Главная / Начальные классы / Эссе (мой путь становления учителем)

Эссе (мой путь становления учителем)

Эссе

«Папкина» яблоня

В моём родном есть огромный яблоневый сад. Каждую яблоню в этом саду посадил мой отец. Весной он высаживал яблони в честь родившихся новых жителей села. Одну яблоню отец посадил на вершине холма возле села. Мы сразу назвали эту яблоню «Папкина». Отец мечтал, чтобы спелые яблоки скатывались к ногам односельчан. Каждый, кто бы съел это яблоко, становился добрее. Дождаться первых плодов отец не успел. Так остались сиротами не только пятеро ребятишек, но и яблони. Мама работала с утра до ночи, лишь бы нас прокормить. До яблонь ли тут было. Как-то старший брат принёс за пазухой яблоки. Мы сразу поняли, что яблоки эти с «Папкиной» яблоньки. Всем не терпелось увидеть их и попробовать. Нашему горю не было конца: яблоки были мелкие и кислые. Мама, утирая наши слёзы, сказала, что яблоки с отцовой яблони просто не могут быть кислыми. Весь следующий год мы ухаживали за яблоней. Воду носили из колодца. Тяжело было с полными вёдрами взбираться на вершину холма. Через год яблоня снова дала урожай. Яблоки были крупные, сочные и ароматные. Я ощутила радость от доброго дела, совершаемого просто так, по велению сердца.

Серафима

В нашем селе всех школьных учителей звали по имени – отчеству и очень уважали, несмотря на их юный возраст. Они приезжали к нам в школу по распределению из города. Серафима Степановна была одной из таких учительниц: совсем молоденькая и очень хрупкая. В нашем селе она нашла свою судьбу и осталась навсегда. Серафима Степановна была непререкаемым авторитетом для всех деревенских женщин. Все свои «педагогические» поступки они объясняли просто: «Серафима велела!» Я, как и все мои братья, тоже училась у Серафимы Степановны. Училась я хорошо и учительницу свою любила, хотя и побаивалась. Мой сосед по парте – Коля учился плохо. Если Коля получал двойку, то глаза учительницы становились узкими. Серафима Степановна вытягивалась над ним в струнку, а Коля под её взглядом сжимался в комочек. Видимо, «Папины» яблоки не докатились до ворот моей первой учительницы.

Жизненное кредо

Хорошо известно: что заложено в детстве, определяет всю последующую жизнь человека. Каждый человек использует свои природные данные. Силач становится спортсменом, сообразительный – менеджером, рассудительный – философом. Мама сказала: «Иди на учительницу, зря что - ли в школу играла. Да и Серафима сказала, что получится у тебя». Так, прижимая к груди «Папино» яблоко, я оказалась в педучилище. И в тот год я решила: никогда, ни при каких обстоятельствах я не должна обижать и унижать ученика.

Первый урок

Урок математики. Я нисколько не волновалась: весь ход урока проговорила про себя десятки раз, каждый этап просчитала до секунды. Звонок. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Всё шло как по маслу. Объяснила новый материал, теперь переходим к закреплению. И вдруг – рука! Я не понял. Что делать? Объяснять снова – не успею выполнить программу урока. Оставить мальчика после урока, значит наказать его за мою неопытность. Смотрю на методиста. Она смотрит на меня: «Выкручивайся сама». Конечно, я не успела провести на уроке всё, что запланировала. Но я мысленно похвалила себя за то, что Серафима во мне не проснулась. После урока ко мне подошёл тот самый малыш и протянул яблоко. Сердце ёкнуло в груди. Что это? Привет от папы? Тогда я поняла одну простую и важную истину: «Доброта, неравнодушие и разум сделают мир прекрасным!»

Маленькая страна.

Время неумолимо движется вперёд. Позади 29 лет педагогической деятельности. Произошли ли со мной перемены? По–прежнему всё ещё хочется работать, более того – учиться. Всю свою жизнь я учусь быть Учителем. Для меня Учитель - это Человек, мастерски владеющий своим ремеслом, никогда не останавливающийся в духовном развитии. Важно, чтобы ребенок верил мне, сохранил уважение и признательность, учился с удовольствием. Спросите любого дошкольника, как он будет учиться. В ответ вы услышите, что каждый намерен получать только пятерки. Почему уже к середине учебного года у первоклассников гаснет первоначальная тяга к учению? Как сделать обучение радостным? На помощь пришла игра. Учить, играя – оспаривать эту заповедь не станет никто. В условиях школы 3 тысячелетия личность должна быть мобильной, высоконравственной, компетентной, толерантной, реализующей себя в жизни. Я разработала и внедрила инновационную модель, обеспечивающую интеграцию базового и дополнительного образования. Так в школе появилось детское объединение «Маленькая страна». Детское объединение реализует свою деятельность через сюжетно-ролевые игры, которые проводятся в школе во время, до и после учебных занятий. Школа стала для детей единым образовательным и воспитательным пространством. В школе есть место и праздникам, и конкурсам, и шуткам, и спектаклям. В школе можно проявить свои творческие способности и дарования. В своих играх я обучаю детей не просто играть и веселиться, помогаю усваивать программный материал, способствую развитию гражданских, патриотических чувств растущего гражданина России. В детях закладываются лидерские качества, самостоятельность, способность к самоорганизации, самообучению. Я глубоко убеждена, что это наиболее значимо и важно в нашей жизни. Современные образовательные технологии, повышающие интерес детей к учебе, и попутно - дополнительное образование предполагают иной уровень отношений в школе и более качественный результат. А значит, обязательно, приведут моих учеников к успеху сначала в школе, а потом - в жизни. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь.








Может быть, именно поэтому




Сегодня главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, научить детей сотрудничать, исследовать и находить оптимальные способы их решения, разрабатывать проекты и претворять их в жизнь.

Учить играя – оспаривать эту заповедь не станет никто. Интересное, загадочное запоминается надолго.


Залог успеха учителя - творческий подход к педагогической деятельности и большая кропотливая работа с детьми и родителями.


А иначе, зачем жить?! , общение, стремление быть чуть–чуть «впереди планеты всей». В любой профессии важна молодость души, тем более это необходимо нам, работающим с детьми



Ведь Учитель это не просто специалист, способный передавать ученикам необходимые знания. Достичь высокого уровня мастерства можно, если ты в душе творец, способный наслаждаться не только результатом, но и самим процессом создания.



каждого учителя вырабатывается свой стиль работы, свой «почерк». чтобы считаться Новым учителем Новой школы. Учитель сегодня – организатор процесса обучения, он – консультант, помощник, управленец.

Я никогда не любила работать как все. Всегда искала Это и бессонные ночи в поисках чего-то нового творческого, интересного и первые неудачи. Но трудности надо уметь преодолевать, и тогда наша профессия станет еще дороже. Залог успеха учителя - высокая ответственность к себе, творческий подход к педагогической деятельности и большая кропотливая работа с детьми и родителями. Нужно любить школу, учеников своих

Комплексная программа

И я стала усиленно искать ответ на вопрос: «Какой должна быть новая школа?» Открываю «Учительскую газету» и читаю, что президент России Дмитрий Анатольевич Медведев дал своего рода определение новой школы 21 века. Это «высокотехнологическая, эффективная, сильная и в то же время добрая школа – добрая по отношению к ученикам и привлекательная для учителей независимо от их возраста».


Начальные классы - это важнейший период человеческой жизни. И от того, что было заложено в начальной школе, кто был рядом с ребенком все эти четыре года, чему он научился и чему не научился, зависит, каким окажется его будущее. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь.

.вают в жизни события, которые коренным образом меняют мировоззрение человека. Так случилось и со мной..

Когда мы сегодня говорим «Счастливое детство», то подразумеваем среди всех прочих условий и нашу работу о создании условий для максимального развития способностей ребёнка в его соприкосновениях с миром, в его сопричастности с нашей жизнью.

Детство – это королевство, где рождаются мечты…»

Эдна Сент-Винсент Миллей

Каждый из ребят индивидуален. У всех разные способности и возможности, своя судьба. Но если в школе они научатся жить в современном обществе и быть полезными, значит, школьные годы прошли не зря.

А я снова учусь в третьем, только не в той далёкой сельской школе. Да-да, учусь! Без всяких кавычек. Каждый день несет в себе что-то новое, ещё неизведанное. Именно поэтому я просто обязана быть активной. Мне приходится находиться в постоянном поиске чего - то нового, необычного, интересного. Поиск-это не только какое-то открытие, но и уважение, и любовь к тем, кто нуждается в твоей духовной поддержке.

Может быть, именно поэтому современные образовательные технологии, повышающие интерес детей к учебе, и попутно - дополнительное образование предполагают иной уровень отношений в школе и более качественный результат. А значит, ведут к успеху сначала в школе, а потом - в жизни.

Сегодня в образовании провозглашены принципы гуманизации, демократизации, развития, вариативности, которые дают образовательному процессу возможность выбирать и конструировать свои модели. Процесс образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска новых идей, использования возможностей современной дидактики воспитания и повышения эффективности успеха образования.

Хорошо известно: что заложено в детстве, определяет всю последующую жизнь человека. И я ставлю цель - через дополнительное образование максимально раскрыть творческий потенциал ребенка, развить и сохранить его неповоторимость. И мои дети - неоднократные лауреаты и дипломанты городских, республиканских конкурсов, фестивалей. Через танцы, песни, использование жанров фольклора, творческие музыкальные ритмы, бережное отношение к окружающему миру, любовь к Родине, прививается интерес к культуре народа, его духовности. Кроме того, мои ученики – победители предметных олимпиад, научно-практических конференций. И все это – благодаря использованию современных образовательных технологий, а система работы в учебной и внеучебной деятельности дает успешность в результатах. И, конечно, сплоченность, чувство ответственности, коллективизма. Зачатки понимания того, что он, ребенок, не один, а живет в обществе, и нужно знать, понимать и выполнять все общепринятые правила и законы.

Сегодня, в период интенсивного реформирования школы, одним из приоритетных направлений модернизации начального образования является введение инновационных технологий преподавания в последнее время. Данный период характеризуется изменением содержания образования, обновлением форм и методов организации обучения. Возникает необходимость в пересмотре традиционных средств и методов преподавания.

Это одна из первых программ современной школы, в которой воплощены идеи модернизации российского образования, т.е. идеи новых образовательных стандартов

Это одна из первых программ современной школы, в которой воплощены идеи модернизации российского образования, т.е. идеи новых образовательных стандартов.

Особенность этого комплекта заключается в его целостности, учитывается структура всех учебников и учебных пособий, единство организации учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Содержание комплекта базируется на основных положениях Концепции непрерыного образования и современных педагогических технологиях.

Что мне привлекает в этих комплектах?

Каждая крупная тема начинается с маршрутов, где представлены все темы учебника или этапы работы по теме

Каждый учебник разделен на инвариантную часть – это «обязательный минимум» знаний и умении; и вариативная часть – это задания выполняемые учащимися по выбору учителя (поиск информации, творческая и интеллектуальная деятельность)

Во всех учебниках единая маркировка заданий, что облегчает работу учителя и ученика с частями комплекта. Такая структура организации материала дает возможность работать в классах с любым уровнем подготовленности и осуществлять дифференцированный подход в классах, где обучаются дети с разным уровнем подготовки.

Мое поколение выросло в обстановке звуков горна и барабана, пионерских и комсомольских клятв, когда ответственность перед обществом была превыше личных интересов. Кто же, как не мы, будет учить ребят организовывать ученическое самоуправление, развивать в учениках терпение и приятие других, воспитывать уважение к старшим, развивать чувство гордости за свою Родину, любовь к труду? А еще держаться на сцене, читать стихи, вести программы? В общении с детьми педагог и раскрывает себя. Творческий процесс – создание спектакля, представления, любого общего дела – доставляет мне и моим ученикам огромное наслаждение. В эти минуты я и артист, и постановщик, и психолог, и художник, и вдохновитель... Когда вокруг дети, и они увлечены общим делом – чувствуешь, что ты счастлив, что все не зря! И ты испытываешь огромное удовольствие, когда ученики с интересом берутся за любое дело, с восторгом сообщают о своих свершениях, успехах или ждут совета в случае неудачи. Они идут по своему пути, им нельзя мешать, но быть всегда рядом – это важно! Но чтобы зажечь других, ты должен сам не тлеть, но гореть. Как прожить так, чтобы не иссякла энергия творчества? Терзают вопросы: интересна ли я ребятам, что могу дать им полезного?


Найти рецепт учительского успеха – мечта любого педагога. Но такого рецепта не существует. А составляющие моего рецепта: Доброта, Честь, Искренность, Справедливость, Достоинство, Профессионализм.

Пусть любовь согреет моих учеников в трудную минуту, пусть знания помогут обрести место в жизни, а человеческие качества – выстоять и победить.

Почему способный ученик становится закоренелым троечником,

Процесс познания труден, порой опасен, но занимателен. Интересно новое, неизвестное (ребенок изначально мотивирован на обучение?) и первоначальная сила интереса не зависит от окружающих. От них зависит, угаснет ли интерес. Взрослому человеку отводится роль мудрого организатора процесса познания доступными для ребенка видами деятельности (игра) и формирование навыков так необходимых в дальнейшей жизни, уже дошкольнику, далее школьнику и т.д.

Решать вопросы демократизации общества невозможно без демократизации школьной жизни, в основе которой находится самоуправление. Развитие и поддержка ученического самоуправления, самоорганизации в учреждениях образования позволяет воспитывать молодое поколение так, чтобы дети и подростки не только понимали необходимость в управлении собственной жизнью, но и знали, как это делать; создавать условия для социального становления личности, развития у учащихся демократической культуры, социального творчества, лидерско-организаторских навыков, совершенствования своей личности, общества, государства. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» школьное самоуправление является непременным условием функционирования любого учреждения. Детские движения, как пространства самоорганизации – это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность демонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт, который будет особенно значимым для общества, если он соответствует принципу «Декларации о правах ребенка»: «Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям».


В области воспитания проблемой является управление воспитанием «по процессу», т.е. оценка качества воспитательной работы исходит из анализа количества разнообразных мероприятий, проводимых в классе, школе, из количества детей, охваченных этими мероприятиями. Перейти в области воспитания к управлению «по результату» не просто. «Необходимы программы воспитания, в которых были бы прописаны не только цели, задачи, но и ожидаемый результат, содержание, а также способы отслеживания результата (диагностики). Отсутствие комплекса программ для всей вертикали школы от 1 до 11 класса является причиной фрагментарной работы в области воспитания» [3,74]. Педагоги отмечают снижение ценности общественной работы у подростков. Основной проблемой школьного самоуправления является потеря интереса, отсутствие инициативы у детей. Одной из причин такого положения является отсутствие опыта участия детей в детских общественных организациях с младших классов. Если дети не планировали деятельность своих объединений в начальных классах, то им тяжело, непосильно планировать и организовывать работу школы. Именно поэтому воспитательные программы для учащихся начальной школы, в которых выделен аспект развития самоорганизации в классе, помогут преодолеть эти трудности развития детей.


В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания.

Главная задача школы – не просто дать нашим детям формальные знания по предметам, а научить их мыслить, помочь каждому ребёнку раскрыть свой потенциал, стать личностью, созидателем, чтобы успешно жить и работать.

В последнее десятилетие в нашем обществе произошли масштабные изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций, роли человека в окружающей среде. Все это потребовало ввести в образование новые стандарты обучения и воспитания, основу которых составляют проблемы развития личности, более глубокого учета познавательных интересов и способностей обучающихся. Личностно-ориентированное обучение является центральным звеном работы учителя и в кругу его забот и на первый план выдвигаются решение задач развитие индивидуальности, самобытности каждого ученика и создание оптимальных условий для раскрытия и реализации его возможностей, что в свою очередь требует обязательного психолого- педагогического сопровождения в образовательном процессе. Поэтому педагог должен быть еще и хорошим психологом, чтобы путем диагностики и прогнозирования повлиять на динамику развития каждого своего ученика, привлекая и родителей, которые должны быть в большей степени заинтересованы в высоком уровне образованности своих детей.


Исходя из этого, перед собой я поставила следующую цель – создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться, которая может быть решена при выполнении следующих педагогических задач: увидеть индивидуальность ученика и сохранить её; помочь ребёнку поверить в свои силы; обеспечить его максимальное развитие. Чтобы помочь ребенку полностью раскрыться, проявить свои способности, я разработала программу Вовлекая детей в проектную деятельность, я руководствуюсь следующими требованиями: создание атмосферы, благоприятной для учащихся; активное общение с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивированным, чтобы ребёнок учился согласно своим возможностям и способностям. Чтобы всем ученикам было интересно на уроке , надо их научить трудиться . И это должен быть радостный труд. Я считаю что секрет этой радости в успехах детей , в их ощущении роста, движении, достижении трудного. Такой подход к учащимся способствует развитию умения размышлять, анализировать, строить планы, создавать разнообразные проекты. Это очень важные универсальные учебные действия, которые в дальнейшем могут помочь детям раскрыться, научат их самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни.

На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. И я абсолютно согласна с этим. Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли писать без ошибок, сможет ли он прочитать текст внятно, четко и быстро. Но еще важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли ребенок «звездочкой» или растворится в толпе «серой мышкой»? А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь?

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, « только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. « Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» - эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Для того чтобы «пробудить» ученика, раскрыть его личность, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, сформировать его компетентности есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. Для осуществления поставленных целей в своей педагогической практике я широко использую информационно-коммуникационные технологии.

Учение – это великий тяжелый умственный труд, постоянные усилия – понять, запомнить, научиться решать, усвоить….. И этот труд должен быть радостным!

Учитель – не профессия, а образ жизни, сообразно которому он и живёт, спеша изо дня в день на уроки. Иначе это назвать нельзя, ведь мысли учителя постоянно о школе: днём, вечером, ночью, во время каникул и отпуска.

Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных, социальноактивных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. В современной культуре особой ценностью и, в то же время, приоритетным направлением развития является движение в сторону самостоятельности, в сторону образования самодеятельного, самосознающего, самоустремленного субъекта, способного с определенного момента к саморазвитию. Но подобные люди не появляются сами собой. Поэтому работа по стимуляции реализации потребности в самосовершенствовании всех аспектов личности является необходимой и значимой в современном образовании. Я считаю, что создание максимально благоприятных условий для реализации личностью ребенка присущей ей потребности духовного саморазвития является первостепенной задачей в моей педагогической деятельности.

Вспоминая свои детские годы отчетливо представляю, как я, семилетняя девочка, прихожу из школы домой, рассаживаю на диване свои любимые игрушки и начинаю урок… В то время я и не подозревала о том, что в будущем эти детские игры станут моей профессией, моим призванием. Да, действительно, призванием, так как я не представляю своей жизни без школы, без учеников.

но какую радость мы можем испытать, когда видим воочию успехи своих учеников и может гордо сказать позднее: Я был его учителем!. Вряд ли кто с другой профессией может этого удостоиться.

еская философия

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Уильям Артур Уорд


Прежде всего, загляни к себе в душу и ответь на вопрос, любишь ли ты детей. Если любишь, то все у тебя в конце концов получится, если нет, если для тебя это только способ заработать деньги — беги из педагогики, не уродуй жизнь ни детям, ни себе. Если в своей душе ты нашел любовь к детям — иди к ним, но помни, что ты выбираешь не просто профессию, а образ жизни.

Не верь, если скажут, что ты — скульптор, лепящий из податливой глины душу ребенка, лепить душу — задача не для смертного. Ты скорее капля, которая точит камень, и результаты своего труда вряд ли сможешь увидеть сразу. Хотя в этом я не прав, Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей, а школа – это уже маленький ручеёк, а когда они сливаются, образуется одна большая река, и тогда по течению реки можно увидеть будущее России.

Состояние капли бывает разное, я решил выбрать историю. Ведь это и ключ к пониманию современности, и ориентир на будущее, и осознание себя при изучении прошлого. История для меня и моих детей стала путешествием во времени и пространстве, открыла огромные возможности для поиска и творчества. Правда, я быстро понял, что это не развлечение, а борьба за идеалы, за будущее нашей Родины.

В современном мире массовой культуры мы теряем дальние горизонты, высокую культуру, которая всегда была ориентиром. К сожаленью, рвутся нити, связывающие разные поколения, теряются нравственные ценности, возникает дефицит духовности. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, тщеславие и зависть правят многими, не задумывающимися о том, какими средствами это благополучие будет достигнуто. Но эти ложные ценности неприемлемы для меня. Я считаю, в основании всего следует положить такие ценности, как Труд, Любовь, Доброта и Разум. Почему поставил разум последним? Потому, что интеллект – мощный инструмент, но ведь это «холодное оружие». Только сердце, в котором живут доброта и любовь, не превратит это во зло. Недаром Гете как-то сказал что, чувства не обманывают, обманывает разум.

Вот за них я и стал бороться, чтобы в это непростое время, время перемен, сохранить в душах детей уважение и любовь к истории своей семьи, города, страны. Ведь только человек, знающий свои корни, истоки родства, способен понять традиции, моральные основы своего народа.

Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, наполненный тревожными раздумьями, а часто и неудачами. Я хочу научить детей верить в себя. А для этого учитель должен сам верить в своего подопечного, отдавать ученику свою любовь, теплоту сердца, свет души.

Мои педагогические принципы:

Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

Если будет интересно мне, значит, я смогу сделать так, чтобы было интересно ученикам. Готовясь к очередному уроку, я стараюсь найти какую-то изюминку, неожиданность, чтобы увлечь школьников, разбудить интерес, заставить их удивляться.

Главное не только то, что видят и слышат дети, а что они сами ищут истину, самостоятельная работа учащегося. Только то, что он пропустил через себя, проработал, будет его настоящим достоянием. Самому важному нельзя обучить, но можно только научиться.

При изучении истории я стараюсь не утверждать бесспорные истины и факты – это момент в процессе познания, а познание – это сомнение. Мыслить – значит, сомневаться, значит, вести нескончаемый диалог. Мыслить важнее, чем знать. Для меня это гораздо важнее абстрактного знания законов, определений, формулировок, дат и прочего, напрягающего одну только память.

Моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделал свой выбор, считаю его правильным и сейчас.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». В словах американского писателя К.Хаббарда, мне кажется, очень точно определена главная отличительная черта настоящего учителя: он не дает готовые ответы на сложные вопросы, а учит своих воспитанников самостоятельно находить их.

Научить этому, создать условия для формирования личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, – в этом я вижу главный смысл своей деятельности.

Счастлива ли я?.. Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня – выбранная профессия. Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом. Древний мудрец Сенека утверждал: « Уча других, учимся сами.» Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками. Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда.

И я стала усиленно искать ответ на вопрос: «Какой должна быть новая школа?»

Открываю «Учительскую газету» и читаю, что президент России Дмитрий Анатольевич Медведев дал своего рода определение новой школы 21 века. Это «высокотехнологическая, эффективная, сильная и в то же время добрая школа – добрая по отношению к ученикам и привлекательная для учителей независимо от их возраста».

Совсем недавно обсуждались базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа».

И я мысленно похвалила себя за то, что не только мечтаю о будущей школе, но и делаю всё, что в моих силах, чтобы приблизить создание новой школы. Для этого даю детям возможность раскрыть свои способности, помогаю им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Тщательно изучаю все материалы, которые касаются стандартов нового поколения. Считаю, что ключевая роль всегда будет принадлежать учителю.

Мы живем в XXI веке и современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, легко адаптироваться, быть успешными в любых социальных условиях. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры. А это возможно лишь тогда, когда в ребёнке сохраняется стремление познавать мир, и делать это с радостью.

А в чем специфика учителя начальных классов? Это единственный специалист – педагог в средней школе, преподающий не одну - две смежные дисциплины, а владеющий знаниями и методиками преподавания всего спектра учебных предметов базисного плана. Именно поэтому необходимо уметь синтезировать методические знания по отдельным дисциплинам в единый блок. Именно поэтому методическая компетентность учителя начальных классов должна быть выделена как одна из наиболее значимых в комплексе профессионально важных качеств педагога. Учитель старается найти такой учебно-методический комплект, который наиболее полно соответствовал бы современным требованиям к начальному образованию, сделал бы процесс обучения желанным и радостным для каждого школьника, соответствовал его возрастным особенностям, удовлетворял его потребности и интересы. Учитель должен найти такую систему, которая бережно относилась бы к индивидуальности каждого, носила развивающий характер, т.е. обеспечивала бы вклад каждого предмета в развитие личности ребенка и формирование у него умений учиться

Размышляя о своем профессиональном предназначении, задаю себе вопрос: «Я – учитель?» Ведь сейчас, когда перед современным школьным образованием стоят масштабные задачи модернизации и инновационного развития, значительно расширяется сфера действия и назначение педагога. Сегодня в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и государства в сфере образования, я, как учитель, осознаю, что, безусловно, должна дать детям больше, чем просто знания, сформировать намного больше, чем просто умения и навыки. Ведь от меня зависит будущее моих учеников, то, какой курс примет каждый из них в жизни, какими принципами будет руководствоваться, какие цели станут приоритетными, смогут ли они, мои сегодняшние школьники, стать высочайшими мастерами своего дела, патриотами своей Родины.

В первое время классом бегали в начальную школу, чтобы увидеть как там наша первая учительница, какие дети ей попались – послушные или озорные.

Эссе

Размышляя о своем жизненном пути, прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я - учитель.

Всё имеет свои истоки.

Кто только не задумывался над вопросом: откуда у нас это зло? И что мы можем ему противопоставить?

Годы работы в школе помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других.

мню еще свою иронию по поводу одной из предвыборных речей господина Медведева. Чтобы изменить Россию, вещал он на всю страну, нужно взрастить в сердцах и умах ее людей чувство гражданственности, изменить их сознание в соответствии с демократическими и гуманистическими основами правового государства - изменить отношение к себе, друг к другу и стране в целом. Но неужели можно сменить картину мира целой нации? сменить стиль мышления и сам способ восприятия этого мира, занявший в своем становлении века и века??! Задача на уровне генной инженерии. Задача, решение которой потребует сил и жизни многих поколений вперед - и все равно никто вам не даст гарантии, что президентская программа-максимум будет выполнена.

Просто мысли.

Можно иметь интерактивную доску, полностью модернизированный кабинет, можно научить учеников математике и информатике и другим предметам на «5». А вот как быть с душой? Знания, которые ученик получит, не всегда ему пригодятся в жизни. А душа, не получившая отклика ни дома, ни в школе, не наполнится тем содержимым, которое необходимо будущей личности.

Страшная беда ожидает нас в старости, если молодое поколение будет продолжать свое образование из современных средств вещания, «читая» современные журналы, «художественную» коммерческую литературу. К тому же они и себя погубят. Ведь человечество тысячелетиями придерживалось определённой морали, которой в настоящее время нет. А ведь заповеди религиозные и заповеди советские, в сущности, это одно и то же стремление сделать человека человеком, чтобы в конце жизни ему бы не было «мучительно больно за бесцельно прожитие годы».

Страна начинает жить по-новому, родители вынуждены уделять больше времени работе в ущерб своей семьи, учителя поставили себя на самую низкую ступеньку жизни.

Им бы поднять свою голову, заставить уважать имя свое! Родителям и всему обществу вспомнить бы, что ни один человек не обошелся без школы. Грустно, если у кого-то обида сохранилась из детства. Но ведь, сколько доброго, светлого дало образование и школа. И виноват ли учитель, что нет человека, «которому на Руси жить хорошо»? Ведь век из века у нас повелось, что и царь виноват, и коммунисты, и олигархи.

Но только мы забываем о детях. Они сидят дома сами по себе, а мы работаем, на их благо. Ходят в школу дети - и ладно. И только самые мудрые и дальновидные родители дают детям дополнительное образование в виде секций, танцев, музыки, не смотря на то, что родители обязаны дать им в одинаковой мере и воспитание, которое теперь не в моде, и образование, которое полностью ложится на плечи школы, и развитие, которое дети почему-то проходят, в лучшем случае, во дворе.

славу школе приносят учителя. Без хорошего учителя – беда!

Сложно это представить в идеале. И пока зачастую получается «Квартет» И.А. Крылова.

Я - человек в государстве, я одна из многих граждан, которые живут в великой стране под названием Россия. У нас богатейшая история, великолепное культурное наследие, необъятные просторы, многие ресурсы. НО! Если разобраться, то получается, что история потихоньку забывается, время стирает эти грани, и уже новое поколение по большей части не знает того, что в свое время знали мы, и скоро в учебниках по истории Великой Отечественной войне будет отведен один параграф, а ведь за ним миллионы жизней... Культурное наследие также постепенно утрачивается, и хотя предпринимаются меры для его сохранения, этого все равно мало. Достаточно посмотреть на пустые разрушенные церкви и храмы, чтобы понять - Россия в упадке, духовное возрождение нашей страны - это очень спорный вопрос. Необъятные просторы... А что толку от просторов, если они запущены? Больше половины сельскохозяйственных земель пустуют, а мы покупаем американскую кукурузу неестественно желтого цвета и радуемся, что она такая дешевая... А ресурсы? Лично я за последнее время не слышала, чтобы у нас в стране нашли хоть одно крупное месторождение чего - либо. Мы только берем, берем, берем, а нам все мало. Леса вырубаются просто с катастрофической скоростью. Если два года назад я ездила в деревню к родителям, и вокруг был густой лес, то теперь сквозь редкие деревца ярко светит солнце, но зато «местные» предприниматели ездят на иномарках и строят коттеджи. «Ресурсы принадлежат всем гражданам страны!» - слышно из телевизора, но что - то лично я не заметила, что повышение цен на нефть как то отразилось на моем материальном благополучии, а вот рост цен в магазине отчетливо о себе напоминает. Как никак кушать то хочется ... Вот и стоит задуматься о том, что нас ждет дальше? Как мы будем жить? Что достанется нашим детям? Но это те вопросы, которые решаются не мной, и я вряд ли могу изменить что - то в существующей системе.

Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач воспитания всесторонне развитой личности. Когда мы сегодня говорим «Счастливое детство», то подразумеваем среди всех прочих условий и нашу работу о создании условий для максимального развития способностей ребёнка в его соприкосновениях с миром, в его сопричастности с нашей жизнью.

Для каждого возраста существует своя система воспитания, помочь воспитанникам как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к своей профессиональной деятельности, широкая эрудиция и педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение методами воспитания. Без любого из перечисленных качеств успешная педагогическая деятельность невозможна. Не менее важны для педагога и такие качества, как общительность, артистичность, весёлый нрав, хороший вкус.

Не зря талантливый педагог, помогая своему Ученику познать мир, создает такие условия, в которых наиболее полно происходит процесс саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования.

Дать ребенку внутреннюю свободу - это дать ему возможность отправиться в свободный полет в бескрайние просторы Вселенной это научить его любить себя, свое Я.

Научившись любить себя, ребенок будет стремиться к совершенству, избавится от комплексов, связанных с мнимыми дефектами, а, перестав комплексовать, сможет с открытой душой относиться к окружающим его людям, радоваться их успехам, их достоинствам, их совершенству. Только так педагог сможет воспитать достойного человека, который перерастет его самого

Моя задача ответственна и благородна: обнаружить затаённый родничок детского таланта, поддержать интерес, разбудить мысль, развить индивидуальность ребёнка. Ребёнок по своей природе уникален. Разовьются ли его природные задатки дальше – зависит от педагога.

22



Эссе (мой путь становления учителем)
  • Начальные классы
Описание:

Размышление на тему "Почему я стала учителем".

Время неумолимо движется вперёд. Позади 29 лет педагогической деятельности. Произошли ли со мной перемены?  По–прежнему всё ещё хочется работать, более того – учиться. Всю свою жизнь я учусь быть Учителем. Для меня Учитель -  это Человек, мастерски владеющий своим ремеслом, никогда не останавливающийся в развитии. Важно, чтобы ребенок верил мне, сохранил уважение и признательность, учился с удовольствием.

 В условиях 3 тысячелетия личность должна быть функционально грамотной, мобильной, высоконравственной, компетентной, готовой научиться жить, приобретать знания, работать и зарабатывать в современных условиях.

 

Автор Орлова Татьяна Алексеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1102
Номер материала 21597
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓