Главная / Другое / Этапы внедрения дуальной системы обучения

Этапы внедрения дуальной системы обучения

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»

Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области









ТЕМА ПРОЕКТА


«Этапы внедрения

дуальной системы обучения»





Выполнили:

руководитель – Бутеев Мурат Султанович, преподаватель спец.дисциплин, КИТиС

подготовка доклада – Кожаков Азамат Маратович, преподаватель спец.дисциплин, КЭиЛХ

подготовка презентации – Бекенова Жадра Сарсембековна, преподаватель спец.дисциплин, КЭиЛХ




Проверила: Мамилина Куралай Куанышбековна,

старший преподаватель кафедры психолого-

педагогического сопровождения профессионального

развития учителя АО филиала «АО «НЦПК «Өрлеу»






Кокшетау

2014




Тема проекта


«Этапы внедрения дуальной системы обучения»



Актуальность проблемы.

«Важно развивать дуальное профессиональное образование. Необходимы современные центры прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий». Н.А. НАЗАРБАЕВ


Цель: В рамках данного проекта планируется в течение 3 лет изучить и выработать единые требования для создания казахстанской модели дуального обучения и поэтапного внедрения в системе ТиПО.


Задачи:

- сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий.

- подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.

- решить вопрос определения потребности кадров;

- подписание договора с предприятием на практическое обучение. При этом предприятия ориентируются на свои потребности;

- трудоустройство выпускников (многие студенты остаются работать в тех же предприятиях, где проходили практическое обучение);

- решить вопрос соответствия содержания образования требованиям работодателей ;

- решить вопрос достаточного финансирования системы ТиПО;

















І ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ


К настоящему времени система технического и профессионального образования в Казахстане институционально достаточно развита. Однако главной проблемой остается качество подготовки специалистов, их низкая конкурентоспособность и несоответствие квалификации требованиям рынка труда.

Системным фактором является неудовлетворительное взаимодействие ТиПО с рынком труда, крайне слабое участие работодателей в выработке содержания образования, в самом процессе обучения и поддержке организаций ТиПО.

Подобных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального обучения, совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.

Примером может служить система профессионального образования Германии, которая, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы, является одним из лидеров по уровню квалификации кадров, а ее система дуального образования во многом является образцом для всего Европейского Союза.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства.

Для предприятия – это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни.

В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.

В Казахстане принимаются реальные меры по внедрению дуального (кооперативного) образования. Создана нормативная правовая база:

  • Закон РК «Об образовании» (пп. 35-1 ст. 1)

«Кооперативное обучение – одна из форм организации профессиональной подготовки кадров, основанной на корпоративной ответственности государства, работодателей и учебных заведений».

  • Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг.

«Будет широко внедрено кооперативное обучение с учетом фактического спроса предприятий. Обучение в учебных заведениях ТиПО будет привлекательно и престижно для молодежи».

  • Статья Главы Государства – «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».

«Важно развивать дуальное профессиональное образование. Необходимы современные центры прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий».

На постоянной основе проводится Темиртауский Форум по внедрению дуальной системы обучения.

Министерством образования и АО ФНБ «Самұрық-Қазына» утвержден План мероприятий (дорожная карта) по внедрению дуальной системы обучения рабочих кадров в Компаниях АО ФНБ «Самұрық-Қазына».

Главным достижением является понимание всеми заинтересованными сторонами о необходимости внедрения дуального обучения с целью разделения ответственности за подготовку квалифицированных специалистов для отраслей экономики.

Обсуждение международного опыта ряда ведущих стран мира (Австрия, Германия, Южная Корея, Сингапур и др.) по организации и внедрению дуальной системы подготовки специалистов совместно с руководителем Германского общества по Международному сотрудничеству господином Райнер Гертц показывает, что в каждой стране имеются свои особенности в организации дуального обучения.

В связи с изложенным в 2013 году на базе АО «Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации» (далее – АО «РНМЦ») запушен 3-годичный (2013-2016 гг.) пилотный проект по внедрению дуальной системы обучения. Основной целью проекта является научно-методическое обеспечение создания Казахстанской модели дуального обучения.

Данное мероприятие проводится во исполнение Рекомендаций круглого стола по внедрению дуальной системы обучения, проведенного 18 июня 2013 года под руководством председателя Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК Ирсалиева С.А. (Приложение В).

АО «РНМЦ» планирует на постоянной основе издавать Сборники материалов по данному проекту. Предложения и замечания направлять на e-mail: zhanat_rnmc@mail.ru .

2 этап - Организационный


Организация и проведение круглого стола по внедрению дуальной системы обучения


Министерство образования и науки Республики Казахстан в целях развития партнерства и во исполнение ряда поручений Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по внедрению дуального обучения 18 июня 2013 года в городе Астана провел Круглый стол по вопросам дуальной системы обучения (далее – Круглый стол) под председательством Ирсалиева С.А. – Председателя Комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Организация и проведение данного мероприятия возлагалась на АО «Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации» (далее – АО «РНМЦ»). Непосредственными исполнителями организации Круглого стола были сотрудники Управления исследований проблем развития технического и профессионального образования АО «РНМЦ».



Создание экспериментальных площадок по внедрению дуальной системы обучения


Согласно рекомендации Департамента технического и профессионального образования МОН РК приказами местных исполнительных органов областей, гг. Астаны и Алматы 25 колледжам присвоены статус «экспериментальных площадок» по внедрению дуальной системы обучения для работы в режиме эксперимента.

Из списка экспериментальных площадок видно, что в 25 колледжах эксперимент ведется по 22 специальностям ТиПО. При этом в двух колледжах заявлено по 2 специальности. Совпадения по 3 специальностям имеют 7 колледжей:

  • по специальности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» - 2 колледжа;

  • по специальности 0901000 «Электрооборудование электрических станций и сетей (по видам)» - 2 колледжа;

  • по специальности 1109000 «Токарное дело и металлообработка (по видам)» - 3 колледжа.

Кроме того, в список экспериментальных площадок включены 8 колледжей, ранее заключившие договора по организации дуального обучения с дочерними компаниями АО «Самрук-Казына»:



п/п

Экспериментальная площадка

(колледж)

Социальный партнер

(предприятие)

Алматинский колледж телекоммуникации и машиностроения, г. Алматы

АО «Казахтелеком»

Алматинский государственный колледж энергетики и электронных технологий

АО «Самрук-Энерго»

Усть-каменогорский технический колледж

АО "УМЗ"

(АО «НАК «Казатомпром»)

Геологоразведочный колледж г.Семей

АО "Волковгеология"

(АО «НАК «Казатомпром»)

Мангистауский энергетический колледж

ТОО "МАЭК-Казатомпром" (АО «НАК «Казатомпром»)

Карагандинский политехнический колледж

АО "KEGOC" (группа компаний «Самрук-Казына»)

Павлодарский химико-механический колледж

АО  "Павлодарский нефтехимический завод"

Государственное учреждение  «Экибастузский профессиональный лицей № 18 им. К.Пшембаева»

ТОО "Богатырь Комир"

(АО «Самрук-Энерго»)


Также со всеми регионами подписаны 3-х сторонние договора: Управление образования региона, АО «РНМЦ» и колледж-экспериментальная площадка.

В Казахстане законодательно могут обязать компании РК участвовать в развитии дуального образования, заявил сегодня в ходе заседания совета национальных инвесторов Глава государства Нурсултан Назарбаев.

«Дуальное обучениеочень хороший опыт в Германии. Все крупные компании берут молодежь себе на производство, 60% времени он проводит на производстве. Если надо, мы обяжем всех законами. Если это им накладно, государство может доплатить. Самое главное - взять молодежь со средним образованием, обучить их профессии, если захотят оставить их у себя (на производстве - прим. агентства), если нет - он должен, как готовый (специалист - прим.агентства) идти на рынок», - сказал Глава государства.

Н.Назарбаев отметил, что в стране существует острая нехватка технических кадров.

«У нас сборщиков электровозов, таких крупных, как General Electric, нет и не было. Мы можем построить, а работать будет некому. Это очень важный вопрос. Если Торгово-промышленная палата с правительством хорошо поработает со всеми, и все здесь сидящие участники, тогда толк будет. У нас развитие экономики упрется в кадры, в наличие рабочих рук» - сказал Президент.



ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ПЕРСПЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ В ТиПО


На современном этапе развития страны перед учебными заведениями технического и профессионального образования стоит ряд вопросов. Какими они должны быть? Как организовать образование? Как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг? И так далее. Главная задача ТиПО – сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. Ведь подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена – одна из тех задач, решение которых может обеспечить устойчивое экономическое развитие любой страны.

Основной проблемой в системе ТиПО является низкий процент трудоустройства вчерашних учеников по своей специальности. Сейчас проводится модернизация системы технического и профессионального образования, внедряется новая система управления, и главной задачей в ней является трудоустройство учащихся.

Качественное профессиональное образование сегодня – это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни. Государственная политика в области ТиПО стала частью Госпрограммы развития образования на 2011–2020 годы.

Формат реализации госпрограмм по модернизации ТиПО включил в себя ряд мероприятий. Прежде всего, это реорганизация учебных заведений путем преобразования в единый вид учебного заведения, колледж. Также предусмотрена двухуровневая подготовка специалистов. Вместе с тем предусмотрено повышение квалификации преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения за рубежом.

Модернизация профобразования определяет необходимость принципиального изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов. На сегодня дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Не зря важность такого вида образования подчеркнул Президент в своей программной статье. Ее особенность заключается в том, что обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятии.

Данная система успешно используется в таких странах, как Германия, Австрия, Дания, Нидерланды, Швейцария.

Дуальная модель - это объединение интересов бизнеса, будущего специалиста и государства. Данная система предполагает, что 70-80% времени учащийся обучается непосредственно на производстве, и только 20-30% - в колледже.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства. Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены.

Примерно половина молодых людей в Германии после школы приобретают в рамках дуальной системы одну из 350 официально признанных государством учебных профессий. Обучение профессии отличается от чисто школьного профобучения, характерного для многих стран. 3-4 дня в неделю на предприятии ведется практическое обучение, а теория специальности преподается 1-2 дня в неделю в профессиональной школе. Срок обучения – от 2 до 3,5 лет.

Более 80% ученических мест предоставляют малые и средние фирмы. Благодаря наличию дуальной системы доля молодых людей, не имеющих профессии или ученического места, в Германии сравнительно невелика: всего 4,2 % среди тех, кому от 15 до 19 лет.

Что касается уровня безработицы в Германии, то среднее количество безработных - 7,8%. Если же говорить об уровне безработицы среди молодежи до 25 лет, то в Германии это 7%, в Греции - 45%, в Испании - 43%, в Словакии - 33%, во Франции - 30%. Таким образом, цифры ясно показывают преимущества немецкой дуальной системы обучения.

Сочетание теории и практики гарантирует высокую квалификацию ремесленников и рабочих. Профобучение – это начало карьеры, дающей возможность при дальнейшей учебе стать мастером.

К неоспоримым преимуществам дуального обучения нужно отнести, и то, что она:

  • Во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства.

  • Во-вторых, достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность. Студент раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе, учится социальным поступкам.

  • В-третьих, работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач.

  • В-четвертых, оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней учащийся большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.

  • В-пятых, преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве.

  • В-шестых, снижается нагрузка на бюджет. Часть затрат по профессиональному обучению несет предприятие.

Однако, на сегодня нет готовности со стороны индустрии и предприятий. Хотя созданы необходимые правовые и нормативные предпосылки.

Первое. В Закон Республики Казахстан «Об образовании» введены:

  • понятие «кооперативное обучение» как одной из форм организации подготовки кадров, основанной на ответственности государства, работодателей и учебных заведений. Практически аналог дуальной модели;

  • новая статья «Социальное партнерство в области профессионального образования». В ней определены основные направления взаимодействия работодателей в подготовке специалистов, организации профессиональной практики и их трудоустройстве, привлечения работодателей к процессу обучения специалистов с производства, оценке профессиональной подготовленности выпускников.

Второе. Трудовым Кодексом Республики Казахстан предусмотрено создание Национальной квалификационной системы, разработка работодателями профессиональных стандартов, создание независимой системы сертификации квалификаций работников в отраслях.

В результате внедрения дуальной системы колледж разрабатывает программы, исходя из потребностей рынка в регионе, развивает свой потенциал, повышает квалификацию преподавательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров в учебном заведении и приведет к росту конкурентоспособности колледжа.

Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.

Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одно коллежское образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.

Идея дуального обучения приобретает свои реальные практические контуры. Взаимодействие образования с бизнесом, субъектами рынками труда – это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. Поэтому, именно сейчас нужна всемерная поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в развитии дуального образования.


Дуальная система обучения

К настоящему времени в стране действует 888 организации ТиПО.
В них обучаются 587,3 тысячи человек, в т.ч. более 338, 1 тысяч по госзаказу. Обучение ведется по 185 специальностям.

В содержательном плане для повышения качества ТиПО предпринимаются ряд мер: обновлены государственный общеобязательный стандарт образования (ГОСО) и образовательные программы, разрабатываются профессиональные стандарты, внедряется независимая оценка квалификации выпускников др.

Однако главной проблемой остается несоответствие квалификации требованиям рынка труда.

Подобных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального обучения, совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства.

В Казахстане принимаются реальные меры по внедрению дуального (кооперативного) образования. Создана нормативная правовая база:

-  Закон РК «Об образовании» (пп. 35-1  ст. 1)

«Кооперативное обучение – одна из форм организации профессиональной подготовки кадров, основанной на корпоративной ответственности государства, работодателей и учебных заведений».

-  Государственная программа развития образования в Республике Казахстан  на 2011-2020 гг.

«Будет широко внедрено кооперативное обучение с учетом фактического спроса предприятий. Обучение в учебных заведениях ТиПО будет привлекательно и престижно для молодежи».

-  XIX сессия Ассамблеи народа Казахстанаот 27 апреля 2012 года.

«Определить перечень базовых предприятий и разработать пошаговый план внедрения дуальной модели системы подготовки рабочих кадров».

-   Статья Главы Государства – «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».

«Важно развивать дуальное профессиональное образование. Необходимы современные центры прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий».

На постоянной основе проводится Темиртауский Форум по внедрению дуальной системы обучения.

Министерством образования и АО ФНБ «Самұрық-Қазына» утвержден План мероприятий (дорожная карта) по внедрению дуальной системы обучения рабочих кадров в Компаниях АО ФНБ «Самұрық-Қазына», который предусматривает пошаговое внедрение дуальной  системы подготовки рабочих кадров. Разработан  проект Положения о предприятиях и организаций образования работающих по внедрению дуальной модели подготовки кадров.

По итогам Круглого стола, проведенного 18 июня 2013 года под председательством Ирсалиева Серика Азтаевича - председателя Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК, в АО «РНМЦ» созданы 24 экспериментальных площадок по внедрению дуальной системы обучения на базе колледжей во всех 16 регионах. Почти со всеми колледжами подписаны  3-х сторонние договора.

В рамках данного проекта планируется в течение 3 лет изучение и выработка единых требований для создания казахстанской модели дуального обучения в системе ТиПО.

Внедрение казахстанской модели дуального обучения способствует решению следующих задач:

-          решается вопрос определения потребности кадров (рынок сам регулирует потребность в кадрах. Основным принципом ДО является подписание договора с предприятием на практическое обучение. При этом предприятия ориентируются на свои потребности);

-          во многом решается вопрос трудоустройства выпускников (многие студенты остаются работать в тех же предприятиях, где проходили практическое обучение);

-          решается вопрос соответствия содержания образования требованиям работодателей (работодатели сами готовят порядок обучения на предприятии и согласовывают с теоретическим обучением в колледже);

-          решается вопрос достаточного финансирования системы ТиПО (большая часть финансирования приходится на сами предприятия: на практическое обучение (в том числе оплата труда студентов), расходный материал, помощь в материально-техническом обеспечении мастерских профшкол);

в целом повышается престижность системы ТиПО.






Список литературы


1. Национальная доктрина образования. Материалы Всероссийского совещания работников образования. - М., 2000.

2. Алферов Ю.С. Источники и механизмы финансирования образования за рубежом// Педагогика. 2000. - № 8. - С.85-94

3. Анисимов В.В. Теория и практика развития начального профессионального образования в России XX века. М.: ИОО МО РФ, 2000. - 225с.

4. Гаськов В.М. Управление профессиональным обучением и подготовкой. -Женева-Москва., 2000. 386с.

5. Зеер Э.Ф., Водеников В.А. и др. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки ремесленников-предпринимателей. Екатеринбург: Издательство Урал. гос. проф. - пед. ун-та:, 2001. - 236с.

4. Кобелев Н.Б. Организация ремесленной деятельности. М., 2000.

5. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в Нидерландах//. Среднее профессиональное образование. -2000. - №2. - С.52-62.

6. Федотова Г.А. Нормативное обеспечение стандарта профес-сионального образования в ФРГ. М.: ИРПО, 2000. - 51 с.

7. Федотова Г.А. Общеобразовательная подготовка в зарубежной профшколе // Профессиональное образование. № 8. - 2001. - С. 6.(в соавт.)

8. Федотова Г.А. Профессиональное образование и подготовка по рабочим профессиям в ФРГ. М.: ИРПО, 2001. - 72 с.

Приложения:

  • План мероприятий по внедрению дуального образования;


Источники:

zhanat_rnmc@mail.ru .

ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН 



Этапы внедрения дуальной системы обучения
  • Другое
Описание:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»

Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области

ТЕМА ПРОЕКТА

«Этапы внедрения

дуальной системы обучения»

Выполнили:

руководитель – Бутеев Мурат Султанович, преподаватель спец.дисциплин, КИТиС

подготовка доклада – Кожаков Азамат Маратович, преподаватель спец.дисциплин, КЭиЛХ

подготовка презентации – Бекенова Жадра Сарсембековна, преподаватель спец.дисциплин, КЭиЛХ

Проверила: Мамилина Куралай Куанышбековна,

старший преподаватель кафедры психолого-

педагогического сопровождения профессионального

развития учителя АО филиала «АО «НЦПК «Өрлеу»

Кокшетау

2014

Тема проекта

«Этапы внедрения дуальной системы обучения»

Актуальность проблемы.

«Важно развивать дуальное профессиональное образование. Необходимы современные центры прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий». Н.А. НАЗАРБАЕВ

  • Цель:В рамках данного проекта планируется в течение 3 лет изучить и выработать единые требования для создания казахстанской модели дуального обучения и поэтапного внедрения в системе ТиПО.

Задачи:

- сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий.

- подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.

- решить вопрос определения потребности кадров;

- подписание договора с предприятием на практическое обучение. При этом предприятия ориентируются на свои потребности;

- трудоустройство выпускников (многие студенты остаются работать в тех же предприятиях, где проходили практическое обучение);

- решить вопрос соответствия содержания образования требованиям работодателей ;

- решить вопрос достаточного финансирования системы ТиПО;

І ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

К настоящему времени система технического и профессионального образования в Казахстане институционально достаточно развита. Однако главной проблемой остается качество подготовки специалистов, их низкая конкурентоспособность и несоответствие квалификации требованиям рынка труда.

Системным фактором является неудовлетворительное взаимодействие ТиПО с рынком труда, крайне слабое участие работодателей в выработке содержания образования, в самом процессе обучения и поддержке организаций ТиПО.

Подобных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального обучения, совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.

Примером может служить система профессионального образования Германии, которая, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы, является одним из лидеров по уровню квалификации кадров, а ее система дуального образования во многом является образцом для всего Европейского Союза.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства.

Для предприятия – это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни.

В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.

В Казахстане принимаются реальные меры по внедрению дуального (кооперативного) образования. Создана нормативная правовая база:

  • üЗакон РК «Об образовании» (пп. 35-1 ст. 1)

«Кооперативное обучение – одна из форм организации профессиональной подготовки кадров, основанной на корпоративной ответственности государства, работодателей и учебных заведений».

  • üГосударственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг.
  • «Будет широко внедрено кооперативное обучение с учетом фактического спроса предприятий. Обучение в учебных заведениях ТиПО будет привлекательно и престижно для молодежи».
  • üСтатья Главы Государства – «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».
  • «Важно развивать дуальное профессиональное образование. Необходимы современные центры прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий».

На постоянной основе проводится Темиртауский Форум по внедрению дуальной системы обучения.

Министерством образования и АО ФНБ «Самұрық-Қазына» утвержден План мероприятий (дорожная карта) по внедрению дуальной системы обучения рабочих кадров в Компаниях АО ФНБ «Самұрық-Қазына».

Главным достижением является понимание всеми заинтересованными сторонами о необходимости внедрения дуального обучения с целью разделения ответственности за подготовку квалифицированных специалистов для отраслей экономики.

Обсуждение международного опыта ряда ведущих стран мира (Австрия, Германия, Южная Корея, Сингапур и др.) по организации и внедрению дуальной системы подготовки специалистов совместно с руководителем Германского общества по Международному сотрудничеству господином Райнер Гертц показывает, что в каждой стране имеются свои особенности в организации дуального обучения.

  • В связи с изложенным в 2013 году на базе АО «Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации» (далее – АО «РНМЦ») запушен 3-годичный (2013-2016 гг.) пилотный проект по внедрению дуальной системы обучения. Основной целью проекта является научно-методическое обеспечение создания Казахстанской модели дуального обучения.
  • Данное мероприятие проводится во исполнение Рекомендаций круглого стола по внедрению дуальной системы обучения, проведенного 18 июня 2013 года под руководством председателя Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК Ирсалиева С.А. (Приложение В).
  • АО «РНМЦ» планирует на постоянной основе издавать Сборники материалов по данному проекту. Предложения и замечания направлять на e-mail: zhanat_rnmc@mail.ru .

2 этап - Организационный

Организация и проведение круглого стола по внедрению дуальной системы обучения

Министерство образования и науки Республики Казахстан в целях развития партнерства и во исполнение ряда поручений Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по внедрению дуального обучения 18 июня 2013 года в городе Астана провел Круглый стол по вопросам дуальной системы обучения (далее – Круглый стол) под председательством Ирсалиева С.А. – Председателя Комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Организация и проведение данного мероприятия возлагалась на АО «Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации» (далее – АО «РНМЦ»). Непосредственными исполнителями организации Круглого стола были сотрудники Управления исследований проблем развития технического и профессионального образования АО «РНМЦ».

Создание экспериментальных площадок по внедрению дуальной системы обучения

Согласно рекомендации Департамента технического и профессионального образования МОН РК приказами местных исполнительных органов областей, гг. Астаны и Алматы 25 колледжам присвоены статус «экспериментальных площадок» по внедрению дуальной системы обучения для работы в режиме эксперимента.

Из списка экспериментальных площадок видно, что в 25 колледжах эксперимент ведется по 22 специальностям ТиПО. При этом в двух колледжах заявлено по 2 специальности. Совпадения по 3 специальностям имеют 7 колледжей:

  • -по специальности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» - 2 колледжа;
  • -по специальности 0901000 «Электрооборудование электрических станций и сетей (по видам)» - 2 колледжа;
  • -по специальности 1109000 «Токарное дело и металлообработка (по видам)» - 3 колледжа.

Кроме того, в список экспериментальных площадок включены 8 колледжей, ранее заключившие договора по организации дуального обучения с дочерними компаниями АО «Самрук-Казына»:

№ п/п

Экспериментальная площадка

(колледж)

Социальный партнер

(предприятие)

  • 1.

Алматинский колледж телекоммуникации и машиностроения, г. Алматы

АО «Казахтелеком»

  • 2.

Алматинский государственный колледж энергетики и электронных технологий

АО «Самрук-Энерго»

  • 3.

Усть-каменогорский технический колледж

АО "УМЗ"

(АО «НАК «Казатомпром»)

  • 4.

Геологоразведочный колледж г.Семей

АО "Волковгеология"

(АО «НАК «Казатомпром»)

  • 5.

Мангистауский энергетический колледж

ТОО "МАЭК-Казатомпром" (АО «НАК «Казатомпром»)

  • 6.

Карагандинский политехнический колледж

АО "KEGOC" (группа компаний «Самрук-Казына»)

  • 7.

Павлодарский химико-механический колледж

АО "Павлодарский нефтехимический завод"

  • 8.

Государственное учреждение «Экибастузский профессиональный лицей № 18 им. К.Пшембаева»

ТОО "Богатырь Комир"

(АО «Самрук-Энерго»)

Также со всеми регионами подписаны 3-х сторонние договора: Управление образования региона, АО «РНМЦ» и колледж-экспериментальная площадка.

В Казахстане законодательно могут обязать компании РК участвовать в развитии дуального образования, заявил сегодня в ходе заседания совета национальных инвесторов Глава государства Нурсултан Назарбаев.

«Дуальное обучение – очень хороший опыт в Германии. Все крупные компании берут молодежь себе на производство, 60% времени он проводит на производстве. Если надо, мы обяжем всех законами. Если это им накладно, государство может доплатить. Самое главное - взять молодежь со средним образованием, обучить их профессии, если захотят оставить их у себя (на производстве - прим. агентства), если нет - он должен, как готовый (специалист - прим.агентства) идти на рынок», - сказал Глава государства.

Н.Назарбаев отметил, что в стране существует острая нехватка технических кадров.

«У нас сборщиков электровозов, таких крупных, как General Electric, нет и не было. Мы можем построить, а работать будет некому. Это очень важный вопрос. Если Торгово-промышленная палата с правительством хорошо поработает со всеми, и все здесь сидящие участники, тогда толк будет. У нас развитие экономики упрется в кадры, в наличие рабочих рук» - сказал Президент.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ПЕРСПЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ В ТиПО

На современном этапе развития страны перед учебными заведениями технического и профессионального образования стоит ряд вопросов. Какими они должны быть? Как организовать образование? Как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг? И так далее. Главная задача ТиПО – сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. Ведь подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена – одна из тех задач, решение которых может обеспечить устойчивое экономическое развитие любой страны.

Основной проблемой в системе ТиПО является низкий процент трудоустройства вчерашних учеников по своей специальности. Сейчас проводится модернизация системы технического и профессионального образования, внедряется новая система управления, и главной задачей в ней является трудоустройство учащихся.

Качественное профессиональное образование сегодня – это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни. Государственная политика в области ТиПО стала частью Госпрограммы развития образования на 2011–2020 годы.

Формат реализации госпрограмм по модернизации ТиПО включил в себя ряд мероприятий. Прежде всего, это реорганизация учебных заведений путем преобразования в единый вид учебного заведения, колледж. Также предусмотрена двухуровневая подготовка специалистов. Вместе с тем предусмотрено повышение квалификации преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения за рубежом.

Модернизация профобразования определяет необходимость принципиального изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов. На сегодня дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Не зря важность такого вида образования подчеркнул Президент в своей программной статье. Ее особенность заключается в том, что обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятии.

Данная система успешно используется в таких странах, как Германия, Австрия, Дания, Нидерланды, Швейцария.

Дуальная модель - это объединение интересов бизнеса, будущего специалиста и государства. Данная система предполагает, что 70-80% времени учащийся обучается непосредственно на производстве, и только 20-30% - в колледже.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства. Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены.

Примерно половина молодых людей в Германии после школы приобретают в рамках дуальной системы одну из 350 официально признанных государством учебных профессий. Обучение профессии отличается от чисто школьного профобучения, характерного для многих стран. 3-4 дня в неделю на предприятии ведется практическое обучение, а теория специальности преподается 1-2 дня в неделю в профессиональной школе. Срок обучения – от 2 до 3,5 лет.

Более 80% ученических мест предоставляют малые и средние фирмы. Благодаря наличию дуальной системы доля молодых людей, не имеющих профессии или ученического места, в Германии сравнительно невелика: всего 4,2 % среди тех, кому от 15 до 19 лет.

Что касается уровня безработицы в Германии, то среднее количество безработных - 7,8%. Если же говорить об уровне безработицы среди молодежи до 25 лет, то в Германии это 7%, в Греции - 45%, в Испании - 43%, в Словакии - 33%, во Франции - 30%. Таким образом, цифры ясно показывают преимущества немецкой дуальной системы обучения.

Сочетание теории и практики гарантирует высокую квалификацию ремесленников и рабочих. Профобучение – это начало карьеры, дающей возможность при дальнейшей учебе стать мастером.

К неоспоримым преимуществам дуального обучения нужно отнести, и то, что она:

Во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства.

Во-вторых, достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность. Студент раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе, учится социальным поступкам.

В-третьих, работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач.

В-четвертых, оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней учащийся большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.

В-пятых, преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве.

В-шестых, снижается нагрузка на бюджет. Часть затрат по профессиональному обучению несет предприятие.

Однако, на сегодня нет готовности со стороны индустрии и предприятий. Хотя созданы необходимые правовые и нормативные предпосылки.

Первое. В Закон Республики Казахстан «Об образовании» введены:

понятие «кооперативное обучение» как одной из форм организации подготовки кадров, основанной на ответственности государства, работодателей и учебных заведений. Практически аналог дуальной модели;

новая статья «Социальное партнерство в области профессионального образования». В ней определены основные направления взаимодействия работодателей в подготовке специалистов, организации профессиональной практики и их трудоустройстве, привлечения работодателей к процессу обучения специалистов с производства, оценке профессиональной подготовленности выпускников.

Второе. Трудовым Кодексом Республики Казахстан предусмотрено создание Национальной квалификационной системы, разработка работодателями профессиональных стандартов, создание независимой системы сертификации квалификаций работников в отраслях.

В результате внедрения дуальной системы колледж разрабатывает программы, исходя из потребностей рынка в регионе, развивает свой потенциал, повышает квалификацию преподавательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров в учебном заведении и приведет к росту конкурентоспособности колледжа.

Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.

Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одно коллежское образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.

Идея дуального обучения приобретает свои реальные практические контуры. Взаимодействие образования с бизнесом, субъектами рынками труда – это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. Поэтому, именно сейчас нужна всемерная поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в развитии дуального образования.

Дуальная система обучения

К настоящему времени в стране действует 888 организации ТиПО.
В них обучаются 587,3 тысячи человек, в т.ч. более 338, 1 тысяч по госзаказу. Обучение ведется по 185 специальностям.

В содержательном плане для повышения качества ТиПО предпринимаются ряд мер: обновлены государственный общеобязательный стандарт образования (ГОСО) и образовательные программы, разрабатываются профессиональные стандарты, внедряется независимая оценка квалификации выпускников др.

Однако главной проблемой остается несоответствие квалификации требованиям рынка труда.

Подобных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального обучения, совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства.

В Казахстане принимаются реальные меры по внедрению дуального (кооперативного) образования. Создана нормативная правовая база:

- Закон РК «Об образовании» (пп. 35-1 ст. 1)

«Кооперативное обучение – одна из форм организации профессиональной подготовки кадров, основанной на корпоративной ответственности государства, работодателей и учебных заведений».

- Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг.

«Будет широко внедрено кооперативное обучение с учетом фактического спроса предприятий. Обучение в учебных заведениях ТиПО будет привлекательно и престижно для молодежи».

- XIX сессия Ассамблеи народа Казахстанаот 27 апреля 2012 года.

«Определить перечень базовых предприятий и разработать пошаговый план внедрения дуальной модели системы подготовки рабочих кадров».

- Статья Главы Государства – «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».

«Важно развивать дуальное профессиональное образование. Необходимы современные центры прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий».

На постоянной основе проводится Темиртауский Форум по внедрению дуальной системы обучения.

Министерством образования и АО ФНБ «Самұрық-Қазына» утвержден План мероприятий (дорожная карта) по внедрению дуальной системы обучения рабочих кадров в Компаниях АО ФНБ «Самұрық-Қазына», который предусматривает пошаговое внедрение дуальной системы подготовки рабочих кадров. Разработан проект Положения о предприятиях и организаций образования работающих по внедрению дуальной модели подготовки кадров.

По итогам Круглого стола, проведенного 18 июня 2013 года под председательством Ирсалиева Серика Азтаевича - председателя Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК, в АО «РНМЦ» созданы 24 экспериментальных площадок по внедрению дуальной системы обучения на базе колледжей во всех 16 регионах. Почти со всеми колледжами подписаны 3-х сторонние договора.

В рамках данного проекта планируется в течение 3 лет изучение и выработка единых требований для создания казахстанской модели дуального обучения в системе ТиПО.

Внедрение казахстанской модели дуального обучения способствует решению следующих задач:

- решается вопрос определения потребности кадров (рынок сам регулирует потребность в кадрах. Основным принципом ДО является подписание договора с предприятием на практическое обучение. При этом предприятия ориентируются на свои потребности);

- во многом решается вопрос трудоустройства выпускников (многие студенты остаются работать в тех же предприятиях, где проходили практическое обучение);

- решается вопрос соответствия содержания образования требованиям работодателей (работодатели сами готовят порядок обучения на предприятии и согласовывают с теоретическим обучением в колледже);

- решается вопрос достаточного финансирования системы ТиПО (большая часть финансирования приходится на сами предприятия: на практическое обучение (в том числе оплата труда студентов), расходный материал, помощь в материально-техническом обеспечении мастерских профшкол);

в целом повышается престижность системы ТиПО.

Список литературы

1. Национальная доктрина образования. Материалы Всероссийского совещания работников образования. - М., 2000.

2. Алферов Ю.С. Источники и механизмы финансирования образования за рубежом// Педагогика. 2000. - № 8. - С.85-94

3. Анисимов В.В. Теория и практика развития начального профессионального образования в России XX века. М.: ИОО МО РФ, 2000. - 225с.

4. Гаськов В.М. Управление профессиональным обучением и подготовкой. -Женева-Москва., 2000. 386с.

5. Зеер Э.Ф., Водеников В.А. и др. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки ремесленников-предпринимателей. Екатеринбург: Издательство Урал. гос. проф. - пед. ун-та:, 2001. - 236с.

4. Кобелев Н.Б. Организация ремесленной деятельности. М., 2000.

5. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в Нидерландах//. Среднее профессиональное образование. -2000. - №2. - С.52-62.

6. Федотова Г.А. Нормативное обеспечение стандарта профес-сионального образования в ФРГ. М.: ИРПО, 2000. - 51 с.

7. Федотова Г.А. Общеобразовательная подготовка в зарубежной профшколе // Профессиональное образование. № 8. - 2001. - С. 6.(в соавт.)

8. Федотова Г.А. Профессиональное образование и подготовка по рабочим профессиям в ФРГ. М.: ИРПО, 2001. - 72 с.

Приложения:

  • -План мероприятий по внедрению дуального образования;

Источники:

zhanat_rnmc@mail.ru .

ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН

Автор Бутеев Мурат Султанович
Дата добавления 07.02.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 2304
Номер материала MA-064567
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓