Главная / Другое / Эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Зорина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы


Моя педагогическая философия

Звонок! Закончился последний урок. Еще немного – заключительные слова, грохот поднимаемых стульев, нескончаемые «до свидания», скрип двери, и, наконец, вот она тишина - настолько нереальная, что поначалу кажется, что кто- то просто выключил звук. Тишина и усталость.

Можно спокойно сесть на стул, расслабиться и погрузиться в мысли.

О ком мои мысли? Правильно, все о них, о моих трижды любимых учениках. Эти мысли не оставляют меня ни в школе, ни дома, и даже засыпая, я по-прежнему думаю о ребятах. Все они проходят перед моим взором, и с каждым я мысленно разговариваю о том, что забыла или не успела, а порой о том, что вслух не скажешь.

Двадцать лет тому назад я перешагнула школьный порог в качестве учителя русского языка и литературы. Тогда мне казалось, что меня привел в школу случай, сегодня я бы сказал – провидение. Никогда не хотела быть учителем. Тем более работать в школе. Но… тем не менее.… В этом году своеобразный юбилей. Что ж, это повод подвести итоги, или, по Екклесиасту, время собирать первые камни. Время подумать о том, чего хотела, и что получилось, чего достигла и что упустила.

Что я хотела вложить в головы и души моих учеников, чему научить?.. Когда-то, будучи молодым педагогом, мне хотелось показать ученикам, что русский язык – предмет, без которого просто не обойтись человеку в повседневной жизни, а литература - не просто пыльное хранилище событий давно минувших дней, а живая наука, с помощью которой мы сквозь призму прошлого смотрим на сегодняшнюю жизнь.

Как хотелось научить учеников думать и размышлять над всем, что окружает их. Научить быть преданными в мире, где все и вся часто продается и предается, научить помогать ближнему, научить любить друг друга в самом чистом и светлом смысле этого слова. …И я учила, учила, учила…

Я не понимала тогда, что ставила перед собой глобальную цель. Но я шла к ней и у меня, надо сказать, неплохо получалось. Но годы идут, поколения меняются, меняются жизненные приоритеты.… И вот, нет, нет, а на уроках стала встречать равнодушие, скучающие взгляды, ухмылки на губах, шепотки. Иногда казалось, что я стучусь в закрытую дверь. Порой хотелось все бросить и уйти, найти место поспокойнее, но наступал новый день - и я опять входила в свой кабинет.

Как это часто бывает, решить этот гордиев узел помог случай, произошедший с моим коллегой. К нему, на урок русского языка в 6 классе, пришел опытный педагог и, внимательно посмотрев урок, сказал: «Слушай, ты очень умный и начитанный человек, ты хорошо знаешь методику, но дети тебя не понимают!» Я, услышав эту историю, задумалась: «А понимают ли меня мои ученики?!» И тут пришло озарение.

В педагогике есть вещи, которым просто невозможно научить. Согласитесь, зачастую процесс обучения в школе превращается в процесс принуждения к учебе. Но «навязанные» знания не очень хороши. Они, как правило, поверхностны и недолговечны. Напротив, если у ученика есть интерес к изучаемому предмету, он с радостью будет воспринимать все, что связано с этим предметом, а также будет пытаться узнать еще что-нибудь самостоятельно. Человека нельзя научить - он учит сам себя. А как вообще можно научить таким вещам, как патриотизм, любовь, толерантность? Где же выход?

Вы знаете, на Востоке практически нет понятия «учитель», там говорят «гуру», «сенсей». В чем принципиальное отличие? Учитель – тот, кто учит, а значит, склоняет ученика к своему способу мышления, ограничивая тем самым его инициативу в выборе собственного жизненного пути. «Гуру» – вот как зовут тех, кто помогает приобретать знания, не меняя судьбу.

Есть хорошая легенда об олимпийском чемпионе, который стал самым сильным, нося на плечах быка. Герой стал чемпионом, а вот бык за это время разучился ходить, и чемпион был вынужден убить его. Не секрет, что мы, учителя, очень часто вот так же «несем» наших учеников на своих плечах, лишая их самостоятельности.

На мой взгляд, каждый человек в течение жизни должен получить свою долю ошибок и набить свои шишки, научиться самостоятельно, найти выход, и лучше, если он пройдет через это в годы отрочества. Цель учителя - вовремя подставить свое плечо, поддержать, наставить на путь истинный, но не решать проблему за ребенка. Я всегда говорю ученикам: «Не бойтесь ошибаться. Лучше вы это сделаете сейчас, и я помогу вам понять ошибку, чем вы будете это делать во взрослой жизни, и тогда исправить что-то будет сложнее».

Вот так я пришла к осознанию того, что учитель и в процессе образования, и в процессе воспитания должен быть наставником, указывающим путь, который ребенок должен пройти сам. Например, на уроке литературы ученик должен не просто заучить теорию и терминологию, а прожить изучаемое время, погрузиться в ту эпоху, «примерить» произведение на себя, переместиться в него не только на сознательном уровне, но и на чувственном, ответить на вопрос: «А как бы поступил я?». Ученик должен стать активным субъектом обучения, а не пассивным объектом. Задача же учителя - создать на уроке условия для всего этого.

Как же выполнить, казалось бы, невыполнимое? Какие секреты педагогического мастерства нужно знать и много ли их? «Имя им легион». Я же осмелюсь предложить свои – принципы, правила – как угодно.

Правило первое. «Я мыслю – следовательно, я существую».

Жюль Анри Пуанкаре, известный французский физик и философ говорил: «Есть две одинаково удобные позиции: либо верить во все, либо во всем сомневаться; то и другое избавляет от необходимости думать». Я очень хочу, чтобы мои ученики выросли думающими людьми, умеющими совершать осмысленные поступки, иметь свое мнение и грамотно отстаивать его. Я постоянно подталкиваю учеников к размышлениям, порой откровенно провоцирую, сознательно допуская ошибки и предлагая найти и исправить их.

Правило второе. «Давайте спорить».

Согласитесь, что важно не только уметь мыслить, но и грамотно говорить. В век информационных технологий, интернета и мобильных средств связи речь наших детей оставляет, мягко говоря, желать лучшего. Современный язык и без того засорен сленгом, особенно блатным, ненужным количеством англоамериканизмов. Для лечения этой «болезни» я применяю дискуссии, главным правилом которых является обязательное использование научной терминологии, обоснованность, логичность, грамотность речи, эмоциональность. А также уважение к мнению других и умение признавать свои ошибки.

Правило третье. «Прояви себя».

Известный кинорежиссер Ролан Быков как-то сказал, что каждый ребенок гениален, но не все взрослые способны это рассмотреть. Я понимаю, что не все ученики интересуются русским языком и литературой, но зато многие талантливы в других областях. Вот я и предлагаю применить свои таланты на моих уроках. Ребята с удовольствием рисуют картины и иллюстрации, пишут стихи и прозу, создают презентации и электронные проверочные тесты. Это позволяет ученикам понять, что русский язык и литература – предметы многогранные и путей к их постижению много. Каждый ребенок может пойти своим, более удобным для него путем, но в любом случае, при выполнении любого задания, ученику необходимо тщательно проработать материал, что и требуется от него.

Правило четвертое. «Заходите на огонек».

Урочное время очень короткое, и, естественно, не всегда удается удовлетворить жажду знаний у всех. Местом для таких учеников стал мой кабинет, где мы собираемся после уроков и говорим, говорим о литературе, актуальных проблемах, просто о жизни. Правда, иногда и уроки превращаются в такие беседы, и именно эти уроки ребята вспоминают много лет спустя.

Правило пятое. «Сюрприз».

Сорок минут копаться в правилах, писать упражнения, анализировать написанное - достаточно сложно. И вот, когда мои ученики устают, и в классе начинается гул, я рассказываю смешные истории. Они обязательно связаны с русским языком и правилами написания! Они помогают расслабиться, переключить внимание и наполнить урок необычным взглядом на предмет. А еще любимым сюрпризом для моих учеников являются «коварные вопросы» - это просто вопросы на логику из телепередач или найденные мной. Решив его, ученик может получить дополнительную оценку, естественно «пятерку».

Правило шестое, но далеко не последнее. «Чувство меры».

Сейчас появляется масса новых методик преподавания, активно внедряются информационные технологии я стараюсь идти в ногу о временем, использую ИКТ на своих уроках, у меня как у классного руководителя, есть свой сайт, на котором родители, ученики и гости могут посмотреть жизнь нашего класса, а также увидеть оценки по всем предметам. Но на мой скромный учительский взгляд, во всем нужна мера, и я стараюсь придерживаться разумного сочетания традиционных и современных методов.

Подытоживая сказанное, добавлю: успех нашего нелегкого, но прекрасного труда обеспечивает только вера – в благотворную силу знаний, в себя, в своих учеников. Без веры нет ни Учителя, ни Ученика, ни Родины…

Вот такова, в общих чертах, моя педагогическая философия. А сейчас пора домой – «учить уроки». Да, опять «учить», и сегодня, и завтра, и всегда. Ибо, как писал еще в 1930-е годы А.П. Довженко: «Чтобы потрясать других, надо самому быть потрясенным».

Эссе на тему "Моя педагогическая философия"
  • Другое
Описание:

Звонок! Закончился последний урок. Еще немного – заключительные слова, грохот поднимаемых стульев, нескончаемые «до свидания», скрип двери, и, наконец, вот она тишина - настолько нереальная, что поначалу кажется, что кто- то просто выключил звук. Тишина и усталость.

Можно спокойно сесть на стул, расслабиться и погрузиться в мысли.

О ком мои мысли? Правильно, все о них, о моих трижды любимых учениках. Эти мысли не оставляют меня ни в школе, ни дома, и даже засыпая, я по-прежнему думаю о ребятах. Все они проходят перед моим взором, и с каждым я мысленно разговариваю о том, что забыла или не успела, а порой о том, что вслух не скажешь.

 

Двадцать лет тому назад я перешагнула школьный порог в качестве учителя русского языка и литературы. Тогда мне казалось, что меня привел в школу случай, сегодня я бы сказал – провидение. Никогда не хотела быть учителем. Тем более работать в школе. Но… тем не менее.… В этом году своеобразный юбилей. Что ж, это повод подвести итоги, или, по  Екклесиасту, время собирать первые камни. Время подумать о том, чего хотела, и что получилось, чего достигла и что упустила. 

Автор Зорина Елена Валерьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 303
Номер материала 35317
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓