Главная / Другое / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ".

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ".



Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. (Антон Семенович Макаренко)

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».Общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова «достижение оптимального общего развития каждого ребенка».Леонид Владимирович Занков в своей работе «О начальном обучении» писал, что основное внимание в его исследованиях сосредоточено на обучении. Поэтому оформленной системы воспитательной работы в начальных классах вниманию педагогов, работающих в данной дидактической системе, предложено не было. Однако, по словам Л. В. Занкова, «обучение и воспитание органически связаны между собой... Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников - это одна из актуальнейших задач».Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Воспитание, по словам К. Маркса, призвано «очеловечить чувства человека». И далее К. Маркс подчеркивал, что только музыка пробуждает музыкальное чувство человека Сказанное относится ко всем эстетическим способностям.Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. В руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности учащихся применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются: познание, труд, игра, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания. Кратко рассмотрим их особенности и значение для эстетического развития школьников.Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.Опыт работы показывает, что современные дети, пришедшие за парты, уже не те, что были десять лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей встречается переоценка своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других (как сверстников, так и взрослых), неумение чувствовать и нежелание задумываться. Изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века.
1. Возросла информированность детей. Увеличение объема информации порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессмысленная, агрессивная и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию.
2. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Двор и дворовые коллективы как особая субстанция постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми часто ограничены во времени. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.
3. Большинство современных детей не участвуют в деятельности детских и подростковых организаций, и, соответственно, лишены возможности приобретения опыта коллективных взаимоотношений, сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо близких людей и общества.
Определив проблемы, я стараюсь строить работу по предупреждению и профилактике данных явлений у своих учеников не только через учебную работу, но и через систему воспитательной работы. В моем понимании, воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности школьника. Значит, воспитательная деятельность призвана обеспечить условия личностного роста детей. Целью моей работы стало моделирование и построение воспитательной системы, направленной на развитие индивидуальности ребенка, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции родного края, ведущей здоровый образ жизни.В основу программы положена система работы академика РАО И.П. Иванова «Коллективно-творческая деятельность» (КТД).
Основа программы: ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Мир, Знания, Земля, Отечество, Культура.
В процессе работы по данной программе я создаю условия для:
- проявления самостоятельности;
- проявления активной гражданской позиции;
- саморазвития и самореализации;
- социализации личности в современных условиях.
Функции и содержание моей работы как классного руководителя:
- аналитическая (изучение учащихся, коллектива, анализ семейного воспитания, уровня воспитанности, анализ и оценка диагностики здоровья);
- организационно-координирующая (организация разнообразной деятельности детей, установление связи школы и семьи);
- коммуникативная (регулирование межличностных отношений между детьми; установление оптимальных взаимоотношений учитель-ученик; создание благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки).Для того, чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, я считаю наиболее актуальными следующие принципы и подходы:
1. Личностный подход. Личность ребенка - высшая ценность. Ребенка надо принимать каким он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.2. Принцип целостности: урочная и внеурочная деятельность.3. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются и укрепляются отношения между воспитанниками.
4. Средовый подход. Школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближайшего окружения.5. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.Один из ведущих методов моей работы - наблюдение, фиксация и его обработка, составление индивидуального плана работы с проблемными детьми.В свою работу я включила уроки человековедения, они носят преимущественно практический характер: беседы о дружбе, о вежливости, о равнодушии, тренинговые занятия, всевозможные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, произвольности поведения, основных эмоциональных состояний, коррекции поведенческих навыков. Эту работу я проводила и провожу во время динамических пауз, на переменах, на классных часах. Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей. Активно развивающаяся в современной России система дополнительного образования рассматривается как одно из главных средств инновационного поиска в решении задач различных направлений воспитания, личностного и интеллектуального развития и социализации учащихся. Предполагается, что создание целостной системы и объединений по интересам, обновление содержания этой деятельности, совершенствование традиционных и привлечение новых педагогических методик дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях - всё это станет существенным подспорьем в достижении главной педагогической цели общеобразовательного учреждения - воспитывать не просто хорошо образованного человека, но и творческую, духовно богатую, гуманную, разносторонне развитую личность, обладающую эстетической культурой.

Воспитание эстетической культуры учащихся можно достичь различными средствами, в том числе, средствами природы, средствами труда и действительности, средствами искусства и др. Организованное педагогами, эстетическое развитие личности учащегося осуществляется в процессе эстетического воспитания в учреждении дополнительного образования, а неорганизованное эстетическое развитие - в результате неконтролируемого воздействия массовой культуры, визуальной и аудиальной информации, не всегда эстетичной по своему характеру. Большая работа ведется по духовно-нравственному воспитанию. Большинство детей из класса посещают церковь, многие дети ходят в воскресную школу.Также мы частые гости нашей библиотеки , где узнаем об истории, обычаях, традициях нашего родного края. Много внимания уделяется укреплению здоровья детей. Стараюсь создавать максимальные условия, чтобы дети росли здоровыми и как можно меньше болели. Этому способствуют физминутки, подвижные перемены, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры. Традицией нашего класса стало проведение спортивной игры «Папа, мама, я - спортивная семья». Все мероприятия проводятся в игровой форме. Это классные часы «Мы - пешеходы», «Огонь - друг и враг человека», праздники «Осторожно, дорога!», «Друзья светофора».
Как и в любой дружной семье у нас устоялись свои традиции: «День Знаний», «Осенины», «День именинника», «Новогодний огонек», «Праздник мам», «Прощай школа, здравствуй лето!».
За два года обучения мои ребята стали публичны, свободно выступают в любой аудитории, отличаются артистичностью и большой активностью. Ребята настолько любознательны, инициативны, стремятся к самореализации своих возможностей, что посещают порой по два-три кружка как в стенах школы, так и в учреждениях дополнительного образования. Дети находят применение своим творческим способностям: они являются активными участниками школьных и многих городских мероприятий.
В своей работе я опираюсь на простые постулаты:
- если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;
- если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;
- если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;
- если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.Созданные условия позволили:- раскрыть индивидуальные способности детей;- воспитать самостоятельность;- проявить активную общественную, гражданскую позицию;- способствовать саморазвитию и самореализации, социализации личности в современных условиях.Мне удалось найти не только общий язык, взаимопонимание со всеми родителями моих воспитанников, но и раскрыть индивидуальные способности, творческий потенциал детей, заложить основы личности. Значит, я на верном пути, мое педагогическое кредо, моя выстроенная апробированная воспитательная система являются истинными. Я стараюсь объединить детей и взрослых, их души и сердца. А это ведет к сотрудничеству поколений, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях, о своей стране.

Список используемых ресурсов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru

  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ под ред. В.В. Давыдова [Текст] /Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 479с.

  3. Дорожин Ю.Г. Узоры Северной Двины. Пермогорская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2009г.

  4. Эстетическое воспитание школьников на уроках искусства. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=466428

  5. http://www.coolreferat.com



ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ".
  • Другое
Описание:

 

Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. (Антон Семенович Макаренко) 

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».Общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова «достижение оптимального общего развития каждого ребенка».Леонид Владимирович Занков в своей работе «О начальном обучении» писал, что основное внимание в его исследованиях сосредоточено на обучении. Поэтому оформленной системы воспитательной работы в начальных классах вниманию педагогов, работающих в данной дидактической системе, предложено не было. Однако, по словам Л. В. Занкова, «обучение и воспитание органически связаны между собой... Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников - это одна из актуальнейших задач».Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.  Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Воспитание, по словам К. Маркса, призвано «очеловечить чувства человека». И далее К. Маркс подчеркивал, что только музыка пробуждает музыкальное чувство человека Сказанное относится ко всем эстетическим способностям.Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. В руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности учащихся применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются: познание, труд, игра, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка.

Воспитание эстетической культуры учащихся можно достичь различными средствами, в том числе, средствами природы, средствами труда и действительности, средствами искусства и др. Организованное педагогами, эстетическое развитие личности учащегося осуществляется в процессе эстетического воспитания в учреждении дополнительного образования, а неорганизованное эстетическое развитие - в результате неконтролируемого воздействия массовой культуры, визуальной и аудиальной информации, не всегда эстетичной по своему характеру.  Большая работа ведется по духовно-нравственному воспитанию. Большинство детей из класса посещают церковь, многие дети ходят в воскресную школу.Также мы частые гости нашей библиотеки , где узнаем об истории, обычаях, традициях нашего родного края. Много внимания уделяется укреплению здоровья детей. Стараюсь создавать максимальные условия, чтобы дети росли здоровыми и как можно меньше болели. Этому способствуют физминутки, подвижные перемены, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры. Традицией нашего класса стало проведение спортивной игры «Папа, мама, я - спортивная семья». Все мероприятия проводятся в игровой форме. Это классные часы «Мы - пешеходы», «Огонь - друг и враг человека», праздники «Осторожно, дорога!», «Друзья светофора».
Как и в любой дружной семье у нас устоялись свои традиции: «День Знаний», «Осенины», «День именинника», «Новогодний огонек», «Праздник мам», «Прощай школа, здравствуй лето!».
За два года обучения мои ребята стали публичны, свободно выступают в любой аудитории, отличаются артистичностью и большой активностью. Ребята настолько любознательны, инициативны, стремятся к самореализации своих возможностей, что посещают порой по два-три кружка как в стенах школы, так и в учреждениях дополнительного образования. Дети находят применение своим творческим способностям: они являются активными участниками школьных и многих городских мероприятий.
              В своей работе я опираюсь на простые постулаты:
- если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;
- если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;
- если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;
- если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.Созданные условия позволили:- раскрыть индивидуальные способности детей;- воспитать самостоятельность;- проявить активную общественную, гражданскую позицию;- способствовать саморазвитию и самореализации, социализации личности в современных условиях.Мне удалось найти не только общий язык, взаимопонимание со всеми родителями моих воспитанников, но и раскрыть индивидуальные способности, творческий потенциал детей, заложить основы личности. Значит, я на верном пути, мое педагогическое кредо, моя выстроенная апробированная воспитательная система являются истинными. Я стараюсь объединить детей и взрослых, их души и сердца. А это ведет к сотрудничеству поколений, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях, о своей стране.

 

Автор ЧУМАКОВА СНЕЖАНА ВЛАДИМИРОВНА
Дата добавления 04.12.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1085
Номер материала 6497
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓