Главная / Начальные классы / Эссе "Новая роль в новой школе"

Эссе "Новая роль в новой школе"

Швыркова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов

МАОУ лицей № 6 ГО г.Уфа РБ, tush70@mail.ru


«Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»


Номинация - «Новая роль в новой школе»



В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, является таковым. Иногда я задумываюсь: почему я стала учителем? Возможно, это веление свыше, моя судьба? А может быть, просто стечение обстоятельств? Наверное, и то и другое. Но, несомненно, одно: я благодарна судьбе и тем обстоятельствам, которые привели меня в школу.

      Моя цель, как педагога – раскрыть талант ученика, помочь поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда, дать ему почувствовать пусть маленький, но успех. И потому я строю свои уроки так, чтобы детям было комфортно. Ведь именно, когда ребенку интересно, когда он уверен в себе, он становится активным участником образовательного процесса.

Актуальность этой проблемы, заключается в том, как же развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Я - учитель начальных классов, и я прекрасно понимаю, что ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому мне, как учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Именно поэтому я использую в своей работе метод научно-исследовательских проектов. E:\жена\проекты\конкурс\проекты\DSCF0313.jpg

В наше время традиционная система обучения обновляется. Соответственно для достижения обновлённых целей нужны новые педагогические концепции, основанные на том, что ученик должен быть активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса.

А какова же «новая роль учителя в этой новой школе» и системе модернизации образования в целом? В чём заключается его деятельность, и чем она отличается от той, к которой мы все привыкли - « учить, вести за собой!»

Работая в школе уже ни один год, я постоянно ищу что-то новое, пробую инновации, а потом обязательно провожу с детьми анкетирование, чтобы узнать, что им нравиться больше, каким образом материал лучше усваивается и т.д. В ходе последнего анкетирования я поняла, что детям нравятся уроки с использованием ИКТ и проектирования, а усваивается учебный материал лучше в групповой работе и на уроках – исследованиях. Также более половины детей класса считают, что польза от активной деятельности ученика на уроке очень большая.E:\жена\проекты\конкурс\проекты\DSCF0328.jpgE:\жена\проекты\конкурс\проекты\DSCF0334.jpg

Всё это навело меня на мысль, что настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. А для этого надо изменить, не только содержание и форму работы, но и роль учителя в учебном процессе.

Ведь именно проектирование ведет к изменению твоей позиции, как учителя. Из носителя готовых знаний ты превращаешься в организатора познавательной деятельности своих учеников. А сама работа по методу проектов требует от тебя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познанию, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Для этого ты как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Кому, как ни тебе предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Отныне твой авторитет зависит только от твоих способностей быть инициатором интересных начинаний.

Вы спросите, каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся?

Ответ на этот вопрос даёт список ролей, которые предстоит «прожить» вам, как педагогу по ходу реализации проекта. Ведь вам предстоит стать и энтузиастом, вдохновляющим и направляющим учащихся на достижение цели. И специалистом, обладающим знаниями и умениями, хотя бы в нескольких областях . И консультантом, организующим доступ к информационным ресурсам. И руководителем, особенно в вопросах планирования времени. И «человеком, который задает наводящие вопросы и помогающим обнаружить ошибки». И координатором группового процесса, и экспертом, анализирующим результаты выполненного проекта. E:\жена\проекты\конкурс\проекты\DSCF0336.jpg

Интересно и то, что проектная деятельность позволяет мне, как учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. К тому же меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации ты становишься соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

Понятно, что при организации проекта о полной самостоятельности детей можно говорить только тогда, когда речь идет об одаренных ребятах. Поэтому, безусловно, роль учителя в совместной с детьми проектной деятельности очень велика, а иногда и первостепенна. Самое сложное для меня в ходе проектирования - это играть роль независимого консультанта. Вед как порой трудно удержаться от подсказок, особенно если ты видишь, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Поэтому учителю требуется много терпения, чтобы не форсировать события. Ты – учитель, ты должен помогать и ждать обучающего эффекта.

Поэтому, можно сказать, что проектно-исследовательская технология это особая педагогическая философия, основанная на вере в силы своих учеников и в свои силы и учителя и наставника.

Введение в классно-урочную систему элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет мне не столько учить, сколько помогать, школьникам учиться, направлять их познавательную деятельность, а не быть постоянным всезнающим оракулом, излагающим истины. Но я уже убедилась, что в будущем это даёт свои результаты, когда твои дети начинают участвовать в научно-практических конференциях и побеждать.

E:\жена\проекты\конкурс\проекты\DSCF0001.jpgE:\жена\проекты\конкурс\проекты\DSCF0004.jpgE:\жена\проекты\конкурс\проекты\DSCF0012.jpgE:\жена\проекты\конкурс\проекты\IMGP4614.JPG

А.В. Хуторской в своей работе пишет: «Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему».

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Основной формой работы на уроке является групповая работа. Учитель просто определяет ряд тем, изучение которых возможно организовать проектным методом. Хотя проектная деятельность может и не занимать весь урок полностью. Всё определяет учитель.

Пусть я повторюсь, но именно поэтому учитель, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала. Впереди будет тот, кто бросает вызов сообразительности и изобретательности учащихся. Это оказывается еще и вызовом самому себе.

Проблема состоит только в том, чтобы подобрать такие виды проектной деятельности, которые подходили бы возрасту участникам проекта. Так у нас, в начальной школе это может быть рисунок или композиция, выполненная руками детей и т.п. Очень важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослым. В крайнем случае, можно допустить выбор одной из тем, предложенных руководителем. Для меня, как учителя, важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону. А для этого нужно думать, анализировать и пробовать.

Вот как, по – моему мнению, изменилась роль учителя!
E:\жена\проекты\конкурс\проекты\DSCF0445.jpg E:\жена\проекты\конкурс\проекты\DSCF0457.jpgE:\жена\проекты\конкурс\проекты\DSCF0447.jpg

Эссе "Новая роль в новой школе"
  • Начальные классы
Описание:

В этом эссе рассматривается вопрос о том, как меняется роль учителя в классе в соответствии с новым ФГОС. Говорится о том, как трудно, но всё-таки необходимо перестраиваться учителю, сколько времени должна занимать его деятельность, а сколько совместная деятельность обучающихся. Как вести себя, как планировать урок при организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Автор Швыркова Татьяна Юрьевна
Дата добавления 09.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 647
Номер материала 59074
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓