В ногу со временем!
Богатырёва Инна Владимировна
Государственное учреждение «Школа – гимназия № 10
города Рудного»
Считай несчастным тот день или час,
вкоторый ты не усвоил ничего нового и
ничего не прибавил к своему образованию.
Я. А. Коменский.
Инновационный подход к обучению позволяет так
организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу,
не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке,
как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что же такое инновационное обучение и в чём
его особенности? Сколько учителей-практиков, столько и ответов на этот вопрос.
Считаю, что инновационным можно назвать такое обучение, которое способствует
повышению мотивации учащихся и позволяет достигать хороших результатов в учёбе.
Этому способствует применение на уроках информационно-коммуникационных
технологий, диалогического обучения, групповой и индивидуальной форм работы,
разноуровневых заданий, а главное - использованиезнаний о возможностях и
индивидуальных особенностях каждого своего ученика. Выстраивая свою
педагогическую деятельность, ежедневно готовясь к урокам, я ориентируюсь именно
на эти "маячки".
...Несложная, но очень важная тема курса
русского языка в 3 классе«Виды предложений по цели высказывания». Ребята должны
уметь различать предложения по цели высказывания, так как это обогатит их
чуткость к восприятию живой речи, обострит внимание не только к звучащему
слову, но и к общению в целом. По данной теме работали третий час, урок
закрепления знаний.
Итак, цель урока: закрепить знания о видах предложений по цели
высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Задачи: отрабатывать
умения определять цель предложения;развивать мыслительную деятельность: умения
сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.Воспитывать
культуру речи, умение слушать других. Методы инновационного обучения, которые я
применяла на уроке можно увидеть наглядно.
Для активной работоспособности учащихся, благоприятной
обстановке на уроке, доверительных и открытых отношений между учениками и
учителем необходимо психологически подготовить учеников к уроку, раскрепостить их.
Этому помогает настрой, который провожу в самом начале занятия:
Отбросим в
сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять.
Ребята открыли свои души, их глазки засияли и мысли
настроились на серьёзную работу. На такой ноте можно продолжать урок смело!
Предлагаю учащимся фиксировать свой результат на каждом этапе
урока в «Картах успеха». При подведении итогов урока и выставлении отметок
легче будет узнать свой результат.
Для каллиграфически правильного письма, на минутке
чистописания, выполнили упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук
«Любопытные пальчики». На доске прописаны буквы "ШЖРЧЩ". Задаю
вопросы, с помощью которых проверяю базовые знания третьеклассников:
- Сколько у нас пальцев? (5)
- А сколько букв на доске? (5)
-Какие звуки они обозначают? (шипящие)
-Какой звук лишний и почему? ( Р – звонкий)
Прошу ребят прописать только шипящие буквы, а когда готовимся к минутке
чистописания, вместе с ребятами вспоминаем, как должна лежать тетрадь, чтобы
писать в ней было удобно, а написанное получилось красивым и правильным:
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
Ребята прописывают буквы. Затем находят в строке самую
удачную, подчёркивают её - это учит их адекватно оценивать свою работу и
проявлять старание в дальнейшем.
Для развития мышления, внимания прошу учеников:
- Придумайте слова с этими шипящими. Запишите несколько слов.
Продолжает урок словарно-орфографическая работа, которая
проходит в форме игры «Вижу – слышу». Цель данной игры: сконцентрировать
внимание учащихся, развивать логическое мышление, воспитывать терпимость друг к
другу, а также повторить орфограмму "Разделительный мягкий знак".На
слайде - следующие словосочетания:
Крепкое здоровье
верные друзья
сильная вьюга
белые хлопья
новое пальто
Задаю вопросы:
-Что это за слова? (Словосочетания)
- Что такое словосочетания? ( Словосочетания – это соединение двух слов,
главного и зависимого, связанных между собой по смыслу и грамматически).
-Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (состоят из существительных и прилагательных)
-На какие группы можно разделить существительные? (одушевлённые и неодушевлённые)
-Составьте предложение, используя одно из
словосочетаний. Запишите его.
У двух учеников в классе западающей является тема:
«Разделительный ь знак». Данная игра позволила не только двум учащимся класса
закрепить тему, но и всему классу повторить её!
Также в классе есть 3 ученика, которые допускают ошибки в
правописании слов с орфограммой «Гласная после шипящих». Для коррекции и
закрепления данным учащимся предлагаю выполнить работу по карточкам у доски,
которую прислали Дамы – орфограммы.
1 ученик выписывает слова с пропущенной орфограммой и подчеркивает её.
Ёж.. в тиш..не ш..пят на ш..шки.
2 ученик выписывает слова с пропущенной орфограммой и подчеркивает её.
Мы за ч..ем не скуч..ем по три ч..шки
выпиваем.
3 ученик списывает предложение, вставляет пропущенные орфограммы и
подчеркивает их.
Ч..гун стоял на полке в ч..лане.
Итогом является коллективная проверка, все учащиеся пришли к
выводу и повторили тему.
Так как данный урок - это урок закрепления знаний, на этапе актуализации
знаний применила такой приём, как «мозговой штурм». Для дальнейшей работы по
теме, необходимо вспомнить, что такое предложение и чем они отличаются друг от
друга. Учащиеся пришли к выводу, что предложения по характеру резко отличаются.
Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные,
изумительные.
Чтобы учащиеся могли ярче и нагляднее представить тему,
образно увидеть диалог двух друзей – муравья и черепахи, подготовленные ребята
из класса разыграли его в виде сценки. Учащиеся смогли окунуться в театральную
жизнь актёров и, изобразив любимых сказочных персонажей, проявить свои таланты.
Затем классу был представлен этот диалог на слайде, чтобы учащиеся
смогли увидеть, как оформляется диалог в письменной речи. Отметили, что это
разговорная речь. В ней участвуют два героя – муравей и черепаха. Дальше ребята,
работая в парах, опираясь на различные источники, смогли выяснить, что
называется диалогом. Работали по нескольким толковым словарям русского языка. Хорошее
и точное определение нашли в словаре В.И. Ожегова. В заранее подготовленных
детских газетных и журнальных статьях нашли и продемонстрировали, где диалог
встречается ещё. А также отметили, что в повседневной жизни диалог нужен для
общения: в семье, в магазине, библиотеке, кинотеатре и т.д.
Проанализировали диалог муравья и черепахи с точки зрения
использования в нём предложений, разнообразных по цели высказывания, и пришли к
выводу, который представили в виде схемы. На каждый вид предложения учащиеся
приводили свои примеры. Самые удачные записали в тетрадь.
Збродько Вячеслав прочитал наизусть четверостишие:
По цели всегда различай предложения.
В
повествовательном – сообщение.
Вопрос в вопросительном (даёшь ответ).
А в побудительном – просьба, совет.
Для закрепления темы самостоятельно разделились на 3 группы -
«Вопросительные», «Побудительные» «Повествовательные». Для этого был
использован игровой момент «Разрезанная карточка». Игра на уроках предполагает
организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию,
взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника
задач. Первая группа получила задание выписать из упражнения только
вопросительные предложения, вторая – только побудительные, третья – только
повествовательные.
Каждая группа успешно справилась с заданием. Прежде чем
приступить к индивидуальной работе по теме, вниманию учащихся был предложен видеоролик,
который позволил внутренне настроиться на работу и привёл каждого ученика к
успеху! Видеоролик послужил ребятам релаксационным материалом, но в тоже время и
концентрировал их внимание, что немало важно для следующего этапа. На партах
лежали карточки с разноуровневыми заданиями:
1 уровень. (на 3 балла)
Поставьте нужные знаки препинания.
Из-под них показался ёжик (! ? .) Какой он запасливый (! ? .) На
его иголках зазеленели яблоки (? ! .) В кустах послышался шорох (.! ?)
Кто это там (. ! ? )
2 уровень. (на 4 балла)
Определите по началу предложения, каким оно будет.
Допиши предложения. Поставь знак в конце предложения
Кто стучится …
Перестаньте дразнить…
Однажды мы …
Мойте фрукты …
Почему подснежники …
3 уровень. (на 5 баллов)
Приведите примеры предложений по цели высказывания на
тему «Пришла весна!» и запишите их.
повествовательное –
вопросительное –
побудительное –
Выбрав задания с учётом своих возможностей, ребята успешно с
ними справились. Хочется отметить, что почти все выбрали задания 2 и 3 уровня,
и только 2 ученика - 1 уровня.
Интересной для ребят оказалась и работа творческого характера,
которая позволила им глубже узнать, как строится диалог. Я предложила попробовать
составить его в микрогруппах.
Прочитав текст «Весной», выяснили, что в нём отсутствуют
знаки препинания. Устно поработав над оформлением диалога, записали его, и
каждая группа представила свой вариант. Очень внимательно слушали выступающих,
оценивали, чей диалог получился более правильным и точным. А также насколько в
каждом диалоге прослеживается тема урока.
Подводя итог урока, я предложила ребятам не менее интересное
задание творческого характера. Каждой паре написать отзыв об уроке в виде
диалога.Итогом я осталась довольна, так как от всех учащихся услышала только
положительные отзывы.
Дома теперь уже каждому ученику нужно было составить свой
диалог на тему «Для чего нам нужны виды предложений по цели высказывания?».Такое
домашнее задание не только ещё раз позволило каждому учащемуся окунуться в
атмосферу урока и проверить полученные знания, но и помогло в развитии
творческих способностей!
При подведении итога с третьеклассниками вернулись к их
«Картам успеха». Каждый подсчитал свой результат и сравнил его с градацией на
слайде: 40 баллов – отметка «5», 35 баллов – отметка «4», 30 баллов – отметка
«3» и 25 баллов – отметка «2». Продемонстрировав баллы, с помощью карточек,
узнали свои отметки. У основного состава класса по 40 и 35 баллов - качество
95% и только два ученика набрали по 30 баллов.
Для рефлексии мной было предложено в цвете показать своё
настроение и осознание урока. К стволу дерева учащиеся клеили свои вырезанные
ладошки. Зелёный цвет – вам всё понятно. Жёлтый – остались вопросы по уроку.
Красный – непонятно ничего. Результат был виден, дерево стояло всё зелёное.
Считаю, что использование на уроках в начальной школе
инновационных технологий способствует повышению мотивации учащихся, активной
деятельности учеников как самостоятельных субъектов образовательной
деятельности, что позволяет достигать хороших результатов в учёбе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.