Инструкционно
- технологическая карта лабораторно-практического занятия №1
Тема программы: Вода. Растворы.
Наименование работы: Приготовление
растворов различной концентрации.
Цель: расчет
и приготовление растворов заданной концентрации.
Приобретаемые умения и навыки:
- обращение с весами и разновесами;
- использование мерной посуды;
- расчет концентрации и разбавления растворов.
Оснащение рабочего места:
Оборудование: весы
лабораторные, весы аптечные, разновесы, пробирка мерная, мерный цилиндр, мерная пипетка, ступка, пестик
Реактивы:
NaСl крист., вода дистиллированная, титр H2SO4,
NaOH крист., фенолфталеин.
Правила техники безопасности на рабочем месте: во время
работы запрещено пробовать на вкус применяемые реактивы, разливать и рассыпать
вещества; не допускается перемещение растворов по
лаборатории без разрешения преподавателя.
Норма времени:
2 часа.
Контрольные вопросы:
1. Какие способы выражения концентрации раствора вы знаете?
2. Расскажите о правилах техники безопасности при
приготовлении растворов кислот и щелочей.
Содержание работы и последовательность ее выполнения
Опыт 1.
Приготовление раствора хлорида натрия.
Задача №1. Приготовьте
раствор NaCI
1% концентрации и объемом 100 мл.
Методические указания:
-рассчитайте необходимые количества компонентов
раствора;
-измельчите 2 таблетки NaCI в ступке;
-на лабораторных весах отвесьте рассчитанное количество
порошка NaCI и
перемесите его в чистую колбу или стакан;
-отмерьте в мерном цилиндре рассчитанный Вами объем воды;
Помните, что объем нужно замерять по нижнему уровню мениска!
-перелейте воду в колбу или стакан с порошком NaCI и
размешайте до полного растворения.
Задача№2. Сколько
потребуется воды, чтобы разбавить приготовленный
Вами раствор до концентрации физиологического раствора? (ω % 0.98).
Рассчитайте разбавление.
Опыт 2.
Приготовление раствора и проверка его концентрации титрованием.
Задача №1. Приготовьте
50 мл раствора NaOH
1M.
концентрации.
Методические указания:
-рассчитайте массу NaOHкрнст для
приготовления раствора;
-измельчите гранулу NaOH в ступке и отвесьте на весах рассчитанную массу NaOН
-отмерьте в мерном цилиндре рассчитанный Вами объем
воды, часть объема (2/3) перенесите в колбу;
-остатком воды ополосните весы и слейте в колбу к
основному раствору;
-чистой пипеткой отмерьте в коническую колбу 10 мл полученного раствора
-добавьте в колбу с 10 мл раствора NaOH две
капли фенолфталеина;
-заметьте на бюретке уровень 1М. раствора H2SO4 и по каплям капайте его в колбу с
малиновым раствором NaOH;
-заметьте
точку исчезновения окраски индикатора.
Сколько кислоты ушло на титрование?
Рассчитайте реальную концентрацию приготовленного раствора.
Рефлексия:
оцените свою работу по 5-ти балльной шкале, объясните свою оценку, исходя из
критериев оценки результатов работы студента представленных ниже.
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Решите задачи:
1.
Даны
два полезных ископаемых:ZnCO3 –галмей и
ZnSO3 – цинковая
обманка. Определите соединение, из которого добывать предпочтительнее цинк
(рассчитайте массовую долю цинка).
2.
Даны
два полезных ископаемых: Гипс – СаSO4 и
фосфорит – Са3(PO)4 .Определите
соединение,
из которого предпочтительнее добывать кальций (рассчитайте
массовую долю кальция).
Критерии оценки результатов работы студентов:
Оценка «5» - работа выполнена в полном объеме, произведены расчеты
концентрации и разбавления раствора.
Оценка «4» - допущены 1-2 ошибки в расчете концентрации и
разбавления раствора.
Оценка «3» - работа выполнена, но допущены неточности в
определении понятий, допущены ошибки в расчетах, не умеет обосновывать свои
выводы и рассуждения.
Оценка «2» - работа не выполнена, отсутствует расчет концентрации
и разбавления раствора.
Инструкционно-технологическая карта лабораторно-практического
занятия №2
Тема: Химические
процессы в атмосфере.
Наименование работы: Получение, собирание и распознавание газов.
Цель:
практическое изучение способов получения и распознавания газов.
Приобретаемые умения и навыки:
-проведение и наблюдение за ходом эксперимента;
-составление химических уравнений наблюдаемых процессов;
Оснащение рабочего места:
Оборудование: прибор для получения газов, штатив с
пробирками, химический стакан, стеклянная палочка, спиртовка, спички, лучина,
пробиркодержатель.
Реактивы:
цинк, соляная кислота, пероксид водорода, оксид марганца (IV),
мрамор, известковая вода, хлорид аммония, гидроксид натрия, лакмусовая бумага.
Правила техники безопасности на рабочем месте: во время работы запрещено пробовать на вкус применяемые
реактивы, разливать и рассыпать вещества; не допускается перемещение растворов по лаборатории без
разрешения преподавателя.
Контрольные вопросы:
1.
Назовите агрегатные состояния веществ?
2.
Что характерно для газообразных веществ? Чем
строение газообразных веществ отличается от веществ в жидком и твердом
состояниях?
3.
Опишите основные свойства газообразных
веществ?
Содержание работы и последовательность ее выполнения
·
Повторите
правила по технике безопасности при работе с кислотами, щелочами, газообразными
веществами, нагревательными приборами.
·
Запишите
в тетради число, тему, цели работы.
·
Начертите
таблицу в тетради для оформления результатов работы.
Газ
(краткая характеристика)
|
Получение
(уравнение реакции)
|
Собирание
|
Распознавание
|
Образец
оформления: Водород (Н2) – самый легкий……..
|
Вытеснением водорода металлами из
растворов кислот:
Zn + HCl = ZnCl2 + …
|
В перевернутую...
|
При поднесении к пламени раздается …
|
Кислород (О2)
и т.д.
|
|
|
|
Опыт
№ 1. Получение водорода.
В
пробирку поместите 2 гранулы цинка и прилейте 1-2 мл соляной кислоты.
Что
наблюдаете? Напишите уравнение наблюдаемой реакции.
Накройте
пробирку с цинком пробиркой большего диаметра. Через 1-2 минуты поднимите
большую пробирку вверх и, не переворачивая ее,
закрыв пальцем, поднесите к пламени спиртовки, откройте пробирку.
Что
наблюдаете?
Что
можно сказать о чистоте собранного вами водорода?
Почему
водород собирали в перевернутую вверх дном пробирку?
Опыт
№ 2. Получение кислорода.
В
пробирку прилейте 2-3 мл раствора пероксида водорода. Подготовьте тлеющую
лучинку. Поднесите тлеющую лучинку к пробирке с перксидом водорода, куда
предварительно поместите немного оксид марганца (IV). Что
наблюдаете? Напишите уравнение наблюдаемого процесса. Кислород тяжелее или
легче воздуха? Объясните.
Опыт
№ 3. Получение углекислого газа.
В
пробирку поместите кусочек мрамора и прилейте раствор соляной кислоты.
Что
наблюдаете? Через 1-2 мин внесите в пробирку горящую лучину. Что
наблюдаете? Напишите уравнение наблюдаемой реакции.
В
пробирку налейте 1-2 мл прозрачного раствора известковой воды. Через чистую
стеклянную трубочку осторожно продувайте через раствор, выдыхаемый вами воздух.
Что наблюдаете? Напишите уравнение
наблюдаемой реакции.
Опыт
№ 4. Получение аммиака.
В
пробирку налейте 1-2 мл раствора хлорида аммония, а затем такой же объем
раствора щелочи. Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте на пламени
спиртовки.
Что
наблюдаете? Напишите уравнение наблюдаемой реакции. Поднесите к отверстию
пробирки влажную лакмусовую бумажку. Что наблюдаете?
Осторожно понюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете?
Рефлексия:
оцените свою работу по 5-ти балльной шкале, объясните свою оценку, исходя из
критериев оценки результатов работы студента представленных ниже.
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Заполните
таблицу:
Газ
|
Применение
|
Водород
|
|
Кислород
|
|
Углекислый
газ
|
|
Аммиак
|
|
Критерии оценки результатов работы студентов:
Оценка «5» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с
требованиями оформления, составлены
химические уравнения наблюдаемых процессов.
Оценка «4» - допущены 1-2 ошибки в написании уравнений химических
реакций
Оценка «3» - работа выполнена, но допущены неточности в
определении понятий, допущены ошибки в уравнениях химических реакций, студент
не умеет обосновывать свои выводы и рассуждения.
Оценка «2» - работа не выполнена, отсутствуют химические уравнения
реакций получения веществ, распознавания газов.
Инструкционно-технологическая карта лабораторно-практического
занятия №3
Тема: Химия и
организм человека.
Наименование работы: Решение экспериментальных задач на
идентификацию органических соединений.
Цель: научиться распознавать органические
вещества.
Приобретаемые умения и навыки:
- исследование
и определение органических веществ по качественным реакциям;
- наблюдение
и анализ химического эксперимента;
- проведение качественных реакций;
- составление химических уравнений наблюдаемых процессов.
Оснащение рабочего места:
Оборудование:
лабораторный штатив, штатив с пробирками, пинцет, ножницы,
спиртовка, спички, стакан, фарфоровые чашки, индикаторная бумага.
Реактивы:
глицерин,
этанол, уксусная кислота, глюкоза, крахмал, белый хлеб, яблоко, белок,
перманганат калия, сульфат меди (II) , растительное масло, раствор йода,
гидроксид калия, медная проволока, азотная кислота.
Правила техники безопасности на рабочем месте: нагретые приборы и емкости с химическими
реактивами запрещается переносить по лаборатории без разрешения преподавателя; нельзя резко охлаждать нагретую посуду в
холодной воде или в охлаждающих приборах; во время работы запрещено пробовать
на вкус применяемые реактивы. Брать нагретые пробирки и стаканчики можно только
тигельными щипцами или специальными зажимами.
Норма времени: 2
часа.
Контрольные вопросы:
1.
Какая
теория лежит в основе классификации органических веществ?
2.
Как
классифицируются органические вещества?
3.
Назовите
классы органических соединений по строению углеродного скелета и наличию
функциональных групп?
4.
Назовите
качественные реакции для углеводородов, кислородсодержащих соединений,
азотсодержащих, углеводов.
Содержание и последовательность выполнения работы
·
Повторите
правила по технике безопасности при работе с кислотами, щелочами,
нагревательными приборами.
·
Запишите
в тетради число, тему, цели работы.
·
Запишите
в тетради название опытов, начертите таблицу для оформления результатов работы.
Название опыта
|
Что делали?
( рисунок)
|
Что наблюдали?
|
Выводы (уравнения реакций)
|
|
|
|
|
Опыт №1. В трех
пронумерованных пробирках выданы:
а) раствор глицерина,
б) раствор
этанола,
в) раствор
уксусной кислоты.
Предложите способ
экспериментального определения содержимого каждой пробирки. После одобрения
вашего предложения преподавателем приступите к практическому распознаванию
веществ.
Определите, в
какой пробирке находится каждое вещество.
Опыт № 2. В трех
пронумерованных пробирках выданы:
а) белок,
б) глюкоза,
в) крахмал.
Предложите способ
экспериментального определения содержимого каждой пробирки. После одобрения
вашего предложения преподавателем приступите к практическому распознаванию
веществ.
Определите образцы
веществ с помощью характерных реакций.
Опыт № 3.
Докажите опытным путем, что картофель и белый хлеб содержат крахмал, а спелое
яблоко - глюкозу.
Предложите способ
экспериментального определения крахмала и глюкозы.
После одобрения
вашего предложения преподавателем приступите к практическому распознаванию
веществ.
Определите
вещества с помощью характерных реакций.
Опыт № 4.
Практически докажите, что в состав выданного вам растительного жира (олеиновая
кислота) входят остатки непредельных кислот. Объясните свои действия. Напишите
уравнение данной реакции.
Рефлексия:
оцените свою работу по 5-ти балльной шкале, объясните свою оценку, исходя из
критериев оценки результатов работы студента представленных ниже.
Внеаудиторная
самостоятельная работа:
Напишите
уравнения реакций по схеме:
1.
C2H2à CH3COH à C2 H5OH à C2Н5
–О - C2Н5
2.
C2H4àC2 H5OH àCH3COH à CH3COOH
Назовите
вещества, укажите условия протекания реакций.
Критерии оценки результатов работы студентов:
Оценка «5» - работа выполнена в полном объеме, произведены расчеты
концентрации и разбавления раствора.
Оценка «4» - допущены 1-2 ошибки в расчете концентрации и
разбавления раствора.
Оценка «3» - работа выполнена, но допущены неточности в
определении понятий, допущены ошибки в расчетах, не умеет обосновывать свои
выводы и рассуждения.
Оценка «2» - работа не выполнена, отсутствует расчет концентрации
и разбавления раствора.
Список использованных источников
1.
Неорганическая
химия. Краткий курс / В.Г. Иванов, О.Н. Гева. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. -
256 с.: 70x90 1/32. (переплет) ISBN 978-5-905554-60-5, 300 экз.
2.
Органическая
химия. Краткий курс: Учебное пособие / В.Г. Иванов, О.Н. Гева. - М.: КУРС: НИЦ
ИНФРА-М, 2015. - 222 с.: 60x88 1/16. (обложка) ISBN 978-5-905554-61-2, 300 экз.
3.
Химия
10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. Базовый
уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
4.
Химия
11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. Базовый
уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
5.
Химия:
учеб. для студ.сред. проф. учеб. заведений/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. –
6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.