Мой
предмет в метапредмете
Сегодня
понятия «метапредмет» и «метапредметное обучение» приобретают особую
популярность т.к. метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В
примерной программе по предмету цели и образовательные результаты представлены
на следующих уровнях: личностном, метапредметном и предметном. При таком подходе у
учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
Полностью
согласна с этим постулатом и применяю его в своей практике на протяжении многих
лет, когда еще не было подобной терминологии.
Я
являюсь педагогом дополнительного образования, а именно руководителем школьного
музея «Моя малая Родина» лицея № 11 (бывшая школа № 40). Я создала этот музей
десять лет назад и первое, с чего мы с ребятами начали – это изучение
соседнего с лицеем дома, который имеет народное название АВИАДОМ.
Почему
именно с этого дома началось наше погружение в историю нашей общей малой Родины
– правобережья Красноярска? Да потому, что мне еще в моем детстве ( а я сама
училась в этой школе с первого по десятый класс) было интересно узнать побольше
об этом доме: уж очень он отличался от всех окружающих. Я заинтересовала этой
темой ребят-восьмиклассников, и мы с ними развернули бурную деятельность: нашли
людей, которые жили в этом доме, литературу, где есть упоминание о нем,
архивные документы и т.д. В результате выяснилось, что этот дом был построен в
1934 году для летчиков Полярной авиации, а в годы ВОВ в нем жили летчики и
техперсонал секретной авиаперегоночной трассы «Аляска-Сибирь».
Дальше-больше.
Нам показалось несправедливым, что никто, кроме нас, не знает об этом
замечательном доме, о людях, которые в нем жили в те героические годы. Мы обратились
через газету «Красноярский рабочий» и краевое радио к красноярцам, узнали много
нового, вышли на контакты с интересными людьми и пришли к выводу, что нам нужно
заняться проектной деятельностью. Для чего? С одной стороны, проектная
деятельность позволит нам упорядочить и четко спланировать нашу поисковую
работу, а с другой – получить некоторые финансовые средства на то, что нам казалось
самым важным на тот момент - мемориальную доску на АВИАДОМЕ, чтобы все
проходящие по улице Вавилова люди знали, что это за дом.
И
мы создали проект и написали нашу первую заявку на краевой грант. Нам выделили
15 тысяч рублей. Их вполне хватило на создание мемориальной доски и на покупку
фотоаппарата, чтобы мы могли запечатлеть момент ее установку.
Открытие мемориальной доски на АВИАДОМЕ стало значимым событием не только в
нашем районе, но и во всем Красноярске. К нам прибыли знатные гости, СМИ, были
сняты теле-сюжеты, написано несколько статей в городской и краевой прессе.
Участники проекта чувствовали себя именинниками и, естественно, никто не хотел,
да уже и не мог, останавливаться на достигнутом.
Дальше на несколько лет мы погрузились в изучение трассы Аляска-Сибирь. И это
были уже большие проекты с общим названием «Поднять самолеты, вернуть имена», которые
предполагали экспедиции по краю к месту крушения самолетов, работа в архивах по
восстановлению имен, проведение научно-практических конференций, создание
передвижных выставок, издание книг и т.д. и т.п.
Благодаря своей деятельности в историко-патриотическом направлении наш музей
несколько раз становился победителем в краевых конкурсах школьных музеев, я
лично как руководитель школьного музея была дважды отмечена благодарственными
письмами губернатора края и нагрудным знаком федерального значения «Патриот
России».
Важным направлением работы музея является постоянная и систематическая
исследовательская работа с учащимися. Ежегодно мы пишем исследовательские
работы на разные краеведческие темы, и я нахожу возможность издавать их в виде
книжечек и брошюр. Наиболее признанные исследования – «Наш правый берег» (
лауреат Всероссийского конкурса «Отечество») и «Дорога сквозь века» о
Московском тракте. Эта работа в 2012 году была удостоена премии мэра
г.Красноярска.
Проект 2014 года - «Молодежное экскурсионное бюро» предполагал исследования
для новых экскурсионных тем, подготовку юных экскурсоводов по этим темам,
создание фотовыставки, издание буклета, проведение брейн-ринга и поездку в
музей-заповедник Шушенское. Всего в ауру проекта в виде слушателей разного
возраста, непосредственных участников-исполнителей проекта вовлечено не менее
тысячи человек. Это позволяет говорить о его социальной значимости и социальном
эффекте. Проект будет продолжен и в 2015 году.
Большое
внимание мы уделяем постоянной работе с информационными технологиями: подробная
информация обо всех наших проектах расположена на сайте и Веб-сайтах лицея.
Таким образом получается, что наша деятельность является открытой для всех интересующихся
нашими темами и для всех желающих принять участие в наших
социально-образовательных проектах.
И
в заключение могу сказать, что мой личный опыт педагога дополнительного
образования показывает, что именно проектная деятельность позволяет нам
формировать у учащихся не просто знания, умения и навыки, а формировать их как
активно мыслящих личностей, способных выносить свое мнение по поводу событий,
происходящих вокруг.
А это
и есть гражданская позиция.
И еще.
Убеждена, что интеграция общего и дополнительного образования через организацию
внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации
новых требований. Она позволяет достичь метапредметных результатов и
универсальных учебных действий и использовать их в учебной, познавательной и
социальной практике.
Ольга Леонидовна
Подборская,
педагог
дополнительного образования
МАОУ лицей № 11.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.