Главная / Русский язык и литература / Этапы работы учителя по предупреждению ошибок и работе над ними с уч-ся с ОВЗ в школе YIII вида

Этапы работы учителя по предупреждению ошибок и работе над ними с уч-ся с ОВЗ в школе YIII вида

1











Малицкая Любовь Ивановна –

учитель чтения и развития речи

рабочий телефон: 511 762

домашний телефон: 37 65 49

8 913 607 39 70

Malitskia44@mail.ru

КОУ «Школа №18»



Тема: «Этапы работы учителя по предупреждению

ошибок и работе над ними с учащимися

с ОВЗ в школе VIII вида»















В основе грамотного письма лежит аналитико – синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами.

На этапе актуализации знаний предлагаем учащимся различные проблемные задания.

Результаты научных исследований, личный опыт работы в коррекционной школе показывают, что учащиеся (даже с правильным звукопроизношением) с трудом овладевают правильным письмом, о чем свидетельствуют многочисленные ошибки в их письменных работах. Одной из наиболее распространенных групп ошибок в письме учащихся коррекционной школы являются дисграфические ошибки: замены одних букв другими, пропуски, перестановки, добавления букв и слогов.

Все группы ошибок, имеющиеся в письменных работах учащихся, вызваны недостаточностью фонематического анализа слова, т.е. отдельные операции и их компоненты, составляющие структуру сложного процесса звукового анализа слов (слуховой и зрительный контроль, координация операций, переключение с одной операции на другую, перенос действия анализа и самоконтроля в умственный план), у наших учащихся распадаются при столкновении с объективными языковыми трудностями. Во многом это связано с индивидуальными психологическими особенностями учащихся с нарушением интеллекта: быстрой психической истощаемостью, слабой переключаемостью с одного вида деятельности на другой, повышенной отвлекаемостью, недостаточностью памяти.

Еще одна причина неразвитости орфографической зоркости – несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу).

Кроме того, у всех детей с легкой степенью умственной отсталости наблюдается системное недоразвитие речи. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля над речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Поэтому отработка навыка орфографической зоркости является для учителя русского языка коррекционной школы VIII вида основополагающей задачей.

Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости.

  1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

  2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отталкивается от того, что слышит, поэтому ребенок должен хорошо слушать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Следовательно, необходимо развивать у ребенка фонематический слух.

  3. Рукодвигательный фактор любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

  4. Проговаривание Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание того, как надо писать.

Учитывая выше перечисленные факторы, в своей работе я использую элементы технологии развивающего обучения. Цель использования данной технологии в школе VIII вида: достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. Дидактическим стержнем урока является преобразующая деятельность учеников.

На наших уроках письма и развития речи учащихся осуществляют умственную деятельность: наблюдают, сравнивают, сопоставляют, дифференцируют, обобщают, анализируют, делают выводы. Учащиеся проявляют интерес к изучению предметов, пытаются решать логические задачи, задают дополнительные вопросы. Все это говорит о том, что процесс развития у детей с ОВЗ хоть и медленно, но происходит, можно выявить некоторую положительную динамику.

Одно из направлений формирования орфографической зоркости – это работа со словарными словами. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов целый словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.

Не менее важное значение для формирования орфографической грамотности учащихся имеет и правильно организованная работа над ошибками. Она является продолжением той аналитико – синтетической деятельности, которая проводилась на предшествующих этапах овладения орфографическим навыком.

Эффективность работы над ошибками в условиях специальной школы зависит от систематичности ее проведения, от разнообразия видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо усвоенных орфограмм, от максимальной для данной категории детей их активности в процессе самостоятельной деятельности по осознанию написаний, от от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.

Система работы над ошибками предусматривает следующие традиционные этапы:

  1. Исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила;

  2. Анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и для каждого ученика.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает свои результаты. Обучающиеся усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, применять полученные знания на практике. Вся работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность.

Литература

  1. Бройде М. «Занимательные упражнения по русскому языку»: 5-9 классы – М: ВАКО, 2012 год.

  2. Мисаренко Г.Г. «Технология коррекции письма»: трудности и способы их преодоление – М «Просвещение», 2004 год.



Этапы работы учителя по предупреждению ошибок и работе над ними с уч-ся с ОВЗ в школе YIII вида
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 

 

Малицкая Любовь Ивановна –

 

учитель чтения и развития речи

 

рабочий телефон: 511 762

 

домашний телефон: 37 65 49

 

8 913 607 39 70

 

Malitskia44@mail.ru

 

КОУ «Школа №18»

 

 

 

 

 

Тема: «Этапы работы учителя по предупреждению

 

 ошибок и работе над ними с учащимися

 

с ОВЗ в школе VIII вида»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     В основе грамотного письма лежит аналитико – синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами.

 

     На этапе актуализации знаний предлагаем учащимся различные проблемные задания.

 

     Результаты научных исследований, личный опыт работы в коррекционной школе показывают, что учащиеся (даже с правильным звукопроизношением) с трудом овладевают правильным письмом, о чем свидетельствуют многочисленные ошибки в их письменных работах. Одной из наиболее распространенных групп ошибок в письме учащихся коррекционной школы являются дисграфические ошибки: замены одних букв другими, пропуски, перестановки, добавления букв и слогов.

 

     Все группы ошибок, имеющиеся в письменных работах учащихся, вызваны недостаточностью фонематического анализа слова, т.е. отдельные операции и их компоненты, составляющие структуру сложного процесса звукового анализа слов (слуховой и зрительный контроль, координация операций, переключение с одной операции на другую, перенос действия анализа и самоконтроля в умственный план), у наших учащихся распадаются при столкновении с объективными языковыми трудностями. Во многом это связано с индивидуальными психологическими особенностями учащихся с нарушением интеллекта: быстрой психической истощаемостью, слабой переключаемостью с одного вида деятельности на другой, повышенной отвлекаемостью, недостаточностью памяти.

 

     Еще одна причина неразвитости орфографической зоркости – несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу).

 

     Кроме того, у всех детей с легкой степенью умственной отсталости наблюдается системное недоразвитие речи. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля над речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Поэтому отработка навыка орфографической зоркости является для учителя русского языка коррекционной школы VIII вида основополагающей задачей.

 

     Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

 

     Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости.

 

  1. Зрительный фактор  срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

  2. Слуховой фактор.  Пишущий человек, как известно, всегда отталкивается от того, что слышит, поэтому ребенок должен хорошо слушать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Следовательно, необходимо развивать у ребенка фонематический слух.

  3. Рукодвигательный фактор любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

  4. Проговаривание Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание   того, как надо писать.

         Учитывая выше перечисленные факторы, в своей работе я использую элементы технологии развивающего обучения. Цель использования данной технологии в школе VIII вида: достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. Дидактическим стержнем урока является преобразующая деятельность учеников.

         На наших уроках письма и развития речи учащихся осуществляют умственную деятельность: наблюдают, сравнивают, сопоставляют, дифференцируют, обобщают, анализируют, делают выводы. Учащиеся проявляют интерес к изучению предметов, пытаются решать логические задачи, задают дополнительные вопросы. Все это говорит о том, что процесс развития у детей с ОВЗ хоть и медленно, но происходит, можно выявить некоторую положительную динамику.

         Одно из направлений формирования орфографической зоркости – это  работа со словарными словами. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а  словарных слов целый словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.

         Не менее важное значение для формирования орфографической грамотности учащихся имеет и правильно организованная работа над ошибками. Она является продолжением той аналитико – синтетической деятельности, которая проводилась на предшествующих этапах овладения орфографическим навыком.

         Эффективность работы над ошибками в условиях специальной школы зависит от систематичности ее проведения, от разнообразия видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо усвоенных орфограмм, от максимальной для данной категории детей их активности в процессе самостоятельной деятельности по осознанию написаний, от от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.

         Система работы над ошибками предусматривает следующие традиционные этапы:

 

  1. Исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила;

  2. Анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и для каждого ученика.

    Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает свои результаты. Обучающиеся усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, применять полученные знания на практике. Вся работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность.

    Литература

 

  1. Бройде М. «Занимательные упражнения по русскому языку»: 5-9 классы – М: ВАКО, 2012 год.

  2. Мисаренко Г.Г. «Технология коррекции письма»: трудности и способы их преодоление – М «Просвещение», 2004 год.

 

Автор Красова Наталья Александровна
Дата добавления 17.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 458
Номер материала 54246
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓