Главная / Классному руководителю / Эссе "Учить нельзя воспитывать"

Эссе "Учить нельзя воспитывать"

МОУ «СОШ» села Корткерос , учитель

начальных классов

Ульнырова Наталья Юрьевна


Эссе «Учить нельзя воспитывать»

«Человек без воспитания , что тело без души».




« Учитель , будь солнцем , излучающим человеческое тепло»

Ш .Амонашвили

Педагогика должна стать наукой для всех – для учителей , и для родителей.

У каждого века своя педагогика.

У древних китайцев , более всего в жизни ценивших покой . существовало такое нелестное пожелание : «Чтобы ты жил в эпоху перемен!»

Конечно , далеко не всем нравится , когда меняется размеренное течение жизни и нужно привыкать к новым условиям. Однако у каждого века есть какое – то свое кардинальное изменение .Есть у каждого века своя педагогика.

В XVỊỊ столетии одним из творцов перемен и строителем своей эпохи был славянский педагог Ян Амос Коменский.

XVỊỊỊ столетие дало миру Жана- Жака Руссо , а в начале XỊX столетия просвещённые люди стремились посетить швейцарский городок Станц, где учил Иоганн Генрих Песталоцци.

Прошедший век определился Октябрьской революцией, появлением совершенно нового общества и, соответственно новой педагогики. Её принципы выразились в работе и сочинениях отечественного педагога Антона Семёновича Макаренко.

Макаренко по- прежнему изучают. У Макаренко по – прежнему учатся.

И что поразительно: с годами споры о Макаренко , о том , как его понимать , как использовать его опыт, не утихают, а только обостряются…

Ум ребёнка , подобно сердцу , не останавливается ни на минуту. Так и по мнению китайского философа Сюнь – Цзы : «В учении нельзя останавливаться. А учение без воспитания невозможно.»

Учитель начальных классов может научить детей мечтать , любить всё живое. Раскрылся цветок – он приводит ребёнка в восторг .Бабочка села на него – со всех сторон вопросы. И на эти вопросы ты должен ответить и за это ребёнок одаривает вас доброй улыбкой. Это очень приятно : мы ведь тоже дети , но только взрослые.

Немецкий философ Иммануил Кант считал : «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно , лучшего состояния рода человеческого.» В воспитании детей , по моему мнению , главное – жизнь маленького человека .В семье , в школе должна царить педагогика любви, уважения , терпимости и терпения. И самое главное , что у наших учении ков есть будущее. Будущее в том , что у них есть семья , и школа – их «второй дом».

А.С.Макаренко утверждал , что « научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так , чтобы он был счастливым можно»

Благодаря чему человек , особенно маленький , может быть счастлив? Он счастлив от той психологической среды , в которой он живёт и растёт. Любому ребёнку нужно , чтобы его понимали и признавали ; чтобы он чувствовал себя необходимым ;чтобы у него был оценённый другими , и в первую очередь , родными людьми успех ; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности как на любом уроке, так и во внеурочное время, чтобы благодаря всему перечисленному , он научился уважать себя.

Я согласна с мнением А.С.Макаренко: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему. Видеть хорошее в человеке всегда трудно. Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания. Воспитание происходит всегда, даже тогда , когда вас нет дома».

В моей практике был случай : на основе наблюдений , тренингов я заметила , что моего ученика что-то тревожит. Мальчик очень любознательный, с искоркой в глазах , как-то поник, снизилась учёба, потерял интерес к урокам. Я поделилась своими мыслями с отцом мальчика. Отец откровенно признался , что видимо «перегнул палку», т.е с рождением второго ребёнка , строительством бани и загруженностью на работе , мало времени уделял сыну, не разговаривал с ним «по душам», считая его уже взрослым, не говорил ему о своей отцовской любви. Прошло много времени , но отец при встрече всегда в теплотой вспоминает , как тогда наладились. их отношения с сыном .

Непременным условием воспитания детей является формирование у них позиции открытости , дружелюбия , доверия , чувства радости от общения. Необходимым условием формирования и нормального развития ребёнка является потребность в любви. Эта потребность удовлетворяется , когда мы говорим ребёнку , что он нами любим , нужен нам, мы им дорожим , наконец, что он просто хороший .Такие сообщения мы передаем приветливым взглядом , ласковым прикосновением , улыбкой. Ведь первая учительница , как и «вторая мама» , становится «солнцем , излучающим человеческое тепло».

И потребность ребят в общении , духовном контакте , когда «душа с душою говорит» , в походе у костра , в театре ,в бассейне, на экскурсии , во время встреч с ветеранами , интересными людьми эмоционально обогащает детей развивает их лучшие человеческие качества. А.С.Макаренко считал , что «только живой пример воспитывает ребёнка, а не слова , пусть самые хорошие , но не подкреплённые делом».

В душе каждого ребёнка есть «колокольчик».И не звенит он , пока не сумеет кто- нибудь затронуть душу ребёнка. Искусство воспитания- есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её. Мне бы хотелось , чтобы мои ученики были не только умными ,но и добрыми. Ещё Л.Толстой писал , что «чем человек умнее и добрее , тем больше он замечает добра в людях».

На уроке литературного чтения после знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» дети с волнением пересказывали эпизод о том , как Филька обидел раненого коня, о том как конь заржал жалобно, протяжно, как слеза скатилась у коня из глаз. У многих ребят дрожал голос, блестели слёзы. Дети радовались тому, что Фильке удалось помириться с конём, Такие доверительные разговоры запоминаются на всю жизнь, оставляют след в ребячьих дущах. Ребята побежали в библиотеку , чтобы взять ёще книги с рассказами К.Г.Паустовского.

На родительских собраниях я часто цитирую слова Дороти Нолта :

«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми , учатся драться.

Если дети живут среди .насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает чувству вины.».

Ни один родитель не будет отрицать значимость высказывания У.Теккерея : «Посейте поступок – пожнёте привычку, посейте привычку – пожнете характер , посейте характер – пожнете судьбу».

Нельзя не согласиться со словами великого Макаренко :

  • Воспитывая детей , педагоги и родители должны помнить, что они воспитывают будущую историю нашей страны.


Всем своим коллегам хочу пожелать :

« Вы преданы профессии своей:

Творить добро – великое призванье.

Единожды избрав , не изменяйте ей»








Литература .

Венгер А.Л., Цукерман Г.А..Психологические обследование младших школьников.- М.: Владос- Пресс,2001

Макаренко А.С.О воспитании .М., 1990

Мир детства .Младший школьник /под ред.А.Г.Хрипковой.М.,1981

Пословицы , поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника.

\ Сост.О.Д. Ушакова.- СПб.2005

Сладость мудрых речей/ Сост. И.А .Лисовый К.А. Ревяко .-Мн.1993

Энциклопедия афоризмов/ Сост. Э.Борохов.- М.2001.

Энциклопедия мысли./Сост. И.Б.Беляева, С.А.Казанцева, И. Э Платонова.- СПб,2000

Эссе "Учить нельзя воспитывать"
  • Классному руководителю
Описание:

У каждого века своя педагогика .Педагогика должна стать наукой для всех - для учителей, и для родителей .В эссе "Учить нельзя воспитывать"представлены высказывания известных педагогов и философов о воспитании, которые актуальны до сих пор.принципы новой педагогики выразились в работе и сочинениях отечественного педагога Антона Семёновича Макаренко.Макаренко по- прежнему изучают.У Макаренко по-прежнему учатся.А.С.Макаренко утверждал , что "научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно"Ум ребёнка, подобно сердцу, не останавливается ни на минуту.

Автор УЛЬНЫРОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 997
Номер материала 49655
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓