Главная / Другое / Эссе "Ключ к успеху"

Эссе "Ключ к успеху"

Ключ к успеху

Viam supervadet vadens

Сенека

В потоке многочисленных учительских дел часто поддаешься искушению остаться просто…БЕСКРЫЛЫМ…
На заре своей педагогической деятельности в один из дней учебного года я возвращалась из школы. Городской транспорт располагает к размышлениям. Вот и тогда – меня как молодого специалиста очень интересовал вопрос поиска ключа к педагогическому успеху.

Где-то недалеко разговаривали две пожилых женщины. Вероятно, давно знакомые, они не виделись много лет, и теперь рассказывали друг другу о своей жизни. Одна сетовала на сына, жизнь которого, по-видимому, сложилась не очень успешно. Я не прислушивалась, но невольно слышала обрывки фраз. Свой рассказ женщина закончила словами: «И чему его только в школе учили?» Тут меня словно током пронзило: «Какое отношение школа имеет к неудачам Вашего сына? Воспитывать надо было лучше…» Внутренне вдоволь навозмущавшись, я решила: « Ну, уж я-то ни на кого не буду надеяться в воспитании своих детей!» Вскоре я забыла про этот случай…

Прошло несколько лет. Моя дочь уже посещает детский сад, а я снова в школе. Опять мысли о том, как же найти его, этот ключ к успеху. Времени не хватает: столько надо успеть. А тут ещё дочка никак не научится ложкой есть, как следует. Не скрывая раздражения в очередной раз, я подумала: « Ну, ладно. В садике научат». И тут в памяти всплыло воспоминание о той старушке, несчастной женщине, которая отработав смену, возвращалась домой в надежде, что её сына за этот день научили не только писать и считать, но ещё и чему-то прекрасному, достойному, хорошему…

Стало стыдно… за жестокие мысли тогда и свои лень и слабость теперь. Однако вместе с тем пришло понимание: родители готовы доверить педагогам самое ценное, что у них есть, - своих детей. Вот он - долгожданный ключик, который дорогого стоит! ДОВЕРИЕ! В умелых руках оно способно творить настоящие чудеса.

Семья и школа… Две составляющие воспитания с общим субъектом – ребёнком. Как в семье, так и в школьном коллективе: без взаимоуважения нет ДОВЕРИЯ, а значит, и шанса на успех. Но как прийти к нему, искреннему и настоящему? Как заслужить ДОВЕРИЕ детей и родителей? А что если научить ребят и родителей такому эффективному социальному взаимодействию, при котором реализуются интересы всех его участников?

Я нашла свой ключ к успеху – теперь моя деятельность направлена, прежде всего, на совершенствование демократической культуры всех субъектов образовательного процесса: учеников, их родителей и, конечно же, моей в том числе. Введение категории «демократическая культура личности» надо понимать не как вид культуры политической, а в широком смысле (проявляющуюся в социальных взаимодействиях, то есть, в процессе влияния индивидов или групп друг на друга). Истоки демократической культуры - в воспитании доверия и навыков сотрудничества, в основе которого - способность к эффективному социальному взаимодействию на основе гуманизма и толерантности. Признание ценности интересов, прав и свобод всех людей; адекватные представления о людях и о себе; стремление к согласию и взаимопомощи; способность принимать взаимоприемлемые решений на основе открытости и диалога - вот основные характеристики демократической культуры. Они непосредственно связаны и с основными требованиями новых образовательных стандартов, что убеждает меня в целесообразности выбранного мной пути (не только в рамках деятельности классного руководителя, но и как учителя-предметника).

Создавать благоприятные условия для развития личности воспитанников, можно средствами всех учебных предметов, формируя при этом потребность устанавливать продуктивные межличностные контакты. Сделать ученика активным участником познания мне помогает диалоговая форма урока. Интерес к диалоговым формам обучения возник именно в ходе развития демократических начал образования. Используя формы учебного диалога, можно формировать у школьников продуктивные подходы к овладению информацией, но это также способствует установлению доверительных отношений с учащимися, побуждает их к нестандартному мышлению. Дети учатся слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции, мнения. И, наконец, начинают ДОВЕРЯТЬ: себе, одноклассникам, учителю.

Но как заручиться доверием родителей? По-моему, здесь важно понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения родителей за своих детей, нужно суметь встать на место ребенка и посмотреть на мир его глазами. Надо стать частью семейной микросреды своих учеников и сделать родителей ученика – частью его школьной микросреды как участников общего педагогического процесса.

«Дорогу осилит идущий»... И вместе с необыкновенной радостью общения я обрела бесценный опыт и долгожданное, столь необходимое, ДОВЕРИЕ. Потратьте выходной на общение с детьми и их родителями. Возьмите с собой членов своей семьи. Пусть ребята видят, что вы – обычный человек, пусть родители убедятся, что вам можно довериться. Рассказывайте о себе, своих увлечениях, истории из опыта преподавания. Будьте искренними, и получите взамен искренность. Помогите понять родителям, что ваше общение с их детьми – это не просто работа…

Особенно любим мы зимнее катание с гор. Мы ВМЕСТЕ играем в снегу в футбол, жарим сосиски на костре, радуемся общению. Только в непринуждённой обстановке внешкольных мероприятий можно открыться и приблизиться к вожделенному ДОВЕРИЮ. Такое общение показывает детям, что окружающие их взрослые уважают друг друга, а значит, и им, детям, можно довериться, не боясь, что будут не поняты.
Такое жизненно-практическое взаимодействие детей и взрослых формирует объективные воспитательные отношения сотрудничества, которые затем влияют и на субъективные воспитательные отношения. Отдавая приоритет формированию демократической культуры, я сумела выстроить пространство, в котором единство уважения и требовательности становится нормой.

А если в рутине повседневности иногда всё же возникает искушение остаться просто…БЕСКРЫЛЫМ…, я вспоминаю ту старушку, чьё ДОВЕРИЕ оказалось неоправданным. И тут же непреложной истиной приходит понимание, что каждый из них, моих учеников, независимо от степени своей успешности, - чья-то «мамина радость»… И это знание, пожалуй, - самый главный КЛЮЧ К УСПЕХУ!









Эссе "Ключ к успеху"
  • Другое
Описание:

 

В потоке многочисленных учительских дел часто поддаешься искушению остаться просто…БЕСКРЫЛЫМ…

Эссе посвящено размышлению о поиске себя в профессии, попытке найти секрет успеха педагога. 

По мнению автора, достижение целей связано со способностью к диалогу, а главный ключ к успеху - это ДОВЕРИЕ между субъектами образовательного процесса.

 Семья и школа… Как в семье, так и в школьном коллективе: без взаимоуважения не добиться ДОВЕРИЯ, а значит, и шанса на успех. Но как прийти к нему, искреннему и настоящему? Как заслужить ДОВЕРИЕ детей и родителей?

«Дорогу осилит идущий»...

 

Автор Баханова Наталия Владимировна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 433
Номер материала 11464
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы