Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыЭлектронное периодическое издание НАУКОГРАД "Проектная деятельность в курсе "Литературное чтение""

Электронное периодическое издание НАУКОГРАД "Проектная деятельность в курсе "Литературное чтение""

Скачать материал

Заварзина Галина Егоровна  учитель начальных классов 

Государственное общеобразовательное учреждение - основная 

общеобразовательная школа  при Генконсульстве России в Стамбуле, Турция  г. Стамбул, Турция

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КУРСЕ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

 

Федеральные государственные стандарты второго поколения приоритетом начального общего образования становят формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Основой формирования ключевых компетенций у младших школьников является организация учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода. Использование в учебном процессе метода проектов  позволяет создать образовательную среду, где компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, которые будут востребованы в жизни человека. Проектное обучение инициирует самостоятельность и инициативность школьников к их познавательной деятельности, позволяет развивать социальные навыки в процессе группового взаимодействия, помогает приобрести навыки исследовательской и творческой деятельности, обеспечивает межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков.                 

БУП состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей   внеурочную    деятельность. В обязательной части БУП отражено содержание образования, а школа самостоятельно организует образовательный процесс и выбирает виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и так далее). Часть БУП, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся.  В нее входит и внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.).  Поэтому важно, что все разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных и внешкольных может осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности. Это находит свое отражение в основной общеобразовательной программе школы, в учебном плане, программе внеурочной деятельности, конкретно в рабочей программе каждого учителя.                                                                                    

Основными задачами работы учителя, реализующего ФГОС нового поколения, является воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов. Нужно помнить, что в основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Важно также отметить, что проект в начальной школе имеет некоторые  особенности. Это связано с  возрастом участников проекта, несформированной интеллектуальной зрелостью и пока лишь закладывающимися коммуникативными умениями. Все это не позволяет обучающимся пройти все этапы проекта самостоятельно, без активной  помощи взрослых.  В привычную формулу проекта «Учитель-ученик» следует добавить еще одно звено

«Учитель-Ученик-Родитель». Привлекая родителей к процессу проектирования, учителю важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей, а помогали советом, информацией, проявлением заинтересованности.  

Основная общеобразовательная программа начального общего образования ГОУ - основной общеобразовательной школы при Генконсульстве России в Стамбуле, Турция, реализуется по УМК «Школа России». Завершенные предметные линии учебников для 1—4 классов разработаны с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта  и направлены на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Проблемы творческого и поискового характера наиболее емко решаются в рубрике «Наши проекты». В содержании учебников содержится по несколько  различных проектов, в создании которого участвуют школьники. Например, 2 класс математика - «Узоры и орнаменты на посуде», «Оригами», окружающий мир - «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Города России», «Страны мира» и др. 

Большие возможности для использования проектной деятельности предусмотрены в    программе курса «Литературное чтение» (автор Л.Ф. Климанова, 2 класс). Проектная деятельность в курсе литературного чтения может быть организована в рамках одной конкретной темы. Основой такого проекта являются произведения разных авторов, посвященных теме проекта. Достоинством такого подхода является наличие ориентировочной основы деятельности: ребенок понимает цель своей деятельности и средства ее достижения.  При изучении  разделов «Люблю природу русскую. Осень» (8 ч.), 

«Люблю природу русскую. Зима»   (10 ч.), «Люблю природу русскую. Весна» (11 ч.) были реализованы среднесрочные творческие проекты: «Чудесная пора. Осень», «Зимние картины», «Весенний праздник». Темы данных проектов были определены содержанием и построением   учебника, подбором произведений поэтов и писателей, творческими заданиями в рабочей тетради. Цель данных проектов - развить творческие способности школьников в ходе  изучения литературных произведений. В рамках реализации этих проектов были проведены: конкурсы чтецов, литературная гостиная, выставки рисунков и иллюстраций к изученным произведениям, сочинение синквейнов и стихотворений, написание мини-сочинений, подбор загадок и пословиц, проведение праздничных мероприятий. В результате дети расширили свой кругозор, у них проявился интерес к творчеству русских писателей, поэтов, художников. Работа способствовала развитию воображения, связной устной и письменной речи, навыков рисования, умению работать с информацией. Детские работы были представлены на общешкольных мероприятиях, в рамках проведения недели учителей начальных классов, на родительских собраниях.

Примером информационного краткосрочного  мини-проекта  является индивидуальный проект «Мой любимый детский писатель»  в рамках темы «Писатели - детям» (19 ч). Тема этого проекта была определена для урока внеклассного чтения по данному разделу. Цель данного проекта:  изучить биографию и творчество любимого писателя, прочитать произведение, не входящее в программу, и представить информацию одноклассникам на уроке. Как результат на уроке была организована выставка книг, рисунков, плакатов, каждый ученик  рассказал о  жизни и творчестве детского писателя, представил  его книгу, рассказал о понравившемся произведении.                                          

Удачным  оказался групповой информационный мини-проект проект «Пушкин А.С. – великий русский поэт», результатом которого является одноименная стенгазета.  Тема данного проекта была определена в ходе участия класса в проведении недели предметов гуманитарного цикла. Каждому ребенку нашлось  индивидуальное задание: краткая биография, иллюстрации к сказкам, список произведений поэта, интересные факты из жизни и творчества, памятные места, музеи.  Следующим этапом проекта было оформление газеты и заслушивание мини-докладов. Газета была представлена  на общешкольном мероприятии «Литературная гостиная».                                                      

Часто выбор темы проекта связан не только с основными предметными разделами, но и с читательскими пристрастиями учеников. Поэтому ведение читательских дневников, организация выставок «Советую почитать», написание рецензий помогает учителю быть в курсе читательских интересов детей, выйти за рамки программного чтения, выбрать то, что действительно интересно и актуально.  Поэтому основой творческого группового проекта может стать содержание не только всего раздела, но и отдельное литературное произведение. Так в ходе изучения раздела «О братьях наших меньших» (12 ч), детей заинтересовало творчество В. Бианки («Музыкант», «Сова»). На следующий урок было предложено прочитать еще одно произведение писателя на выбор. И всех заинтересовала сказка «Теремок». Дети хорошо знают народную  сказку «Теремок» с самого юного возраста, и возникла проблема, о чем же мог написать автор? На следующий урок, познакомившись с произведением, решено было подготовить не просто иллюстрации, но попробовать создать диафильм по сказке. Поделили сказку на части, но так как в сказке встречались животные мало знакомые детям, то в их задачу входило не только нарисовать иллюстрацию, но найти информацию о животном. Следующим этапом было изложение найденной информации и предоставление на обсуждение иллюстрации к полученному отрывку. Заключительным этапом работы стал этап создания диафильма. В результате работы над проектом ребенок был включен в следующие виды деятельности: поисковая (изучались особенности образа жизни животных, о которых говорится в сказке), художественная (рисование иллюстрации), литературная (сравнение народной сказки и авторской). Презентация проекта осуществлялась в форме выступления перед одноклассниками и просмотр диафильма на уроке внеклассного чтения. 

Примером долгосрочного, межпредметного, разновозрастного проекта учеников 2-4 классов служит проект,  реализованный и представленный на конкурс проектных и исследовательских работ учащихся общеобразовательных школ при загранучреждениях МИД РФ «Школьная планета МИД» на тему «В гости к прабабушкам и прадедушкам». Выбор проблемы был продиктован темами, оказавшимися сквозными в курсе 2-3 класса: «Устное народное творчество» в литературном чтении, «Убранство русской избы» и «Элементы русского костюма» в курсе технологии и окружающего мира. В сознании младшего школьника это отдельные темы в рамках отдельных школьных предметов, а проект помог воссоздать целостную картину мира. Выполнение проекта проходило в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. В процессе реализации прошли две конференции, посвящённые русской избе и русскому костюму, несколько творческих мастерских, где был  создан весь иллюстративный материал к данной работе, была организована выставка «Родные просторы» и народный праздник.  

Работа по организации учебных проектов  на уроках и во внеурочной деятельности позволила выявить затруднения, связанные с реализацией проектной деятельности в начальной школе:        

-                      проекты затратны по времени реализации (от 3 недель до нескольких месяцев). Все это требует дополнительного мотивирования и стимулирования познавательной деятельности обучающихся; 

-                      реализация проектов требует сформированности у детей таких умений, как создание презентации, поиск  необходимой  информации, подготовка выступления. Данная проблема решается в совместной деятельности ребенка, педагога и родителей.

-                      публичное выступление требует определенной смелости и психологической готовности ребенка. От учителя требуется много терпения и выдержки, чтобы подготовить ребенка к выступлению.

Таким образом, на примере реализации проектной деятельности в рамках учебного курса " Литературное чтение" можно сделать следующие выводы:              

      Вдумчивый анализ программы, содержания  художественных произведений позволяет определить темы различных по видам проектов на уроках литературного чтения. 

      Проектная деятельность на уроках литературного чтения – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности и ответственности. 

      Технология учебного проекта на основе литературных произведений имеет и огромные воспитательные возможности: формирование у школьника нравственной, коммуникативной, интеллектуальной, информационной, художественной культуры.

      Проектная деятельность в начальной школе, организованная на уроках литературного чтения, предоставляет педагогу широкие возможности: от обучения формулированию проблемы (познавательной, духовнонравственной, прикладной) до организации различных видов деятельности (художественной, исследовательской, поисковой) и форм презентации результатов работы (выступление  перед одноклассниками, участие в конференциях, общешкольных мероприятиях).

Организуя проектную деятельность, нужно стараться сделать каждый проект по-настоящему нужным: ученикам и учителям, родителям, собеседникам и коллегам; результаты проектной деятельности нужно использовать как пособие для урока или материал для проведения классного часа, внеклассного мероприятия; надеяться, что темы реализованных проектов подарят кому-то идею и найдут новое воплощение.    

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Электронное периодическое издание НАУКОГРАД "Проектная деятельность в курсе "Литературное чтение"""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Федеральные государственные стандарты второго поколения приоритетом начального общего образования становят формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Основой формирования ключевых компетенций у младших школьников является организация учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода. Использование в учебном процессе метода проектов позволяет создать образовательную среду, где компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, которые будут востребованы в жизни человека. Проектное обучение инициирует самостоятельность и инициативность школьников к их познавательной деятельности, позволяет развивать социальные навыки в процессе группового взаимодействия, помогает приобрести навыки исследовательской и творческой деятельности, обеспечивает межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков.

БУП состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность. В обязательной части БУП отражено содержание образования, а школа самостоятельно организует образовательный процесс и выбирает виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и так далее). Часть БУП, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся. В нее входит и внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.). Поэтому важно, что все разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных и внешкольных может осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности. Это находит свое отражение в основной общеобразовательной программе школы, в учебном плане, программе внеурочной деятельности, конкретно в рабочей программе каждого учителя.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 467 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 326
    • PDF 256.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Заварзина Галина Егоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Заварзина Галина Егоровна
    Заварзина Галина Егоровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 8485
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Развитие мотивации к обучению

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 156 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 155 человек

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инклюзивное образование: нормативное регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе