Я - учитель.
Если вы
удачно выберете труд
и вложите в него свою душу,
то счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский
Сегодня я - учитель. Моя профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром
ребенка - маленького человека, который смотрит на меня широко открытыми
глазами и, главное, верит, что мир прекрасен.
Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с
большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя
оставит - таков и итог профессионального пути педагога.
Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского
коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над
собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку, - суть этической
культуры учителя.
Мне импонирует основная идея педагогики
сотрудничества - идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальной
особенности.
Лев Толстой однажды выразил такую мысль: «Если учитель имеет
только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только
любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел
все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в
себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Все эти выводы и умозаключения пришли ко мне с
опытом и годами. Но до сих пор в памяти первый урок,
который завершился провалом...
Да, это был первый урок.
Мой урок, мне урок. Оказалось, нужно искать путь к детям и свой собственный
путь. Надеяться можно было только на свои силы и знания
Но
с чего начать? Как подступиться к детям? Как научить их быть гуманными, понимать прекрасное? Как
научиться любить таких разных учеников?
– подсказала старшая
коллега: «Начни с того, что лучше всего умеешь сама, что тебе ближе. Определи,
чему ты хочешь научить детей, и дальше всё станет понятным».
Но
как это сделать? И вдруг в памяти всплыли слова Никколо Паганини: «Чтобы
заставить чувствовать других, надо сильно чувствовать самому». Да! Именно так -
ведь у меня есть музыкальные знания и исполнительство. Нужно щедро отдавать их,
«гореть» самой, чтобы огонь творчества и самопознания охватил детей. И пусть
музыка будет мне в помощь! В ней такая преобразующая сила! Она покажет всё
лучшее детям !
Понимание
своей роли, миссии в школе пришло постепенно. Ведь педагога всегда подстерегает
одна опасность – стать человеком-оркестром, заняться самолюбованием. Это просто
– показать на уроке себя талантливого, а не учеников. Отступить немного в
сторону и при этом слиться с учениками в единое целое – вот это непросто. Чтобы
к этому прийти, надо любить и уважать ребенка, видеть его задатки, чувствовать
потребности, становиться его единомышленником. Только тогда зазвучат струны
детской души и урок уподобится стройному исполнению симфонии, а не растает в
какофонии наукообразных терминов и модных педагогических методов и приёмов.
Много
потребуется приложить усилий, чтобы каждый ученик начал петь, заговорил на
языке музыки . И важно, чтобы на уроке не было «молчащих», глухих к музыке
учеников, которых она оставляет равнодушными. Пусть они попробуют свой голос.
Вдруг он окажется неповторимым.
Время ставит перед
педагогом новые вопросы, и каждое новое поколение не похоже на предыдущее.
Неизбежно меняется общество, трансформируется школа. Сама музыка заставляет
постоянно искать в ней новые грани содержания, пути к её пониманию. Работа в
школе для меня – непрерывный процесс импровизации на тему : Музыка и дети.
Мои нынешние ученики
совсем не походят на предыдущих. Они не беспомощные птенцы, которым в клюв
должна упасть духовная пища. Дети сами способны открыть мне мир музыки.
Вместе мы даже создали
наше общее музыкальное пространство. В него может войти любой желающий, в
котором можно не только слушать, но и слышать ее- музыку! Чтобы почувствовать
все её нюансы, ребенок должен стать исполнителем. Поэтому в нашем школьном
содружестве есть два концертных коллектива –«Смешарики» и «Вдохновение» с
отличными солистами. Как же они виртуозно непосредственны на сцене! Готовы
трудиться, не жалея ни сил, ни времени. Не зная музыкальной грамоты, способны
спеть так, что удивятся музыканты-профессионалы. Во время выступлений каждый
ребенок становится участником музыкальных событий, начинает ощущать обратную
связь со своим слушателем, понимает, что может поделиться чем-то личным, а в
ответ увидеть улыбку, блеск в глазах или даже слёзы и как высшую награду
услышать аплодисменты в свой адрес. Что для ребёнка может быть важнее ощущения
своей значимости, «самоценности», осознания того, что он может быть не просто
участником праздничного события, но и создателем, творцом?
В мире
педагогической науки собственные размышления учителя иногда становятся
повторением уже пройденных истин. Но они точно выстраданы и проверены
собственным опытом. И теперь я могу с уверенностью ответить на вопрос, который
задавала сама себе в начале педагогического пути: «Как научиться любить таких
разных учеников?»
Любить всех?! Аксиома?! Но любовь - чувство
избирательное. Любить всех невозможно!
Отвечу согласием на возгласы скептиков. Да!
Невозможно! Но в нашей профессии Любовь есть Вера. Любить своих учеников - это
верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих
возможностей, показывать, что каждый из них (!) способен. Способен по-своему и
в своём! Это трудно… Любить - это трудно. Верить ещё труднее. Веру нужно
воспитывать в себе, как воспитывают привычку.. Вера в ученика - это что-то, что
растет вместе со мной. Я верю, в учеников и принимаю их веру. Через море
жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает
каждый учитель - результату.
Размышляя над этой проблемой, пожалуй,
соглашусь со словами великого: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих
учеников - и ты проживешь вечность!»
Как стать Человеком, Учителем, Педагогом,
Другом?
На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.