Образование и семья: от диалога к партнерству
И
воспитание, и образование нераздельны.
Нельзя
воспитывать, не передавая знания,
всякое же
знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой
Один из выпусков ток-шоу «Гравитация» с Лилией Буджуровой
был посвящен теме «Нужны ли государству образованные люди?». В ходе обсуждения
выяснилось, что не нужны, что чиновники боятся образованных людей. Я с такой
позицией не согласна. Государство, которое хочет процветать, заинтересовано в
образованных людях. Еще М.В. Ломоносов говорил, что «науки юношей питают,
отраду старым подают». Поэтому Отечеству образованные люди нужны.
Учебное заведение предоставляет образовательные услуги. Не
вызывает сомнений тот факт, что эти услуги должны быть качественными. Много по
этому поводу сказано и написано. Хочется верить, что введение Нового
государственного стандарта действительно поможет подготовить компетентную
личность.
Но школа не может заменить или компенсировать то, что
каждый ребенок получает от родителей. В формировании личности семья и учебное
заведение выступают не в роли заказчиков и исполнителей, а равноправных
партнеров, которых объединяет общая цель. Задача педагога состоит не только в
том, чтобы учить и воспитывать детей, сообщать родителям информацию об их
ребенке, но и в том, чтобы вовлечь их в учебный процесс, сделать возможным
совместную работу.
Но совместная работа невозможна без желания самих
родителей. Некоторые из них часто перекладывают ответственность за воспитание и
образование ребенка только на школу, обосновывая это тем, что большую часть
своего времени тот проводит именно в учебном заведении. Кроме того, дети из неблагополучных
семей лишены родительской заботы и внимания, которая должна быть у каждого
ребенка. В этом случае на педагога ложится двойная ответственность. Именно
поэтому взаимодействие школы и семьи – это двусторонний, обоюдный процесс,
который, в конечном итоге, направлен на формирование личности, способной
самостоятельно принимать решения, применять на практике полученные знания, быть
полноправным членом социума. Поэтому хотелось бы, чтобы родители дома
продолжали тот учебный и воспитательный процесс, в котором ребенок был
задействован в школе, и наоборот. Родители и педагоги должны ставить перед
собой общие цели и действовать вместе.
Но это не значит, что мама или папа должны проверять
домашнее задание ребенка и всячески контролировать его подготовку к следующему
учебному дню. Лучше поинтересоваться делами в школе, задать вопросы «что
сегодня было интересного? Что нового ты узнал?» Дать возможность ему
высказаться, поделиться впечатлениями, мыслями, переживаниями, посоветовать
выход из затруднительной ситуации. Хорошо, когда и родители, и дети осознают,
что учителя в школе – их друзья и помощники, к которым всегда можно обратиться
за помощью. Любому классному руководителю обидно, если с какой-то проблемой
идут сразу к администрации, минуя его. В то же время это повод задуматься:
почему так они поступили; почему ему не доверяют?
Школа дает родителям возможность видеть своих детей в
процессе обучения, наблюдать за тем, как они учатся, к чему стремятся, чем
занимаются. Наш УВК проводит Дни открытых дверей, концерты для родителей,
театральные представления, где дети демонстрируют свой уровень владения
иностранными языками. Проходят регулярные выставки поделок, рисунков, некоторые
учителя устраивают открытые уроки для родителей. Общешкольные собрания, где
предоставляется информация о том, как и чем живет школа.
Функционирование учебного заведения было бы невозможным без
участия родителей, которые помогают укреплять материально-техническую базу
школы. Пройдешь по школе, и сразу видно, к какому учителю как относятся
родители. Если они видят, что их детей любят, если они довольны успехами своего
ребенка, то с открытым сердцем и радостью (и, что важно подчеркнуть,
добровольно) спешат на помощь педагогу.
Семья из всех ценностей человечества является одной из не
преходящих. И в каждом доме есть собственная система духовных ценностей,
которые прививаются ребенку. Оставляли ли родители ребенка перед телевизором и
компьютером, чтобы освободить свое время, или занимались с ним, читали книги,
рассматривали картинки, разговаривали и учились – от этого и зависит, насколько
социально и культурно сформированным ребенок придет в школу.
При этом ребенок не обязан быть в стороне, чувствовать, что
все решения принимаются за него. Он также должен участвовать в процессе
взаимодействия семьи и школы, он должен быть услышан. В конце концов,
совместные действия его родителей и педагогов направлены на формирование именно
его личности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.