Главная / Начальные классы / ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА НА ПРИМЕРЕ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ Л.В ЗАНКОВА

ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА НА ПРИМЕРЕ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ Л.В ЗАНКОВА





«ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА НА ПРИМЕРЕ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ Л.В ЗАНКОВА»




ИТОГОВАЯ РАБОТА


по программе курсов повышения квалификации

«Урок в условиях новых ФГОС»

(Вариантный блок, 36 часов)









Слушатель __________________ А.А. Мальцева (подпись, дата)






Самара 2014 г.



Введение


Требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Организовать учебный процесс, в соответствии с данным требованием, можно используя технологическую карту урока.

Понятие «Технологическая карта» чаще используется в промышленности; рассматривается как форма технологической документации, описывающей процесс, производственные операции, материалы, используемое оборудование, технологические режимы и т.д.

В педагогике термин «Технологическая карта» трактуется по-разному. Встречаются такие определения:

  • современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся;

  • новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов;

  • обобщённо-графическое выражение сценария урока.

Как нет единого определения, так нет и унифицированной формы технологической карты. Учителю сегодня даётся право самостоятельно её конструировать.

Чтобы учебный материал был представлен целостно и системно, действия учителя и обучающихся на уроке были согласованы, учебный процесс обеспечивал реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, технологическая карта урока должна содержать:

  • описание учебного процесса от цели до планируемых результатов;

  • виды деятельности учителя на уроке;

  • виды деятельности обучающихся;

  • предполагаемые педагогические результаты.


Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

1. Рекомендации по составлению технологической карты.


Учитель, начинающий реализовывать ФГОС, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Требования ФГОС: формирование  универсальных  учебных  действий обучающихся. Организовать  урок  в  соответствии с этим  требованиями может  помочь  технологическая  карта  урока.

Технологическая  карта  урока — это графическое  отображение  сценария  урока, план проведения  урока , в котором  заложены   методы   индивидуальной  работы  и   возможности  вариативного  развития  урока.  Здесь описывается  процесс  деятельности , а также  все  операции деятельности и  ее составляющие. В технологической  карте  может быть  четко  отражено  взаимодействие  учителя  и  ученика на уроке , планирование  деятельности на каждом этапе  урока.

Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности обучающихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для обучающихся, направленные на  достижение результата. Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

В структуру современного урока внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.

  • Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.

  • Тема урока - это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Как правило, тема урока представляется в его заголовке.

  • Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.

  • Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.

  • Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая  с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.

  • На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности

  • Домашнее задание на современном уроке обучающиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей. Учитель обозначает для себя ту часть материала, которую будет использовать в дальнейшем (то есть отбирает материал, рассматривая его сквозь призму деятельности.)

Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не давал возможности включить в деятельность всех  обучающихся, поэтому  на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности.

Обучающихся необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.

Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект -карт, изучение и комментирование графиков, чертежей (это позволяет включить учеников в активную мыслительную деятельность). На протяжении всего урока необходимо помнить, что любой ученик при пассивном восприятии учебного материала не может развиваться. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, побуждающих к  действию учеников.

На современном уроке подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно - деятельностного подхода к обучению. Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие).  Выполняя такие задания, обучающиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит  учатся применять знания на практике,  проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию. Формулировка таких заданий звучит иначе, выполняя такие задания, учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.

Современный  урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими обучающимися, тем самым учитель совместно с детьми выводит урок на новый, современный уровень, что позволяет реализовать системно – деятельностный. Основная дидактическая структура отображается  в плане-конспекте урока и в технологической карте. Она имеет как статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственно более гибкая структура:

1. Организационный момент:

  • тема;

  • цель;

  • образовательные, развивающие, воспитательные задачи;

  • мотивация их принятия;

  • планируемые  результаты: знания, умения, навыки;

  • личностноформирующая направленность урока;

2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока.

  • постановка учебной задачи

  • актуализация знаний

4. Сообщение нового материала:

  • решение учебной задачи;

  • усвоение новых знаний;

  • первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

5. Закрепление изученного материала:

  • обобщение и систематизация знаний;

  • контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

6. Подведение итогов:

  • диагностика результатов урока;

  • рефлексия достижения цели.

7. Домашнее задание:

  • инструктаж по его выполнению.

Необходимо четко обозначить тему, и цель и задачи урока.  
Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.

Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.

Цель урока определяется:

  • планируемым результатом урока

  • путями реализации этого плана

Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?" Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока.  В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач - столько и планируемых результатов должно быть.

На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности. ЭОР можно использовать на любом этапе урока, если это целесообразно, позволяет экономить время урока, повышает интерес учащихся. Обязательным моментом является и список источников информации, которые были использованы как при подготовке, так и в ходе урока.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

  • цель освоения учебного содержания;

  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

  • основные понятия темы;

  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;

  • обеспечить повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

  • используются эффективные методы работы с информацией;

  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.




            1. Основные пункты и требования аспектов анализа урока.

Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования.

1. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ):

  • соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию;

  • результативность решения дидактической задачи.

2. Содержание урока:

  • Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника.

3. Методы и средства обучения:

  • соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели;

  • использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).

4. Формы обучения:

  • соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока;

  • целесообразность использования предложенных заданий.

5. Результативность урока:

  • достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

6. Практическая направленность урока:

  • практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам;

  • организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента.

7. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности:

  • уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока

  • характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий);

  • взаимопомощь;

  • интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности.

8.Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока:

  • личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

9. Формирование ИКТ- компетентности:

  • применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности обучающихся.

10. Структура урока:

  • соответствие структуры урока основной дидактической задаче.

11. Контрольно-оценочная деятельность:

  • использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий;

  • осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов;

  • ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся;

12.Педагогический стиль:

  • соблюдение норм педагогической этики.

13. Гигиенические требования:

  • температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы;

  • соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям;

  • соответствие требованиям к организации образовательного  процесса с использованием ИКТ.

Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода может строиться следующим образом:

    1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).

    2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).

    3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).

    4. Сколько учеников получили оценки (должны все).

    5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 2-3 минут).

    6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).

    7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).

    8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет).













3. Этапы составления технологической карты урока на примере технологической карты урока окружающего мира

в развивающей системе Л.В. Занкова

Учитель: Мальцева Алена Александровна, МБОУ СОШ №83 г.о. Самара

Урок проводится в 4 классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок входит в раздел « Наши соседи на Западе».

Тема урока: Кожа. Особенности кожного покрова.

Цель урока: дать первичное представление о строении кожи, функциях и гигиене тела.

Задачи урока:

Обучающие: сформировать первичное представление о коже, ее строении и функциях.

Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; создавать условия для развития творческого воображения, памяти, мышления, внимания, речи, наблюдательности.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в парах, умение слушать и слышать собеседника; аккуратность и бережное отношение к своему организму и здоровью.

Тип урока: изучение нового материала. Урок открытия новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая.

Используемые методы: наглядный, исследовательский, проблемный , эвристический, учебный диалог.

Ресурсы: Учебник «Окружающий мир» ч.1, Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, 4 класс

Техническое оснащение: интерактивная доска Smartbord,программа Smart Notebook 9, лупы, зеркало, отпечатки ладошек, карточка – тест, карточки для групповой работы№1-№6.

Педагогические технологии: ЛОО, деятельностный подход, исследование.

Предполагаемый результат урока: получение первоначальных знаний об особенностях кожного покрова, строении и функциях кожи, правилах личной гигиены.



Технологическая карта урока окружающий мир по теме «Кожа. Особенности кожного покрова»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные умения

Метапредметные умения (УУД)

1)Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Цель: создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать учащихся на работу.

-Приветствуем гостей на уроке.

-Сядем тихо мы и дружно.

Это в классе очень нужно,

Чтоб быстрее научиться

Слушать, слышать и трудиться.

-Поговорим?

О чем? О разном и о важном. О том, что хорошо и что не очень. Чего- то знаешь ты, чего – то мне известно. Поговорим? Нам будет интересно.

Приветствуют гостей, проверяют рабочее место, настраиваются на урок, включаются в учебный диалог.


Личностные УУД:

мотивация к учению

Регулятивные УУД:

принятие учебной ситуации

Познавательные УУД:

включение в учебный процесс

Коммуникативные УУД:

формулирование собственного мнения

2) Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Слайд 2, 3

Цель: на основе ранее изученных знаний подвести к открытию новых знаний.

-Одного мудреца спросили:

«Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил:

«Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.

Здоровый нищий счастливее богатого короля».

-О чем напомнил мудрец?

-Как понимаете слово «здоровье»?

Соберите русскую пословицу о здоровье.


-Исследуя свой образ жизни, расскажите, какие правила личной гигиены соблюдаете.

-Что дают человеку знания о гигиене тела?



Используя эффект «шторки» на ИД, дети предполагают, что мог сказать мудрец.











Определяют, что главное для человека сохранить здоровье.

Собирают пословицу на ИД: «Здоровье дороже золота».

Рассказывают о правилах гигиены, вывешивают свои работы на доску.


- Это знания нам нужны, чтобы сохранить свое здоровье.







Понятие «гигиена», «уход за телом»

Личностные УУД:

проявление интереса к новому знанию

Регулятивные УУД:

прогнозирование нового знания при выполнении домашнего задания

Познавательные УУД:

построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество, включение в учебный диалог

3)Целеполагание. Объявление темы урока.

Слайд 4,5

Цель: подвести к самостоятельной постановке проблемы на уроке через прослушивание легенды.

-Послушайте легенду.

В Италии в 1646(17в.)

произошел случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел «золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли , и он провел ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.

-Что произошло с мальчиком? Предположите.

-Как вы думаете, какая тема урока?

-Мы познакомимся с самым тяжелым органом человека. Вес его достигает 2кг700г, за 1мин через него проходит 460мл крови. Это единственная одежда младенца, появившегося на свет.

- Мы будем говорить о коже, из чего она состоит и задумаемся, почему она так важна для человека.

Дети высказывают предположения.

















-Дети называют тему урока.

- Мы будем говорить о коже.


Личностные УУД:

понимание собственной успешности при высказываниях

Регулятивные УУД:

определение проблемы, прогнозирование ее разрешения

Познавательные УУД:

анализ учебной ситуации, выделение информации, установление причинно- следственных связей

Коммуникативные УУД:

умение слышать и слушать

4)Практическая работа.

Слайды №6-№13

Цель: организовать совместный поиск информации через исследование путем проведения опытов, обобщение увиденного.

- Мы будем исследовать и наблюдать за кожей. Составим кластеры на доске.

Объект наблюдения – КОЖА.

-У древних людей кожа была одеждой. От чего она защищала человека?

-Кожа ЗАЩИЩАЕТ тело человека.

-Предлагаю определить предметы в «Волшебном мешочке». Расскажите о ваших ощущениях, о размере, форме, материале. Назовите предмет, угадывая на ощупь.

-В каких жизненных ситуациях кожа подскажет нам, что нас окружает.

-Правильно, слепые люди читают пальчиками, используя азбуку Брайля.

-Какую роль выполняет кожа?

-Кожа – ОРГАН ЧУВСТВ.

-Выполним опыты.

П.Р.№1 Рассмотрите кожу рук. Потрогайте ее, потяните. Что можете сказать о коже?




П.р. №2 Захватите рукой складки на пальце. Попытайтесь согнуть палец. Для чего нужны складки на коже?

-Среди нас люди имеют разный цвет кожи. От чего это зависит?





- П.р.№3 Проведите пальцем по лбу, затем приложите палец к стеклу. Что осталось на стекле? Как объяснить?

-П.р.№4 Рассмотрите кожу через лупу. Что видите?

Какое значение имеют поры?




-Рассмотрите ладонь и отпечаток ладошки. Что заметили?

-Этот узор называется папиллярным. Отпечаток папиллярного узора не повторяется в природе, не меняется. Он своеобразный «паспорт» человека. Используется в криминалистике.

- Сделайте вывод. Какую роль выполняет кожа?


- А что же внутри кожного покрова?

-Рассмотрим внутреннее строение кожи.

Сколько слоев наблюдаете?

-Кожа состоит из трех слоев: наружный – эпидермис, внутренний – дерма, подкожный слой.

Эпидермис – поверхностный слой, тонкий, он всегда отслаивается. Ежедневно с поверхности кожи сшелушиваются тысяча мертвых клеток. Но при этом на ней все время нарастают новые слои.

- Что еще видим?

- Как из тюбика выдавливается крем, так и через тончайшие отверстия в коже – поры – кожное сало попадает на поверхность. Оно смазывает кожу. Иначе солнце, вода, ветер, вещества высушивают кожу, она растрескивается. Но у кожного сала есть недостаток. Оно застывает на поверхности и приобретает неприятный запах. Как быть?

- При мытье с мочалкой и мылом с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов.

Мы делаем вывод: кожа ВЫДЕЛЯЕТ пот, жир, вещества.






-Кожа защищала от солнца, холода, воды, бактерий.

(Прикрепляют кластер)



Дети, определяя предмет, называют его свойства.



Рассматривают слайд, рассказывают.




-Кожа орган осязания. (Прикрепляют кластер)



Вывод: Кожа – это прочная, эластичная оболочка, надежно защищающая организм от негативных внешних воздействий.

Вывод: Они нужны для того, чтобы не мешать движению пальцев, рук, ног и других частей тела.


Вывод: Цвет кожи зависит от содержащего в нем пигмента меланина, который определяет цвет и защищает ее от вредных воздействий солнечных лучей.

Вывод: Кожа выделяет пот и жир.

С помощью лупы увидели волоски и углубления. Это поры. Через поры выделяется пот, жир, кожа «дышит».


-Какие- то узоры. Они разные.









-Кожа защищает тело, выделяет, пот и жир, является органом чувств.





-Кожа похожа на многослойный пирог.












-Мешочки, паутинки, трубочки.








- Надо мыть кожу.



Дети вывешивают кластер на доску.

Анализ образа жизни древних людей.









Рассказ о предмете, его форме, размере, материале.











Выполнение инструкции к опыту.









Личностные УУД:

ориентация на успех в учебной деятельности

Регулятивные УУД:

контроль собственной учебной деятельности

Познавательные УУД:

осуществление анализа объектов в опытах, выведение следствий, построение рассуждений

Коммуникативные УУД:

объяснение своей точки зрения


5)Первичное закрепление нового материала. Работа с учебником.

Цель: организовать поиск информации через чтение учебника, обобщение прочитанного.

-Откроем учебник с.82-83. Прочитайте и найдите ответы на вопросы.

-Вся кожа пронизана кровеносными сосудами. Почему кожа краснеет или бледнеет?

Какую роль играет кожа?

РЕГУЛИРУЕТ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА

Читают, находят ответ, вывешивают кластер на доску.

Работа с информацией, ответ на вопрос по тексту.

Личностные УУД:

нахождение способа решения проблемы

Регулятивные УУД:

контроль собственной учебной деятельности

Познавательные УУД:

анализ и отбор информации в учебники

Коммуникативные УУД:

принятие решения на основе услышанного

6)Творческая работа в группах. Слайд 14

(Задание в Приложении)

Цель: в совместной деятельности решить проблемную задачу, отбор нужной информации, редактирование текста на карточке.

-Красота человека зависит от состояния его кожи.

А чтобы она была здоровой, за ней нужно правильно ухаживать. Работая в группах, мы с вами докажем это утверждение.

Дети работают в шести группах. Группе выдается инструкция. После выполнения задания каждая группа озвучивает свое сообщение. Вывешивают карточку на стенд «Красота тела в красоте его кожи»

Выполнение по инструкции, представление результата работы.

Личностные УУД:

проявление учебно- познавательного интереса к материалу

Регулятивные УУД:

планирование действий, коррекция ответов

Познавательные УУД:

редактирование текста, коррекция ответов

Коммуникативные УУД:

использование речи для регуляции своего действия, умение договариваться, приходить к общему ответу

7)Физминутка

Цель: создать активную ситуации для расслабления.





8)Обобщение изученного материала. Слайд 15 Интерактивный тест (См. в Приложении)

Цель: проверить понимание материала, его доступность, уровень сложности.

-Выполните тест. Проверьте свои знания

-Выполняют интерактивный тест

Точный, краткий ответ на вопрос по изученной теме

Личностные УУД:

ориентация на успех

Регулятивные УУД:

оценивание правильного выполнения

Познавательные УУД:

выбор правильного ответа

Коммуникативные УУД:

контроль своего действия и партнера при выполнении теста

9)Итог урока. Слайд 16

Рефлексия.

Цель: проверить способность самооценки, уровень осознанности изученного.

-Выскажите свое мнение об уроке.

-Продолжите предложения.

Я узнал(а)

Я понял(а)

Я хочу поделиться с…

Я могу посоветовать…

Выражают мнение об уроке.


Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности, ориентация на понимание причин успеха

Регулятивные УУД:

оценивание правильности собственных действий на уровне адекватной самооценки

Познавательные УУД:

умение обобщать изученное

Коммуникативные УУД:

владение монологической речью

10)Домашнее задание. Слайд 17

Заключительное слово учителя Слайд 18

Цель: ориентировать на дальнейшее изучение темы, творческий подход, поиск дополнительной литературы.

-Предлагаю задание на выбор, по интересам.

- Хочу напомнить, дети, вам. Чтобы вы не делали, надо следить за собой. Пусть вашим девизом будут слова: « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!». Ваша помощь - в ваших знаниях и внимательном отношении к себе и друг другу.

Выбирают задание, обосновывают свой выбор.


Личностные УУД:

ориентации на содержательные моменты урока

Регулятивные УУД:

выбор значимого для себя задания

Познавательные УУД:

осуществление поиска значимой, доступной учебной информации

Коммуникативные УУД:

формулирование собственного мнения
















зАКЛЮЧЕНИЕ

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.












Список использованных источников


Литература:


  1. Анализ современного урока. – Мн., 2001.

  2. Безрукова, В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения / В.С.Безрукова. – М.: Сентябрь, 2004. – 160 с.

  3. Безрукова, В.С. Достоинства и недостатки современного урока / В.Безрукова // Директор школы. – 2004. – № 2. – С. 33 – 37.

  4. Жук, Н. Личностно ориентированный урок: технология проведения и оценки / Н.Жук // Директор школы. – 2006. – № 2.

  5. Каминский, В.Ю. Использование общеобразовательных технологий в учебном процессе / В.Ю.Каминский // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 3. – С. 4 – 14.

  6. Корнетов, Г.Б. Образовательные технологии: Технологии в педагогике и образовании. Современные подходы и интерпретации / Г.Б.Корнетов // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. С. 110 – 122.

  7. Мороз Н.Я.Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006.

  8. Полякова, Н.В. Перспективные школьные технологии / Н.В.Полякова // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 5. – С. 38 – 56.

  9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – Спб: Питер, 1999.

  10. Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С.Токарева, Т.С.Терещенкова // Образование в современной школе. – 2006. – № 1. – С. 16 – 35.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://fgos.isiorao.ru/

  2. Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: интернет-конференция [Электронный ресурс]. URL: http://omskedu.ru/conferens/

  3. ФГОС второго поколения // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/blogs/61808

  4. Каков уровень готовности педагогов к реализации ФГОС? // Общественно-государственная экспертиза учебников [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsu-expert.ru/node/2235

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru

  6. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л.В. Занкова http://www.zankov.ru/




























Приложение.

Примеры шаблонов технологических карт:

Технологическая карта урока.


Ф.И.О.
Предмет:
Класс:
Тип урока:

Тема

 

Цель

 

Задачи

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

УУД

Личностные УУД:  

 Регулятивные УУД:

 Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

Планируемые результаты

Предметные:

Знать

Уметь

Личностные:
Метапредметные:

Основные понятия

 

Межпредметные связи

 

Ресурсы:

 основные

 дополнительные

 

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

 

 

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент
Время:
Основные этапы:

 

 

 

 

(Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД).
(Регулятивные УУД).

Проверка домашнего задания
Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала
Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

Закрепление  нового материала
 Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль
Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия
Время:
Этапы:

.

 

 

.

 

 




Технологическая карта урока.

Тема урока_____________________________________________________________________

Цели для ученика

1.

2.

3.

Цели для учителя

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Тип урока

Форма урока

Опорные понятия, термины

Новые понятия

Формы контроля

Домашнее задание


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)


























Технологическая карта с методической структурой урока.


Дидактическая
структура  урока

Методическая структура урока

Методы
обучения

Форма
деятельности

Методические
приемы и их
содержание

Средства
обучения

Способы
организации
деятельности

Организационный момент

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

Сообщение нового материала

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

Домашнее задание






Технологическая карта урока математики

по теме « _______________________»

Дата проведения:______________________________________

Учитель: ___________________________________________

Количество часов по теме: _______________________

Место урока в данной теме: ___________________________

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:____________________________________________________________________

Задачи урока:

  1. Создать условия для актуализации опорных знаний.

  2. Организовать формулировку темы урока.

  3. Организовать постановку учебной цели и учебных задач учащимися.

  4. Способствовать деятельности я по самостоятельному выводу_________________

  5. Продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.


Основные этапы урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методы

обучения

Прогнозируемый

результат

Учебно-метододич. обеспечение

План.

время

1.Организационный этап

Психолог. подготовка к общению

Обеспечивает

благоприятный

настрой.

Настраиваются на работу,

Словесные

Психологическая готовность

Организация внимания


2) Проверка домашнего задания.

Проверить уровень усвоения учащимися изучаемого материала,

Контролирует правильность выполнения заданий, организует устранение пробелов в знаниях учащихся

Проверяют домашнее задание

Фронтальный опрос

Правильно выполненное домашнее задание, коррекция ошибок

Фронтальный опрос


2.Актулизация опорных знаний

Создать ситуацию, успеха, путем проверки владения материала прошлых уроков;

Организует работу по актуализации опорных знаний

Запись решения выражений по вариантам

практический

Быстрая проверка опорных знаний

Запись на

доске и в тетрадях


3.Определение совместной

цели деятельности

Обеспечить

деятельность по определению целей урока

Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу, наблюдает

консультирует.

Отвечают на вопросы, формулируют цель урока

Словесные

отвечают верно

беседа


5.Изучение нового материала

способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки

Организует работу учащихся по выводу алгоритма разложения многочлена на множители в группах

Отвечают на вопросы, записывают алгоритм разложения в таблицу

словесные

Верное составление алгоритма разложения на множители способом группировки в рабочих тетрадях

беседа


4. Первичное применение

знаний

Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного

Предлагает выполнить задания

Выполняют задания

практические

Выполнят верно

Выполняют

задания на

доске и в тетрадях


7. Контроль и самопроверка знаний

Выявить

качество

усвоения

материала

Предлагает проверить задания

Проверяют

задания

самоконтроль

Выполнили верно

Проверяют

задания


6. Подведение итогов. Рефлексия

Дать оценку

работы

класса

Подводит итоги урока, ставит задачи на следующий урок

Заполняют листы самоконтроля

самооценка

Осмысление результатов своей работы

Листы самоконтроля


8.информация о дом. задании

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Поясняет домашнее задание

Записывают дом. задание

словесные




 




















ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА НА ПРИМЕРЕ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ Л.В ЗАНКОВА
  • Начальные классы
Описание:

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Автор Мальцева Алена Александровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2002
Номер материала 15614
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓