Главная / Начальные классы / Эссе "Жить в мире Детства..."

Эссе "Жить в мире Детства..."

Автор: Долян Е.И,

учитель начальных классов

Эссе

Жить в мире Детства…

Понимать... Принимать... Любить…

Детство… Мир удивительный и неповторимый, сотканный из непосредственности и фантазий, чистоты и искренности, наполненный святостью, бескорыстием… Хрупкий и незащищенный. Это - реальность, часто непостижимая для нас, взрослых, реальность воображения и сказки, игры и тайны волшебства. Мир Детства - пространство жизни ребенка, которое он охраняет, неосознанно отгораживая от взрослого. И от взрослого зависит, станет ли душа ребенка эмоционально открытой миру взрослых, впустит ли взрослого в мир Детства как Друга, рядом с которым легко и интересно жить и учиться.

Мне повезло? Ведь каждый день я счастлива, жить в этом мире рядом со своими учениками, шаг за шагом помогая им постигать сложность и мудрость жизни, приближаться к открытию смысла бытия. Для меня этот смысл - это любовь к моим ученикам, любовь к делу и любовь к жизни. Именно любовь к моим ученикам является краеугольным камнем, благодаря которому овладеваешь искусством воспитания и обучения детей, находишь путеводную нить в мир Детства. Без этой любви обязанности учительского труда превращаются в мучительное, давящее бремя, в тяжелую и очень часто неблагодарную работу, вызывающую чувство неудовлетворенности, а иногда заводящую в эмоциональный тупик.

Мне повезло! За годы работы с детьми я поняла одну истину - надо научиться понимать и принимать этот мир детства, любить его! Понимать, принимать и любить каждого своего ученика! Любить изначально, безоговорочно! Как данность, как ценность, независимо от того, радуют они меня или огорчают, независимо от их способностей и недостатков, плюсов и минусов, независимо от того, чего ждешь от них в будущем - радостных побед или огорчений, блестящих результатов в учебе или плохого поведения! Живя в мире детства, я постоянно напоминаю себе о том, что мои ученики - это обычные дети, и они ведут себя как все дети на свете. Что-то забыл, где-то оплошал... Что-то не понял, где-то напутал… Ребенок мал и неопытен, он не всегда может понять, чего хотим от него мы, учителя, родители, тем более, наши требования порой так что не согласованы и противоречивы. Я не требую абсолютного, беспрекословного послушания, не подавляю волю ребенка, понимая, что это может привести к неуверенности в себе, низкой самооценке, появлению тревожности и напряженности.

Этими мыслями я живу каждый день. Ведь жизнь в сегодняшнем мире требует от человека постоянного осмысления происходящих социальных перемен, выстраивания всей своей деятельности в соответствии с этими изменениями. Чтобы быть успешным в сегодняшней жизни, каждый человек должен быть субъектом этих изменений. Особенно если он учитель. В словарях понятие «современный» толкуется по-разному, но в целом в непосредственном понимании – как со-временный, то есть соответствующий настоящему времени, текущему моменту жизни, сегодняшней действительности. В триаде «Современный ученик – современный учитель – современный урок» определяющим началом является первый феномен: сегодняшний ученик – это растущий человек начавшегося XXI века, в его личности, в его детстве отражаются все трудности, сложности и даже беды предыдущих десятилетий жизни человечества, России, его семьи. Но одновременно «современный ученик» есть и средоточие надежд, возможностей потенциала будущих поколений. Последнее будет преобладать, если его, сегодняшнего ученика, встретит в сегодняшней школе современный учитель. И тут следует вспомнить ещё одно значение слова «современный» - «стоящий на уровне своего века, не отсталый, отвечающий общественным, культурным запросам настоящего времени». Только такой учитель способен принять ученика в таинство современного урока, только такой учитель может стать воспитателем стоящим, как писал К.Д. Ушинский «в уровень с современным ходом воспитания … посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей и поколением новым». И только современный урок, соответствующий уровням

развития науки, техники, информационных технологий, способен удовлетворить запросы и потребности сегодняшнего учителя и сегодняшнего ученика. Поэтому в триаде «Современный ученик – современный учитель – современный урок» нет неравенства, все три феномена взаимно определяют и обуславливают друг друга: ученик предъявляет требования к уроку и учителю; учитель создаёт, творит и урок, и ученика; а урок есть творческое взаимодействие и ученика, и учителя, и самого урока.

И если я претендую на знание и звание «современного учителя», то я должна в своей деятельности руководствоваться принципами обучения и воспитания сформулированными как требования современной действительности.

«Принимать как данность» - это первый из важнейших принципов моей повседневной работы с детьми. Этот принцип означает, прежде всего, признание права ребенка на уважение его личности, истории его жизни, особенностей воспитания в семье. Это право нельзя игнорировать, нельзя отрицать. Следовать этому принципу очень трудно, потому что зачастую ребенок не может вести себя, как должно, так как хотелось бы мне, не умеет отвечать так, как было бы достойно в обществе, не умеет выполнять правила, принятые в школе, не выполняет домашних заданий, которые следует выполнять... Принять и понять ребенка как данность и ценность порой бывает трудно. А без этого - не получится любить. И значит - ни-че-го не получится!

В таких случаях для меня ключом к принципу «принимать как данность» становится обращение к судьбе ребенка, его жизни в семье, к стечению тех обстоятельств, которые сопровождали его в предшествующие годы, к условиям, в которых он выстраивал Свой Мир Детства. Ведь сам он не придумал сквернословие - он взял эти слова «напрокат» у взрослых, позаимствовал их в семье; ведь он не отказался от красоты поведения - просто ему ни разу не довелось видеть в реальности другого поведенческого образа; ведь он не родился жестоким — он учился этой жестокости у окружающих взрослых; ведь он отстает в интеллектуальном развитии не по злобности и вредности желаний - просто у него в доме не было книг, и с ним никто и никогда не говорил по душам, не задавал вопросов, требующих мыслительного напряжения, не учил искать ответы на эти вопросы... Такое принятие вовсе не означает отказа от требовательности и коррекции поведения ребенка, но в этих случаях в первую очередь надо стремиться понять, объяснить, принять и в определённом смысле оправдать произошедшее. Не обрекая ребенка на нелюбовь и неверие в его созидательные силы, не вычеркивая его мысленно из списка Будущих Выдающихся Личностей только потому, что его детская судьба оказалась неблагополучной, а Его Мир Детства был бесцветен и безрадостен.

Мое жизненное кредо - любовь к детям, которая дарит душевное и чуткое отношение к каждому моему воспитаннику, наполняя его ответной любовью. За многие годы работы с детьми я убедилась в том, что ребенок не начинает любить первым. Не умеет. Он учится любить у нас, взрослых. Он отражает нашу любовь в своей душе как в зеркале, впитывает ее своим сердцем как губка. И если одариваешь детей любовью и пониманием, то они всегда возвращают ее тебе, принимая тебя как друга и наставника, впуская доверительно в мир Детства.

Вот о чём я думаю каждый день, готовясь к каждому своему уроку, к каждой встрече со своими учениками.

При подготовке и проведении любого урока необходимо очень хорошо осознавать, какую роль играешь ты в каждый конкретный момент педагогического взаимодействия, какую функцию выполняешь в этом взаимодействии, что ты значишь для своих учеников. Без принятия этой роли, без вхождения в нее нельзя добиться естественного проживания ситуации, нельзя сделать урок маленькой частичкой жизни каждого ученика, что очень важно.

Я как учитель осознаю свою роль, выражая ее таким смыслом:

Фонтан, сияющий водою,

Красив и влагу нам несёт.

Сравню фонтан сама с собою -

Я тот, кто к знаниям ведёт.

Вместе с тем, я понимаю, что воспримет эти знания лишь тот, кто будет жаждать, кто захочет напиться из этого источника, какой бы ценной и полезной, какой бы целебной не была в нем вода. Побудить у ученика эту жажду, обратить внимание его на источник, помочь почувствовать вкус и свежесть воды, побудить насладиться ею, подсказать, как радостно будет поделиться водой из источника затем с другими - вот в чем я вижу предназначение учителя.

Вода - источник жизни. Я как учитель это понимаю. Но важно, чтобы поняли это и мои ученики. Для этого я должна хорошо понимать, какая именно вода в том источнике. Пока я воду в том фонтане через себя не пропущу, я не узнаю, колодезь ли иль горяча водица. Целебна ли вода, иль только утолит жажду ненадолго?

Поэтому второй профессиональный принцип моей работы - «Поддерживать ребенка в его жажде знаний, побуждать эту жажду, помогать ощутить целебный и очищающий вкус воды из этого неиссякаемого источника, научить ценить и беречь этот источник». Ведь самое главное - научить ребенка учиться с пользой и радостью для себя - для своего ума, для своей души, для своего сердца.

Покажу, как реализуются названные принципы моей профессиональной работы на примере одного урока,

но урока не простого, а такого, в ходе проведения которого можно в большей степени успешно создать условия для интеллектуального, личностного развития учеников, для раскрытия их индивидуально-творческого потенциала, для использования в процессе обучения личного жизненного опыта ребенка. Таковым я считаю урок интегрированный.

Анализ образовательной практики, в том числе собственного педагогического опыта, показывает, что и сегодня у учителей начальных классов нет полной ясности, какие именно качества характеризуют интеллект и социальное развитие младшего школьника. Педагоги затрудняются самостоятельно выявлять и максимально использовать возможности отдельных предметов в личностном развитии младшего школьника, поэтому не обеспечивается в полной мере внутрипредметная и межпредметная координация по организации развивающего обучения. Вместе с тем, в исследованиях ученых-педагогов убедительно доказано существование объективных закономерностей - без эмоций не развивается речь, без речи не формируется деятельность и не развивается воля, безвольные индивиды не владеют мышлением в нужной мере и в итоге — не достигается требуемый сегодня уровень интеллектуального и личностного развития растущего и осваивающего социальную действительность человека.

В своей практической деятельности я исхожу из понимания, что всякое развитие представляет собой процесс «самодвижения», совершающийся по своим внутренним законам. Движущими силами развития личности являются внутренние противоречия, приобретающие конкретный характер на каждом этапе развития человека. Таковыми признаны противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями школьника и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми к нему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися ранее привычными способами мышления и поведения. Разрешение таких противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности, в результате чего ученик переходит на более высокую ступень своего развития.

И способствуют такому «самодвижению» наиболее эффективно именно специально разработанные интегрированные уроки.

Интегрированные уроки в моем педагогическом опыте - не простое объединение учебных предметов, а создание принципиально нового целого на основе выявленных однотипных элементов (воспитательных целей, содержания учебной информации, видов деятельности учащихся), а затем приспособление и объединение их в не существовавший ранее монолит особого качества. Интеграция уроков, интеграция учебного материала,

комплексность педагогических воздействий имеют особое значение для учеников этого возраста, так как важно формировать у них не фрагментарное представление обо всем понемногу, а целостную картину окружающего их реального мира в его сложных связях и отношениях.

Особое место в ходе проведения интегрированных уроков я уделяю включению учащихся в творческую деятельность. Именно в такой деятельности формируются наиболее значимые интеллектуальные и социально-личностные умения и способности: анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы, видеть разные функции одного и того же объекта, устанавливать связи данного объекта с другими, выделять в них существенные признаки, сравнивать и классифицировать объекты, обобщать наблюдаемые явления, переносить известные способы деятельности в другие условия и др.

Оhello_html_m7acd2a5f.gifписываемый ниже интегрированный урок по теме «У всех у нас есть мать одна по имени Природа!» проводится с целью создания воспитывающих ситуаций, способствующих формированию у школьников гуманного и ответственного отношения к природе. Данный урок можно представить в виде схемы:

В качестве основных я определяю следующие задачи. Дать представление о лесе, как о сообществе живых организмов; научить устанавливать цепи питания в лесном сообществе; научить художественному вырезанию без шаблона и карандаша. Развивать воображение, фантазию; обучать сравнительному анализу, обобщению, умению делать выводы; формировать навыки работы в коллективе, в группах, парах, индивидуальной работы; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Достижение этих задач на уроке обеспечивается через следующие важнейшие установки.

Создание условий обучения без принуждения. Ученики должны проживать урок, естественно и ненавязчиво «входить» в ситуацию урока, воспринимая ее как ситуацию жизни, бытия. Для этого в начале урока во время актуализации знаний я использую прием мелодекламации, прослушивание аудиозаписей с голосами птиц. Музыка и стихи создают особое эмоциональное состояние, настраивают на введение в тему урока, а лиричность стихотворной фразы подчеркивают ее значимость. Такое начало урока нетрадиционно и привлекает детей своей необычностью, вызывает интерес. Этот интерес поддерживается беседой, во время которой предлагаю детям, опираясь на свой жизненный опыт, высказать предположения по объяснению темы и обозначению цели урока. Житейские знания и личный опыт учеников порождают в их ответах поток информации - и здесь важно учить детей выбирать главное из этого потока информации, обобщать ее, выделять самое важное среди суждений-примеров. Задания формулирую в занимательной форме, что побуждает мышление и стимулирует интерес, и в то же время стремлюсь к тому, чтобы задания были понятны, соответствовали возрасту детей. В своей деятельности в ходе урока руководствуюсь советами В.А. Сухомлинского, который писал: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества, без этого он - засушенный цветок».

Учение без принуждения осуществляется тогда, когда учитель избирает методы обучения, которые делают новую учебную информацию доступной для понимания, не упрощая, не обедняя ее. Например, рассказывая сказку о сгоревшем лесе с элементами театрализации, я использую представление информации в виде сказки именно для того, чтобы создать ситуацию непосредственного эмоционального общения с детьми. Максимально возможно для ситуации урока стремлюсь показать, как мне горько, больно, досадно оттого, что человек - существо разумное - может быть так невежественен и безответственен, не думает о последствиях своих действий в природе. Мне хотелось, чтобы дети поняли главное - очень многое зависит от человека - он может природу погубить, но только он может ее и спасти, потому что силой своего интеллекта может многое восстановить. Но здесь чрезвычайно важно подчеркнуть, что восстанавливать разрушенное гораздо труднее, дольше, а погубленное и невозможно восстановить. Что сохранять - легче и правильнее. Что Природа - всему начало, она - мать всего живого, и человека тоже. И она нуждается в бережном к ней отношении. И в ходе урока я снова убеждаюсь, что предъявление ученикам учебной информации через глубокое эмоциональное переживание обеспечивает естественное обучение, обучение без принуждения, учение-проживание.

Мотивация к учению, усвоению новой учебной информации. С этой целью я использую аудиовизуальные и электронные средства, возможности информационно-коммуникационных технологий, которые чрезвычайно привлекательны для детей младшего школьного возраста. Мне удается побудить не только интерес и произвольное внимание, но и мышление учеников использованием аудиозаписей живых голосов птиц, шума листвы, демонстрацией видеофрагмента про естественный отбор в природе, мультимедийной презентации, красочных слайдов с простой для восприятия и яркой анимацией. Мною составлены специальные программы использования ИКТ на уроках, которые помогают сокращать время на выполнение заданий, при этом каждый ребенок получает возможность не только оценить уровень своих знаний, но и восполнить пробелы и подготовиться к восприятию новой учебной информации.

Учебная мотивация формируется самой нетрадиционной формой урока, например, использованием музыкальных фрагментов, театрализации. Так, встреча-беседа с художником, со Старичком-Лесовичком на несколько минут превращает урок в сказку, в игру, а дети становятся реальными участниками событий, когда во время прогулки в лесу, встречая разные природные объекты, учатся правилам поведения человека в лесу.

Особое значение я придаю использованию на уроке заданий развивающего характера. Например, когда я задавала вопрос о том, где и когда птицы поют-заливаются, ученики сначала отвечали, что птицы поют всегда и везде, что так они общаются между собой. Но я выражала мимикой сомнение, несогласие, тем самым, приглашая к обсуждению, предлагая подумать, и одновременно демонстрировала уверенность в том, что дети смогут сами найти более точный, более правильный ответ, что они умеют думать, размышлять, что они наблюдательны и сообразительны. Задания развивающего характера использовались и тогда, когда ученикам предлагалось вспомнить ранее изученный учебный материал, назвать признаки живого, ведь без актуализации знаний невозможно изучение новой информации, так как она направлена на уточнение и конкретизацию уже имеющихся знаний, закрепление понятий. Когда дети рисовали лес, «создавая» лесное сообщество, они воспроизводили свои знания о составе лесного сообщества. Это задание не только выполняло функцию проверки знаний и самоконтроля, но и стимулировало размышление, подводило к пониманию целостности состава лесного сообщества, к выводу о том, что все компоненты лесного сообщества взаимосвязаны друг с другом, влияют друг на друга и только в полном составе образуют жизнеспособное сообщество. Выбирая для «заселения» леса живые объекты, ученики закрепляли знания о том, что природные объекты существуют независимо от человека, а машины, созданные руками человека, не относятся к природе. Введение нового научного понятия «сообщество» носило развивающий мышление эффект, так как особый акцент был сделан на осмыслении сущности понятия через понимание состава слова «со-общество», означающее совместное существование, связь, общее. Развивающую функцию несла информация регионального характера: дети должны знать деревья, растущие в местных лесах, кроме того, на примере известных объектов учебная информация легче усваивается. Когда ученики высказывали свои суждения о взаимоотношениях животных и растений в природе, у них развивалось логическое мышление, закреплялись навыки связной речи, умения убедительно делать выводы, что также обеспечивало развивающий эффект.

И, конечно же, весь урок сопровождало использование яркой наглядности. Средства наглядности привлекали внимание, представляли учебную информацию в наиболее понятном для детей этого возраста виде. Все виды и средства наглядности - карта «Природные зоны», устный журнал «В гостях у Старичка–лесовичка», задание тестового характера на составление цепей питания, макеты деревьев, чучела птиц, макет гнезда, поделка из природного материала «семья сов», рисунки лесных жителей, макет запутавшейся в паутинке бабочки, видеофильм «Лесное сообщество», плакат с темой урока - были исполнены с соблюдением правил изготовления средств наглядности, а их использование на уроке было оптимальным и обоснованным. Наглядность не отвлекала внимание детей, а «работала» вместе с ними над усвоением учебной информации.

Мотивация учебной деятельности достигается самой интеграцией учебных предметов. В ходе описываемого урока были интегрированы сведения из учебного материала предметов «Окружающий мир» и «Художественный труд». Интегрированное содержание урока позволило одновременно дать представление о лесе как о сообществе живых организмов и научить устанавливать цепи питания в лесном сообществе (окружающий мир), а также научить художественному вырезанию без шаблона и карандаша (художественный труд). Интеграция помогла более комплексно решать интегрированные задачи урока - развивать воображение, фантазию, обучать сравнительному анализу, обобщению, умению делать выводы, формировать навыки работы в коллективе, в группах, парах, индивидуальной работы, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, а в целом решать воспитательную задачу - формировать бережное и ответственное отношение, любовь к природе.

Особое значение в формировании познавательных мотивов имеет использование элементов театрализации, когда дети «выходят» на прогулку в лес. Непосредственное общение со Старичком-Лесовичком как участником печальных событий в лесу помогло детям прочувствовать и понять, какую боль испытывают живые существа, когда уничтожают их дом - лес, их жизнь. Доказательством этого были слёзы в детских глазах, а также искренняя радость, когда им удалось найти верное решение и начать восстанавливать лес. Театрализация - прогулка в лесу способствует формированию у детей знаний о правилах поведения в лесу, причем эти знания стразу закрепляются непосредственно в действиях, получаемая информация проживается, проигрывается, и это помогает детям почувствовать, что от их действий «здесь» и «сейчас» зависит очень многое.

Создание ситуации успеха для каждого ученика возможно лишь тогда, когда на уроке интегрируются сотворчество, сотрудничество, когда дети ощущают сопереживание и получают возможность для самовыражения. Созданию такой ситуации на данном уроке способствует беседа с опорой на имеющиеся у детей знания, привлечение жизненного опыта детей (когда они вспоминали местные деревья, рассуждали о взаимоотношениях между живыми и неживыми объектами леса, строили цепи питания и т.д.). Ощущение успеха возникает у каждого ребёнка, когда ученики работают в группах, создавая возрождающееся лесное сообщество, поддерживая друг друга, помогая однокласснику принять правильное решение. Это ощущение еще больше укрепляется, когда ученики видят реальные результаты своего труда, коллективный итог работы, достигнутый совместными усилиями - возрожденный после пожара лес.

Созданию ситуации успеха способствует и то, что я всегда стремлюсь оказать детям востребованную и одновременно дозированную помощь, выражаю поддержку одобряющей мимикой, подбадривающими жестами. Я предлагаю свою помощь ненавязчиво, так как ученик должен почувствовать, что учитель верит в его силы, доверяет умениям работать самостоятельно, но в каждую минуту готов поддержать и подсказать, желает быть другом, помощником. Главное - поддержать стремление ребенка к самореализации через укрепление веры в свои силы и возможности. Поэтому я непременно поощряю ученическую импровизацию на уроке, когда дети высказывают собственное мнение, вносят предложения, например, по заселению леса теми или иными живыми существами.

Установка на полноценное межличностное общение - главное на каждом уроке, ведь учебная деятельность всегда строится на общении, на передаче и усвоении информации. Успех учения зачастую обусловлен именно реализацией задач межличностного общения ученика с учителем, учеников друг с другом, ученика с самим собой мыслящим. Это межличностное общение должно быть построено на уважении к любому высказанному мнению и тактичности оценки ответов учащихся, как со стороны учителя, так и со стороны ребят друг к другу. Я всегда внимательно поддерживаю каждое высказанное мнение, каждый ответ ребенка, даже если он неточный или ошибочный. Главное, чтобы ребенок хотел высказаться и очень важно, чтобы он не боялся ошибиться, так как обсуждение ошибочного мнения приводит к нахождению правильного ответа.

Коммуникативному развитию детей способствует использование сочетания разных форм работы - индивидуальной, когда ученики находят ответы на сложные вопросы, вспоминая ситуации из жизненного опыта; групповой, когда пары детей «проигрывают» прогулку лесу, выполняя различного рода задания, и фронтальной, когда дети восстанавливают лес, озеленяют полянку. На всех этапах урока непременно ведется диалог, который можно представить в виде схемы «учитель - ученик», «ученик - ученик», «внутренний диалог ученика-мыслителя с самим собой». Совместно работая, ребята учатся умению принять помощь и оказать ее самому, что способствует развитию умений сотрудничества, становлению продуктивных и конструктивных межличностных отношений.

Активизация мыслительной деятельности ребёнка осуществляется в ходе интегрированного урока через сочетание продуктивных методов обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод совершенно необходим, так как детям требуется разъяснить сущность взаимосвязи между живыми и неживыми объектами, а сама учебная информация должна быть иллюстрирована применением наглядности. Активизируют мышление вопросы проблемного характера - все задаваемые детям вопросы конструируются так, чтобы побуждать мыслительную деятельность, стимулировать воображение, требовали сравнения и сопоставления фактов при поиске правильного ответа. Например, во время практической части урока, на «прогулке-путешествии» в лес происходит не только закрепление знаний, но и развитие умений рассуждать, выстраивать логические суждения, объяснять причинно-следственные связи, выстраивать свое поведение в конкретных ситуациях, объясняя причины своих действий. Предлагаю детям решить ряд проблем, исходя из целей урока: взять ли домой птенцов, если они выпали из гнезда? Освободить ли бабочку, попавшую в паутину? Принести ли букет цветов домой? Дети ставятся в позицию активного гражданина, выстраивают свое поведение в конкретных ситуациях, объясняют причины своих действий и поведения. Это - своеобразный тренинг, формирование навыков правильного, целесообразного поведения в природе, когда дети учатся размышлять над своими поступками, осмысливать и оценивать их последствия. Подобные ситуации развивают у учащихся умение размышлять над причинами наблюдаемых явлений, а не полагаться только на эмоции и чувства.

Частично-поисковый метод реализуется, когда дети выполняют задание по озеленению поляны сгоревшего леса, «заселяют» его живыми существами; когда обсуждают фрагмент демонстрированного видеофильма. «Восстанавливая» лес, дети проявляют фантазию, вырезая фигурки разных деревьев и располагая их на «поляне» различным образом, что стимулирует развитие творческих способностей и преследует цель вызвать у школьников желание выполнить подобные действия в реальной жизни. Дети много говорят, учатся слышать друг друга, овладевают приемами взаимоконтроля. У них развивается наглядно-образное мышление, различные виды памяти, воображение, обогащается словарный запас.

Использование на уроке сравнения и обобщения - примеров правильного - бережного, и неправильного, пагубного отношения к природе приводило учеников к самостоятельному обобщению - Сохранять легче и правильнее. Природа - всему начало, Природа - мать всего живого, и человека тоже. И она нуждается в бережном к ней отношении.

Использую я эти методы потому, что уверена, что знания только тогда становятся действительными и действенными, полезными и значимыми, когда они получены не только усилием памяти, а, главным образом, усилием мысли, тем боле - мысли, «пропущенной» через сердце, одухотворенной переживаниями ребенка.

Еще один принцип моей работы, который реализуется чрез все формы организации деятельности детей, через использование продуктивных методов обучения, предполагает направленность на сохранение, поддержание здоровья каждого ребёнка, побуждение ценностного отношения к своему здоровью, стремление к сохранению и укреплению здоровья. Для укрепления физического здоровья я использую релаксационную паузу, музыкальную физминутку, смену видов деятельности. Для укрепления здоровья психического необходимо, чтобы ребенок не испытывал никакого насилия, имел возможность усваивать новую учебную информацию без принуждения, легко преодолевая естественные трудности, которые есть движущие силы обучения, но не должны доставлять отрицательных переживаний.

Для этого я добиваюсь от учеников равноправия в межличностном общении, использую музыкальное сопровождение, визуализацию учебной информации для ее лучшего наглядного восприятия через использование мультимедийной проекционной установки, использую электронные информационно-коммуникационные средства обучения.

Таким образом, реализуя перечисленные установки и принципы, я добиваюсь того, что мы вместе с учениками достигаем на каждом уроке поставленных задач. Итогом урока становится рефлексивный момент. Кроме методического момента, когда дети сами четко подводят итог урока и перечисляют те знания и умения, которые они приобрели, ребята выражают свое отношение к уроку (психологический момент): они с радостью вырезают деревья из бумаги, восстанавливают лес, тем самым принимают активное участие в восстановлении леса после пожара, заселяют лес новыми жителями, хотят оживить сгоревшее лесное сообщество.

Такой подход, который реализую на каждом уроке, даёт мне и детям возможность добиваться успеха, ощущать радость жизни на уроке, чувствовать себя успешными, растущими - прирастающими знаниями и умениями, обогащающимися духовно и эмоционально. И расцвечивающих Мир Своего Детства новыми яркими красками Знания и Любви!



Эссе "Жить в мире Детства..."
  • Начальные классы
Описание:

Детство… Мир удивительный и неповторимый, сотканный из непосредственности и фантазий, чистоты и искренности, наполненный святостью, бескорыстием… Хрупкий и незащищенный. Это - реальность, часто непостижимая для нас, взрослых, реальность воображения и сказки, игры и тайны волшебства. Мир Детства - пространство жизни ребенка, которое он охраняет, неосознанно отгораживая от взрослого. И от взрослого зависит, станет ли душа ребенка эмоционально открытой миру взрослых, впустит ли взрослого в мир Детства как Друга, рядом с которым легко и интересно жить и учиться.

Мне повезло.  Ведь каждый день я счастлива, жить в этом мире рядом со своими учениками, шаг за шагом помогая им постигать сложность и мудрость жизни, приближаться к открытию смысла бытия. Для меня этот смысл - это любовь к моим ученикам, любовь к делу и любовь к жизни. Именно любовь к моим ученикам является краеугольным камнем, благодаря которому овладеваешь искусством воспитания и обучения детей, находишь путеводную нить в мир Детства. Без этой любви обязанности учительского труда превращаются в мучительное, давящее бремя, в тяжелую и очень часто неблагодарную работу, вызывающую чувство неудовлетворенности, а иногда заводящую в эмоциональный тупик.

Автор Долян Елена Ивановна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 446
Номер материала 19555
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓