Инфоурок Всеобщая история ПрезентацииЭлектронное пособие « История России в художественных образах»

Электронное пособие « История России в художественных образах»

Скачать материал
Скачать материал "Электронное пособие « История России в художественных образах»"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • История не терпит суесловья, 
Трудна ее народная стезя.
Ее страницы, залитые...

    1 слайд

    История не терпит суесловья,
    Трудна ее народная стезя.
    Ее страницы, залитые кровью,
    Нельзя любить безумною любовью
    И не любить без памяти нельзя.
    Я. Смеляков
    Электронное пособие
    « История России
    художественных образах»
    Работу выполнила Татаренко Галина Васильевна,
    учитель истории и обществознания высшей категории,
    Почётный работник общего образования Российской Федерации

    Казань - 2016
    Средняя общеобразовательная школа №120 с углубленным изучением отдельных предметов Московского района города Казани

  • СодержаниеАктуальность проекта;
Цели и задачи проекта;
Гипотеза проекта;
Нови...

    2 слайд

    Содержание
    Актуальность проекта;
    Цели и задачи проекта;
    Гипотеза проекта;
    Новизна проекта;
    Использование пособия;
    Применение проекта;




    Х

  • Содержание                            Сборник «История России в поэтических о...

    3 слайд

    Содержание

    Сборник «История России в поэтических образах» структурирован по тематическому принципу:

    Глава I . История России (IX – XIX в.в)
    § 1. Россия IX – XVII в.в.
    § 2. Россия XVIII в.
    § 3. Россия XIX в.
    Глава I I . История России ( XX в.в)
    § 1. Россия в первой половине XX в.
    § 1. Россия во второй половине XX в.
    Глава I I I. Стихи о Родине
    Глава I V .Образ человека в поэзии
    § 1. О человеке.
    § 2. О любви.
    § 3. О жизни и смерти.
    Глава V . Исторические были-небылицы
    Глава VII. Древняя история Руси в художественных образах

    Х

  • СодержаниеРезультаты проекта;
Заключение;
Список литературы;
Список источнико...

    4 слайд

    Содержание
    Результаты проекта;
    Заключение;
    Список литературы;
    Список источников иллюстраций;
    Х

  • Ни для кого не является секретом тот факт, что интерес к учебе у современных...

    5 слайд

    Ни для кого не является секретом тот факт, что интерес к учебе у современных детей неуклонно падает.

    Причины:
    - громадность и сложность материала подлежащего усвоению и запоминанию.
    бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса.

    Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив ее выполнения. Этим обосновывается цель проекта.
    Актуальность проекта
    Х

  • Цель проекта - пробудить интерес к предмету, повысить мотивацию           уча...

    6 слайд

    Цель проекта - пробудить интерес к предмету, повысить мотивацию учащихся, используя нетрадиционные формы и методы обучения.

    Задачи:
    Активизировать познавательную деятельность учащихся, опираясь на их природную любознательность, новизну учебного материала, его доступность и наглядность.
    Сформировать патриотические чувства и чувства гражданственности.
    Развивать критическое мышление, используя противоречивость исторического материала и другие особенности социального познания.
    Способствовать активизации творческой и индивидуальной деятельности учащихся.
    Цели и задачи проекта
    Х

  • Гипотеза проектаНам представляется, что использование на уроках разнообразных...

    7 слайд

    Гипотеза проекта
    Нам представляется, что использование на уроках разнообразных художественных образов, позволит вывести преподавание истории и обществознание на более высокий уровень, обеспечит мотивацию в изучении предметов через красочное увлекательное освещение исторических событий, будет способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельного и критического мышления, опираясь на палитру самых разнообразных, подчас противоположных по значению, образов исторического прошлого.
    Х

  • Новизна проектаРеализация проекта представляет собой сборник «История России...

    8 слайд

    Новизна проекта
    Реализация проекта представляет собой сборник «История России в поэтических образах», комплект открыток на мотивы русской исторической живописи и скульптуры.
    Особенность данного издания определяется важностью полидисциплинарного подхода в изучении школьных предметов и спецификой влияния поэзии, живописи и музыки на активизацию индивидуальной деятельности учеников. Взамен скучного учебника учащимся предлагается галерея художественных образов, в которой история представляется мозаичной и многовариантной, эмоционально насыщенной, более понятной и позволяющей получить большое эстетическое наслаждение.
    Х

  • ИспользованиеУказанные материалы могут быть использованы следующим образом:
-...

    9 слайд

    Использование
    Указанные материалы могут быть использованы следующим образом:
    - в качестве эпиграфов
    - иллюстративного материала
    - дидактического материала
    - на практических занятиях
    - на проблемных ситуациях
    - во внеклассной работе материалов.
    Х

  • Применение проекта                            Сборник «История России в поэти...

    10 слайд

    Применение проекта

    Сборник «История России в поэтических образах» имеет две положительные рецензии ИПКРО РТ, рекомендован к использованию и публикации.
    Может быть успешно использован другими учителями истории и обществознания в любых общеобразовательных учреждениях.
    В 2003 году проект был отмечен дипломом 1 степени пятого Республиканского конкурса авторских программ и учебно-методических разработок.
    Х

  • Глава I .      История России (IX – XIX в.в)§ 1. Россия IX – XVII в.в.Это...

    11 слайд

    Глава I .
    История России (IX – XIX в.в)
    § 1. Россия IX – XVII в.в.

    Это было время образования государственности, когда закладывалась и развивалась официальная идеология, формировался менталитет российского человека. Данный факт нашел отражение в стихах, поэмах, поучениях живших тогда современников и поэтов более поздних времен.

    Х

  • Глава I .      История России (IX – XIX в.в)§ 1. Россия IX – XVII в.в.Пимен...

    12 слайд

    Глава I .
    История России (IX – XIX в.в)
    § 1. Россия IX – XVII в.в.
    Пимен
    Еще одно последнее сказанье-
    И летопись окончена моя,
    Исполнен долг, завещанный от Бога
    Мне грешному. Недаром многих лет
    Свидетелем меня Господь поставил
    И книжному искусству вразумил:
    Когда-нибудь монах трудолюбивый,
    Найдет мой труд усердный, безымянный,
    Засветит он, как я, свою лампаду-
    И, пыль веков от хартий отряхнув,
    Правдивые сказанья перепишет, -
    Да ведают потомки православных
    Земли родной минувшую судьбу…
    А.Пушкин
    Князь Олег
    Как ныне сбирается вещий Олег
    Отмстить неразумным хазарам:
    Их села и нивы за буйный набег
    Обрек он мечам и пожарам.
    С дружиной своей, в цареградской броне,
    Князь по полю едет на верном коне.
    А.Пушкин


    Х

  • Глава I .      История России (IX – XIX в.в)§ 1. Россия IX – XVII в.в.Напад...

    13 слайд

    Глава I .
    История России (IX – XIX в.в)
    § 1. Россия IX – XVII в.в.
    Нападение Батыя на Русь (1237)
    Был страшный год, когда все страны
    Боялись больше, чем огня,
    Батыя - внука Чингисхана,
    Свое соседство с ним кляня...
    Был страшный век, когда монголы
    На Русь лавиною пошли,
    В осенний день, по степи голой
    Топча сухие ковыли.
    Так шла чудовищным потоком
    На Русь монгольская Орда
    В одном стремлении жестоком
    Сжигать и грабить города.
    Н.Кончаловская

    Иван Грозный(1533-1584)
    Настал Иван Четвертый,
    Он Третьему был внук;
    Калач на царстве тертый
    И многих жен супруг.
    Иван Васильич Грозный
    Ему был имярек
    За то, что был серьезный
    Солидный человек.
    Приемами не сладок,
    Но разумом не хром;
    Такой завел порядок,
    Хоть покати шаром.
    А.Толстой

    Х

  • Глава I .      История России (IX – XIX в.в)§ 1. Россия IX – XVII в.в.Покор...

    14 слайд

    Глава I .
    История России (IX – XIX в.в)
    § 1. Россия IX – XVII в.в.
    Покорение Сибири Ермаком (1581-1585)
    Не мерена вдоль и не пройдена вширь,
    Покрыта тайгой непроезжей,
    У нас под ногой разостлалась Сибирь
    Косматою шкурой медвежьей.
    Пушнина в сибирских лесах хороша,
    И красная рыба в струях Иртыша!
    Мы можем землей этой тучной владеть,
    Ее разделивши по братски.
    Мне в пору Кучумовы бармы надеть
    И сделаться князем остяцким...
    Д.Кедрин

    Борис Годунов
    ...как язвой моровой
    Душа горит, нальется сердце ядом,
    Как молотком стучит в висках упрек,
    И все тошнит, и голова кружится,
    И мальчики кровавые в глазах...
    И рад бежать, да некуда... ужасно!
    Да жалок тот, в ком совесть не чиста.
    А.Пушкин


    Х

  • Глава I .      История России (IX – XIX в.в)§ 1. Россия IX – XVII в.в.Иван...

    15 слайд

    Глава I .
    История России (IX – XIX в.в)
    § 1. Россия IX – XVII в.в.
    Иван Сусанин
    «… Куда та завел нас!» - лях старый вскричал.
    «Туда куда надо! – Сусаний сказал. –
    Убейте! Замучьте! – моя здесь могила!
    Но знайтесь и рвитесь: я спас Михаила!
    Предателя, мнили, во мне вы нашли:
    Их нет и не будет на русской земли!
    В ней каждый отчизну с младенчества любит
    И душу изменой свою не погубит».
    «Злодей! – закричали враги, закипев. –
    Умрешь под мечами!» –
    «Не страшен ваш гнев!
    Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
    И радостно гибнет за правое дело!
    Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
    Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
    «Умри же! – сарматы герою вскричали,
    И сабли над старцем, свистя, засверкали. –
    Погибни, предатель! Конец твой настал!»
    И твердый Сусанин весь в язвах упал!
    Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
    Она для России спасла Михаила!
    К.Рылеев

    Крепостное право в России (XVII в.)
    Для хозяев пашет землю
    Мужичишка крепостной,
    У хозяина их много:
    Двести, триста, восемьсот...
    Он следит за ними строго,
    Как скоту, ведет им счет.
    Землю пашет мужичишка
    На господской полосе,
    У такого нет излишка
    Ни в одежде, ни в еде!
    Брат его затейник тонкий,
    Мастер русского резца,
    Это он точил колонки
    Для господского крыльца.
    Зять его - художник ценный,
    Доверяют лишь ему, -
    Он расписывает стены
    У хозяйки в терему.
    А живут по-скотски оба,
    Этих некому жалеть-
    От младенчества до гроба
    Либо окрик, либо плеть!
    Вот какой тогда была
    Крепостная кабала.
    Н.Кончаловская

    Х

  • Глава I .      История России (IX – XIX в.в)§ 2. Россия  XVIII в.Восемнадца...

    16 слайд

    Глава I .
    История России (IX – XIX в.в)
    § 2. Россия XVIII в.
    Восемнадцатый век в истории России отличается мощным процессом модернизации. Он начался с петровских преобразований и продолжился веком Екатерины. В этот исторический период в России сформировалась новая система ценностей, новых экономических и политических отношений, изменился тип взаимодействий России с миром.

    Х

  • Глава I .      История России (IX – XIX в.в)§ 2. Россия  XVIII в.Петр I (16...

    17 слайд

    Глава I .
    История России (IX – XIX в.в)
    § 2. Россия XVIII в.
    Петр I (1682-1725)
    О мощный властелин судьбы!
    Не так ли ты над самой бездной
    На высоте, уздой железной
    Россию поднял на дыбы?
    А.Пушкин.

    Ода
    На день восшествия на престол
    Елизаветы Петровны
    ... О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих
    И видеть таковых желает,
    Каких зовет от стран чужих,
    О, ваши дни благословенны!
    Дерзайте, нынче ободрены,
    Раненьем вашим показать,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.
    М.Ломоносов


    Властителям и судьям
    ... Цари! Я мнил вы боги властны,
    никто над вами не судья,
    но вы, как я подобно, страстны,
    и так же смертны, как и я.
    И вы подобно так падете,
    Как с древ увядший лист падет!
    И вы подобно так умрете,
    Как ваш последний раб умрет!
    Воскресни, боже! Боже правых!
    И их молению внемли:
    Приди, суди, карай лукавых,
    И будь един царем земли.
    Г.Державин

    Х

  • Глава I .      История России (IX – XIX в.в)§ 2. Россия  XVIII в.Убийство П...

    18 слайд

    Глава I .
    История России (IX – XIX в.в)
    § 2. Россия XVIII в.
    Убийство Павла I (1801)
    ... Он видит в лентах и звездах,
    Вином и злобой упоены,
    Идут убийцы потаенны,
    На лицах дерзость, в сердце страх.
    Молчит неверный часовой,
    Опущен молча мост подъемный,
    Врата отверсты в тьме ночной
    Рукой предательства наемной....
    О стыд! О ужас наших дней!
    Как звери вторглись янычары!
    Падут бесславные удары...
    Погиб увенчанный злодей.
    А.Пушкин



    А.Н.Радищев (1749-1802)
    Я тот же, что и был и буду весь свой век:
    Не скот, не дерево, не раб, но человек.

    Надгробная надпись, которую А.Н.Радищев сочинил для себя:
     
    Под игом власти сей рожденный,
    Нося оковы позлащены,
    Нам вольность первый прорицал...

    Х

  • Глава I .      История России (IX – XIX в.в)§ 2. Россия  XVIII в.Императриц...

    19 слайд

    Глава I .
    История России (IX – XIX в.в)
    § 2. Россия XVIII в.
    Императрица Елизавета Петровна (1741-1761)
    Веселая царица
    Была Елисавет:
    Поет и веселится,
    Порядка только нет.
    А.Толстой


    Дворцовые перевороты (XVIIIв.)
    Тут кротко или строго
    Царило много лиц,
    Царей не слишком много,
    А более цариц.
    А.Толстой

    Присоединение Грузии к России (1801)
    ... Теперь один старик седой,
    Развалин страж полуживой,
    Людьми и смертию забыт,
    Сметает пыль с могильных плит.
    Которых надпись говорит
    О славе прошлой – и о том,
    Как, удручен своим венцом,
    Такой-то царь, в такой-то год,
    Вручал России свой народ.
    И божья благодать сошла
    На Грузию! Она цвела
    С тех пор в тени своих садов,
    Не опасаяся врагов,
    За гранью дружеских штыков...
    М.Лермонтов

    Х

  • Глава I .      История России (IX – XIX в.в)§ 3. Россия  XIX в.Эта историч...

    20 слайд

    Глава I .
    История России (IX – XIX в.в)
    § 3. Россия XIX в.

    Эта историческая эпоха характеризуется, прежде всего, процессами, направленными на изменения всей общественно-политической и экономической жизни страны. Девятнадцатый век представлен революционными движениями, новыми идеями и важными реформами.
    Х

  • Глава I .      История России (IX – XIX в.в)§ 3. Россия  XIX в.Александр I...

    21 слайд

    Глава I .
    История России (IX – XIX в.в)
    § 3. Россия XIX в.
    Александр I
    Властитель слабый и лукавый,
    Плешивый щеголь, враг труда,
    Нечаянно пригретый славой,
    Над нами царствовал тогда.
    Его мы очень добрым знали,
    Когда не наши повара.
    Орла двуглавого щипали
    У Бонапартова шатра.
    А.Пушкин

    Отечественная война 1812г.
    Гроза 12 года настала –
    Кто тут нам помог?
    Остервенение народа,
    Барклай, зима иль русский Бог.
    А.Пушкин


    Крепостное право
    ... Здесь барство дикое, без чувства, без закона
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца.
    Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
    Здесь рабство тощее влачится по браздам
    Неумолимого владельца...
    А.Пушкин

    Х

  • Глава I .      История России (IX – XIX в.в)§ 3. Россия  XIX в.Декабристы
Н...

    22 слайд

    Глава I .
    История России (IX – XIX в.в)
    § 3. Россия XIX в.
    Декабристы
    Но ужели столь мгновенно
    все, что свято и нетленно,
    унесла...
    Этой черной ночи пена,
    ночи мгла?
    Мир ушедшим без возврата,
    тем, кто отдал в час расплаты
    кровь свою
    и на площади Сената
    пал в бою.
    В полумгле мертвеют лица,
    сердце – пойманная птица,
    сон иль бред?
    Ах, с тираном бы сразиться!
    Силы нет,
    словно крылья подрубили,
    словно были и не были
    дружно вновь
    все, что грезилось, уплыло,
    только кровь...
    М.Кузьмин

    Х

  • Глава I .      История России (IX – XIX в.в)§ 3. Россия  XIX в.Николай I (1...

    23 слайд

    Глава I .
    История России (IX – XIX в.в)
    § 3. Россия XIX в.
    Николай I (1825-1855)
    Не Богу ты служил и не России,
    Служил лишь суете своей,
    И все дела твои и добрые, и злые, -
    Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
    Ты был не царь, а лицедей.
    Ф.Тютчев
     

    Николаевская эпоха
    ... Безгласны люди. От Китая
    До стен недвижного Кремля,
    Под диким гнетом изнывая,
    Томится русская земля.
    Живут и мрут среди смиренья
    В молчанье вялом покаянья.
    Молчит запуганный мужик
    Под розгой маленьких владык.
    Кругом помещики – глупцы,
    Рабы, нахалы, подлецы,
    Попы, мундиры голубые,
    Воров казенные полки,
    Да меры к лучшему тупые,
    Да плеть, да ссылки, да штыки;
    И чья-то воля будто правит,
    И сверху вниз все давит, давит.
    Н.Огарев

    Х

  • Глава I .      История России (IX – XIX в.в)§ 3. Россия  XIX в.Из стихотвор...

    24 слайд

    Глава I .
    История России (IX – XIX в.в)
    § 3. Россия XIX в.
    Из стихотворения народника С.С.Синегуба
    Мрак на Руси непроглядно глубок,
    Край наш – бездонное море страданья! ..
    Рок надарил нас вопросами трудными;
    Пахари стонут над нивами скудными;
    Ходят бродяги зверьми бесприютными;
    С скорбными лицами, с взорами мутными,
    В лето ли знойное, в зиму ли снежную –
    Голодны, босы, с душой безнадежную...
    Темная доля... Острог да сума...
    Подати, розги... Поля худородные...
    Мучат и люди, и силы природные,
    Мучит проклятая тьма!

    Александр II (1855-1881)
    Царь, покончивший рабские стоны,
    Вековую бесправность людей
    И свободных сынов миллионы
    Даровавший отчизне своей.
    Н.Некрасов

    Х

  • Глава I .      История России (IX – XIX в.в)§ 3. Россия  XIX в.Предсказание...

    25 слайд

    Глава I .
    История России (IX – XIX в.в)
    § 3. Россия XIX в.
    Предсказание
    Настанет год, России черный год,
    Когда царей корона упадет;
    Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
    И пища многих будет смерть и кровь;
    Когда детей, когда невинных жен
    Низвергнутый не защитит закон;
    Когда чума от смрадных, мертвых тел
    Начнет бродить среди печальных сел,
    Чтобы платком из хижин вызывать,
    И станет глад сей бедный край терзать;
    И зарево окрасит волны рек:
    В тот день явится мощный человек,
    И ты его узнаешь и поймешь,
    Зачем в руке его булатный нож:
    И горе для тебя! – твой плач, твой стон
    Ему тогда покажется смешон:
    И будет все ужасно мрачно в нем,
    Как плащ его с возвышенным челом.
    М.Лермонтов

    Х

  • Глава II .   История России ( XX  в.в)§ 1. Россия в первой половине XX в....

    26 слайд

    Глава II .
    История России ( XX в.в)
    § 1. Россия в первой половине XX в.

    Первая половина ХХ века – это время революций, войн, это попытка построить новое справедливое общество, что на деле обернулось формированием тоталитарного режима. В российской поэзии тех лет нашли отражение все события нашей истории. Одни поэты их приветствовали, другие осуждали, но в любом случае все понимали, что происходят события, которые коренным образом изменят облик не только нашей страны, но и всего мира.

    Х

  • Глава II .   История России ( XX  в.в)§ 1. Россия в первой половине XX в.1...

    27 слайд

    Глава II .
    История России ( XX в.в)
    § 1. Россия в первой половине XX в.

    18 октября 1914 года
    Бомба взорвалась в кипящем котле,
    С ревом взметнула солдатскую пищу.
    Трое остались хрипеть на земле,
    Десять ушли к неземному жилищу.
     Вечером в поле туманно-нагом
    Ухали выстрелы русских орудий,
    Долго куски собирали кругом
    И навалили на мертвые груды.
    В яме дорожной в версте от огня
    Их забросали землей прошлогодней,
    Гасли осколки осеннего дня,
    Фельдшер сбивался в Молитве Господней.
    Г.Анфилов

    Февраль 1917г.
    Пойдем на весенние улицы,
    Пойдем в золотую метель.
    Там солнце со снегом целуется
    И льет огнерадостный хмель.

    Еще не изжито проклятие,
    Позор небывалой войны.
    Дерзайте! Поможет нам снять его
    Свобода великой страны.
    З.Гиппиус

    Х

  • Глава II .   История России ( XX  в.в)§ 1. Россия в первой половине XX в.С...

    28 слайд

    Глава II .
    История России ( XX в.в)
    § 1. Россия в первой половине XX в.

    Смело, товарищи, в ногу…
    Смело, товарищи, в ногу,
    Духом окрепнем в борьбе,
    В царство свободы дорогу
    Грудью проложим себе.
     
    Вышли мы все из народа,
    Дети семьи трудовой.
    Братский союз и свобода –
    Вот наш девиз боевой.
     
    Долго в цепях нас держали,
    Долго нас голод томил,
    Черные дни миновали,
    Час искупленья пробил…
     
    Свергнем могучей рукою
    Гнет роковой навсегда
    И водрузим над землею
    Красное знамя труда.
    Л.Радин

    * * *

    Белым был –
    Красным стал,
    Кровь обагрила.
    Красным был –
    Белым стал,
    Смерть победила.
    М.Цветаева
    Х

  • Глава II .   История России ( XX  в.в)§ 1. Россия в первой половине XX в.*...

    29 слайд

    Глава II .
    История России ( XX в.в)
    § 1. Россия в первой половине XX в.

    * * *
    Он стоит перед раскаленным горном,
    Невысокий старый человек.
    Взгляд спокойный кажется покорным
    От миганья красноватых век.
     
    Все товарищи его заснули.
    Только он один еще не спит:
    Все он занят отливаньем пули,
    Что меня с землею разлучит.

    Упаду смертельно затоскую,
    Прошлое увижу наяву,
    Кровь ключом заплещет на сухую,
    Пыльную и мятую траву.
     
    И господь воздаст мне полной мерой
    За недолгий мой и горький век.
    Это сделал в блузе светло-серой
    Невысокий старый человек
    Н.Гумилев

    * * *
    Прокламация и забастовка,
    Пересылки огромной страны.
    В девятнадцатом стала жидовка
    Комиссаркой гражданской войны.
    Ни стирать, ни рожать не умела,
    Никакая не мать, не жена –
    Лишь одной революции дело
    Понимала и знала она.
     
    Брызжет кляксы чекистская ручка,
    Светит месяц в морозном окне,
    И молчит огнестрельная штучка
    На обтянутом сбоку ремне.
     
    Неопрятна, как истинный гений,
    И бледна, как пророк взаперти, -
    Никому никаких снисхождений
    Никогда у нее не найти…
    Я.Смеляков

    Х

  • Глава II .   История России ( XX  в.в)§ 1. Россия в первой половине XX в.*...

    30 слайд

    Глава II .
    История России ( XX в.в)
    § 1. Россия в первой половине XX в.

    * * *
    Это было, когда улыбался
    Только мертвый, спокойствию рад.
    И ненужным привеском болтался
    Возле тюрем своих Ленинград,
    И когда, обезумев от муки,
    Шли уже осужденных полки,
    И короткую песню разлуки
    Паровозные пели гудки.
    Звезды смерти стояли над нами,
    И безвинная корчилась Русь
    Под кровавыми сапогами
    И под шинами черных "марусь".
    А.Ахматова

    Суд
    Судили мать за колоски,
    За горсть зерна
    В разгаре лета,
    Стояла, горбясь, без ответа
    Она, как школьник у доски.
    А зал молчал.
    Никто ни слова,
    Лишь чей-то плакал мальчуган.
    За воровство
    И за обман
    Судья грозил указом новым…
    А.Мишин

    Х

  • Глава II .   История России ( XX  в.в)§ 1. Россия в первой половине XX в.М...

    31 слайд

    Глава II .
    История России ( XX в.в)
    § 1. Россия в первой половине XX в.

    Мужество
    Мы знаем, что ныне лежит на весах
    И что совершается ныне.
    Час мужества пробил на наших часах,
    И мужество нас не покинет.
    Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова, -
    И мы сохраним тебя русская речь,
    Великое русское слово.
    Свободным и чистым тебя пронесем,
    И внукам дадим, и от плена спасем
    Навеки!
    А.Ахматова

    * * *
    Шел седой вояка – генерал,
    Он в бою столицы вражьи брал,
    Воевал в дыму, в пыли развалин,
    Он сказал: «Победа – это Сталин!»
     
    Говорит в ответ ему шахтер:
    «Сталин – это слава выше гор!
    Это доблесть вольного труда,
    Нефть и уголь, золото, руда».
     
    А ученый вел учиться внука
    И сказал: «Жизнь двигает наука
    Без нее бы все заводы встали,
    А наука наша – это Сталин!»
    Е.Трутнева

    Х

  • Глава II .   История России ( XX  в.в)§ 1. Россия во второй половине XXв.Э...

    32 слайд

    Глава II .
    История России ( XX в.в)
    § 1. Россия во второй половине XXв.

    Это было время больших перемен в истории советского общества. Наступила короткая «оттепель», связанная с именем Н.С.Хрущева, затем начались долгие годы «застоя». Попытку перестроить советское общество на демократический лад предпринял М.С.Горбачев, однако эта попытка закончилась развалом СССР и крушением тех ценностных ориентиров, на которых воспитывались поколения советских людей. Все это нашло отражение в поэзии и песнях второй половины ХХ века.
    Х

  • Глава II .   История России ( XX  в.в)§ 1. Россия во второй половине XXв.Н...

    33 слайд

    Глава II .
    История России ( XX в.в)
    § 1. Россия во второй половине XXв.

    Наследники Сталина
    … Я обращаюсь к правительству
    нашему с просьбою:
    удвоить,
    утроить у этой стены караул,
    чтоб Сталин не встал
    и со Сталиным – прошлое.
    Мы сеяли честно.
    Мы честно варили металл,
    и честно шагали мы,
    строясь в солдатские цепи.
    А он нас боялся.
    Он, верящий в цель, не считал,
    что средства должны быть достойны цели.
    Е.Евтушенко

    * * *
    Это и не старо и не ново,
    Ничего нет сказочного тут.
    Как Отрепьева и Пугачева,
    Так меня тринадцать лет клянут.
    Неуклонно, тупо и жестоко,
    И неодолимо как гранит,
    От Либавы до Владивостока
    Грозная анафема гремит.
    А.Ахматова

    Х

  • Глава II .   История России ( XX  в.в)§ 1. Россия во второй половине XXв.Ш...

    34 слайд

    Глава II .
    История России ( XX в.в)
    § 1. Россия во второй половине XXв.

    Шестидесятники
    … Давая звонкие пощечины,
    чтобы не дрыхнул,
    современнику,
    мы прорубали зарешеченное
    окно
    в Европу
    и в Америку.
    Мы для кого-то были «модными»,
    кого-то славой мы обидели,
    но вас,
    мы сделали свободными,
    сегодняшние оскорбители…
    Е.Евтушенко

    * * *
    Как научились воровать!
    Воруют все – напропалую.
    Ворует сын, ворует мать
    И строит дачу воровскую.
     
    Ворует пекарь у печей,
    Ворует резчик у буханки,
    Ворует сторож у бахчей,
    Ворует книжник у стремянки.

    Кого просить? Кому кричать?
    И перед кем стоять в ответе?
    И что мы будем воровать,
    Когда растащим все на свете!
    Н.Тряпкин

    Х

  • Глава II .   История России ( XX  в.в)§ 1. Россия во второй половине XXв.*...

    35 слайд

    Глава II .
    История России ( XX в.в)
    § 1. Россия во второй половине XXв.

    * * *
    Карусель городов и гостиниц.
    Запах грима и пыль париков…
    Я кружу как подбитый эсминец,
    Далеко от родных берегов.
    Чья-то мина сработала чисто,
    И, должно быть, впервые всерьез,
    В дервенеющих пальцах радиста
    Дребезжит безнадежное «SOS».
     Видно, старость – жестокий гостинец,
    Не повесишь на гвоздь, как пальто,
    Я тону, пораженный эсминец,
    Но об этом не знает никто!..
    А.Галич

    * * *
    Грязью чавкая жирной да ржавою
    Вязнут лошади по стремена,
    Но влекут меня сонной державою,
    Что раскисла, опухла от сна.
    Словно семь богатых лун
    На пути моем встает –
    То мне птица Гамаюн
    Надежду подает!
    В.Высоцкий

    Х

  • Глава II .   История России ( XX  в.в)§ 1. Россия во второй половине XXв.О...

    36 слайд

    Глава II .
    История России ( XX в.в)
    § 1. Россия во второй половине XXв.

    О развале СССР (1991)
    … Что же вы, республики,
    разбежались?
    На русских, что ли, разобижались?
    А нам обидеться на кого?
    Да вроде не на кого.
    Никого…
    Е.Евтушенко

    * * *
    Достойно, главное, достойно
    любые встретить времена,
    когда эпоха то застойная,
    то взбаламучена до дна.
    Е.Евтушенко


    Наш народ
    С похмелья – очи грустные.
    В речах - то брань, то блажь…
    Плохой народ: разнузданный,
    Растяпа… Но ведь наш!
    В душе – тайга дремучая,
    В крови – звериный вой…
    Больной народ, измученный,
    Небритый… Но ведь – свой!
    Европа или Азия?
    Сам по себе – народ!
    Ничей до безобразия!
    А за сердце – берет…
    Г.Горбовецкий

    Х

  • Глава III. Стихи о РодинеЭта глава посвящена очень актуальной в наши дни про...

    37 слайд

    Глава III. Стихи о Родине

    Эта глава посвящена очень актуальной в наши дни проблеме формирования патриотизма и гражданственности. Можно много говорить о том, как воспитывать патриотизм, но во многом именно поэзия может заставить молодого человека проникнуться гордостью за свою Родину и почувствовать себя ее гражданином. Обращение к поэзии формирует духовность и активную жизненную позицию личности, что так необходимо сегодня для возрождения России.

    Х

  • Глава III. Стихи о Родине*  *  *
А небо над Россией,
бездонное и синее.
Вчер...

    38 слайд

    Глава III. Стихи о Родине

    * * *
    А небо над Россией,
    бездонное и синее.
    Вчера такое было
    и сотни лет назад...
    Не плачьте о России,
    она такая сильная.
    Ей корни вековые
    помогут устоять.
    И вы, пророки Запада,
    не каркайте как вороны.
    И реквием, бесспорно,
    вам рано исполнять.
    Жива душа российская,
    хоть раны словно борозды –
    их мужество залечит...
    Да нам ли привыкать?
    А.Зенина

    * * *
    Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
    Не той, что была по учебникам пройдена,
    А той, что пылала в глазах воспаленных,
    А той, что рыдала, запомнил я Родину.
    И вижу ее накануне победы,
    Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
    А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
    Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
    К.Симонов

    Х

  • Глава III. Стихи о Родине*  *  *
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На...

    39 слайд

    Глава III. Стихи о Родине

    * * *
    Ни страны, ни погоста
    не хочу выбирать.
    На Васильевский остров
    я приду умирать.
    Твой фасад темно-синий
    я в впотьмах не найду,
    между выцветших линий
    на асфальт упаду.
    И душа неустанно
    поспешая во тьму,
    промелькнет над мостами
    в Петроградском дыму,
    и апрельская морось,
    над затылком снежок,
    и услышу я голос:
    До свиданья, дружок.
    И увижу две жизни
    далеко за рекой,
    к равнодушной отчизне
    прижимаясь щекой,
    словно девочки-сестры
    из непрожитых лет,
    выбегая на остров,
    машут мальчику вслед.
    И.Бродский

    Родине
    Они глумятся над тобою
    Они, о родина, корят
    Тебя твоею простотою,
    Убогим видом черных хат ...
    Так сын, спокойный и нахальный,
    Стыдиться матери своей -
    Усталой, робкой и печальной
    Средь городских его друзей.
    Глядит с улыбкой состраданья
    На ту, кто сотни верст брела
    И для него, ко дню свиданья,
    Последний грошик берегла.
    И.Бунин

    Х

  • Глава III. Стихи о Родине*  *  *
Разглядеть, что истино, что ложно,
Может то...

    40 слайд

    Глава III. Стихи о Родине

    * * *
    Разглядеть, что истино, что ложно,
    Может только беспристрастный суд,
    Осторожно, люди, осторожно
    Не разбейте глиняный сосуд.
    Одни его лениво ворошат,
    Другие неохотно вспоминают,
    А третьи даже помнить не хотят,
    И прошлое лежит, как старый клад,
    Который никогда не раскопают.
    В.Высоцкий

    История
    И современники, и тени
    в тиши беседуют со мной.
    Острее стало ощущенье
    шагов истории самой.
    Она своею тьмой и светом
    меня омыла и ожгла.
    Все явственней ее приметы,
    понятней мысли и дела.
    Мне этой радости доныне
    не выпадало отродясь.
    И с каждым днем нерасторжимей
    вся та преемственность и связь.
    Как словно я мальчонка в шубке
    и за тебя, родная Русь,
    как бы за бабушкину юбку,
    спеша и падая, держусь.
    Я.Смеляков

    Х

  • Глава III. Стихи о Родине*  *  *
Человеку надо мало.
Чтоб искал и находил,
Ч...

    41 слайд

    Глава III. Стихи о Родине

    * * *
    Человеку надо мало.
    Чтоб искал и находил,
    Чтоб имелись для начала
    Друг – один и враг – один...
    Человеку надо мало:
    Чтоб тропинка вдаль вела,
    Чтоб жила на свете мама
    Сколько нужно ей жила.
    Человеку надо мало:
    После грома тишину,
    Голубой клочок тумана
    Жизнь – одну и смерть – одну.
    Утром свежую газету –
    С Человечеством родство
    И всего одну планету –
    Землю! Только и всего.
    И межзвездную дорогу
    Да мечту о скоростях.
    Это в сущности, - немного.
    Это в общем – то – пустяк.
    Невеликая награда,
    Невысокий пьедестал...
    Человеку мало надо
    Лишь бы кто-то дома ждал.
    Р.Рожденственский

    Х

  • Глава IV.Образ человека в поэзии§ 1. О человеке.Теперь, когда роль человек...

    42 слайд

    Глава IV.
    Образ человека в поэзии
    § 1. О человеке.

    Теперь, когда роль человека в истории признается учеными и философами мира как ведущая и определяющая. Понимание и представление человека становится актуальным.
    Раскрытие феномена человека через литературно-художественный образ позволяет увидеть его внутренний, духовный мир – прекрасный и ранимых, сложный и простой одновременно.
    Главным действующим лицом истории является человек. З.Фрейд с научной точки зрения объяснил нам биосоциальную сущность человека, поэзия делает тоже самое, но своими специфическими средствами. И как писал В.Г.Белинский, ученого слушают и понимают немногие, поэта – все. Хорошо известно огромное влияние поэзии на жизненные позиции людей, их убеждения. Подчас целые поколения формировались под знаком тех или иных литературных идей. Что такое человек? Его сущность? Предназначение? На эти и другие вопросы мы найдем ответы в российской поэзии.

    Х

  • Глава IV.Образ человека в поэзии§ 1. О человеке.*  *  *
Я человек, я посре...

    43 слайд

    Глава IV.
    Образ человека в поэзии
    § 1. О человеке.

    * * *
    Я человек, я посредине мира,
    За мною мириады инфузорий,
    Передо мною мириады звезд,
    Я между ними лег во весь свой рост –
    Два берега связующее море,
    Два космоса соединивший мост.
    А.Тарковский

    * * *
    Не позволяй душе лениться,
    Чтоб воду в ступе не толочь.
    Душа обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь.
    Н.Заболоцкий


    * * *
    Я связь миров, повсюду сущих,
    Я крайня степень вещества;
    Я средоточие живущих,
    Черта начальна божества;
    Я телом в прахе истлеваю,
    Умом громам повелеваю,
    Я – царь – я раб – я червь – я бог!
    Но, будучи я столь чудесен,
    Отколе происшел? – безвестен;
    А сам собой я быть не мог.
    Г.Державин

    Х

  • Глава IV.Образ человека в поэзии§ 1. О человеке.Доброта
Стираются лица и д...

    44 слайд

    Глава IV.
    Образ человека в поэзии
    § 1. О человеке.

    Доброта
    Стираются лица и даты,
    Но все ж до последнего дня
    Мне помнить о тех, что когда-то
    Хоть чем-то согрели меня.
     
    Согрели своей плащ-палаткой,
    Иль тихим шутливым словцом,
    Иль чаем на столике шатком,
    Иль попросту добрым лицом.
     
    Как праздник, как счастье, как чудо
    Идет доброта по земле.
    И я про нее не забуду,
    Хотя забываю о Зле.
    Ю.Друнина

    Каждый выбирает для себя
    Каждый выбирает для себя
    Женщину, религию, дорогу.
    Дьяволу служить или пророку –
    Каждый выбирает для себя.
     
    Каждый выбирает по себе
    Слово для любви и для молитвы.
    Шпагу для дуэли, меч для битвы –
    Каждый выбирает по себе.
     
    Каждый выбирает по себе.
    Щит и латы. Посох и заплаты.
    Меру окончательной расплаты –
    Каждый выбирает по себе.
     
    Каждый выбирает для себя.
    Выбираю тоже – как умею.
    Ни к кому претензий не имею –
    Каждый выбирает для себя.
    Ю.Левитанский

    Х

  • Глава IV.Образ человека в поэзии§ 1. О человеке.Друг
Мы цапаемся жестко.
М...

    45 слайд

    Глава IV.
    Образ человека в поэзии
    § 1. О человеке.

    Друг
    Мы цапаемся жестко.
    Мы яростно молчим.
    Порою – из пижонства,
    порою – без причин.
    На клятвы в дружбе крупные
    глядим, как на чуму.
    Завидуем друг другу мы,
    не знаю почему…
    Взираем незнакомо
    с придуманных высот,
    считая, что другому
    отчаянно везет.
    Ошибок не прощаем,
    себя во всем виним.
    Звонить не обещаем.
    И все ж таки звоним!..
    Р.Рождественский

    Новое утро
     Не клонись-ка ты, головушка,
    от невзгод и от обид.
    Мама, белая голубушка,
    утро новое горит.
     
    Все оно смывает начисто,
    все разглаживает вновь…
    Отступает одиночество,
    возвращается любовь.
     
    И сладки, как в полдень пасеки,
    как из детства голоса,
    Твои руки, твои песенки,
    твои детские глаза.
    Б.Окуджава

    Х

  • Глава IV.Образ человека в поэзии§ 2. О любви.*  *  *
Бессонница. Гомер. Ту...

    46 слайд

    Глава IV.
    Образ человека в поэзии
    § 2. О любви.

    * * *
    Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
    Я список кораблей прочел до середины:
    Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
    Что над Элладою когда-то поднялся.
    Как журавлиный клин в чужие рубежи, -
    На головах царей божественная пена, -
    Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
    Что Троя вам одна, ахейские мужи?
    И море, и Гомер – все движется любовью.
    Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит.
    И море черное, витийствуя, шумит
    И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
    О.Мандельштам

    * * *
    Погибнет все,
    Сойдет на нет,
    И тот, кто жизнью движет,
    Последний луч
    Над тьмой планет
    Из солнц последних выжжет.
    И только
    Боль моя острей –
    Стою,
    Огнем обвит,
    На несгораемом огне
    Немыслимой любви.
    В.Маяковский

    Х

  • Глава IV.Образ человека в поэзии§ 2. О любви.*  *  *
Ты меня на рассвете р...

    47 слайд

    Глава IV.
    Образ человека в поэзии
    § 2. О любви.

    * * *
    Ты меня на рассвете разбудишь,
    Проводить необутая выйдешь.
    Ты меня никогда не забудешь,
    Ты меня никогда не увидишь.
    Заслонивши тебя от простуды,
    Я подумаю: “Боже всевышний,
    Я тебя никогда не забуду,
    Я тебя никогда не увижу”.
     Не мигают, слезятся от ветра
    Безнадёжные карие вишни,
    Возвращаться – плохая примета,
    Я тебя никогда не увижу.
     И качнуться бессмысленной высью
    Пара фраз, залетевших отсюда:
    Я тебя никогда не увижу,
    Я тебя никогда не забуду.
    А.Вознесенский
    * * *
    Не отрекаются любя.
    Ведь жизнь кончается не завтра.
    Я перестану ждать тебя,
    А ты придешь совсем внезапно.
    А ты придешь, когда темно,
    Когда в стекло ударит вьюга,
    Когда припомнишь, как давно
    Не согревали мы друг друга.
    И так захочешь теплоты,
    Не полюбившейся когда-то,
    Что переждать не сможешь ты
    Трех человек у автомата.
    ……………………….
    За это можно все отдать
    И до того я в это верю.
    Что трудно мне тебя не ждать,
    Весь день не отходя от двери.
    В.Тушнова.

    Х

  • Глава IV.Образ человека в поэзии§ 3. О жизни и смерти.*  *  *
… День кажды...

    48 слайд

    Глава IV.
    Образ человека в поэзии
    § 3. О жизни и смерти.

    * * *
    … День каждый, каждую годину
    Привык я думой провожать,
    Грядущей смерти годовщину
    Меж их стараясь угадать.
     
    И где мне смерть пошлет судьбина?
    В бою ли, в странствии, в волнах?
    Или соседняя долина
    Мой примет охладелый прах?
     
    И хоть бесчувственному телу
    Ровно повсюду истлевать,
    Но ближе к милому пределу
    Мне все б хотелось почивать.
     
    И пусть у гробового входа
    Млодая будет жизнь играть,
    И равнодушная природа
    Красою вечную сиять.
    А.Пушкин

    * * *
    Цените слух, цените зренье,
    Любите зелень, синеву –
    Все, что дано вам во владенье
    Двумя словами: "Я живу".
     
    Любите жизнь, покуда живы.
    Меж ней и смертью только миг.
    А там не будет ни крапивы,
    Ни роз, ни пепельниц, ни книг.
     
    И солнце даже не заметит,
    Что в глубине каких-то глаз
    На этой маленькой планете
    Навеки свет его погас.
    С.Маршак

    Х

  • Глава IV.Образ человека в поэзии§ 3. О жизни и смерти.*  *  *
Как над горя...

    49 слайд

    Глава IV.
    Образ человека в поэзии
    § 3. О жизни и смерти.

    * * *
    Как над горячею золой
    Дымится свиток и сгорает,
    И огонь, сокрытый и глухой,
    Слова и строки пожирает:
     
    Так грустно тлится жизнь моя.
    И с каждым днем уходит дымом;
    Так постепенно гасну я
    В однообразьи нестерпимом!..
     
    О небо, если бы хоть раз
    Сей пламень развился по воле,
    И, не томясь, не мучась доле,
    Я просиял бы – и погас!
    Ф.Тютчев

    * * *
    Уходят люди…
    Их не возвратить.
    Их тайные миры не возродить.
    И каждый раз мне хочется опять
    От этой невозвратности кричать.
    Е.Евтушенко


    Х

  • Глава IV.Образ человека в поэзии§ 3. О жизни и смерти.*  *  *
Догорает мой...

    50 слайд

    Глава IV.
    Образ человека в поэзии
    § 3. О жизни и смерти.

    * * *
    Догорает мой светильник,
    Все стучит, стучит будильник,
    Отбивая дробь минут;
    Точно капли упадают
    В бездну вечности – и тают, -
    И опять, опять живут!
     
    Ночь морозна. Небо звездно,
    Из него мерцает грозно
    Вечность мудрая сама.
    Сад в снегу, беседка тоже,
    И горит в алмазной дрожи
    Темных елок бахрома…
    К.Фофанов

    * * *
    День только к вечеру хорош,
    Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.
    Закону мудрому поверьте –
    День только к вечеру хорош.
    С утра уныние и ложь
    И копошащиеся черти.
    День только к вечеру хорош,
    Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.
    Ф.Сологуб

    Х

  • Глава IV.Образ человека в поэзии§ 3. О жизни и смерти.*  *  *
Немудрено, ч...

    51 слайд

    Глава IV.
    Образ человека в поэзии
    § 3. О жизни и смерти.

    * * *
    Немудрено, что похоронным звоном
    Звучит порой непокоренный стих…
    Пустынно здесь! уже за Флегетоном
    Три четверти читателей моих.
    А вы друзья! – осталось вас немного.
    Мне от того вы каждый день милей.
    Какой короткой сделалась дорога,
    Которая казалась всех длинней.
    А.Ахматова

    * * *
    О, я хочу безумно жить:
    Все сущее – увековечить,
    Безличное – очеловечить,
    Несбывшееся – воплотить!..
    А.Блок

    Х

  • Глава V. Исторические были-небылицыДанная глава была введена в сборник с це...

    52 слайд

    Глава V.
    Исторические были-небылицы

    Данная глава была введена в сборник с целью представить историю российскую через призму юмора, и тем самым, возможно, подтолкнуть учащегося на путь исследования. А правда – ли это? А если нет, то как развивались события на самом деле. Нетрадиционная оценка исторических событий может способствовать заинтересованному и деятельному изучению истории.

    Х

  • Глава V. Исторические были-небылицы*  *  *
Ломоносов до последних дней испы...

    53 слайд

    Глава V.
    Исторические были-небылицы

    * * *
    Ломоносов до последних дней испытывал нужду.
    Однажды придворный вельможа, заметив у Ломоносова маленькую дырку в кафтане, из которого выглядывала рубаха, ехидно спросил:
    - Ученость, сударь, выглядывает оттуда?
    - Нисколько, - ответил Ломоносов, - глупость заглядывает туда.


    * * *
    Как-то за обедом у Екатерины Второй зашел разговор о ябедниках. Императрица предложила тост за честных людей. Все подняли бокалы, лишь граф Разумовский не дотронулся до своего. Екатерина заметила это, спросила его, почему он не доброжелательствует честным людям?
    - Боюсь, мор будет, государыня, - ответил Разумовский.

    Х

  • Глава V. Исторические были-небылицы*  *  *
Кроме комедий Денис Иванович Фон...

    54 слайд

    Глава V.
    Исторические были-небылицы

    * * *
    Кроме комедий Денис Иванович Фонвизин писал сатирические стихи и эпиграммы. По всему Петербургу из уст в уста передавались его крылатые выражения. Например, его ответ на вопрос, какая разница между человеком и скотом, облетела всю Россию.
    - Огромная! – отвечал старик. – Ведь скотина никогда человеком быть не может, а человек, особливо богатый и чванливый, весьма часто скотиной становится.

    * * *
    Об одном вельможе говорили при Суворове, что он не умеет писать по-русски.
    - Стыдно, - сказал Суворов, - но пусть пишет по-французски, лишь бы думал по-русски.

    Х

  • Глава V. Исторические были-небылицы*  *  *
К Державину навязался какой-то с...

    55 слайд

    Глава V.
    Исторические были-небылицы

    * * *
    К Державину навязался какой-то сочинитель прочесть ему свое произведение. Престарелый поэт, как и многие другие, часто засыпал при слушании чтения.
    Так было и на этот раз. Жена Державина, сидевшая возле поэта, поминутно толкала его. Наконец сон так одолел Гаврилу Романовича, что, забыв и чтение, и автора, сказал ей с досадой, когда она разбудила его:
    - Как тебе не стыдно, никогда не даешь мне изрядно выспаться!

    * * *
    Милорадович, несмотря на то, что находился в пятидесяти сражениях, раненным никогда не был. Судьба определила ему, как известно, быть убитым русскою пулей в Петербурге на Сенатской площади. Его застрелил Каховский во время восстания 14 декабря 1825г.
    Для перевязки смертельно раненого генерала-губернатора Петербурга (в жизни обремененного большими долгами) отнесли в ближайший дом. Придя в себя, он улыбнулся и сказал кому-то из знакомых:
    - Ну, кажется, теперь я расквитаюсь со всеми моими долгами.

    Х

  • Глава V. Исторические были-небылицы*  *  *
Один сенатор жаловался Чаадаеву...

    56 слайд

    Глава V.
    Исторические были-небылицы

    * * *
    Один сенатор жаловался Чаадаеву на чрезвычайную занятость служебными делами.
    - Чем же вы заняты? – спросил Чаадаев.
    - Помилуйте, одно только чтение записок, дел, - и сенатор показал аршин на полу.
    - Да ведь вы их не читаете.
    - Нет, иной раз и очень, да потом все же иногда надобно подать свое мнение.
    - Вот в этом я уж никакой надобности не вижу, - заметил Чаадаев.

    * * *
    Император Николай Первый посетил Дворянский полк. На фланге стоял кадет на голову выше царя. Николай обратил на него внимание.
    - Как твоя фамилия? – спросил он.
    - Романов, ваше величество,
    - Ты родственник мне? – пошутил Николай.
    - Точно так, ваше величество, - ответил без запинки кадет.
    - А в какой степени? – спросил Николай.
    - Ваше величество – отец России, а я сын ее, - ответил кадет.

    Х

  • Глава V. Исторические были-небылицы*  *  *
Бутлеров, еще учась в казанском...

    57 слайд

    Глава V.
    Исторические были-небылицы

    * * *
    Бутлеров, еще учась в казанском пансионе, увлекался химией, возился с таинственными склянками, за что его постоянно наказывали.
    Однажды раздался оглушительный взрыв. Бутлерова нашли с опаленными бровями и посадили в карцер.
    Наставники выводили его оттуда во время обеда, повесив на грудь дощечку с надписью: «Великий химик». Пансионное начальство, конечно, не предполагало, как блестяще оправдается звание, данное в насмешку.

    * * *
    Во время предсмертной болезни Тютчева император Александр Второй, до сих пор никогда не бывавший у него, пожелал навестить поэта. Когда об этом сказали Тютчеву, он смутился и заметил:
    - Будет крайне неделикатно, если я умру на другой день после царского посещения.

    Х

  • Глава VII. Древняя история Руси в художественных образахВ этой части сборника...

    58 слайд

    Глава VII. Древняя история Руси в художественных образах
    В этой части сборника представлены произведения художников, посвященные Древней истории Руси
    Х

  • Древняя история Руси в художественных образахС.В.Иванов. Жилье восточных славянХ

    59 слайд

    Древняя история Руси в художественных образах
    С.В.Иванов. Жилье восточных славян
    Х

  • Древняя история Руси в художественных образахС.В.Иванов. Христиане и язычники
Х

    60 слайд

    Древняя история Руси в художественных образах
    С.В.Иванов. Христиане и язычники

    Х

  • Древняя история Руси в художественных образахС.В.Иванов. Съезд князей
Х

    61 слайд

    Древняя история Руси в художественных образах
    С.В.Иванов. Съезд князей

    Х

  • Древняя история Руси в художественных образахС.В.Иванов. Торг в стране восточ...

    62 слайд

    Древняя история Руси в художественных образах
    С.В.Иванов. Торг в стране восточных славян
    Х

  • Древняя история Руси в художественных образахА.М.Васнецов. Новгородский торгХ

    63 слайд

    Древняя история Руси в художественных образах
    А.М.Васнецов. Новгородский торг
    Х

  • Древняя история Руси в художественных образахС.В.Иванов. БаскакиХ

    64 слайд

    Древняя история Руси в художественных образах
    С.В.Иванов. Баскаки
    Х

  • Древняя история Руси в художественных образахС.И.Иванов. Боярская думаХ

    65 слайд

    Древняя история Руси в художественных образах
    С.И.Иванов. Боярская дума
    Х

  • Древняя история Руси в художественных образахБ.М.Кустодиев. Школа в Московско...

    66 слайд

    Древняя история Руси в художественных образах
    Б.М.Кустодиев. Школа в Московской Руси
    Х

  • Древняя история Руси в художественных образахВ.А.Серов. Петр ВеликийХ

    67 слайд

    Древняя история Руси в художественных образах
    В.А.Серов. Петр Великий
    Х

  • Древняя история Руси в художественных образахА.Н.Бенуа. Вахтпарад при Павле IХ

    68 слайд

    Древняя история Руси в художественных образах
    А.Н.Бенуа. Вахтпарад при Павле I
    Х

  • Древняя история Руси в художественных образахД.Н.Кардовский. Москва в сентябр...

    69 слайд

    Древняя история Руси в художественных образах
    Д.Н.Кардовский. Москва в сентябре 1812 г.
    Х

  • Результаты проекта1) За последние годы заметно улучшилась успеваемость по ист...

    70 слайд

    Результаты проекта
    1) За последние годы заметно улучшилась успеваемость по истории и обществознанию;
    2) Возрос интерес детей к поэзии, некоторые из них сами стали писать стихи. Было издано два сборника детских стихов и частушек.
    3) Активизировалась исследовательская работа учащихся. Лучшие работы детей отмечены грамотами и дипломами различного уровня, опубликованы в газетах.
    4) Силами учеников в школе созданы два музейных уголка:
    - «Поющий поэт. Геннадий Мигачев»
    - Уголок боевой славы «Памяти павших будьте достойны!»

    Продемонстрировать все свои достижения учащиеся могут на ежегодной школьной научно-практической конференции «Парад школьных наук» , которая проводится более 20 лет.
    Х

  • ЗаключениеВ современных условиях гуманитаризации и гуманизации образования ак...

    71 слайд

    Заключение
    В современных условиях гуманитаризации и гуманизации образования акцент на социокультурный аспект в изучении истории уместен и своевременен.
    Человек может познавать мир, усваивая не только научные знания, но и через систему художественных образов. Проект ориентирует учащихся на реальное восприятие окружающей действительности и возможность воплощения своих прав в современном обществе.
    «Ученого слушают и понимают немногие, а поэта – все»

    В.Г.Белинский
    Х

  • Список литературы Живое слово. Литературно-художественный сборник. – М., 1960...

    72 слайд

    Список литературы
    Живое слово. Литературно-художественный сборник. – М., 1960.
    Кишенкова О.В, Коробкова М.В.. История для любознательных. Ч.2. - М., Дрофа, 1996.
    Любовь в стихотворениях великих поэтов. – Ростов-на-Дону, 2000.
    Малышевский А.Ф. Мир человека. – М., 1997.
    Поэзия второй половины XIX в. – М., 2001.
    Русская поэзия. XX век. Антология. – М., 1999.
    Русская лирика XIX века. – М., 1981.
    Сто жемчужин всемирной поэзии. – М., 1989.
    Три века русской поэзии. – М., 1989.


    Х

  • Список источников иллюстраций«Шедевры Русской живописи» энциклопедия мировог...

    73 слайд

    Список источников иллюстраций
    «Шедевры Русской живописи» энциклопедия мирового искусства. – М. , Белый город, 2001.
    Х

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка к электронному пособию сборника «История России в поэтических образах»Данное пособие предназначено для использования на уроках истории в качестве дополнительного материала. Применяется для работы в среднем и старшем звене ( 7 – 11 классы).Цель работы - пробудить интерес к предмету, повысить мотивацию учащихся, используя нетрадиционные формы и методы обучения.Задачи:1.Активизировать познавательную деятельность учащихся, опираясь на их природную любознательность, новизну учебного материала, его доступность и наглядность.2.Сформировать патриотические чувства и чувства гражданственности. 3.Развивать критическое мышление, используя противоречивость исторического материала и другие особенности социального познания.4.Способствовать активизации творческой и индивидуальной деятельности учащихся.Нам представляется, что использование на уроках разнообразных художественных образов, позволит вывести преподавание истории на более высокий уровень, обеспечит мотивацию в изучении предметов через красочное увлекательное освещение исторических событий, будет способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельного и критического мышления, опираясь на палитру самых разнообразных, подчас противоположных по значению, образов исторического прошлого.Особенность данного издания определяется важностью полидисциплинарного подхода в изучении школьных предметов и спецификой влияния поэзии, живописи и музыки на активизацию индивидуальной деятельности учеников. Взамен скучного учебника учащимся предлагается галерея художественных образов, в которой история представляется мозаичной и многовариантной, эмоционально насыщенной, более понятной и позволяющей получить большое эстетическое наслаждение.Использование:- в качестве эпиграфов- иллюстративного материала- дидактического материала- на практических занятиях- на проблемных ситуациях- во внеклассной работе материалов.Инструкция по использованию презентации.Работа с данным пособием начинается с содержания, где в каждую строчку встроена гиперссылка, которая перенаправляет пользователя в определенный раздел презентации, указанный в содержании.Сами строчки содержания содержат триггеры, которые позволяют пользователю видеть поэтапно всплывающие строчки содержания, что позволяет успеть их прочесть, а уже после прочтения перейти по любой из предложенных гиперссылок, для дальнейшего ознакомления с пособием.На каждом слайде презентации представлены кнопки:«назад»«вперед»«возврат к содержанию»«конец»Кнопки позволяют свободно перемещаться по пособию.Также на некоторых слайдах использованы эффекты анимации.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 872 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 05 История 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
  • Учебник: «История. Профессиональное образования. Часть 1», Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н.
  • 30.12.2020
  • 670
  • 8
«История. Профессиональное образования. Часть 1», Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.03.2020 155
    • PPTX 14.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Крылова Мария Леонтьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Крылова Мария Леонтьевна
    Крылова Мария Леонтьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 92314
    • Всего материалов: 210

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 115 человек

Курс профессиональной переподготовки

История и философия науки: теория и методика преподавания при подготовке кадров высшей квалификации

Преподаватель философии науки

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "История" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 540 человек

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе