё отношение к ней;

- пересказывать прозаические произведения, вести диалог;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- заучивать наизусть стихи югорских поэтов;

- писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой изученных произведений, выполнять творческие работы, писать рефераты;

- составлять проекты;

- работать со справочной литературой.







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



  1. Астраханцева Т.С. «Стерхи над Югрой…» Учебник-хрестоматия для 7 класса по программе спецкурса по литературе «Литература и культурные традиции Обь-Иртышского Севера». Кафедра филологического образования. АДПО ИРО – Ханты-Мансийск, 2011 год.

  2. Афанасьева К.В. Программа по литературе для 5-9 классов мансийских школ. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2007. – 28 с.

  3. Герасимова С.А. Фольклор коренных народов Югры и Ямала: общее и особенное: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. – 214 с.

  4. Григорян А.Б. Основы формирования нравственного облика подростков на традициях народной педагогики: Методическое пособие для учителей национальных школ/ Под ред. А.Л. Бугаевой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002, - 74 с.

  5. Данилина Г.И. Литература тюменского края. Тюмень: СофтДизайн, 1996. – 272 с.

  6. Ермакова Н.В. Серебряная Обь. Антология одного стихотворения. – Октябрьское: МАУ «ОРИЦ», 2002. – 74, 2005. – 228, 2010. – 84 с.

  7. Коняев Н.И. Альманах писателей Югры. ЭРИНТУР (поющее озеро). – Ханты-Мансийск. ЭРИНТУР, № 1, № 2, № 3, 1998. – 407 с.

  8. Коняев Н.И. Литература Югры. ПОЭЗИЯ. Антология. Часть 1. ИФ 2Унисерв», 2001.- 256 с.

  9. Коняев Н.И. Литература Югры. ПРОЗА. Антология. Часть 2. ИФ 2Унисерв», 2002.- 304 с.

  10. Коровина В.Я. Литература. Рабочие программы для 5-9 классов

общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2011.

  1. Кашлатова Е.М. Методическое пособие для занятий по этнографии. Вып. 1. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. – 24 с.

  2. Полунина Т.А., Ефремов А.В. Национально-региональное образование / Под ред. В.В. Лебедева. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – 112 с.

  3. Роговер Е.С. Хантыйская литература: 5-9 кл.: Хрестоматия для общеобразовательных учреждений. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2009. – 320 с.

  4. Ромбандеева Е.И. Героический эпос манси (вогулов): Песни святых покровителей/ Ханты-Мансийск: ООО «Принт-Класс», 2010.- 648 с.





ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Айпин Е. Д. У гаснущего очага. Екатеринбург – Москва, Средне-Уральское книжное издательство, ЗАО Фактория Арктики, 1998. – 250 с.

  2. Бурыкин А.А. Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока М., Северные просторы, 2002. – 27 с. (Северная библиотека школьника)

  3. Вагатова Мария Маленький тундровый человек: Стихи и сказки. – Тюмень: СофтДизайн, 1996. – 208 с.

  4. Григорян А.Б. Основы формирования нравственного облика подростков на традициях народной педагогики: Методическое пособие для учителей национальных школ/ Под ред. А.Л. Бугаевой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002, - 74 с.

  5. Данилина Г.И. Литература тюменского края. Тюмень: СофтДизайн, 1996. – 272 с.

  6. Игушев Е.И., Попова С.А., Кашлатова Л.В. Фольклор в истории народа и его место в современной культуре. – Томск: Изд-во Томского университета, 2005. – 166.с.

  7. Кашлатова Е.М. Методическое пособие для занятий по этнографии. Вып. 1. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. – 24 с.

  8. Мальцева Э.И. История изучения мансийского фольклора отечественными исследователями. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000. – 98 с.

  9. Онина С.В. Программа по истории и этнографии обско-угорских народов Ханты-Мансийского автономного округа. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000, - 44 с.

  10. Полунина Т.А., Ефремов А.В. Национально-региональное образование / Под ред. В.В. Лебедева. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – 112 с.

  11. Ромбандеева Е.И. Мансийские детские сказки с переводами и комментариями. – Ханты-Мансийск; ИИЦ ЮГУ, 2010. – 74 с.

  12. Сметанин Н.И. Использование мансийского фольклора на уроках русского языка в начальной школе/ - Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ. – 94 с.

  13. Тарханов А.С. Плач неба: Книга стихотворений, - Тюмень: СофДизайн. 1996, - 304 с.

  14. Тимофей Молданов. Земля Кошачьего Локотка. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2001.











СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка_________________________________________2

  2. Тематический план____________________________________________4

  3. Содержание Модульного курса «Диалог культур»__________________7

  4. Требования к уровню подготовки учащихся_______________________9

  5. Учебно-методическое обеспечение______________________________10

  6. Список использованной литературы_____________________________10











Этнокультурное образование. Концептупальные основы модульного курса
  • Директору-завучу
Описание:

Концептуальные основы модульного курса "Наш дом - Югра"поможет администрации школы, педагогам выстроить образовательный процесс с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей.Модульный курс «Югра – наш дом» на ступени основного общего образования занимает особое место и призван обеспечить сквозную надпредметную и межпредметную логику познания обучающимися своего жизненного пространства, его природной, социо - культурной специфики, формирования ценностных мировоззренческих взглядов, элементов гражданской ответственности, экологической культуры. Особую актуальность приобретает проблема приобретения знаний, воспитание уважения к истории, традициям, культуре народов, проживающих на территории родного края. Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени позволяют ребенку почувствовать себя индивидуумом, личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, понимать его проблемы.

Автор Максимова Елена Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 726
Номер материала 37214
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓