Тема урока: Понятие
о простейших геометрических телах. Элементы геометрических тел. Изготовление
геометрических тел из бумаги или картона.
Цель: Создание
условий для формирования представлений о простейших геометрических телах и их
месте в архитектурном макетировании через практическую деятельность
обучающихся.
Задачи:
Образовательные
–
актуализировать
знания о простейших геометрических телах и их свойствах, полученные
обучающимися в ходе изучения школьного курса геометрии;
–
ознакомить
с применением простейших геометрических тел в архитектуре;
–
выработать
практические навыки изготовления простейших геометрических тел из бумаги или
картона с использованием разверток поверхностей данных тел.
Развивающие
–
развивать
у обучающихся абстрактное мышление и пространственное воображение на основе
изучения вопроса об использовании простейших геометрических тел в архитектурном
макетировании;
–
стимулировать
творческую инициативность обучающихся;
–
формировать
в ходе занятия навыки безопасной жизнедеятельности.
Воспитательные
–
воспитывать
у обучающихся потребность качественно выполнять порученные задания;
–
развивать
мотивацию обучения через удовлетворение потребностей в содержательном общении и
сотрудничестве с педагогом и другими обучающимися через деловое сотрудничество.
Тип занятия:
комбинированное занятие
Оборудование: доска,
экран, мультимедийный проектор, презентация, видеофрагмент «Правильные
многогранники», модели объёмных геометрических фигур, плотная бумага, ножницы,
клей, металлическая линейка.
Ход занятия
На
доске написан следующий эпиграф:
Окружающий
нас мир ― это мир геометрии. Все вокруг геометрия. Дух геометрического порядка
станет властителем архитектурных судеб.
Ле
Корбюзье
Организационный
момент
Дорогие мои непоседы, приглашаю вас в увлекательный мир
архитектуры и геометрии. Эпиграфом к сегодняшнему занятию я взял слова известного
французского архитектора Ле Корбюзье.
(Педагог озвучивает высказывание Ле Корбюзье)
Давайте проверим нашу готовность к началу занятия. (Проверка
готовности обучающихся к началу занятия: наличие на столах листов плотной
бумаги, ножниц, клея)
Актуализация
темы занятия
Геометрия в пространстве ― это наша жизнь, это всё, что нас
окружает. Сегодня мы с вами поговорим о том, какие простейшие геометрические
составляющие мы будем использовать в своей дальнейшей работе над макетами
зданий и сооружений.
Поэтому
тема нашего занятия звучит так: «Понятие о простейших геометрических телах.
Элементы геометрических тел. Изготовление геометрических тел из бумаги или
картона».
Актуализация
знаний
На уроках геометрии вы уже познакомились с некоторыми фигурами.
Вспомните, что называется геометрической фигурой?
(Предполагаемый ответ: Геометрической фигурой
называется любая совокупность (множество) точек).
Всякую сложную фигуру можно разделить на более простые. Если все
точки фигуры лежат в одной плоскости, фигуру называют плоской. К плоским
фигурам относятся: треугольник, квадрат, окружность.
Совокупность
точек, расположенных в пространстве, образует пространственную фигуру. К таким
фигурам относятся: куб, цилиндр, шар. Фигуры в пространстве называют геометрическими
телами.
У
куба все ребра и грани равны, боковая поверхность состоит из четырех равных
квадратов, основания куба — два квадрата, тождественные квадратам боковой
поверхности.
Открытие
новых знаний
Каждое
геометрическое тело имеет свою форму, которая различается по составу, структуре
и размерам. Структура формы геометрического тела ― характеристика формы,
которая показывает взаимосвязь и расположение отсеков поверхностей относительно
друг друга.
По форме
простые геометрические тела делятся на многогранники и тела вращения. Многогранники
– геометрические тела, оболочка которых образована отсеками плоскостей. Грани
– отсеки плоскостей, которые составляют поверхность (оболочку) многогранника. Рёбра
– отрезки прямых, по которым пересекаются грани. Вершины – концы ребёр.
В теме
нашего занятия стоит вопрос об изготовлении некоторых простейших геометрических
тел. Для этих целей в практической части нашего занятия мы будем использовать
развёртку поверхности данного тела.
Развёрткой
поверхности геометрического тела называется плоская фигура, которая
получается в результате совмещения всех граней или всех поверхностей,
ограничивающих тело, с одной плоскостью.
Изготовление
развёрток геометрических тел из подручного материала (бумаги, картона) не
всегда даёт ожидаемый результат. Для данных целей очень эффективно
использование Трансформируемого Игрового Конструктора для Обучения (ТИКО).
ТИКО
– оригинальное учебно-методическое пособие, обладающее единственной в своём
роде возможностью к наглядному, осязательному постижению геометрических тел,
форм и плоскостей.
(демонстрируется
видеофрагмент «Правильные многогранники», в котором показан процесс их сборки с
использованием конструктора ТИКО)
Физкультминутка.
Практическая
работа.
(проводится инструктаж
обучающихся по соблюдению правил техники безопасности при работе с
колюще-режущим инструментом)
Технология
изготовления.
Любой
начинающий моделист должен знать основы работы с бумагой. От этих знаний
зависит качество создаваемых моделей. Первое знакомство с бумажным
моделированием начинается с простых геометрических фигур, таких как кубик.
Не у всех
получается склеить кубик с первого раза. Более сложные фигуры (например:
цилиндр, конус) требуют в несколько раз больше усилий. Наша задача состоит в
том, чтобы научить изготавливать эти «азы» моделирования по готовым развёрткам.
Сегодня
каждый из вас получит маленький подарок, который будет изготовлен своими руками
и поможет нам понять тему занятия.
Задание. Используя
предложенные развёртки поверхностей геометрических тел осуществить сборку
данных объектов путём вырезания контура и дальнейшего склеивания.
(обучающиеся под
руководством педагога выполняют практическое задание)
Вырежьте
развёртки фигур с листа бумаги. По линиям сгиба обязательно проведите иголкой
циркуля под линейку, чтобы аккуратно собрать модель.
Для склеивания обычной бумаги годится
канцелярский (силикатный) клей, но я советую использовать клей ПВА.
Сборку моделей геометрических тел начнём со
сборки кубика.
Чтобы
аккуратно собрать цилиндр его детали нужно клеить встык. С одной стороны основание
можно приклеить без проблем, просто поставьте на стол заранее склеенную трубку,
положите на дно кружок и залейте клеем изнутри.
Следите,
чтобы диаметр трубы и круглого основания плотно подходили друг к другу, без
щелей, иначе клей протечёт и всё приклеится к столу.
Верхнее
основание приклеить будет сложнее. Поэтому приклейте внутри вспомогательные
прямоугольники на расстоянии толщины бумаги от края трубы. Эти прямоугольники
не дадут упасть основанию внутрь.
Теперь без проблем можно приклеить верхнее
основание цилиндра
Рефлексия
Вопросы
для закрепления пройденного материала:
1.
У
какой фигуры стороной является треугольник? (пирамида)
2.
У
каких фигур нет углов? (шар, цилиндр, конус)
3.
У
каких фигур основанием является круг? (конус, цилиндр)
4.
Сколько
граней имеет куб? (шесть)
5.
Сколько
рёбер у куба? (12)
6.
Сколько
вершин у куба? (8)
Работа с группой. Я называю
геометрическое тело, а вы приводите примеры предметов соответствующих этому
телу.
Геометрическое тело
|
Предмет
|
шар
|
мяч,
глобус
|
пирамида
|
пирамиды
в Египте
|
призма
|
карандаш,
кирпич
|
конус
|
колпак,
рожок мороженного
|
цилиндр
|
шайба,
банка консервов
|
Домашнее задание: используя
технологию, отработанную в ходе проведения занятия изготовить модель следующих
геометрических тел: конус, прямая пяти или шестиугольная призма (по выбору)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.