Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыЭпоха Возрождения как новый этап развития искусства Европы

Эпоха Возрождения как новый этап развития искусства Европы

Скачать материал

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Дополнительного Профессионального Образования Ростовской области

« Ростовский Институт Повышения Квалификации и

 Профессиональной  Переподготовки Работников Образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

по теме «Эпоха Высокого Возрождения

как новый этап в развитии  искусства Европы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

учитель искусства (МХК)

Мосинцева Е.А.

 

2013г.

г.Ростов-на-Дону

 

 

Проект  по теме « Эпоха Возрождения как новый этап в развитии  искусства Европы»

Возможная личностно значимая проблема: Нужно ли искусство Высокого Возрождения (Ренессанса) современному человеку? Чем оно интересно  обществу XXI века?

Цели урока:

1.     Изучить особенности развития  гуманистических традиций в изобразительном искусстве  и архитектуре  Западной Европы ( конец XV- первая половина XVII в.в.);

2.     Познакомить учащихся с развитием творчества представителей эпохи Возрождения.

3.     Выявить  особенностей  произведений  великих гениев эпохи Возрождения.

4.     Развитие кругозора, коммуникативной культуры, умения отстаивать свою точку зрения.

5.     Воспитание художественного вкуса, толерантного мышления и гармоничного мировоззрения.

 

Вывод

Учащиеся  должны понять, что эпоха  Высокого Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бессмертными творениями изобразительного искусства. Идеи  гуманистов, распространившиеся далеко за пределы Италии, овладели сознанием творцов искусства. Гении Ренессанса воплотили мечты гуманистов об идеале, создав образ  совершенного, гармоничного  Человека.

 

Форма урока : комбинированный урок.

 

 Приемы деятельности: объяснение, рассказ, беседа,  организация коллективной дискуссии, обмен впечатлениями о просмотренном материале.

 

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: Иллюстративно -продуктивный, частично поисковый методы.

 

Ход урока

1.     Оргмомент.

2.     Актуализация знаний по теме урока.

Просмотр видеофрагмента  с целью выяснения  проблемы урока.

 ( Видеофрагмент « Возрождение»)

3.     Работа с презентацией ««Эпоха Высокого Возрождения как новый этап в развитии  искусства Европы».

Возрождение знаменует возникновение культуры гуманизма, возобновление античного культурного наследия. Средневековье не может повторить античное искусство, это уже другое время, «другая вода», человек живет в другом мире и подчиняется его мировоззрению. Возрождение приводит в гармонию античное совершенство пропорций в изображении и религиозную одухотворенность средневековья и на этой основе получает новое  искусство. Происходит переоценка ценностей, расстояние между, богом и человеком заметно сокращается, что приводит к гуманизму /человеколюбию/. Человек – не овца в стаде Христовом, а венец природы, он должен знать и уметь все, отсюда – рационализм, наукообразность искусства. Человек Возрождения отвергает средневековое аморфное искусство, как «варварское», он хочет точности и ясности.

 Конец XV-начало XVI в.в.- эпоха Высокого Возрождения. Сильными, прекрасными, деятельными предстают перед нами люди Возрождения. Они умеют ценить время: их дни заполнены трудом, стремлением понять и изменить окружающий мир. Много размышляли гуманисты  и о месте человека во Вселенной. Бог, сотворив человека, сказал ему: « Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире». Возрождение часто называют эпохой титанов. В самом деле, трудно найти другое время, отмеченное творчеством такого числа гениев, каждого из которых природа щедро наделила универсальными талантами.

4.Обсуждение  высказывания Марсилио Фичино

«Если мы должны говорить о золотом веке, то это, конечно, век, который производит золотые умы».

5.Составление  таблицы « Титаны Возрождения»( Таблица составляется обучающимися на основе прослушанного материала презентации сл№4-32)

п.п.

 

Художник

 

Работы

 

Главные идеи

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

*Дополнительный материал

Леонардо да Винчи. (1452-1519г.г.)

Его называют универсальным человеком. Он был изобретателем и поэтом, астрономом и инженером, живописцем и анатомом, скульптором и философом. Он один из первых художников, который разрабатывал прямую перспективу и использовал ее на практике в живописи, он первый, кто объединил законы линейной и световоздушной перспективы, о существовании которой еще никто не знал. Он первый понял, что предметы подвергаются влиянию атмосферного освещения и отказывается от линейности рисунка.

 Кисти Леонардо да Винчи принадлежит шедевр мировой живописи «Джоконда». Это портрет жены купца Джокондо, моны Лизы. За ее плечами мы видим пейзаж, демонстрирующий прямую перспективу, но кроме того, он заполнен атмосферными парами и где- то на горизонте тает в воздухе такая, нежная дымка светотени называется «сфумато». Сама же мона Лиза смотрит на зрителя и естественно улыбается. Говорят, чтобы достичь такой совершенной улыбки, Леонардо приглашал в мастерскую шутов и музыкантов, чтобы они смешили женщину.

 В портрете – поиск общих начал природы: материя из парообразного состояния переходит в жидкое, из жидкого – в твердое. Человек – конечное звено в этом развитии. Улыбка – радость в совершенном равновесии мира и природы.

 Леонардо да Винчи принадлежит фреска трапезной монастыря Санта Мария деле Грацие в Милане «Тайная вечеря». Здесь мы видим подчеркнутую перспективу, показывающую пространство комнаты. В центре за столом сидит Христос, по бокам – его ученики. Эта композиция выходит за пределы иллюстрирования библейского сюжета, это морально – психологическая драма. Главная задача – реалистическая передача сложных психологических реакций на слова Христа: « Один из вас предал меня». Каждый образ ученика неповторим, индивидуален, выразителен. Леонардо оставил недописанными только два образа: Христа и Иуды, ведь в эти образы нужно было заложить нравственно-этические понятия добра и зла. Добро и зло, какое оно?

 

 Рафаэль Санти (1483-1520г.г.)

Как сын Возрождения, он был тоже разносторонним человеком: архитектором, портретистом, мастером декора. Он, как и Боттичелли ищет изысканных, трепетных линий, строит композицию с закругляющимися очертаниями и крутящимися объемами. Его представления о красоте: красивое должно быть в центре композиции, создавать равновесие. Использует арочное обрамление красоты либо дугообразное, либо круглое. Самая знаменитая его картина «Сикстинская мадонна». Мадонна спускается к нам с небес и несет нам своего сына. В ее взгляде есть, что то по- детски доверчивое, какая-то младенческая чистота, а во взгляде ребенка – нечто недетское, глубокое. Этот диссонанс поражает зрителя.

  Фреска «Афинская школа» композиционно заключена в арку, которая несколько раз повторяется в перспективном пространстве. В центре фрески изображены Платон и Аристотель – родоначальники двух ветвей философии – идеалистической и материалистической. Платон указывает перстом вверх, к небу, к Богу, Аристотель – вниз, на землю, на естественные законы природы. Вокруг них  мы видим выдающихся философов афинской школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Микеланджело Буонарроти. (1475-1564г.г.)

Он был скульптор, живописец, архитектор, поэт. Но больше всего – скульптор; его фигуры, написанные на плафоне Сикстинской капеллы, можно принять за статуи, они объемны, что кажется, чувствуется резец скульптора.

Одна из ранних его работ – пятиметровая мраморная статуя Давида. Герой взят из библейского сюжета о Давиде и Голиафе. Его привлекала тема пленника: «Скованный пленник», «Умирающий пленник», «Пробуждающийся пленник» - символ высвобождения, но чего? Лучше всего, нам ответит сам Микеланджело:

Когда, о донна, истинный ваятель

Фигуру сотворяет,

От глыбы отсекает

Все лишнее резцом,

Чтоб вырвать мысль из каменных объятий

Так будь и ты творцом

И вызволи мою из плена душу;

Упрятана она, полна сомнений,

……………………………….

Вдохни в меня надежду, добрый гений!

 

Более четырех лет художник расписывает плафон Сикстинской капеллы. Он разрабатывает композиции на библейские темы и лежа под потолком на лесах работал. Это был тяжелый труд и, тем не менее, он не позволял себе выполнять работу посредственно. Каждое изображение – шедевр. Среди сюжетных росписей «Сотворение Адама» - самая глубокая и лаконичная композиция. Творящая сила Бог-отец, не останавливаясь в своем полете, протягивает руку навстречу инертной, оживающей руки Адама. Мы видим, как оживают жизненные силы. Обратите внимание, как глубоко трагично показал художник  сцену на библейский сюжет  «Изгнание из Рая».

 

6.Осмысление.

1.В чем секрет неувядающей славы произведений Леонардо да Винчи? Что особенно привлекает вас в творчестве художника?

 2.Почему Микеланджело называют одним из самых трагических художников своего времени? Что из его произведений особенно понравилось вам?

3. Почему Рафаэля называют певцом женской красоты? Что из его произведений особенно понравилось вам и почему ?

7.Перекрестная дискуссия.

-Почему, на ваш взгляд,  Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти является лучшим представителем эпохи Возрождения?

 

Аргументы «за» (Да)

Аргументы «против» (нет)

 

 

 8.Творческое задание.

- По описанию картины, скульптуры определить произведение, автора и обосновать свою точку зрения.

А) «Первое впечатление от позы и выражения лица молодой женщины рождает ощущение естественности и простоты…  В ее улыбке нет ни открытого веселья, ни непосредственной радости, она выражает затаенный трепет чувства и мысли, печать сложной человеческой души… ее лицо постоянно меняется на глазах у зрителя» (Т.Прилуцкая) (Леонардо да Винчи «Джоконда»)

 

 -Этот портрет был любимым произведением, и художник не расставался с ним до конца жизни.

- Что вы знаете  об истории создания этой картины? 

Б) «Она идет хвалам внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя… (Жуковский) (Рафаэль  Санти «Сикстинская мадонна»).

-Какое впечатление произвела на вас картина Рафаэля  Санти «Сикстинская мадонна»?

В) О своей работе этот человек написал так:

От напряженья вылез зоб на шее,

Живот подполз  вплотную к подбородку,

Задралась к небу борода. Затылок

Прилип к спине, а на лицо от кисти

За каплей капля краски с верху льются

И в пеструю его палитру превращают.

(Микеланджело Буонарроти)

     - Умирая, он оставил краткое завещание: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». В своей жизни он сделал гораздо больше: он подарил человечеству свои бессмертные творения, снискав в веках славу гения.

-Что вы знаете о жизни и творчестве Микеланджело Буонарроти ?

 

9 Игра «Найди ошибку»  /работа в парах/.

-В предложенном тексте найдите ошибку.

1) Италь­янский художник, скульптор, архитектор, уче­ный.

Он жаждал попробовать себя во всех областях деятельности. Он придумал танк и вертолет, написал работы по математике, ана­томии, ботанике. И все-таки в истории чело­вечества он в первую очередь художник, ве­ликий живописец эпохи Возрождения.  Желание понять внутренний мир челове­ка, изучение психологии отразились в самом удивительном творении итальянского мастера - в шедевре, с кото­рым связано огромное количество исследова­ний, научных гипотез и легенд. Это -  «Сикстинская мадонна».  Его набросков, планов хватило бы на де­сять гениев. Он умер, оставив  четырнадцать томов рукописей, часть из них не понята и не расшифрована до сих пор.

 

 

2) Он не стремился проявить себя во всех областях искусства и науки.

Гимном человеку и его возрождению стала главная живописная ра­бота

«Джоконда». За четыре года работы он один расписал потолок площадью

в пять­сот квадратных метров.

Жизнь уготовила ему немало страданий и разочарований.

 По  его проекту был реконстру­ирован центр Рима — Капитолийский холм - и возведен собор Святого Петра, одно из самых грандиозных зданий на земле.

 

 

3) Его называют гением, титаном, гигантом Воз­рождения!

Мягкость и нежность характера сочетал с удивитель­ной работоспособностью. Особенно знамениты две его фрес­ки — «Парнас» и «Афинская школа».

Самая знаменитая картина  «Давид». Его называют не только вершиной творчества, но и вершиной жи­вописи Возрождения.

Умер он  очень рано, прожив всего тридцать семь лет. За этот короткий срок он сделал так много, что годы его жизни искусствове­ды называют эпохой.

 

10. Рефлексия. Тестирование на основе презентационного материала.

11.Итог урока :

 Проблемные вопросы урока: Нужно ли искусство Высокого Возрождения (Ренессанса) современному человеку? Чем оно интересно  обществу XXI века? Каким был человек эпохи Высокого Возрождения? Какого его место во Вселенной?

12. Домашнее задание:   Сочинение – эссе по выбору:

  «Возрождение - это новый этап в развитии мировой культуры», 

«Главная идея итальянского Возрождения», 

«Возрождение - это новый этап в развитии мировой культуры».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              \\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Титаны Возрождения»

На основе прослушанного материала презентации заполнить таблицу:

П.п.

 

Художник

 

Работы

 

Идеи

 

 

 

 

1

 

Леонардо да Винчи

(1452-1519г.г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

Рафаэль Санти

(1483-1520г.г)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

Микеланджело Буонарроти

(1475-1564г.г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Эпоха Возрождения как новый этап развития искусства Европы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Таргетолог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проект  по теме « Эпоха Возрождения как новый этап в развитии  искусства Европы»

Возможная личностно значимая проблема: Нужно ли искусство Высокого Возрождения (Ренессанса) современному человеку? Чем оно интересно  обществу XXI века?

Цели урока:

1.     Изучить особенности развития  гуманистических традиций в изобразительном искусстве  и архитектуре  Западной Европы ( конец XV- первая половина XVII в.в.);

2.     Познакомить учащихся с развитием творчества представителей эпохи Возрождения.

3.     Выявить  особенностей  произведений  великих гениев эпохи Возрождения.

4.     Развитие кругозора, коммуникативной культуры, умения отстаивать свою точку зрения.

5.     Воспитание художественного вкуса, толерантного мышления и гармоничного мировоззрения.

 

Вывод

Учащиеся  должны понять, что эпоха  Высокого Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бессмертными творениями изобразительного искусства. Идеи  гуманистов, распространившиеся далеко за пределы Италии, овладели сознанием творцов искусства. Гении Ренессанса воплотили мечты гуманистов об идеале, создав образ  совершенного, гармоничного  Человека.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 693 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по ИЗО (7 класс) по теме "прямые линии и организация пространства"
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Прямые линии и организация пространства
  • 30.09.2020
  • 1177
  • 15
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация по МХК на тему "Художественная культура Средних веков. Изобр.искусство" (10 класс)
  • Учебник: «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.
  • Тема: Глава 14. Изобразительное искусство Средних веков
  • 30.09.2020
  • 1029
  • 38
«Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 835
    • DOCX 510 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мосинцева Екатерина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 7 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 111950
    • Всего материалов: 67

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы художественного анализа

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 10 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и мировая художественная культура")

Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 12 регионов

Курс повышения квалификации

Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 19 регионов