Главная / Химия / Естествознание (модуль химия) Методические указания по выполнению лабораторно-практических занятий для студентов специальности 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение

Естествознание (модуль химия) Методические указания по выполнению лабораторно-практических занятий для студентов специальности 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение

hello_html_3a081237.png

автономное образовательное учреждение

Вологодской области

среднего профессионального образования

«Вологодский колледж связи и информационных технологий»




















Н.А. Юдичева









ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (МОДУЛЬ ХИМИЯ)







Методические указания по выполнению

лабораторно-практических занятий для студентов специальности 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение

































Вологда

2015


Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин

Протокол № ___ от «__»______ 2015г.

Председатель предметно-цикловой комиссии

_________________/Н.А. Юдичева/

Заместитель директора по методическому сопровождению и инновационной деятельности

_____________/ С.В. Потылицына/

от «__»______ 2015г.









Разработчик: Н.А. Юдичева – преподаватель химии высшей кв. категории, председатель ПЦК математических и общих естественных дисциплин











СОДЕРЖАНИЕ





НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ


Данные методические указания предназначены для совершенствования теоретических знаний и формирования практических умений и навыков (по программе дисциплины «Естествознание» для специальности 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение.

В сборнике содержатся методические указания по выполнению следующих лабораторно-практических занятий:

Лабораторно-практическое занятие №1 «Приготовление раствора заданной концентрации»

Лабораторно-практическое занятие №2 «Получение, собирание и распознавание газов»

Лабораторно-практическое занятие №3 «Решение экспериментальных задач».

При выполнении лабораторно-практических занятий студент должен:

Знать:

  1. Классы неорганических соединений и их свойства;

  2. Строение атома;

  3. Типы химических связей и химических реакций;

  4. Теорию электролитической диссоциации;

  5. Периодический закон и периодическую систему Д. И. Менделеева;

  6. Названия представителей гомологических рядов органических веществ, строение, их свойства, качественные реакции, способы получения;

  7. Правила по технике безопасности при работе в химической лаборатории.

Уметь:

  1. Проводить реакции ионного обмена, качественные реакции;

  2. Исследовать физические и химические свойства веществ;

  3. Проводить наблюдение и анализ химического эксперимента;

  4. Проводить реакции лабораторных способов получения веществ;

  5. Составлять химические уравнения наблюдаемых процессов;

  6. Уметь обращаться с весами и разновесами, использовать мерную посуду.


Инструкционно - технологическая карта лабораторно-практического занятия №1

Приготовление растворов различной концентрации


Тема программы: Вода. Растворы.


Наименование работы: Приготовление растворов различной концентрации.


Цель: расчет и приготовление растворов заданной концентрации.


Приобретаемые умения и навыки:

- обращение с весами и разновесами;

- использование мерной посуды;

- расчет концентрации и разбавления растворов.


Оснащение рабочего места:

Оборудование: весы лабораторные, весы аптечные, разновесы, пробирка мерная, мерный цилиндр, мерная пипетка, ступка, пестик

Реактивы: NaСl крист., вода дистиллированная, титр H2SO4, NaOH крист., фенолфталеин.

Правила техники безопасности на рабочем месте: во время работы запрещено пробовать на вкус применяемые реактивы, разливать и рассыпать вещества; не допускается перемещение растворов по лаборатории без разрешения преподавателя.


Норма времени: 2 часа.


Контрольные вопросы:

  1. Какие способы выражения концентрации раствора вы знаете?

  2. Расскажите о правилах техники безопасности при приготовлении растворов кислот и щелочей.



Содержание работы и последовательность ее выполнения


Опыт 1. Приготовление раствора хлорида натрия.


Задача №1. Приготовьте раствор NaCI 1% концентрации и объемом 100 мл.

Методические указания:

-рассчитайте необходимые количества компонентов раствора;

-измельчите 2 таблетки NaCI в ступке;

-на лабораторных весах отвесьте рассчитанное количество порошка NaCI и перемесите его в чистую колбу или стакан;

-отмерьте в мерном цилиндре рассчитанный Вами объем воды;

Помните, что объем нужно замерять по нижнему уровню мениска!

-перелейте воду в колбу или стакан с порошком NaCI и размешайте до полного растворения.


Задача№2. Сколько потребуется воды, чтобы разбавить приготовленный Вами раствор до концентрации физиологического раствора? (ω % 0.98). Рассчитайте разбавление.


Опыт 2. Приготовление раствора и проверка его концентрации титрованием.


Задача №1. Приготовьте 50 мл раствора NaOH 1M. концентрации.

Методические указания:

-рассчитайте массу NaOHкрнст для приготовления раствора;

-измельчите гранулу NaOH в ступке и отвесьте на весах рассчитанную массу NaOН

-отмерьте в мерном цилиндре рассчитанный Вами объем воды, часть объема (2/3) перенесите в колбу;

-остатком воды ополосните весы и слейте в колбу к основному раствору;

-чистой пипеткой отмерьте в коническую колбу 10 мл полученного раствора

-добавьте в колбу с 10 мл раствора NaOH две капли фенолфталеина;

-заметьте на бюретке уровень 1М. раствора H2SO4 и по каплям капайте его в колбу с малиновым раствором NaOH;

-заметьте точку исчезновения окраски индикатора.

Сколько кислоты ушло на титрование?

Рассчитайте реальную концентрацию приготовленного раствора.


Рефлексия: оцените свою работу по 5-ти балльной шкале, объясните свою оценку, исходя из критериев оценки результатов работы студента представленных ниже.


Внеаудиторная самостоятельная работа:

Решите задачи:

  1. Даны два полезных ископаемых:ZnCO3 –галмей и ZnSO3 – цинковая обманка. Определите соединение, из которого добывать предпочтительнее цинк (рассчитайте массовую долю цинка).

  2. Даны два полезных ископаемых: Гипс – СаSO4 и фосфорит – Са3(PO)4 .Определите соединение, из которого предпочтительнее добывать кальций (рассчитайте массовую долю кальция).



Критерии оценки результатов работы студентов:


Оценка «5» - работа выполнена в полном объеме, произведены расчеты концентрации и разбавления раствора.

Оценка «4» - допущены 1-2 ошибки в расчете концентрации и разбавления раствора.

Оценка «3» - работа выполнена, но допущены неточности в определении понятий, допущены ошибки в расчетах, не умеет обосновывать свои выводы и рассуждения.

Оценка «2» - работа не выполнена, отсутствует расчет концентрации и разбавления раствора.


Инструкционно-технологическая карта лабораторно-практического занятия №2

Получение, собирание и распознавание газов


Тема: Химические процессы в атмосфере.


Наименование работы: Получение, собирание и распознавание газов.


Цель: практическое изучение способов получения и распознавания газов.


Приобретаемые умения и навыки:

-проведение и наблюдение за ходом эксперимента;

-составление химических уравнений наблюдаемых процессов;


Оснащение рабочего места:

Оборудование: прибор для получения газов, штатив с пробирками, химический стакан, стеклянная палочка, спиртовка, спички, лучина, пробиркодержатель.

Реактивы: цинк, соляная кислота, пероксид водорода, оксид марганца (IV), мрамор, известковая вода, хлорид аммония, гидроксид натрия, лакмусовая бумага.


Правила техники безопасности на рабочем месте: во время работы запрещено пробовать на вкус применяемые реактивы, разливать и рассыпать вещества; не допускается перемещение растворов по лаборатории без разрешения преподавателя.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите агрегатные состояния веществ?

  2. Что характерно для газообразных веществ? Чем строение газообразных веществ отличается от веществ в жидком и твердом состояниях?

  3. Опишите основные свойства газообразных веществ?


Содержание работы и последовательность ее выполнения


  • Повторите правила по технике безопасности при работе с кислотами, щелочами, газообразными веществами, нагревательными приборами.

  • Запишите в тетради число, тему, цели работы.

  • Начертите таблицу в тетради для оформления результатов работы.


Газ (краткая характеристика)

Получение (уравнение реакции)

Собирание

Распознавание

Образец оформления: Водород (Н2) – самый легкий……..


Вытеснением водорода металлами из растворов кислот:

Zn + HCl = ZnCl2 + …

В перевернутую...

При поднесении к пламени раздается …

Кислород (О2) и т.д.





Опыт № 1. Получение водорода.

В пробирку поместите 2 гранулы цинка и прилейте 1-2 мл соляной кислоты.

Что наблюдаете? Напишите уравнение наблюдаемой реакции.

Накройте пробирку с цинком пробиркой большего диаметра. Через 1-2 минуты поднимите большую пробирку вверх и, не переворачивая ее, закрыв пальцем, поднесите к пламени спиртовки, откройте пробирку.

Что наблюдаете?

Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода?

Почему водород собирали в перевернутую вверх дном пробирку?


Опыт № 2. Получение кислорода.

В пробирку прилейте 2-3 мл раствора пероксида водорода. Подготовьте тлеющую лучинку. Поднесите тлеющую лучинку к пробирке с перксидом водорода, куда предварительно поместите немного оксид марганца (IV). Что наблюдаете? Напишите уравнение наблюдаемого процесса. Кислород тяжелее или легче воздуха? Объясните.


Опыт № 3. Получение углекислого газа.

В пробирку поместите кусочек мрамора и прилейте раствор соляной кислоты.

Что наблюдаете? Через 1-2 мин внесите в пробирку горящую лучину. Что наблюдаете? Напишите уравнение наблюдаемой реакции.

В пробирку налейте 1-2 мл прозрачного раствора известковой воды. Через чистую стеклянную трубочку осторожно продувайте через раствор, выдыхаемый вами воздух. Что наблюдаете? Напишите уравнение наблюдаемой реакции.


Опыт № 4. Получение аммиака.

В пробирку налейте 1-2 мл раствора хлорида аммония, а затем такой же объем раствора щелочи. Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте на пламени спиртовки.

Что наблюдаете? Напишите уравнение наблюдаемой реакции. Поднесите к отверстию пробирки влажную лакмусовую бумажку. Что наблюдаете? Осторожно понюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете?

Рефлексия: оцените свою работу по 5-ти балльной шкале, объясните свою оценку, исходя из критериев оценки результатов работы студента представленных ниже.


Внеаудиторная самостоятельная работа:

Заполните таблицу:

Газ

Применение

Водород


Кислород


Углекислый газ


Аммиак




Критерии оценки результатов работы студентов:


Оценка «5» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с требованиями оформления, составлены химические уравнения наблюдаемых процессов.

Оценка «4» - допущены 1-2 ошибки в написании уравнений химических реакций

Оценка «3» - работа выполнена, но допущены неточности в определении понятий, допущены ошибки в уравнениях химических реакций, студент не умеет обосновывать свои выводы и рассуждения.

Оценка «2» - работа не выполнена, отсутствуют химические уравнения реакций получения веществ, распознавания газов.





Инструкционно-технологическая карта лабораторно-практического занятия №3

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений


Тема: Химия и организм человека.


Наименование работы: Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.


Цель: научиться распознавать органические вещества.


Приобретаемые умения и навыки:

- исследование и определение органических веществ по качественным реакциям;

- наблюдение и анализ химического эксперимента;

- проведение качественных реакций;

- составление химических уравнений наблюдаемых процессов.


Оснащение рабочего места:

Оборудование: лабораторный штатив, штатив с пробирками, пинцет, ножницы, спиртовка, спички, стакан, фарфоровые чашки, индикаторная бумага.

Реактивы: глицерин, этанол, уксусная кислота, глюкоза, крахмал, белый хлеб, яблоко, белок, перманганат калия, сульфат меди (II) , растительное масло, раствор йода, гидроксид калия, медная проволока, азотная кислота.


Правила техники безопасности на рабочем месте: нагретые приборы и емкости с химическими реактивами запрещается переносить по лаборатории без разрешения преподавателя; нельзя резко охлаждать нагретую посуду в холодной воде или в охлаждающих приборах; во время работы запрещено пробовать на вкус применяемые реактивы. Брать нагретые пробирки и стаканчики можно только тигельными щипцами или специальными зажимами.


Норма времени: 2 часа.


Контрольные вопросы:

  1. Какая теория лежит в основе классификации органических веществ?

  2. Как классифицируются органические вещества?

  3. Назовите классы органических соединений по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп?

  4. Назовите качественные реакции для углеводородов, кислородсодержащих соединений, азотсодержащих, углеводов.


Содержание и последовательность выполнения работы


  • Повторите правила по технике безопасности при работе с кислотами, щелочами, нагревательными приборами.

  • Запишите в тетради число, тему, цели работы.

  • Запишите в тетради название опытов, начертите таблицу для оформления результатов работы.


Название опыта

Что делали?

( рисунок)

Что наблюдали?

Выводы (уравнения реакций)






Опыт №1. В трех пронумерованных пробирках выданы:

а) раствор глицерина,

б) раствор этанола,

в) раствор уксусной кислоты.

Предложите способ экспериментального определения содержимого каждой пробирки. После одобрения вашего предложения преподавателем приступите к практическому распознаванию веществ.

Определите, в какой пробирке находится каждое вещество.


Опыт № 2. В трех пронумерованных пробирках выданы:

а) белок,

б) глюкоза,

в) крахмал.

Предложите способ экспериментального определения содержимого каждой пробирки. После одобрения вашего предложения преподавателем приступите к практическому распознаванию веществ.

Определите образцы веществ с помощью характерных реакций.


Опыт № 3. Докажите опытным путем, что картофель и белый хлеб содержат крахмал, а спелое яблоко - глюкозу.

Предложите способ экспериментального определения крахмала и глюкозы.

После одобрения вашего предложения преподавателем приступите к практическому распознаванию веществ.

Определите вещества с помощью характерных реакций.


Опыт № 4. Практически докажите, что в состав выданного вам растительного жира (олеиновая кислота) входят остатки непредельных кислот. Объясните свои действия. Напишите уравнение данной реакции.

Рефлексия: оцените свою работу по 5-ти балльной шкале, объясните свою оценку, исходя из критериев оценки результатов работы студента представленных ниже.


Внеаудиторная самостоятельная работа:

Напишите уравнения реакций по схеме:

  1. C2H2 CH3COH C2 H5OH C2Н5 –О - C2Н5

  2. C2H4C2 H5OH CH3COH CH3COOH


Назовите вещества, укажите условия протекания реакций.



Критерии оценки результатов работы студентов:


Оценка «5» - работа выполнена в полном объеме, произведены расчеты концентрации и разбавления раствора.

Оценка «4» - допущены 1-2 ошибки в расчете концентрации и разбавления раствора.

Оценка «3» - работа выполнена, но допущены неточности в определении понятий, допущены ошибки в расчетах, не умеет обосновывать свои выводы и рассуждения.

Оценка «2» - работа не выполнена, отсутствует расчет концентрации и разбавления раствора.



Список использованных источников


  1. Неорганическая химия. Краткий курс / В.Г. Иванов, О.Н. Гева. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.: 70x90 1/32. (переплет) ISBN 978-5-905554-60-5, 300 экз.

  2. Органическая химия. Краткий курс: Учебное пособие / В.Г. Иванов, О.Н. Гева. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 222 с.: 60x88 1/16. (обложка) ISBN 978-5-905554-61-2, 300 экз.

  3. Химия 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.

  4. Химия 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.

  5. Химия: учеб. для студ.сред. проф. учеб. заведений/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.


Естествознание (модуль химия) Методические указания по выполнению лабораторно-практических занятий для студентов специальности 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение
  • Химия
Описание:

НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

 

Данные методические указания предназначены для совершенствования теоретических знаний и формирования практических  умений и навыков (по программе дисциплины «Естествознание» для специальности 46.02.01.Документационное обеспечение управления и архивоведение.

В сборнике содержатся  методические указания по выполнению следующих лабораторно-практических занятий:

Лабораторно-практическое занятие №1 «Приготовление раствора заданной концентрации»

Лабораторно-практическое занятие №2 «Получение, собирание и распознавание газов»

Лабораторно-практическое занятие №3  «Решение экспериментальных задач».

Автор Наталья Анатольевна Юдичева
Дата добавления 17.04.2015
Раздел Химия
Подраздел Планирования
Просмотров 909
Номер материала 59766
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓