Главная / Другое / Эссе «Моя педагогическая философия» «Учить детей – профессия… и счастье»

Эссе «Моя педагогическая философия» «Учить детей – профессия… и счастье»


Эссе «Моя педагогическая философия»


«Учить детей – профессия… и счастье»


Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В.О. Ключевский


Для чего человек учится? Наверное, для того, чтобы не только знать, но и понимать, чувствовать, действовать, трудиться, жить осмысленно. Но всегда ли высокие знания рождают в наших учениках твердые убеждения и принципы? Всегда ли развитый интеллект взаимодействует с человечностью?

Позади не одна тысяча уроков и часов раздумий за рабочим столом, в том числе и над этим вопросами. Идут годы, накапливается педагогический опыт, но вопросов не становится меньше, и ответы на них складываются в книгу под названием «Учить детей – профессия… и счастье».

Возможно, у кого-нибудь возникнет желание дописать что-то на ее страницах, вспомнить первые шаги, заново пережить счастливые мгновения, связанные со школой. Что ж, я не против.

Открываю первую страницу своей книги. Мне кажется, что я помню даже запах дня, когда впервые пришла в школу… Светит солнце, родители ведут в школу своих детей, в классе уже много учеников, они шумят, а в центре - женщина. Помню, как горели ее глаза, как была строгой и доброй одновременно, как читала нам книги после уроков…

Вторая страница моей книги. Шестнадцать лет: выбор судьбы.

С детства учила кукол… «Да, конечно, учитель», - подумала я и поступила в педкласс. Вела уроки в младших классах. Я детям и подружка, и советчик, и учитель…

Как быстро пролетели два года педкласса! «Мои ученики» повзрослели, а я закончила школу… За это время не стало ни пионерии, ни пионервожатых, ушли в историю педклассы, остались только дети и дружба с ними.

И вот у меня на руках диплом. Наука или школа? Минутное сомнение и… Тихонечко открываю дверь - не дверь – новую страницу своей книги, а там мое детство: в классе шум, там все ждут начала урока, новой увлекательной истории. Ребята говорят: «Вы такая молодая, но такая строгая…»

И в моих силах сделать урок химии незабываемым приключением, повести ребят к знаниям, через доброту, любовь, внимание, заботу.

Учитель… Это слово заставляет заглянуть в собственное сердце, в свои мысли. Хватит ли сил идти в ногу со временем, быть для учеников интересной, новой, разной, нужной? Все эти годы я ни на минуту не забывала народную мудрость и старалась следовать ей: воспитывать «крылатого» - может только «крылатый» педагог, воспитывать счастливого - может только счастливый, а современного человека - только современный человек.

А потом начались будни: много-много страниц. Как важно в повседневной учительской жизни уйти от рутинности, монотонности, стереотипности!

Всегда и во все времена юность по своей природе ставит под сомнение любые авторитеты. А в наше время, когда создается странная ситуация «двойной морали»? В школе мы учим одному, а на экранах телевизоров, в жизни дети видят подчас иное. И зачастую, говоря о таких высоких и вечных понятиях, как благородство, честь, патриотизм, замечаю: иногда подростки смотрят искоса, иногда – недобрая улыбка на губах, иногда – недоверие в глазах. Но за свою, пусть пока еще недолгую жизнь в школе, убеждаюсь: дать ребятам возможность почувствовать нашу правоту, увлечь своими мыслями, идеями, учитель может только через искренность и понимание. Если в словах учителя нет притворства, а возмущение искренне и справедливо, гнев сдержан внутренним усилием воли, а взгляд устремлен прямо в глаза – ученики поймут и поверят.

У каждого настоящего Учителя система воспитания своя, она рождается как из теоретических знаний по педагогике, полученных в университете и почерпнутых в книгах, так и из личной практики.

Мой предмет – химия. Это наука о веществах, и к их изучению я подхожу не только с точки зрения практической значимости для человека и общества, но и с позиции философского осмысления мира. Выбор профессии был не случайным. Наблюдая (если разрешали) за тем, как идут военные учения, я уже в детстве обнаружила в себе интерес к тому, чтобы «химичить»: что-то смешать, подогреть, взорвать… Я и сейчас считаю, что химия - важнейший и интереснейший предмет. Без глубоких знаний в области химии невозможно сегодня развивать сельское хозяйство, здравоохранение, пищевую и оборонную промышленность, заботиться об охране природы.

Перед современной химической наукой стоят большие задачи. Разве не интересно и полезно моим ученикам узнать, как побороть болезни века, создать эффективные вакцины, обеспечить человечество продуктами питания, победить преждевременное старение и сделать решительный шаг к долголетию, сохранить прозрачность воздуха, чистоту водоемов? Я хочу, чтобы мои ученики это тоже понимали. Ведь эти проблемы в самом ближайшем будущем предстоит решать им, современным школьникам.

Знания законов химии – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не все мои ученики свяжут свою жизнь с химией. Но каждому придется применять химические вещества в повседневной жизни, заботиться о собственном здоровье и о здоровье окружающих, принимать участие в решении экологических проблем. Поднимая на своих уроках эти проблемы и пытаясь вместе с детьми найти их решение, я стремлюсь поддержать и развить в школьниках интерес к моему предмету, увлечь к новым горизонтам знаний.

Сегодня мало обладать определенной суммой знаний. Выпускник школы должен быть уверенным в себе, быть активной творческой личностью, умеющей ставить перед собой цели и задачи, а также неуклонно стремиться к достижению поставленных целей, как бы трудно ни было.

Можно ли воспитать интерес к такому предмету, как химия, у всех без исключения детей? Наверное, можно при условии, что каждый урок – это открытие, исследование, благодаря которым дети познают мир во всем его многообразии. Как важно сформировать у учеников ответственность, то есть понимание того, что можно причинить вред или пользу, имея дело с химией! Мое счастье в том, что дети выбирают мой предмет для дальнейшего углубленного изучения.

Учитель счастлив, если юные, задумываясь о будущей профессии, выбирают педагогику. Еще приятнее, когда кто-то из них выбирает и твою специальность. Случается, что и «проигнорировав» нашу профессию, дети берут на заметку какие-то черты твоего характера, которые помогут им стать профессионалами, да и просто хорошими людьми!

Какова ежедневная задача педагога? Научить ребенка так, чтобы он мог продолжить свое образование в ВУЗе? Средствами своего предмета воспитать, сформировать нравственно-моральные качества, расширить кругозор? Безусловно. И, конечно, я как учитель должна сделать все, что в моих силах, чтобы процесс овладения знаниями стал увлекательным и доступным.

У меня есть 45 минут урока, и за этот отрезок времени я должна по максимуму научить детей думать, анализировать, сравнивать, уметь воспроизводить полученные знания, применять их в новой ситуации. И если слабый ученик на уроке отвечает, если у него загораются глаза от похвалы, для меня это лучший показатель того, что я все делаю правильно. Именно поэтому строю свою работу так, чтобы мои уроки были разнообразными, интересными, вызывали не скуку, а желание работать, постигать новое, ранее неизведанное.

Главное – видеть в каждом ученике человека. Я учу внимательному и уважительному отношению друг к другу. Ведь материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать) – это дети, которые никогда не станут детьми снова. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют права допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно.

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить», - прочитала я в одной из работ В.М. Лизинского.

Учителя в формулу «знания – умения - навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые мгновения творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет.

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно… Но если это выполнять без творческого подхода, без «остроумия души», то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни уместных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И как приговор: «На уроке скучно!».

Хочется вспомнить слова Д.И. Менделеева: «Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте знаний и отношений, и это им приносит радость». Для меня радость в том, что дети общаются со мной, что я им нужна и как педагог, и как человек.

Так, день за днем, год за годом и создается книга под названием «Учить детей – профессия… и счастье». На страницах этой книги раскрывается мое «Я»: диапазон моих знаний, широта кругозора, человеческие черты становятся достоянием тех, кто слушает и верит мне. И здесь уже никуда не скроешься, не спрячешься за громкими фразами. В педагогике, как и в творчестве, невозможно сочинить, придумать себя. Здесь нельзя казаться, надо быть.

Чем закончится следующая страница моей книги? Сейчас – это чистый лист и ожидание какого-то чуда, новизны. Работа учителя – это постоянное обновление, движение по спирали, это вечный поиск. Это как повторяющиеся темы в «Болеро», но в каждой теме – что-то новое, неожиданное… Главное – не опускать руки!

Сегодня нередко говорится о том, что организовать нынешних школьников на уроке, увлечь их предметом становится все труднее. Ребятам быстро надоедает смотреть на доску, копаться в учебниках. Но как только дело доходит до компьютера, они готовы просиживать часами, забывая обо всем.

Насколько интереснее и эффективнее становятся наши уроки при использовании мультимедийных средств обучения! Они помогают в поиске информации и дополнительных сведений, дают возможность сделать диалог ученика с учителем более ярким и продуктивным.

За победу в конкурсе лучших учителей в рамках ПНПО я, как и все другие учителя – победители, получила интерактивную доску. Я считаю, что лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом – это интерактивная доска. Это мультимедийное средство обучения нового поколения объединяет в себе все преимущества современных компьютерных технологий.

Мне как учителю химии использование наглядных моделей, интерактивных анимаций, помогает проще и доходчивее объяснить суть сложных химических явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты. Применение интерактивной доски позволяет вывести процесс обучения на качественно новый уровень, оно соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на телевидении, компьютерах и мобильных телефонах; помогает избавить учителей от рутины и освобождает время для творческой работы.

Одним из лучших средств развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся в современном мировом информационном пространстве является создание тематических слайдовых презентаций. Через практику создания таких слайдов расширяется кругозор школьников. Современные электронные образовательные мультимедийные средства обучения стимулируют интерес к учебе, развивают творчество, фантазию.

Новые технологии позволяют раскрыться личности и таланту учителя.

У меня появился собственный мольберт (ноутбук) и холст (интерактивная доска). Остается лишь приступить к созданию картины. Она может превратиться в урок, исполненный в лучших традициях технологии Microsoft Power Point, либо в замечательное средство проверки домашнего задания, либо в способ проведения быстрого интерактивного опроса, тестирования, зачета, в наглядное пособие, благодаря которому иллюстрация не просто демонстрируется, но творчески осваивается, исследуется в деталях, анимируется, движется и практически живет в образовательном процессе.

Мне кажется, что главная польза от моих уроков, от применения современных педагогических технологий, от использования подходов личностно- ориентированного обучения – воспитание у школьников стремления к пониманию и познанию себя, усвоению и использованию полученных знаний, желание совершенствовать себя, трудиться над собой, чтобы улучшить жизнь и самореализоваться. Меня радует интерес ребят к этим проблемам, их неравнодушие. Ведь педагогам важно понимать смысл наших встреч с детьми, смысл нашей профессии – ради чего?

Мы живем в эпоху перемен. Потребности общества изменились и детей просто другие, и нам приходится учиться у детей тому, что отсутствует в жизненном опыте старшего поколения (владение компьютером, иностранными языками, техническими умениями, коммуникативной открытостью, толерантностью).

Я счастливый человек: я работаю учителем!

Для меня школа – это дети. Я хочу, чтобы ребенок, которого я учу, смотрел на мир восторженно и светло, чтобы он готов был объять необъятное. Чтобы он стал личностью.

Что имеется у меня для формирования такого гармоничного человека? Во-первых, страстное желание работать в школе, работать с детьми. Во-вторых, неустанное стремление к самосовершенствованию. И, конечно же, решить эту задачу помогает мне богатая копилка современных педагогических технологий.

Я согласна с В.А. Сухомлинским, что нет более важной работы, чем «творение человека», творения изо дня в день, из урока в урок, в окружении нескольких десятков детских глаз. Сколько хочется сделать сейчас ради этих внимательных глаз!

Я счастливый человек: я работаю учителем!

Я и очень богата по той же самой причине. Богата добрыми чувствами, яркими переживаниями, восторженными эмоциями.

Так приятно гордиться своими учениками, которые одерживают маленькие победы на каждом уроке, когда без ошибок решают задачи, выводят химические формулы, с легкостью ориентируются в сложном материале, не боятся творить и ошибаться. В такие моменты я вспоминаю о своих победах:

- золотая медаль;

- диплом с отличием;

- защита кандидатской;

- лучший учитель России в рамках ПНПО;

- участие в конкурсе «Педагог года» - 2008.

Как важно и приятно получить признание коллег, педагогического сообщества. Я испытываю чувство радости, оттого что учительский труд востребован и нужен. Я испытываю чувство удовлетворения, когда нахожу новые формы, приемы, нестандартные задания, которые помогают передать учащимся все, что я знаю.

Трудно выразить словами то чувство восторга, которое охватывает, когда видишь сияющие глаза детей и не можешь выбраться из тесного круга ребят, желающих что-то спросить, что-то сказать. Именно в эти минуты начинаешь понимать, что ты нужна детям, что они очень нуждаются в тебе и ждут слов одобрения, похвалы. Ради таких мгновений и стоит жить.

Учитель!.. Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Как он поступает в сложных ситуациях? Как решает проблемы? Дети нуждаются в том, кто идет на шаг впереди. Они наблюдают, они подражают.

Только совместными усилиями можно добиться того, чтобы учеба приносила радость познания. Общий язык с детьми – это язык доверия.

За 13 лет работы в гимназии я поняла, что:

- когда работа в удовольствие – жизнь хороша! (почти по М. Горькому)

- если хочешь быть Учителем – будь им! (почти по К. Пруткову)

- если ты будешь педагогом – Мудрым, Артистичным, Сведущим, Терпеливым, Единственным, Разносторонним, Откровенным, Миролюбивым, - ты можешь стать Мастером!



Давно уж выбрана дорога,

И все сомненья позади,

И лишь внимательны и строги ,

Глаза детей… Не подведи!

Не подведи меня, мое призванье,

Не дай мне усомниться в силе слов,

Не дай мне пропустить момент признанья,

И главное – не потерять любовь.

Любовь переживает все ненастья,

Любовь, что очень не легка порой,

Учить детей – профессия и… счастье,

И не желаю я судьбы иной!




Эссе «Моя педагогическая философия» «Учить детей – профессия… и счастье»
  • Другое
Описание:

Эссе «Моя педагогическая философия»

            «Учить детей – профессия… и счастье»

Данное эссе представлялось для участия в областном конкурсе "Учитель года Подмосковья".

Для чего человек учится? Наверное, для того, чтобы не только знать, но и понимать, чувствовать, действовать, трудиться, жить осмысленно. Но всегда ли высокие знания рождают в наших учениках твердые убеждения и принципы? Всегда ли развитый интеллект взаимодействует с человечностью?

 

Позади не одна тысяча уроков и часов раздумий за рабочим столом, в том числе и над этим вопросами. Идут годы, накапливается педагогический опыт, но вопросов не становится меньше, и ответы на них складываются в книгу под названием «Учить детей – профессия… и счастье».

 

Автор Губская Ирина Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 488
Номер материала 32950
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓