Главная / Начальные классы / Этнокультурная работа в школе

Этнокультурная работа в школе

Апаева Любовь Яковлевна, Волкова

Валентина Николаевна, учителя марийского

(государственного) языка МОУ

средняя (полная) общеобразовательная школа №2 имени Н.А.Заболоцкого»


Этнокультурная работа в школе.


Федеральные Государственные Образовательные стандарты главной задачей современной системы образования и воспитания считают духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Наша республика Марий Эл – многонациональная республика. Поэтому важным условием ее дальнейшего развития является мирное сосуществование разных народов, терпимое отношение к другим нациям, культурам, традициям и верованиям. И на сегодняшний день необходимым условием мирного сосуществования народов является знание обычаев, традиций, языка соседствующих народов. Педагоги выбирают для решения этих проблем этнопедагогику – одну из фундаментальных основ воспитания и развития личности. В связи с исчезновением национальных классов, где этнопедагогическая культура является основой содержания образования, приходится расширять знакомство с марийской культурой, с культурой других народов, проживающих в Республике Марий Эл.

В МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 имени Н.А.Заболоцкого» обучается 640 обучающихся, из них русских - 249, мари - 381, татар - 10, других национальностей - 0. В нашей школе воспитание и обучение проходит в контексте диалога разных национальных культур. Выделяем следующие задачи этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса:

  • научить обучающихся ценить в себе и в других индивидуальность и непохожесть;

  • дать обучающимся представление о том, что каждая культура – это бесценный вклад в общечеловеческую культуру;

  • воспитывать уважительное отношение к своему родному языку и языкам других национальностей.

В нашей школе со 2 по 11 классы дети изучают марийский государственный язык, историю и культуру народов Республики Марий Эл. Постепенно учащиеся и родители пришли к выводу, что знание марийского государственного языка помогает обогащать духовный мир человека. Наши учащиеся не только учатся говорить на марийском языке, но пишут заметки в газеты «Ямде лий», «Шернур вел» и журнал «Кече», сочиняют свои первые стихи на марийском языке, являются призерами авторских конкурсов «Самырык тукым».

Учителя, ведущие предметы национально-регионального компонента, на уроках большое место уделяют знакомству детей с народным творчеством. Марийские народные сказки, где герои наделены самыми прекрасными душевными и моральными качествами, несут в себе идейно-эстетическое богатство. Учащимся на дом даются задания самим сочинять сказки. На уроках и во внеклассных мероприятиях дети учатся инсценировать сказки на марийском языке. Например, «Заячий домик», «Изий», «Сереброзубая Пампалче» и другие. К постановке этих инсценировок учителя и ученики подбирают национальные костюмы, ищут предметы быта, музыку, песни, ставят танцы.

Большое воспитательное значение имеют предания и легенды о марийских богатырях. Со 2 класса их образы мы используем для формирования в детях чувства патриотизма, уважения к старшим, национальным героям. На уроках музыки идет закрепление при изучении известной оперы Эрика Сапаева «Акпатыр», где дети сами исполняют многие арии из этого музыкального произведения.

Также немаловажное значение в воспитании школьников имеют народные игры, песни, загадки, пословицы, поговорки, приметы. Учителя используют их при изучении почти всех тем. Также сами дети принимают участие в сборе фольклорного материала. Дети с удовольствием выступают с докладами, рефератами, сообщениями на уроках и во внеклассной работе. Фольклор учит детей началам исследовательской работы. Уже с начальной школы дети к урокам готовят на заданные темы презентации, проектные работы. Например, «Моя любимая мама», «Моя родословная», «Я и моя семья», «Мои увлечения», «Наша школа», и другие.

Очень важную роль в учебно-воспитательной работе играет внеклассная работа. Каждый год в нашей школе, как и во многих других школах, проводятся традиционные мероприятия:

День рождения Республики Марий Эл – 4 ноября.

День марийской письменности – 10 декабря.

День национального героя – 26 апреля.

В программу этих праздников включаем конкурсы чтецов, заметок, рисунков, викторины, встречи с известными людьми, посещение музеев, выставок, библиотек, творческих мастерских. В программы любых школьных праздников стараемся включать национальные выступления: песни, танцы, инсценировки сказок, стихов, обычаев, традиций. Для выступлений специально шьются костюмы.

Мы считаем, что наша школа живет полноценной жизнью, она подчинена интересам ребенка.



















Йоратем мый теле кечым,

Йушто поранан жапнам.

Лум умбалне ече дене ,

Кож пушенгым суретлаш.





Тоштер… Мотор тоштер.

Оршанкым чот сорастара,

Ожно годсо самовар,

Турло пуч , кочкыш узгар,

Йоча- влакше ормалген,

Изи вуйышкышт пыштен,

Шулен колыштыт, лушкат,

Куаналынак ончат.

Репина Маша 4 а



Мый, Хохряков Данил, Шернур 2-шо номеран 4-ше классыште тунемам .Шочмо йылме урокыш куанен коштам.Урокым туныктышо Апаева Любовь Яковлевна вуда.Шукерте огыл Оршанка поселко музейыш миенкоштна,кок музейжыге моткоч келшен.Иктыште сар жапоружийым ончен улына,весыште ожно годсо сурт кокла узгар, онгыр-влак ,компас,самовар – шамый, трактор,Юуй шушмо арвер да молат шуко улыт. Мыланна экскурсий моткоч келшен.Ожнысо илышым танастарен,мый моткоч сай жапыште илена, да арален кодаш тыршена.







Этнокультурная работа в школе
  • Начальные классы
Описание:

В МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 имени Н.А.Заболоцкого» обучается 640 обучающихся, из них русских - 249, мари - 381, татар - 10, других национальностей - 0. В нашей школе воспитание и обучение проходит в контексте диалога разных национальных культур. Выделяем следующие задачи этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса:

 научить  обучающихся ценить в себе и в других индивидуальность и непохожесть;

дать обучающимся представление о том, что каждая культура – это бесценный вклад в общечеловеческую культуру;

 

 воспитывать уважительное отношение  к своему родному языку и языкам  других национальностей.

Автор Апаева Любовь Яковлевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 389
Номер материала 48067
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓