Главная / Классному руководителю / Эссе "Мой взгляд на воспитание"

Эссе "Мой взгляд на воспитание"


МОУ «СОШ п. Липовский» Озинского района Саратовской области










Творческая работа


классного руководителя Аккановой З.С.


на тему:



«Мой взгляд на воспитание»















2014 г

Какими дети рождаются, это ни от
кого не зависит, но чтобы они путём
правильного воспитания сделались
хорошими - это в нашей власти.
Плутарх.

«О, школа, мой прекрасный дом!

Хочу в любви тебе признаться.

Душевным светом и теплом.

Скрепила нас ты,

Школа! С тобою я сумею

Дорогу к счастью отыскать.

Преграды все преодолею,

Чтоб жить, трудиться и мечтать»


Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс – это семья, и, как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека. Показателями эффективности педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.

Цель моей работы - содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности учащегося и педагогическая поддержка в его нелегком вхождении в общественную жизнь.

Основные направления деятельности для достижения данной цели я считаю следующие:

  • координировать жизнедеятельность отдельной группы учеников (класса), общешкольного коллектива педагогов и детей;

  • содействовать организации учебно-познавательной деятельности группы учеников для повышения успешности каждого учащегося;

  • обеспечить участие детей группы во внеклассной деятельности школьного коллектива;

  • установить связь с родителями и взаимодействие с семьей учащегося;

  • вести документацию, отражающую процесс развития личности каждого ученика группы;

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. А это становится все труднее и труднее…Разобщенность в обществе, материальное неравенство, диаметрально противоположные критерии духовных и нравственных ценностей, семейные неурядицы, политические и природные катаклизмы… и многие другие проблемы ставит перед нами жизнь. От них нельзя отгородиться теоретическими «догмами» и нравоучениями – типа это «хорошо», значит – «можно», а это «плохо», значит – «нельзя».

Свою работу классного руководителя я начинала с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Основная моя обязанность - это организация и воспитание классного коллектива. Я стремлюсь организовывать и сплачивать коллектив, создавать условия и предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.

Организационные моменты в самом начале учебного года дают хороший эмоциональный заряд на последующую работу, взаимопонимание и добрый микроклимат в коллективе. Поэтому в сентябре – октябре мы вместе с учащимися обсуждаем следующие вопросы: каждому дело – по душе, законы школьной жизни, дисциплина – свобода или необходимость, свободное время – простор для развития способностей, коллектив и его роль в формировании личности школьника.

Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.

Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени, но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно.

Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу. Своим ученикам я доверяю работу по таким направлениям деятельности, как планирование свободного времени, классная пресса, организация спортивных мероприятий, трудовое воспитание, шефская помощь в работе с учениками младшего класса, помощь в проверке дневников, обеспечение правопорядка в школе.

Классное самоуправление – это серьезно. Наш класс имеет все атрибуты: своё название, девиз, законы, заповеди, правила. Вместе мы – сила. Каждый день – это маленькая жизнь.

Я, как классный руководитель, стараюсь помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости. Выработался определенный стиль отношений с детьми и родителями:

Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: « Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего, человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями». Используя в работе разнообразные формы, методы и средства, я стараюсь использовать предоставленное школой право на самостоятельность, творчество, поиск, право на собственное лицо! Ищу необычное в обычном, делаю «открытия». И всегда помню, что за внешней обычностью, скрывается удивительная неповторимость…

Поэтому для себя, как для классного руководителя, я определила следующие основные принципы самоуправления в ученических коллективах.

*Учитель должен уметь что-то такое, что весьма значимо для учащихся.

*Если он не умеет делать что-то, что значимо для детей, он должен увлечь их тем, что он умеет делать.

*Педагог должен уметь поставить ребенка в ситуацию, из которой ребенок должен искать выход сам.

* Нужно уметь улавливать характер связей, отношений, взглядов, желаний разных детей, уметь уловить их групповые интересы.

*Идти на поводу у детей также бесполезно, как и насильно навязывать им собственные представления, ценности, рецепты.

* Нужно уметь создавать созидательно творческую обстановку, уметь организовать игровую мыслительную деятельность учащихся.

*Только веселая созидательная бодрость воспринимается детьми как нектар, необходимый для успешно-интересной жизни.

* Многое забывается, многое надоедает, поэтому нужно уметь стимулировать и мотивировать всякую детскую деятельность и находить для этого разнообразные увлекательные шаги, повороты.

Параллельно с работой по организации классного самоуправления закладывались основы классных традиций. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. Классный коллектив - это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после большой трудной работы собраться всем вместе и поговорить о том, как слаженно и весело работалось, каковы итоги, что можно приобрести. А еще прекраснее, когда дом украшают цветами, шарами, плакатами с хорошими, добрыми словами, готовят праздничное угощение и ждут гостей, чтобы поделиться радостью, своими успехами в работе, услышать слова благодарности. Так зарождается добрая традиция, которая развивается, закрепляется и передается из года в год. Традиционными у нас стали поздравления именинников, чаепития в конце каждой учебной четверти, праздничные мероприятия к знаменательным датам (23 февраля, 8 марта, новый год, масленица). На таких мероприятиях также развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу. Немаловажную роль на

этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. Для жизнедеятельности классного сообщества существенное значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Наш класс нашёл своё место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Проводятся совместные внеклассные мероприятия с ребятами других классов, класс принимает участие во всех школьных праздниках, декадах и неделях, конкурсах. Соревновательный момент, например, при проведении спортивных мероприятий с ребятами из других классов также работает на сплочение классного коллектива.

Таким образом, вся проводимая в течение учебного года внеклассная работа по формированию классного коллектива дала свои результаты.

  • В 2007 году Каспекова Маншук получила Грамоту за активное участие в районном конкурсе «Золотая осень».

  • В конкурсе экологических сказок заняли 1 место в марте 2007 г.

  • Еременок Александр занял 1 место в зональных соревнованиях районного турнира по футболу среди дворовых команд на призы Губернатора Саратовской области.

  • В 2007 г. Сухов Денис занял 1 место в соревновании по настольному теннису.

  • В 2008 году Ержанов Саламат и Мурашов Виктор заняли 1 место в весеннем кроссе.

  • В 2008 году Мурашов Виктор занял 3 место в номинации «Самый добрый детский рисунок» районного фестиваля детского творчества «Мы в Заволжье живём».

  • В 2008 г. классный коллектив занял 2 место за хорошее оформление классного уголка.

  • В 2008г Мурашов Виктор награждён Грамотой за хороший результат и хорошую творческую работу в областной заочной школе по биологии.

  • В республиканском конкурсе «Русский медвежонок» ежегодно участвуют Каспекова Маншук, Мурашов Витя и другие.

  • В республиканском конкурсе «Кенгуру» участвовало 2 учеников, все получили сертификаты.

  • Класс занял 1 место в патриотическом смотре-конкурсе «Салют, Победа!», посвященном 62-й годовщине Великой Победы в ВОВ

  • Каспекова Маншук награждена Грамотой за участие в районном смотре художественной самодеятельности «В школе весело живём…»

  • В 2008 г. команда юношей заняла 2 место в районных соревнованиях по волейболу.

  • В 2009 г. Каспекова Маншук награждена Грамотой за победу в фестивале патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» в номинации: «С чего начинается Родина?»

  • В 2009 г. Каспекова Маншук награждена Грамотой за активное участие в мероприятиях Молодежного общественного Совета.

  • В 2009 г. команда девушек заняла 1 место в районном соревновании по волейболу.

  • В 2009 г. Каспекова Маншук награждена Грамотой за лидерские качества, творческие идеи, инициативность и активное участие в подготовке и организации школьных и районных мероприятий.

Одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы ни взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья. Включение семьи в деятельность воспитательной системы я считаю, основано на:

  • гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

  • уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;

  • систематическом повышении психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);

  • умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов;





Направления и формы взаимодействия семьи и школы.

  1. Изучение условий семейного воспитания.

  2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

  3. Взаимодействие с родительским комитетом.

  4. Совместная деятельность родителей и учащихся.

  5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

 Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе - это мощный стимул для творческой работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений. Думаю, будет важно добавить такие важные условия, как равноправие и постоянное развитие этого совместного взаимодействия.

Когда я встречала свой класс, никто ещё не знал о том, какая профессиональная удача ждёт меня в работе с этим классом. Вот уже пятый год с первого учебного дня по настоящий день мы вместе. Как говорится, и в трудностях, и в радостях. И вот теперь это 11класс - класс активный, спортивный, самостоятельный. Ребята принимали участие в общественной жизни класса, школы и района. Награждены многочисленными грамотами. Одиннадцатый класс - класс моего становления как классного руководителя. С ним я пережила все трудности и радости в формировании дружного, целеустремленного, ответственного коллектива. Одиннадцатый класс - моя гордость, участники и неоднократные победители школьных, районных мероприятий. Праздники и концерты для родителей, конкурсы, экскурсии, спортивные соревнования, постановка спектаклей, вечера отдыха, походы, прогулки...- это далеко  не полный перечень наших классных мероприятий. Все эти годы мы вместе!

Оканчиваются школьные годы… Завершается строительство… Отпуская воспитанников в большую жизнь, я обязана укрепить их нравственные идеалы возведением прочного свода, который не позволит бурям, дождям и ненастьям сломать дом, погасить свечу.

Как важно, когда самоосознание выпускника дает ему возможность войти в уже существующий социум, стать неотъемлемой частью событий, фактов, явлений наступившего третьего тысячелетия.

Восточная мудрость гласит: “Храбреца испытывает война, мудреца – гнев, строителя – время”. Время покажет, какими станут мои воспитанники

Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении, и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель.  

Классный руководитель - самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение - проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни. Классный руководитель - наставник и помощник подрастающего поколения, центральная фигура процесса воспитания.






















ПРИЛОЖЕНИЕ


«Нас классная семья недаром породнила, мы – школьные друзья, и в этом наша сила».


Представляю структуру органов самоуправления в классе:

hello_html_m274c07b2.gif

Уважаемый классный руководитель!



Твори, ищи, фантазируй смелее –

Поиск идет необычной идеи!

Совмещаем мы порой невозможное…

Репетиции вместе с контрольными,

Тренировки с сочинениями,

Конкурсы, выборы и изложения.

Может, что-то и не успевается,

Это жизнью у нас называется.  

Классное руководство – это не обязанность, это бесконечное творчество!


Эссе "Мой взгляд на воспитание"
  • Классному руководителю
Описание:

Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс – это семья, и, как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга.

  Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека. Показателями эффективности педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.

Автор Акканова Зульфия Сундетовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 536
Номер материала 52469
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓