Главная / Музыка / Эссе " Я учитель"

Эссе " Я учитель"

Я - учитель.  


Если вы удачно выберете труд 
и вложите в него свою душу, 
то счастье само вас отыщет. 
К.Д. Ушинский 


Сегодня я - учитель. Моя профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка - маленького человека, который смотрит на меня широко открытыми глазами и, главное, верит, что мир прекрасен.

Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит - таков и итог профессионального пути педагога. 

Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку, - суть этической культуры учителя. 
Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества - идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальной особенности. 

Лев Толстой однажды выразил такую мысль: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

Все эти выводы и умозаключения пришли ко мне с опытом и годами. Но до сих пор в памяти первый урок, который завершился провалом...

Да, это был первый урок. Мой урок, мне урок. Оказалось, нужно искать путь к детям и свой собственный путь. Надеяться можно было только на свои силы и знания

Но с чего начать? Как подступиться к детям? Как научить их быть гуманными, понимать прекрасное? Как научиться любить таких разных учеников?

подсказала старшая коллега: «Начни с того, что лучше всего умеешь сама, что тебе ближе. Определи, чему ты хочешь научить детей, и дальше всё станет понятным».

Но как это сделать? И вдруг в памяти всплыли слова Никколо Паганини: «Чтобы заставить чувствовать других, надо сильно чувствовать самому». Да! Именно так - ведь у меня есть музыкальные знания и исполнительство. Нужно щедро отдавать их, «гореть» самой, чтобы огонь творчества и самопознания охватил детей. И пусть музыка будет мне в помощь! В ней такая преобразующая сила! Она покажет всё лучшее детям !

Понимание своей роли, миссии в школе пришло постепенно. Ведь педагога всегда подстерегает одна опасность – стать человеком-оркестром, заняться самолюбованием. Это просто – показать на уроке себя талантливого, а не учеников. Отступить немного в сторону и при этом слиться с учениками в единое целое – вот это непросто. Чтобы к этому прийти, надо любить и уважать ребенка, видеть его задатки, чувствовать потребности, становиться его единомышленником. Только тогда зазвучат струны детской души и урок уподобится стройному исполнению симфонии, а не растает в какофонии наукообразных терминов и модных педагогических методов и приёмов.

Много потребуется приложить усилий, чтобы каждый ученик начал петь, заговорил на языке музыки . И важно, чтобы на уроке не было «молчащих», глухих к музыке учеников, которых она оставляет равнодушными. Пусть они попробуют свой голос. Вдруг он окажется неповторимым.

Время ставит перед педагогом новые вопросы, и каждое новое поколение не похоже на предыдущее. Неизбежно меняется общество, трансформируется школа. Сама музыка заставляет постоянно искать в ней новые грани содержания, пути к её пониманию. Работа в школе для меня – непрерывный процесс импровизации на тему : Музыка и дети.

Мои нынешние ученики совсем не походят на предыдущих. Они не беспомощные птенцы, которым в клюв должна упасть духовная пища. Дети сами способны открыть мне мир музыки.

Вместе мы даже создали наше общее музыкальное пространство. В него может войти любой желающий, в котором можно не только слушать, но и слышать ее- музыку! Чтобы почувствовать все её нюансы, ребенок должен стать исполнителем. Поэтому в нашем школьном содружестве есть два концертных коллектива –«Смешарики» и «Вдохновение» с отличными солистами. Как же они виртуозно непосредственны на сцене! Готовы трудиться, не жалея ни сил, ни времени. Не зная музыкальной грамоты, способны спеть так, что удивятся музыканты-профессионалы. Во время выступлений каждый ребенок становится участником музыкальных событий, начинает ощущать обратную связь со своим слушателем, понимает, что может поделиться чем-то личным, а в ответ увидеть улыбку, блеск в глазах или даже слёзы и как высшую награду услышать аплодисменты в свой адрес. Что для ребёнка может быть важнее ощущения своей значимости, «самоценности», осознания того, что он может быть не просто участником праздничного события, но и создателем, творцом?

В мире педагогической науки собственные размышления учителя иногда становятся повторением уже пройденных истин. Но они точно выстраданы и проверены собственным опытом. И теперь я могу с уверенностью ответить на вопрос, который задавала сама себе в начале педагогического пути: «Как научиться любить таких разных учеников?»

Любить всех?! Аксиома?! Но любовь - чувство избирательное. Любить всех невозможно! 
Отвечу согласием на возгласы скептиков. Да! Невозможно! Но в нашей профессии Любовь есть Вера. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них (!) способен. Способен по-своему и в своём! Это трудно… Любить - это трудно. Верить ещё труднее. Веру нужно воспитывать в себе, как воспитывают привычку.. Вера в ученика - это что-то, что растет вместе со мной. Я верю, в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель - результату. 
Размышляя над этой проблемой, пожалуй, соглашусь со словами великого: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!» 
Как стать Человеком, Учителем, Педагогом, Другом? 
На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь! 







 



Эссе " Я учитель"
  • Музыка
Описание:

Сегодня я - учитель. Моя профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка -  маленького человека, который смотрит на меня  широко открытыми глазами и, главное,  верит, что мир прекрасен.

      Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит - таков и итог профессионального пути педагога. 

      Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку, - суть этической культуры учителя.  

Автор Шевченко Лариса Васильевна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 577
Номер материала 7717
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓